Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Об итогах II Республиканского конкурса методических разработок «Воспитательная деятельность: есть идея!»

В соответствии с планом работы Министерства образования Республики Беларусь на 2020 год с целью выявления и трансляции инновационного опыта в дополнительном образовании детей и молодежи, отражающего приоритетные направления воспитательной и образовательной деятельности состоялся II Республиканский конкурс методических разработок «Воспитательная деятельность: есть идея!» (далее  –  Конкурс).

На заключительный (республиканский) этап Конкурса в Национальный центр художественного творчества детей и молодежи поступило 75 методических разработок из 65 учреждений дополнительного образования детей и молодежи; приняли участие 105 педагогических работников (индивидуальные авторы и авторские коллективы). Среди них: методисты – 34 (32,3%), педагоги и руководителей студий – 30 (28,5%), заместители директоров – 13 (12,3%), заведующие структурными подразделениями – 13 (12,3%), культорганизаторы – 10 (9,5%), директора – 5 (4,7%). 

Оценка материалов Конкурса осуществлялась экспертной комиссией в составе ведущих специалистов Национального центра художественного творчества детей и молодежи.

Внешним экспертом Конкурса выступила Янушевич Н.Н., редактор научно-методического журнала «Выхаванне і дадатковая адукацыя».

С целью исключения заимствования текстов из интернет-источников была проведена экспертиза конкурсных материалов в системе «Антиплагиат», в большинстве работ отмечена высокая степень авторства.

На заключительный этап Конкурса представлены методические статьи, рекомендации, разработки занятий, воспитательных мероприятий, проекты, имеющие прикладное значение.

В работах отражены приоритетные направления воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи: гражданско-патриотическое, социально-педагогическое, художественно-эстетическое, культурно-досуговое, экскурсионно-краеведческое.

Большое место отведено решению задач педагогической поддержки профессионального самоопределения и творческого роста учащихся, поиску новых форм и методов воспитательной деятельности на основе культурных традиций своего региона. Представлены педагогические практики, направленные на повышение воспитательного потенциала семьи, организацию продуктивной совместной деятельности субъектов образовательного пространства и социума, организацию содержательного досуга детей и молодежи в шестой школьный день.

В конкурсных материалах раскрыт широкий воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования детей и молодежи, который реализуется через:

  •  конкретные мероприятия (события): ««Воспитать патриота»: организация и проведение городского краеведческого турнира» (УО «Гомельский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи»), «Цикл досуговых мероприятий «Вечера без гаджетов» как способ формирования культуры досуга учащихся» (ГУО «Дворец детей и молодежи «Орион» г. Минска»);
  •  игры: «Познавательно-творческая игра «Я и мой город» как инновационная форма гражданского и патриотического воспитания учащихся» (ГУО «Витебский городской центр дополнительного образования детей и  молодежи»);
  •  коллективные творческие акции: «Учреждения дополнительного образования детей и молодежи Витебщины: пишем историю вместе» (ГУДО «Витебский областной дворец детей и молодежи»);
  •  выставки: «Выставочная деятельность в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи: ресурсы, эффекты, перспективы» (ГУДО «Центр творчества детей и молодежи им. Х. Сутина»);
  •  проектную деятельность: «Мая экалагічная торбачка і кампанія» (ГУДО «Центр творчества детей и молодежи Держинского района»);
  •  медиаборазовательные технологии: «Создание и ведение YouTube-канала о природе малой родины» (ГУО «Центр творчества детей и молодежи Гомельского района»);
  •  организацию образовательного процесса: «Выхаваўчы праект «Арт-эксперымент» як метад пагружэння ў культурныя эпохі» (Национальный центр художественного творчества детей и молодежи) и др.

Работы победителей Конкурса отличаются грамотным использованием педагогическими работниками концептуальных подходов в вопросах воспитания, новизной педагогических идей, актуальностью, содержательностью, продуктивностью. 

В ходе анализа методических материалов выявились следующие недостатки: не всегда четко и корректно определена тема; не обозначены актуальность проблемы, оригинальность методики и новизна идеи педагогического опыта; не в полной мере раскрыта практическая значимость и научно-методическая составляющая разработки; ряд материалов недостаточно структурирован, допущены нарушения правил орфографии, пунктуации и культуры речи.  

Методическим службам учреждений дополнительного образования детей и молодежи рекомендуется обеспечить научно-методическое сопровождение проектирования и формирования положительного опыта воспитательной работы с целью создания качественного методического продукта.

Авторы лучших методических разработок награждены дипломами Министерства образования Республики Беларусь (22), дипломами Национального центра художественного творчества детей и молодежи (37), сертификатами автора научно-методического журнала «Выхаванне і дадатковая адукацыя» (11).

Лучшие методические разработки будут опубликованы в журнале «Выхаванне і дадатковая адукацыя» (май, 2020), включены в сборник «Дополнительное образование: методическая служба – педагогу-практику» (ноябрь, 2020). 

Итоги II Республиканского конкурса методических разработок «Воспитательная деятельность: есть идея!»

Яндекс.Метрика