Ошибка :

Показать отладочную информацию

Ансамбль танца “Кужалёк”, Прохорова М.Н.
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Ансамбль танца “Кужалёк”, Прохорова М.Н.

повышенный уровень изучения предметной области “хореография”

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Республике Беларусь танцевальное искусство – одно из самых популярных видов искусств. Кроме профессиональных взрослых коллективов имеется много детских самодеятельных танцевальных объединений, народных студий и ансамблей, с успехом представляющих белорусское танцевальное искусство в нашей стране и за рубежом. Одним из них является и образцовый хореографический ансамбль “Кужалёк”.

“В танце – душа народа, его история, обычаи, характер”. Эти слова классика русской литературы Н.В. Гоголя как нельзя ярче раскрывают особенность, направленность программы ансамбля.

Приобщение детей к народному танцевальному искусству, знакомство с его историей, народными обычаями формирует внутреннюю культуру человека, развивает его творческое начало.

Танец является и источником здоровья. Систематические занятия танцем учат целесообразно организованному, а потому грациозному движению. Помогают не только выработать правильную красивую осанку, но и способствуют устранению ряда физических недостатков.

Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся присущи им в повседневной жизни. Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами. Таким образом, занятия танцем помогают воспитывать и сам характер человека.

Яркая личность педагога, его способность увлечь творческим делом помогает учащимся осознать свою индивидуальность, почувствовать уверенность в своих силах, талантах, способностях, сделать первые шаги в самостоятельную жизнь, определиться с выбором будущей профессии.

Тридцать процентов учащихся ансамбля после окончания школы выбрали профессию хореографа. Двое из выпускников работают в ансамбле “Кужалёк”. Многие являются артистами профессиональных и любительских хореографических коллективов.

Программа хореографического ансамбля “Кужалёк” является программой объединения по интересам художественного профиля и рассчитана на 7 лет обучения. С 3-го этапа обучения осуществляется развитие творческих музыкально-танцевальных способностей учащихся по усложненной учебной программе, с углублением содержания образовательной области. На 3-м году обучения активно используется гендерный подход в обучении, дети в подгруппах изучают мужскую и женскую танцевальные техники.

Программа разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи и образовательной программы хореографического объединения учреждения внешкольного воспитания и обучения “Хореографический кружок” Селивановой И.Г. с учетом возрастных особенностей детского коллектива, опыта работы педагогов, видения ими своего предмета, а также материальной базы учреждения.

Ведущие педагогические идеи, ценности, принципы обучения и воспитания, следование которым обеспечивает реализацию целевого назначения программы:

-              личностно ориентированный подход: педагог помогает учащемуся в выявлении его возможностей, реализации интересов;

-              преемственность: после изучения элементарных движений танца задание осторожно усложняется, последующие задания осваиваются на основе предыдущих;

-              систематичность: достигается через целенаправленное обучение учащихся языку танцевальных движений, в процессе которого они знакомятся с принципами их изменения, с приемами композиции танца;

-              “обучение – творчество”: творчество является неотъемлемой частью процесса обучения, а также рассматривается в качестве итога обучения.

Используются следующие способы организации педагогического взаимодействия, направленные на развитие творческих способностей учащихся:

  • стимулирование проявлений образного мышления, интуиции, воображения;
  • поддержка учащихся в проявлении инициативы;
  • учет их психологических особенностей, индивидуальных интересов и склонностей;
  • включение в работу эффективных методов и приемов;
  • создание особого психологического климата в детском коллективе, способствующего свободному обмену мнениями, формированию чувства внутренней свободы;
  • создание условий для правильной организации творческой деятельности.

Результативность программы определяется уровнем владения учащимися танцевальной техникой, умением самостоятельно подбирать музыкальный и хореографический материал для танцевальных композиций, сформированностью эстетических знаний и эстетической культуры, участием и победами коллектива в различных конкурсах и фестивалях, а также профессиональным самоопределением детей в области танцевального искусства.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование всесторонне развитой личности ребенка посредством его приобщения к танцевальному искусству.

 

ЗАДАЧИ:

  1. Формирование музыкально-творческих способностей учащихся.
  2. Развитие эмоциональной сферы личности учащихся через освоение народного танца, его истории, традиций и обычаев.
  3. Развитие выразительности передачи содержания образа движением, осмысленного отношения к музыке.
  4. Формирование эстетических знаний, воспитание эстетической культуры, приобщение детей к прекрасному в жизни, природе, труде.
  5. Воспитание самостоятельности, инициативности, стремления к саморазвитию.
  6. Оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении с учетом их интересов, склонностей и индивидуальных особенностей.
  7. Формирование интересов и склонностей, осознания своих способностей для профессионального самоопределения.

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Программа рассчитана на обучение детей от 5 до 17 лет и, исходя из возрастных особенностей детей, предполагает 4 этапа обучения:

1-й этапподготовительный (1-й, 2-ой годы обучения для детей 5-6 лет);

2-й этапмладший (3-й год обучения – дети 7-8 лет); младший концертный состав (4-й год обучения – дети 8-9 лет);

3-й этапсредний концертный состав (5-й,6-ой годы обучения – дети 10-12 лет);

4-й этапстарший концертный состав (7-й год – дети 13-17 лет).

Программа предусматривает проведение занятий следующим образом:

Подготовительная группа – 2 раза в неделю по 1 часу (72 часа);

Младшая группа (3-й год обучения) – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа);

Младшая группа (4-й год обучения) – 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов);

Средняя группа – 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов);

Старшая группа – 3 раза в неделю по 3 часа (324 часа), 1 раз в неделю 2 часа сводная репетиция с оркестром сопровождения.

Количество часов, отведенных на ту или иную дисциплину, может варьироваться в зависимости от задач образовательного процесса.

Количество детей в группе первого года обучения – 12-15 человек, второго и последующего – 12-15, концертный состав – 8-10 человек в группе.

Данная программа предполагает следующие формы обучения:

  • Индивидуальные занятия – работа с солистами ансамбля над образом, отработка отдельных партий, элементов;
  • Групповые и мелкогрупповые занятия, на которые ходят дети, разучивающие определенные композиции или технику (женскую, мужскую);
  • Сводные репетиции – совместная работа 2-х хореографов коллектива с 2-мя составами детей и с оркестром сопровождения ансамбля.

 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для успешной реализации программы необходимо, чтобы занятия проводились в классах, оборудованных деревянным полом, специальными станками, зеркалами. Помещение для занятий предполагает оснащение музыкальными инструментами, техническими средствами. Также предусмотрена специальная форма одежды в соответствии с годами обучения.

Постановки танцев осуществляются балетмейстером и хореографом коллектива. Музыкальное сопровождение осуществляет  ансамбль народных инструментов.

ВИДЕО-, АУДИО-, ФОТОМАТЕРИАЛЫ

-     видеоматериалы с записями выступлений, концертов, воспитательных мероприятий, открытых занятий;

-     фотоматериалы: рекламные буклеты, афиши, стенды, альбомы;

-     записи классической и народной музыки;

-     видеозаписи выступлений профессиональных коллективов;

-     фонограммы (аудиозаписи);

-     нотный материал;

-     наглядный и дидактический материал, карты технологические с изображением рисунка танца;

-     реквизит: цветы, палки, резинки, флаги и т.д.

 

1 ЭТАП ОБУЧЕНИЯ – подготовительный

(1-й, 2-й годы обучения)

 

ЗАДАЧИ:

  • Обучить элементам музыкальной грамоты.
  • Обучить простейшим навыкам координации движений.
  • Разучить простейшие элементы и движения классического и народного танца.
  • Освоить базовые элементы хореографии, выявить склонности и способности детей.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й ГОД БУЧЕНИЯ

 

 

№ п/п

 

Наименование разделов,

тем

Количество часов

Всего

часов

В том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

 

2.

Азбука музыкального движения

12

2

10

3.

Элементы классического танца

20

4

16

4.

Портерная гимнастика

10

 

10

5.

Элементы народного танца

20

2

18

6.

Танцевальная импровизация

8

 

8

7.

Итоговое занятие

1

 

1

 

ИТОГО

72

9

63

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие (1)

Правила безопасного поведения и внутреннего распорядка. Внешний вид и форма одежды для занятий. Беседа с родителями о целях и задачах, планах коллектива.

 

2. Азбука музыкального движения (12)

Теория. Характер музыки, темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальный размер: 2/4; 3/4; 4/4. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворотов вправо и влево.

Практика. Упражнения на развитие ориентации в пространстве: повороты вправо, влево; построение в колонну по одному, в пары; перестроения из колонны в шеренгу и обратно; круг, “воротца”, “змейка”, “спираль”.

Упражнения на развитие мышечного чувства: круговые движения руками; напряжение и расслабление мышц рук и ног; “котик”, “растягиваем резинку”.

 

3. Элементы классического танца (20)

Теория. Правила азбуки классического танца, постановка корпуса ног и рук.

Практика.

Упражнения для рук.

  • Поднимание из подготовительного положения в 1-й,3-й позиции и обратно;
  • Раскрывание рук вперед – в сторону из положения “на поясе” и закрывание их обратно в характере русского и белорусского танцев (сопровождать движения рук поворотом головы поочередно вправо, влево).

Упражнения у станка. Постановка корпуса (лицом к станку; со второго полугодия).

  • Releve – подъем на полупальцах по 6 позиции.
  • Demi plies – полуприседание. Demi plie изучается по 6-й позиции.
  • Sauté – прыжки по 6-й позиции лицом к станку.

Поклон (музыкальный размер 2/4, медленно). Поклоны – для девочек, шаг с приставкой и наклоном головы – для мальчиков.

 

4. Портерная гимнастика (10)

Упражнения на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота в игровой форме (“качели”, “самолет”, “мостик”, “колечко”, “березка”, “велосипед”, “кошечка” и т.д.).

 

5. Элементы народного танца (20)

Теория. Ознакомление с музыкой белорусского народа.

Практика. Положение рук: руки опущены вниз, на поясе, на платье (у девочки), положение рук в общем круге и положение рук в паре. Танцевальные шаги: шаг с подскоком, боковой, притопы одинарные, “ковырялочка”. Прыжки по 6-й позиции. Танцевальные комбинации.

 

6. Танцевальная импровизация (8)

Отработка умений выразить в импровизации свое образное представление в движениях, связанных с образом птиц, зверей, людей разных профессий, явлений природы. Развитие у детей артистичности. Работа над образом. Темы: “Зоопарк”, “Магазин игрушек”, “Ветерок и ветер”, “В мире животных” и др.

Музыкальные игры: “Поезд”, “Ищи свой цвет” и др.

Импровизации на свободную музыкальную тему.

 

7. Итоговое занятие (1)

Открытое занятие с приглашением родителей и администрации.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1-й год обучения

  • Уметь определять и передавать в движении средства музыкальной выразительности: характер музыки, темп.
  • Знать музыкальные и танцевальные жанры: марш, песня, танец (вальс, полька).
  • Уметь строиться в колонну по одному, по 2, в шеренгу, в круг.
  • Уметь выполнять движения: полуприседания, танцевальный шаг с носка, одинарные притопы, двойные хлопки, боковые приставные шаги.
  • Уметь передавать в движении длительности: восьмые (бегать), четвертные (шаг).
  • Уметь выполнять движения, имитирующие конкретные действия.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

часов

В том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

 

2.

Азбука музыкального движения

10

2

8

3.

Элементы классического танца

18

4

14

4.

Портерная гимнастика

10

 

10

5.

Элементы народного танца

24

4

20

6.

Танцевальная импровизация

8

 

8

7.

Итоговое занятие

1

 

1

 

ИТОГО

72

11

61

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие (1)

Правила безопасного поведения и внутреннего распорядка. Внешний вид и форма одежды для занятий. Беседа с родителями о целях и задачах, планах коллектива.

 

2. Азбука музыкального движения (10)

Теория. Характер музыки, темп (быстро, медленно, умеренно) Музыкальный размер: 2/4; 3/4; 4/4. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворотов вправо и влево. Такт и затакт.

Практика. Упражнения на развитие ориентации в пространстве: повороты вправо, влево. Построение в колонну по одному, в пары; перестроения из колонны в шеренгу и обратно; круг, “воротца”, “змейка”, “спираль”. Упражнения на развитие мышечного чувства: круговые движения руками; напряжение и расслабление мышц рук и ног; “котик”, “растягиваем резинку”.

 

3. Элементы классического танца (18)

Теория. Правила азбуки классического танца, постановка корпуса ног и рук.

Практика.

Упражнения для рук.

  • · поднимание из подготовительного положения в 1,3 позиции и обратно;
  • · раскрывание рук вперед – в сторону из положения “на поясе” и закрывание их обратно в характере русского и белорусского танцев (сопровождать движения рук поворотом головы поочередно вправо, влево).

Упражнения у станка. Постановка корпуса (лицом к станку).

  • Releve – подъем на полупальцах по 6 позиции.
  • Demi plies – полуприседание. Demi plie изучается по 6-й позиции.
  • Battement tendus – резкий вынос ноги в пол.
  • Рort de bras – наклоны корпуса вперед, вправо, влево.
  • Sauté – прыжки по 6-й позиции лицом к станку.

Поклон (музыкальный размер 2/4, медленно). Поклоны – для девочек, шаг с приставкой и наклоном головы – для мальчиков.

 

4. Портерная гимнастика (10)

Упражнения на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота в игровой форме (“качели”, “самолет”, “мостик”, “колечко”, “березка”, “велосипед” и т.д.).

 

5. Элементы народного танца (24)

Теория. Ознакомление с музыкой белорусского народа.

Практика. Положение рук: руки опущены вниз, на поясе, на платье (у девочки), положение рук в общем круге и положение рук в паре.

Двойные и тройные хлопки.

Танцевальные шаги: шаг с подскоком, боковой, притопы одинарные, “ковырялочка”, попеременные подскоки.

Прыжки по 6-й позиции.

Шаг польки.

Танцевальные комбинации.

 

6. Танцевальная импровизация (8)

Отработка умений выразить в импровизации свое образное представление в движениях, связанных с образом птиц, зверей, людей разных профессий, явлений природы. Развитие у детей артистичности. Работа над образом.

Темы: “В зоопарке”, “Ветерок и ветер”, “Магазин игрушек”, “В мире животных” и др.

Музыкальные игры: “Поезд”, “Ищи свой цвет” и др.

Импровизации на свободную музыкальную тему.

 

7. Итоговое занятие (1)

Открытое занятие с приглашением родителей и администрации.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2-й год обучения

 

  • Уметь определять и передавать в движении средства музыкальной выразительности: характер музыки, темп.
  • Знать и уметь различать музыкальные и танцевальные жанры: марш, песня, танец (вальс, полька).
  • Уметь строиться в колонну по одному, по два, в шеренгу, в круг.
  • Уметь выполнять движения: полуприседания, танцевальный шаг с носка, одинарные притопы, двойные и тройные хлопки, боковые приставные шаги, попеременные подскоки.
  • Уметь передавать в движении длительности: восьмые (бегать), четвертные (шаг).
  • Освоить выполнение простых танцевальных комбинаций.
  • Уметь выполнять движения, имитирующие конкретные действия.
  • Иметь представление о характере исполняемых танцев.

 

2 ЭТАП ОБУЧЕНИЯ – младший

(3-й год обучения)

 

ЗАДАЧИ:

  • Закрепить знания и навыки, полученные на 1-ом, 2-ом годах обучения.
  • Обучить танцевальным навыкам по усложненной программе.
  • Развивать музыкально-ритмические способности детей.
  • Обучить определять и передавать в движении средства музыкальной выразительности.
  • Обучить перестраиваться из круга в одну шеренгу, две шеренги и обратно.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

часов

В том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

 

2.

Азбука музыкального движения

24

4

20

3.

Элементы классического танца

40

4

36

4.

Портерная гимнастика

16

 

16

5.

Элементы народного танца

40

4

36

6.

Танцевальная импровизация

22

 

22

7.

Итоговое занятие

1

 

1

 

ИТОГО

144

13

131

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие (1)

Правила безопасного поведения и внутреннего распорядка. Внешний вид и форма одежды для занятий.

 

2. Азбука музыкального движения (24)

Теория. Строение музыкальной речи (предложение, фраза). Сильные, слабые доли в движении.

Практика. Упражнения на развитие ориентации в пространстве: повороты вправо, влево. Перестроения из колонны в шеренгу, две шеренги, и обратное перестроение на месте, в движении; “воротца”, “звездочка”, “карусель”. Упражнения на развитие мышечного чувства: круговые движения руками; напряжение и расслабление мышц рук и ног; “котик”, “растягиваем резинку”, поднимание согнутой в колене ноги, выпады вперед и в сторону с пружинным движением в колене, отведение ноги назад махом.

 

3. Элементы классического танца (40)

Теория. Правила выворотности ног во всех движениях. Координация движения рук и головы в Рort de bras.

Практика.

Упражнения у станка. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку; со второго полугодия – держась одной рукой за станок).

  • Releve – подъем на полупальцах по 1-й, 2-й, 3-й позициям.
  • Demi-plies – полуприседание в соединении с подниманием на полупальцах (Releve) по 1-й, 2-й позициям.
  • Battement tendus – резкий вынос ноги вперед, в сторону из 1-й позиции. Battments tendu jetes – резкий вынос ноги в воздух из 1-й позиции.
  • Рort de bras – наклоны корпуса вперед, вправо, влево, а со второго полугодия – назад.
  • Прыжки (saute) по 1-й, 2-й и 6-й позиции.
  • Поклон (музыкальный размер 2/4, медленно). Поклоны – для девочек, шаг с приставкой и наклоном головы – для мальчиков.

 

4. Портерная гимнастика (16)

Упражнения на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота в игровой форме (“качели”, “самолет”, “мостик”, “колечко”, “березка”, “велосипед” и т.д.).

 

5. Элементы народного танца (40)

Теория. Особенности манеры, движения рук, ходы в белорусском танце.

Практика. Положение рук: руки опущены вниз, на поясе на платье (у девочки), положение рук в общем круге и положение рук в паре. Танцевальные шаги: переменный шаг, шаг с подскоком, боковой, притопы одинарные, двойные. “Ковырялочка” с двойным притопом, без подскока и с подскоком.

Прыжки по 6-й позиции. Шаг польки. Танцевальные комбинации.

Для мальчиков. “Ключ” простой. “Таракан”. Полная присядка – разучивание у станка с переходом на середину. “Хлопушки”.

 

6. Танцевальная импровизация (22)

Игры в музыкальном сопровождении, “Ритмическая эстафета”.

Музыкальные игры: “Поезд”, “Ищи свой цвет” и др.

Импровизации на свободную музыкальную тему.

 

7. Итоговое занятие (1)

Открытое занятие с приглашением родителей и администрации.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3-й год обучения

Учащиеся должны:

Уверенно демонстрировать танцевальные навыки, полученные на 3 году обучения.

Уметь определять и передавать в движении: характер музыки, темп.

Уметь выполнять подражательные движения.

Уметь перестраиваться из круга в одну, две шеренги и обратно (на месте и в продвижении).

Уметь выразительно исполнять программные танцы и игры.

 

2 ЭТАП ОБУЧЕНИЯ – младший концертный состав

(4-й год обучения)

 

ЗАДАЧИ:

  • Научить правильному исполнению основных движений классического танца.
  • Научить распознавать характер танца.
  • Обучить исполнению белорусского народного танца.
  • Развивать технику исполнения, выразительность, эстетическое восприятие музыкального материала.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(младший концертный состав)

 

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

часов

В том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

 

2.

Азбука музыкального движения

22

4

18

3.

Элементы классического танца

60

10

50

4.

Портерная гимнастика

16

 

16

5.

Элементы народного танца

58

10

48

6.

Танцевальная импровизация

24

 

24

7.

Постановочно-репетиционная работа

34

 

34

8.

Итоговое занятие

1

 

1

 

ИТОГО

216

25

191

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие (1)

Ознакомление учащихся с планами на год. Беседа о прошедшем лете и планах на будущее. Правила безопасного поведения и внутреннего распорядка.

 

2. Азбука музыкального движения (22)

Теория. Закрепление теории и навыков, полученных на 1-ом – 3-м годах обучения. Прослушивание оркестра народных инструментов.

Практика. Упражнения на развитие ориентации в пространстве: перестроения из круга врассыпную и опять в круг; перестроение в парах: обход одним партнером другого; построение 2-х концентрических кругов; “змейка” продольная и поперечная; “спираль”; перестроение из шеренги по четыре в “звездочку”, “кружочек” и обратно в шеренгу; движения по диагонали.

Упражнения на развитие мышечного чувства: расслабление мышц плечевого пояса; расслабление и напряжение мышц корпуса; круговые движения руками, плечами; поднимание согнутой в колене ноги; выпады вперед и в сторону с пружинным движением в колене, отведение ноги назад махом.

3. Элементы классического танца (60)

Теория. Закрепление правил изученных движений.

Практика.

Упражнения у станка.

  • Demi-plies – полуприседание в соединении с подниманием на полупальцах (Releve) по 1-й, 2-й, 5-й позициям, Grand plie по 1-й, 2-й, 5-й позициям.
  • Battments tendu jetes – резкий вынос ноги вперед, в сторону из 1-й и 3-й позиций вперед, в сторону, назад, в сторону.
  • Поднимание ноги (battements releves lents) вперед на 20-25 градусов из 1-й и 3-й позиций вперед, назад, в сторону.
  • Наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево.
  • Прыжки (saute) по 1-й, 2-й, 3-й позиции.
  • Поклон (музыкальный размер 2/4, медленно). Поклоны – для девочек, шаг с приставкой и наклоном головы – для мальчиков.

 

4. Портерная гимнастика (16)

  • Упражнения на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота.
  • Упражнения для выворотности и подъема стопы.
  • Упражнения для мышц спины. Музыкальный размер 2/4.

 

5. Элементы народного танца (58)

Теория: Положения рук в паре.

Практика. Положение рук: руки опущены вниз, на поясе на платье (у девочки), положение рук в общем круге и положение рук в паре. Танцевальные шаги: переменный шаг, шаг с подскоком, боковой, притопы одинарные, двойные. “Ковырялочка” с двойным притопом, без подскока и с подскоком, “моталочка”, “молоточки”, “ключи”, дробные выстукивания, “гармошка”. Прыжки по 6-й позиции. Шаг белорусской польки в паре в продвижении, по одному в повороте на месте. Русский переменный ход. Верчение. Припадание; подготовка к “веревочке”, “веревочка”. Танцевальные комбинации.

Для мальчиков. Хлопки ладонями по бедрам. “Гармошка”. “Ключ”, дробный, простой. Полная присядка – разучивание у станка с переходом на середину. “Таракан”, “подсечка”.

 

6. Танцевальная импровизация (24)

Импровизации простых упражнений классического экзерсиса у станка.

Импровизации на заданную педагогом тему, свободную музыкальную тему.

 

7. Постановочно-репетиционная работа (34)

Включает постановку белорусских, русских танцев.

 

8. Итоговое занятие (1)

Концертное выступление перед родителями и администрацией Центра.

 


 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

4-й год обучения (младший концертный состав)

        Знать правила исполнения основных движений классического танца.

        Правильно выполнять танцевальные движения по программе обучения.

        Понимать характер исполненного танца.

        Знать основные движения народного танца.

3 ЭТАП ОБУЧЕНИЯ – средний концертный состав

(5-й,6-й годы обучения)

 

ЗАДАЧИ:

  • Научить экзерсис у станка.
  • Обучить исполнению белорусских народных танцев.
  • Обучить исполнению танца другого народа (по выбору).
  • Обучить выполнению более сложных танцевальных композиций.
  • Обучить основам хореографической лексики.
  • Развивать творческие музыкально-танцевальные способности по усложненной учебной программе.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(средний концертный состав)

 

№ п/п

Наименование разделов,

тем

5-й год обучения количество часов

6-й год обучения количество часов

Всего

часов

В том числе

Всего

часов

 

В том числе

теория

практика

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

 

1

1

 

2.

Классический танец

30

2

28

28

2

26

3.

Народный танец

60

10

50

60

10

50

4.

Элементы эстрадного танца

40

10

30

36

6

30

5.

Постановочно-репетиционная работа

36

 

36

38

 

38

6.

Концертно-конкурсная и фестивальная деятельность

12

 

12

14

 

14

7.

Сводные репетиции

36

 

36

38

 

38

8.

Итоговое занятие

1

 

1

1

 

1

 

ИТОГО

216

23

193

216

19

197

 


 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(мелкогрупповых занятий)

 

№ п/п

Наименование разделов,

тем

5-й-6-й год обучения количество часов

Последующее количество часов

Всего

часов

В том числе

Всего

часов

 

В том числе

теория

практика

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

 

1

1

 

2.

 Классический танец

28

2

26

28

2

26

3.

Народный танец

30

4

26

30

2

28

4.

Элементы эстрадного танца

12

2

10

12

2

10

5.

Постановочно-репетиционная работа

36

 

36

36

 

36

6.

Индивидуальная работа

36

 

36

36

 

36

7.

Итоговое занятие

1

 

1

1

 

1

 

ИТОГО

144

9

134

144

7

137

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие (1)

Ознакомление учащихся с планом на год. Беседа о прошедшем лете и планах на будущее. Правила безопасного поведения и внутреннего распорядка.

 

2. Классический танец (28)

Теория. Понятие о поворотах en dehors и en dedans. Законы и эстетика равновесия в позах классического танца.

Экзерсис у станка.

  • Позиции рук.
  • Позиции ног 1, 2, 3, 4, 5.
  • Releves на полупальцы по 1-й, 3-й, 5-й позициям.
  • Demi-plies по 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й; Grand plie по 1-й, 2-й, 3-й, 5-й позициям.
  • ·Battement tendus: а) из 1-й позиции в сторону, вперед, назад; б) с demi-plies из 1-й позиции в сторону, вперед, назад; в) с 5-й позиции в сторону, вперед, назад; г) с demi-plies из 5-й позиции в сторону, вперед, назад; д) с опусканием пятки во 2-ю позицию из 1-й и 5-й позиций; е) с demi-plies по 2-й позиции без перехода с опорной ноги и с переходом с опорной ноги.
  • Battements tendus jetes c 1-й и 5-й позиций в сторону, вперед, назад.
  • Rond de jambе par terre на plie en dehors et en dedans – круг ногой по полу.
  • Battements fondues – владение нижней частью ноги (от колена до носка) при выворотном и неподвижном положении верхней части.
  • Battements frappes – движение с ударом (лицом к станку).
  • Grands battements jetes – большой бросок.
  • Рort de bras – наклоны корпуса лицом к станку, растяжка.
  • Releves.
  • Sauté по 1-й, 2-й позиции.

На середине

Постепенное прохождение на середине упражнений, разученных у станка.

  • Demi-plies по 1-й, 2-й позициям, en face по 5-й, 4-й позициям, а позднее – epaulement.
  • Battement tendus по 1-й и 5-й позиции в сторону, вперед, назад; с demi-plies в 1-й и 5-й позициях в сторону, вперед, назад; с demi-plies по 2-й позиции без перехода с опорной ноги и с переходом с опорной ноги.
  • Battments tendus jetes c 1-й и 5-й позиций в сторону, вперед, назад;
  • Первое, третье рort de bras.
  • Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.

Allegro

  • Прыжки.
  • Echappe – прыжок с зависанием.
  • Прыжки по 1-й, 2-й, 5-й позиции.
  • Jete – прыжок с двух ног на одну.
  • Assemble – прыжок с двух ног на две.
  • Glissade – “скользящий” прыжок.

 

3. Народный танец (30)

Белорусский народный танец (18)

Упражнения у станка

  • Demi-plies и grands plies.
  • Battement tendus.
  • Battments tendus jetes.
  • Grands battements jetes.
  • Дробное выстукивание.
  • Подготовка к “веревочке”.
  • Перегибы корпуса.
  • Танцевальные шаги: переменный шаг, шаг с подскоком, боковой, притопы одинарные, двойные, “ковырялочка”, основные ходы белорусских танцев (“Лявонихи”, “Крыжачка”, “Белорусской польки”, “Заёнца”).

Техника:

мужская: подсечки, “таракан”, разножка, присядка, мячик;

женская: обертас по 6-й, пируэты, бегунок, “блинчики”, каблучки, полька в повороте, подскоки в повороте.

 

Русский народный танец (12)

Теория. Особенности русского танца (музыки, хореографической лексики, характера исполнения).

Практика. Положение рук: положение в парах, в круге, движение рук: переводы в различные положения; навыки в обращении с платочком.

Ходы и движения на месте: простой бытовой шаг; переменный ход на всю ступню; переменный ход с первым шагом на каблук (мужской); боковой ход “припадание”; боковой ход “гармошка”; “веревочка”; “двойная веревочка”; “веревочка с переступанием”; русский земной поклон.

 

4. Элементы эстрадного танца (12)

Теория. Особенности танцев XX века. Музыка, стиль, манеры, костюмы.

Практика. Композиция из пройденных элементов современных танцев. Положение рук, корпуса и головы.

 

5. Постановочно-репетиционная работа (36)

Подбор музыкального материала для хореографических композиций, работа над образом, работа с солистами.

 

6. Концертно-конкурсная и фестивальная деятельность (36)

Предусматривается участие коллектива во всех мероприятиях Центра (по отдельному плану), города; в благотворительных мероприятиях, в различных конкурсах, фестивалях; гастрольные поездки коллектива и т.д.; творческие встречи с другими профильными коллективами, внутриколлективные мероприятия.

 

7. Сводные репетиции (36)

Совместная работа двух хореографов коллектива с двумя составами детей, а также с оркестром сопровождения.

 

8. Итоговое занятие (1)

Концерт.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

5-й ГОД ОБУЧЕНИЯ

  • Владеют основными навыками классического танца.
  • Знают экзерсис у станка.
  • Умеют исполнять белорусские и русские народные танцы.
  • Совершенствуют правильную осанку, выворотность, танцевальный шаг, прыжок, пластику и гибкость тела, музыкальность.
  • Совершенствуют двигательные навыки, артистичность, техничность, исполнение комбинаций и танцев народного характера.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

6-й ГОД ОБУЧЕНИЯ

  • Уверенно владеют основными навыками классического танца.
  • Знают и владеют экзерсисом у станка.
  • Умеют исполнять белорусские и русские народные танцы.
  • Благодаря классическому танцу дети среднего возраста должны выработать: правильную осанку, выворотность, танцевальный шаг, прыжок, пластику и гибкость тела, музыкальность.
  • Совершенствуют двигательные навыки, артистичность, техничность, исполнение комбинаций и танцев эстрадного и народного характера.

 

4 ЭТАП ОБУЧЕНИЯ – старший концертный состав

(7-й год обучения)

 

ЗАДАЧИ:

  • Закрепить умения и навыки, полученные на всех этапах обучения.
  • Развить творческие музыкально-танцевальные способности по усложненной учебной программе.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(старший концертный состав)

 

№ п/п

Наименование разделов,

тем

7-й год обучения количество часов

Последующие количество часов

Всего

часов

В том числе

Всего

часов

 

В том числе

теория

практи

ка

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

 

1

1

 

2.

Классический танец

 

18

2

16

18

2

16

3.

Народный танец

 

26

2

24

24

2

22

4.

Элементы эстрадного танца

18

2

16

18

2

16

5.

Постановочно-репетиционная работа

120

 

120

120

 

120

6.

Концертно-конкурсная и фестивальная деятельность

20

 

20

22

 

22

7.

Сводные репетиции

120

 

120

120

 

120

8.

Итоговое занятие

1

 

1

1

 

1

 

ИТОГО

324

7

317

324

7

317

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие (1)

Ознакомление учащихся с планами на год. Правила безопасного поведения и внутреннего распорядка.

 

2. Классический танец (18)

Закрепление материала 6-го года обучения с усложнением движений и комбинаций у станка.

На середине:

Постепенное прохождение на середине упражнений, разученных у станка:

  • Demi-plies по 1-й, 2-й позициям, en face по 5-й, 4-й позициям и epaulement.
  • Battement tendus по 1-й и 5-й позиции в сторону, вперед, назад; с demi-plies в 1-й и 5-й позициях в сторону, вперед, назад; с demi-plies по 2-й позиции без перехода с опорной ноги и с переходом с опорной ноги.
  • Battments tendus jetes c 1-й и 5-й позиций в сторону, вперед, назад.
  • Первое, третье рort de bras.
  • Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.

Allegro

  • Прыжки по 1-й, 2-й, 5-й позиции.
  • Echappe – прыжок с зависанием.
  • Glissade – “скользящий” прыжок.
  • Assemble – прыжок с двух ног на две.
  • Jete – прыжок с двух ног на одну.
  • Double assemble – двойное assemble.
  • Sissonne ouverte – открытый прыжок. Первоначально исполняется носком в пол, а затем на 45 градусов. Впоследствии включаются движения головы, рук.
  • Sissonne fermee – закрытый прыжок с продвижением.
  • Pas de chat – прыжковое движение, имитирующее прыжок кошки (от франц. Chat – кошка).
  • Заноски (battu, royal; entrechat – guatre).
  • Туры (мужской класс).

Позы: croisee, effacee, ecartee.

 

3. Народный танец (26)

Упражнения у станка в характере русского и белорусского танцев.

  • Releve по 6-й позиции.
  • Demi-plies.
  • Grand plies.
  • Battements tendus.
  • Battements tendu jetes.
  • Ronds de iambe parterre.
  • Battements fondues.
  • Battements developpes.
  • Grands battements jetes.
  • Перегибы корпуса.
  • Каблучные упражнения.
  • Дробное выстукивание.
  • Flic – flac – это движение подготавливает к исполнению на середине зала чечеточных движений.
  • Pas tortille – “зигзаги”.
  • Подготовка к “веревочке”.
  • Растяжка у станка.

Упражнения на середине:

  • “Веревочка”;
  • Дроби;
  • “Ключи”;
  • “Молоточки”;
  • “Моталочка”;
  • Академическая середина: ход на полупальцах, ход с каблука, дробный ход, припадание, упадание, переменный шаг, шаг с каблука.
  • “Гармошка”.
  • “Елочка”.
  • Танцевальные шаги: переменный шаг, шаг с подскоком, боковой, притопы одинарные, двойные, “ковырялочка”, основные ходы белорусских танцев (“Лявонихи”, “Крыжачка”, “Белорусской польки”, “Юрочки”).

Техника:

   мужская: присядка, разножка, таракан, подсечка и др.;

   женская: абиртас по шестой, пируэты, бегунок, блинчики, каблучки, полька и др.

     Русский народный танец

Теория. Особенности русского танца (музыка, хореографическая лексика, характер исполнения).

Практика. Положение рук: положение в парах, в круге, движение рук: переводы в различные положения; навыки в обращении с платочком.

Ходы и движения на месте: простой бытовой шаг; переменный ход на всю ступню; переменный ход с первым шагом на каблук (мужской); боковой ход “припадание”; боковой ход “гармошка”; “веревочка”; “двойная веревочка”; “веревочка с переступанием”; русский земной поклон.

 

4. Элементы эстрадного танца (18)

Теория. Особенности танцев XX века. Музыка, стиль, манеры, костюмы.

Практика. Композиция из пройденных элементов современных танцев. Положение рук, корпуса и головы.

 

5. Постановочно-репетиционная работа (120)

Подбор музыкального материала для хореографических композиций, работа над образом, работа с солистами.

 

6. Концертно-конкурсная и фестивальная деятельность (20)

Предусматривается участие коллектива во всех мероприятиях Центра (по отдельному плану), города; в благотворительных мероприятиях, в различных конкурсах, фестивалях; гастрольные поездки коллектива и т.д.; творческие встречи с другими профильными коллективами, внутриколлективные мероприятия.

 

7. Сводные репетиции (120)

Совместная работа двух хореографов коллектива с двумя составами детей, а также с оркестром сопровождения.

 

  1. Итоговое занятие (1) Концерт.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся уверенно и свободно чувствуют себя на сцене, владеют танцевальной техникой на высоком уровне; умеют самостоятельно подбирать музыкальный и хореографический материал для танцевальных композиций.

У подростков сформированы эстетические знания и эстетическая культура. Они самостоятельны, инициативны, стремятся к саморазвитию и самореализации, принимают активное участие в концертной деятельности Центра, в конкурсах и фестивалях хореографического творчества. Многие из них определились с выбором будущей профессии – хореограф.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В программе ансамбля используются следующие организационные формы:

-     фронтальные (концертная программа, воспитательные мероприятия);

-     групповые (танцевальные номера);

- индивидуальные (сольные номера, беседы, консультации).

Для улучшения качества занятий и концертных выступлений в группах концертного состава практикуется проведение сводных занятий или сводных репетиций, т.е. 2 группы с двумя педагогами работают одновременно. Численность детей при этом не уменьшается.

Основные методы танцевального обучения: метод упражнений, метод повторения, метод анализа и сравнения, объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным методом. На 1-ом и 2-ом уровне обучения приоритетным является использование игровых методов и приемов, обеспечивающих ситуацию успеха для каждого ребенка:

  • игры на подражание;
  • сюжетно-ролевые;
  • музыкальные и др.

Эффективным методом танцевального обучения является практика участия коллектива в концертных выступлениях. Этот метод предоставляет возможность одновременно решить три задачи:

1. Мотивировать детей к повышению танцевального мастерства.

2. Повысить текущий художественный уровень исполнения.

  1. Способствовать знакомству с новыми танцевальными навыками.

Обучение включает в себя практическую работу, а также беседы о развитии танцевального искусства, формирование понятий о ее видах, жанрах, о выразительных средствах, работу с родителями, посещение концертов, профильных объединений, внутриколлективные мероприятия. В ходе занятий постоянно используются элементы здоровьесберегающих технологий.

Мониторинг личностного развития учащихся проводится не реже одного раза в полугодие в ходе открытых занятий и концертных выступлений.

В середине и в конце учебного года проводятся открытые занятия для подготовительных и младших групп и отчетные творческие концерты для средних и старших концертных составов. (Отслеживаются промежуточный и итоговый результаты).

В течение года в коллективе проводится обсуждение результатов деятельности, организуются творческие встречи и отчеты, культурный досуг. Коллектив ансамбля взаимодействует с другими объединениями Центра и общественностью, активно участвует в работе Центра.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС

1. Базарова, Н., Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие / Н. Базарова, В. Мей. – Ленинград, 1983.

2. Барышникова, Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова. – Санкт-Петербург, 1996.

3. Бекина, С.И., Музыка и движение / С.И. Бекина, Т.П. Ломова,
Е.Н. Соковнина. – Москва, 1984.

4. Климов, А. Основы русского народного танца / А. Климов. – Москва, 1981.

5. Костровичкая, В., Школа классического танца / В. Костровичкая,
А. Писарев. – Ленинград, 1986.

6. Кудашева, Т.Н. Народный танец, упражнения и этюды /
Т.Н. Кудашева. – Москва, 1980.

7. Образовательные программы музыкальных и хореографических объединений учреждений внешкольного воспитания и обучения / сост. О.А. Клецова. – Минск, 2009.

8. Чурко, Ю.М. Белорусский хореографический фольклор /
Ю.М. Чурко. – Минск ,1990.