Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
  • ул. Кирова 16
  • +37517 327-08-75

Об итогах проведения республиканского конкурса индивидуальных программ

С января 2017 года по март 2018 года Национальным центром художественного творчества детей и молодежи был проведен республиканский смотр-конкурс (далее – конкурс) индивидуальных программ для одаренных учащихся и учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития (ОПФР). 

Конкурсу предшествовал смотр (мониторинг) реализации индивидуальных программ в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, который выявил количество реализуемых программ, профили и направления, тенденции развития образовательных услуг и уровень профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, работающих с данной категории детей.       

На республиканский этап конкурса были представлены 43 программы, из них: для учащихся с ОПФР – 22; для одаренных учащихся -17; 3 программы - не по профилю конкурса (физкультурно-спортивный, технический).

Наиболее широко в обеих номинациях представлено направление изобразительного и декоративно-прикладного творчества – 72%, музыкальное творчество - 21%, другие - 7% (пантомима, журналистика, поэтическое творчество). 

Экспертная оценка программ проводилась специалистами и ведущими методистами Национального центра художественного творчества детей и молодежи на основе критериальной базы, определенной положением о конкурсе. Экспертиза показала достаточное наличие ресурсов в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи для реализации индивидуальных программ: профессиональный уровень педагогических кадров, материально-техническое и методическое обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Все программы ставят основной целью создание условий для творческого развития и успешной социализации учащихся, имеют практикоориентированный характер. Основой индивидуальной программы для учащихся с ОПФР стало создание наиболее оптимальных условий обучения, воспитания, развития, которые определяются целым комплексом факторов: особенности здоровья, интересы, потребности и запросы ребенка и его родителей, формирование ключевых компетентностей через овладение программным материалом, психолого-педагогическая поддержка. 

Для одаренных учащихся -  поддержка высокой мотивации к познавательной и творческой деятельности; поощрение активности и самостоятельности; расширение образовательного пространства через исследовательскую, проектную, самостоятельную работу. 

Все конкурсные материалы представляют художественный профиль с преобладанием декоративно-прикладного направления, музыкальное творчество представлено программами по вокалу, освоению музыкальных инструментов.

По итогам конкурса определены лучшие индивидуальные программы, разработчики которых - педагоги дополнительного образования -  награждены:

Материалы конкурса показали, что необходимо совершенствовать программное обеспечение образовательного процесса с одаренными учащимися и учащимися из лиц с особенностями психофизического развития. 


Эксперты высказали типичные замечания для многих программ: смешение понятий «индивидуальная программа» и «индивидуальный образовательный маршрут», который реализуется в рамках объединения по интересам. Не все программы для одаренных учащихся показали диагностический инструментарий определения детской одаренности в том или ином виде творческой деятельности; углубленный, ускоренный темп обучения, расширение и углубление границ изучаемого, использование специальных методик.

Для учащихся с ОПФР не всегда учитывались требования САН-Пинов, рекомендации специалистов, характер особых потребностей ребенка, запрос родителей.

В то же время необходимо отметить, что конкурс содействовал совершенствованию программно-методического обеспечения образовательного процесса с данной категорией детей, выявлению передового педагогического опыта, ориентированного на совершенствование форм образовательной деятельности, интеграции учащихся с особенностями развития в социум.