Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
  • ул. Кирова 16
  • +37517 327-08-75

«Эффективность методической деятельности в непрерывном профессиональном образовании педагога»

В современных условиях актуальным для развития системы дополнительного образования детей и молодежи является определение стратегических направлений, единства целей и задач методической деятельности.
В современных условиях особенно актуальным для методических служб представляется осмысление, принятие и использование эффективных моделей методического сопровождения педагога, отработка взаимосвязей всех методических структур и координации всех аспектов методической деятельности, направленных на обеспечение повышения компетентности и профессионализма педагогических кадров.

В Национальном центре художественного творчества детей и молодежи 30 сентября 2017 года состоялась 1-ая Республиканская научно-методическая сессия методических служб учреждений дополнительного образования детей  и молодежи «Эффективность методической деятельности в непрерывном профессиональном образовании педагога», к участию в которой были приглашены руководители, организаторы методических служб и методисты областных и региональных учреждений дополнительного образования детей и молодежи

Цели сессии:
-актуализация проблем и тенденций развития методических служб УДОДиМ в соответствии с требованиями к образованию, прогнозирование перспектив развития;
-обсуждение концептуальных подходов к обеспечению качественного методического сопровождения педагога в современных условиях;
-обмен эффективным опытом работы в области заявленной темы сессии;
-поддержка и распространение лучших практик инновационно-методической деятельности;
-повышение эффективностисистемы методической деятельности через реализацию республиканского кластера как важного ресурса непрерывного профессионального образования педагогов;трансляция материалов сессии в информационном поле системы дополнительного образования детей и молодежи.

Мероприятие проходило в несколько этапов.

В ходе подготовительного и ознакомительного этапов был проведен вебинар по организационно-методическому и концептуальному обеспечению работы сессии.

Для участия в ней было предоставлено более 56 материалов из опыта работы регионов.
Для обсуждения на сессии было отобрано 23 материала, в котором приняли участие более 70 представителей методических служб.

В приветственном слове к участникам главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Драпакова Т.В., обозначила актуальность мероприятия, которая обусловлена современными нормативными документами – Кодексом об образовании РБ, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы, государственной программой «Образование и молодежная политика» (подпрограмма развития дополнительного образования детей и молодежи).

В рамках сессии прошло пленарное заседание, на котором выступили представители науки:

Храмцова Ф.И., член Общественной палаты Союзного государства, отличник образования Республики Беларусь, профессор кафедры управления региональным развитием Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук, профессор, главный научный сотрудник Института Социологии НАН Беларуси отметила особенности образовательной среды дополнительного образования, где человек себя апробирует в роли ТВОРЦА, изложила концептуальные подходы к деятельности методических служб и факторы их модернизации как научно-инновационных центров в русле государственной политики в области образования. Детально представила новые качественные позиции современного руководителя методической службы, ключевые компетенции методиста-профессионала. В ряду перспективных форм и методик методической поддержки представлено следующее: создание комплексно-технологической карты, индивидуальной программы профессионального развития педагога, формирование портфеля проектов инновационной деятельности методических служб УДОДиМ.

Залыгина Н.А. заведующий кафедрой содержания и методов воспитания Академии последипломного образования, кандидат социологических наук, доцент обратилась к особенностям организации методической поддержки педагогов в повышении их профессиональной компетентности, к требованиям роста качества профессионального уровня педагога дополнительного образования, к специфике методического сопровождения педагога в процессе аттестации, обозначила тенденцию роста качества квалификационного уровня педагогов дополнительного образования, и значимую роль в этом методической службы УДОДиМ.

Практическую ценность для самостоятельной проработки представили предложенные материалы: перечень документов аттестационных материалов для итогового собеседования при аттестации педагога дополнительного образования, характеристики компетенций педагога дополнительного образования в соответствии с квалификационной характеристикой.

Ключевой для обсуждения в рамках сессии была тема «Взаимодействие и партнерство в эффективном профессиональном развитии педагога дополнительного образования», которую осветила Васильченко Н.В., директор Национального центра художественного творчества детей и молодежи, председатель республиканского совета директоров УДОДиМ.

Надежда Васильевна отметила положительные тенденции развития дополнительного образования детей и молодежи на современном этапе, чему способствует выстроенная Национальным центром вертикаль эффективного взаимодействия и сотрудничества с учреждениями образования, науки, культуры через систему дополнительного образования взрослых. Данный опыт находит активную поддержку педагогической общественности страны. Дальнейшего совершенствования требует работа по повышению профессионального уровня педагогов дополнительного образования в межкурсовой период, развитие практики изучения и анализа научно-теоретических проблем и тенденций, инновационного опыта педагогических коллективов в области сохранения богатого культурного наследия  и традиций белорусского народа.

Важной частью научно-методической сессии стал обмен опытом работы методических служб УДОДиМ в формате блиц-круга по решению проблем становления профессионализма и путей совершенствования и развития мастерства педагога. Примечательно, что актуальные аспекты методической деятельности находили живой отклик, в процессе чего участники сессии приводили конкретные примеры результативной инновационной деятельности своих методических служб. Методисты-профессионалы, опытные заведующие структурными подразделениями в представлении эффективных моделей методического сопровождения педагогов демонстрировали высокий уровень использования инновационных технологий:

- «Проектирование модели деятельности современного методиста». Технология корпоративного обучения педагогов в учреждении. (Лапенко Л.В., заведующий информационно-методическим отделом Дворца детей и молодёжи г. Новополоцка).
- «Использование веб-сайта учреждения дополнительного образования детей и молодежи в системе непрерывного профессионального образования педагогов». (Мешкова О.В., методист Витебского городского центра дополнительного образования детей и молодежи).
- «Формирование профессиональной компетентности современного педагога дополнительного образования средствами реализации проекта «Педагогический конструктор». (Ёда М.В., методист Гродненского государственного областного Дворца творчества детей и молодежи).
- «Повышение качества и результативности методической деятельности в непрерывном образовании педагогов учреждений дополнительного образования детей и молодёжи посредством ресурсных возможностей андрагогики». (Болотская Т.В., заместитель директора Волковысского центра творчества детей и молодежи).
- «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в региональную модель непрерывного профессионального развития педагога». (Гончарова А.В., методист Центра творчества детей и молодежи Могилевского района).
- «Пути повышения профессиональной компетенции специалистов дополнительного образования детей и молодежи». (Бокунь Н.И., заведующий отделом Гомельского государственного областного Дворца творчества детей и молодежи).
- «Создание условий для профессионального роста, социальной адаптации и самореализации молодых педагогов». (Максимович В.И., заведующий отделом методической и идеологической работы Дворца детей и молодежи «Золак» г.Минска).
- «Организация методической работы на основе персонифицированного подхода». (Новикова А.В., заведующий отделом образовательной деятельности Областного центра творчества г. Могилева).

Эффективность работы сессии подтверждается активным и заинтересованным участием руководителей методических служб областных УДОДиМ в реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели республиканского методического кластера как ресурса развития дополнительного образования детей и молодежи». Их выступления были ориентированы на осмысление эффективного опыта реализации системы методической деятельности как на региональном так и республиканском уровнях и инновационной направленности развития непрерывного профессионального образования педагогических кадров УДОДиМ, на создание новых моделей системы профессионального совершенствования, сотрудничества внутри кластера, на укрепление связи науки и практики посредством привлечения к участию в методических семинарах и конференциях и консультативно-экспертной деятельности представителей региональных институтов образования, высших учебных заведений:
- «Пути, средства и формы организации методического взаимодействия повышения профессиональной компетентности педагогических кадров». (Каминская Н.Э., заместитель директора Витебского областного Дворца детей и молодежи).
- «Методическая служба как ресурс повышения профессионального уровня педагога, качества и эффективности образовательной деятельности». (Морозова О.Ю., заместитель директора Областного центра творчества г. Могилева).
- «Развитие региональной системы дополнительного образования Гомельской области: методический аспект». (Белодедова Т.А., заместитель директора Гомельского государственного областного Дворца творчества детей и молодежи).
- «Виртуальный клуб «Методист нового поколения» как эффективная форма повышения профессиональной компетентности» (Козловская Г.М., заместитель директора Гродненского государственного областного Дворца творчества детей и молодежи).
- «Социальное партнерство в системе дополнительного образования как условие непрерывного профессионального развития педагога» (Акрушко Е.А., заместитель директора Брестского государственного областного центра молодежного творчества).
- «Развитие кадрового потенциала учреждения – миссия методической службы». (Синичкина Л.П., заведующий методический отделом Минского государственного дворца детей и молодежи).
- «Особенности региональной модели методической службы в Минской области» (Новик М.В., начальник отдела Минского областного института развития образования).

Активным субъектом сетевого взаимодействия выступают опорные методические площадки республиканского методического кластера, которые являются базой по организации в регионах методического сопровождения педагогов дополнительного образования, по распространению лучшего инновационного опыта. Результатом этого является формирование мотивационного пространства повышения педагогической культуры, профессиональной компетентности и личностного роста субъектов методической деятельности.

В ходе рефлексии результатов проведения I Республиканской научно-методической сессии участниками были отмечены актуальность обсуждаемой проблемы, значимость осмысления и корректного применения концептуально-теоретических понятий в области реализации современного научно-методического сопровождения непрерывного профессионального образования педагогов.

Были отмечены проблемы и затруднения, требующие эффективной научно-методической поддержки и помощи в области реализации основных положений современных нормативно-правовых документов, целостного программно-методического обеспечения педагогической деятельности  в современных условиях, нормативно-методического, информационного и технологического сопровождения развития одаренности детей и учащейся молодежи в условиях системы дополнительного образования детей и молодежи, выстраивания взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и взрослых, учреждений высшего образования по вопросам преемственности в повышении профессиональной компетентности педагогических кадров для системы дополнительного образования детей и молодежи.

Важным и необходимым для  повышения качества и результативности осуществления методической деятельности в современных условиях представляется изучение предложений участников и их реализация в рамках кластерного взаимодействия методических служб УДОДиМ, учреждений образования и науки:
- обеспечение доступности в информационном поле инновационно-методических материалов республиканских научно-методических проектов (сайт НЦХТДМ, распространение посредствам электронных носителей и др.);
- организация и проведение целевых, проблемно-тематических курсов повышения квалификации, научно-методических семинаров для методистов УДОДиМ на базе Академии последипломного образования, Национального центра художественного творчества детей и молодежи, областных УДОДиМ;
- создание современного методического пособия, адресованного методисту УДОДиМ (готовы принять участие в подготовке издания);- расширение сферы сотрудничества между УДОДиМ регионов по изучению и распространению инновационного опыта работы методических служб;
- организация взаимопосещения значимых областных методических и образовательных мероприятий с педагогами дополнительно образования и учащимися и др.

1-ая Республиканская научно-методическая сессия – это актуальное профессионально-методическое событие на старте нового учебного года, ориентированное на потребности педагогических кадров в качественном методическом сопровождении непрерывного профессионального образования, на совершенствование моделей методического пространства регионального и республиканского уровней, создание сетевого сообщества методических служб УДОДиМ. Научно-методическая сессия способствует развитию продуктивного профессионального диалога и сотрудничества между лидерами инновационно-методической деятельности, представителями учреждений образования и науки, созданию сетевого сообщества методических служб системы дополнительного образования детей и молодежи.

 

Вниманию методических служб будут представлены мультимедийные презентации инновационного опыта методической деятельности регионов.  

Взаимодействие и партнерство в эффективном профессиональном развитии педагога дополнительного образования
Исачкина Лариса Анатольевна,заместитель директора Национального центра художественного творчества детей и молодежи

Концептуальные подходы к деятельности методической службы в стратегическом обеспечении профессионального роста педагога
Храмцова Флюра Ибрагимовна, член Общественной палаты Союзного государства, отличник образования Республики Беларусь, профессор кафедры управления региональным развитием Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук, профессор, главный научный сотрудник Института Социологии НАН  Беларуси


Реализация компетентностного подхода в поддержке профессионального роста и аттестации педагога дополнительного образования
Залыгина Наталья Андреевна, заведующий кафедрой содержания и методов воспитания Академии последипломного образования, кандидат социологических наук, доцент 


Пути, средства и формы организации методического взаимодействия повышения профессиональной компетентности педагогических кадров
Каминская Наталья Эдуардовна, заместитель директора Витебского областного Дворца детей и молодежи;

Использование web-сайта учреждения дополнительного образования детей и молодежи в системе непрерывного профессионального образования педагогов
Мешкова Оксана Валерьевна, методист Витебского городского центра дополнительного образования детей и молодежи;

Виртуальный клуб «Методист нового поколения» как эффективная форма повышения профессиональной компетентности 
Козловская Галина Мечеславовна, заместитель директора Гродненского государственного областного Дворца творчества детей и молодежи;

Формирование профессиональной компетентности современного педагога дополнительного образования средствами реализации проекта «Педагогический конструктор» 
Ёда Марина Вячеславовна, методист Гродненского государственного областного Дворца творчества детей и молодежи;

Повышение качества и результативности методической деятельности в непрерывном образовании педагогов учреждений дополнительного образования детей и молодёжи посредством ресурсных возможностей андрагогики
Болотская Татьяна Валерьевна, заместитель директора Волковысского центра творчества детей и молодежи;

Развитие региональной системы дополнительного образования Гомельской области: методический аспект
Белодедова Татьяна Александровна, заместитель директора Гомельского государственного областного Дворца творчества детей и молодежи

Пути повышение профессиональной компетенции специалистов дополнительного образования детей и молодежи
Бокунь Надежда Ивановна, заведующий отделом Гомельского государственного областного Дворца творчества детей и молодежи;

Совершенствование методической работы по непрерывному персонифицированному повышению профессионального мастерства педагогических кадров 
Кулешова Екатерина Сергеевна, заместитель директора Центра творчества детей и молодежи Советского района г. Гомеля;

Развитие кадрового потенциала учреждения – миссия методической службы
Синичкина Лариса Петровна, заведующий методическим отделом Минского государственного дворца детей и молодежи;

Создание условий для профессионального роста, социальной адаптации и самореализации молодых педагогов
Максимович Валентина Ивановна, заведующий отделом методической и идеологической работы Дворца детей и молодежи «Золак» г. Минска»; 

Методическая работа в УДОДиМ – часть системы непрерывного образования педагогических кадров
Цыбуля Алла Александровна, заведующий учебно-методическим кабинетом Дворца детей и молодежи «Орион» г. Минска

Методическая служба как ресурс повышения профессионального уровня педагога, качества и эффективности образовательной деятельности
Морозова Ольга Юрьевна, заместитель директора Областного центра творчества;

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в региональную модель непрерывного профессионального развития педагога.
Гончарова Анастасия Витальевна, методист Центра творчества детей и молодежи Могилевского района

 

Пресса о мероприятии Практыка, падмацаваная тэорыяй

Сидоревич Т. А., методист высшей квалификационной категории отдела научно-методического и психолого-педагогического сопровождения дополнительного образования Национального центра художественного творчества детей и молодежи.