Ошибка :

Показать отладочную информацию

Программа “Вокально-хоровое творчество”
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Программа “Вокально-хоровое творчество”

Пояснительная записка

Программа кружка вокально-хорового творчества составлена для занятий с детьми в условиях оздоровительного лагеря. При приёме детей в кружок важно учитывать состояние их слуха и голоса, но при этом не следует отстранять от занятий в хоре тех ребят, которые любят и хотят петь, не имея достаточных музыкальных данных. Актуальность программы заключается в том, что она направлена на создание условий для реализации творческих способностей детей, дает возможность каждому продолжить занятия любимым делом, проявить себя, почувствовать успешным. Программа направлена на развитие музыкальных и творческих способностей детей, певческих данных, общей музыкальной культуры, культуры поведения в обществе.

Цель программы:

 - создание благоприятных условий для самореализации личности посредством приобщения их к вокально-хоровому творчеству в условиях летнего оздоровительного лагеря.

Задачи программы

Обучающие:

 - формировать знания о строении голосового аппарата и охране певческого голоса;

 - формировать, развивать и совершенствовать основные вокально-хоровые навыки;

 - формировать навыки исполнительского мастерства.

Развивающие:

 - развивать музыкальные способности: ладогармонический слух, музыкальную память, метроритм;

 - стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки, культуры чувств;

 - расширять музыкальный кругозор учащихся на основе работы над репертуаром и слушания музыки;

 - развивать осмысленное понимание дирижерского жеста;

 - создавать условия для творческой самореализации учащегося;

 - формирование сознательного и критического отношения к своему пению.

Воспитывающие:

 - воспитывать исполнительскую культуру слушателя;

 - воспитывать интерес и любовь к вокально-хоровому искусству, бережное отношение к его истокам и сохранению лучших традиций;

 - воспитывать чувство коллективизма, создавать условия для формирования партнерских отношений в группе;

 - воспитывать культуру общения, создавать атмосферу сотрудничества и сотворчества.

Организационные условия реализации программы

В кружок принимаются дети от 7 до 17 лет после индивидуального прослушивания и собеседования, по результатам которого определяются способности каждого, необходимые для занятий вокально-хоровым творчеством.

Данная программа рассчитана на 12 учебных часов для детей 7-10 лет; на 18 учебных часов для детей 11-17 лет.

Программа предусматривает групповую и мелкогрупповую формы работы. Группы формируются в зависимости от количества желающих, возраста детей и уровня их музыкальной и вокальной подготовки. Рекомендуемое разграничение по возрастным группам: младшая – 7-10 лет; средняя – 11-13 лет; старшая – 14-17 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с детьми 7-10 лет; 3 раза в неделю по 2 часа с детьми 11-17 лет. Рекомендуемая численность групп 12 – 15 человек.

Материально-техническое обеспечение:

 - просторное, проветриваемое помещение с хорошим освещением и акустикой, соответствующее технике безопасности, пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам;

 - музыкальные инструменты;

 - партитуры хоровых произведений;

желательно наличие:

 - фонотеки;

 - теле и видеоаппаратуры;

 - дирижерского пульта.

Кадровое обеспечение:

 - педагог с высшим или средним специальным образованием;

 - концертмейстер.

Дидактический материал

 - информационная и справочная литература;

 - наглядные пособия;

 - мультимедийные материалы.

Учебно-тематический план

(для детей 7-10 лет)

Разделы, темы занятий

Количество часов

общее

теория

практика

 

Вводное занятие

1

0,5

0,5

I

Вокально-хоровая работа

1.

Певческая установка, дыхание

1

0,5

0,5

2.

Развитие основных свойств певческого голоса. Формирование вокально-хоровых навыков.

Вокально-интонационные упражнения

1,5

0,5

1

3.

Хоровая партитура. Унисон, хоровой строй, ансамбль

1

0,5

0,5

II

Сценическая культура

1.

Основы сценического мастерства

0,5

0,5

 

2.

Музыкально-ритмические навыки

0,5

 

0,5

III

Развитие музыкального кругозора

1.

Слушание музыки. Просмотр видеозаписей концертных выступлений

0,5

 

0,5

IV

Репетиционная работа

1.

Работа над партиями

1,5

 

1,5

2.

Работа над произведениями

1,5

 

1,5

3.

Сводные репетиции

2

 

2

V

Концертно-исполнительская деятельность

1.

Участие в культурно-массовых мероприятиях лагеря

1

 

1

Итого

12

2,5

9,5

 

Учебно-тематический план

(для детей 11-17 лет)

Разделы, темы занятий

Количество часов

общее

теория

практика

 

Вводное занятие

1

0,5

0,5

I

Вокально-хоровая работа

1.

Певческая установка, дыхание

1,5

0,5

1

2.

Развитие основных свойств певческого голоса. Формирование вокально-хоровых навыков.

Вокально-интонационные упражнения

2

0,5

1,5

3.

Хоровая партитура. Унисон, хоровой строй, ансамбль

2

0,5

1,5

II

Сценическая культура

1.

Основы сценического мастерства

0,5

0,5

0,5

2.

Музыкально-ритмические навыки

0,5

 

0,5

III

Развитие музыкального кругозора

1.

Слушание музыки. Просмотр видеозаписей концертных выступлений

0,5

 

0,5

IV

Репетиционная работа

1.

Работа над партиями

2

 

2

2.

Работа над произведениями

3

 

3

3.

Сводные репетиции

3,5

 

3,5

V

Концертно-исполнительская деятельность

1.

Участие в культурно-массовых мероприятиях лагеря

1

 

1

Итого

18

2,5

15,5

 

Содержание программы

Вводное занятие

Теория

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Инструктаж по технике безопасности.

Практика

Диагностика вокальных данных детей (музыкальный слух, память, чистота интонирования). Определение уровня их музыкальной подготовки.

 

I. Вокально-хоровая работа

Певческая установка, дыхание

Теория

Определение понятий «певческая установка», «певческое дыхание». Типы дыхания: ключичное, грудное, нижнереберно-диафрагматическое. Механизм певческого дыхания. Правильное положение корпуса, шеи, головы при пении. Пение в положении стоя и сидя.

Практика

Дыхательные упражнения для

 - выработки навыков дыхания через нос;

 - работы мышц, помогающих правильному регулированию дыхания;

 - формирования навыка продолжительного и плавного выдоха;

 - формирования короткого и задержанного дыхания;

 - формирования навыка цепного дыхания.

 

Развитие основных свойств певческого голоса. Формирование вокально-хоровых навыков

Теория

Определение понятий: «звуковой диапазон», «динамический диапазон», «тембр», «резонаторы» «вибрато», «певческая позиция», «дикция». Характеристика высоких и низких голосов, их различия. Речевой, певческий, «рабочий» диапазон. Границы диапазона. Головные и грудные резонаторы.

Определение понятий «звуковедение», «звукообразование», «атака звука», «вокальная артикуляция», Основные виды звуковедения: legato, staccato, non legato. Атака звука: твердая, мягкая. Значение артикуляции в пении. Музыкальный слух и память.

Практика

 

Вокально-интонационные упражнения

Упражнения используются с целью овладения техническими приемами, способствующими правильному, выразительному исполнению музыкальных произведений различных по характеру и степени трудности. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют развитию вокальной техники, направлены на развитие вокально-певческих навыков учащегося.

Упражнения для

 - выработки навыков исполнения звуковедений legato, staccato, non legato;

 - выработки навыка пения в «высокой» позиции;

 - выработки ровного тембрального звучания голоса в разных регистрах;

 - расширения певческого диапазона;

 - выработка навыка исполнения контрастной и подвижной динамики;

 - выработки навыков исполнения «твердой» и «мягкой» атаки звука;

 - развития подвижности артикуляционного аппарата;

 - выработки четкой дикции, правильной артикуляции;

 - приобретения навыков пения унисона;

 - развития навыков правильного грудного, головного резонирования;

 - развития правильной манеры звукоизвлечения;

 - развития ладогармонического слуха;

 - развития подвижности голоса;

 - развития вибрато, «полётности» звука.

Хоровая партитура. Унисон, хоровой строй, ансамбль звучания

Теория

Определение понятий«хоровая партитура», «хоровой строй», «хоровой ансамбль», «унисон».

Практика

Выработка у учащихся навыков пения в унисон. Обучение умению пения без сопровождения и с ним. Воспитание навыков пения в ансамбле: слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе звучания, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра. Работа над мелодическим (горизонтальным) и гармоническим (вертикальным) строем. Одновременно со всей партией или хором усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, если нужно, вместе со всеми ускорять или замедлять его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, хором произносить согласные, начинать и завершать произведение.

 

II. Сценическая культура

Основы сценического мастерства

Теория

Основы сценического мастерства, сценический имидж, культура поведения на сцене.

Практика

Работа над сценическим образом (костюм, макияж, прическа). Развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно, раскрепощено. Развитие умения перевоплощения, в соответствии с характером музыкального произведения.

Музыкально-ритмические навыки

Практика

Для выработки музыкально-ритмических навыков необходимо:

 - учить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой, регистрами;

 - отличать в движении сильную долю такта;

 - закреплять навык самостоятельного движения, начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки;

 - точно начинать движение после вступления;

 - передавать хлопками простой ритмический рисунок.

 

III. Развитие музыкального кругозора

Слушание музыки. Просмотр концертных выступлений

Прослушивание вокально-хоровых произведений, анализ их музыкально-художественного содержания. Знакомство с творчеством ведущих хоровых коллективов республики. Слушание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов.

 

IV. Репетиционная работа

Работа над партиями

Показ и прослушивание репертуарных произведений, сведения об их авторах. Разбор, анализ и изучение мелодической линии каждой хоровой партии. Отработка технически трудных мест. Работа над тембральным унисоном, единообразием манеры звукоизвлечения. Формирование навыков пения в ансамбле.

Работа над произведениями

Разучивание произведений по фразам в сопровождении инструмента. Работа над средствами музыкальной выразительности (мелодия, лад, гармония, темп, метр, ритм, динамика и др.), способствующих раскрытию художественного образа произведения. Тренировка вокально-технических навыков, необходимых для передачи музыкального содержания песни. Работа над фразировкой, нюансировкой, кульминацией произведения. Работа над хоровым ансамблем, строем (в многоголосных произведениях), чистотой и устойчивостью вокальной интонации (в произведениях a capella). Исполнение произведений от начала до конца. Выработка навыка выразительного исполнения, свидетельствующего о вокальной культуре исполнителя. Формирование осознанного подхода к исполнению музыкального произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение). Развитие навыка самоконтроля во время пения.

Сводные репетиции

Объединение групп хора, совместное исполнение произведений, работа над ансамблем звучания.

V. Концертно-исполнительская деятельность

Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю, способствует реализации стремлений творческого самовыражения учащихся. Участие в культурно-массовых мероприятиях лагеря. Пропаганда вокально-хорового творчества.

Прогноз результативности

По завершении обучения по данной программе учащиеся должны:

 - усовершенствовать технику певческого дыхания;

 - закрепить приобретенные ранее вокально-певческие навыки;

 - исполнять разнохарактерные произведения с использованием различных средств музыкальной выразительности;

 - усовершенствовать навыки пения в ансамбле, произведений a capella;

 - расширить знания по основам сценического мастерства;

 - усовершенствовать навык выразительного исполнения;

 - работать над развитием навыков самоорганизации в творческой деятельности;

 - развить навыки коллективной творческой деятельности;

 - расширить музыкальный кругозор;

 - проявлять устойчивый интерес к вокально-хоровому творчеству и культуре своей страны;

 - вести здоровый образ жизни.

Примерный репертуар

Народные песни

  1. “Купалiнка” бел. н. п.
  2. “Ладушкі” бел. н. п.
  3. “Ой рэчанька, рэчанька” бел. н. п.
  4. “Ой, рана на Iвана” бел. н. п.
  5. «Ку-ку в чаще лесной» нем. н. п. обр. Р. Рустамова
  6. «Светит месяц» р. н. п.
  7. «Солнышко» укр. н. п.

Произведения русских и зарубежных классиков

  1. «Белка» Н.А. Римского-Корсакова;
  2. «Вербочки» муз. Р. Глиера, сл. А. Блока
  3. «Весенняя» музыка В. Моцарта, слова К. Овербека
  4. «Весна» муз. В. Калинникова, сл. народные
  5. «За рекою старый дом» И. - С. Баха
  6. «Колыбельная» А.Лядова, слова народные
  7. «Пастух» музыка И. Гайдна, слова Я. Серпины
  8. «При широкой долине» муз. А. Ушкарева , сл. А. Прокофьева
  9. «Старый добрый клавесин» муз. Й. Гайдн, русский текст. П. Синявского
  10. «Сурок» музыка Л. Бетховена.

Произведения белорусских и современных композиторов

  1. «Будь всегда в цвету, земля» музыка Ю. Слонова (канон)
  2. «Вечерняя песня» муз. М. Ройтерштейна, сл. Е. Трутневой
  3. «Дзень нараджэння» муз. Г. Козловой, сл. В. Лученка
  4. «Зайчик-каскадер» муз. С. Халаймова, сл. А. Чехонадского
  5. «Колыбельная» муз. В. Салманова, сл. С. Скаченкова
  6. «Лясная калыханка» муз. В. Войціка, сл. С. Клімковіч
  7. «Маленькая музыкальная азбука» муз. и сл. А. Балажа, пер. М. Павловой
  8. «Матерям погибших героев» муз. Г. Струве, сл. Л. Кондратенко
  9. «Мульцікі-пульцікі» муз. и сл. Я. Журбо
  10. «Наши учителя» муз. Р. Бойко, сл. М. Садовского
  11. «Солнышко смеется» муз. Э. Ханка, переложение С. Грибкова, сл. И.Векшегоновой

 

Методические условия реализации программы

Формы проведений занятий:

 - групповая;

 - мелкогрупповая;

 - репетиция;

 - концерт.

Методы и приемы организации занятий

Методы обучения:

 - словесный (рассказ, беседа, объяснение);

 - наглядный: наглядно-слуховой (музыкальное исполнение, слушание музыки); наглядно-зрительный (иллюстрация, демонстрация);

 - практический (метод формирования умений и навыков, метод применения знаний, метод творческой деятельности);

 - видеометод (просмотр).

Методы воспитания

Методы формирования сознания учащегося:

 - показ;

 - инструктаж;

 - разъяснение.

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

 - самостоятельная работа;

 - метод положительного примера.

Методы стимулирования познания и деятельности:

 - поощрение;

 - контроль;

 - самоконтроль;

 - оценка;

 - самооценка.

Методы закрепления изученного материала:

 - упражнение;

 - участие в концертах;

 - участие в вокальных конкурсах.

Методы поощрения:

 - вручение подарка;

 - одобрение словом;

 - благодарность.

Оценка усвоения программы может осуществляться в процессе наблюдения, прослушивания, бесед, а также через использование методов рефлексии.

Формой подведения итогов являются концертные выступления, участие в мероприятиях, предусмотренных программой лагеря.

 

Литература для педагога

  1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А.30 музыкальных занятий / И.А. Агапова. – М., 2002.
  2. Асафьев, Б.В. Вокально-хоровое воспитание детей / Б.В. Асафьев. – НПО. «Модэк», 1998.
  3. Белков, И.А. До свиданья, лето! / Песни и хоры для школьников в сопровождении фортепиано // И.А. Белков; [предисл. Е.В. Сидоровой]. – Воронеж: 2008. – 80 с.
  4. Блейз, О.С. Все о музыке / О.С. Блейз. – М., 2001.
  5. Далецкий, О.В. Обучение пению / О.В. Далецкий. – М, 2003.
  6. Дмитриев, Л. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. – М.: Музыка, 2000.
  7. Добровольская, Н.Н., Орлова, Н.Д. Что надо знать о детском голосе / Н.Н. Добровольская, Н.Д. Орлова. – М.: Музыка, 2000.
  8. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В. Емельянов. – С-Пб., 1997.
  9. Жилин, В. Речевые игры и упражнения / В. Жилин. – Челябинск, 1995.
  10. Кабалевский, Д. Как рассказать детям о музыке / Д. Кабалевский. – М., 1986.
  11. Классическая и духовная музыка / Сост. Л. Жукова. – С-Пб, 2006.
  12. Козлова, А.М. От сердца к сердцу: музыка для детского хора и солистов / А.М. Козлова. – Минск: А.Н. Вараксин, 2008. – 33 с.
  13. Люблю наш край: Харавыя творы беларускіх кампазітараў: Дапам. для настаўнікаў. – Вып. 2. – Мн., 2002.
  14. Малахова, И.А. Развитие личности. Художественно-творческая деятельность / И.А. Малахова. – “Беларуская навука”. – Мн., 2003.
  15. Малинин, Е.М. Вокальное воспитание детей / Е.М. Малинин. – М.: Музыка, 1998.
  16. Морозов, В.П. Тайны вокальной речи / В.П. Морозов. – Л., 1967.
  17. Мядуначка. Беларускія народныя песні / Скл. А.Ф. Кашпур, К.Я. Ігнацьева. – Мн., 2004.
  18. Нотная папка хормейстера №1. мл. хор: [для пения в сопровожд. фп.] / сост. Б.И. Куликов, Н.В. Аверина. – 2-е изд. – М.: ДЕКАВС, 2008.
  19. Тетр. №1: С чего начинается детский хор: из опыта работы с мл. хорами в дет. хор. шк. «Весна»: [учеб. Пособие / вступ. ст. Н.В. Авериной].
  20. Нотная папка хормейстера №2: сред. хор: [для пения в сопровожд. фп. и без сопровожд.] / сост. Б.И. Куликов, Н.В. Аверина. – М.: Дека-ВС, 2009.
  21. Тетр. №1: Продолжаем учится : из опыта работы с кандидат. (сред.) хором в Дет. хор. шк. «Весна»: [учеб. Пособие / вступ. ст. Н.В. Авериной].
  22. Нотная папка хормейстера №3: сред. хор: [для пения в сопровожд. фп. и без сопровожд.] / сост. Б.И. Куликов, Н.В. Аверина. – М.: Дека-ВС, 2007.
  23. Тетр. №1: Растем дальше: из опыта работы с кандидат. хором в дет. хор. шк. «Весна»: [учеб. пособие].
  24. Нотная папка хормейстера №4: сред. хор: [для пения в сопровожд. фп. и без сопровожд.] / сост. Б.И. Куликов, Н.В. Аверина. – М.: Дека-ВС, 2008.
  25. Тетр. №1: Методика.

 

Литература для учащихся

  1. Абелян, Л.М. Как рыжик учился петь / Л.М. Абелян. – М., 1989.
  2. Барабошкина, А.В., Боголюбова Н.Х. Музыкальная грамота / А.В. Барабошкина, Н.Х. Боголюбова. – Изд. 8-е. Кн. 1, 2 – Л., 1985.
  3. Боровик, Т. Звуки, ритмы и слова / Т.Боровик. – Мн., – 1999.
  4. Витт, Ф. Практические советы обучающимся пению / Ф. Витт. – М., 1968.
  5. Детская музыкальная энциклопедия.– М., 2002.
  6. Лядова, Л. Почемучка / Л. Лядова / Детские песни. – М., 2000.
  7. Ремизовская, А.Р., Лученок, В.М. Песнi малышам / А. Р. Ремизовская, В.М. Лученок / Жавароначкi, спявайце! – Мн., 1998.
  8. Червоная, М.Ф. Веселое сольфеджио / М.Ф.Червоная. – М., 2001.
  9. Чичков, Ю. Простые песенки / Ю.Чичков. – М., 1991.