Ошибка :

Показать отладочную информацию

Республиканский конкурс «Лучшая методическая разработка по профессиональной ориентации учащихся в УДОДиМ
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Республиканский конкурс «Лучшая методическая разработка по профессиональной ориентации учащихся в УДОДиМ

Об итогах республиканского конкурса «Лучшая методическая разработка по профессиональной ориентации учащихся в учреждении дополнительного образования детей и молодежи»

 

В соответствии с планом работы Министерства образования Республики Беларусь на 2022 год с целью повышения эффективности профориентационной деятельности в системе дополнительного образования детей и молодежи состоялся республиканский конкурс «Лучшая методическая разработка по профессиональной ориентации учащихся в учреждении дополнительного образования детей и молодежи» (далее – Конкурс).

На Конкурс представлено 100 работ из 74 учреждений дополнительного образования детей и молодежи, авторами-разработчиками которых стали 133 педагогических работника (индивидуальные авторы и авторские коллективы). Среди них: директора – 3 (2,3 %), заместители директоров – 27 (20,1 %), заведующие структурными подразделениями – 24 (18,1%), методисты – 43 (32,4 %), педагоги и руководители студий – 18 (13,5%), культорганизаторы, педагоги-организаторы – 16 (12,1%), педагоги-психологи – 2 (1,5%).

Оценка материалов Конкурса осуществлялась экспертной комиссией в составе ведущих специалистов Национального центра художественного творчества детей и молодежи. С целью исключения заимствования текстов из интернет-источников была проведена экспертиза конкурсных материалов в системе «Антиплагиат», в большинстве работ отмечена высокая степень авторства.

На заключительном этапе представлены методические разработки по трем номинациям:

«Модель профориентацинной работы в учреждении дополнительного образования детей и молодежи (методические рекомендации)» (29 работ);

«Проект по профессиональной ориентации учащихся в учреждении дополнительного образования детей и молодежи» (32 работы);

«Методическая разработка мероприятия по профессиональной ориентации учащихся в учреждении дополнительного образования детей и молодежи» (39 работ).

Конкурсные материалы отражают успешную деятельность по моделированию и построению целесообразной и эффективной системы профориентационной работы с учащимися. Модели профориентационной работы предусматривают формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению с использованием современных технологий, создание единой профориентационной образовательной среды, основанной на взаимодействии заинтересованных учреждений и организаций с учетом региональных особенностей рынка труда, описание механизма и алгоритма функционирования модели профессионального самоопределения учащегося посредством реализации программ объединений по интересам и др. (методические разработки: «Модель профориентационной работы в условиях внедрения технологии SEL в учреждении дополнительного образования детей и молодежи», Русина Л.В., ГУО «Мостовский районный центр творчества детей и молодежи»; «Мобильная профориентационная площадка «Ориентир», Шумулионене Т.И., ГУДО «Поставский районный центр детей и молодежи»; «Профориентационная работа в учреждении дополнительного образования: опыт и перспективы», Майорова Г.В., УО «Гомельский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи»; «Модель организации профессиональной и допрофессиональной подготовки учащихся в центре дополнительного образования детей и молодежи», Счисленок Л.И., ГУДО «Кличевский центр дополнительного образования детей и молодежи»; «Модель развития профессионального самоопределения обучающегося посредством реализации программ объединений по интересам художественного профиля на повышенном уровне», Сизова Е.Ч., Захаревич А.П., ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Ветразь» г. Минска»).

Деятельность в рамках проектов по профессиональной ориентации учащихся способствует внедрению инновационных форм и методов работы по освоению и совершенствованию профессиональных компетенций учащихся, дает возможность учащимся проявить свою инициативу, попробовать свои силы в разнообразных видах деятельности, самоопределиться в жизненном пространстве.

Представленные проекты предусматривают реализацию комплекса тематических мероприятий по ранней профориентации учащихся учреждения дополнительного образования детей и молодежи, межведомственное сотрудничество субъектов профориентации, поиск новых нестандартных подходов в воспитательной деятельности, создание интерактивных цифровых продуктов и использование их в работе, активное внедрение информационно-коммуникационных технологий (проекты: «Фестиваль труда и профессий «Прафесійныя вытокі», Савкина М.В., ГУО «Речицкий центр творчества детей и молодежи»; «Проект «Профессиональные субботы» как один из путей организации шестого школьного дня в учреждениях образования», Лисица А.Е., Борунова Т.А., ГУО «Дворец детей и молодежи «Золак» г. Минска»; «Тематический проект по ранней профессиональной ориентации «Территория выбора», Мойсеенок И.Л., Шаминко В.С., ГУДО «Миорский районный Центр детей и молодежи»; «Проект «PROF-НАВИГАТОР», Барилова Н.С., ГУДО «Полоцкий районный центр детей и молодежи»; «Семь шагов в профессию», Логвинова И.Ф., ГУО «Слонимский районный центр творчества детей и молодежи»).

В методических разработках мероприятия по профессиональной ориентации учащихся отмечается поиск оригинального сценарного хода, креативность идеи при составлении сценария, присутствие нестандартных решений. Конкурсные материалы представляют успешные практики работы по профессиональному просвещению, повышению у учащихся активного познавательного интереса к современному миру профессий и самоопределению (разработки мероприятий: «Интерактивная игра-квест «Путешествие в мир профессий», Плюскевич А.А., Плиска О.Е., ГУО «Витебский городской центр дополнительного образования детей и молодежи»; «Методическая разработка интернет-квиза «Профессии вчера, сегодня, завтра», Каржицкая В.В., Стук П.С., ГУДО «Сенненский районный центр детей и молодежи»; «Онлайн-сервисы как эффективный инструмент при организации профориентационной деятельности с учащимися», Валюженец Д.Р., ГУО «Уваровичский центр детского творчества Буда-Кошелевского района»; «Конкурсно-игровая программа «Матрица профессий», Булко В.И., ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи г. Бобруйска»; «Флипчарт семейных мотиваторов «Проффи», Шинкевич А.С., ГУДО «Многопрофильный центр по работе с детьми и молодежью «Юность» г. Могилева»).

Отмечается использование различных форм проведения мероприятий с учащимися (квест-игра, интернет-квиз, онлайн-игры, тренинговые занятия, настольные игры, игровые познавательные программы и др.), средств информационно-коммуникационных технологий (QR-коды, онлайн-сервисы: Online Test Pad, JeopardyLabs, Quizizz, MyQuiz, QuizGO, Kahoot, UMAIGRA, Leaningapps, Padlet, Atlas100, при проведении профдиагностики – Testometrika, CareerTest, Google-формы, Plickers и др.), которые способствуют развитию интереса и внимания, умений анализировать, делать заключения и выдвигать идеи, а также повышению результативности профориентационной работы.

Высокая результативность участия в Конкурсе отмечена по Витебской, Гомельской областям, г.Минску.

Вместе с тем, экспертной группой отмечен ряд замечаний: в конкурсных материалах допускаются методические неточности, некорректное использование некоторых категорий, понятий и формулировок; в отдельных разработках недостаточно полно, системно и структурировано представлен материал; отмечается недостаточность методического сопровождения педагогических работников в проектировании и реализации задач профориентационной работы.

Лучшие конкурсные работы будут размещены на сайте Национального центра художественного творчества детей и молодежи, опубликованы в сборнике. По итогам Конкурса авторы-разработчики лучших материалов награждены дипломами Министерства образования Республики Беларусь (41 диплом), Национального центра художественного творчества детей и молодежи (59 дипломов).

 

Список победителей и призеров республиканского конкурса «Лучшая методическая разработка по профессиональной ориентации учащихся в учреждении дополнительного образования детей и молодежи»

 

Список участников республиканского конкурса «Лучшая методическая разработка по профессиональной ориентации учащихся в учреждении дополнительного образования детей и молодежи», награжденных дипломами Национального центра художественного творчества детей и молодежи