Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Хореография

Пояснительная записка

Танцевальное искусство является одним из самых популярных видов искусства во всѐм мире. Им увлекаются люди всех возрастов, так как это дополнительный резерв двигательной активности, источник здоровья, радости, положительных эмоций, повышения работоспобности, умственной и психологической разрядки.
Программа предполагает обучение учащихся танцевальному искусству: ритмике, народному танцу, элементам классического танца, танцевальной импровизации.
Цель: воспитание гармонично развитой личности средствами хореографии.
Помимо образовательных, программа решает и ряд воспитательных задач, не теряющих своей актуальности, независимо от года обучения:
формировать навыки здорового образа жизни, коммуникативные навыки и культуру поведения;
формировать художественный вкус; стимулировать интерес к творческим видам деятельности; воспитывать самостоятельность, инициативность,стремление к саморазвитию.

Программа рассчитана на 7 лет обучения и предполагает следующие формы работы с учащимися: групповые и мелкогрупповые занятия; сводные репетиции – совместная работа с разными составами.

По окончании учебного года проводится открытое занятие для подготовительных и младших групп и отчѐтный творческий концерт для средних и старших концертных составов.

Объѐм учебных часов на год распределяется следующим образом: Подготовительные группы

1-ый – 2-ой годы обучения (5-6 лет) – занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (72 часа).
Младшие группы
3-ий год обучения (6-7 лет) – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа).
4-ый год обучения (7-8 лет) – занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов).
Средний концертный состав
5-ый – 6-ой годы обучения (9-12 лет) – занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов).
Старший концертный состав
7-ой год обучения (13 лет и старше) – занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов) и 3 раза с нагрузкой 8 часов в неделю (288 часов).

Количество часов, отведѐнных на ту или иную тему, может варьироваться в зависимости от задач образовательного процесса.
Количество учащихся в группе первого года обучения – 15 человек, второго и последующих – 12, концертный состав – 8-10 человек в группе.
С каждым годом обучения возрастает уровень сложности заданий, упражнений, танцевальных этюдов и композиций.
Организационные условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо, чтобы занятия проводились в помещении, оборудованном деревянным полом, специальными станками, зеркалами. Помещение для занятий хореографией предполагает оснащение музыкальными инструментами, техническими средствами и соответствие санитарно-гигиеническим нормам.

Программа включает следующие разделы:
«Ритмика» – знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации и мышечного чувства, формирование художественно-творческих способностей.
Знание элементов музыкальной грамоты необходимо для определения характера музыки, темпа, ритма, динамики,структуры музыкального произведения. Упражнения по развитию ориентации формируют у учащихся умение использовать пространственный рисунок; упражнения по развитию мышечного чувства вырабатывают самоконтроль за движениями.
«Танцевально-тренировочные упражнения с элементами классического танца» – формирование у учащихся правильной осанки, гибкости, координации и культуры движений, что способствует подготовке опорно-двигательного аппарата к выполнению более сложных танцевальных движений.
«Элементы народного танца» – танцевальные упражнения народно-характерного тренажа, а также элементы танцев, входящих в данную программу.
«Танцевальная импровизация» (для подготовительных, младших и средних групп) – импровизационная работа, развитие стремления проявить фантазию, воображение при выполнении движений по тексту песен, стихов, игровых движений; имитация. В учебном процессе импровизацию следует вводить постепенно, по мере изучения танцевальных элементов. Педагог может по своему усмотрению дополнить список танцевальных импровизаций на любую тему.
В программе четвѐртого и пятого годов обучения большое внимание уделяется классическому танцу; более углубленно изучается белорусский народный танец, основные ходы танцев других народов. В программу вводятся новые разделы.
«Постановочно-репетиционная работа» (раздел входит в программу третьего года обучения) – подбор музыкального материала для хореографических композиций, работа над танцами; работа с солистами, над образом, в парах.
«Концертно-фестивальная деятельность, организационно-воспитательная работа» – благотворительные концерты, участие в различных конкурсах и фестивалях, гастрольные поездки коллектива; работа с родителями: беседы, совместное посещение концертов и творческих встреч.

Танцевальные композиции для разных возрастов построены на основе белорусского игрового фольклора: младшая группа (подготовительная) – «Верабей», «Жабка», «Пчолка», «Гусi»; средняя группа – «Полька-шапатуха», «Закаблукi»; старшая группа – «Журавель», лирический хоровод «Званочак», хоровод «Панначка», танцы других народов: «Ветерец», казачий пляс и другие.

Одним из важных моментов для сплочения коллектива является совместная работа с аккомпанирующей группой (аккомпанирующие часы на коллектив закладываются с учѐтом количества концертных номеров и включают в себя: запись партитур, подбор музыкального репертуара, запись фонограмм, отработку технического исполнения).

Первый и второй годы обучения

Задачи:
• обучить элементам музыкальной грамоты;
• обучить простейшим навыкам координации движений;
• разучить простейшие элементы и движения классического и народного танца;
• дать учащимся первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности.
Учебно-тематический план
(1 и 2 годы обучения)

 

 

 

Год обучения

 

 

 

 

Наименование темы

Первый

 

 

Второй

 

 

п/п

Теория

Практика  

Всего

Теория

Практика

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вводное занятие

 

1

1

1

1

1.

Танцевально-

 

 

 

 

 

 

 

 

тренировочные

 

 

 

 

 

 

 

 

упражнения с

 

4

16

20

4

16

20

 

элементами

 

 

 

 

 

 

 

 

классического танца

 

 

 

 

 

 

2.

Ритмика

 

2

18

20

2

8

10

 

 

 

 

83

 

 

 

 

 

3.

Элементы

2

18

20

4

22

26

 

народного танца

 

 

 

 

 

 

 

4.

Танцевальная

10

10

14

14

 

импровизация

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговое занятие

1

1

1

1

 

Итого:

9

63

72

11

61

72

Содержание
Вводное занятие

Знакомство с учащимися. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности. Экскурсия по учреждению, правила поведения.

1. Танцевально-тренировочные упражнения с элементами классического танца
Позиции ног: I, II, III, VI.
Позиции рук: подготовительная, I, II, III. Положения рук: на поясе, за платье (у девочек).
Постановка корпуса, головы. Поворот вправо, влево. Повороты и наклоны головы.
Упражнения для рук:
• поднимание из подготовительного положения в I, III позиции и обратно;

• раскрывание рук вперѐд – в сторону из положения «на поясе» и закрывание их обратно в характере русского и белорусского танцев (сопровождать движения рук поворотом головы поочередно вправо, влево).
Медленное поднимание ноги (relevelent) вперѐд, в сторону на 20-25° с опусканием на носок. Подъѐм на полупальцах (releve) по I, II, III позициям.
Специфика танцевального шага и бега.
Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
Упражнения у станка. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку; со второго полугодия – держась одной рукой за станок).
Вытягивание ноги на носок (battement tendu) из I позиции в сторону и обратно. Battements tendus – движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъѐме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног. Изучаются лицом к станку по I, II, V позициям, вначале в сторону вперѐд, в конце года – назад.

Полуприседания (demi-plie) по I позиции.

Demi-plies – складывание, сгибание, приседание; развивают выворотность бедра, эластичность и силу ног; изучаются лицом к станку по I, II, III, V позициям.
Demi-rond de jambe par terre – круговые движения, развивают подвижностъ тазобедренного сустава; изучаются лицом к станку с I позиции по точкам: вперѐд в сторону, в сторону вперѐд, позднее – назад в сторону, в сторону назад.

Положение ноги sur le cou-de-pied – «обхватное» (обхватывает щиколотку опорной ноги), развивает выворотность и подвижность ноги; «условное» – сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной.

Battement frappe – сильное ударяющее движение, развивает силу ног, кость, быстроту и подвижность колена; изучается лицом к станку вначале в сторону, затем – вперѐд и позднее – назад.

Battement releves lents на 45° – медленное поднимание ноги, развивает силу и лѐгкость ног в танцевальном шаге; изучается стоя боком к станку, держась одной рукой, в сторону, позднее – вперѐд.

Повороты на двух ногах по VI позиции, по круга. Поклон (музыкальный размер 2/4, медленно). Поклоны для девочек: шаг с приставкой; наклон головы для мальчиков.

Ритмика Элементы музыкальной выразительности
Определение и передача в движении:
характера музыки (весѐлый, грустный, спокойный, торжественный);
темпа (медленный, быстрый, умеренный);
динамических оттенков (тихо, громко, умеренно);
метроритма (длительности: половинная – ша-аг, четвертая – шаг, восьмая – бег);
сильных и слабых долей такта; размеров (2/4,3/4,4/4).
Упражнения на развитие ориентации
Упражнения на ориентировку в пространстве: различение правой, левой ноги, руки, плеча; повороты вправо, влево; построение в колонну по одному, по два, в пары;
перестроения из колонны по одному в пары и обратно, на месте и на шагах;
перестроения из колонны в шеренгу и обратно; круг, сужение и расширение круга; «воротца», «змейка», «спираль»;
свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну/шеренгу или круг.
Упражнения на развитие мышечного чувства Для кистей рук:
сгибание вниз и вверх; отведение вправо и влево;
круговые вращения (внутрь и наружу); постепенное сгибание и выпрямление пальцев рук.
Для рук:
круговые движения руками; расслабление мышц плечевого пояса; круговые движения плечами; напряжение и расслабление мышц рук.
Для ног:
напряжение и расслабление мышц ног; перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно(«маятник»).
Упражнения для ступней ног: сгибание и разгибание в подъѐме; отведение наружу и внутрь;
круговые вращения внутрь и наружу.
Элементы народного танца
Поклоны в ритме вальса для девочек и мальчиков. Положения рук: руки опущены вниз, на поясе, за платье (у девочек).

Положение рук в общем круге, подъѐм и опускание рук при сужении и расширении круга.
Положения рук в парах: за одну руку и накрест («корзиночка»).
Танцевальный шаг с носка, переменный шаг, шаг с подскоком; боковой приставной шаг по VI позиции.
Одинарные притопы правой и левой ногой. Тройной притоп. «Ковырялочка» с тройным притопом.
Одинарные хлопки перед собой; тройные – справа, слева; хлопки в парах. Скользящие хлопки перед собой.
Боковой приставной шаг в III позицию – без приседания и с полуприседанием (demi-plie).
Подскоки на одной ноге, попеременно (на правой, на левой); подскоки на двух ногах. Шаг с полуприседанием на одной ноге; прямой галоп с поднятой верх рукой («скачки на коне»).
Прыжки по VI позиции (с хлопками и без хлопков).
Шаг польки (в народной манере) на месте и с продвижением по кругу по одному.
Раскрывание рук вперѐд – в сторону из положения «на поясе» в характере русского танца.
Вытягивание ноги в сторону и вперѐд с переводом «носок-каблук».
Вытягивание ноги с переводом с носка на каблук (вперѐд, в сторону) в сочетании с полуприседанием.
Белорусский народный танец
Ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низких полупальцах с одновременным подъѐмом другой вогнутой ноги в прямом положении с тремя последующими переступаниями на месте, с продвижением вперѐд, назад с поворотом.
Притопы в полуприседании: перескок на всю ступню с двумя последующими поочередными ударами всей стопы по VI позиции.
Присядка мальчика: перескок из стороны в сторону на обеих ногах на низких полупальцах в глубоком полуприседании по VI позиции; полное приседание по VI позиции с последующим подскоком в полуприседании на одной ноге с одновременным выведением другой ноги на носок вперѐд в прямом положении.
Русский танец
Позиции рук – I, II, III на талии.
Шаги танцевальные с носка: простой шаг вперѐд, переменный шаг вперѐд.
Притоп – удар всей стопой, шаг с притопом в сторону; тройной притоп.
Припадание на месте с продвижением в сторону, исходная свободная III позиция; поднявшись на полупальцы поставленной назад ноги, упасть на другую ногу в полуприседании, затем опять подняться на полупальцы. То же с продвижением в сторону.
Выведение ноги на каблук из свободной I позиции, затем приведение еѐ в исходную позицию.
«Ковырялочка» – поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении без подскоков. Подготовка к присядке
(муж.).
Полуприсядка – полное приседание. Лѐгкие прыжки с обеих сторон с одновременным их сгибанием (в полуприседании).
Хлопки (одинарные) – в ладони, по бедру.
Вращение на подскоках по круга на двух подскоках.
Танцевальная импровизация
Темы:
«Плывѐм на лодке» – подражательное движение; «Сажаем картошку» – имитация; «Колка дров» – подражательное движение; «Ветерок и ветер» – имитация.
Для импровизации могут быть использованы задания по темам: «Магазин игрушек», «В мире животных», «Птичий базар» и другие.
Сопутствуют импровизации музыкальные игры: «Поезд», «Ищи свой цвет», «Парная пляска» и другие. На усмотрение педагога можно использовать в работе импровизации на свободную музыкальную тему.
Итоговое занятие
Открытое занятие с приглашением родителей и администрации.
Прогноз результативности
По окончании 1-2-го годов обучения учащиеся должны:
• уметь определять и передавать в движении средства музыкальной выразительности: характер музыки, темп;
• знать и уметь различать музыкальные и танцевальные жанры: марш, песня, танец (вальс, полька);
• уметь строиться в колонну по одному, по два, в шеренгу, в круг;
• уметь выполнять движения: полуприседания, танцевальный шаг с носка, одинарные притопы, двойные и тройные хлопки, боковые приставные шаги, попеременные подскоки;
• уметь передавать в движении длительности: восьмые (бегать), четвертные (шаг);
• уметь выполнять движения, имитирующие конкретные
действия;
• иметь представление о характере исполняемых танцев. Рекомендуемые танцы, хороводы, музыкальные игры:
«Перепѐлочка», «Падеграс», «Кола», «Новогодний хоровод», «Крыжачок», «Чебурашка», «Нам весело», «Полька–Янка», «Ритмическая эстафета», «Танцевальные змейки», «Плетень» и другие.
Третий год обучения Задачи:
закрепить умения и навыки, полученные на 1–2-м годах обучения;
формировать танцевальные навыки по усложнѐнной программе;
развивать музыкально-ритмические способности учащихся;
научить определять и передавать в движении средства музыкальной выразительности;
научить перестраиваться из круга в одну шеренгу, две шеренги, четыре шеренги и обратно.
Учебно-тематический план
3 год обучения (младшая группа (6–7 лет)

Наименование темы

 

Количество часов

 

п/п

 

 

 

 

 

 

Теория

Практика

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Вводное занятие

 

1

1

2.

Танцевально-тренировочные  упражнения  с

4

36

40

 

элементами классического танца

 

 

 

 

 

 

3.

Ритмика

 

4

36

40

4.

Элементы народного танца

 

4

36

40

5.

Танцевальная импровизация

 

22

22

6.

Итоговое занятие

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

13

131

144


Содержание
Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Знакомство с планом работы.
Танцевально-тренировочные упражнения с элементами классического танца
Полуприседание (demi-plies) в соединении с подниманием на полупальцах (releve) по I, II, 1П, VI позициям.
Вытягивание ноги на носок (battements tendus) вперѐд, в сторону из I позиции.
Маленькие броски (battements tendus jetes) вперѐд, в сторону из I позиции.

Круг ногой по полу (rond de jambe par terre) вперѐд, в сторону по точкам из I позиции.

Поднимание ноги (battement releves lents) вперѐд, в сторону на 25° из I позиции.
Наклоны корпуса вперѐд, назад, вправо, влево. Подъѐм на полупальцы по I позиции.
Прыжки (saute) по I, II, III позиции.
Поочерѐдное раскрывание и закрывание рук (в положении «на поясе») в характере русского и белорусского танцев, сопровождая движения рук поворотом головы.
Pas court – мелкий бег на полупальцах, исполняется по прямой и невыворотной позиции вперѐд, назад. Размер: 4/4,3/4,2/2.
Ритмика Элементы музыкальной выразительности
Повторяется и исполняется материал 1-2-го года обучения. Определение и передача в движении:
• характера музыки (спокойный, торжественный);
• темпа (умеренный);
• метроритма (длительностей: половинной, целой);
• размеров (2/4,3/4);
• сильных и слабых долей.

Упражнения на развитие пространственной ориентации
Построение из круга в одну шеренгу, в две шеренги, в четыре шеренги и обратное перестроение на месте, в движении.
Свободное размещение в зале с последующим возвратом в колонну, шеренгу или круг.
Повороты вправо, влево.
Перестроение группы из круга в квадрат. «Воротца», «звѐздочка» и «карусели».
Упражнения на развитие мышечного чувства
Разведение рук в стороны с напряжением («растягивать резинку»).
Круговые махи руками («мельница»). Поднимание согнутой в колене ноги. Разгибание и сгибание ноги в коленном суставе.
Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно («маятник»). Сгибание вперѐд и разгибание корпуса.
Повороты корпуса («пилка»).
Поднимание на полупальцах (releves) по I, II и III позициям.
Выпады вперѐд и в сторону с пружинным движением в колене.
Отведение ноги назад махом. Раскачивание рук и корпуса.
Элементы народного танца
Станок: подготовительное движение рук (из подготовительного положения руки открываются через I позицию во II и закрываются на талии).
Полуприседания по VI позиции.
Скольжение стопой по полу – вытягивание ноги на носок с переводом стопы на ребро каблука (вперѐд, в сторону, назад), лицом к станку.
Переступание на полупальцах – в разных ритмичных сочетаниях.
«Ковырялочка» с притопом.
Повторение и закрепление элементов русского и белорусского танцев.
Положение рук, положение ног.
Положение рук в групповых танцах и фигурах: «звѐздочка», «круг», «карусель», «корзиночка», «цепочка».
Поклоны на месте и с движением вперѐд и назад.
Ходы: простой шаг с продвижением вперѐд и назад, переменный шаг с продвижением вперѐд и назад.
Притоп – удар всей стопой.
Дроби – мелкая непрерывная дробь с одинарным ударом каблука на месте, с продвижением.
«Гармошка» – одновременные повороты обеих стоп из свободной позиции в I закрытую и обратно с продвижением в сторону.
Припадание на месте с продвижением в сторону, с поворотом на . «Ковырялочка» – без подскока и с подскоком.
«Верѐвочка» (простая) – подряд с переступанием. «Молоточки» – удар полупальцами в пол от колена в
прямом положении, с подскоком на другой ноге, на месте с продвижением.
Для мальчиков Хлопки (одинарные) – в ладоши, по бедру, по голени.
«Ключ» – дробный, простой.
Полная присядка – разучивание у станка, с переходом на середину.
Вращение на подскоках, по 2 подскока на круга. Элементы белорусского народного танца:
ход в полуприседании; шаг «Крыжачка»; шаг «Лявонихі»; белорусская полька; шаг «Юрачкi».
Танцевальная импровизация
«Саўка ды Грышка» – белорусская народная песня (инсценировка).
«Ритмическая эстафета» (музыкальная игра). Белорусская народная музыка (по выбору педагога). Игры в музыкальном сопровождении: «Не потеряй
пушинку», «Игра с воображаемым мячом», «Гладить кошку» и другие.
Импровизация простых упражнений классического экзерсиса у станка.
Итоговое занятие
Концертное выступление перед родителями и администрацией.
Прогноз результативности
По окончании 3-го года обучения учащиеся должны:
• уверенно демонстрировать танцевальные навыки, полученные на 3-м году обучения;
• уметь определять и передавать в движении: характер музыки (спокойный, торжественный), темп (умеренный);
• уметь передавать сильную и слабую доли в двухдольном и трѐхдольном размерах;
• уметь выполнять подражательные движения, а также движения передающие образы любимых героев из мультфильмов, сказок;
• уметь перестраиваться из круга в одну шеренгу, две шеренги, четыре шеренги и обратно (на месте и в продвижении);
• уметь выполнять движения: шаг с подскоком, переменный шаг, попеременный вынос ноги вперѐд на носок и каблук, подскоки на двух ногах, двойной и тройной притопы, «ковырялочку», галоп, шаг «польки» на месте и в продвижении вперѐд;
• уметь выразительно исполнять программные танцы и игры.

Рекомендуемые танцы, хороводы и музыкальные игры: «Музыканты» (музыкальная игра, музыка по выбору педагога), «Новогодняя хороводная» (инсценировка), «Скакалка» (музыкальная игра), «Мячик» (массовый танец), «Жабка» (белорусский массовый танец), «Верабей» (белорусская народная хороводная игра).
Четвертый год обучения
(младший концертный состав)

Задачи:
• научить правильному исполнению основных движений классического танца;
• научить понимать характер танца;
• развивать технику исполнения, выразительность, эстетическое восприятие музыкального материала.
Учебно-тематический план
(младший концертный состав)

 

Количество часов

 

Наименование темы

 

 

 

п/п

Теория

Практика

Всего

 

 

 

 

 

 

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Танцевально-тренировочные упражнения

 

 

 

 

с элементами классического танца

10

50

60

 

 

 

 

 

3.

Ритмика

4

28

32

4.

Элементы народного танца

10

50

60

5.

Танцевальная импровизация

-

26

26

6.

Постановочно-репетиционная работа

-

36

36

7.

Итоговое занятие

-

1

1

 

 

 

 

 

 

Итого:

25

191

216

Содержание 


Вводное занятие
Ознакомление учащихся с планом работы на год. Техника безопасности и пожарной безопасности.
Танцевально-тренировочные упражнения с элементами классического танца
Полуприседание (demi-plies) в соединении с подниманием на полупальцах (releve) по I, II, III, VI позициям, открывая и закрывая руки на поясе.
Вытягивание ноги на носок вперѐд, в сторону, назад, в сторону из I и III позиций без приседания и в соединении с полуприседанием.
Вытягивание ноги на носок вперѐд, в сторону и назад с переводом еѐ на каблук и обратно.
Поднимание ноги (releves lents) на 20-25° из I и III позиций вперѐд, в сторону, назад, в сторону.
Маленькие броски ноги (battements tendus jetes) из I и III
позиций вперѐд, сторону, назад, в сторону.
Круг ногой по полу (rond de jambe par terre) из I позиции по точкам: вперѐд, в сторону, назад, в I позицию и обратно (без приседания) и в соединении с полуприседанием (demi-plie).
Прыжки (saute) по I, II, III позициям.
Наклоны корпуса вперѐд, назад, вправо, влево. Поднимание рук из подготовительной позиции в I – III –II и назад в подготовительную.
Поочередное раскрывание и закрывание рук (в положении «на поясе») с одновременным подниманием и опусканием на носках (на каждую четверть такта) и пристукиванием каблуками при опускании.
Ритмика Элементы музыкальной выразительности
Закрепление умений и навыков, полученных в предыдущие годы обучения.
Упражнения на развитие пространственной ориентации
Перестроения из круга врассыпную и назад в круг. Перестроение в парах: обход одним партнѐром другого. Построение двух концентрических кругов.
«Змейка» продольная и поперечная. «Спираль» (улитка).
Перестроение из шеренги по четыре в «звѐздочку», «круг» и назад в шеренгу.
Движение в колонну по одному из углов по диагонали с переходом в центре через одного.
Упражнения на развитие мышечного чувства.
Расслабление мышц плечевого пояса. Расслабление и напряжение мышц корпуса. Круговое движение плечами.
Выпады вперѐд и в сторону с пружинным движением в колонне. Отведение ноги махом назад (качание ноги).
Элементы народного танца
Повторяются упражнения у станка, разучиваются новые движения.
Battement tendu – скольжение стоп по полу: с поворотом ноги в закрытое положение – в сторону.
Battement tendu jete – маленькие броски: вперѐд, в сторону, назад; с одним ударом стопой по VI открытой позиции (коротким ударом по полу носком или ребром каблука).
Battement tendu в полуприседании на опорной ноге. Battement fondu с поворотом колена работающей ноги из закрытого положения в открытое на 45°.
Developpe – развѐртывание ноги с одновременным ударом каблука опорной ноги в полуприседании (вперѐд и в сторону – плавные, резкие).
Маленькие броски от щиколотки со свободной стопой: в закрытое положение (к станку), в прямом положении вперѐд. Опускание на колено: у носка опорной ноги, у каблука опорной ноги.

Русский танец
Положение рук в парном танце.
Движения рук: переводы в различные положения; навыки в обращении с платочком.
Ходы. Закрепляются навыки и знания предыдущих годов обучения и добавляются новые направления: переменный шаг с каблука, с продвижением вперѐд и назад.
Дробь «с подскоком» – подскок на одной ноге с последующим ударом каблука и всей стопы другой ноги, на месте и с продвижением.
«Верѐвочка» – простая и с переступанием. «Ключ» – дробный, сложный.
«Присядки» – комбинации из полуприсядок и полных присядок.
Танцевальная импровизация
Импровизированные движения на заданную педагогом тему: «На рынке», «Клоуны», «Жонглѐры», «Кузнецы», «В лесу» и другие.
Постановочно-репетиционная работа
Постановка белорусских танцев, обрядовых хороводов и танцев на основе белорусского игрового фольклора
Итоговое занятие
Открытое занятие с приглашением родителей и администрации.
Прогноз результативности
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4-го года обучения:
• знать правила исполнения основных движений классического танца;
• правильно выполнять танцевальные движения;
• понимать характер исполненного танца;
• знать основные движения народного танца.

Пятый, шестой год обучения (средний концертный состав)
Задачи:
• научить экзерсис у станка;
• обучить исполнять белорусские народные танцы;
• научить исполнять танец другого народа (по выбору);
• обучить выполнению более сложных танцевальных композиций;
• обучить основам хореографической лексики.
Учебно-тематический план (средний концертный состав)

 

 

Год обучения

 

 

 

 

Наименование темы

5

 

 

6

 

 

п/п

 

 

 

 

 

 

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

Всего

 

 

 

1.

Вводное занятие

1

-

1

1

-

1

2.

Классический танец

2

28

30

2

26

28

3.

Белорусский

 

10

50

60

10

50

60

 

народный танец

 

 

 

 

 

 

 

4.

Элементы

танцев

10

30

40

6

30

36

 

народов мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Постановочно-

 

 

 

 

 

 

 

 

репетиционная

 

-

36

36

-

38

38

 

работа

 

 

 

 

 

 

 

6.

Индивидуальная

-

12

12

-

14

14

 

работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Сводные репетиции

-

36

36

-

38

38

8.

Итоговое занятие

-

1

1

-

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

23

193

216

19

197

216

Учебно-тематический план (мелкогрупповые занятия)

Наименование

Год обучения

 

 

 

 

5-6

 

 

последующие

 

п/п

темы

 

 

 

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

Всего

 

 

 

Вводное занятие

1

-

1

1

-

1

1.

Классический

2

26

28

2

26

28

 

танец

 

 

 

 

 

 

 

2.

Белорусский

4

26

30

2

28

30

 

народный танец

 

 

 

 

 

 

 

3.

Элементы   танцев

2

10

12

2

10

12

 

народов мира

 

 

 

 

 

 

 

4.

Постановочно-

 

 

 

 

 

 

 

репетиционная

-

36

36

-

36

36

 

работа

 

 

 

 

 

 

5.

Индивидуальная

-

36

36

-

36

36

 

работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговое занятие

-

1

1

-

1

1

 

Итого:

9

135

144

7

137

144

* Мелкогрупповые занятия по учебно-тематическому плану для 5-6 годов обучения проходят согласно тем учебно-тематического плана для среднего концертного состава.

Вводное занятие

Ознакомление учащихся с планами на год. Техника безопасности и пожарной безопасности.

Классический танец Упражнения у станка
1. Позиции ног I, II, III, IV, V.
2. Demi-plies по I, II, III, IV, V; grandplie по I, II, III, V
позициям (изучается позднее).
3. Battements tendus.
а) из позиции в сторону, вперѐд, назад;

б) с demi-plies из I позиции в сторону, вперѐд, назад; в) с V позиции в сторону, вперѐд, назад;

г) с demi-plies из V позиции в сторону, вперѐд, назад; д) с опусканием пятки во II позицию из I и V позиций;

е) с demi-plies во II позицию без перехода с опорной ноги и с переходом опорной ноги;

ж) с demi-plies в IV позицию без перехода с опорной ноги
и с переходом опорной ноги.

4. Passe par terre (проведение ноги вперѐд и назад через I позицию).

5. Battements tendus jetes с I и V позиций в сторону, вперѐд, назад и batments tendusjetes piques.

6. Demi-rond de jambe par terre (по четверти круга).
7. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
8. Первое port de bras.
9. Положение ноги sur le cou-de-pied вперѐд основное, условное и назад.
10. Battements retires.
11. Battements frappes в сторону, вперѐд, назад (носком в пол, затем на 45°).
12. Releves на полупальцы по I, III, V позициям: 
а) на вытянутых ногах; 
б) с предварительным demi-plie. 
13. Preparation для rond de jambe par terre en dehors et en dedans. 
14. Releves lents на 45° в сторону, вперѐд, назад из I и V позиций.
15. Battemets soutems в сторону, вперѐд, назад носком в пол на всей ступне, сначала изучается plies-soutenus.
16. Battements tendus в сторону, вперѐд, назад. Сначала изучается носком.
17. Petits battements sur le cou-de-pied (сначала исполняется равномерно, затем с акцентом вперѐд и назад).
18. Наклоны корпуса вперѐд, назад, в сторону. Третье port de bras.
19. Полуповороты в V позиции к станку и от станка с переменой ног на полупальцах:

а) на вытянутых ногах;

б) с demi-plie.

20. Temps leve (saute) по I, II, и V позиции.
21. Changement de pieds.
22. Assemble в сторону, вперѐд, назад.
23. Pas de bourree simple (с переменой ног).

Упражнение на середине

Постепенное прохождение на середине упражнений, разученных у станка:

1. Demi-plies по I, II позициям enface пo V, IV позициям enface, а позднее – epaulement.

2. Battements tendus:

а) по I и V позиции вперѐд, в сторону, назад;

б) с demi-plies в I и V позициях вперѐд, в сторону, назад; в) с demi-plies во II и IV позицию без перехода с опорной

ноги и с переходом на опорную ногу.
3. Battements tendusjetes из I и V позиции вперѐд, в
сторону, назад.
4. Первое, второе, третье port de bras.
5. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
6. Малые и большие позы: croisee efface вперѐд и назад.
7. Temps lie par terre вперѐд и назад.

Белорусский народный танец
1. Demi-plies и grands plies по I, II, III позициям.

2. Упражнения на развитие подвижности стопы: перевод стопы с носка на каблук и с каблука на носок.

3. Каблучные упражнения:

а) проскальзывание работающей ноги на каблук вперѐд, в сторону, назад;

б) вынесение работающей ноги на каблук с фиксацией еѐ на щиколотке в начале и в конце движения;

в) вынесение работающей ноги в сторону на каблук (в «развѐрнутом»; положении) и перевод на носок (в «завѐрнутом» положении) – подготовка к «ковырялочке».
4. Маленькие броски (battemets tendus jeies) вперѐд, в сторону, назад. 

5. Упражнения с ненапряжѐнной стопой: мазки «от себя»
и «к себе» по III, VI позиции.
6. Подготовка к «верѐвочке»:

а) подъѐм ноги до колен (спереди или сзади) и спуск в позиции;

б) перевод ноги спереди назад и сзади вперѐд (passe), в) «заворот» бедра работающей ноги; г) «разворот» бедра работающей ноги.
7. Низкие развороты.
8. Дробные выстукивания:

а) всей стопой с сочетанием двух ритмов (четвертями и восьмыми);

б) подготовка к «ключу».

9. Круг ногой на полу носком (rond de jambe) и с каблуком до стороны (rond de pied).

Упражнения лицом к станку

1. Подъѐм на полупальцах на двух ногах по I, II, III и VI позициям.

2. Прыжки с ударом внутренней частью стоп (прыжковые «голубцы»).
3. Присядки:

а) присядка и полная присядка с открыванием ноги в сторону на каблук;

б) присядка «мячик».

Элементы белорусского танца

1. Положение рук: на талии, руки скрещены на груди; за спиной (мужское).

2. Ходы и движения на месте: основной ход из танца «Лявониха»; ход с отбивкой; ход назад; боковой ход с подбивкой (галоп); притопы в три удара;

основной ход из танца «Крыжачок»; присядка с подтягиванием ноги на носок; основной ход из танца «Бульба».

Основной ход «Лявоніхі»

Исходное положение: исполнители стоят друг за другом. Ноги в I прямой позиции, руки в 1-м положении «а».

Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает 1 такт:

Затакт – слегка присев на левой ноге, скользящим движением правую ногу, вытянутую в колене и подъѐме, вынести вперѐд.

Раз – оттолкнувшись от пола левой ногой, сделать длинный шаг (почти прыжок) правой ногой вперѐд с носка на стопу.

И – сделать маленький, короткий шаг левой ногой вперѐд
с носка на всю стопу.

Два – повторить движение на счѐт «И», но с правой ноги. На следующий такт движение выполняется с другой ноги. Рекомендуется повторить несколько раз, постепенно
увеличивая темп.

Движение выполняется на чуть присогнутых коленях, стремительно, без толчков вверх.

Основной ход «Крыжачка»

Исходное положение: ноги в I прямой позиции, руки в 1-м положении «а».

Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает 1 такт:

Затакт – подскочить на полупальцах левой ноги, одновременно правую ногу, круто сгибая в колене, поднять вперѐд, подъѐм свободный.

Раз – сделать шаг вперѐд на низкие полупальцы правой ноги с ударом об пол, левую ногу отделить от пола.

Два – сделать шаг вперѐд на низкие полупальцы правой ноги, левую отделить от пола.

И – повторить движение на «затакт» с левой ноги.
По выбору педагога изучаются элементы и других

белорусских танцев («Юрачка», «Белорусская полька», «Козачка» и другие).

Элементы танцев народов мира Элементы русских народных танцев

Особенности русского танца (музыки, хореографической лексики, характера исполнения).

Различия в женской и мужской пляске.

Разнообразие и характерные черты русских хороводов, кадрилей, перепляса:

1. Положения рук: ладонями с кулачками на талии, руки скрещены на груди (женское), обе руки открыты в стороны.

2. Положения рук в парах: держась за одну руку, за две, под руку, «воротца».

3. Положения рук в круге: держась за руки, «корзиночка», «звѐздочка».

4. Движения рук: раскрывание рук в сторону, взмахи с платочком, хлопки в ладоши.

Ходы и движения на месте: простой бытовой шаг; переменный ход на всю ступню; переменный ход с первым шагом на каблук (мужской); боковой ход «припадание»; боковой ход «гармошка»; «верѐвочка»; «двойная верѐвочка»; «верѐвочка с переступанием»; русский земной поклон.

Разучивается русский хоровод.

Литовский танец

Положения рук: ладонями сбоку на талии; двумя руками за юбку (женское); руки скрещены на груди (мужское).

Основные ходы и движения на месте: «качающийся» шаг, лѐгкий бег, шаги с подскоками, полька.

Этюды – композиции на элементах литовского танца «Малупелис» (мельница), «Суктинис» (наперегонки по кругу) и другие.


Латышский танец

Положения рук: ладони сбоку на талии (женское), руки скрещены на груди (мужское).

Основные ходы и движения на месте: простой шаг, лѐгкий бег, шаг с подскоком, полька.

Этюды на элементах латышского танца; разучивается танец «Руцавиетис», построенный на несложных движениях шага, шага с подскоком, польки в характерном для латышской хореографии рисунке, – «садик», «два садика», «звѐздочка», «гирлянда».

В работе используются любые другие танцы на усмотрение педагога с учѐтом направленности коллектива, концертных выступлений.

Постановочно-репетиционная работа

Подбор музыкального материала для хореографических комбинаций, работа над образом, работа с солистами.

Концертно-конкурсная и фестивальная деятельность

Предусматривается участие коллектива в мероприятиях учреждения (по отдельному плану), города; в благотворительных мероприятиях, в различных конкурсах, фестивалях; гастрольные поездки коллектива, творческие встречи с профильными коллективами, внутриколлективные мероприятия.

Сводные репетиции

Совместная работа с различными составами учащихся с целью подготовки концертных номеров.

Итоговое занятие
Концерт.

Прогноз результативности

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5-6-го годов обучения:

• уверенно владеют основными навыками классического
танца;
• знают экзерсис у станка;

• умеют исполнять белорусский народный танец «Полька», «Хоровод» и танец другого народа: «Русская пляска», «Казачья пляска» или другие.

Седьмой год (13 лет и старше)

Задачи:

• закрепить умения и навыки, полученные на 5-6-м годах обучения;

• развивать творческие музыкально-танцевальные способности по усложнѐнной учебной программе.

Учебно-тематический план
(старший концертный состав)

 Год обучения 

№ Наименование 7 последующие
п/п темы Теория Практика Всего Теория Практика Всего


Вводное занятие 1 - 1 1 - 1
1. Классический 2 13 15 2 14 16
танец

2. Белорусский 2 20 22 2 2 22
народный танец

3. Элементы танцев 3 10 13 2 10 12
народов мира

107

4. Постановочно-
репетиционная - 72 72 - 108 108
работа
5. Сводные - 72 72 - 108 108
репетиции

6. Концертно-
конкурсно- - 20 20 - 20 20
фестивальная

деятельность
Итоговое занятие - 1 1 - 1 1
Итого: 8 208 216 7 281 288

Содержание

Вводное занятие

Ознакомление учащихся с планом работы на год; проведение инструктажа по технике безопасности и пожарной безопасности.

Классический танец
Закрепление материала 6-го года обучения.

Белорусский народный танец Упражнения для зала

Полуприседания и глубокие приседания по VI и IV параллельной позиции.

Упражнения на развитие подвижности стопы:

а) увеличение количества переводов работающей ноги с носка на каблук;

б) в сочетании с полуприседанием. Каблучное упражнение:

а) основной вид; б) в сочетании с «ковырялочкой».

Маленькие броски: сквозные маленькие броски работающей ноги вперѐд и назад с одновременным ударом пяткой опорной ноги.
Упражнения с ненапряжѐнной стопой:

108

а) мазки, акцентируя движения «к себе»; б) мазки «от себя» и «к себе» с добавлением удара

подушечкой стопы работающей ноги; в) мазки, акцентируя движение «к себе», с добавлением

удара подушечкой стопы работающей ноги; г) мазки «от себя» и «к себе» с последующим

переступанием на работающую ногу. Дробные выступления:

а) каблучная дробь; б) дробь в «три ножки».

Вращательные движения: круг пяткой работающей ноги по полу с поворотами пятки опорной ноги.

Раскрывание работающей ноги на 90° (battement developpe) в сочетании с ударом пятки опорной ноги.

Подготовка к «верѐвочке»:

а) перевод ноги спереди назад и сзади вперѐд с двойным ударом (подготовка к «двойной верѐвочке»).

б) исполнение изученных ранее подготовительных движений к «верѐвочке» с подъѐмом на полупальцы.

«Змейка» (tortill) одинарная, позднее – двойная.

Большие броски (grand battement jete) в трѐх направлениях:

а) с опусканием на каблук работающей ноги; б) с опусканием на каблук и с полуприседанием на

опорной ноге.

Упражнения лицом к станку

• Опускание на колено и переход с колена на колено по VI позиции.

• «Качалка» (одинарная и тройная).
• «Каблучки».
• Поднимание на полупальцы на одной ноге.
• Прыжки: низкий «голубец».
• Присядка с вынесением ноги в сторону по I позиции.

• Присядка с проскальзыванием по II позиции.


Закрепление пройденного материала:
• постановка ног, рук, корпуса, головы в характере танца;
• составление небольших танцевальных комбинаций.

Элементы танцев народов мира Элементы русских народных танцев.

Особенности русского танца (музыки, хореографической лексики, характера исполнения).
Различия в женской и мужской пляске.

Разнообразие и характерные черты русских хороводов, кадрилей, перепляса:

• Положения рук: ладонями с кулачками на талии, руки скрещены на груди (женское), обе руки открыты в стороны;

• Положения рук в парах: держась за одну руку, за две, под руку, «воротца»;

• Положения рук в круге: держась за руки, «корзиночка», «звѐздочка»;

• Движения рук: раскрывание рук в сторону, взмахи с платочком, хлопки в ладоши.

Ходы и движения на месте: простой бытовой шаг; переменный ход на всю ступню; переменный ход с первым шагом на каблук (мужской); боковой ход «припадание»; боковой ход «гармошка»; «верѐвочка»; «двойная верѐвочка»; «верѐвочка с переступанием»; русский земной поклон.

Разучивается русский хоровод.

Литовский танец

Положения рук: ладонями сбоку на талии; двумя руками за юбку (женское); руки скрещены на груди (мужское).

Основные ходы и движения на месте: «качающийся» шаг; лѐгкий бег; шаги с подскоками; полька.

Этюды – композиции на элементах литовского танца «Малупелис» (мельница), «Суктинис» (наперегонки по кругу) и другие.


Латышский танец

• Положения рук: ладонями сбоку на талии (женское), руки скрещены на груди (мужское).

• Основные ходы и движения на месте: простой шаг; лѐгкий бег; шаг с подскоком; полька.

• Этюды на элементах латышского танца; разучивается танец «Руцавиетис», построенный на несложных движениях шага, шага с подскоком, польки в характерном для латышской хореографии рисунке, – «садик», «два садика», «звѐздочка», «гирлянда».

Используются в работе и другие танцы на усмотрение педагога с учѐтом направленности коллектива, репертуара концертных выступлений.

Постановочно-репетиционная работа

Подбор музыкального материала для хореографических комбинаций, работа над образом, работа с солистами.

Сводные репетиции

На группах концертного состава практикуется проведение сводных занятий или сводных репетиций, т.е. две группы работают одновременно. Численность учащихся при этом не уменьшается.

Концертно-конкурсная и фестивальная деятельность

Предусматривается участие коллектива в мероприятиях учреждения, города; в благотворительных мероприятиях, в различных конкурсах, фестивалях; гастрольные поездки коллектива, творческие встречи с коллективами, внутриколлективные мероприятия.


Итоговое занятие
Концерт.


Прогноз результативности

Учащиеся:

уверенно и свободно чувствуют себя на сцене; владеют танцевальной техникой на высоком уровне; самостоятельно подбирают музыкальный и

хореографический материал для танцевальных композиций.

Формы и методы реализации программы

Основные методы хореографического образования: метод упражнений, метод повторения, метод анализа и сравнения, объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным методом.

Эффективным методом танцевального обучения является практика участия коллектива в концертных выступлениях. Этот метод позволяет одновременно решить три задачи:

• мотивировать учащихся к повышению танцевального мастерства;

• повысить уровень художественного исполнения;
• способствовать развитию новых танцевальных
навыков.

Обучение включает в себя практическую работу, а также беседы о развитии танцевального искусства, формирование понятий о его видах, жанрах, о выразительных средствах, работу

с родителями, посещение концертов, внутриколлективные мероприятия. В ходе занятий необходимо постоянное использование элементов здоровьесберегающих технологий.

В образовательном процессе преобладают групповые формы обучения. На 1-2-м годах обучения используются игровые технологии, которые способствуют включению учащихся в творческий процесс.

Мониторинг личностного развития учащихся проводится не реже одного раза в четверть в ходе открытых занятий и концертных выступлений.


Для улучшения качества занятий и концертных выступлений на группах концертного состава практикуется проведение сводных репетиций – две группы работают одновременно. Численность учащихся при этом не уменьшается.

В репертуаре ансамбля, и с учѐтом дальнейших новых постановочных номеров, особое внимание уделяется работе над мужской лексикой. Целесообразно концертные группы делить на две подгруппы (10 юношей и 10 девушек) и мужские партии вести хореографу мужчине, так как на занятиях преобладают физические силовые упражнения, элементы акробатики, стилистики. Также необходимо проведение мелкогрупповых занятий – 5-6 мальчиков и юношей (для отработки сольных номеров).

Итоговое занятие

Отчѐтный концерт, выступления в сборных концертах и мероприятиях.

Примерный репертуар: белорусская «Прывітальная», белорусский танец «Мітусь», лирический хоровод «Вяночак», шуточный танец «Верабей», белорусский танец «Журавель», мужской танец «Жартоўныя хлапчукі», игровой танец «Жабка», хоровод с колокольчиками, белорусский танец «Лялькі», мужской танец «Гульня з брылямі», белорусский танец «Закаблукі», белорусский танец «Лянок», полька «Хованка», игровой танец «Пчолка», белорусский традиционный танец «Падэспань», белорусский танец «Панначка», белорусский танец «Вясковая полька», белорусский танец «Шапатуха», белорусская полька «Хлопы», белорусский танец «Полька праз нагу», шуточный танец «Гусі», белорусский танец «Трасуха», белорусский народный танец «Весялуха», белорусский танец «Гусачок», белорусская полька «Ойра», хореографическая зарисовка «После уроков», казачья пляска «Станичная», хореографическая картинка «Порушка-Пораня», белорусская полька «Путанка», русский танец «Барыня», литовский танец «Петушок», украинский танец «Ветерец», танец кубанских казаков «Казачий пляс», русская пляска «Чабатуха», хореографическая зарисовка «Давай дружить».

Литература
1. Базарова, Н. Азбука классического танца / Н. Базарова,
В. Мей. – М., 1964.
2. Бахто, С. Ритмика и танец: Программа для отделения общеэстетического образования и хореографических отделений школ искусства / С. Бахто. – М., 1980.
3. Ваганова, А. Основы классического танца / А. Ваганова. – М., 1963.
4. Гусев, Г. Урок народного танца в хореографической школе / Г. Гусев. – М., 1999.
5. Лопухов, А. Основы характерного танца / А. Лопухов, А. Ширяев, А. Бочаров. – М., 1939.
6. Уральская, В. Природа танца / В. Уральская. – М., 1981.
7. Хворост, И. Белорусский танец / И. Хворост. – Мн., 1977.
8. Черноярова, Г.А. Белорусский народный танец: Программа по специальности «Артист балета», «Артист ансамбля народного танца» / Г.А. Черноярова. – Мн., 1984.
9. Чурко, Ю. Белорусский народный танец / Ю. Чурко. –
Мн., 1972.
10. Шушкина, 3. Ритмика / З. Шушкина. – М., 1976.
11. Яновская, В. Ритмика / В. Яновская. – М., 1979.

Яндекс.Метрика