Ошибка :

Показать отладочную информацию

Программа «Текстильный дизайн»
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Программа «Текстильный дизайн»

Пояснительная записка

Дизайн (англ. design – проектировать, конструировать) — художественное конструирование предметов; проектирование эстетического облика промышленных изделий. Текстильный дизайн – элемент интерьера, способный преобразить его до неузнаваемости, обеспечить эмоционально-положительное восприятие условий жизни. В область текстильного дизайна также включаются и изделия, выполненные в декоративных и утилитарных целях не только для интерьера, но и для украшения человека. Это художественно выполненная одежда, бижутерия, аксессуары и т.д.

Вещи, сделанные своими руками, в последнее время становятся особенно актуальными. Эта работа требует мастерства, чувства цвета и композиции, художественного вкуса, развивает детскую безграничную фантазию.

Программа кружка «Текстильный дизайн» включает несколько видов деятельности:

  • войлоковаляние – создание различных декоративных и утилитарных изделий из войлока путем валяния;
  • батик – роспись по ткани красками на водной основе;
  • вышивка лентами – эффектный и быстрый способ вышивки, в котором вместо нити используются атласные ленты различной ширины. 

Новизна данной программы в том, что учащиеся используют известные им материалы (текстиль) в новой интерпретации, познают ранее неизвестные им техники, за короткий промежуток времени создают красивые и интересные работы.

Цель программы: формирование у учащихся эстетического вкуса и креативного мышления на основе традиционных и современных видов работы с текстилем; развитие у них художественных и творческих способностей.

Задачи:

  • познакомить с историей и традициями народных художественных ремесел;
  • обучить основным приемам и техникам работы с текстилем;
  • формировать гармоничное отношение к окружающему миру и декоративно-прикладному искусству в частности;
  • воспитывать аккуратность, бережливость в работе с материалами, усидчивость и умение доводить начатое до конца.

Организационные условия реализации программы

Программа адресована детям и молодежи от 12 до 15 лет, уже имеющим навыки работы с тканью, увлекающимся декоративно-прикладным творчеством.

Периодичность и продолжительность занятий: 6 часов в неделю по 3 часа, объем программы 18 часов.

Наполняемость группы – 12-15 человек.

 

Кабинет для занятий должен соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, пожарной безопасности, технике безопасности. В помещении должен соблюдаться режим проветривания, освещения, систематической уборки.

Материально-техническое обеспечение

Для валяния: шерсть непряденая разных цветов, пленка для упаковки хрупких изделий («пупырчатая»), 30 см на каждого, мыло детское, кипятильник (электрочайник для подогрева воды), полиэтиленовая пленка, простынь (мягкая ткань).

Для батика: краски для батика (4-5 цветов), ткань х/б (бязь, мадаполам), кисти мягкие, полиэтиленовая пленка, нитки, рамка (подрамник), кнопки.

Для вышивки лентами: ленты атласные различных цветов и ширины, ткань крупного переплетения, иглы с большим ушком, нитки, бисер.

 

Учебно-тематический план

Разделы, темы занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

0,5

0,5

1

2.

Войлоковаляние

0,5

5,5

6

3.

Роспись по ткани (батик)

0,5

5,5

6

4.

Вышивка лентами

0,5

4,5

5

 

Итого:

2

16

18

           

 


 

Содержание программы

1. Вводное занятие

Знакомство с учащимися. Правила техники безопасности. Из истории развития народного декоративно-прикладного искусства.

2. Войлоковаляние

Из истории войлоковаляния. Технология мокрого валяния.

Практическая работа: изготовление панно на свободную тему по предложенным эскизам или собственному замыслу.

Эскиз панно. Раскладка шерсти. Мокрое валяниеэ Завершение работы, оформление панно.

3. Роспись по ткани (батик)

Из истории росписи по ткани, виды и техники. Технология узелкового и контурного батика.

Практическая работа:

Создание открыток с элементами узелкового батика. Основные приемы Окрашивание. Сушка. Оформление открыток завязывания узелков.

4. Вышивка лентами

Из истории вышивки лентами. Основные приемы вышивки лентами.

Практическая работа:

Изготовление валентинок с элементами батика и вышивки лентами. Разметка композиции на ткани (предварительно покрашенной батиком). Вышивка цветочных мотивов элементарными стежками «вытянутый стежок», «вытянутый стежок с прикрепом», «французский узелок». Оформление валентинки.

 

Прогноз результативности.

В результате освоения программы учащиеся должны:

  • получить знания об истории изученных видов декоративно-прикладного творчества;
  • познакомиться с основными приемами и техниками работы с текстилем;
  • знать технологии войлоковаляния, батика, вышивки лентами;
  • использовать и сочетать в работе различные материалы;
  • соблюдать технику безопасности.

 

Методическое обеспечение программы

Для реализации программы необходимы:

  • профессиональная подготовленность педагога;
  • использование эффективных форм и технологий образовательного процесса.

Основными формами занятий являются:

- комбинированное (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);

- практическая работа (изготовление текстильных изделий, предметов интерьера, украшений и т.д.);

- мастер-класс (одновременное объяснение технологии и показ на примере).

В процессе занятий используются индивидуальная, фронтальная и групповая формы работы.

Методы, применяемые в ходе обучения:

 - объяснительно-иллюстративный метод (показ примеров работ,объяснение);

 - практический метод (показ педагогом технологии и работа учащихся над своими произведениями).

Подбор необходимой учебно-методической и материальной базы:

научно-методическая литература, методические разработки, выставочные работы и др.

Отслеживание результатов  творческой работы осуществляется в виде просмотра работ после каждого пройденного занятия кружка.

 

Список литературы

  1. Давыдов, С.  Батик. Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия / С. Давыдов – СПб.:  АСТ-Пресс Книга, 2004. – 184 с.
  2. Кокарева, И. Живописный войлок: техника, приемы, изделия / И. Кокарева. –  М.: АСТ-Пресс Книга, 2009. – 112 с.
  3. Красникова, Всё о войлоке и фильцевании: практ. руководство / Г. Красникова, В. Бублик, М. Мамонова. – М.: ЗАО «Астрея», 2007. – 42 с.
  4. Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: учеб. пособие / Л.Н. Миронова. –  Минск., Беларусь, 2005.  – 288 с.
  5. Терешина,  Г. Батик своими руками / Г. Терешина: серия «Ручная работа». – М., АСТ-Пресс Книга, 2007. – 88 с.
  6. Шинковская, К. Войлок. Все способы валяния / К. Шинковская. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2011 г. – 176 с.
  7. Журналы «Лена Рукоделие», «Анна», «Ручная работа», «Идеи вашего дома», «Кукольный мастер».