Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
  • ул. Кирова 16
  • +37517 327-08-75

Республиканская театральная мастерская «Развитие творческой индивидуальности и ценностно-смысловых компетенций учащихся средствами театрального творчества»

29-30 ноября в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи состоялась республиканская театральная мастерская «Развитие творческой индивидуальности и ценностно-смысловых компетенций учащихся средствами театрального творчества».  

В мероприятии приняли участие более 50 человек – это педагоги дополнительного образования (театральное направление) учреждений дополнительного образования детей и молодежи и общего среднего образования. 

Республиканская театральная мастерская проходила с целью презентации и распространения передового педагогического опыта по развитию творческой индивидуальности учащихся в объединениях по интересам театрального направления; совершенствования профессионального мастерства и компетентности педагогов дополнительного образования в сфере театральной педагогики и использования современных подходов в воспитании детей и молодежи средствами театрального искусства.  

Надежда Васильевна Васильченко, директор Национального центра художественного творчества детей и молодежи, приветствуя участников республиканской театральной мастерской, отметила, что главная цель педагогики творчества – дать человеку деятельность, которая наполнила бы его душу. В такой деятельности достигаются наилучшие результаты – развиваются навыки общения, лидерские качества, усваивается важный жизненный опыт, формируется культурный уровень, творческая направленность личности, её гражданская позиция, развиваются эстетические предпочтения. Детский театральный коллектив и является такой благоприятной средой для формирования социального опыта и ценностно-смысловых компетенций учащихся.

Татьяна Михайловна Кривко, методист отдела научно-методического и психолого-педагогического сопровождения дополнительного образования Национального центра художественного творчества детей и молодежи, магистр искусств, подчеркнула значение добротного высококачественного современного репертуара в развитии исполнительского и художественного мастерства участников творческих коллективов, а также рассказала об итогах открытого республиканского конкурса разработок литературного материала для детского театра, обозначила перспективы проведения конкурса в дальнейшем.

Республиканская театральная мастерская прошла в активном творческом режиме и была насыщена разнообразными практическими формами работы. 

Большой интерес слушателей вызвали творческие мастерские победителей открытого республиканского конкурса разработок литературного материала для детского театра Татьяны Игнатьевны Бабей, учителя-методиста, драматурга, поэта, режиссера-постановщика (образцовая театральная студия «ТэСТ», ГУО «Гимназия №10 г. Молодечно) и Ирины Николаевны Жилач, педагога дополнительного образования, поэта, драматурга, режиссёра-постановщика (театр-студия «Хрустальный шар», ГУО «Средняя школа №49 г.  Минска»).

Т.И.  Бабей поделилась своим опытом работы с драматургическим материалом на примерах постановок по мотивам произведений  Р. Брэдбери, А. Чехова, А. Дударева, отметила  значение и роль качественного репертуара в воспитании личности учащихся, дала слушателям ориентиры на интересные произведения современных драматургов для детей и подростков, рассказала об особенностях своего режиссерского почерка и творческого поиска в постановке спектакля, а  также о серии творческих проектов театра «Личность мастера на фоне мировой художественной культуры».  

Творческая мастерская И.Н Жилач была посвящена вопросам создания драматургии для детского театра – от идеи до воплощения. Участники мастерской посмотрели удивительный спектакль «Настя и Сорняки» в исполнении младшей группы театра-студии «Хрустальный шар» средней школы №49 г. Минска (автор пьесы и постановщик – И. Жилач). Начинающие актеры играли с большим старанием и пониманием своей актерской задачи в спектакле, который имеет хороший воспитательный и образовательный потенциал в формировании личности.

Педагог-мастер поделилась своими критериями в определении качественного драматургического материала при подборе репертуара для детского театра. Участники мастерской не только познакомились с некоторыми теоретическими основами написания экспозиции и завязки пьесы, а также попробовали разработать свои мини-сценарии по заданным параметрам (три героя, три характера) и с большим воодушевлением и энтузиазмом представляли результаты своей  творческой работы.

Основам сценической речи, ее технике и средствам выразительности актера был посвящен мастер-класс Абрамовича Александра Юлиановича, актера театра и кино, руководителя кукольно-драматической студии «Галактика» Минского государственного Дворца детей и молодежи. Базовые упражнения, представленные в мастер-классе, были направлены на формирование пластической и внутренней свободы, развитие эластичности и подвижности дыхательного и голосового аппарата, совершенствование речевого слуха, постановку голоса, также был продемонстрирован метод «подражания», который способствует развитию и владению голосом, формированию актерского и сценического мастерства.

Мастер-класс А.Ю. Абрамовича был насыщен интересными практическими приемами в развитии сценической речи и вызвал огромный профессиональный интерес участников республиканской театральной мастерской.

Мастер-класс Татьяны Олеговны Шиловой, педагога дополнительного образования, культуролога, руководителя образцового театра-студии «Класс –А» (ГУО «Гимназия № 74 г. Минска) был посвящен «Этюдному методу как способу постановки спектакля в детском театральном коллективе». Т.О. Шилова подчеркнула, что особое значение этюда в том, что он является лучшим средством самовоспитания артиста – участника детского театрального коллектива, а также порекомендовала интересный литературный материал для работы над этюдами в театральном классе. С помощью импровизационных проб и этюдов, заданных мастером, слушатели поучаствовали в создании разнообразных сценических ситуаций, тренируя своё актерское мастерство, углубляясь в творческие законы органической природы и приемы психотехники, стали одновременно и участниками и зрителями спектакля «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» по одноименному произведению Ричарда Баха в постановке Т. Шиловой. Спектакль в исполнении талантливых учащихся образцового театра-студии «Класс –А» затронул самые потаенные струны души всех присутствующих и настроил участников на философское восприятие жизни.

Настоящим откровением для участников республиканской театральной мастерской стал спектакль «Голос большого города» по новеллам О. Генри в постановке Натальи Евгеньевны Рачковской, педагога дополнительного образования, руководителя образцового театра юношеского творчества Национального центра художественного творчества детей и молодежи. Участники театра играли с большим воодушевлением и юношеским азартом,  высочайшим профессионализмом и  актерской точностью в интерпретации образов новелл О.Генри. Спектакль, поставленный с большой чуткостью  и эстетическим вкусом, стал настоящим украшением программы республиканской мастерской и оставил у зрителей яркие положительные  впечатления.

 В рамках республиканской театральной мастерской состоялась лекция-дискуссия театрального критика Елены Александровны Мальчевской о современном театре. Участники мастерской под профессиональным руководством Елены Александровны с большим интересом исследовали и определяли границы современного театра. На примере различных проектов европейского и белорусского театров – постановок немецко-швейцарской театральной группы "Римини Протокол", спектакля аргентинского режиссера Фернандо Рубио «Все, что со мною рядом», театральных проектов Александра Марченко (спектакль-променад по Бобруйску, документальный спектакль «Antigone»), проекта Brest Stories Guide – цикла документальных аудио-спектаклей в пространстве города Оксаны Гайко и Светланы Гайдаленок (театр «Крылы халопа»), спектакля Елены Силутиной «Участковые, или Преодолеваемое противодействие» и др., участники мастерской определяли и узнавали, как размываются границы между искусством и жизнью, как театр осваивает новые территории, почему отказывается от незыблемых вещей (спектакли без актера и без сцены в привычном понимании), где граница между личным и публичным пространством и кто ее определяет, как взаимодействуют актеры и зрители в непривычных условиях? Встреча прошла в очень теплой творческой атмосфере.

Образовательная часть программы включала также и педагогическую мастерскую Ольги Алексеевны Клецовой, заведующего методическим кабинетом Национального центра художественного творчества детей и молодежи, в которой были актуализированы вопросы профессиональных компетенций педагога театрального коллектива в разработке и реализации программы объединения по интересам театрального направления.

В ходе профессионального общения педагогов был определен круг проблем, поставлены задачи для планирования дальнейшей работы и эффективного взаимодействия в вопросах воспитания учащихся средствами театрального творчества: 

  •  проводить республиканский конкурс разработок литературного материала для детского театра один раз в три года;
  •  создать действующий актив театральной мастерской, который будет объединять ведущих педагогов дополнительного образования в области театральной педагогики;
  •  включать в программу республиканской мастерской мастер-классы и творческие встречи  с актерами и режиссерами профессионального театра;
  •  продолжить практику проведения мастер-классов по специальным дисциплинам (пластика, сценическое движение, сценическая речь, мастерство актера).

Подводя итоги театральной мастерской, её участники отметили необходимость такого профессионального взаимодействия и творческого общения, которое обогащает новыми идеями и дает возможность встречи с профессиональным театральным сообществом педагогов дополнительного образования детей и молодежи, подчеркнули высокий уровень проведения мастерской,  профессионализм в разработке содержания программы, указали на важность и значимость мероприятия, его информационную и содержательную  насыщенность.  

Фотоотчет с мероприятия

Методист отдела научно-методического и психолого-педагогического сопровождения дополнительного образования  Татьяна Кривко