Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
  • ул. Кирова 16
  • +37517 327-08-75

Программа «Лепка»

Пояснительная записка

Занятие ручным трудом имеет особое значение в процессе художественного развития ребёнка. Одним из самых полезных и интересных занятий является лепка. Занятия лепкой способствуют развитию моторики рук, глазомера, развитию чувства пропорции, пластики.

Искусство лепки из соленого теста, называемое ещё тестопластикой или биокерамикой, является видом декоративно-прикладного искусства, берущим своё начало в глубокой древности.

Солёное тесто – это экологически чистый и удобный материал для лепки. Оно пластичнее, чем пластилин, и не требует специальной обработки и условий хранения материала, как глина.

Занимаясь в кружке «Лепка», дети не только овладевают практическими навыками, но приобщаются к различным видам искусства, связанного с ручной работой.

Цель программы: создание условий для раскрытия и развития творческих способностей детей посредством освоения лепки из солёного теста.

Задачи программы:

  • дать представление детям об основных технологических этапах и приёмах изготовления изделий в технике лепки из солёного теста;
  • прививать навыки грамотного творческого подхода при создании работ из солёного теста;
  • содействоватьформированию у детей художественного вкуса, гармонии в отношении друг с другом, с природой.

 

Организационные условия реализации программы

Программа кружка рассчитана на 12 часов. В кружок принимаются дети в возрасте от 7 лет и старше без предварительного отбора. Количество детей в группе составляет 12 - 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Организационная форма образовательного процесса – групповая.

 

Ресурсное обеспечение программы

Для занятий тестопластикой необходимо просторное, хорошо освещённое помещение, которое coотвeтcтвуeт caнитapно-гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и техники безопаcнoсти.

 

Кадровое обеспечение

Педагог должен иметь среднее специальное или высшее художественное образование.

 

 

Материалы и оборудование

Для реализации программы необходимы следующее оборудование, инструменты и материалы:

  • · соль, мука пшеничная или ржаная, вода для приготовления теста;
    • · картон, цветная бумага;
    • · краски гуашь;
    • · кисточки с грубой и мягкой щетиной;
    • · стаканчики для воды;
    • · линейка;
    • · клей ПВА;
    • · ножницы;
    • · миска для замешивания теста;
    • · маленькая скалка или специальный валик на ручке – для раскатывания теста;
    • · стеки, кухонный или малый нож;
    • · чесноковыжималка, кофейное ситечко;
    • · рамочки для оформления работ;
    • · фигурные формочки, крышечки, баночки;
    • · лак – для закрепления красок и защиты изделия от попадания влаги;
      • · объяснительно-иллюстративный материал.

 

Методы и формы работы:

  • · беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание детей;
  • · демонстрация наглядных пособий;
  • · практическая работа с раздаточным материалом в виде готовых шаблонов, формочек, деталей;
  • · организация итоговой выставки детских работ и проведение мастер-класса для родителей.

Учебно-тематический план

 

п/п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

1.

Вводное занятие

0,5

-

0,5

2.

Изготовление простейших поделок из солёного теста

0,5

2

2,5

3.

Выполнение поделок на плоскости

0,5

3,5

4

4.

Поделки для украшения интерьера

0,5

3,5

4

5.

Итоговое занятие. Выставка работ

-

1

1

 

ИТОГО

2

10

12

 

Содержание программы

  1. 1.     Вводное занятие (0,5 ч.)

Изучение правил техники безопасности и правил поведения во время занятий. Знакомство с рецептами приготовления теста.

 

  1. 2.     Изготовление простейших поделок из теста (2,5 ч.)

Изучение способов и приёмов лепки: скатывание, раскатывание жгутиков, колбасок, шариков, сплющивание пальцами, вытягивание, сгибание, приглаживание, отщипывание. Приёмы соединения деталей. Использование инструментов и оборудования. Изготовление простых поделок: змейка, грибы, колобок.

 

  1. 3.     Выполнение поделок на плоскости (4 ч.)

Демонстрация различных видов поделок. Приёмы выполнения поделок: формование, раскатка, надрезание. Лепка панно «Корзина с фруктами» с использованием шаблона. Изучение последовательности выполнения настенного панно на твёрдом фоне. Оформление работы.

 

  1. 4.     Поделки для украшения интерьера (4 ч.)

Понятие «интерьер». Выполнение композиционной работы: сувенирная рамочка различной формы на выбор. Оформление работы.

 

  1. 5.     Итоговое занятие (1 ч.)

Совместное оформление итоговой выставки работ детей. Проведение мастер-класса для родителей. Награждение самых активных детей.

 

Прогноз результативности

В результате освоения программы дети должны:

  • владеть простейшими способами приготовления теста;
  • обладать техническими умениями и навыками изготовления поделок различными способами;
  • владеть простейшими техниками оформления поделок;
  • проявлять самостоятельность и творческую инициативу;
  • владеть простейшими приёмами лепки: скатывание, раскатывание, катание, приглаживание, отщипывание.

 

Литература

  1. Давыдова, Т.И. Лепим из пластилина и солёного теста / Т.И. Давыдова. – М: «Стрекоза - Пресс», 2005.
  2. Кузнецова, А.Г. Изготовление поделок из солёного теста / А.Г Кузнецова // Пазашкольнае выхаванне. – 2003. – №3 – С.58 – 61.
  3. Рубцова, Е.С. Красивые фигурки из солёного теста / Е.С. Рубцова. – Ростов н/Д: Владис, 2010.
  4. Силаева, К.В. Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки / К.В.Силаева. – М.: Издательство ЭКСМО, 2002.
  5. Синеглазова, М.О. Удивительное солёное тесто / М.О. Синеглазова. – М.: Издательский дом МСП, 2005.
  6. Скребцова, Т.О. Солёное тесто: идеи для интерьера. Панно, фоторамки, миниатюры / Т.О. Скребцова. – Ростов н. / Д.: Феникс, 2006.