Ошибка :

Показать отладочную информацию

Опыт профилактики асоциального поведения детей и подростков в УО «Минский государственный дворец детей и молодежи»
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
28.11.2017 в 01:18 | Наталья Vitaline Масюкевич
В актуальных условиях работа психологов учреждениях дополнительного образования значима в первую очередь своей профилактической направленностью. В УО «Минский государственный дворец детей и молодежи» одним из подразделений, деятельность которого направлена на профилактику асоциального поведения учащихся, является «Городской центр психолого-педагогической помощи» (далее ГЦППП). ГЦППП осуществляет работу по двум векторам: I. Психологическое сопровождение образовательного процесса в учреждении дополнительного образования - кураторство учебных отделов МГДДиМ педагогами-психологами. Эффективность системы кураторства, которая реализуется в виде комплекса психологических мероприятий в объединениях по итересам учебных отделов, подтверждена локальными социологическими исследованиями, отзывами участников образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами) и администрацией. Во вверенном отделе каждый психолог-куратор реализует программу психологического сопровождения (в том числе профилактики девиантного поведения), которая включает: - наблюдение за адаптацией учащихся в объединениях по интересам; - индивидуальную и групповую диагностику личностных особенностей учащихся, психоэмоциональных состояний, уровня развития коммуникативных навыков, фрустрационной толерантности, социально-психологического климата коллектива, межличностных отношений; - коррекционно-развивающие мероприятия (тренинги, тренинговые занятия, медиативные сессии) - психологическое просвещение (беседы с элементами тренинга, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы для детей, родителей, педагогов); В качестве яркого примера хотелось бы отметить работу психолога-куратора с учащимися объединения «Клуб любителей настольного тенниса» отдела технического творчества и спорта. Традиционно участники клуба — подростки и юноши с нарушениями поведения, часть из которых состоит на учете в ИДН. Вместе с основной программой объединения по интересам реализуется программа психологического сопровождения, включающая: 1. Исследование личностных особенностей учащихся, определение проблемного поля группы и каждого учащегося, а также выявление ресурсов (внешних и внутренних опор), благодаря которым может быть выстроена эффективная профилактическая работа. Решается посредством проведения первичного и повторного диагностического среза. 2. Активизация процессов самопознания и мотивация к изменениям. 3. Обучение навыкам рефлексии и самонаблюдения, воспитание бережного отношения к себе и другим. 4. Развитие навыков межличностного взаимодействия, повышение уровня конфликтной компетентности, укрепление антисуицидальных барьеров. 5. Формирование и развитие навыков саморегуляции, самоконтроля, введение понятия регуляции психофизического состояния в кризисных ситуациях. Развитие представлений о зависимостях (от ПАВ, игровой и т. п.) Задачи решаются посредством проведения тренинговых занятий для подростков, просветительских мероприятий (бесед с элементами тренинга), ролевых игр. 6. Создание условий для реализации личностного потенциала, определения профессиональной направленности личности, расширения сферы интересов, формирования устойчивой мотивации к обучению. Решается посредством индивидуальных психолого-педагогических консультаций, диагностики профессиональной направленности личности, групповых психолого-педагогических занятий. Занятия проходят еженедельно. Для данной группы подростков характеристикой, затрудняющей социально-психологическую помощь, является наличие психотравмирующего события в более раннем возрасте, что искажает благополучное психосоциальное развитие, оказывает влияние на весь последующий жизненный путь. В связи с этим в работе по профилактике девиантного поведения актуально введение блока по поиску инфантильной травмы и проведения психокоррекционной работы по восстановлению психологического благополучия подростка. Участники программы, а также члены их семей, получают информационную поддержку в виде информационных листков и памяток, подготовленных психологами. Часть родителей, готовых идти на контакт, приглашаются на индивидуальные консультации. II. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей подростков, молодежи города, оказание психологической помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В данном векторе деятельности ГЦППП программы по профилактике асоциального поведения реализуются в формате городских проектов (например, «Открытая школа антибуллинга и медиации») и объединений по интересам, целью которых является психологическая поддержка в период ранних подростковых изменений, развитие навыков уверенного поведения в общении, формирование устойчивости к негативным жизненным факторам). Заведующая сектором «Городской центр психолого-педагогической помощи» УО «Минский государственный дворец детей и молодежи»