Ошибка :

Показать отладочную информацию

Кружок «СТАНКОВАЯ ГРАФИКА»
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Кружок «СТАНКОВАЯ ГРАФИКА»

НАРОДНАЯ СТУДИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Шатило Юлия Владимировна,  педагог дополнительного образования

 Пояснительная записка

Графика (отгреческoго оgrapito) пишу, рисую – вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, офорт, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Кружок художественной графики предлагает занятия по работе над печатными художественными изображениями, над гравюрой. Занятия рассчитаны на любую возрастную категорию, начиная от детей и заканчивая взрослыми людьми.

Занятия графикой развивают пространственное воображение, оригинальное мышление, воспитывают способность думать, искать, фантазировать, находить интересные замыслы.

Занимаясь графикой можно своими руками создать эстамп и оформить его в красивую раму, выполнить оригинальную поздравительную открытку, придумать и самому сделать экслибрис – книжный знак для домашней библиотеки.

Систематические занятия графикой ускоряют путь к свободному владению материалом, к радости удачных оттисков. Смелые эксперименты с бумагой, красками и водой дадут успех и огромную радость творчества.

Кружок предполагает работу в порядке все возрастающей сложности задач и техник. Для этого всем, кто захочет заниматься графикой потребуется длительный и кропотливый труд.

Цельпрограммы: обучение учащихся основам изобразительного искусства, формирование основ художественной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, развитие творческих способностей, формирование мотивации к познанию и творчеству.

Задачи:

-       познакомить учащихся с видами изобразительного искусства;

-       познакомить с различными материалами и техниками изобразительного искусства;

-       познакомить с национальной школой графики;

-       показать белорусскую школу графики в контексте западноевропейской графики 20 и начала 21вв.;

-       научить практической работе над печатной графикой (в рамках имеющихся возможностей);

-       развивать воображение, фантазию, память, образное и пространственное мышление, художественный вкус;

-       организовывать самостоятельную творческую деятельностьучащихся;

-       формировать навыки самостоятельной работы;

-       воспитывать уважение к национальному искусству;

-       формировать эстетические потребности учащихся;

-       формировать навыки самоорганизации;

-       воспитывать культуру труда.

Организационные условия реализации программы

Продолжительность обучения по программе – 1 год.

Программа рассчитана для учащихся от 14 до 28 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 4 академических часа. Общее количество часов в год– 288.

Материально-техническое обеспечение

Учащиеся должны заниматься в специально оборудованном помещении в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, имеющем удобные для работы столы, стулья, мольберты, этюдники, планшеты, а также необходимый наглядный и постановочный материал.

Инструменты и материалы. Бумага, карандаш, ластик, наждачная бумага, линолеум, резцы для линолеума, скипидар, типографская краска, калька, копировальная бумага, валики, шпатель, стекло.

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Наименование раздела, темы

 

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Вводное занятие

2

1

1

1.

Рисунок

86

11

75

2.

Работа в материале

166

8

158

3.

История искусств

20

20

-

4.

Выставочная деятельность

10

-

10

 

Итоговое занятие

4

2

2

 

Итого

288

42

246

 

Содержание программы

 

Вводное занятие (2 ч.)

Знакомство с учащимися, студией, с планом работы на учебный год. Необходимые материалы, правила работы с ними. Инструктаж по безопасной работе.

Что такое графика? Различные виды и техники выполнения. Печатная графика. Мысли великих людей.

Практическая работа.

Выполнение рисунка на свободную тему.

  1. 1.     Рисунок (86 ч.)

Знакомство с мировыми и отечественными достижениями в области городского пейзажа.Учащиеся выбирают из своих подготовительных набросков зарисовки городских пейзажей, композиционно решают образ, дополняют его своими наблюдениями. Конечная задача – выразительно и гармонично соединить архитектуру и живую природу.

Изображение городского пейзажа. Передача настроения в пейзаже: экспрессивный и динамичный, тихий и спокойный.

Экслибрис. Виды и способы выполнения.

Практическая работа. 

Темы для эскизных разработок: «Братья наши меньшие», «Я и моя собака», «Портрет близкого человека», «Транспорт», «Герои сказок». Колядная открытка.

Разработка эскиза экслибриса. Наброски, зарисовки.

  1. Работа в материале (166 ч.)

Техника графики линогравюра. Знакомство с произведениями графики мирового и отечественного искусства, выполненных в технике линогравюры.

Практическая работа. 

Простой натюрморт (из 3-4 предметов различных по форме, размерам, фактуре). Выполнение эскиза. Тональная моделировка формы, скрупулёзность в проработке деталей и фактуры, передача материальности образа. Усложнение задачи. Образное решение натюрморта. Расстановка акцентов. Выход за рамки конкретного освещения, ракурса и т.д. Постепенное превращение учебного натюрморта в творческий, в «натюрморт-образ».

Экслибрис – книжный знак. Популярность экслибриса в мировой графике. Колядная открытка. Работа в материале по темам: «Братья наши меньшие», «Я и моя собака», «Портрет близкого человека», «Транспорт», «Герои сказок», «Фантастическое и невероятное».

  1. 3.     История искусств (20 ч.)

Национальное белорусское искусство. Творчество Эндрю Уайта. Творческий путь Алёны Лось. Феномен Марии Примаченко. Черно-белый мир Стаса Красаускаса. Метафоричная ассоциативность А.Скируците. Жизнь русского гравёра И.Н.Павлова. Родоначальник цветной гравюры в России – А.П.Остроумова-Лебедева. Гравюры Франциска Скорины. Минимализм и глубина Кёте Кольвиц. Беседы: «Найди себя, свою тему, манеру, формат, то неповторимое, что так необходимо художнику», «Покажи свою уникальность и неповторимость, почувствуй своё время, свою эпоху».

Познавательные экскурсии.

  1. 4.     Выставочная деятельность (10 ч.)

Участие в республиканских и международных выставках графики и детского рисунка.Проведение персональных выставок учащихся кружка, представление выставочных работ на студийных выставках.

Итоговое занятие (4 ч.)

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Итоговая выставка работ. Знакомство с творческими планами на следующий год.

Ожидаемые результаты

По завершении учебного года учащиеся должны знать:

– что такое печатная графика: высокая печать, глубокая печать, гладкая печать;

-         различные виды, материалы и техники изобразительного искусства;

-         особенности национальной и западноевропейской школы графики;

уметь:

-         создавать художественные образы;

-         работать над композиционным решением работы;

-         выполнять эскизы с учетом специфики работы в материале;

-         готовить доску для печати;

-         переносить эскиз на доску;

-         работать резцами;

-         печатать графическую композицию;

-         анализировать промежуточное состояние доски;

-         грамотно выполнять дополнения и исправления на доске;

-         самостоятельно принимать решения, творчески подходить к выполнению поставленной задачи.

Формы и методы реализации программы

Основной принцип, обеспечивающий реализацию целевого назначения программы, организация личностно ориентированного процесса, признаками которого являются:

-       создание ситуации успеха;

-       организация полилога и диалогичность общения;

-       организация смыслотворчества и мыследеятельности;

-       позитивность и оптимальность оценки;

-       организация рефлексии.

Занятия проводятся с учетом индивидуального подхода к учащемуся в раскрытии общей предложенной темы. Педагог выступает в роли консультанта для каждого учащегося по выбору темы, материала и техники исполнения. Педагогические функции состоят из грамотной постановки задач, экспертизы их решения, организации учебного процесса (отвечают ли они запланированным результатам).

Первое графическое задание учащиеся выполняют в виде пробы на досках (различные штрихи разными резцами). Затем эта проба печатается. Оттиск анализируется на качество рисунка, выявляются недочеты и ошибки пробного гравирования. Перед началом выполнения следующих графических заданий, как учебных, так и творческих, педагог должен более подробно познакомить учащихся с одним из видов графики – линогравюрой. В беседе можно использовать наглядный материал (репродукции, оригиналы работ). Обратить внимание учащихся на тональную моделировку формы, скрупулезность в проработке деталей и фактуры, передаче материальности образов.

Принцип работы в графике предполагает выполнение гравюры «от простого к сложному». Так, первый натюрморт должен быть простым по постановке (из двух-трех предметов разных по форме, размерам и фактуре), состоящий, к примеру, из глиняного кувшина с элементами декора, фактурной драпировки, тоненькой сухой ветки. При компоновке необходимо захватить часть стены на втором плане (это придаст постановке дополнительный тон и фактуру). Подготовительный эскиз должен быть выполнен быстро (не более чем за один академический час), с четким композиционным решением, тональным отношением, передачей материальности предметов. Не должно быть никаких дополнительных ракурсов и дополнительного освещения, только боковое, дневное. Далее идет процесс усложнения творческой задачи. Из одной постановки необходимо выполнить две разные работы: это вынуждает учащегося искать различные подходы и решения, интерпретировать образ. Если в первом натюрморте ставится задача передать материальность предметов, то в последующих необходимо выполнить образное решение натюрморта. Это может быть достигнуто при помощи обобщения, четкости в расстановке акцентов, а также другими способами, которые необходимо найти учащемуся самостоятельно. Учащиеся не ограничиваются конкретными рамками осветления, ракурсами и т.д. Перед ними ставится задача увидеть постановку новым взглядом (это своеобразная тренировка, умение смотреть, но и видеть). В результате каждый последующий натюрморт должен превращаться из учебного в творческий, в натюрморт-образ.

В процессе обучения учащийся может оценить и сравнить с другими свои достижения и исправить свои ошибки в работе. Для этого устраивается просмотр работ на любом уровне готовности.

В программе используются различные формы и методы работы: беседы, игры, конкурсы, мастер-классы, совместное посещение выставок, индивидуальная работа педагога с учащимся, самостоятельная работа.

Наряду с индивидуальной формой организации деятельности учащихся  используются групповая и фронтальная. Обязательно включение детей в различные виды деятельности. Программа предполагает включение родителей в образовательно-воспитательный процесс:

-       совместная организация рабочего места;                       

-       совместные занятия с детьми и родителями;

-       участие родителей в праздниках;

-       индивидуальное консультирование психолога.

Основными формами подведения итогов реализации образовательной программы является участие в республиканских и международных выставках, конкурсах, презентация творческих достижений учащихся на выставках Национального центра, студии.

 

Литература для педагога

 

  1. Пашков, Г.П. Белорусская энциклопедия: в 18 т. / Г.П. Пашков. – Минск.: БелЭН, 1996.
  2. Большаков, М.В. Декор и орнамент в книге: альбом / М.В. Большаков. – М.: Книга, 1990.
  3. Бурмистров, Б.А. Орнаментальная организация графического изображения. Чёрно-белая графика: учебное пособие / Б.А. Бурмистров, Н.П. Бесчастнов, Г.М. Гусейнов, Я. Сабо. – М.: МТИ, 1985.
  4. Галлербах, Э. История гравюры и литографии в России / Э. Галлербах. – ГИЗ, 1923.
  5. Дабраклонский, М.В. Классическая гравюра / М.В. Дабраклонский. –  1928.
  6. Зорин, П. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам П. Зорин. – АСТ, Астрель, 2004.
  7. Иоханнес, Иттен. Искусство цвета / Иттен Иоханнес. – М.: Изд. Д. Аронов, 2004.
  8. Марцелев, С.М. История Белорусского искусства: в 6 т. / С.М. Марцелев. – Минск.: Наука и техника, 1994.
  9. Кибрик, Е.А. Работа и мысли художника / Е.А. Кибрик. – М.: Искусство, 1984.
  10. Каростин, А.Ф. Русская литография ХІХ столетия / А.Ф. Каростин. – М.: Мастацтва, 1953.
  11. Ковтун, Е. Что такое эстамп / Е. Ковтун. – Л.: Художник РСФСР, 1963.
  12. Кольвиц, Кетэ. Дневники, письма, воспоминания современников / Кетэ Кольвиц. – М.: Искусство, 1980.
  13. Леман, И.И. Гравюра и литография / И.И. Леман. – Спб, 1913.
  14. Остроумова-Лебедева, А.П. Автобиографические записки / А.П.Остроумова-Лебедева. – М.: Изобразительное искусство, 1974.
  15. Павлов, И.Н. Жизнь русского гравёра / И.Н.Павлов. – М.: Издательство Академии искусств СССР, 1963.
  16. Парашкоў, С.А. Гісторыя культуры Беларусі / С.А. Парашкоў. – Мінск.: “Беларуская навука”, 2003.
  17. Поляков, Н.И. Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо / Н.И.Поляков. – М., 2002.
  18. Рудометов, М.Д. Опыт систематичного курса по графике / М.Д.Рудометов. – 1898.
  19. Сахута, Я.М. Беларуская народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва / Я.М. Сахута. – Мінск.: “Беларусь”. – 2001.
  20. Суворов, П.И. Искусство литографии / П.И. Суворов. – М.: Искусство, 1952.
  21. Турова, В.В. Что такое гравюра / В.В. Турова. — М.: Изобразительное искусство. – 1986.
  22. Фленель, М.И. Русская гравюра 17-18 вв. / М.И. Фленель. – М., 1999.
  23. Этнаграфія Беларусі / Энцыклапедыя. – Мінск., 2000.
  24. Рисунок, живопись, композиция: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пединститутов / Сост. Н.Н.Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989.

 

Литература для учащихся

 

  1. Баразна, М.Р. Казка у беларускай кніжнай графіцы. Беларускае мастацтва: гісторыя і сучаснасць / М.Р. Баразна. – Мінск.: БелАМ, 1996.
  2. Журнал «Юный художник».
  3. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. проф. Горкина А.П. – М.: Росмэн, 2007.
  4. Школа изобразительного искусства. – М.,1963.