Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
| 27.09.2019 в 15:40"Приглашаем Вас принять участие в интернет-форуме"
Уважаемые педагогические работники учреждений дополнительного образования детей и молодежи!

Приглашаем Вас принять активное участие в интернет-форуме по вопросам профилактики совершения преступлений, жестокого обращения и насилия в отношении учащихся учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Также в рамках мероприятия проводится дистанционная конференция. Для участия в дистанционной конференции просим в период с 1 октября до 1 декабря 2019 г. направлять на адрес электронной почты nchtdm@nchtdm.by информационно-методические, программные материалы, раскрывающие систему работы по профилактике совершения преступлений, жестокого обращения и насилия в отношении учащихся (с пометкой «Интернет-форум 2019»).

Более подробно смотреть на сайте НЦХТДМ по ссылке: https://method.nchtd...ij_internet-forum2/

Материалы по мере их поступления будут размещаться на виртуальном диске. https://drive.google...vAXiCAu6kvEHf2SIm94Y


Комментарии, вопросы/ответы по материалам также можно размещать на данном форуме.

За дополнительной информацией можно обращаться: НЦХТДМ, телефон 8 017 327 31 38.

Координаторы мероприятия – Шеремет Тамара Павловна, Смоляная Полина Степановна, Бондар Ольга Николаевна.
| 27.09.2019 в 15:42"Авторизация на Форуме"
Уважаемые коллеги!

Авторизация на Форуме идет в ручном режиме, после модерации.

Это занимает некоторое время. После модерации на Ваш почтовый ящик придет письмо что Ваша учетная запись активирована.

После этого Вы можете оставлять сообщения на Форуме.

Обращаю Ваше внимание, что Ваши сообщения на Форуме появятся только после проверки его администратором Форума.

Модерация сообщений происходит в рабочие дни с 9.00 до 17.00

По всем вопросам работы Форума обращайтесь на электронную почту info@nchtdm.by

С уважением,
администратор сайта
| 27.09.2019 в 15:45"Основные темы и вопросы интернет-форума: "
диагностика жестокого обращения и насилия в отношении учащихся;

методы и технологии профилактики совершения преступлений, жестокого обращения и насилия в отношении учащихся;

особенности планирования профилактической работы в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи;

информационно-методическое сопровождение профилактической работы;

оказание социально-педагогической и психологической помощи и поддержки учащимся.
Полина Смоляная | 01.10.2019 в 10:41"Возрастные особенности безопасного поведения учащихся дошкольного возраста"
Безопасное поведение – поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям.
В дошкольном возрасте происходит развитие познавательных процессов, вследствие этого у ребенка расширяются границы жизненного опыта.
Основы безопасного поведения закладываются в этом возрасте через взаимодействие с взрослыми, сверстниками, через наблюдение жизненных ситуаций. Ребенок еще не в полной мере способен к ответственности за свои поступки, но уже понимает, что хорошо или плохо для него. Ответственное и безопасное поведение ассоциируется у него с ролью взрослого, поэтому важен пример безопасного поведения, демонстрируемый близкими, значимыми для ребенка взрослыми, их поддержка и одобрение при попытках дошкольника продемонстрировать безопасное поведение.
Формирование у учащихся дошкольного возраста основных понятий о рисках, угрозах, профилактике вреда и предупреждении опасности, способствует выработке умения прогнозировать их последствия в процессе жизнедеятельности, умения правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.
Марина Андросова | 02.10.2019 в 09:47""Психологическое давление со стороны сверстников и как ему противостоять""
Приходилось ли вам во время общения с кем-то давать ненужные обещания или брать на себя нелепые обязательства?
Если вы ответили положительно, значит, вы на собственном опыте прочувствовали, что это – психологическое давление. К сожалению, общение с окружающими людьми, в том числе даже с самыми близкими, не всегда избавлено от манипуляций и попыток оказать на нас влияние.
Учащиеся могут быть неохотно втянуты в плохое поведение, потому что хотят «вписаться» или «понравиться», или потому, что их психологически запугивают. Одним из типичных приемов манипуляции среди молодежи является достаточно распространенная фраза «А тебе слабо?..».
Знать, как противостоять психологическому давлению, – это самая настоящая жизненная необходимость. Знание – это сила. Понимание и умение выявлять давление со стороны сверстников помогает справиться с ситуацией, понять, как правильно действовать.
Ольга Бондар | 03.10.2019 в 10:00"«Возможные признаки того, что учащийся сталкивается с насилием в в учреждении образования»"
 частые пропуски занятий или прогулы в определенные дни или определенных занятий; опоздания на занятия, отказ от участия в мероприятиях без объективных причин или по «надуманным» причинам;
 частые жалобы на плохое самочувствие на занятиях;
 замкнутость, уход в себя, избегание друзей, самоизоляция или изоляция со стороны других обучающихся;
 резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе и другим занятиям;
 недоверие к сверстникам и взрослым, низкая самооценка, неуверенность в себе;
 рассеянность, невнимательность, забывчивость, неспособность концентрироваться;
 постоянное или частое состояние тревожности, напряженности; пугливость, боязнь громких звуков и резких движений;
 постоянное или частое плохое настроение, состояние угнетенности, подавленности, или, наоборот, гиперактивности, раздражительности, агрессивности;
 резкие и беспричинные перепады настроения;
 частая потеря или порча личных вещей (мобильного телефона, рюкзака, учебников и др.), синяки, ссадины, порванная или измятая одежда;
 отказ объяснить причины вышеописанных состояний и поведения или явно неправдоподобные объяснения.
Виталий Гоголушко | 09.10.2019 в 22:32"Re: Республиканский интернет-форум «Профилактика совершения преступлений, жестокого обращения и насилия в отношении учащихся учреждений дополнительного образования детей и молодежи»"
Виталий Гоголушко. Особенности диагностики жестокого обращения и насилия в отношении учащихся учреждения дополнительного образования.

Выявление случаев насилия над несовершеннолетними в условиях учреждения дополнительного образования имеет ряд особенностей.

1.Короткое(по сравнению со школой) время общения учащегося и педагога. Двухчасовое занятие дважды в неделю не способствует полному наблюдению за ребёнком.

2.В глазах учащегося педагог школы(классный руководитель. заместитель директора по воспитательной работе, сотрудник СППС) имеет больший официальный статус как представитель государства и защитник интересов несовершеннолетнего.

3.В большинстве случаев педагоги дополнительного образования сами воспринимают свою деятельность только как кружковую работу, профилактическое направление для них является неизвестным, многие из них ведут занятия в нескольких местах и не имеют возможности сконцентрироваться на проблемах ребёнка.

4.Отсутствие в учреждениях дополнительного образования социально-педагогической и психологической службы.

5.С другой стороны, неофициальная обстановка учреждения дополнительного образования, раскрепощённая атмосфера на занятии способствуют доверительным отношениям между учащимся и педагогом.

В этом случае руководителю кружка необходимо владеть как педагогическим тактом, так и элементарными знаниями о первичной диагностики насилия в отношении несовершеннолетних.
Данная диагностика стандартна для любого учреждения образования .

Полина Смоляная | 10.10.2019 в 11:02"10 октября – Всемирный день психического здоровья"
Всемирный день психического здоровья отмечается 10 октября по инициативе Всемирной Организации Здравоохранения с 1992 года в целях повышения осведомленности населения в отношении проблем психического здоровья и мобилизации усилий в поддержку укрепления психологического здоровья.

Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, противостоит обычным жизненным стрессам, продуктивно работает и вносит вклад в жизнь своего сообщества.

Одним из направлений работы учреждения дополнительного образования детей и молодежи является профилактика неблагополучия в личностном и профессиональном развитии участников образовательного процесса.

Данная деятельность способствует освоению учащимися стратегий для преодоления нарушений психологического здоровья, а также укреплению ресурсов здорового развития личности.
Тамара Суворова | 12.10.2019 в 14:33"Особенности планирования профилактической и коррекционной работы в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи"
Жестокое обращение с ребенком – это многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.

Организация профилактической работы в учреждениях дополнительного образования будет способствовать:

- развитию у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями;
- формированию адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- развитию самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
- формированию у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию процесса общения.

Эффективными методами и приемами в коррекционной и профилактической работе с детьми и подростками, подвергшимся жестокому обращению являются мягкие психокоррекционные методы: игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, музыкотерапия, куклотерапия и т.д.

Основные принципы взаимодействия педагога и обучающегося:

- поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я»;
- говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
- отмечать сдвиги в личностном росте посредством с равнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
- не навязывать ребенку вопреки его желанию спосо¬бы деятельности и поведения;
- принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества.

Воздействуя на ребенка таким образом, педагог разделяет с ним ответственность за творческое развитие его личности, за изменения в его внутреннем мире (в мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях, действиях и т.д.).
Полина Смоляная | 14.10.2019 в 10:13"Возрастные особенности безопасного поведения учащихся младшего школьного возраста "
Младший школьный возраст характеризуется развитием потребности в двигательной активности и исследовании запретных зон. Опасность может расцениваться как смелость, а безопасное поведение еще мало освоено в данном возрасте.

В отличие от дошкольного возраста, проявление ответственности в меньшей мере зависит от присутствия значимых взрослых. Ответственность переходит во внутренний план и становится личностной чертой. На этом этапе важно донести до ребенка понимание того, что он ответственен за свою безопасность.

Учащийся младшего школьного возраста сензитивен к принятию различных правил и норм. Поэтому эффективно ознакомление с правилами безопасного поведения и их закрепление на практике.
Полина Смоляная | 18.10.2019 в 10:09"Возрастные особенности безопасного поведения учащихся подросткового возраста"
В данный период наиболее активно формируется личность учащегося.

Для подростков характерны максимализм, стремление доказать себе и окружающим свою правоту, неуверенность в себе, повышенная тревожность, чувствительность к различному роду препятствиям.

Подростковый возраст характеризуется потребностью в самоутверждении, подражательности в поведении, склонности к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, склонности к нестандартному, рискованному поведению.

Поэтому задачей в вопросах развития умений и навыков безопасного поведения подростков становится мотивация на сознательную безопасность в повседневной жизнедеятельности.
Тамара Шеремет | 18.10.2019 в 11:05"Воспитание без насилия"
Уважаемые коллеги!

На сайте Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) представлены брошюры «Воспитание без насилия».

«Воспитание без насилия» (от 0 до 18 лет)

«В брошюре простым и понятным языком объясняется, что такое насилие и каковы его виды, что подразумевается под жестоким обращением с ребенком. Действенные рекомендации и советы по воспитанию детей без применения любых форм насилия помогут родителям избегать в семейных отношениях насильственных методов взаимодействия. Помимо мам и пап, материалы брошюры полезны всем взрослым, которые прямо или опосредованно участвуют в процессе воспитания детей».

Содержание брошюры:

Введение
1. Что такое насилие в отношении детей?
2. Виды насилия, их проявление и последствия
2.1. Физическое насилие
2.2. Психологическое (эмоциональное) насилие
2.3. Сексуальное насилие
2.4. Неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка
2.5. Общие последствия всех видов насилия
3. Причины и факторы риска зарождения насилия
4. Способы предотвращения жестокого обращения с детьми
5. Как быть хорошими родителями. Практические советы и рекомендации
5.1. Как правильно общаться с ребенком
5.2. Как строить доверительные отношения с ребенком
5.3. Как определить, применяете ли вы насилие по отношению к ребенку
6. Возможности преодоления насилия в школе
7. Стратегии безопасного поведения на улице
8. Куда обращаться за помощью

Приложение 1. Советы родителям
Приложение 2. Письмо к родителям
Приложение 3. Что должны знать дети, чтобы защитить себя от сексуального насилия
Список использованных источников

«Воспитание без насилия» (от 0 до 3 лет)

«Брошюра адресована в первую очередь взрослым членам семей, где есть дети в возрасте от 0 до 3 лет. Этот возраст – самый важный в развитии ребенка. И от того, насколько безопасным и благополучным он станет, зависит будущее малыша».

Содержание брошюры:

Вступление
1. Насилие над детьми в возрасте от 0 до 3 лет: виды и последствия
1.1. Физическое насилие
1.2. Эмоциональное (или психологическое) насилие
1.3. Неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка
2. Особенности поведения детей, способные привести к насилию со стороны родителей
3. Ситуации в семье, которые могут спровоцировать насилие старшего ребенка по отношению к младшему
4. Как воспитать ребенка без насилия
Список использованных источников

Также в разделе сайта «Материалы» по адресу https://www.unicef.by/materialy/ можно познакомиться с результатами исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь «Краткий отчет по результатам исследования. Оценка ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь».
Ольга Бондар | 21.10.2019 в 13:47"Буллинг и причины его возникновения"
Буллинг – это повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить.

Изначально буллинг предполагает неравенство сил – физических, психологических или численных, что обеспечивает острую эмоциональную реакцию со стороны жертвы и невозможность противостоять.

Одиночек травят группами, физически слабых обижают сильные и выносливые, неустойчивых психически задирают психологические лидеры и серые кардиналы.

Характерным является механизм возникновения подобного поведения. В большинстве случаев буллинг начинается с одного человека, который таким способом пытается укрепить свой авторитет, повысить самооценку или просто привлечь внимание группы.

Существует ряд личностных черт, способствующих тому, чтобы стать жертвой.

Так, нападкам чаще подвергаются люди, не вписывающиеся в понятие нормы, выделяющиеся среди остальных, причем не важно, в какую сторону тип странности (одежда, поведение, таланты, вкусы, тембр голоса и прочее). Жертвами часто становятся новые члены коллектива, которые не стремятся подстраиваться под общепринятое поведение.

Также жертву могут создать искусственно, благодаря влиянию авторитетов. Так происходит, когда старший (педагог, руководитель) намеренно унижает и оскорбляет человека в присутствии коллектива. Мотивация вышестоящего может быть сугубо личной, но психология групп такова, что со временем остальные члены подхватывают разрешенную модель поведения, не имея претензий к жертве.

Неспособность отвечать обидчикам, стремление занять пассивную позицию, отсутствие собственного мнения или наоборот резкая конфронтация с группой (отсутствие участие в общих играх или занятия) могут спровоцировать агрессоров.
Елена Лабович | 22.10.2019 в 16:16"Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия"
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности.

Жестокое обращение приводит к неблагоприятным для детей последствиям. Кроме того, оно может стать причиной формирования противоправного поведения.

В Докладе Всемирной организации здравоохранения «Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире» под насилием понимается «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное непосредственно в отношении ребенка лицом или группой лиц, которое влечет или с большой вероятностью может повлечь нанесение фактического или потенциального ущерба здоровью (телесные повреждения, психологическая травма), выживанию, развитию (отклонения в развитии) или достоинству ребенка».

Очевидно, что сегодня выявление несовершеннолетних, ставших жертвами насильственных действий, должно происходить не только медицинскими работниками и правоохранительными органами по фактам установления причин имеющихся повреждений у ребенка, но и педагогами в практической деятельности как предупредительная мера.
Марина Андросова | 23.10.2019 в 11:25"Психологическое давление со стороны сверстников и как ему противостоять"
Пять шагов, которые можно сделать, оказавшись в ситуации давления со стороны сверстников:
Шаг 1. Сделайте вдох
Когда вам предлагают сделать что-то, что вам неудобно, или что-то, что может закончится плохо для вас или для других, постарайтесь в течение 1 минуты ничего не отвечать и не делать. Вместо мгновенного ответа сделайте глубокий вдох и подумайте над этим предложением.
Шаг 2. Найдите слова
После того, как вы сделали вдох, давайте ответ на то, что вам предлагают сделать. Если вам предлагают, скажем, запугать кого-либо или спрыгнуть с высоты, или совершить кражу и т.п., охарактеризуйте предложенное действие: например, «это подло», «это опасно», «это воровство» или «это неправильно».
Шаг 3. Подумайте о том, что может произойти
Мысленно перечислите, что может произойти, если вы согласитесь. Например:
Злость по отношению к другому ребенку сделает этого ребенка грустным, обидит или даже причинит вред.
Запугивание другого может заставить чувствовать себя «круто» в данный момент, но со временем придет осознание сделанного.
За нарушение правил или плохое поведение вы можете быть отправлены в кабинет директора, что грозит негативными последствиями и дома.
Если делать что-то опасное, то можно получить травму или повредить общественную или чью-то собственность.
Шаг 4. Спросите: «Что можно сделать вместо этого?»
Эксперты предлагают выйти из подобной ситуации, предложив альтернативу тому, что предлагают вам совершить под давлением. Например, можно сказать «Пойдемте лучше все вместе покатаемся на велосипедах, роликах и т.п.». Такой вариант развития событий позволит всем участникам неприятной ситуации «сохранить лицо».
Шаг 5. Уходите
Если же вы видите, что ваши сверстники полны решимости сделать что-то рискованное или подлое, УХОДИТЕ. Но, как утверждают эксперты, есть правильный и неправильный способ сделать это. Вместо того, чтобы высказаться агрессивно, что может спровоцировать конфликт, лучше сказать: «Ладно, я пойду кататься на велосипеде (роликах). Если передумаете, приходите».
Ольга Бондар | 24.10.2019 в 09:55"Формы буллинга в учреждении образования"
Буллинг в учреждении образования имеет градацию тяжести и проявлений. Наиболее серьезным, заметным и ведущим за собой не только психологические нарушения является физический буллинг.

При нем жертва регулярно подвергается физическому насилию, избиениям, членовредительству.

Поведенческий буллинг может иметь пассивную форму, к которой относится игнорирование личности, бойкот, изоляция от общественной жизни коллектива. К активной форме относятся шантажи, вымогательства (обычно денег, телефонов), распространение сплетен и намеренное создание негативных условий (порча вещей или их кража, закрывание в шкафах или темных комнатах).

Вербальный буллинг проявляется в оскорблениях, насмешках, унижениях.

С развитием технологий появилось новое понятие кибербуллинга, когда издевательства происходят в сети, где жертве могут присылать оскорбительные или угрожающие письма, а также выкладывать фото и видео (реальные или смонтированные), призванные унизить достоинство человека.

Независимо от причин, буллинг, травля включают в себя несколько действующих лиц – агрессоры, жертва и наблюдатель.

К последним могут относиться и педагоги, игнорирующие происходящее, и дети, не желающие попасть на место жертвы, и родители, не верящие в серьезность возникшей ситуации.
| 25.10.2019 в 16:18"Диагностика жестокого обращения и насилия в отношении учащихся"
Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда.

Таким образом, педагоги должны уметь распознавать признаки жестокого обращения с ребенком на самых ранних этапах и проводить оценку риска причинения вреда, а также обеспечить своевременную помощь ребенку.

Основные формы насилия: физическое, сексуальное, психическое, экономическое.

Любой вид насилия может разрушить развитие личности или привести к смерти ребенка. Педагоги дополнительного образования имеют ряд преимуществ по сравнению с учителями среднего образования по выявлению (именно на ранних этапах) жестокого обращения с ребенком: учащиеся дополнительного образования больше раскрепощены; большая степень доверия к педагогу; наличие непринужденного общения; большое разнообразие форм сотрудничества.

Для достоверной диагностики необходимо сочетать качественные методы, такие как наблюдение и беседа, с количественными методами, такими как анкетирование, тестирование.

Ежедневно педагог должен обращать внимание на: внешний вид учащихся; поведение; особенности психологического состояния ребёнка по внешним проявлениям.

Не все характерные для насилия признаки свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, не только «знаки» должны привлечь внимание педагогов. Необходимо обращать внимание и на поступающую информацию, собранную в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком и от: ребенка; членов семьи несовершеннолетнего; работников учреждений образования; сверстников и друзей, соседей, иных граждан; медицинского работника учреждения образования.

Также необходимо помнить о факторах риска – особенностей семьи учащегося: семьи в трудной жизненной ситуации; семьи с низким уровнем достатка; многодетные семьи; неполные семьи; семьи с опекаемыми детьми; семьи в кризисной ситуации; конфликтные семьи.
Существует ряд методик, наиболее часто применяемых педагогами в работе:

рисунок или устное описание в процессе игровых моментов «Несуществующих животных», изучение личностной сферы ребенка;
«Рисунок семьи», для исследования переживаний и восприятия ребенком своего места в семье, наличия конфликтных, дисгармоничных семейных отношений в восприятии ребенка;
«Рисунок друзей и знакомых», для изучения переживаний и восприятия ребенком отношений с социальным окружением;
«Незаконченные предложения», методика позволяет исследовать глубокие переживания подростка; опросники; анкеты; тесты-игры.

Можно выделить следующие особенности методик: они позволяют собрать диагностическую информацию в короткие сроки о личностных особенностях ребенка, эмоционально–личностных отношениях учащегося с окружением. Данная информация полезна с точки зрения оперативности в оказании помощи и выбора средств вмешательства.

Необходимо помнить, что умение расположить к себе ребенка во время общения дает больше информации, чем любая диагностика.

Поддубная Наталия Геннадьевна
Полина Смоляная | 30.10.2019 в 12:29"Виктимное поведение"
Виктимное поведение – совокупность приобретенных человеком физических, психических и социальных черт и признаков, повышающих вероятность превращения его в жертву преступления или деструктивных действий.
Самым уязвимым возрастом, когда учащиеся могут попасть в трудные жизненные ситуации – подростковый. При отсутствии значительного жизненного опыта подросток должен решать самые различные задачи: освобождение от опеки взрослых, взаимоотношения с лицами другого пола, сверстниками, проблема выбора профессии.
Одним из способов профилактики виктимного поведения учащихся является диагностика индивидуально-психологических черт личности подростков с целью выявления подверженности виктимизации.
В работе с учащимися можно использовать методику «Склонность к виктимному поведению» (О.О. Андронникова), которая представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение предрасположенности к реализации отдельных форм виктимного поведения.
Полина Смоляная | 10.11.2019 в 14:25"Основные признаки виктимности подростков"
1. Индивидуально-психологические особенности личности: неадекватная самооценка, высокий уровень тревожности, эмоциональная неустойчивость.
2. Во взаимодействии с социальным окружением: проявление социальной робости, высокой степени конформности (изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей), внушаемость.
3. В ситуации конфликта – тенденция «ухода в себя» с целью смягчения эмоционального дискомфорта.
4. Безнадзорность, заброшенность, эмоциональное отвержение, неспособность оценить степень опасности, отсутствие способности противостоять в ситуации насилия.
5. Низкий уровень сексуальной просвещенности.
6. Условия жестокого обращения в семье, враждебное восприятие мира, готовность быть жертвой насилия со стороны сильных и самим проявлять его в отношении тех, кто слабее.
Галина Ярмольчик | 11.11.2019 в 13:37"Методы профилактики жестокого обращения в отношении учащихся"
Ярмольчик Галина Алексеевна, методист, Государственное учреждение образования «Центр детского творчества г.Микашевичи», 8(01647)27102, cdtm@luninec.edu.by.

Методы профилактики жестокого обращения в отношении учащихся

Дети являются самой незащищенной группой населения, когда речь идет о жестоком обращении. Они наиболее уязвимы не только потому, что не могут защитить себя физически и непосредственно сами отстаивать свои права, но и потому, что само их выживание зависит от взрослых.

В нормативных правовых актах Республики Беларусь, регламентирующих права несовершеннолетних, а также обязанности родителей по воспитанию детей, нет определения понятия «жестокое обращение с ребенком». При выявлении признаков жестокого обращения к педагогам и психологам должны присоединиться юристы. Ошибочно сводить жестокое обращение лишь к проявлениям физического насилия. Скорее, это действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Жестокое обращение с детьми может выражаться в форме физического, психологического (эмоционального) насилия или сексуального насилия, принимать форму пренебрежения потребностями ребенка, необходимыми для его жизнедеятельности. В настоящее время это стало серьезной социальной проблемой не только в Республике Беларусь, но и общечеловеческой проблемой. Принимая во внимание тот факт, что насилие порождает насилие, несложно оценить всю серьезность данной проблемы.
Сложившаяся ситуация в нашем обществе вытекает из ряда проблем –экономических, связанных с кризисом и неуверенностью в завтрашнем дне, социальных – у общества изменился приоритет ценностей, психологических – воспитываемый многие годы инфантилизм, нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других. Причин жестокого отношения взрослого к ребенку много и часто они берут начало из детства самого взрослого. Вопрос в том, как преодолевать проблему, как справляться с ней, какие профилактические мероприятия может реализовать учреждение дополнительного образования и в каких случаях эти мероприятия будут действенными и эффективными.

В комплекс мероприятий, осуществляющихся учреждением дополнительного образования по предупреждению жестокого обращения с детьми, входят три этапа: диагностический (предварительный), коррекционный, профилактический.

Диагностический этап включает:
1-й метод – сбор информации о семьях, родителях. На данном этапе большое значение имеет взаимодействие учреждения дополнительного образования с общеобразовательными учреждениями (школами, детскими садами). В школах функцию сбора информации о семьях учащихся, условиях их жизнедеятельности выполняют классный руководитель и социально-педагогическая и психологическая служба (СППС) школы. В учреждении дополнительного образования СППС чаще не предусмотрена, однако воспитательную функцию учреждение выполняет, с родителями сотрудничает, соответственно, влияет на формирование внутрисемейных отношений, родительских установок по отношению к ребенку. На данном этапе выявляются учащиеся, требующие особого внимания: состоящие на учете в списке СОП (находящиеся в социально опасном положении) и других видах учета, имеющие отклонения в поведении (проявление агрессии, воровство, замкнутость, необщительность).
2-й метод – анализ взаимоотношений учащихся в группе. Основная задача – выявить учащихся, которые чувствуют себя в коллективе некомфортно и найти причины этого состояния. Информация выявляется в ходе неформального общения с учащимися, при подготовке и проведении воспитательных мероприятий, при выполнении учащимися практических групповых заданий и т.д.

Педагоги в процессе основной деятельности, работая с учащимися в объединении по интересам, могут выявлять детей, испытывающих какие-либо трудности в коллективе. Педагог должен понимать, что дети, подвергающиеся насилию, нуждаются в особой заботе и внимании.

Особенности поведения учащегося, на которые стоит обратить особое внимание педагогу – депрессивное состояние ребенка, проявление жестокости, асоциальные наклонности (воровство, бродяжничество), недоверие по отношению к взрослым. Признаки депрессии: постоянное подавленное настроение, плач, раздражительность, низкая концентрация и самооценка, нехватка энергии.

При наличии в учреждении дополнительного образования психолога среди диагностических методов возможно использование опросника Басса-Дарки. Его применяют в работе с детьми и родителями. Тест, разработанный А. Бассом и А. Дарки в 1957 году, предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Следующий этап, коррекционный, включает тесное взаимодействие всех заинтересованных сторон: педагогов, родителей, учащихся.

Каким образом учреждение дополнительного образования может влиять на изменение родительских установок по отношению к детям? В число таких мероприятий входят как личный контакт с конкретными родителями, так и родительские собрания, беседы, дискуссии. Кроме этого, большое влияние на формирование положительных родительских установок, укрепление чувства эмоциональной близости в отношениях между родителем и ребенком оказывает участие родителей в воспитательных мероприятиях, наблюдение за успехами и достижениями ребенка в объединении по интересам, их совместная творческая деятельность. Способствуют этому также присутствие родителей на открытых занятиях, участие в мастер-классах, мероприятиях 6-го школьного дня.
Что касается работы с самими учащимися, испытывающими дискомфорт в коллективе, трудности с обучением, то здесь педагогу следует внимательно наблюдать за его успехами и отмечать любой прогресс, хвалить даже за минимальные достижения в учебе, спорте, творчестве. Требовать от ребенка выполнения тех или иных заданий, поручений следует только аргументированно, не превращая отношения в противостояние.

Для профилактики, тем более коррекции жестокого обращения с детьми, необходим многосекторальный подход. Здесь должны быть задействованы специалисты учреждений здравоохранения, образования, служба защиты прав несовершеннолетних, при необходимости, юристы, представители других социальных институтов, способных повлиять на ситуацию и благополучное ее разрешение.

Совершенно ясно одно – эффективными являются те программы, которые поддерживают родителей и прививают позитивные родительские навыки. Чем раньше в жизни ребенка проводятся такие мероприятия, тем более полезными они являются для ребенка.
Вероника Солонович | 15.11.2019 в 12:48"Профилактика насилия в учреждении дополнительного образования детей и молодёжи"
Безопасная, доброжелательная, основанная на доверии и уважении образовательная среда, созданная благодаря организационно-управленческим мерам и информационно-просветительской работе, является необходимым условием для предотвращения насилия в учреждении дополнительного образования детей и молодежи. Устойчивый и долговременный результат по предупреждению и преодолению насилия обеспечивается в Мостовском районном центре творчества детей и молодежи множеством факторов, среди которых:

безопасная инфраструктура помещений и территории;
правила внутреннего распорядка для учащихся;
применение методов обучения и позитивного воспитания, основанных на уважении прав и достоинства человека и гендерного равенства;
доброжелательный стиль общения между всеми участниками образовательного процесса, недопущение дискриминации в Центре по какому-либо признаку;
вовлечение учащихся и родителей в планирование и реализацию мер по улучшению социально-психологического климата в Центре и профилактике насилия, проведение среди них информационно-просветительской работы;
формирование профессиональной готовности (обучение и поддержка) педагогического коллектива Центра к систематической работе по профилактике насилия;
реализация программ и воспитательных мероприятий, способствующих формированию у учащихся личностных и социальных (жизненных) навыков для развития и поддержания здоровых межличностных отношений без насилия и дискриминации.

Наиболее эффективную работу по профилактике насилия в Центре проводит клуб ЮНЕСКО «Омега».

В настоящий момент разработан и реализуется спектакль «Чужой» по методике «Форум-театр».
Тамара Суворова | 29.11.2019 в 16:08"Травля в интернете"
Использование мобильных телефонов с видеокамерами и с постоянным выходом в Интернет привело к появлению новых Интернет-преступлений против личности. Одно из них является кибербуллинг.

Кибербуллинг – агрессивное, умышленное действие, совершаемое группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющееся неоднократно и продолжительное во времени, в отношении жертвы, которая не может легко защитить себя.
Это травля, оскорбления или угрозы, высказываемые жертве с помощью средств электронной коммуникации, в частности, сообщений в социальных сетях, мгновенных сообщений, электронных писем и СМС.

Это иногда приводит к очень плачевным последствиям – подростки заканчивают жизнь самоубийством.

Травля в интернете проходит по-разному. Иногда создают специальные страницы, посвященные издевательствам над каким-то конкретным человеком (например, одноклассником). Там размещают издевательские карикатуры, публикуют унизительные фотографии или видео, придумывают обидные прозвища, распространяют о жертвах унизительные слухи. Среди подростков довольно популярен такой вид буллинга: они размещают фотографию и телефон жертвы, объявляя от его или ее лица, что владелец номера оказывает сексуальные услуги.
Иногда людей заваливают комментариями или личными сообщениями с оскорблениями и угрозами. Еще один популярный способ травли — публикация сведений о жертве вопреки ее воле (иногда при этом человека шантажируют). Бывает, что люди пишут от лица жертвы сообщения ее близким, коллегам.

Признаки жертвы кибербуллинга:

• эмоциональная подавленность во время или после использования Интернета или телефона. Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии;
• чрезмерная секретность своей цифровой жизни;
• отстраненность от членов семьи, друзей или различных видов деятельности;
• избегание школы или групповых собраний;
• ухудшение успеваемости в учебе;
• изменения настроения, поведения, сна или аппетита;
• неприязнь к Интернету. Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире;
• нервозность или несдержанность при получении сообщений или e-мейлов. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений;
• избегание разговоров про деятельность за компьютером или смартфоном.

Вот примеры как избежать кибербуллинга:

1.Вы или Ваш ребенок впервые столкнулись с агрессией в сети.

Ваши действия: Игнорируете кибербуллера. Сделаете скриншот на всякий случай.

2.Вы повторно столкнулись с агрессией в сети.

Ваши действия: Заблокируете кибербуллера. Подаете жалобу администрации. Измените настройки приватности страницы.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять сообщения на форуме!

Яндекс.Метрика