Ошибка :

Показать отладочную информацию

Мастерская "Золотые руки"
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Мастерская "Золотые руки"

НАРОДНАЯ СТУДИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «БУСЛЯНЯ»

 

Лелонг Ирина Святославовна, педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

Достоинством работы с природным материалом является то, что работать приходится с экологически чистым природным материалом.

Соломка – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии детей.

Соломка податлива в плетении, легка в обработке, доступна –  эти качества природного материала не могли быть не замечены. Именно они сделали солому прекрасным поделочным материалом, позволяя создавать из неё самые невероятные и красивые вещи.

Искусство соломоплетения – занятие достаточно трудоемкое, но не менее увлекательное, требующее особого знания материала и владения им. Здесь необходимо чувствовать объем, пропорциональные соотношения, уметь подметить и передать характерные особенности изображения.

В Беларуси плетением соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всем, кто так или иначе, соприкасается с ними. Поэтому, так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям. Бесчисленны поверья и обряды, связанные с соломой и хлебом. Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров.

Научить детей плести из соломки – это значит приобщить их к ремеслу, которое издавна бытовало на территории нашей страны и в наши дни переживает второе рождение, так как появился большой спрос на плетеные изделия для бытовых нужд, для украшения домашнего интерьера. Постоянная работа с природным материалом способствует развитию у детей любви к родной природе, воспитанию бережного отношения к ней. Природа ежегодно даёт материал, из которого можно делать нужные красивые вещи.

В условиях работы в мастерской «Золотая соломка» учащимся предоставляется возможность изучить традиции и историю своего народа, приобщиться к белорусской культуре, совершенствовать творческую фантазию, а также развить моторику рук, почувствовать пропорцию, размер, понять азы композиции. На основе этого простого и доступного материала молодое поколение приобщается к искусству, познает прекрасное.

Цель программы:

Развитие творческой личности посредством приобщения учащихся к народному декоративно-прикладному творчеству, его истории и традициям.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить с историей соломоплетения;
  • дать основные знания в направлении соломоплетения;
  • обучать ремеслу соломоплетения;
  • знакомить учащихся с трудами белорусских мастеров.

Развивающие:

  • развивать творческий потенциал, индивидуальные способности, инициативу учащихся;
  • формировать мировоззрение учащихся, чувства пространства и гармонии.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к истории родной страны;
  • приобщать к коллективному сотворчеству в процессе работы;
  • воспитывать потребность совершенствования в декоративно-прикладной  деятельности на основе высоких духовно-нравственных позиций;
  • воспитывать творческую личность;
  • приобщать к культуре своего народа.

 

Организационные условия реализации программы

Программа мастерской «Золотая соломка» рассчитана на 4 года обучения. Возраст учащихся 11-17 лет.

1-ый год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Общее количество часов в год – 144. Наполняемость группы 12-15 человек.

2-ой год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа. Общее количество часов в год – 216. Наполняемость группы 10-12 человек.

3-ий год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа. Общее количество часов – 216. Наполняемость группы 8-10 человек.

4-ый год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 4 академических часа. Общее количество часов – 288. Наполняемость группы 8-10 человек.

Форма организации занятия – групповая, мелкогрупповая. Задания для учащихся подбираются с учетом возрастных и личностных возможностей и особенностей ребенка.

 

Материалы и инструменты

Ржаная или пшеничная солома, нитки №10, ножницы, иголка, клей ПВА, проволока, картон или твердая бумага, плоскогубцы, кусачики, клеящий пистолет, электрочайник. Для декоративного украшения: нитки, сухоцветы, бисер и другие подсобные поделочные материалы на усмотрение педагога и учащегося.

Для реализации программы дополнительного образования в полном объёме необходимо также соблюдение определённых норм и требований.

          Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил:

-   учебный кабинет должен быть оборудован техническим уголком с маркированным инвентарём (ведро для пола, швабра для пола, ветошь для влажной уборки, ветошь для пола) для  уборки учебных помещений перед и после занятий;

-   окна и форточки учебных кабинетов должны легко открываться для проветривания;

-  в туалетной комнате должен быть умывальник для мытья рук  учащимися до и после занятий, электрополотенце.

Соблюдение норм пожарной безопасности:

-  учебные кабинеты должны быть снабжены противопожарными извещателями и вентиляционными шахтами;

-  розетки, выключатели и световые приборы в кабинетах должны быть в исправном рабочем состоянии с табличками обозначения напряжения;

Соблюдение норм безопасностной работы:

- техническое оборудование (столы, стулья, шкафы, стеллажи, вешалки, зеркала и др.);

- реквизит (ножи, ножницы, иголки, плоскогубцы, скалка для прокатывания плетенок, пульверизатор, кусачики, клеящий пистолет, утюг и др.).

         Материально-техническое обеспечение включает следующее:

- учебный кабинет должен быть оборудован столом и стулом для преподавателя, стульями (скамейками) для учащихся, двумя тазиками для запаривания соломы;

- учебный кабинет должен быть снабжён  видеопроигрывателями, телевизором, компьютером;

- в учебных кабинетах должны быть размещены наглядные пособия по обучаемым предметам, необходимая литература;

- необходимо бытовое помещение для хранения соломы, проволоки, ткани, клея, сухоцветов и других подсобных материалов.

 

Первый год обучения

(возраст учащихся 11-14 лет)

Задачи:

  • познакомить с историей соломоплетения;
  • познакомить с приемами подготовки соломы к работе;
  • обучить основам аппликации соломой;
  • обучить выполнению декоративных элементов из соломки, спиральному плетению, основам соломенной пластики, конструированию шарообразного «паука» и «паука» из равновеликих модулей.

 

Учебно-тематический план

1-го года обучения

 

п/п

Наименование раздела, темы

 

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие

2

-

2

1.

История соломоплетения

4

-

4

2.

Подготовка соломы к работе

1

7

8

3.

Основы аппликации соломкой

4

22

26

4.

Декоративные элементы из соломки

2

18

20

5.

Спиральное плетение

4

14

18

6.

Основы соломенной пластики

4

16

20

7.

Шарообразный соломенный «паук»

2

16

18

8.

Соломенный «паук» из равновеликих модулей

4

22

26

 

Итоговое занятие

-

2

2

 

Итого

27

117

144

 

Содержание программы

1-го года обучения

 

Вводное занятие (2 ч.)

Знакомство педагога с учащимися и знакомство учащихся друг с другом. Ознакомление с программой студии. Проведение обучающего занятия по технике безопасности, правилам поведения в студии. Знакомство с необходимыми для занятий материалом и инструментами.

1. История соломоплетения (4 ч.)

Использование злаковых культур для плетения у нас в стране и во всем мире. Использование соломы в крестьянском быту. Искусство соломоплетения и его обычаи. Культовое значение изделий из соломки. Возрождение соломоплетения в нашей стране. Знакомство с творчеством мастеров соломоплетения.

2. Подготовка соломы к работе (8 ч.)

Приемы переборки, разделения на части, размачивания, расщепления, чистки, глажения соломы.

Практическая работа

Подготовка соломы к работе: переборка, разделение на части, размачивание, чистка соломы с помощью ножа и ножниц, а также глажение соломы с помощью утюга.

3. Основы аппликации соломкой (26 ч.)

Инструменты, необходимые для аппликации соломкой. Посадка и положение рук во время работы. Приемы аппликации. Группы элементов, используемых во время аппликации. Аппликация геометрическими элементами.

Практическая работа

Простые цепочки. Рассечение подготовленной соломенной ленты ножом-косячком на фигуры типа квадрат, ромб, прямоугольник и наклеивание с помощью клея ПВА на заранее подготовленную дощечку или картон. Изменение положения ромба на плоскости для получения цепочки зигзагообразного очертания. Вырезание с помощью ножа-косячка более сложных фигур типа трапеции и прямоугольного треугольника и наклеивание их на плоскость.

Сложные цепочки. Выполнение эскиза, нанесение линий разметки на рабочую поверхность. Наклеивание цепочки из заранее подготовленных элементов в виде прямоугольника, квадрата, ромба и вытянутого прямоугольника. Выполнение «бордюра» как примера использования трех, четырех и более различных элементов. Построение зеркальной розетки и розетки типа «поворот». Создание композиции на плоскости под углом и оформление уголка (повороты цепочек и бордюров). Эскиз и выполнение прямоугольной сетки. Составление орнамента из пройденных элементов.

4. Декоративные элементы из соломки (20 ч.)

Знакомство с декоративными элементами из соломки, их возможностями применения на практике на примере небольших сувениров, елочных игрушек. Знакомство с декоративными элементами, издавна известными в соломоплетении и позаимствованными из других ремесел.

Практическая работа

Изготовление декоративных элементов из круглого соломенного стебля на примере соломенной трубочки с перетяжкой, группирование трубочек в ленты. Выполнение элементов из соломенной ленты: завиток из соломенной ленты, плоская петля, вывернутая петля и прямая петля. Формирование соломенной бусины: трехгранная пирамидальная бусина, четырехгранная ромбическая бусина, квадратик на основе двух соломенных лент, квадратик на основе четырех соломенных лент, четырехконечная соломенная звезда, восьмиконечная соломенная звезда, соломенная кисточка и соломенная «снежинка».

5. Спиральное плетение (18 ч.)

Спиральное плетение – один из наиболее распространенных видов плетения соломкой. Форма спирального плетения. Методы спирального плетения и приспособления для спирального плетения.

Практическая работа

Формирование пучка необходимой толщины. Обкручивание и стягивание ниткой или лентой. Получение первого витка спирали. Дальнейшее скрепление витков между собой.

6. Основы соломенной пластики (20 ч.)

Мелкая соломенная пластика и ее предназначение в крестьянском быту. Возможные формы, полученные из мелких соломенных пучков.

Практическая работа

Выполнение подставки под горячее, подноса, хлебницы, корзины методом спирального плетения.

7. Шарообразный соломенный паук (18 ч.)

Предназначение соломенных «пауков» у наших предков. Их символичное, религиозное и обрядовое назначение. Особые качества соломки, используемые при создании соломенного «паука». Приспособления, необходимые для изготовления шарообразного соломенного «паука».

Практическая работа

Изготовление шарообразного «паука». Декоративное украшение шарообразного «паука» с помощью обмолоченных колосков, сухоцветов (метелки дикорастущих трав, цветы бессмертника), перьев домашних птиц.

8. Соломенный «паук» из равновеликих модулей (26 ч.)

Место соломенного «паука» в домах наших предков. Эскиз соломенного «паука». Чертеж равновеликого модуля (октаэдр).

Практическая работа

Создание «пятиручного» ромбического «паука». Модуль из равновеликих соломин (октаэдр). Изготовление отдельных модулей равновеликих конструкций. Сборка в одно целое с помощью ниток, тесьмы и клея ПВА. Декоративное оформление «паука» известными декоративными элементами из соломки, сухоцвета, тесьмы, пайетками и другими декоративными элементами.

Пирамидальный «паук». Изготовление равновеликих ромбов-модулей. Сборка пирамидального «паука».

Итоговое занятие (2 ч.)

Проведение итоговой выставки в рамках студии.

Ожидаемые результаты

По окончанию обучения в мастерской «Золотые руки» учащиеся первого года обучения должны знать:

-   историю соломоплетения;

-  приемы переборки, разделения на части, расщепления, чистки, глажения соломы;

-  аппликацию геометрическими элементами;

-  возможности применения на практике декоративных элементов из соломки;

- методику спирального плетения, приспособления для спирального плетения;

-возможные формы, полученные из мелких пучков соломы;

-  символичные, религиозные, обрядовые значения соломенных «пауков»;

уметь:

-  подготовить солому для плетения;

- выполнить простую и сложную цепочку, «бордюр», зеркальную розетку и розетку типа «поворот» в технике аппликации из соломки;

-  изготовить декоративные элементы из круглого соломенного стебля и из соломенной ленты;

-  формировать пучок, обкручивать и стягивать его соломенной лентой;

- выполнить подставку под горячее, поднос, хлебницу, корзину в технике спирального плетения;

-  сконструировать и декоративно оформить шарообразного «паука», «пятиручный» ромбический «паук»;

владеть:

-  приемами переборки, разделения на части, чистки и глажения соломы;

-   основами аппликации;

-  навыками выполнения элементов из круглого соломенного стебля и соломенной ленты;

- навыками получения первого витка спирали и дальнейшим скреплением витков между собой, а также навыками выполнения подставки под горячее, подноса, хлебницы, корзины в технике спирального плетения;

- приемами выполнения «шарообразного» и «пятиручного» ромбического «паука», а также методами их декоративного оформления.

 

Второй год обучения

(возраст учащихся 12-15 лет)

Задачи:

  • расширить знания о приемах подготовки соломы к работе и аппликации соломкой;
  • обучить плетению плоских плетенок, прямому и каркасному плетению, изготовлению соломенных украшений;
  • обучить изготовлению щитоподобного соломенного «паука» и «паука» из разновеликих модулей;
  • обучить приемам изготовления фигур животных и людей с помощью соломенных пучков (соломенная пластика).

 

Учебно-тематический план

2-го года обучения

 

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие

3

-

3

1.

Подготовка соломы к работе

1

11

12

2.

Аппликация соломкой

4

29

33

3.

Плоские плетенки

6

51

57

4.

Прямое плетение

2

10

12

5.

Каркасные плетения

1

8

9

6.

Соломенный «паук» из разновеликих модулей

1

23

24

7.

Щитоподобный соломенный «паук»

1

26

27

8.

Соломенная пластика

4

17

21

9.

Соломенные украшения

2

13

15

 

Итоговое занятие

-

3

3

 

Итого

25

191

216

 

Содержание программы

2-го года обучения

 

Вводное занятие (3 ч.)

Знакомство с программой студии, правилами техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами, клеем и электроинструментами. Духовная и материальная ценность соломоплетения для нас и наших предков.

1.Подготовка соломы к плетению (12 ч.)

Переборка, разделение на части, размачивание, чистка и расщепление соломы. Глажение и отпаривание соломы.

Практическая работа

Подготовка соломы для работы: разделение соломы на части, отделение жмыха и непригодных для работы частей. Запаривание готовой для работы соломы в специально предназначенном инвентаре кипящей водой.

2. Аппликация соломкой (33 ч.)

Правила копирования эскиза на поверхность. Методы стилизации природных форм. Требования композиции при криволинейной аппликации.

Практическая работа

Изготовление эскиза. Подготовка настила. Изготовление шаблонов. Выполнение элементов по шаблонам. Поэлементное наклеивание на заранее подготовленную поверхность. Заклеивание контуров. Выгибание элементов объемной аппликации. Наклеивание элементов объемной аппликации. Изготовление открытки в технике криволинейной аппликации, стилизованной природными формами. Выполнение декора пасхального яйца по самостоятельно разработанным эскизам.

3. Плоские плетенки (57 ч.)

Основные виды плоских плетенок (из четного и нечетного числа соломин, комбинированные плетения). Положение пальцев и посадка при плетении. Термины и основные приемы манипулирования с соломинами. Перегиб и изгиб рабочей плетенки. Закономерности образования плоских плетенок. Оформление края плетенки. Применение плоской плетенки.

Практическая работа.

Выполнение плетенки с двумя направляющими, простой плетенки, «зубатки», «зубатки» с ажурным краем, «зубатки» с перегибом верхней части зубца. Изготовление из вышеуказанных плетенок закладок для книг, сувенирных колец и сердечек. Выполнение плетенки «жучок», «чешуйка». Изготовление из них мелких сувениров с использованием сухоцвета. Выполнение плетенок «рогожка» из 6 соломин, «настил» из 6 соломин, плетенки «зубатка с рогожкой» из 6 соломин и «зубатка с елочкой» из 6 соломин. Изготовление из этих плетенок декоративных букв. Плетение плетенки «косичка», плетенки с двумя и одной направляющей, простой плетенки «рогожка» и «елочка», плетенки «настил». Выполнение «зубатки» с простым переплетением, «зубатки» с ассиметричной елочкой, плетенки «ромб», «выпуклый ромб» и плетенки «китайская цепочка-зигзаг». Применение этих плетенок для декоративных цифр. Выполнение комбинированных плетенок, таких как «косичка» с простым переплетением, плетенок на основе «ромб» и «косичка». Плетение окантовочной плетенки. Изготовление сувениров из вышеназванных плетенок на усмотрение учащихся. Выполнение поворотов плоских плетенок.

4. Прямое плетение (12 ч.)

Приспособления, используемые для выполнения прямого плетения. Применение соломенных пластов, выполненных в технике прямого плетения. Наращивание соломин при прямом плетении. Виды прямых плетенок.

Практическая работа

Изготовление соломенных пластов переплетением «шахматка», «паркетик», «елочка» и «ромб».

5. Каркасные плетения (9 ч.)

Применение каркасных плетенок у народов Южной Америки, Западной Европы, Англии, Австралии. Их религиозное и обрядовое значение. Элементы каркасных переплетений и их применение у наших предков. Современные методы использования каркасных переплетений.

Практическая работа

Изготовление каркаса для квадрата и многоугольника. Плетение квадрата на каркасе, многоугольника «паутинки» на каркасе. Продление рабочей соломины при каркасном переплетении. Плетение «цепочка из пяти квадратов».

6. Соломенный «паук» из разновеликих модулей (24 ч.)

Подвесные декоративные конструкции, их многообразие у нас в стране и за рубежом. Приспособления для изготовления соломенного «паука». Метод изготовления модуля из разновеликих соломин. Применение разновеликого модуля.

Практическая работа

Изготовление модулей, в которых основания короче соломин ребер. Выполнение модулей, где соломины верхних ребер длиннее нижних ребер и основания, а также модулей, основания которых длиннее соломин ребер. Конструирование соломенного «паука» из изготовленных модулей.

7. Щитоподобный соломенный «паук» (27 ч.)

Религиозное и обрядовое значение щитоподобного «паука». Приспособления для изготовления.

Практическая работа

Выполнение эскиза щитоподобного «паука». Изготовление отдельных элементов. Конструирование щитоподобного соломенного «паука».

8. Соломенная пластика (21 ч.)

Знакомство с соломенной пластикой как наиболее трудным разделом соломоплетения. Применение малой соломенной скульптуры в быту у наших предков, обрядовое значение у белорусского народа и других народов мира. История возрождения белорусского декоративно­-прикладного искусства. Приемы изготовления фигур животных и людей с помощью соломенных пучков.

Практическая работа

Изготовление подвесной соломенной птицы из 40 соломин. Декоративное оформление плетенкой «елочка» из 6 соломин, плетеными на каркасе квадратами. Изготовление каркаса стоячей птицы из 35 соломин. Декоративное оформление с помощью плетенки «рогожка» из 7 соломин, плетеными на каркасе многоугольниками. Изготовление лошадки из 100 соломин верхних частей диаметром 2-2,5мм и длиной не менее 3,5мм. Декоративное оформление плоскими плетенками «косичка» из 3 соломин, «елочка» из 7 соломин, квадратами на каркасе. Изготовление куклы (женская фигура) на основе 2 пучков соломы. Общее количество соломы 30-35 соломин средних частей. Декоративное оформление плетенкой «косичка» из 3 и 5 соломин, плетенкой «цепочка» из 2 соломин, простой плоской плетенкой из четырех соломин.

9. Соломенные украшения (15 ч.)

Соломенные украшения у народов, населявших территорию Беларуси. Соломенные украшения в странах западной Европы и Америки.

Практическая работа

Изготовление соломенного кольца. Выполнение соломенных бус из известных декоративных элементов. Плетение соломенного браслета плетенками «рогожка» и «елочка» из 6 соломин. Изготовление обруча плетенкой «елочка» из 6 соломин на каркасе, а также соломенной заколки из известных плетенок по эскизу, изготовленному учащимися.

Итоговое занятие (3 ч.)

Подведение итогов года (выставка в рамках студии, анализ работ, проведение открытого занятия).

 

Ожидаемые результаты

По окончанию обучения в мастерской «Золотые руки» учащиеся второго года обучения должны знать:

-       ценность соломоплетения;

-       технологию отпаривания, отбеливания и крашения соломы;

-        методы стилизации природных форм и требования композиции при аппликации;

-       правила работы с плоскими плетенками;

-       технологию выполнения прямого плетения;

-       методы использования каркасных переплетений;

-       правила выполнения модуля из разновеликих соломин;

-       технологию выполнения щитоподобного «паука»;

-       приемы изготовления фигур животных и людей с помощью соломенных пучков;

-       технологию изготовления соломенных украшений;

уметь:

-       разделить солому на части, а также отбеливать ее и красить;

-       владеть техникой объемной и криволинейной аппликации, а также стилизацией природными формами;

-       выполнять все известные плоские плетенки;

-       изготовить соломенный пласт;

-       выполнять квадрат и многоугольник методом каркасного плетения;

-       конструировать соломенных «пауков» из разновеликих модулей и щитоподобных соломенных «пауков»;

-       изготовить фигурки животных и людей с помощью соломенных пучков;

-       выполнять соломенные украшения;

владеть:

-       навыками подготовки соломы к плетению;

-       изготовлением открытки, стилизованной природными формами, выполнением декора пасхального яйца;

-       навыками плетения плоских плетенок, а также прямого и каркасного плетения;

-       чувством меры при изготовлении соломенных «пауков»;

-       приемами изготовления фигур животных и людей с помощью соломенных пучков;

-       навыками изготовления соломенных украшений.

 

Третий год обучения

(возраст учащихся 13-16 лет)

Задачи:

  • расширять и углублять знания по выполнению аппликации из соломки;
  • обучить выполнению утилитарных изделий из соломки, декоративной композиции из соломки и головного убора;
  • обучить изготовлению большого ромбического «паука».

 

Учебно-тематический план

3-го года обучения

 

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие

3

-

3

1.

Подготовка соломы к плетению

-

12

12

2.

Аппликация соломкой

4

20

24

3.

Объемные плетения

2

16

18

4.

Большой ромбический «паук»

2

43

45

5.

Утилитарные изделия

8

70

78

6.

Декоративная композиция (цветы)

1

8

9

7.

Головной убор. Шляпка

1

23

24

 

Итоговое занятие

-

3

3

 

Итого

21

195

216

 

Содержание программы

3-го года обучения

 

Вводное занятие (3 ч.)

Обучающее занятие по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами; знакомство с содержание программы студии.

1. Подготовка соломы к плетению (12 ч.)

Практическая работа

Переборка соломы, отделение верхнего слоя соломы, сортировка пригодных для плетения частей. Подготовленные вторые коленца соломы отпаривают, расщепляют и удаляют внутренний лубяной слой. Отбеливание соломы.

2. Аппликация соломкой (24 ч.)

История возникновения соломенных панно в технике аппликации. Приспособления для работы. Тематика и композиционное построение рисунка. Декор утилитарно-декоративного изделия. Размещение основных и второстепенных композиций.

Практическая работа

Выполнение эскиза для декоративного панно в технике аппликации. Поэтапное выполнение композиции на заранее подготовленной поверхности. Разработка эскиза для оформления заранее подготовленной шкатулки в технике аппликации из соломки. Выполнение декора шкатулки.

3. Объемные плетения (18 ч.)

Объемные плетения в Беларуси и в других странах, их разнообразие и применение. Приспособления для работы, посадка, положение рук.

Практическая работа

 Изготовление плетения «роза» и объемного шнура  из двух соломин. Применение вышеуказанных плетенок для изготовления панно. Выполнение витых плетенок на каркасе из 5, 4 соломин. Продление рабочей соломинки в витых плетенках. Окончание витого плетения. Конструирование рамки из витых плетенок. Плетение витых плетенок из 6 и 7 соломин. Расширение и сужение витых плетенок. Изготовление колокольчика и шишечки методом витых плетенок из 6 и 7 соломин. Выполнение плетенки «гармошка» из 4 соломин.

4. Большой ромбический «паук» (45 ч.)

Символическое значение большого ромбического «паука». Приспособления для работы. Методы декоративного оформления.

Практическая работа

Выполнение эскиза большого ромбического «паука». Изготовление равновеликих и разновеликих модулей, пирамидки типа тетраэдр и шестигранного модуля. Конструирование большого ромбического «паука» из изготовленных модулей. Декоративное оформление большого ромбического «паука» декоративными элементами из соломки, а также элементами малой соломенной пластики.

 

5. Утилитарные изделия (78 ч.)

Происхождение и история развития направления соломоплетения «утилитарные изделия». Их применение и символика. Приспособления для работы. Способы пришивания.

Практическая работа

Выполнение элементов соломенного подноса плетенкой «паркетик», «зубатка», «витая» из 5 соломин. Сшивание  в одно целое. Изготовление хлебницы на основе усложненной конструкции подноса. Плетение коробки из соломки плетенками «рогожка» из 6 соломин и «зубатка» из 4 соломин. Декоративное оформление окантовочной комбинированной плетенкой. Создание эскиза корзинки (самостоятельная работа). Выполнение элементов корзинки. Сшивание в одно целое. Разработка конструкции шкатулки. Изготовление элементов. Сборка в одно целое.

6. Декоративная композиция (цветы) (9 ч.)

Искусственно сделанный цветок из натурального материала. Принципы изготовления.

Практическая работа

 Изготовление соломенных лепестков и листиков для цветков. Выполнение соломенного листика из 5 соломин, из двух с двумя осевыми листика типа «лаптик». Сборка декоративных элементов в одну конструкцию.

7. Головной убор. Шляпка (24 ч.)

История создания соломенных шляп. Их применение. Совершенствование. Современная соломенная шляпка.

Практическая работа

Плетение 15-17-ти метров плетенки «рогожка» или «зубатка». Сшивание тульи и полей. Разработка эскиза декоративного оформления. Исполнение элементов декоративного оформления. Пришивание на шляпку.

Итоговое занятие (3 ч.)

Проведение итоговой выставки с подведением итогов года.

 

Ожидаемые результаты

По окончанию обучения в мастерской «Золотые руки» учащиеся третьего года обучения должны знать:

-       технологию выполнения панно и декора утилитарно-декоративного изделия аппликацией соломкой;

-       технологию выполнения объемного плетения;

-       порядок изготовления большого ромбического «паука»;

-       принципы создания утилитарных изделий из соломки;

-       принципы построения декоративной композиции из соломки;

-       технологию выполнения соломенной шляпки;

уметь:

-       выполнить панно и декор утилитарно-декоративного изделия методом аппликации из соломки;

-       изготовить «розу», шнур и витую плетенку из соломки;

-       конструировать большого ромбического «паук»;

-       выполнять утилитарные изделия из соломки;

-       создавать декоративную композицию;

-       выполнить соломенную шляпку;

владеть:

-    техникой аппликации из соломки для выполнения панно и декора утилитарно-декоративного изделия;

-    навыками объемного плетения;

-    навыками изготовления утилитарных изделия из соломки;

-    чувством меры при создании декоративной композиции «Цветы»;

-    навыками изготовления соломенной шляпки.

 

Четвертый год обучения

(возраст учащихся 14-17 лет)

Задачи:

  • познакомить с соломенной скульптурой обрядами и праздниками белорусского народа;
  • обучить изготовлению соломенной скульптуры (кокошник, панно, подвеска).

 

Учебно-тематический план

4-го года обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие

4

-

4

1.

Подготовка соломы к плетению

-

16

16

2.

Соломенная скульптура

8

208

216

3.

Кокошник

1

11

12

4.

Панно

1

15

16

5.

Подвеска

1

19

20

 

Итоговое занятие

-

4

4

 

Итого

15

273

288

 

Содержание программы

4-го года обучения

 

Вводное занятие (4 ч.)

История соломенного промысла. Содержание программы студии. Задачи студии. Техника безопасности при работе с режущими и колющими предметами.

  1. 1.  Подготовка соломы к плетению (16 ч.)

Переборка соломы, отделение верхней части соломы, сортировка пригодных для плетения частей, отпаривание, чистка, глажение соломы, отбеливание и крашение материала (акриловыми и искусственными (морилка) красителями).

  1. 2. Соломенная скульптура (216 ч.)

Значение соломенной скульптуры в обрядах и праздниках белорусского народа. Показ изделий старших учеников, а также работ белорусских мастеров, которые работают в этом направлении. Традиции выполнения. Приспособления для работы.

Практическая работа

Разработка эскиза скульптуры соломенной куклы. Изготовление каркаса. Придание формы. Плетение элементов для одежды и головных уборов. Присоединение элементов одежды и головных уборов к фигуре. Выполнение эскиза и каркаса птицы. Формирование туловища, хвоста, головы. Изготовление декоративных элементов для перьев, хвоста, крыльев, головы. Оплетение туловища. Прикрепление  изготовленных декоративных элементов. Выполнение эскиза и каркаса скульптуры лошади. Формирование туловища. Оформление головы известными декоративными элементами. Плетение и соединение хвоста, гривы и туловища. Выполнение декора туловища. Изготовление скульптуры соломенного барана и козлика на основе каркаса лошади.

  1. 3. Кокошник (12 ч.)

История появления, современное применение кокошника. Способы декоративного оформления.

Практическая работа

 Выполнение эскиза кокошника и его декоративного оформления. Плетенка для основы. Изготовление элементов для декоративной композиции. Прикрепление декоративной композиции к основе. Пришивка атласной ленты к внутренней поверхности.

  1. 4.  Панно (16 ч.)

Экскурс в историю, примеры оформления домов с помощью панно из соломки. Показ слайдов работ старших учащихся и работ мастеров соломоплетения.

Практическая работа

Выполнение эскиза. Изготовление отдельных частей и компоновка в одну целую композицию. Оформление рамкой.

  1. 5.  Подвеска (20 ч.)

Примеры использования соломенных подвесок в интерьере современных домов. Показ слайдов работ старших учащихся и работ мастеров соломоплетения.

Практическая работа

Разработка эскиза. Выполнение десятигранного, двенадцатигранного и двадцатигранного модуля (икосаэдр). Изготовление отдельных частей соломенной подвески и компоновка в одну целую композицию. Декоративное оформление известными приемами.

Итоговое занятие (4 ч.)

Подведение итогов года. Итоговая выставка. Обсуждение перспектив работы с соломой в последующем.

Ожидаемые результаты

         По окончанию обучения в мастерской «Золотые руки» учащиеся четвертого года обучения должны знать:

-       традиции выполнения соломенной скульптуры;

-       методику выполнения и способы декоративного оформления кокошника;

-       принципы выполнения панно из соломки;

-       технологию изготовления соломенной подвески;

уметь:

-       создать соломенную скульптуру любой формы;

-       изготовить и декоративно оформить кокошник;

-       создать соломенное панно и подвеску;

владеть:

-       навыками изготовления соломенной скульптуры;

-       навыками изготовления соломенного кокошника;

-       чувством меры при создании декоративных композиций.

 

Формы и методы реализации программы

Реализация целевого назначения программы объединения по интересам предусматривает организацию педагогического взаимодействия через использование разнообразных технологий и методик.

Содержание программы предполагает, что основной формой организации педагогического процесса является практическое занятие, на котором происходит формирование навыков работы с соломой.

В процессе обучения используется личностно ориентированный подход: обучение с учетом возрастных особенностей и личностных предпочтений. Педагог мастерской может творчески подойти к построению занятий и самостоятельно решить, какую информацию необходимо еще включить в программу.

Программа построена таким образом, чтобы учащиеся постепенно повышали уровень знаний и умений, накапливали опыт практических работ.

На первых двух годах занятия соломкой дети осваивают основные направления современной соломенной пластики: сюжетно-тематическую пластику и декоративную анималистическую пластику. Основные образы декоративной анималистической скульптуры: конь, птица. Так учащиеся приобщаются к неизвестному ранее материалу и начинают чувствовать пропорцию и размер. Строгая гармония форм и движения соломенного паука призвана развивать у ребенка конструктивное мышление.

Изготовление предметов бытового назначения – одно из основных направлений развития современного соломоплетения. Соломенные бытовые изделия для хранения продуктов, зерна были незаменимы в крестьянском быту на протяжении многих веков. Хоть и медленно, но тоже стали вытесняться более современными изделиями. Поэтому на третьем году обучения дети изготавливают утилитарные изделия, такие как поднос, корзинка, хлебница, закрепляя полученные знания по различным техникам плетения.

С середины 19 века начало уменьшаться и изготовление элементов одежды из соломки. Самыми распространенными из них были соломенные шляпы. Соломенная шляпа была обязательной частью народного летнего мужского костюма. Для изготовления соломенной шляпки необходимы усидчивость и терпение, но к концу третьего года дети вполне способны ее изготовить.

На четвертом году обучения дети в состоянии заняться соломенной скульптурой и творчески подойти к изготовлению крупных форм лошади, птицы, куклы, козы. Удивительные, казалось бы несочетаемые качества соломки: неподатливость и сопротивляемость любому насилию соломенных стеблей и невероятная пластика плетенок и соломенных лент – открывают перед учащимися, постигающими тайны соломки, просторы для творчества.

Учебно-воспитательный процесс четырех лет обучения включает в себя постоянное изучение истории развития белорусского народного творчества, обычаев и обрядов нашего народа.

Учебный процесс предполагает участие детей в конкурсах и мастер-классах, посещение городских и районных выставок, походы и экскурсии по заготовке природного материала (соломы), что способствует становлению профессионального мастерства учащихся, их психофизического здоровья.

Эффективной формой творческой работы является коллективная деятельность. Совместные дела создают тесное взаимодействие всех участников мастерской и способствуют установлению доброжелательных отношений, позволяют формировать опыт взаимодействия с другими людьми, с природой, создают условия для собственного самовыражения.

Для успешной реализации образовательно-воспитательных задач на занятиях применяются следующие методы и формы:

  • словесный метод обучения: объяснение, рассказ, беседа, диалог;
  • метод практико ориентированной деятельности: упражнения;
  • метод наблюдения: рисунки, эскизы, проведение замеров;
  • метод проблемного обучения: проблемное изложение материала; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему;
  • метод программированного обучения: самостоятельное изучение определённой части учебного материала;
  • проектно-конструкторский метод: создание творческих работ;
  • метод игры: игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
  • наглядный метод обучения: наглядные материалы: рисунки, плакаты, фотографии, схемы плетений, чертежи; демонстрационные материалы: модели готовых работ;
  • использование на занятиях средств искусства: литература, музыка.

Формы итогового занятия: выставки, открытые занятия, конкурсы мастерства.

Литература для педагога

  1. Аладова, А.В. Белоруская советская живопись / А. В. Аладова. – Минск., 1984.
  2. Воронова, О. Искусство скульптуры / О.Воронова. – М., 1981.
  3. Вольпина, В. Современное искусство художников-ювелиров. Традиции и эксперимент / В. Вольпина. – М., 1985.
  4. Высоцкая, Н.Ф. Пластыка Беларусi 12-18 стагоддзяў / Н.Ф. Высоцкая. – Мiнск, 1983.
  5. Высоцкая, Н.Ф. Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва Беларусi 12-18 стагоддзяў / Н.Ф. Высоцкая. – Мiнск, 1984.
  6. Гiсторыя беларускага мастацтва ў 6 тамах. – Мiнск, 1987.
  7. Данилова, Л. Окно с затейливой резьбой / Л. Данилова. – М., 1986.
  8. Загребаева, М. Плетение из соломки, бересты и лозы / Сост. М. Загребаева. – Миринда, 1999.
  9. Караманский, С.А. Плетеные изделия / С.А. Караманский. – М., 1992.
  10. Кенеман, А.В. Детские подвижные игры. Пособие для воспитателя / А.В.Кенеман. – М., 1988.
  11. Кузнецова, Э.С. Методика воспитательной работы в школе / Э.С.Кузнецова, А.М. Бардиан. – М., 1967.
  12. Курилович, А. Н. Белоруское народное ткачество / А.Н. Курилович. – Минск, 1981.
  13. Литвинец, Э.Н. Низание и ручное вышивание / Э.Н. Литвинец. – Минск, 1991.
  14. Лобачевская, О.А. Плетение из соломки / О.А.Лобачевская. – М., 2000.
  15. Лобачевская, О.А. Возьми простую соломку / О.А.Лобачевская, Н.М.Кузнецова. – Минск.,1988.
  16. Манушина, Т.Н. Золотое и серебряное дело Древней Руси / Т.Н. Манушина. – М., 1983.
  17. Починова, Н.В. Инкрустация соломкой / Н.В.Починова, В.Н.Дехтяренко.– Минск, 1988.
  18. Раманюк, М. Беларускае народнае адзенне / М. Раманюк. – Мiнск, 1981.
  19. Репина, Т.А. Художественные изделия из соломки / Т.А. Репина. – Минск, 2006.
  20. Сахута, Е.М. Народное искусство и художественные промыслы Беларуси / Е.М. Сахута. – Минск, 1982.
  21. Турова, В.В. Что такое гравюра / В.В.Турова. – М., 1986 г.
  22. Тужикова, Б. Искусство народных художественных промыслов. Резьба по кости / Б. Тужикова. Серийное издание «Искусство народных художественных промыслов».
  23. Уоттон, Э. Атлас-определитель. Все обо всем / Э. Уоттон, Д. Хайд, Д.Норман. Научно-популярное изданное. – М., 2003.

 

 

Литература для учащихся

 

  1. Аладова, А.В. Белоруская советская живопись / А. В. Аладова. – Минск, 1984.
  2. Высоцкая, Н.Ф. Пластыка Беларусi 12-18 стагоддзяў / Н.Ф. Высоцкая. – Минск, 1983.
  3. Высоцкая, Н.Ф. Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва Беларусi 12-18 стагоддзяў / Н.Ф. Высоцкая. – Мiнск, 1984.
  4. Загребаева, М. Плетение из соломки, бересты и лозы / Сост. М. Загребаева. – Миринда, 1999.
  5. Кузьмина, М. Послушные узелки Максимова / М. Кузьмина. – М., 2005.
  6. Курилович, А. Н. Беларускае народнае ткачество / А.Н. Курилович. – Минск, 1981.
  7. Лобачевская, О.А. Возьми простую соломку / О.А.Лобачевская, Н.М. Кузнецова. – Минск, 1988.
  8. Лобачевская, О.А. Плетение из соломки / О.А.Лобачевская.  – М., 2000.
  9. Луканский, Э.П. Первый шаг в творчество / Э.П. Луканский. – Минск, 1985.
  10. Мировский, А. Скачи, добрый единорог / А. Мировский. – М., 1986.
  11. Новикова, Е.Ф. Мы художники-умельцы / Е.Ф.Новикова. – Минск, 1991.
  12. Раманюк, М. Беларускае народнае адзенне / М. Раманюк. – Минск, 1981.
  13. Сахута, Е.М. Народное искусство и художественные промыслы Беларуси/ Е.М. Сахута. – Минск, 1982.
  14. Соколовская, М.М. Радуга в моем доме / М.М. Соколовская. – Минск., 1988.
  15. Творцы и мастеровые. – Минск, 1984.
  16. Уоттон, Э. Атлас-определитель. Все обо всем / Э. Уоттон, Д. Хайд,

Д. Норман. Научно-популярное изданное. – М., 2003.

  1. Щипанов, М. Юным любителям кисти и резца / М. Щипанов. – Минск, 1997

 

Видеоматериалы

  • Народные промыслы. Что такое искусство. Студия «КВАРТ», Москва 1994.
  • Развитие национального самосознания и патриотических чувств через декоративно-прикладное творчество (из опыта работы руководителей кружков по соломоплетению). Минск: ЦВР «Маяк», 2007, Ладутько О.Н.
  • Уроки Илларии Батик-2. Минск.: 2008.
  • Международный фестиваль соломки 2003 года, Репина Т. А.
  • Международный фестиваль соломки 2005 года, Репина Т.А.

 

Наглядный и дидактический материал

  • Схемы всех используемых плетенок.
  • Образцы всех используемых плетенок.
  • Образцы работ учащихся.
  • Образцы работ руководителя.