Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Объединение по интересам “Школа моды”, Базанова Н.Г.

повышенный уровень изучения предметной области “конструирование и моделирование одежды”

Пояснительная записка


Что делает человека красивым и успешным? Портные скажут – костюм, парикмахеры – прическа, косметологи – здоровая ухоженная кожа, визажисты отдадут предпочтение правильно подобранному макияжу, профессиональные модели – легкой летящей походке и особому отношению к жизни, которое принято называть культурой здорового образа жизни, психологи назовут положительную “Я-концепцию”, умение оценить свои сильные и слабые стороны и адекватно выстраивать свои взаимоотношения с окружающим миром. И все будут правы. Именно такое разностороннее развитие получают учащиеся объединения по интересам “Школа моды”. Поскольку мода – это особая область, которая интегрирует в себе различные виды культуры. Мода тесно связана с различными сферами жизни человека и общества. Занятие модой требует не только умения шить, рисовать, но и знаний по истории костюма, в области создания стиля и образа.
Помочь учащимся проявить свою индивидуальность, попробовать себя в различных сферах деятельности, найти себя и почувствовать уверенность в своих силах – главная задача педагога данного объединения. При этом необходимо понимать, что недостаточно изначально быть привлекательным и уверенным в себе, необходима постоянная работа над собой, стремление к гармонии внутренней и внешней.
Особенно актуально эта задача стоит при работе с подростками в силу их возрастных особенностей. В подростковом возрасте происходит активное усвоение социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Подростки очень чувствительны к изменениям своего тела и своей внешности, постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников. Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится интерес к вопросу “Каким я могу стать в будущем?”. Именно с таких размышлений начинается перестройка мотивационной сферы, обусловленной ориентацией на будущее. У подростков 12-14 лет наблюдается существенное понижение самооценки, причем “плохими” считают себя в большинстве девочки. Для коррекции таких установок осуществляется тесная совместная работа с психологом Дворца, так как в этом возрасте дети особенно восприимчивы к психологическим знаниям и тренингам, направленным на развитие базовых навыков общения и взаимодействия.
Программа дает возможность творческого, эстетического, физического, духовного развития. Для одних учащихся – это новые знания и умения, которые необходимы на протяжении всей жизни, для других – первая ступень в осуществлении мечты быть закройщиком, швеей, художником по костюмам, парикмахером, косметологом либо демонстратором одежды, для третьих – повышение самооценки и уверенности в себе на данном этапе своей жизни, для четвертых – получение навыков взаимодействия в коллективе. Независимо от того, какое из направлений деятельности кружка учащиеся выберут для себя как приоритетное, особую важность имеет формирование у подростков позитивного эмоционального отношения к своей деятельности, становление ее ценностно значимой, так как это влияет на формирование убеждений, взглядов, жизненной позиции.
По завершению обучения учащимся предлагается перейти в кружок “Школа моделей” (ориентация на профессию демонстратор одежды) либо кружок “Школа модельера” (ориентация на профессии художник-модельер, закройщик, технолог).
Особенностью данной программы является ее разноуровневый характер. Освоение тем предлагается на базовом и на повышенном уровнях. Это зависит от степени подготовки и способностей учащихся. В учебно-тематическом плане темы сформулированы по блокам (освоение тем на повышенном уровне обозначены *). Содержание программы обеспечивает дифференциацию обучения через реализацию принципа свободы выбора, предлагая различные варианты изделий для изготовления. Программа предполагает смену различных видов деятельности в течение учебного занятия, что способствует сохранению здоровья учащихся и поддерживает их интерес.
Программа разработана на основе богатого опыта работы педагога кружка, специальной литературы и с учетом требований, предъявляемых к образовательному процессу в учреждении дополнительного образования детей и молодежи. Проектирование программы осуществлялось на основе следующих принципов и подходов:
• личностно ориентированный подход – признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка;
• принцип природосообразности – обязательный учет половозрастных особенностей;
• принцип дифференциации – отбор содержания, форм и методов обучения и воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями подростков;
• принцип культуросообразности – опора в обучении и воспитании на национальные особенности, культуру народа;
• деятельностный подход – личность существует, проявляется и формируется в деятельности, деятельность является тем механизмом, через который внешнее переходит во внутреннее;
• принцип гуманизации межличностных отношений – уважительное отношение между педагогом и детьми, создание “ситуации успеха”;
• принцип открытости – участие в учебно-воспитательном процессе максимального количества институтов и людей.
Цель программы – развитие творческих способностей учащихся через обучение конструированию и моделированию одежды, включение в творческий процесс по созданию индивидуального образа, формирование ценностного отношения к здоровому стилю жизни.

Организационные условия реализации программы
Общее количество часов в год – 216. На 1-ом году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа по схеме:
2 часа по тематическому блоку I “Конструирование и моделирование одежды” и 1 час по тематическому блоку IV “Основы дефиле”;
2 часа по тематическому блоку I “Конструирование и моделирование одежды” и 1 час по тематическому блоку II “Создание стиля и образа” (через неделю чередуется с тематическим блоком III “Основы здорового образа жизни”).
На 2-ом году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа по схеме:
2 часа по тематическому блоку I “Конструирование и моделирование одежды” и 1 час по тематическому блоку II “Создание стиля и образа” либо по тематическому блоком III “Основы здорового образа жизни”, либо по тематическому блоку IV “Основы дефиле” (чередуются по порядку);
3 часа по тематическому блоку I “Конструирование и моделирование одежды”.

Психологическое сопровождение осуществляется согласно плана психолога-куратора.
Нормы наполнения: в группах 1 года обучения – 12-15 человек, 2 года обучения – 8-10 человек.
Возраст учащихся 12-18 лет.
Занятия по тематическим блокам 1, 2, 3, производятся в кабинете, оборудованном в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, нормами техники безопасности и пожарной безопасности.
Материально-техническое обеспечение:
- швейные машины, краеобметочная машина, раскройный стол, классная доска, стеллажи, утюжильный стол, электроутюг;
- линейки, лекала, ножницы, иголки, сантиметровая лента, катушечные нитки, наперсток, бумага для изготовления больших чертежей, мел или мыло, карандаш, ластик, линейка закройщика, швейные булавки, ткань.
Занятия по тематическому блоку IV “Основы дефиле” проходят в кабинете, оборудованном в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, нормами техники безопасности и пожарной безопасности.
Материально-техническое обеспечение:
- зеркала, станок, музыкальный центр.
Кадровое обеспечение
Программа предполагает смену различных видов деятельности – это требует от педагога разносторонних знаний и умений, профессионального образования. Реализация образовательного процесса осуществляется в сотрудничестве с психологом.
Основные показатели эффективности реализации программы:
- высокий уровень мотивации учащихся к овладению навыками в изготовлении одежды, в области создания стиля и образа, овладению навыками демонстратора одежды;
- профессиональное самоопределение одаренных учащихся в области моды;
- творческая самореализация учащихся, участие в конкурсах и фестивалях юных модельеров, конкурсах на лучшую топ-модель, фото-модель.

1-й год обучения
Задачи:
- обучить приемам пользования швейными инструментами (иголкой, ножницами) и оборудованием (швейной машиной, электроприборами);
- научить распознавать лицевую и изнаночную стороны тканей по их свойствам, подбирать ткань для конкретного изделия;
- *научить определять волокнистый состав ткани, вида переплетения, нить основы и утка;
- познакомить с основами цветоведения;
- *познакомить с законами композиции;
- познакомить с белорусским национальным костюмом;
- *познакомить с историей костюма;
- обучить технологии изготовления поясных изделий простого фасона (конструирование, моделирование, технологическая обработка);
- * обучить технологии изготовления поясных изделий усложненного фасона (конструирование, моделирование, технологическая обработка);
- *научить создавать стиль и образ, подчеркивая свою индивидуальность;
- познакомить с основами ухода за лицом и телом;
- *познакомить с основными понятиями: стиль, мода, образ, культура;
- *познакомить со стилями одежды;
- *познакомить с правилами подбора одежды для школы, дома и отдыха;
- *познакомить с видами макияжа, правилами его нанесения;
- познакомить с комплексами упражнений для разминки мышц и суставов, для поддержания физической формы;
- познакомить с основами дефиле;
- развивать эстетический вкус, воображение, фантазию;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие;
- развивать интерес к швейному делу;
- формировать навыки, направленные на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни, положительное отношение к здоровому образу жизни;
- способствовать формированию адекватной самооценки учащихся.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок / тема

Базовый

уровень изучения

Повышенный

уровень изучения

количество часов

количество часов

 

 

все

го

тео

рия

практика

всего

теория

практика

 

Вводное занятие

3

3

-

-

-

-

I.

Конструирование и моделирование одежды

 

 

 

 

 

 

1. Основы технологии

30

6

24

-

-

-

2.* Основы технологии

-

-

-

30

6

24

3. Сувенир

9

3

6

-

-

-

4.*Сувенир

-

-

-

9

3

6

5. Поясные изделия простого фасона

69

12

57

-

-

-

6.*Поясные изделия усложненного фасона

-

-

-

69

12

57

7. Изготовление изделий на основе готовых выкроек

30

6

24

-

-

-

II.

Создание стиля и образа

 

 

 

 

 

 

1. *Секреты стиля

-

-

-

6

3

3

2. *Создание образа

-

-

-

5

2

2

3. Уроки этикета

4

3

1

-

-

-

III.

Основы здорового образа жизни

 

 

 

 

 

 

1. Физическое здоровье

8

6

2

-

-

-

2. Личная гигиена

3

2

1

-

-

-

3. Психологическое благополучие

4

1

3

-

-

-

IV.

Основы дефиле

30

-

30

-

-

-

 

Экскурсии, массовые мероприятия

12

-

12

-

-

-

 

Итоговое занятие

3

3

-

-

-

-

 

ИТОГО

205

45

160

119

26

92

 

Содержание программы
Вводное занятие
Знакомство с оборудованием кабинета, инструментами и принадлежностями для работы, формами организации труда, с требованиями по технике безопасности, противопожарными мероприятиями.
Цели и задачи кружка, план работы на год и на период обучения. Просмотр и анализ видеоматериалов конкурсов юных модельеров и показов моды.
Диагностика уровня подготовленности учащихся.

Тематический блок I. Конструирование и моделирование одежды
Тема 1. Основы технологии
Материаловедение
Хлопчатобумажные, льняные и шерстяные ткани. Основные свойства тканей. Способы определения лицевой и изнаночной сторон тканей.
Практика. Определение свойств волокон органолептическим и лабораторным способом. Определение лица и изнанки.
Виды ручных работ
Оборудование рабочего места. Инструменты, необходимые для работы (ножницы, игла, наперсток, линейка, сантиметровая лента). Правила безопасности труда при работе с колюще-режущими инструментами. Терминология ручных работ.
Виды стежков и строчек
Назначение сметочных стежков. Виды работ, выполняемые сметочными стежками.
Обметочные стежки, их назначение, виды.
Копировальные стежки, подшивочные (потайные и крестообразные): строение, применение, правила выполнения.
Ручные декоративно-отделочные работы, технология их выполнения.
Практика. Выполнение обметочных, сметочных, подшивочных, копировальных, стачных стежков.
Технология закрепления фурнитуры на ткани
Технология закрепления на ткани пуговиц, кнопок, крючков. Изготовление петель.
Практика. Пришивание фурнитуры. Отработка приемов ручных работ.
Машинные работы
Оборудование рабочего места. Правила безопасности труда при работе на швейной машине. Устройство швейной машины. Подготовка машины к работе, правила начала и окончания работы на машине.
Технология выполнения машинных швов. Швы соединительные: стачной, настрочной, рассточной, накладной, запошивочный, двойной. Назначение, технические условия их выполнения.
Краевые швы: обтачные, окантовочные, вподгибку. Их назначение, технические условия выполнения.
Отделочные швы: складки, защипы, шов с кантом.
Терминология машинных работ.
Анализ выполненных машинных швов.
Практика. Упражнения в подборе игл и ниток, подготовке швейной машины к работе, заправке швейной машины, в проверке качества строчки и регулировании натяжения верхней и нижней нитей. Выполнение соединительных, краевых и декоративно-отделочных швов.
Влажно-тепловая обработка
Правила работы с электроутюгами. Терминология. Технология влажно-тепловой обработки.
Практика. Отработка приёмов работы с утюгом.
Накладные карманы
Виды накладных карманов. Основы конструирования (разработка конструкции кармана на бумаге, изготовление лекала, раскрой на ткани). Технологическая последовательность обработки накладного кармана квадратной формы. Текущий контроль при изготовлении карманов.
Практика. Выполнение образцов накладных карманов прямоугольной формы. Влажно-тепловая обработка.

*Тема 2. Основы технологии
Материаловедение
Хлопчатобумажные, льняные и шерстяные ткани. Основные свойства тканей. Понятие о волокнах. Строение хлопкового волокна. Свойства хлопкового волокна. Качественные показатели льноволокна. Виды шерсти, свойства шерстяного волокна.
Способы определение лицевой и изнаночной сторон тканей. Окраска и рисунок тканей. Переплетение ткани.
Практика. Определение свойств волокон органолептическим и лабораторным способом. Определение лица и изнанки, основы и утка. Определение волокнистого состава ткани, вида переплетения.
Виды ручных работ
Оборудование рабочего места. Инструменты, необходимые для работы (ножницы, игла, наперсток, линейка, сантиметровая лента). Правила безопасности труда при работе с колюще-режущими инструментами. Терминология ручных работ.
Виды стежков и строчек
Назначение сметочных стежков. Виды работ, выполняемые сметочными стежками.
Обметочные стежки, их назначение, виды.
Копировальные стежки, подшивочные (потайные и крестообразные): строение, применение, правила выполнения.
Ручные декоративно-отделочные работы, технология их выполнения.
Практика. Выполнение обметочных, сметочных, подшивочных, копировальных, стачных стежков.

Технология закрепления фурнитуры на ткани
Технология закрепления на ткани пуговиц, кнопок, крючков. Изготовление петель.
Практика. Пришивание фурнитуры. Отработка приемов ручных работ.
Машинные работы
Оборудование рабочего места. Правила безопасности труда при работе на швейной машине. Устройство швейной машины. Подготовка машины к работе, правила начала и окончания работы на машине.
Технология выполнения машинных швов. Швы соединительные: стачной, настрочной, рассточной, накладной, запошивочный, двойной. Назначение, технические условия их выполнения.
Краевые швы: обтачные, окантовочные, вподгибку. Их назначение, технические условия выполнения.
Отделочные швы: складки, защипы, шов с кантом.
Терминология машинных работ.
Анализ выполненных машинных швов.
Практика. Упражнения в подборе игл и ниток, подготовке швейной машины к работе, заправке швейной машины, в проверке качества строчки и регулировании натяжения верхней и нижней нитей. Выполнение соединительных, краевых и декоративно-отделочных швов.
Влажно-тепловая обработка
Виды утюгов. Правила работы с электроутюгами. Терминология. Технология влажно-тепловой обработки.
Практика. Отработка приёмов работы с утюгом.
Накладные карманы
Виды накладных карманов. Основы конструирования (разработка конструкции кармана на бумаге, изготовление лекала, раскрой на ткани). Технологическая последовательность обработки накладных карманов (прямоугольных, закругленной формы). Текущий контроль при изготовлении карманов.
Практика. Выполнение образцов накладных карманов (прямоугольных, закругленной формы). Влажно-тепловая обработка.

Тема 3. Сувенир
Сувенир из лоскутков (салфетка).
Рекомендации по выбору тканей, цветосочетанию, декоративной отделке и технологии изготовления сувенира. Технология выполнения сувенира. Анализ изготовленных сувениров.
Практика. Изготовление сувенира (зарисовка эскиза, подбор ткани и декоративной отделки, раскрой, пошив, влажно-тепловая обработка).
*Тема 4. Сувенир
Сувенир из лоскутков (прихватка, грелка на чайник).
Рекомендации по выбору тканей, цветосочетанию, декоративной отделке и технологии изготовления сувенира. Технология выполнения сувенира. Анализ изготовленных сувениров.
Практика. Изготовление сувенира по выбору (зарисовка эскиза, подбор ткани и декоративной отделки, раскрой, пошив, влажно-тепловая обработка).

Тема 5. Поясные изделия простого фасона: прямая двухшовная юбка или (и) брюки без карманов

Художественное моделирование
Белорусский национальный костюм. Основы цветоведения. Рекомендации по выбору ткани, декоративных деталей.
Конструирование
Нормы расхода ткани на юбку (брюки). Правила измерения фигуры. Расчет формул для построения чертежа основы конструкции юбки (брюк). Прибавки на свободное облегание. Последовательность и приемы технологической обработки юбки или (и) брюк.
Практика. Снятие мерок с фигуры. Построение чертежа основы конструкции юбки (брюк) в масштабе 1:4.
Основы технического моделирования
Практика. Моделирование юбки (брюк) в масштабе 1:4.
Технология изготовления поясного изделия простого фасона (по выбору)
Практика. Построение чертежа основы конструкции двухшовной юбки (брюк) в натуральную величину на конкретную фигуру. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани.
Технологическая обработка изделия по узлам:
- раскрой на ткани;
- копирование линий и сметывание деталей;
- подготовка изделия к примерке;
- примерка, выявление и исправление дефектов;
- поузловая технологическая и влажно-тепловая обработка изделия (стачивание вытачек, швов, обметывание срезов, обработка застежки тесьмой “молния”, обработка верхнего среза юбки (брюк) поясом, низа изделия),
чистка и окончательная влажно-тепловая обработка изделия;
- пришивание фурнитуры;
- анализ и оценка качества поясного изделия.

* Тема 6. Поясные изделия усложненного фасона: юбки (брюки) со складками, кокетками, карманами и другими подрезными деталями
Художественное моделирование
Белорусский национальный костюм. История костюма. Основы композиции, цветоведения. Рекомендации по выбору ткани, силуэтных форм изделия, декоративных деталей.
Практика. Создание эскиза с учетом индивидуальных особенностей фигуры (пропорции, силуэт, композиция, цвет, зрительная иллюзия).
Конструирование
Номы расхода ткани на изделие. Правила измерения фигуры для построения чертежа основы конструкции юбки (брюк). Расчет формул для построения чертежа. Прибавки на свободное облегание.
Практика. Снятие мерок с фигуры. Построение чертежа основы конструкции поясного изделия (юбка, брюки) в масштабе 1:4.
Основы технического моделирования
Практика. Моделирование поясного изделия в масштабе 1:4: юбки на основе конструкции двухшовной юбки и брюк на основе простой конструкции (со складками, карманами, кокетками и другими подрезными деталями); юбки без выкроек с (односторонними встречными складками, клеш, полусолнце, солнце, в клинья и др.).
Изготовление поясного изделия усложненного фасона (по выбору)
Практика. Построение чертежа основы юбки (брюк) в натуральную величину на конкретную фигуру. Моделирование в соответствии с эскизом. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани.
Технологическая обработка изделия по узлам:
- раскрой юбки (брюк) на ткани;
- копирование линий и сметывание деталей;
- подготовка изделия к примерке;
- примерка, выявление и исправление дефектов (обмеловка, оснаровка и подкрой деталей);
- поузловая технологическая и влажно-тепловая обработка изделия (стачивание вытачек, кокеток, карманов, складок и других деталей (в соответствии с эскизом), швов, обметывания срезов, обработка застежки тесьмой “молния”);
- вторая примерка (при необходимости);
- обработка верхнего среза юбки (брюк) поясом;
- обработка низа и верха изделия;
- чистка и окончательная влажно-тепловая обработка изделия;
- пришивание фурнитуры;
- просмотр, анализ и оценка качества поясного изделия.

Тема 7. Изготовление изделий на основе готовых выкроек
Выбор модели
Различия стандартной и индивидуальной фигуры. Основные правила работы с готовыми выкройками. Определение размера и адаптация выкройки на конкретную фигуру.
Изготовление поясного изделия
Практика. Изготовление поясного изделия по готовой выкройке:
Технологическая обработка изделия по узлам:
- раскрой на ткани;
- копирование линий и сметывание деталей;
- подготовка изделия к примерке;
- примерка, выявление и исправление дефектов (обмеловка, оснаровка и подкрой деталей);
- поузловая технологическая и влажно-тепловая обработка изделия (стачивание вытачек, швов, обметывание срезов, обработка застежки тесьмой “молния”);
- вторая примерка (при необходимости);
- обработка верхнего среза юбки (брюк) поясом;
- обработка низа и верха изделия;
- чистка и окончательная влажно-тепловая обработка изделия;
- пришивание фурнитуры;
- просмотр и оценка качества изделия.

Тематический блок II. Создание стиля и образа
*Тема 1. Секреты стиля
Основные понятия: стиль, мода, образ, культура. Стили одежды: классический, романтический, фольклорный, спортивный, авангардный. Правила подбора одежды для школы, дома и отдыха. Базовые предметы одежды и аксессуары.
Практика. Подбор индивидуального стиля и образа для каждого учащегося. Подбор костюма для школы, дома и отдыха. Подбор летнего гардероба.

*Тема 2. Создание образа
Макияж как дополнение образа. Виды макияжа. Правила нанесения макияжа. Последовательность нанесения средств декоративной косметики.
Практика. Нанесение макияжа в соответствии с образом и стилем.
Подбор индивидуального стиля и образа для каждого учащегося.

Тема 3. Уроки этикета
Слагаемые воспитанности. Культура в одежде. Этикет за столом. Культура разговора по телефону. Как произвести хорошее впечатление.
Практика. Тесты “Владеете ли Вы этикетом общения?”, “Знаете ли Вы правила столового этикета?”.

Тематический блок III. Основы здорового образа жизни
Тема 1. Физическое здоровье
Понятие здоровый образ жизни и его составляющие. Режим дня в подростковом возрасте. Правила здорового сна.
Рациональное питание для подростка. Значение витаминов для организма. Продукты питания, богатые витаминами. “Быстрая” еда – плюсы и минусы.
Правильная организация двигательной активности. Правила сохранения правильной осанки в школе и дома.
Закаливание организма.
Вредные привычки: о вреде употребления алкоголя для организма. Практика. Составление рационального меню для подростка.
Разучивание комплекса упражнений для сохранения правильной осанки.

Тема 2. Личная гигиена
Гигиена тела. Основы ухода за лицом. Последовательность ухода за лицом. Гимнастика для лица.
Уход за волосами, особенности ухода в летний период.
Правила безопасного загара.
Практика. Тест “Определение типа кожи”.
Выполнение гимнастики для лица.

Тема 3. Психологическое благополучие
Психологическое здоровье учащихся. Позитивное мышление как составляющая ЗОЖ.
Вредные привычки: избавляемся от привычки грызть ногти.
Практика. Тест “Определение психотипа”. Тест “Кто же я на самом деле”. Работа с психологом.

Тематический блок 4. Основы дефиле
История развития искусства дефиле. Просмотр видеоматериалов показов моды с участием знаменитых манекенщиц. Основные схемы движения на подиуме. Особенности демонстрации различных видов изделий.
Практика. Разучивание комплекса общефизических упражнений для разминки суставов, мышц шеи, груди, ног. Разучивание комплекса упражнений с гимнастической палкой для развития координации движений. Разучивание танцевальных упражнений для развития чувства ритма.
Разучивание основных шагов, поворотов, фигур дефиле. Отработка слаженности движений при работе в парах. Отработка сценария итогового занятия-показа.

Экскурсии, массовые мероприятия
Экскурсии в Национальный художественный музей, Музей этнографии и фольклора Академии наук Республики Беларусь, Национальный музей истории и культуры Республики Беларусь; участие в конкурсах юных модельеров, топ- и фотомоделей.

Итоговое занятие
Итоговое занятие проводится в форме просмотра достижений учащихся с элементами театрализации (участвуют учащиеся 1-го и 2-го годов обучения).

Прогнозируемый результат
По окончании 1-го года обучения учащиеся должны знать:
- основы технологии изготовления изделий (виды ручных и машинных швов, влажно-тепловая обработка);
- устройство и правила заправки швейной машины;
- технологию изготовления накладных карманов прямоугольной формы;
- *технологию изготовления накладных карманов закругленной формы;
- основы цветоведения;
- *законы композиции;
- белорусский национальный костюмом;
- *историю костюма;
- основы конструирования, моделирования и технологию изготовления простых поясных изделий (прямая двухшовная юбка или брюки без карманов);
- *основы конструирования, моделирования и технологию изготовления поясных изделий усложненного фасона;
- основы здорового образа жизни;
- *основные понятия: стиль, мода, образ, культура;
- *познакомить с правилами подбора одежды для школы, дома и отдыха;
- *виды макияжа, правила его нанесения;
- правила ухода за лицом и телом;
- правила ухода за волосами;
- основы дефиле;
- *стили одежды;
- правила этикета;
уметь:
- определять лицевую и изнаночную стороны тканей;
- *определять волокнистый состав ткани, направление нитей;
- технологически правильно изготавливать накладные карманы прямоугольной формы;
- *технологически правильно изготавливать накладные карманы закругленной формы;
- технологически правильно изготавливать простые поясные изделия (прямая двухшовная юбка или брюки без карманов);
- *технологически правильно изготавливать поясные изделия усложненного фасона;
- работать с журналами мод и готовыми выкройками;
- правильно ухаживать за лицом, телом и волосами, подбирать косметику для своего возраста;
- *подбирать одежду и создавать индивидуальный образ;
- рационально организовывать режим дня и питания;
- выполнять разминку суставов и мышц;
- выполнять основные шаги, повороты, фигуры дефиле;
- демонстрировать изделие.

2-й год обучения
Задачи:
- *познакомить со свойствами шелковых и синтетических тканей;
- *обучить технологической последовательности изготовления прорезных карманов;
- *совершенствовать навыки изготовления одежды;
- *обучить технологической последовательности изготовления плечевых изделий – блуза или платье-сарафан;
- *обучить технологической последовательности изготовления плечевых изделий усложненного фасона;
- *познакомить с тенденциями современной моды, творчеством ведущих модельеров мира, профессиями швейного производства;
- * познакомить с цветовым спектром;
- * познакомить с понятиями: иллюзия, ритм, симметрия, асимметрия, статика, динамика, пропорции в одежде;
- познакомить с основами маникюра, педикюра;
- совершенствовать навыки дефиле;
- *обучить созданию простых причесок, причесок для отдыха, для подиума;
- познакомить с особенностями создания образа для подиума;
- развивать эстетический вкус в одежде;
- развивать творческие способности;
- формировать навыки взаимодействия в коллективе;
- воспитывать самостоятельность;
- формировать положительное отношение к здоровому образу жизни;
- формировать чувство уверенности в себе через создание индивидуального образа и стиля.

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Тематический блок/ тема

Базовый

уровень изучения

Повышенный

уровень изучения

количество часов

количество часов

 

 

общее

теория

практика

общее

теория

практика

 

Вводное занятие

3

3

-

-

-

-

I.

Конструирование и моделирование одежды

 

 

 

 

 

 

1. *Основы технологии и материаловедения

-

-

-

9

2

7

2. *Плечевые изделия (блуза или платье-сарафан)

-

-

-

66

9

57

3.*Плечевые изделия усложненного фасона

-

-

-

78

12

66

II.

Создание стиля и образа

 

 

 

 

 

 

1. *Секреты стиля

-

-

-

4

2

2

2. *Создание образа

-

-

-

8

3

5

3. Уроки этикета

3

2

1

-

-

-

III.

Основы здорового образа жизни

 

 

 

 

 

 

1. Физическое здоровье

8

6

2

-

-

-

2. Личная гигиена

2

2

-

-

-

-

3. Психологическое благополучие

5

2

3

-

-

-

IV.

Дефиле

15

-

15

-

-

-

 

Экскурсии, массовые мероприятия

12

12

-

-

-

-

 

Итоговое занятие

3

-

3

-

-

-

 

ИТОГО

51

27

24

165

28

137


Содержание программы
Вводное занятие
Цели и задачи кружка, план работы на год. Правила техники безопасности, противопожарные мероприятия.
Просмотр и анализ видеоматериалов конкурсов юных модельеров и показов моды. Знакомство с профессиями, связанными со швейным производством.

Тематический блок I. Конструирование и моделирование одежды
*Тема 1. Основы технологии и материаловедения
Материаловедение
Шелковые и синтетические ткани.
Общие сведения о получении шелка. Виды натурального шелка и его применение. Основные свойства натурального шелка.
Виды синтетических волокон. Сырье для получения синтетических волокон.
Практика. Работа с образцами тканей (определение натурального и синтетического шелка, основных свойств тканей). Определение лицевой и изнаночной сторон, нитей основы, вида переплетения.
Прорезные карманы
Детали для изготовления карманов. Последовательность изготовления карманов. Технические условия выполнения. Требования к качеству карманов.
Практика. Изготовление образцов прорезных карманов (“в рамку”, “с клапаном”). Влажно-тепловая обработка карманов. Анализ качества готового кармана.
*Тема 2. Плечевые изделия: блуза или летнее платье-сарафан (по выбору)
Художественное моделирование
Современные направления моды. Цвет – источник творчества художника-модельера. Рекомендации по выбору материала, фасона.
Практика. Выполнение эскиза изделия.

Конструирование
Нормы расхода ткани. Правила измерения фигуры для построения чертежа основы конструкции плечевого изделия.
Практика. Расчет формул для построения чертежа основы конструкции плечевого изделия в масштабе 1:4.
Построение чертежа основы.
Построение чертежа основы рукава (к блузе).
Построение чертежа основы воротников (стояче-отложной, стойка) к блузе в масштабе 1:4.
Прибавка на свободное облегание при построении чертежа блузы (платья-сарафана).
Техническое моделирование
Практика. Выполнение моделирования соответственно эскизу в масштабе 1:4.
Технология изготовления плечевого изделия: блуза или летнее платье-сарафан (по выбору)

Практика. Изготовление плечевого изделия простого фасона: блуза или летнее платье-сарафан (по выбору):
- построение чертежа основы конструкции плечевого изделия в натуральную величину на конкретную фигуру;
- нанесение фасонных линий соответственно эскизу;
- изготовление выкроек;
- подготовка ткани к раскрою;
- раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой;
- подготовка изделия к первой примерке;
- первая примерка, выявление и исправление дефектов (обмеловка, осноровка и подкрой деталей);
- поузловая технологическая и влажно-тепловая обработка изделия (стачивание вытачек, рельефов, обработка карманов, стачивание боковых и плечевых швов, обметывание срезов, обработка застежки, обработка воротника и вметывание его в горловину, обработка рукавов и вметывание их в пройму);
- вторая примерка;
- поузловая технологическая и влажно-тепловая обработка изделия (втачивание воротника и рукавов, обметывание срезов пройм, обработка низа и изделия, петель, пришивание фурнитуры);
- просмотр, анализ изделия, оценка качества работы.
*Тема 3. Плечевое изделие усложненного фасона: жакет (куртка) на подкладке или летнее платье из шелковой ткани (по выбору)
Художественное моделирование
Современные направления моды. Цветовой спектр. Яркость, насыщенность, сочетание цветов. Композиция костюма. Основные понятия: иллюзия, ритм, симметрия, асимметрия, статика, динамика, пропорции в одежде. Рекомендации по выбору материала, фасона.
Практика. Зарисовка эскиза изделия.
Конструирование
Норма расхода ткани. Правила измерения фигуры для построения чертежа основы конструкции плечевого изделия. Прибавки на свободное облегание при построении чертежа основы жакета, куртки, летнего платья.
Практика. Расчет формул для построения чертежа основы конструкции плечевого изделия в масштабе 1:4.
Построение чертежа основы одношовного, двухшовного рукавов 1:4.
Построение чертежа основы воротников к жакету (апаш, шальки, стойки) в масштабе 1:4.
Построение чертежа основы воротников (стояче-отложной, стойка) к жакету в масштабе 1:4; прибавка на свободное облегание при построении чертежа жакета (платья).
Построение чертежа основы капюшонов (отрезного с одним швом, цельнокроенного капюшона воротника) к куртке в масштабе 1:4.
Разработка подборта в масштабе 1:4.
Разработка подкладки в масштабе 1:4.
Техническое моделирование
Практика. Полочка: перенос нагрудной вытачки; построение кокетки, рельефа, начинающегося от плеча и проходящего через центр груди и начинающегося от проймы и не проходящего через центр груди.
Спинка: перенос кокетки; построение рельефа, начинающегося плеча и от проймы в масштабе 1:4.
Моделирование платьев: цельнокроенного, отрезного с прямой или расширяющейся с боков юбкой, отрезного с конической юбкой и юбкой из клиньев.
Моделирование модных фасонов платьев.
Моделирование воротника-банта и воротника-хомутика (для платья).
Моделирование горловины с вырезом каре, круглым, углом, лодочкой (для платьев).
Моделирование проймы.
Моделирование рукавов: расширенного книзу, со сборками по окату и зауженного книзу, фонарик, крылышко (втачное и накладное). Модные фасоны рукавов.
Технология изготовления плечевого изделия усложненного фасона: жакет (куртка) на прокладке или летнего платья из шелковой ткани (по выбору)
Практика. Изготовление плечевого изделия усложненного фасона: жакет (куртка) на подкладке или летнего платья из шелковой ткани (по выбору):
- построение чертежа основы изделия в натуральную величину на конкретную фигуру;
- нанесение фасонных линий;
- нормы расхода ткани на изделие;
- подготовка ткани к раскрою;
- раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой;
- подготовка изделий к первой примерке;
- первая примерка, выявление и исправление дефектов (обмеловка, осноровка и подкрой деталей);
- поузловая технологическая и влажнотепловая обработка изделия (стачивание вытачек, кокеток, складок, рельефов, обработка карманов, выполнение отделки, стачивание боковых и плечевых швов, обметывание срезов (в платье), обработка застежки (в платье), обработка воротника и вметывание его в горловину, обработка рукавов и вметывание их в пройму;
- раскрой подкладки жакета (куртки);
- поузловая технологическая и влажно-тепловая обработка подкладки жакета (куртки);
- вторая примерка;
- поузловая технологическая и влажно-тепловая обработка изделия (втачивание воротника и рукавов, обметывание срезов пройм (в платье), обработка низа и верха изделия, петель, пришивание фурнитуры);
- просмотр, анализ изделия, оценка качества работы.

Тематический блок II. Создание образа и стиля
*Тема 1. Секреты стиля
Современные направления и тенденции моды. Ведущие модельеры: история и современность. Словарь цветовой гаммы.
Практика. Подбор костюма и аксессуаров соответственно случаю.
*Тема 2. Создание образа
Цветотипы теории “Времена года”. Правила подбора аксессуаров для каждого стиля одежды.
Аромат как завершение образа. Как и какие духи выбрать.
Прически для школы, отдыха.
Особенности создания образа для подиума. Макияж и прическа для подиума.
Практика. Подбор цветовой гаммы соответственно теории “Времена года”.
Создание простых причесок, причесок для отдыха, для подиума.
Создание индивидуального образа учащегося, учитывая тенденции моды.
Тема 3. Уроки этикета
Типы личного пространства, пространственные зоны.
Что значит одеваться со вкусом.
Хорошие манеры, или искусство подать себя.
Практика. Тест “Давайте познакомимся”.
Тест “Способны ли Вы слушать и слышать собеседника?”.

Тематический блок III. Основы здорового образа жизни
Тема 1. Физическое здоровье
Способы сохранения здорового желудка в школе и дома. Правильное питание. Причины запрета на диеты в подростковом возрасте. Расстройства пищевого поведения: анорексия, булимия. Вкусный алфавит: неизвестные факты об известных продуктах “От Арбуза до Яблока”. Правила питания модели. “Диета радости”.
Иммунитет и способы его повышения без лекарств. Авитаминоз и его последствия для формирующегося организма.
Вредные привычки: вред курения для организма, влияние курения на кожу и фигуру. Чем опасно пассивное курение.
Важность сохранения зрения. Разминка для глаз, защита зрения при работе за компьютером.
Практика. Составление примерного меню для разных пор года с учетом “правильных” продуктов питания.
Диспут “Курить – не модно”.
Разучивание комплекса упражнений разминки, сидя на стуле. Выполнение комплекса упражнений для глаз.
Тема 2. Личная гигиена
Особенности ухода за проблемной кожей. Юношеские угри и способы борьбы с ними. Уход за зубами. Секреты красивой улыбки.
Правила ухода за руками и ногами. Основы маникюра. Педикюр в домашних условиях.
Тема 3. Психологическое благополучие
Как мыслю, так и существую. Память без границ: упражнения и пища для ума. Способы снятия нервного напряжения. “Ситуация успеха” как стимул для дальнейшего совершенствования.
Практика. Тест “О чем расскажут Ваши туфли”.
Тест “Самооценка на высоте”.
Тест “Умеете ли Вы решать свои проблемы”.
Выполнение упражнений на релаксацию.
Работа с психологом.

Тематический блок IV. Дефиле
Практика. Отработка комплекса упражнений для всех групп мышц. Отработка основных шагов, поворотов, фигур дефиле. Отработка комплекса упражнений с гимнастической палкой для развития координации движений. Отработка танцевальных упражнений для развития чувства ритма. Отработка навыков демонстрации одежды.
Постановка коллекций к фестивалю юных модельеров. Отработка сценария итогового занятия-показа.
Экскурсии, массовые мероприятия
Экскурсии на предприятия швейной промышленности, в Национальный художественный музей, Музей этнографии и фольклора Академии наук Республики Беларусь, Национальный музей истории и культуры Республики Беларусь, Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта, Музей современного изобразительного искусства, Музей древнебелорусской культуры; посещение Белорусской недели моды; участие в конкурсах юных модельеров, топ- и фото-моделей.
Итоговое занятие
Итоговое занятие проводится в форме просмотра достижений учащихся с элементами театрализации (участвуют учащиеся 1-го и 2-го годов обучения).
Прогноз результативности
После завершения курса 2-го года обучения учащиеся должны знать:
- * основные тенденции современной моды;
- профессии швейного производства;
- *технологию изготовления прорезных карманов;
- *основы конструирования, моделирования и технологию изготовления плечевых изделий: блузы или платья-сарафана;
- *основы конструирования, моделирования и технологию изготовления плечевых изделий усложненного фасона (жакет (куртка) на подкладке или летнее платье из шелковой ткани;
- * цветовой спектр;
- * основные понятия: иллюзия, ритм, симметрия, асимметрия, статика, динамика, пропорции в одежде;
- * правила подбора одежды и макияжа с учетом цветотипа;
- особенности ухода за руками и ногами;
- * технику нанесения подиумного макияжа;
- * технику создания простых причесок для дома и отдыха, причесок для подиума;
- основы здорового образа жизни;
- способы снятия нервно-психологической нагрузки;
- основы дефиле;
уметь:
- правильно выбирать ткани для будущих изделий;
- * технологически правильно изготавливать прорезные карманы;
- * технологически правильно изготавливать плечевые изделия: блузу или летнее платье-сарафан;
- * технологически правильно изготавливать плечевые изделия усложненного фасона (жакет, куртка) на подкладке или летнее платье из шелковой ткани);
- * подбирать аксессуары в соответствии с заданным стилем;
- * самостоятельно создавать простые прически;
- *выполнять макияж для своего возраста, учитывая образ и стиль одежды;
- выполнять зарядку для глаз, разминку для всех групп мышц;
- выполнять шаги, повороты и другие фигуры дефиле как индивидуально, так и в группе.

Методические условия реализации программы
Каждое занятие предполагает изучение, как теоретических аспектов программы, так и освоение практических умений и навыков. Основной формой организации занятий является практикум. Закрепление полученных знаний и умений, отработка навыков их применения на практике производится в ходе самостоятельной творческой работы.
Образовательный процесс строится на основе дифференцированного обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовки и их интересов. С этой целью с каждым учащимся проводится индивидуальная диагностическая работа и оказывается коррекционная помощь. Учащиеся, осваивающие тему на повышенном уровне, вовлекаются в творческий процесс через использование технологий коллективного творческого дела, организации интерактивного взаимодействия.
При освоении учащимися материалов тематического блока I “Конструирование и моделирование одежды” взаимодействие строится следующим образом: начало занятия составляет организационный момент, когда учащиеся готовят все необходимые материалы и инструменты, осуществляется совместная психологическая настройка на продуктивную работу с использованием мини-игр на сплочение коллектива. Затем проходит повторение пройденного материала, либо изложение теоретических аспектов новой темы, выполняются практические упражнения на отработку определённых навыков, выполняется самостоятельная творческая работа.
Обеспечение безопасной жизнедеятельности учащихся достигается постоянным привлечением внимания (на каждом занятии) к вопросам безопасной работы: при использовании инструмента, работе с утюгом и на швейной машине.
Изучение материалов тематического блока II “Создание образа и стиля” помогает учащимся найти свой собственный неповторимый стиль и совершенствовать взаимоотношения с окружающими. Теоретический материал преподносится через объяснительно-иллюстративные методы. Отличительной чертой занятий является широкое использование наглядности и диалогичность организации учебно-воспитательного процесса. Практические задания дают учащимся возможность творческого самовыражения при подборе гардероба, выборе прически, цветовой гаммы макияжа и т.д., что в конечном итоге позволяет каждому учащемуся создать свой неповторимый гармоничный образ.
Материал тематического блока III “Основы здорового образа жизни” реализуется преимущественно через такие методы и средства, как рассказ, беседа, лекционный материал. Для закрепления знаний предлагаются практические задания творческого характера, решение занимательных психологических тестов. Большое внимание уделяется такой важной составляющей здоровья, как психологическое благополучие. Здесь важная роль отводится совместной работе с психологом, который работает как с группой, так и индивидуально с каждым учащимся и оказывает необходимую коррекционную помощь.
Материал тематического блока IV “Основы дефиле” нацелен на освоение учащимися искусства красиво и грациозно двигаться, спокойно и непринужденно совершать проходы по подиуму, знакомство с основами хореографии и пластики. Обучение осуществляется с использованием объяснительно-иллюстративных методов – объяснения и показа педагогом движений, репродуктивных – системы упражнений, направленной в первую очередь на укрепление физического здоровья учащихся, во вторую – на освоение основных шагов, поворотов, фигур дефиле, танцевальных движений для развития чувства ритма и развития навыков взаимодействия.
Каждое занятие завершается рефлексией, это способствует развитию у учащихся навыков анализа и самоанализа, помогает более четко понимать цели своей деятельности, ставить перед собой задачи и самостоятельно корректировать шаги по их достижению. Кроме того анализ результатов рефлексии помогает своевременно вносить необходимые корректировки в образовательно-воспитательный процесс и осуществлять диагностику освоения учащимися образовательной программы.
Применяются следующие методы текущего контроля: устный опрос, мини-викторина, наблюдение за правильностью выполнения упражнений и заданий, анализ выполнения практических работ.
Важным условием обеспечения высокой результативности программы является применение методов, обеспечивающих создание мотивационной среды. Это создание ситуации успеха, развернутость, позитивность и оптимистичность оценивания, личностная значимость и увлекательность деятельности, предоставление возможности проявить и реализовать свои способности. Для создания комфортного микроклимата важным является диалогичность и полилогичность общения, применение методик снятия эмоционального напряжения.
В целях расширения кругозора учащихся во время каникул проводятся экскурсии в музеи, на выставки прикладного искусства, посещение Белорусской недели моды, учебных заведений данного профиля, проводятся беседы на различные темы.
Итоговое занятие проводится в форме просмотра достижений учащихся (дефиле) с элементами театрализации, в котором участвуют учащиеся 1-го и 2-го годов обучения.
Большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. При их активном участии проходит организация и проведение итогового занятия, а также участие учащихся в различных конкурсах и массовых мероприятиях.

Литература для педагога
1. Байер-Шондер. Здоровый образ жизни. – М., 2000.
2. Власов, М. И. Стили в искусстве. – М., 1995.
3. Все о здоровом образе жизни. – Ростов на/Д, 2001.
4. Ерзенкова, Н. В. Женская одежда в деталях. – Мн.: Полымя, 1990.
5. Ермилова, В. В., Ермилова, Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. – М., 2000.
6. Каталог моделей и конструкции женской одежды – А.И. Мартынова [и др.]; под общ. ред. А.И. Мартыновой. – М.: ИИЦМГУДТ, 2004.
7. Кичемазова, Л. Н., Малышева, И. Э. – Конструирование, моделирование и технологии одежды. – Ростов н/Дону , 2001г.
8. Крючкова, Т.А. – Конструирование мужской и женской одежды. – М.: издательский центр “Академия”, 2002г.
9. Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства: учебник. – М.: издательский центр “Академия”, 2003.
10. Куренова, С. В., Савельева, Н.Ю. Конструирование одежды. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003.
11. Трутченко, Л.И. Конструирование женской одежды: учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк. 2001.
12. Мартынова, А.И., Андреева, Е.Г. Конструктивное моделирование одежды. – М., 1999.
13. Пармон, Ф.М. Композиция костюма. – М., 1997.
14. Першина, Л.Ф. Технология швейного производства. – М.: Легпромбытиздат, 1991.
15. Фиалко, Т. М. Учимся кроить и шить. – Мн., 1999.
16. Хей, Л. Полная энциклопедия здоровья. – М., 2004.
17. Шорохов, Е. В. Основы композиции. – М., 1999.
Литература для учащихся
1. Балдао, И. Ц. Мода ХХ века. Энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
2. Брун, В., Тильке, М. История костюма. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
3. Зелинг, Ш. Мода. Век модельеров. – Кельн: Koneman, 2000.
4. Мартопляс, Л. В., Скачкова, Г. В. Курсы кройки и шитья на дому. –Мн., 1983.
5. Секреты дизайна модной одежды. – М.: Внешсигма, 2000.
6. Мода и стиль: современная энциклопедия. – М.: Аванта+, 2002.

Видеоматериалы
• Видеозаписи показов моды (2009-2011г.).