Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
  • ул. Кирова 16
  • +37517 327-08-75

Программа «Бумажный город»

 

Пояснительная записка

         Бумага – один из самых технологических, декоративных, конструктивных, доступных и безопасных материалов. Это необычайно выразительный и податливый материал, из которого дети любят мастерить поделки. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат – она дает большой простор для фантазии. С помощью бумаги можно украсить помещение, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка. Эта программа поможет педагогам организовать творческую работу детей с использованием многообразия видов и техник деятельности с бумагой в оздоровительном лагере: аппликация, игрушки из бумаги, оригами, вытинанка, плетение.

Цель программы: развитие детского творчества посредством освоения технологий и приемов работы  с бумагой, инструментами, схемами.

 Задачи:

  • · развивать конструктивное мышление, сообразительность и творчество;
  • · воспитывать самостоятельность, аккуратность и прилежание;
  • · вырабатывать навыки моделирования из бумаги.

Дети, занимаясь в кружке, смогут познакомиться с той или иной техникой бумажной пластики, проявить свои способности и реализовать  творческие идеи, расширить свой кругозор. Участники  образовательного процесса получат ценный опыт коллективной работы и общения со сверстниками и педагогом.

 

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (7 – 10 лет), по 3 часа (11 – 14 лет). Общее количество часов – 18 (12). Количество детей в группе составляет 12 – 15 человек.

Ресурсное обеспечение программы

Для работы кружка необходимо просторное, хорошо освещенное помещение, которое соответствует санитарно-гигиеническим нормам и нормам пожарной безопасности.

Материалы и инструменты, необходимые для работы: наборы бумаги разной по фактуре, плотности, цвету, ножницы, карандаши, ручки, линейки, циркули, выкройки-развертки, набор моделей по темам занятий, шаблоны, таблицы.

На  занятиях дети пользуются острыми предметами (циркуль, ножницы) поэтому должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила  безопасности.

 

Учебно-тематический план

 

Темы. Виды работ Техника.

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.Вводное занятие. Из истории изобретения бумаги. Знакомство детей. Инструктаж по ТБ

1

1

2

2. Искусство оригами. Использование первичных базовых форм: «треугольник», «дверь», «воздушный змей»

0,5

3

3,5

3. Вытинанка

0.5

3

3,5

4. Аппликация

0.5

4

4,5

5.Технология плетения из бумаги

0.5

4

4,5

Итого

3

15

18

 

Содержание занятий

  1. 1.                Вводное занятие

Из истории изобретения бумаги. Знакомство детей. Инструктаж по ТБ. Азбука бумажной пластики. Виды бумаги, назначение. Правила сгибания и складывания.

Практическая работа: изготовление поделок «Лодочка», «Пингвин».

  1. 2.                Искусство оригами

Беседа об искусстве оригами.

Практическая работа: изготовление по схеме поделок «Собачка», «Сова», «Лягушка», «Краб».

  1. 3.                Вытинанка

Правила пользования ножницами. Основные правила вырезания. Резание по прямой, по косой, по кругу. Вырезание геометрических фигур и картинок.

Практическая работа: вырезание салфеток, снежинок различной конфигурации. Использование техники радиусной вытинанки.

  1. 4.                Аппликация

Основы бумагопластики («пушистый шарик», «бумажный комочек»). Понятия «основа», «фон», понятия «плоская аппликация», «объемная аппликация». Технологии их выполнения.

Практическая работа; вариативные задания – «летний букет в вазе», оформить рамку в картинке, усложненная аппликация по выбору.

  1. 5.                Плетение

Технология плетения из бумаги.

Практическая работа: вариативные задания – плетение салфетки из цветных полос, плетение зубчатки из фантиков. Браслет. Закладки, плетение из открыток закладки.

 

Прогноз результативности

В результате освоения программы дети должны:

- иметь краткие сведения из истории изобретения бумаги, о видах декоративно-прикладного творчества;

- знать приемы и правила пользования инструментами и материалами;

- уметь складывать из бумаги базовые фигуры оригами и делать производные поделки под руководством педагога;

- выполнять изделия из бумаги в технике аппликации и плетения.

 

Литература

  1. Коваленко, В.И. Художественное конструирование из бумаги / В.И. Коваленко. – Минск, 2003.
  2. Выгонов, В.В. Изделие из бумаги / В.В. Выгонов. – М. 2001.
  3. Соколова, С. Сказка оригами / С. Соколова. – М. 2004.
  4. Сахута, Я. Сучасная беларуская выцінанка: альбом / Я. Сахута. – Мінск, 2011.