Ошибка :

Показать отладочную информацию

Программа «Мягкая игрушка»
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Программа «Мягкая игрушка»

Пояснительная записка

Декоративное творчество является одним из старейших видов прикладной деятельности человека. Самодельная игрушка из ткани и меха всё чаще входит в разряд современных сувениров. Занятия в кружке мягкой игрушки открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несёт в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

При комплектовании групп и распределении заданий необходимо учитывать возрастные особенности детей, их подготовленность, навыки и умения, развитие творческой активности, фантазии, изобретательности, развитие эстетического вкуса.

Дети младшего школьного возраста могут выполнять игрушки по готовым выкройкам-лекалам, используя несложные приёмы сшивания и оформления моделей; в средней и старшей группах можно поставить более сложные задачи выполнения поделок. Большая часть времени отводится практической работе.

Учитывая кратковременность пребывания детей в оздоровительном лагере, в содержание программы включены изготовление несложных, быстровыполнимых игрушек.

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами освоения техник и приёмов работы с тканью и мехом.

Задачи:

  • развивать творческую активность, фантазию, изобретательность;
  • развивать воображение, зрительную память, моторику рук;
  • формировать практические навыки и умения шить, соотносить цвета, характер и конструкцию игрушки;
  • воспитать трудолюбие, усидчивость и аккуратность.

 

Организационные условия реализации программы

Общее количество часов образовательного процесса – 18.

Программа рассчитана на детей от 10 лет и старше.

Периодичность проведения занятий: 3 раза в неделю по 2 часа (2 раза в неделю по 3 часа).

Нормы наполнения групп от 12 до 15 человек.

 

Материально-техническое обеспечение

- просторное, хорошо освещённое помещение;

- наличие шкафов для хранение материалов;

- соответствие размеров столов и стульев росту детей;

- наличие аптечки с медикаментами;

С детьми регулярно проводится изучение правил ТБ и норм охраны труда, противопожарной безопасности.

 

Материалы и инструменты

Ткани и мех различные по цвету, видам, фактуре: гладкий и набивной ситец, байка, трикотаж, фланель, драп, сукно, войлок, мех коротковорсовый синтетический и натуральный.

Инструменты и приспособления: ручные швейные иглы разного размера, набор ножниц, поролон, цветная тесьма, картон, краски (гуашь), кисти разного размера, катушечные нитки разных цветов, мулине, ирис, штопка, шерстяная пряжа, комплекты выкроек-лекал, вата, синтепон, карандаши, фломастеры, утюг.

 

Учебно-тематический план

п/п

Наименование темы

 

Количество часов

 

 

 

Теория

Практика

Всего часов

1.

Вводное занятие

0,5

0,5

1

2.

Работа с тканью

0,5

5,5

6

3.

Меховая игрушка

0,5

5,5

6

4.

Сувенир-матрёшка

0,5

3,5

4

5.

Итоговое занятие

-

1

1

 

Итого

2

10

18

 

Содержание программы

  1. 1.     Вводное занятие (1 ч.)

Задачи и планы работы кружка. Правила поведения учащихся. Организация рабочего места. Правила безопасности с ножницами, иголками, утюгом.

  1. 2.     Работа с тканью (6 ч.)

Плоская игрушка из драпа. Изготовление игрушек из ткани по шаблону. Правила заготовки и хранения выкроек-лекал. Правила раскроя ткани. Материалы: драп или сукно двух цветов, цветная тесьма, поролон.

Практические занятия. Заготовка лекал, раскладка и обрисовка лекал. Раскрой ткани. Сметывание и соединение деталей при помощи тесьмы.

Оформление игрушки: выполнение аппликации, прикрепление глаз, декоративный шов, «вприкреп».

  1. 3.     Меховая игрушка (6 ч.)

Объёмная игрушка из меха. Образы животных в декоративной игрушке. Правила раскроя меха. Раскладка парных деталей. Техника шва. Виды меха. Направление ворса. Условия успешной работы с мехом. Поэтапное изготовление игрушки из меха.

Практические занятия. Подбор меха. Раскладка лекал. Раскрой деталей. Соединение деталей. Оформление игрушки.

4. Сувенир-матрёшка (4 ч.)

Каркасная игрушка из хлопчатобумажной ткани. Назначение сувенира. Мотивы народного костюма в оформлении игрушки. Правила раскроя ткани.

Материалы: ткань нескольких цветов, картон, штопка (для причёски), цветная тесьма.

Практические занятия. Заготовка лекал и каркаса из картона. Раскладка лекал, обрисовка и раскрой ткани. Сшивание деталей. Оформление игрушки: прикрепление причёски, роспись лица.

5. Итоговое занятие (1 ч.)

«Галерея мастеров»(оформление выставки детских работ).

Прогноз результативности

В результате освоения программы дети должны знать:

-       особенности изготовления изделий из различных видов ткани, меха;

-       простейшие правила пошива из меха, ткани;

-       правила организации рабочего места;

-       этапы изготовления игрушки;

-       правила безопасности при работе с иглами, ножницами, утюгом;

уметь:

-       пользоваться инструментами;

-       оборудовать рабочее место;

-       использовать лекала;

-       изготовить простую игрушку из меха, ткани;

-       раскроить, сшить, оформить игрушку.

 

Литература

  1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Мягкая игрушка своими руками / И.А Агапова, М.А. Давыдова – М: Рольф, 2001.
  2. Каченаускайте, Л. Аппликация / Л.Каченаускайте – Донецк: Издательство «Сталкер», 2005. – с.5-30.
  3. Кузнецова, И.А. Модная одежда для кукол / И.А. Кузнецова – М.: Издательский дом МСП, 2007.
  4. Малышева, А.Н. Работа с тканью / А.Н. Малышева – Ярославль: Академия развития, 2001. – 91 с.
  5. Молотоборова, О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров / О.С.Молотоборова. – М.: Издательство «Просвещение», 1990. – 5 с.
  6. Петухова, В.И., Ширшикова, Е.Н. Мягкая игрушка / В.И. Петухова, Е.Н Ширшикова. – М.: 1999.
  7. Соколова, Ю.Ю. Рукодельница / Ю.Ю. Соколова. – Санкт-Петербург: Издательство «Литера», 2004.
  8. Интернет-ресурсы:

    www.vshobby.ru

www.rukodelie.by

www.stranamasterov.ru

www.livemaster.ru

www.boxter.org