Ошибка :

Показать отладочную информацию

Экспериментальный театр "EYE"
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Экспериментальный театр "EYE"

 

Мастяница Д.В., руководитель экспериментального театра «ЕYЕ» учреждения образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи»

Пояснительная записка

В настоящее время среди молодёжи нашей страны отмечен достаточно большой интерес к пластическим формам театрального искусства. В Беларуси существуют коллективы, занимающиеся сценическим танцем, акробатикой, огненными и пиротехническими представлениями. К сожалению, коллективов, которые занимаются совмещением этих видов искусства на профессиональном уровне, пока ещё мало.

Экспериментальный театр одной из своих основных целей ставит создание таких объёмных, многокомпонентных представлений, особенно популярных сейчас, например, в Европе.

Молодым людям в настоящее время интересно не только наблюдать выступления пластических театров. В молодёжной среде возрос интерес к развитию собственного тела, к раскрытию необычных его способностей, к передаче своих ощущений через пластику. В связи с широким распространением высокотехнологичных средств связи (интернет, мобильные телефоны) в современном обществе происходит некоторое обесценивание речевой коммуникации – всё, что связано со словом, как с «первым планом» общения, часто кажется слишком простым, банальным, примитивным. В это же время, то, что всегда казалось дополнением к речи – мимика, жесты, язык поз, приобретает всё большее и большее значение в жизни молодёжи. Искусство пластического театра даёт возможность научиться расшифровывать язык тела и, самое главное, пользоваться этим языком.

Цель программы – содействие всестороннему развитию личности учащихся через приобщение их к авангардному пластическому театральному искусству и создание творчески состоятельного коллектива, способного ставить пластические спектакли на высокохудожественном уровне.

Задачи:

  • Ø ознакомить участников коллектива с лучшими образцами современного театрального искусства;
  • Ø раскрыть творческие способности воспитанников посредством участия их в мероприятиях театра;
  • Ø обеспечить всестороннее познание участниками возможностей своего тела и психофизического аппарата;
  • Ø создать условия для формирования мобильного сплочённого коллектива;
  • Ø обогатить духовный мир воспитанников, сформировать у них высокоэстетический вкус.

Организационные условия реализации программы

Программа экспериментального театра рассчитана на два года: работа с подготовительной группой (первый год обучения) и работа с основным составом (второй и последующие годы обучения). На первом году обучения учащимся предлагается познакомиться с основными приёмами актёрского и пластического мастерства, на втором году они принимают участие в постановке полноценного спектакля.

Программа обучения в группе 1-го года включает актёрское мастерство, пластику, систему «форум-театра» (как одного из элементов актёрской техники), систему спонтанного действия и импровизации, работу на ходулях.

Программа обучения в группе 2-го года ориентирована на постановку конкретных спектаклей и миниатюр. При этом продолжаются занятия по пластике с целью повышения уровня подготовленности участников коллектива. Все прочие предметы – актёрское мастерство, методика форум-театра, система спонтанного действия и импровизации включены в процесс подготовки постановок. Конечным итогом работы второго года обучения (основной группы) является показ спектакля с последующим обсуждением выступления  всеми участниками коллектива.

Программа рассчитана на молодых людей обоих полов в возрасте от 16 лет.

Режим занятий:

1-й год обучения: 3 занятия в неделю по 3 часа. Общее количество часов в год - 324. Из них: групповые занятия – 216 часов, мелкогрупповые – 72 часа, индивидуальные – 36 часов.

2-й год обучения: 3 занятия в неделю по 3 часа. Общее количество часов - 324. Из них: групповые занятия – 192 часа, мелкогрупповые – 93 часа, индивидуальные – 39 часов.

Обучение работе на ходулях является одним из основных элементов подготовки актёров для экспериментального театра. Занятия проводятся только с определённым набором учащихся, критериями для отбора являются:

  • желание участника;
  • отсутствие противопоказаний (нарушения вестибулярного аппарата, травмы черепа, позвоночника или коленного сустава, головокружения, частые обмороки и др.);
  • достижение участником 18-летнего возраста.

         При  освоении программы  с каждым участником проводится инструктаж по технике безопасности с объяснением травмоопасных элементов в различных упражнениях.

Занятия необходимо проводить в просторном, хорошо проветриваемом помещении, которое должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и правилам противопожарной безопасности.

Материально-техническое обеспечение

  • Ø Покрытие пола – ковровые дорожки либо специальное покрытие, применяемое для занятий борьбой.
  • Ø Гимнастический стол или любой другой, достаточно прочный и неподвижный, – для обучения акробатике, падениям, сложным стойкам.
  • Ø Спортивные маты, толщиной не менее 80 мм.
  • Ø Боевые шесты, муляжи мечей – для занятий по сценическому бою.
  • Ø 25-50 мячей для большого тенниса.
  • Ø Ходули высотой от 50см – по количеству желающих обучаться работе на ходулях.

Помимо этого для многих упражнений необходим особый реквизит, который выбирается педагогом и изготавливается силами участников театра.

Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

п/п

Раздел, тема,

форма занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

Групповое занятие, беседа

3

 

3

2

Актёрское мастерство

3

69

72

2.1

Ознакомление с предметом

Групповое занятие, беседа

3

 

3

2.2

Раскрепощение

Групповые занятия, тренинги

 

9

9

2.3

Сплочение коллектива

Групповые, мелкогрупповые занятия, тренинги

 

4

5

4

5

2.4

Базовые актёрские навыки

Групповые, мелкогрупповые, индивидуальные занятия, тренинги, этюды

 

51

51

3

Пластика

3

105

108

3.1

Ознакомление с предметом

Групповое занятие, беседа

3

 

3

3.2

Расслабление

Групповые занятия, тренинги

 

24

24

3.3

Элементарный уровень

Групповые, мелкогрупповые занятия, тренинги

 

42

42

3.4

Базовый уровень

Групповые, мелкогрупповые занятия, тренинги

 

39

39


4

Система форум-театра

6

24

30

4.1

Ознакомление с системой форум-театра

Групповое занятие, беседа

3

 

3

4.2

Разминки

Групповые, мелкогрупповые занятия

 

3

3

4.3

Оценочные упражнения

Групповые, мелкогрупповые занятия

 

9

9

4.4

Работа над характерами персонажей

Мелкогрупповые занятия

3

6

9

4.5

Создание миниатюр

Мелкогрупповые репетиции

 

6

6

5

Соединение пластических и актёрских навыков

12

75

87

5.1

Импровизация и спонтанное действие

Групповые, мелкогрупповые занятия, этюды, миниатюры

 

27

27

5.2

Создание пластических этюдов

Групповые, мелкогрупповые, индивидуальные занятия и репетиции, этюды, миниатюры

12

48

60

6

Работа на ходулях

3

21

24

6.1

Ознакомление с предметом

Групповое занятие, беседа

3

 

3

6.2

Подготовительные упражнения

Групповые занятия

 

6

6

6.3

Работа на ходулях

Групповые занятия

 

15

15

 

Итого (за год)

30

294

324

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

1. Вводное занятие (3 ч.)

Объяснение основных принципов учёбы в подготовительной группе театра, знакомство с воспитанниками. Беседа об основах театральной этики. Правила безопасного поведения.

2. Актёрское мастерство (72 ч.)

Общение на сцене, навыки парной и коллективной работы, развитие креативной фантазии, работа в определённой атмосфере.

2.1.   Ознакомление с предметом

Беседа об актёрском мастерстве, о различных методах подготовки актёров, демонстрация участниками основного состава театра актёрских этюдов.

2.2                              Раскрепощение

Преодоление страха перед публикой, снятие психофизического зажима, обучение принципам актёрской этики и законам построения актёрских этюдов.

Упражнения на снятие психофизического зажима. Основная цель упражнений – научиться свободно существовать в заданной роли в присутствии других участников группы, работа в «актёрском коконе».

Обучение основным правилам поведения на сценической площадке в момент выступления. Положение актёра по отношению к зрителю (ракурс), изучение основных правил построения мизансцен.

Создание элементарных актёрских этюдов и исполнение их перед остальными участниками группы.

Изучение принципов актёрской этики (допустимое и недопустимое на сцене), правил построения актёрских этюдов и взаимодействия с публикой.

2.3   Упражнения, направленные на создание дружного и сплоченного коллектива

Комплекс упражнений с мячиками (по разработкам Михаила Чехова).

Тренировка внимания, обучение чёткому сосредоточению на цели задания.

Коммуникативные игры и упражнения с партнёром. Повышение доверия между воспитанниками, обучение бессловесному общению.

2.4  Базовые актёрские навыки

Упражнения на развитие воображения и фантазии, способностей к импровизации, навыков работы в разных сценических атмосферах и в условиях смены атмосфер. Создание характеров персонажей, исходя из внешних и внутренних предпосылок. Создание актёрских этюдов.

Актёрские разминки на развитие воображения, фантазии, импровизационных способностей.

Упражнения на ощущение атмосферы (по разработкам М.Чехова).

Сценическая атмосфера, способы её создания. Внутренние и внешние факторы, определяющие атмосферу. Работа в определённой атмосфере и в условиях смены атмосфер.

Работа над характером персонажей («внешние» и «внутренние» выразительные средства). Объяснение различий в подходах к воплощению сценического образа – «от внутреннего к внешнему» и «от внешнего к внутреннему», работа над созданием характеров с использованием внешних и внутренних выразительных средств.

Создание актёрских этюдов на основе приобретённых навыков.

Обучение методике создания актёрских этюдов: выбор и драматургический анализ материала, композиционное построение этюда, способы репетирования.

3.  Пластика (108 ч.)

Пластика человеческого тела – основное средство выразительности.

Весь курс пластики можно разделить на три уровня: «нижний» (элементарный), «средний» (базовый) и «верхний» (усложнённый). Уровни отличаются, в основном, степенью сложности упражнений.

3.1. Ознакомление с предметом

Беседа о различных школах пластической подготовки актёра. Демонстрация участниками основного состава театра пластических этюдов. Определение степени пластической подготовки участников группы.

3.2. Расслабление

Изучение специфической терминологии и правил безопасного поведения пластического театра. Снятие мышечного зажима. Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика (по разработкам Ж.Л. Барро).

Пластическая разминка: разработка по очереди каждого важного сустава тела – от пальцев руки до стоп, от нижней челюсти до таза (Приложение 1).

Упражнения на частичное и полное произвольное расслабление и напряжение мышц тела. Снятие мышечного зажима. Полное расслабление тела. Работа с отдельными группами мышц и с центрами движения.

  1. Элементарный («нижний») уровень

«Нижний» уровень включает в себя следующие элементы:

упражнения на растяжку связок;

работу с центрами движения;

обучение особому способу передвижения («самурайские шаги»);

простые, базовые падения и кувырки;

простые стойки;

работа с партнёром в состоянии расслабления.

Упражнения на растяжку связок. Разработка суставов и растяжка связок тазобедренного и голеностопного суставов. Укрепление мышц спины и живота.

Центры движения. Изучение принципов работы с центрами движения. Обучение выделению отдельных групп мышц при расслабленном остальном теле.

«Самурайские шаги». Обучение чувству ритма, логичности, законченности и естественности движений. Упражнения построены на принципах шага в восточных единоборствах.

Базовые кувырки и падения: через голову и через плечо (вперёд - назад): обычные («школьные»), медленные кувырки через плечо, кувырки из позиции лежа, кувырки в движении. Два вида падений: падение из статики, падение в движении.

Простые стойки: стойка на голове (с вариациями – подъём прямых ног, выход в стойку из позиции лёжа), стойка на руках у стены с прогибом спины.

Работа с партнёром в состоянии расслабления. Беседа об уважении к партнёру, о принципах взаимоподчинения и следования движениям партнёра.  Инструктаж по технике выполнения упражнений. Работа с партнёром в состоянии расслабления: «фиксированные» упражнения (перекаты и кувырки через партнёра, или в группе), импровизационная работа.

  1. Базовый («средний») уровень

Основные принципы сценического рукопашного боя и боя с оружием, силовые упражнения, сложные падения и кувырки, сложные стойки, работа с партнёром на основе изученного материала. Обучение взаимодействию с партнёром.

Сценический бой. Основы сценического боя. Классические элементы боя: броски, удары, блоки, пощёчины, подножки. Элементы восточных систем – работа с шестом и муляжом меча.

Тренировка точности движений, избавление от жестового мусора (лишних, ничем не оправданных движений). Взаимодействие между партнёрами.

Силовые упражнения. «Мужская» и «женская» пластика. Кувырки, падения, перекаты, вытягивания себя. Работа над эмоциональным наполнением.

Сложные кувырки и падения. Кувырки и падения из прыжка и со стола. Обучение технике нетравматичного падения.

Сложные стойки. Усложненные стойки на голове (стойка с согнутыми локтями, с сильным прогибом, на лбу), на руках (у стены с сильным прогибом, с выходом на «щучку» («сдувание» рук, «прокат» на груди).

Работа с партнёром с учётом полученных навыков. Основной упор при работе с партнёром делается на импровизацию. Движения должны быть отточены до той степени, при которой исчезает вероятность нанесения травмы партнёру, но ещё не требуется доскональность техники. Главное – доверие между партнёрами и умение передавать ему свои ощущения посредством бессловесного общения.

4. Система форум-театра (по разработкам С. Гердмара) (30 ч.)

Подробное описание системы форум-театра – Приложение 2.

Три категории упражнений:

  1. Разминочные упражнения.
  2. Оценочные упражнения.
  3. Упражнения для усвоения методики.

4.1. Ознакомление с предметом

Беседа о возникновении и развитии форум-театра. Демонстрация мини-спектакля участниками основного состава театра.

4.2. Разминки

Упражнения, направленные на создание творческой атмосферы и раскрепощение участников группы: «знакомство», «наблюдения без слов», «ходьба», «контакт глаз», «ангел и враг», «привет, что делаешь», «поводырь», упражнения с мячиками.

4.3. Оценочные упражнения

Упражнения, направленные на устранение проблем с высказыванием собственного мнения и принятием иных точек зрения. Упражнения, направленные на обучение участников группы мгновенному принятию решений.

Примеры упражнений: «горячий стул», «шкала», «или…или», «4 угла».

4.4. Работа над характерами персонажей

Физические методы работы над характером персонажа. Психологические методы работы над характером персонажа. Интервьюирование персонажей. Создание дневников. Подробное описание – см. приложение 2.

4.5. Создание миниатюр

Методика «театра статуй» и «стоп-кадров».

5.Соединение навыков пластики и актёрского мастерства (87 ч.)

Выполнение актерских пластических этюдов, импровизационная работа, направленная на выражение эмоций, чувств посредством своего тела.

5.1.  Система спонтанного действия и импровизации

Импровизационная работа в определённых условиях: в заданных образах, под определённую или неожиданно меняющуюся музыку; в определённой обстановке.

5.2.   Создание пластических этюдов

Создание разнообразных по содержанию пластических этюдов и зарисовок. Изучение принципов работы над воплощением замысла. Составление структуры этюдов, приёмы репетирования.

  1. 6.        Работа на ходулях (24 ч.)

Обучение работе на ходулях является одним из основных элементов подготовки актёров для экспериментального театра.

1.1.         Ознакомление с предметом

Техника безопасности при работе на ходулях. Устройство ходулей, основные сложности, связанные с работой на них. Демонстрация педагогом травмоопасных ситуаций, которые могут возникать при работе на ходулях, и способов избегания таких ситуаций. Обучение технике закрепления ходулей на ногах.

1.2.         Подготовительные упражнения (на полу)

Техника нетравматичного падения. Обучение падению с высоты, способам закручивания, группировки. Инструктаж по технике избегания травм рук и позвоночника.

1.3.         Работа на ходулях

Принципы балансировки, шага, остановки, разворотов. Элементарные трюки на ходулях (бег, прыжки, падения).

Прогноз результативности

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:

  • специальную терминологию, применяемую в пластическом театре;
  • основные положения о строении тела и функционировании различных групп мышц и суставов тела;
  • основы актёрского мастерства;
  • основы методики работы над психофизическим аппаратом;

         По окончании первого года обучения учащиеся должны уметь:

  • полностью произвольно расслаблять и напрягать мышцы своего тела;
  • исполнять сложные упражнения (кувырки, броски, стойки);
  • работать на ходулях;
  • создавать и исполнять пластические этюды на основе материала художественной литературы или собственных;
  • демонстрировать навыки управления собственным психофизическим аппаратом.

Для проверки степени овладения навыками раз в два месяца проводятся итоговые занятия, на которых участникам предоставляется возможность продемонстрировать свои навыки. По итогам года проводится годовое итоговое занятие, по результатам которого участники, проявившие себя наилучшим образом, приглашаются в основной состав театра.

Владение методикой работы над психофизическим аппаратом осуществляется во время выступления участников в рамках постановок театра.

Учебно-тематический план

(2-й год обучения)

п/п

Раздел, тема,

форма занятия

 

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Организационное собрание

Групповое занятие, беседа

3

 

3

2.

Пластика (усложнённый уровень)

3

99

102

2.1.

Повторение изученных приёмов и упражнений

Групповое занятие, беседа

3

 

3

2.2.

Расслабление

Групповые занятия, тренинги

 

18

18

2.3.

Акробатика

Групповые занятия, тренинги

 

36

36

2.4.

Имитации

Групповые занятия

36

45

45

3.

Создание спектаклей и миниатюр

мелкогрупповые занятия, тренинги, этюды, миниатюры

 

183

219

3.1.

Обсуждение материала, распределение ролей

Групповые, мелкогрупповые занятия

36

 

36

3.2.

Репетиции эпизодов, сводные репетиции, прогоны

Групповые и мелкогрупповые репетиции, индивидуальные занятия

183

183

 

 

Итого (за год)

 

45

 

306

 

324

             

 

Содержание программы

(2-ой год обучения)

  1. Организационное собрание (3 ч.)

Встреча с участниками. Проверка уровня подготовки участников коллектива. Обсуждение планов развития коллектива на ближайший год. Правила безопасного поведения.

  1. Пластика (усложнённый уровень) (102 ч.)

Занятия пластикой в группе 2-го года обучения направлены не столько на изучение новых приёмов, сколько на закрепление ранее изученных и на обучение грамотному использованию этих приёмов в реальной театральной практике.

2.1 Повторение изученных приёмов и упражнений (3 ч.)

Проверка уровня пластической подготовки участников. Обсуждение программы занятий.

2.2            Расслабление

Работа в расслабленном состоянии: броски, кувырки, падения и т.д. Переходы из расслабления в напряжение.

2.3            Акробатика

Сложные стойки на руках и голове. Кувырки в движении. Работа с партнёром.

2.4            Имитации

Подражание движениям животных и людей. Движения стихий: вода (плавность, текучесть, изменчивость формы); камень (неподвижность, массивность, удержание формы); воздух (летучесть, лёгкость, отсутствие формы); огонь (резкость, агрессивность, резкая смена формы); дерево (устойчивость, податливость, инерционность).

3. Создание постановок (миниатюр и спектаклей) (219 ч.)

Постановка миниатюр является первым шагом к реализации одной из целей работы основного состава – создания «большого» спектакля. Разработка и воплощение миниатюр основывается на тех навыках, которыми обладают участники коллектива.

В течение второго года обучения планируется постановка 4-5 миниатюр со строго очерченным действием продолжительностью до 15 минут, 3-4 миниатюр, созданных по методу каркасной импровизации и 1-2 миниатюр со строго очерченным действием продолжительностью от 15 до 30 минут.

Постановка «большого» спектакля (продолжительностью от 60 минут) осуществляется либо на основе соединения в цельную программу нескольких миниатюр, либо на основе развития и усложнения какой-либо одной миниатюры.

3.1            Миниатюры

Общий план работы над миниатюрами.

Миниатюра со строго очерченным действием продолжительностью до 15 минут. Обсуждение материала, распределение ролей, пробная репетиция, репетиции миниатюры.

Миниатюра, созданная по методу каркасной импровизации. Обсуждение материала, распределение ролей, пробная репетиция, репетиции миниатюры.

Миниатюра со строго очерченным действием продолжительностью от 15 до 30 минут: обсуждение материала, распределение ролей, объяснение характеров персонажей, репетиции фрагментов, сводные репетиции.

3.2             Спектакль

План работы над спектаклем: обсуждение материала, распределение ролей, репетиции эпизодов, соединение эпизодов, сводные репетиции, прогоны.

Примерный план работы над созданием постановок

Миниатюры

Спектакль

До 15 мин.

15 – 30 мин.

Ипровизац.

Продолжительность –

90 минут

К-во часов

К-во часов

К-во часов

Количество часов

1

6 (3-т, 3-п)

1

9 (3-т, 6-п)

1

30 (3-т, 27-п)

обсуждение

3

2

9 (3-т, 6-п)

2

6 (3-т, 3-п)

2

30 (3-т, 27-п)

эпизоды

48

3

9 (3-т, 6-п)

3

9 (3-т, 6-п)

 

 

соединение

30

4

9 (3-т, 6-п)

4

6 (3-т, 3-п)

 

 

прогоны

9

5

6 (3-т, 3-п)

 

 

 

 

.

 

 

39 часов

 

30 часов

 

60 часов

90 часов

 

Прогноз результативности

По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:

  • специальную терминологию, применяемую в пластическом театре;
  • основные положения о строении тела и функционировании различных групп мышц и суставов тела;
  • основы актёрского мастерства пластического театра;
  • принципы самостоятельной работы над психофизическим аппаратом;
  • основы мизансценирования, режиссуры миниатюр и этюдов;

         По окончании второго года обучения учащиеся должны уметь:

  • грамотно и безопасно работать с партнёром;
  • грамотно участвовать в групповых импровизационных этюдах на основе материала художественной литературы и собственных идей;
  • демонстрировать навыки управления психофизическим аппаратом;
  • исполнять сложные упражнения (кувырки, броски, стойки);
  • создавать и исполнять пластические миниатюры;
  • принимать участие в организации и проведении выступлений театра.

Предпочтительной формой проведения итогового занятия является спектакль, в рамках которого проверяются знания, умения и навыки, приобретённые за время обучения в театре.

Методическое обеспечение

Следует особо отметить, что для наиболее полноценной работы с участниками коллектива по данной программе педагог должен обладать знаниями и опытом работы в пластическом театре. Многие из упражнений представляют трудность как в освоении участниками, так и в объяснении их педагогом. Педагог должен в полной мере владеть профессиональной терминологией пластического театра. Идея эксперимента ведёт к постоянному поиску новых выразительных средств во всех направлениях деятельности театра.

Система «форум-театра» является психолого-педагогическим ответвлением театрального искусства, суть которого – постановки реальных или максимально близких к реальности жизненных ситуаций и провоцирование зрителя к непосредственному, действенному участию в разрешении предлагаемого конфликта.

Занятия в рамках системы спонтанного действия и импровизации направлены на активизацию творческих способностей учащихся, на обучение их моментальному реагированию на смену предлагаемых обстоятельств или на действия партнёра.

         Форма обучения –индивидуальная, групповая, мелкогрупповая.

Формы проведения занятий: тренинги, тренировки, этюды, уроки-миниатюры, репетиции. На этапе подведения итогов проводятся следующие формы контроля: открытые генеральные репетиции, зачётные занятия, показ спектакля.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с учащимися ищет пути её решения), эвристический (проблема формулируется учащимися, ими и предлагаются способы её решения).

Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в экспериментальном театре позволяет осуществлять работу с учащимися, делая её более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Приложение 1

Комплекс упражнений пластической разминки

экспериментального театра

Вступление

Данный комплекс упражнений разработан в театре с практической целью – как правило, актёры приходят на репетицию после сидячей работы или учёбы, что означает наличие огромного количества зажимов даже у тех из них, кто занимается в театре давно.

Комплекс прошёл довольно долгий путь развития: вначале в нём были только самые элементарные упражнения, и с повышением уровня пластичности актёров повышался и уровень сложности разминки. Следует помнить об этом и не пытаться охватить сразу все упражнения – возможно, некоторые из них будут слишком сложными на первых порах. Выберите для себя наиболее подходящие, постепенно повышайте их сложность и затем переходите к тем, которые первоначально были отложены.

Так же следует помнить, что данный комплекс всё же является набором упражнений именно для разминки, то есть он не ставит своей целью развитие каких-либо особых навыков или же совершенствование пластических способностей. Для всего этого используются более сложные и развёрнутые упражнения.

Главная же задача этого комплекса – сделать так, чтобы тело актёра «заиграло» и чтобы оно было готово к действию на сцене.

Упражнения для рук

При выполнении следующих упражнений необходимо следить за тем, чтобы напряжение в разминаемых суставах было постоянным. При этом следует избегать чрезмерных нагрузок. После каждого упражнения руки встряхиваются для снятия напряжения и онемения.

«Комок глины»

Исходное положение: кисти открыты, пальцы напряжены, третьи фаланги пальцев фиксированы. Сгибание-разгибание вторых фаланг пальцев.

«Веер»

Исходное положение: кисти открыты, пальцы напряжены. Поочерёдное сгибание-разгибание прямых напряжённых пальцев. Следует чередовать направление движения веера – от мизинца к большому пальцу и наоборот.

«Вращение кистями рук»

Исходное положение: кисти могут быть открытыми, закрытыми или находиться в положении «когти тигра» (напряжённая кисть, согнуты только первые и вторые фаланги пальцев). Вращение происходит без потери напряжения и по максимально широкому кругу.

«Волна кистью»

Исходное положение: кисти открыты, пальцы могут быть как собраны вместе, так и «растопырены». Сначала пальцы «втягиваются», стремясь к положению «когти тигра» - такое состояние называется «домик», затем пальцы опускаются – состояние «горочка». Далее волна переходит на пястные кости и на запястье. Волна должна быть как можно более плоской.

«Вращение предплечьями»

Исходное положение: руки до локтя подняты в горизонтальное положение, предплечья напряжены, кисти могут быть как напряжены, так и расслаблены. Вращение происходит без потери напряжения и по максимально широкому кругу.

«Вращение всей рукой»

Исходное положение: кисти либо открытые, либо в положении «когти тигра», рука напряжена до локтя, предплечье и кисть расслаблены. При вращении локоть тянется наружу из круга, описываемого рукой. Вращение происходит без потери напряжения и по максимально широкому кругу.

«Вращение двумя руками»

Исходное положение, как и в предыдущем упражнении. Руки вращаются во фронтальной плоскости. Сначала идёт «раскрывающее» движение – локти сходятся у живота, поднимаются вверх и «раскрывают» грудную клетку. Затем следует обратное, «закрывающее» движение. Вращение происходит без потери напряжения и по максимально широкому кругу.

«Вращение плечами»

Исходное положение: руки полностью расслаблены, плечи напряжены. Вращение происходит без потери напряжения и по максимально широкому кругу. Плечи вращаются как в одном направлении и фазах, так и в противоположных направлениях и фазах.

«Руки-плети»

Исходное положение: ноги шире, чем ширина плеч, колени слегка согнуты, руки расслаблены. Корпус резко поворачивается в сторону, при этом руки свободно «летают».

Жонглирование

Занятия жонглированием позволяют добиться чёткой скоординированной работы рук. Для жонглирования лучше всего использовать специальные кожаные мячики, набитые песком или крупой, но могут быть использованы и теннисные мячи.

Жонглирование двумя мячами при помощи двух рук

В каждой руке – по мячу. Сначала подкидывается один из них, затем, через крайне малый промежуток, второй. Необходимо следить за тем, чтобы мячи не подкидывались одновременно, и за тем, чтобы они не перекидывались из руки в руку – мяч нужно кидать вверх и ловить!

«Стартовую» руку необходимо чередовать – начинать упражнение то с правой, то с левой руки.

Жонглирование двумя мячами при помощи одной руки

В этом упражнении необходимо следить за тем, чтобы мячи летали в одной плоскости. Желательно – во фронтальной, поскольку при этом не возникает движения вперёд всем телом.

Жонглирование тремя мячами при помощи двух рук

В основе – первое упражнение. Третий мяч вводится после подкидывания второго, спустя такой же промежуток как между первым и вторым мячом.

После того как будут освоены три этих элементарных упражнения, можно усложнить и разнообразить разминку парным жонглированием и жонглированием бóльшим количеством мячей.

Упражнения для ног

При выполнении следующих упражнений поначалу рекомендуется держаться за какую-нибудь опору, чтобы не отвлекаться на удержание равновесия. После каждого упражнения ноги встряхиваются для снятия напряжения и остаточного онемения.

Вращение стопой

Исходное положение: нога согнута в колене, голень расслаблена. Стопа вращается по максимально широкому кругу.

Вращение лодыжкой

Исходное положение: опорная нога немного согнута, рабочая нога согнута в колене и поднята до тех пор, пока возможно полностью разогнуть коленный сустав. Упражнение представляет собой одновременное вращение в тазобедренном суставе и сгибание-разгибание коленного сустава.

Вращение всей ногой

Исходное положение: опорная нога немного согнута, рабочая нога прижата к груди. Сначала нога максимально широко отводится в сторону, после чего выворачивается и двигается за спину. В положении за спиной стопа должна быть обращена к спине. Упражнение делается в прямом и обратном направлении.

Вытягивание ноги

Нога, согнутая в колене, поднимается вперёд до максимально возможного уровня, затем колено разгибается. Колено сгибается, нога переносится в сторону, колено разгибается. То же самое повторяется, когда  нога перемещается назад. Затем упражнение либо повторяется наоборот, либо через опускание ноги и вывод её вперёд – в обычном порядке.

Упражнения для позвоночника

Вращение головой

Исходное положение: прямая стойка. Возможны два варианта выполнения: прижимая голову к груди и откидывая её назад, или выдвигая её вперёд и назад. Предпочтительнее – второй.

Вращение головой при расслабленной шее

Исходное положение: прямая стойка, освободить мышцы шеи, опустить голову, ослабить плечи. Медленно перекатывать голову, следя за тем, чтобы напрягались только мышцы, противоположные направлению головы.

Вращение корпусом

Исходное положение: прямая стойка, жёстко фиксируется таз. При движении грудной клетки вперёд и назад необходимо стараться не помогать плечами. С течением времени это упражнение необходимо разделять на два этапа: вращение позвоночником выше и ниже уровня солнечного сплетения.

«Деревья»

Первая часть упражнения: поставить ноги на ширине плеч, развернуть плечи, поднять руки вверх, но не напрягать их. Наклоняться в сторону, при этом, не сгибаясь в пояснице вперёд. Стараться дотянуться рукой до пола. Ноги слегка сгибаются для придания всему телу формы дуги. Наклонившись, пружинить. Затем поднять корпус в исходное состояние за счёт напряжения боковых мышц туловища.

Вторая часть: та же исходная позиция и тот же набор движений, только необходимо «перекидывать» корпус с одной стороны в другую, не пружиня внизу и «проскакивая» исходную позицию наверху.

Третья часть: та же исходная позиция. Вращение в районе солнечного сплетения.

Вращение в пояснице

Исходное положение: ноги мягкие, стоят широко, корпус свешивается вперёд. Вращение по кругу с обязательным прогибом сзади. Руки расслаблены. При вращении не следует выходить в мостик.

«Гибкая струна»

Первая часть упражнения. Исходное положение: ноги на ширине плеч, туловище согнуто в пояснице. Максимально сильно прижать грудь к коленям и затем резко распрямиться – так, чтобы туловище по инерции отклонилось в противоположную сторону. Вернуться в прямую стойку за счёт мышц спины и пресса, но не таза!

Вторая часть упражнения. Исходное положение: прямая стойка. Прогнуться назад, не сгибая ноги чрезмерно (напряжение должно оставаться в туловище). Зависнуть в этом упражнение и «попружинить», пытаясь прогнуться как можно больше.

Вращение тазом

Исходное положение: ноги шире, чем ширина плеч, колени слегка согнуты, плечи жёстко фиксированы. При вращении ноги перекатываются на стопах.

Упражнения для лица

При выполнении следующих упражнений следует быть предельно аккуратным. Мимические и жевательные мышцы являются достаточно нежным аппаратом, поэтому чрезмерные нагрузки могут легко привести к тяжёлым травмам.

Вращение нижней челюстью

Расслабить жевательные мышцы, опустить челюсть. Очень осторожно вращать челюсть сначала во фронтальной плоскости, затем – в горизонтальной и саггитальной.

Разминка мимических мышц лица

Количество упражнений для разминки мимических мышц достаточно велико, поэтому не будем останавливаться на конкретных примерах. Вы можете либо сами сообразить, как их делать, либо подсмотреть в любом курсе сценической речи. Начинать следует с упражнений, захватывающих большое количество мышц (например, вращение губами, вытянутыми в трубочку, стягивание губ в трубочку и растягивание в широкую улыбку, надувание и втягивание щёк). Затем можно переходить к работе над отдельными мышцами (например, натягивание губ на зубы, зажмуривание глаз, движение бровей).

Приложение 2

Система «Форум-театра»

Методы – упражнения:

Данный курс можно подразделить на три категории упражнений:

  1. Разминочные упражнения
  2. Оценочные упражнения
  3. Упражнения для усвоения методики

Категория 1 – «Упражнения для разминки»

А) «Знакомство»

Цель: Познакомиться, сконцентрировать  память.

Описание и вариации: Ходить по комнате. Приветствуя, меняться именами. Например, встретились Дмитрий и Сергей – Дмитрий становится Сергеем, Сергей – Дмитрием. Новое имя сохраняется до новой встречи. Когда к участнику возвращается его настоящее имя, он выбывает из игры.

Игра заканчивается тогда, когда все участники вернут себе настоящие имена.

В случае наличия людей с одинаковыми именами, следует определить, как будут звать каждого из них в этом упражнении (все имена должны быть разными).

Время выполнения: 10 минут

Б) «Наблюдения без слов»

Цель: Развить наблюдательность; найти, заметить в давно знакомых людях особенности, которые раньше не замечал; без слов выстроиться в линию а) по росту, б) по размеру ног, в) по цвету волос (от самых темных, до самых светлых), в) по цвету глаз.

Описание: Все участники молча выстраиваются по росту, затем по размеру ног и т.д. В этом упражнении каждый несет ответственность за общий результат  (соответствие наблюдений участников и реальности). Анализ упражнения после его завершения.

Время выполнения: 5 минут

В) «Ходьба»

Цель: Сплотить команду участников, установить контакт, тренировка концентрации внимания. Эмоциональное и физическое ощущение партнера. Упражнение на культуру общения без слов.

Описание: 1) Все участники ходят кривыми линиями.

2) Все участники ходят целенаправленно под углом 90°

3) Участники делятся на группы по три человека (один человек ходит под углом, другой по кривым, третий стоит; договариваться, кто как ходит нельзя.

Анализ упражнения после его завершения. (Сравните ваши ощущения при выполнении заданий. Была ли какая-либо структура в вашей тройке? Структура определяет поведение или наоборот?)

Время выполнения: 10 минут

Г) «Контакт глаз»

Цель: Добиться контакта глаз с одним из участников упражнения, развитие внимательности.

Описание:  Все участники садятся в круг и на счет «три» устанавливают с кем-либо контакт глаз, как только контакт установлен, партнеры меняются местами друг с другом. Анализ упражнения после его завершения (Что вы чувствовали, когда его выполняли? И т. д.)

Время выполнения: 5 минут

Д) «Ангел и враг»

Цель:  Развитие наблюдательности, сплочение команды

Описание: Все участники стоят в кругу. Каждый выбирает себе друга-ангела и врага. Все участники начинают двигаться таким образом, чтобы между ними и их врагами были друзья-ангелы. По команде «Стоп» все замирают. Если между участником и врагом не оказалось ангела-друга, участник «умирает» (выходит из игры). Игра повторяется несколько раз.

Время выполнения: 15 минут

Е) «Наблюдение»

Цель: Сплотить группу, выработать быструю реакцию на индивидуальные и групповые импульсы.

Описание: 1) Вся группа и ведущий находятся в неподвижной позе, взгляд также устремлен в одну точку.

2) Взгляд начинает двигаться, осматривать комнату и  людей.

3) Медленная ходьба по залу, рассматривание людей и предметов вокруг.

4) Спонтанный танец (участвует все тело).

5) На полу шагами все участники вычерчивают растущий полумесяц.  

6) Ведущий бежит в центр зала, и все участники сбегаются за ним; ведущий выходит из круга, и участники следуют за ним. Темп  схождения и расхождения задает ведущий.

7) Все бегут по кругу за ведущим. Затем все идет в обратном порядке 6, 5, 4, 3, 2, 1.

Ведущий определяется случайным образом в процессе выполнения упражнения – им может быть любой участник группы. Когда один человек перестаёт быть ведущим, его место сразу же занимает другой. Задача ведущего – задавать определённый тип движений.

Время выполнения: 15 минут

К) «Игра с мячиком»

Цель: Установить контакт с партнером.

Описание:  необходимо свободно двигаться по пространству комнаты, держа в руке мячик. «Поймав» взгляд другого человека (партнера),  обменяться с ним мячиком (бросить).

Изменение темпа движения – от медленного до очень быстрого (темп задает ведущий).

Градация: очень медленно, медленно, ускорение, быстро, очень быстро.

Увеличивается количество мячиков. Главная задача: не терять мячики.

Вариации: 1) Перекидывание мячиков в кругу (мячиков больше чем людей, вовлеченных в игру). Если мячик падает, необходимо очень быстро его поднять, но не упустить следующий мячик, и не терять контакт глаз партнера.

Важность для дальнейшего применения:

В постановке очень важно уловить импровизационный импульс, исходящий от партнера (фразу, жест, движение) и суметь «ответить» партнеру в развитии далее этого импульса (фразу, жест, движение).

Время выполнения: 5 минут + 15 минут на вариации упражнения (усложнение).

Л) «Крендель»

Цель: разминочное упражнение, направленное на активизацию участников группы.

Описание:  участники формируют группы по три человека. Берут друг друга под руки.

Группы по три человека выстраиваются в круг. Внутри круга находятся два человека. Один из них «охотник», другой – «жертва». «Охотник» догоняет «жертву». «Жертва» может присоединиться к одной из троек стоящих в круге, как только он присоединяется, человека из этой троки, стоящий с края,  отсоединяется и становится «жертвой». Если «охотник» догнал «жертву», то они меняются ролями.

Время выполнения: 5 минут

М) «Привет, что делаешь?»

Цель: стимуляция творческой энергии в участниках, подготовка к образному перевоплощению, к творческим заданиям.

Описание:  участники формируют группы по два человека. Один участник задает вопрос: «Привет, что делаешь?» второй участник должен показать какое-либо действие, которое он делает: рисует, читает и.т.д.

Затем участники меняются ролями.

Время выполнения: от 5 до 10 минут

Н) «Поводырь»

Цель: Научится доверять друг другу в работе, чувствовать партнера.

Описание: Участники выстраиваются в две линии друг напротив друга.

Все люди из линии (2) выбирают себе пару из линии (1), прикладывая свои ладони к ладоням выбранного человека, т.о. в этой паре один  - ведомый, другой – ведущий. Ведомый должен доверять своему ведущему, который, в свою очередь,  должен аккуратно водить по залу своего «слепого» партнера (3-4 мин). Затем ведущие возвращают ведомых на место и снова образуются две линии. Ведомые открывают глаза и по очереди подходят к людям из линии (2), дотрагиваются до их ладоней, ищут своих ведущих, останавливаются возле, как им кажется, своего ведущего.  Проверка выбора ведомых.

Ведущие и ведомые меняются ролями. Все повторяется заново.

Анализ ощущений, обсуждение упражнения.

Что ощущали, когда были закрыты глаза? Было ли доверие к партнеру? И т.д.

Время: 10 минут

Категория 2 – «Оценочные упражнения»

Цель:

  1. 1.     Определение ценностных ориентаций группы, выработка уважительного отношения к мнениям других.
  2. 2.     Разработка ценностных ориентиров для постановок форум-театра.

Как мы думаем:

Что мы имеем хорошее?

Что мы имеем плохое?

Что мы можем изменить?

Как мы можем изменить?

1. Вариант: «Горячий стул»

Описание: Все участники сидят в кругу. Ведущий зачитывает утверждение. Если участник согласен, он меняется местом с тем, кто также согласен с утверждением, если участник согласен на 50%, он кладет себе руку на голову и остается на месте, если не согласен, остается на месте. Если только один человек согласен с утверждением (ему нужно пересесть на другое место), то для него есть один свободный стул.

Время выполнения: 20 минут

Утверждения к упражнению «Горячий стул»:

1. Я радуюсь, когда светит солнце.

2. Если человек занимается тем, что приносит радость, он становится здоровее.

3. Уметь рисковать важнее, чем добиваться успеха.

4. Для меня важнее хорошие отношения в семье и с моими друзьями, чем успех на работе.

5. Человек получает больше стресса от того, что он не делает, чем от того, что он делает.

6. В каждом человеке есть что-то хорошее.

7. Сегодня ценностей у каждого человека меньше, нежели 20 лет назад.

8. Человек всегда должен пытаться делать все, что в его силах.

9. Делать что-то, участвовать в чем-то важно для поддержания уверенности в себе.

10. У самостоятельных людей меньше предрассудков, нежели у несамостоятельных.

11. Отличные, «другие», «странные» друзья обогащают человека.

12. Человек может осуществить все, что он хочет.

2. Вариант: «Шкала»  (участники определяют степень согласия с тем или иным утверждением). Располагаясь по длине шкалы: более согласен, менее согласен, согласен, но не совсем и т. д.

Время выполнения: 15 минут

Утверждения к упражнению «Шкала»:

  1. Я полагаю, что у каждого человека есть внутренний этический компас, который показывает, что «хорошо» и что плохо.
  2. Самостоятельные/независимые люди имеют более богатый мир жизненных ощущений по сравнению с несамостоятельными.
  3. Вариант  «Или ... или»

Можно выбрать только одно из утверждений, нет среднего варианта. В этом упражнении необходимо обсудить в группах предлагаемое утверждение и свою позицию.

После все участники первой и второй группы высказываются, почему они заняли такую позицию. Высказываются, все кто хочет. Если в течение того времени, когда происходило высказывание мнений, кто-либо захотел поменять свою позицию, он может это сделать.

Ведущий обязательно следит за теми людьми, кто изменит свое мнение и задает им дополнительный вопрос, почему их мнение изменилось.

Время выполнения: 15 минут

Утверждения к дополнению «Или ... или»:

  1. Что должно интересовать людей больше всего?

Слушать – Рассказывать

Давать деньги – Давать время

Духовный рост – Социальные изменения

  1. Какое качество важнее всего в друге?

Открытость – Преданность

Терпение – Честность

Щедрость – Ум

4. Вариант: «4 угла»

Дается три ответа на вопрос (3 угла)  и четвертый угол –  для варианта ответа участников (необходимо обосновать свой вариант ответа).

Важное замечание: Решение, относительно утверждений, должно быть сиюминутным, его необходимо принять быстро, оно относится только к ситуации «здесь и сейчас»

Время выполнения: 15 минут

Утверждения к упражнению «4 угла»:

Представьте себе, что у вас есть друг, который, как вы чувствуете, вас использует в материальном или эмоциональном плане. Как вам нужно поступить в данной ситуации?

  1. Поговорить об этом с другом
  2. Больше времени общаться с другими
  3. Четко определить свои личностные границы
  4. Открытый угол

Каким должен быть хороший друг?

  1. Щедрым
  2. Преданным
  3. Честным
  4. Открытый угол

Представьте себе, что кто-то плохо с вами поступил. Кто бы обидел вас в этой ситуации больше всего?

  1. Ваш любимый человек
  2. Ваш друг
  3. Ваш отец или мать
  4. Открытый угол

Категория 3 – «Упражнения для усвоения методики»

А) «Встреча одноклассников или 10 лет спустя»

Цель: Определить, как статус влияет на поведение.

Описание:   Все участники делятся на две группы. Первая группа  уходит в одну часть зала, вторая – в другую, для того, чтобы не слышать заданий друг друга. Задание первой группе: взять инициативу в общении, открыто смотреть в глаза. Задание второй группе: избегать общения и взгляда. После того, как задания даны обеим группам, начинается совместная вечеринка бывших одноклассников, т.е. встреча двух групп, общение (вопросы о настоящем и будущем, обмен впечатлениями) в соответствии с заданиями. Анализ упражнения после его завершения (ощущения первой и второй групп).

Время выполнения: 10 минут

Б) «Начальник-подчиненный»

Цель: Проверить, влияет ли статус на решение конфликта.

Описание: Все участники делятся по парам (начальник и подчиненный):

а) у подчиненного низкий статус, у начальника высокий. Начальник вызывает подчиненного и начинает обвинять его в погрешностях (невыполнение плана, опоздания и т.д.);

б) та же ситуация, только у подчиненного высокий статус, а у начальника низкий;

в) та же ситуация, только у обоих высокий статус.

Анализ упражнения после его завершения.

Время выполнения: 15 минут

В) «Скульптура»

Цель: Поиск яркого статичного  образа, отражающего конфликтную ситуацию, работа над конфликтом.

Описание:  Все участники делятся на 4 команды. Каждая команда выбирает, вспоминает, придумывает какую-либо конфликтную ситуацию и создает соответствующую скульптуру. (15 мин). Когда скульптуры готовы, по очереди  происходит их презентация, в ходе которой:

1) до скульптуры можно дотронуться и послушать, что чувствует тот или иной персонаж (после касания, скульптура начинает говорить о своих ощущениях, связанных с данной позицией тела);

2) тот, кто дотрагивается, сам говорит за персонажа скульптуры (участник придумывает ощущения статуи, исходя из позиции тела);

3) командам предлагается сделать 3 изменения в скульптуре, чтобы она стала позитивной.

Анализ упражнения после его завершения: что вызвало конфликт? Легко ли было изменить скульптуру?

Время выполнения: 35 минут

Г) «Сказки»

Цель: Работа над образами, создание ярких образов конфликта.

Описание: Участники делятся на группы. Каждая группа выбирает сюжет одной из известных сказок. Вспоминает какую-либо конфликтную ситуацию в этой сказке, которая плохо заканчивалась. Основное задание: создать 5 стоп-кадров этой ситуации, последний слайд должен отражать неразрешенность конфликта. 5 слайдов – это фабула истории, зрители должны понять по 5-ти картинкам, что это за сказка.

Подготовка: 20 минут. Выполнение: 15 минут.

Важное замечание: При смене кадров, когда группы показывают диафильм, зрители закрывают глаза.

Обсуждение группами процесса подготовки и результатов.

Вариант: «Диафильм»

То же самое, что и сказки, только группам необходимо уже выбрать, вспомнить или придумать реальную историю из жизни.

Цель: Работа над образами, создание ярких кадров конфликта.

Описание: Участники делятся на 3 группы. Каждая группа придумывает, вспоминает какую-либо конфликтную ситуацию, которая плохо заканчивалась. Основное задание: Создать 5 стоп-кадров этой ситуации, последний слайд должен отражать неразрешенность конфликта. 5 стоп-кадров – это фабула истории, зрители должны понять по 5 картинкам, что в этой истории произошло.

Подготовка: 30 минут. Выполнение: 15 минут.

Важное замечание: При смене кадров, когда группы показывают диафильм, зрители закрывают глаза.

Обсуждение группами процесса подготовки и результатов.

Д) «Скульптор и материал»

Цель: Научиться передавать образ, настроение путем создания  скульптуры

Описание:  Все участники выстраиваются в две линии. Одна линия – скульпторы, другая – «материал».

а) Каждый скульптор подходит к своему «материалу» - человеку и лепит из него любые фигуры, скульптуры используя телесный контакт;

б) скульптор ваяет скульптуру на расстоянии (1 метр между скульптором и материалом);

в),Скульптор отходит от скульптуры на максимальное расстояние и продолжает создавать скульптуры;

г) Создается общая скульптура с определенным настроением из всех отдельных скульптур;

д) Создается общая скульптура с противоположным настроением.

Скульптор и материал меняются ролями. Все повторяется заново.

Обсуждение группой упражнения после его завершения.

Время: 30 минут

З) «Создание пьес для форум-театра»

Цель: Приобретение практических навыков в создании пьес для «форум-театра».

Описание: Все участники делятся на четыре группы. Каждая группа разрабатывает конфликтную ситуацию, выбранной по желанию. Обязательное условие: кто-либо из группы должен быть свидетелем или участником выбранной ситуации, т.е. она должна быть конкретной и реальной. Каждая группа пишет сценарий  этого конфликта, причем он должен заканчиваться самым напряженным моментом. В конфликте должны участвовать 4 героя (первый герой – угнетатель; второй герой – угнетенный; третий герой – 70% на стороне угнетателя; четвертый герой – 70% на стороне угнетенного). Каждая группа пишет краткие сведения о каждом герое конфликта: кто он такой, его внутренние качества, его страхи, его надежды, главные особенности характера. Работа над сценарием, распределение ролей в группах. Каждый актер пишет 2 страницы дневника своего героя, 1стр – до конфликта, 1стр – после конфликта.

И) «Работа над образами»

Цель: Создание естественных, правдивых образов (своего героя – по написанным характеристикам сценария (дневник актера – см. выше), настройка на роль.

Описание: Ведущий дает установку, что бы все участники в данный момент не обращали внимания на окружающих, полностью погружаясь в состояние одиночества.

Все участники ходят по комнате, концентрируясь на своем образе, затем стараются ходить так, как ходит их герой (скорость, где находится центр тяжести, что его ведет: грудь, колени, ступни и т.д.), как смотрит герой (какой у него взгляд, какие у него глаза). Каковы движения его рук, походка и пр.  Какой у героя статус.

По команде ведущего необходимо остановиться и замереть в «теле», в «статусе», в характере своего героя. В этом положении должны отразиться все предыдущие жесты (руки, глаза, походка и . т. д.), эмоции и пр.

В этот момент, когда все участники замерли, ведущий дает следующее задание придумать нечто, что отличает их героя от других. Действие, которое герой делает не произвольно, например: поправляет очки, хмурится, почесывает лоб, поправляет одежду и т. д., каждый находит для своего героя то, что подходит ему. При этом важно снова повторить участникам, что они находятся в одиночестве, и что рядом нет никого. Участники начинают искать эти движения, своего героя.

Затем все участники ищут голос героя (тембр, интонация), добавляют характерную реплику персонажа и повторяют ее. Как герой говорит, когда он зол, когда он встречает человека, которого любит. Теперь можно сказать имя своего героя, произнести его вслух.

Как герой сидит, его подсознательные движения, жесты, к какой стихии относится герой. Как герой держит голову, какая у него осанка. Как ведет себя персонаж в дисгармоничной ситуации. Как ведет себя в гармоничной, комфортной ситуации. Как ведет себя в ситуации конфликта.

После герой устает и хочет спать, как  герой засыпает, что ему снится, что он говорит во сне. В этот момент все участники собираются в круг.

Ведущий говорит о том, что сейчас герой проснется. Просыпаясь – каждый участники начинает «видеть» других сейчас он уже не в одиночестве. Но остается в образе своего героя, так же ходит. Стоит, смотрит как герой.

Затем каждый участник должен выйти в круг представиться, как его зовут, кто он по профессии.

Очень важное упражнение: создание характера последовательно от физического к эмоциональному.

От движения тела к внутреннему наполнению – характеру героя. От телесных движений к интеллекту.

В данном упражнении очень важна роль ведущего, он должен создать атмосферу, и давать очень четкие инструкции участникам во время проведения упражнения. Так же важно не забывать, что все время проведения упражнения участники должны двигаться.

Время  выполнения: 20 минут

К) «Интервью – история героя»

Цель: Узнать больше о персонаже участника.

Описание: Каждый участник написал дневник персонажа (описание своего персонажа в соответствие со сценарием группы. Каждая группа «допрашивает с пристрастием» одного участника из своей группы. Вопросы задаются самые разные, вплоть до провокационных и интимных. Участник говорит и рассказывает, отвечает в образе своего персонажа (как бы ответил его персонаж на эти вопросы, с его особенным мироощущением, миропониманием, мировоззрением). Участник может отказаться отвечать на вопрос, если это позволяет характер его персонажа, но не может ответить «я не знаю» от своего собственного лица (не от лица персонажа).

Время выполнения: 20 минут на каждого участника группы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СЦЕНАРИЕВ

ДЛЯ ФОРУМ-ТЕАТРА

  1. Выбор актуального социального конфликта.
  2. Четкое разделение персонажей-героев на «угнетателей» и «угнетенных».
  3. Должно быть 4 участника постановки. 2 – мужского пола и 2 женского пола: 1 – 100% угнетатель, 1 – 100% угнетенный и 2 – занимают среднюю позицию по отношению к угнетателю и угнетенному.
  4. Изначально конфликтная ситуация в начале сюжета. Кульминация и развязка истории едины – должны заканчиваться катастрофой. Зритель должен почувствовать, что эта сцена может закончиться по-другому.

 И захотеть что-то изменить, выразить свой протест.

  1. В сценариях должны быть хорошо описаны характеры героев: социальное положение, возраст, окружение, образование, интересы, привычки, особенности в жестах, мимике и пр.
  2. Не писать текст героев, а только обозначить некоторые голосовые особенности, язык героя и пр. В сценарии должны быть так называемые «БОМБЫ», которые призваны провоцировать публику на действия по разрешению, предотвращению конфликта. Зритель должен сказать, подумать «Так, стоп, что здесь происходит?»
  3. Необходимо очень тщательно расписывать действия героев, драматургия строиться на подготовленных  действиях, текст – импровизация.
  4. Сценарий постановки должен быть рассчитан на 7 – 15 мин.

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВЕДУЩЕГО ДИСКУССИИ (ДЖОКЕРА)

ПОСЛЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОСТАНОВКИ

Ведущий (джокер) выполняет функцию катализатора и медиатора.

Провоцирует публику на обсуждение, начинает дискуссию, ведет ее, и старается не допустить конфликта среди публики.

  1. Обращаться и задавать вопросы отдельным людям из публики. И получать ответы.
  2. Ведущий должен четко формулировать свои вопросы. Вопросы должны быть для размышления и  не предполагать однозначного ответа «да» или «нет».
  3. Открыто принимать все мнения, ни в коем случае не критиковать и не давать оценку мнения выступающего.
  4. Постоянно двигаться в пространстве, видеть всех, не быть статичным диктатором, стоящим на месте и руководящим всем.
  5. Необходимо поддерживать зрителя, который решил выступить, подбадривать его.
  6. Стараться не заводить дискуссию в тупик. Уметь вовремя остановить дискуссию и переключиться на другой вопрос.

Литература для педагогов и воспитанников

  1. Dancing in darkness. Butoh-dancers’s telling. – Stellar.- 2005.
  2. Барро, Ж.Л. Воспоминания для будущего / Ж.Л.Барро. – Москва: Искусство, 1979.
  3. Бузук, Р.Л. Театр как феномен культуры и фактор межличностных отношений / Р.Л.Бузук // Мастацкая адукацыя и культура. – 2003.– №4.
  4. Зарембо, Т.В. Методические рекомендации и программа курса «Культура речи» / Т.В. Зарембо.– Брест, 2006.
  5. Карпов, Н.В. Уроки сценического движения / Н.В.Карпов. – Москва: Искусство, 1992.
  6. Кох, И.Э. Основы сценического движения / И.Э.Кох. – Москва: Искусство, 1972.
  7. Морозова, Г.В. Фехтование и пластические трюки в спектакле / Г.В. Морозова. – Москва: Искусство, 1975.
  8. Морозова, Г.В. Пластическое воспитание актера / Г.В. Морозова. – Москва: Изд.-во СПбГУКиТ, 1997.
  9. Соснова, М.Л. Искусство актёра / М.Л. Соснова.– Москва: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.
  10. Станиславский, К.С. Собрание сочинений в 8 т. / К.С.Станиславский. – Москва: Искусство, 1954.