Ошибка :

Показать отладочную информацию

Выявление уровня развития коммуникативной компетентности учащихся
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen
15.03.2023 в 09:51 | Марина Androsova Андросова
Коммуникативная компетенция приобретается в процессе общения. Она предполагает взаимодействие с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Эффективность общения достигается в условиях компетентности всех сторон, участвующих в коммуникативном контакте, поэтому для успешной адаптации человека в социуме необходимо развитие коммуникативных компетенций с самого раннего возраста. Коммуникативная компетентность в образовательном процессе имеет определенное влияние на целостное развитие личности, на учебные успехи ребенка, помогает адаптироваться в учреждении образования, тем самым обеспечивая эмоциональное благополучие в учебном коллективе. Коммуникативная компетенция является частью культурной компетенции, ведет к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у нее высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения ее в разнообразные виды деятельности. Существует много упражнений-игр, которые развивают навыки общения. Коммуникационные оригами Это быстрое и легкое упражнение, которое показывает, как одни и те же инструкции интерпретируются разными людьми, и подчеркивает важность четкой коммуникации. Игра, скорее, демонстрационная. Для прохождения упражнения требуется от трех человек. Каждому дается по листу А4. Инструкция: Сообщите группе, что вы начнете давать инструкцию, как складывать бумагу, чтобы создать форму оригами. Скажите, что, пока вы даете им инструкции, они должны держать глаза закрытыми и не могут задавать вопросы. Начните давать группе инструкции, согласно которым им нужно будет сложить и разорвать свой лист несколько раз, а затем попросите их развернуть и сравнить вид. Подчеркните, что каждый лист бумаги выглядит по-разному, хотя вы давали всем совершенно одинаковые инструкции. Спросите у группы, были бы результаты намного лучше, если бы они иногда открывали глаза или задавали вопросы. Открыть глаза = слушать и понимать. Задавать вопросы = уточнять. Эффективная коммуникация – это нелегко, поэтому очень важно задавать вопросы и слушать собеседника. Угадайте эмоцию Цель игры в самоанализе способностей участников группы к узнаванию и называнию эмоций. Оборудование: изображения людей в разных эмоциональных состояниях; бумага и ручка для каждого участника. Инструкция: «Внимательно посмотрите на изображение и запишите в своих листочках «названия» эмоций или чувств, которые, по вашему мнению, испытывает человек на картинке». Затем все изображения обсуждаются в группе. Анализируются причины ошибок в определении эмоций. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ (автор Р.В. Овчарова) Цель: выявление уровня коммуникативной компетентности учащихся. Инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетки листа поставьте знак «+», если отрицателен, то знак «-». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро». Вопросы. 1. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения? 2. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? 3. Нравится ли вам заниматься общественной работой? 4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от задуманного? 5. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? 6. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня? 7. Стремитесь ли вы к тому, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением? 8. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей? 9. Часто ли вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя? 10. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке? 11. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить важное дело? 12. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 13. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей? 14. Верно ли, что вы резко стремитесь к доказательству своей правоты? 15. Принимаете ли вы участие в общественной работе школы (класса)? 16. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами? 17. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 18. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания? 19. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания ваших товарищей? 20.Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей? Обработка полученных результатов. Показатель выраженности уровня коммуникативной компетентности определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативной компетентности ребенка: низкий уровень – 0,1-0,55; средний уровень – 0,56-0,75; высокий уровень – 0,76-1