Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Кружок «ГОБЕЛЕН»

НАРОДНАЯ СТУДИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «БУСЛЯНЯ»

 

Сидорцова Инна Михайловна,педагог дополнительного образования

 

Пояснительная записка

Разработка данной программы вызвана потребностью систематизировать имеющийся профессионально-педагогический творческий опыт по воспитанию учащихся на основе традиционной народной культуры – важной составляющей образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей и молодёжи.

Через вечные темы в творчестве: любви и добра, гармонии и красоты, природы и плодородия земли, веры в будущее, в человеческий разум – программа ставит главную цель – воспитание гражданина, творца.

Гобелен – это особое искусство ковроделия, известное у многих народов. Термин шпалера более древний, рожденный в средневековье, идет от фрески и развивается в традициях монументализма. Тканые шпалеры огромных размеров украшали и одновременно утепляли стены рыцарских замков. Шпалера неизменно ассоциируется со спокойствием, уравновешенностью, гармонией, поэтическим языком и тщательностью ткацкого исполнения. Торжественный строй гобелена – не единственная качественная оценка современного тканого ковра. Он существенно уменьшился в размерах, приспособился к окружающей среде и подчинился ей. Развивается его камерная ветвь – мини-гобелен, испытывая воздействие дизайна, графики, плаката.

Творческий потенциал учащегося кружка, его эстетический взгляд формируется через освоение традиционных форм гобелена, его изобразительной природы. Придерживаясь основополагающих принципов гобеленового искусства: целостности изобразительной плоскости, классического гладкого ткачества, плоскостности решения, утверждается мысль, что традиционный гобелен не стареет. В то же время программа не обходит термин современный гобелен как условное обозначение самых разнообразных текстильных композиций, в которых наряду с ткачеством используются иные техники, включаются всевозможные материалы, нарушая плоскость полотна, возможны даже текстильные коллажи с разнообразием фактур (кусочками сеток, кружков, тканей и т.п.).

         Свобода творческого выбора, различные виды и жанры текстильных произведений учитывают художественные склонности и предпочтения воспитанников. Выход на конечный результат, удовлетворение от проделанной работы создают в итоге для учащегося комфортную ситуацию успеха, радость творческого труда, понимание ценности своей личности.

Цель программы: духовно-нравственное, художественно-эстетическое развитие личности как носителя и хранителя белорусской национальной культуры, выработка у обучающихся художественных умений и навыков в народном декоративно-прикладном искусстве (ткачество).

Реализация программы направлена на решение следующих задач:

- обучение учащихся умению передавать форму предметов, построение и соотношение частей, цвет, композиционную выразительность и приспособленность рисунка к созданию эскиза;

- обучение учащихся практической работе с материалом, приемам основных плетений и соединений;

- формирование личности учащегося посредством развития его индивидуальных и творческих способностей, приобщения к культурным и духовным ценностям.

При составлении программы использован опыт работы учреждений дополнительного образования детей и молодёжи в области декоративно-прикладного творчества Витебского региона, специальная литература.

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения.

1-ый год обучения:

- общее количество часов в год – 144;

- возраст детей – 6-11 лет;

- занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа;

- наполняемость группы 12 человек.

2-ой год обучения:

- общее количество часов в год – 216;

- возраст учащихся – 11-14 лет;

- занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа;

- наполняемость группы 10 человек.

3-ий год обучения:

- общее количество часов в год – 216;

- возраст учащихся – 14-25 лет;

- занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа;

- наполняемость группы 10 человек. 

Трехлетний срок обучения позволяет реализовать поставленные задачи, наиболее полно охватить основные виды и жанры гобеленовой композиции, профессионально постичь технологии плетения гобелена. Поэтапность освоения содержания учебного материала, его творческий характер способствуют поддержанию у учащихся интереса к работе над текстильной композицией и созданию оптимальных условий для реализации творческого потенциала растущей личности в декоративно-прикладном искусстве.

Материально-техническое обеспечение

  1. Деревянные рамы различных прямоугольных форм и размеров (при этом на больших рамах возможно выполнение двух небольших гобеленов) с набитыми мелкими гвоздиками по краям параллельных сторон. Для кругового плетения гвоздики набиваются с четырех сторон рамы. Гвоздики фиксируют натянутые на них нити основы.
  2. Нитки для основы – лён или х/б.
  3. Нитки уточные – шерсть, х/б, лён, синтетика.
  4. Ножницы, иглы, челноки, гребни.
  5. Бумага для эскизов, карандаши, любые водяные краски, кисти, палитры, восковые мелки, широкий скотч.
  6. Кусочки тканей, иные нетрадиционные и природные материалы.
  7. Утюг, гладильная доска.
  8. Наличие методических и наглядных пособий.

Важным условием работы является хорошее естественное или искусственное освещение, наличие выставочного пространства.

Необходимы столы, соответствующие росту воспитанников, позволяющие видеть работу целиком, т.е. на достаточном от глаз расстоянии. Клубки ниток целесообразно выкладывать в неглубокие коробки. Выполнять работу можно как сидя за столом, так и стоя.

При оформлении готовых работ применяются не только ткани и нитки, но и готовые деревянные или пластиковые рамки, подходящие по размеру, цвету, фактуре.

1-ый год обучения

 

Задачи

Обучающие:

– познакомить с понятиями декоративно-прикладное искусство, композиция;

– учить выражать чувства языком декоративной композиции;

– обучить заправлять основу на раму, технологии выполнения основного способа плетения, выполнению гобеленовой композиции по эскизу, соединению границ цветовых участков в технике килим;

– обучить основным приемам рисования и работе с красками;

– познакомить с основами цветоведения;

– формировать умение доводить работу до конца.

Развивающие:

– развивать образное и пространственное мышление;

– прививать любовь к мягкому материалу – ниткам;

– развивать сенсомоторику – согласованность в работе глаз и рук.

Воспитательные:

– учить восприятию красоты окружающего мира;

– воспитывать уважение к старшим, к своей семье, к традициям и культуре своего народа;

– воспитывать любовь к труду и творчеству;

– прививать чувство коллективизма и ответственности.

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

1-го года обучения

 

п/п

Название темы, раздела

 

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие. История возникновения и развития гобелена

2

 

2

1.

Материалы, инструменты, приспособления

1

1

2

2.

Особенности оформления гобелена. Подготовка рамы к работе

1

2

3

3.

Основы изобразительной деятельности

3

27

30

4.

Выполнение рисунков-эскизов

2

15

17

5.

Декоративная композиция. Техника килим

1

11

12

6.

Учебная гобеленовая композиция

1

27

28

7.

Коллективный гобелен

1

23

24

8.

Выставочная деятельность

-

4

4

9.

Выполнение сувенирных работ

1

14

15

10.

Экскурсионная деятельность

-

6

6

 

Итоговое занятие

-

1

1

 

Итого

13

131

144

 

Содержание программы

1-го года обучения

 

Вводное занятие (2 ч.)

Рассказ о народной студии «Бусляня», кружке «Гобелен».Цели и задачи программы  кружка. Правила и охрана труда при работе в кабинете. Меры противопожарной безопасности. Санитарные нормы. Материалы и инструменты, требования к ним.

Беседа «История возникновения и развития гобелена».

  1. 1.  Материалы, инструменты, приспособления (2 ч.)

Различные виды нитей. Знакомство с памяткой при работе с нитками.

Практическая работа.

Сматывание ниток в клубки, сортировка по цвету, укладывание в неглубокие коробки.

  1. 2.  Особенности оформления гобелена. Подготовка рамы к работе (3 ч.)

     Основные требования к раме, к основе. Технология выполнения уравнительной плетенки («косички»). Технология выполнения полотняного плетения – заработки.

Практическая работа.Основные требования к основе, к её натягиванию. Прокладка уравнительной плетенки. Плетение заработки.

  1. 3.  Основы изобразительной деятельности (30 ч.)

Передача плановости пространства (ближе-ниже, дальше-выше). Передача загораживания дальних предметов ближними. Зрительное уменьшение удаленных предметов (линейная и воздушная перспектива). Передача вертикального, горизонтального и наклонного положения предметов.

Работа над выразительностью цветового образа. Цвет и настроение.

Практическая работа.

Рисование по памяти и представлению.

Рисование несложных предметов с натуры.

Выполнение рисунка к праздничным датам.

  1. 4.  Выполнение рисунков-эскизов (17 ч.)

Правила работы с красками и графическим  материалом. Стилизация форми – необходимое условие создания эскиза для гобелена. Знакомство с процессом смешивания цветов на палитре.

Практическая работа.

Выполнение упражнений на смешивание цветов. Выполнение эскиза.

  1. 5.     Декоративная композиция. Техника килим (12 ч.)

Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цвета насыщенные и ненасыщенные. Понятие ритма в декоративной композиции.

Цветовая и тоновая гармония клетчатой композиции. Технологический способ соединения цветовых участков в технике килим.

Практическая работа.

Подбор цветовой гаммы. Выполнение узких и широких полосок полотняным (гладким) переплетением.

Выполнение соединений различных цветовых участков в технике килим Плетение заработки. Прокладка уравнительной плетенки. Снятие гобелена с рамы. Оформление работы совместно с педагогом.

Выполнение учебной работы «Клетчатый коврик».

  1. 6. Учебная гобеленовая композиция (28 ч.)

Знакомство с технологией выполнения гобелена по эскизу: прибавление и убавление объема, выполнение наклонных линий, выполнение округлых форм. Технология соединения цветовых участков. Технологические способы вышивки в гобелене.

Практическая работа.

Натягивание основы. Прокладка уравнительной плетенки. Плетение заработки. Выполнение различных форм, объемов в соответствии с эскизом. Соединение границ цветовых участков. Исправление дефектов. Плетение заработки. Прокладка уравнительной плетенки. Снятие гобелена с рамы.

Выполнение вышивки в гобелене. Оформление готовой работы.

Гобелен на темы: «Зимний калейдоскоп», «Холмистый пейзаж» и др.

  1. 7.  Коллективный гобелен (24 ч.)

Беседа о смысловом композиционном и цветовом единстве коллективного гобелена. Беседа о роли фона в декоративной композиции. Технологические приемы соединения отдельных частей (маленьких гобеленов) в единую гобеленовую композицию.

 

Практическая работа.

Выбор единой идеи, композиции, цветовой гаммы при создании эскизов. Натягивание основы. Прокладка уравнительной плетенки. Плетение заработки.

Выполнение гобеленов по эскизам. Коллективное обсуждение работ.

Плетение заработки. Прокладка уравнительной плетенки. Снятие гобелена с рамы. Соединение гобеленов в единую композицию. Оформление работ.

Гобелен на тему: «Сказочный город», «Сельская улица», «Лесная былина» и др.

8. Выставочная деятельность (4 ч.)

Подготовка  и отбор творческих работ для выставок.Приобретение или изготовление рам, планок. Изготовление других видов оформления: бахрома, кант, помпоны и др. Подготовка элементов крепления для подвешивания работ.

  1. 8.  Выполнение сувенирных работ (15 ч.)

Технология изготовления плетеного браслетика, закладки для книг, тесьмы для волос из четырех нитей, игольницы.

Практическая работа.

Подбор ниток для плетения по цвету, толщине, волокнистому составу. Выполнение плетения (для игольницы: раскрой деталей, сшивание, набивка).

Оформление сувенира.

  1. 9.  Экскурсионная деятельность (6 ч.)

Посещение художественных выставок, музеев. Знакомство учащихся с экспозицией с последующим обменом мнениями.

Итоговое занятие (1 ч.)

Проводится в форме выставки работ учащихся. Анализ работ с детьми, самоанализ. Подведение итогов работы за год.

 

Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

– понятия декоративно-прикладного искусства, композиции;

– основные приемы при работе карандашом, жировыми мелками, фломастерами, гуашевыми красками;

– основные технологические приемы наращивания и убавления объемов, выполнение наклонных линий (при выполнении гобелена по эскизу);

– понятия теплых и холодных, насыщенных и ненасыщенных цветов;

– требования при создании выставочных работ;

– основные виды оформления готовых работ.

уметь:

– выполнять эскизы для будущих изделий;

– образно и пространственно мыслить;

– выполнять заправку основы на раму (совместно с  педагогом);

– подбирать пряжу в соответствии с эскизом;

– выполнять небольшой гобелен основным полотняным (гладким) переплетением;

– соединять цветовые участки в технике килим.

По истечении первого года обучения у учащихся должны быть сформированы следующие качества: интерес к творческому процессу, умение доводить работу до конца, уважение к родной культуре.

 

2-ой год обучения

Задачи

Образовательные:

– обучить художественно-грамотному восприятию декоративного изображения;

– научить решать композиционные задачи, используя основные композиционные средства выражения;

– обучить технологическим навыкам выполнения сумахового и ворсового (узелкового) плетения;

– познакомить с историей возникновения и развития гобелена;

– расширить знания по цветоведению;

– познакомить с основными видами оформления творческих работ.

Развивающие:

– развивать колористическое видение;

– развивать умение чувствовать материал и передавать его свойства.

Воспитательные:

– воспитать человека, уважающего национальные традиции;

– прививать эстетические навыки поведения;

– прививать навыки аккуратности и бережливости;

– воспитывать умение самостоятельно трудиться.

 

Учебно-тематический план

2-го года обучения

 

п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие

1

-

1

1.

Материалы, инструменты, приспособления

1

2

3

2.

Изобразительная деятельность

5

25

 30

3.

Выполнение рисунков-эскизов

1

14

15

4.

Тканая салфетка с просвечивающей основой

1

11

12

5.

Индивидуальная композиция с применением сумахового плетения

1

42

43

6.

Индивидуальная композиция с применением ворсового плетения

1

33

34

7.

Круговая гобеленовая композиция (плоская или объёмная)

1

29

30

8.

Мини-гобелен (портрет)

1

31

32

9.

Выставочная деятельность

1

2

3

10.

Выполнение сувенирных работ

1

5

6

11.

Экскурсионная деятельность

-

6

6

 

Итоговое занятие

-

1

1

 

Итого

15

201

216

 

Содержание программы

2-го года обучения

Вводное занятие (1 ч.)

Программа и задачи кружка на новый учебный год. Организационные вопросы. Техника безопасности при работе с электрическими приборами. Правила противопожарной безопасности.  Санитарные нормы.

  1. 1.  Материалы, инструменты, приспособления (3 ч.)

Материалы, инструменты, приспособления и требования к их использованию. Беседа о видах пряжи и её свойствах.

Практическая работа

Подготовка ниток, готовности рам и инструментов к работе.

  1. 2. Изобразительная деятельность (30 ч.)

Передача сюжетно-смысловых связей в композиции.Знакомство с явлениями света и тени. Взаимосвязь формы и освещения.Изменение цвета ближних и дальних предметов при изображении пространства.

Практическая работа

Тематическое рисование. Выполнение рисунков к конкурсам. Выполнение в цвете несложного натюрморта.

  1. 3. Выполнение рисунков-эскизов (15 ч.)

Понятие композиционного центра. Цветовой контраст и нюанс. Беседа о колорите.

Практическая работа

Выбор идеи, рисунка. Проработка эскиза соответственно теме.

  1. 4. Тканая салфетка с просвечивающей основой (с применением соломки) (12 ч.)

Подбор ниток и технология натягивания просвечивающей основы. Подбор уточных нитей. Технология выполнения бахромы.

Для соломки: технология подготовки соломки для плетения (отпаривание, проутюживание).

Практическая работа

Выбор ниток, характера узора. Натягивание основы. Прокладывание уточных нитей. Выполнение и подстригание бахромы. Применение соломки: вплетение, ритмическое чередование соломенных полос.

5. Индивидуальная композиция с применением сумахового плетения (43 ч.)

Понятие фактуры в гобелене. Технология выполнения сумахового плетения. Технологические способы убавления и прибавления объемов сумаховым плетением.

Беседа о природе родного края, о ее значении в нашей жизни.

Практическая работа

Овладение техникой сумахового плетения. Выполнение природных форм сумаховым плетением.

Выполнение гобелена на тему: «Любимый пейзаж» (по предварительно выполненному эскизу).

  1. 5. Индивидуальная композиция с применением ворсового плетения (34 ч.)

Виды ковровых узлов: гиордес, сенне, рюу. Композиционное равновесие в гобелене с ворсовым плетением. Технология выполнения ворсового (узелкового) плетения.

Практическая работа

Выполнение гобелена по предварительно выполненному эскизу. Передача пространства при помощи ворсового плетения. Подстригание узелков.

  1. 6. Круговая гобеленовая композиция (плоская или объёмная) (30 ч.)

Технология натягивания основы для круговой композиции. Технология выполнения круговой композиции. Способы изготовления каркаса для объемной композиции.

Практическая работа

Натягивание основы для круговой композиции.

Выполнение поддерживающего каркаса для объёмной композиции.

Выполнение гобелена по эскизу круговым плетением. Выполнение центральной части композиции прямым (полотняным или ворсовым) плетением. Соединение двух частей композиции: центральной и выполненной по кругу. Оформление работы. Монтаж изделия.

Примерные темы: «Солнышко», «Маска».

  1. 7.  Мини-гобелен (портрет) (32 ч.)

Жанры живописи. Портрет. Виды портрета. Композиционное и цветовое решение эскиза.

Практическая работа

Выполнение гобелена по эскизу. Фактурное выполнение отдельных частей лица: ресниц, бровей, носа, рта (по желанию). Фактурное выполнение прически или элементов костюма (по желанию).

9. Выставочная деятельность (3 ч.)

Отбор и подготовка творческих работ для выставок.

  1. 10. Выполнение сувенирных работ (6 ч.)

Выбор тематики сувенирных работ (мини-гобелен, мягкая игрушка, тканая салфетка).

Практическая работа

Выполнение сувенирной работы. Оформление сувенира.

  1. 11. Экскурсионная деятельность (6 ч.)

Посещение художественных выставок, музеев.

Итоговое занятие (1 ч.)

Выставка работ учащихся, выполненных за год. Подведение итогов работы.

Ожидаемые результаты

По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:

– о понятиях композиционного центра, композиционного равновесия, колорита, контраста и нюанса, фактуры;

– историю возникновения и развития гобелена;

– технологию выполнения сумахового и ворсового плетения;

уметь:

– выполнять художественно-выразительный эскиз, пользуясь основными композиционными средствами;

– выполнять гобелен по эскизу, используя основные способы плетения;

– применять свойства материала при передаче различных форм и фактур;

– различать оттенки цветов и применять их в своих работах.

По истечении второго года обучения учащиеся приобретают качества личности: уважительное отношение к национальным традициям, аккуратность и бережливость, умение самостоятельно трудиться.

 

3-ий год обучения

Задачи

Образовательные:

– обучить умению обобщать и стилизовать форму, готовить эскиз к выполнению гобелена;

– закрепить навыки владения средствами декоративной композиции и технологии гобеленовых переплетений для передачи творческого замысла;

– обучить технологии соединения цветовых участков в технике палас;

– обучить самостоятельному оформлению готовых работ;

– познакомить с закономерностями создания экспозиции выставки;

– обучить основной терминологии в работе над эскизом и гобеленом.

Развивающие:

– развивать абстрактное воображение;

– развивать общую эрудицию.

Воспитательные:

– приобщать учащихся средствами народной культуры к общечеловеческим ценностям;

– воспитывать стремление к овладению знаниями;

– воспитывать инициативу, желание проявлять творческий поиск.

 

Учебно-тематический план

3-го года обучения

 

п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие. Современный гобелен

1

-

1

1.

Материалы, инструменты, приспособления

-

3

3

2.

Индивидуальная гобеленовая композиция на архитектурную тему

1

43

44

3.

Беспредметная гобеленовая композиция с произвольным выбором плетения

1

34

35

4.

Текстильная кукла с элементами ткачества (плоская или объемная)

1

23

24

5.

Гобелен в дизайнерском оформлении (аксессуары, предметы быта и др.)

1

20

21

6.

Изобразительное творчество

4

26

30

7.

Итоговая гобеленовая композиция с произвольным выбором плетения

-

45

45

8.

Выставочная деятельность

-

6

6

9.

Экскурсионная деятельность

-

6

6

 

Итоговое занятие

-

1

1

 

Итого

 9

207

216

 

Содержание программы

3-го года обучения

 

Вводное занятие (1 ч.)

Обсуждение задач и программы кружка на новый учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о современном гобелене, его видах и месте применения.

1. Материалы, инструменты, приспособления (3 ч.)

Практическая работа

Подготовка рам, ниток, льноволокна, шнура, соломки и других материалов.

  1. 2.  Индивидуальная гобеленовая композиция на архитектурную тему (44 ч.)

Техника гобеленового плетения палас.Технология выполнения различных цветовых участков.

Практическая работа

Создание эскиза. Выполнение по эскизу различных цветовых участков в технике «палас». Применение этой техники в архитектурных формах. Отработка навыка «нестягивания» тканой поверхности.

Примерные темы: «Старый замок», «Мой город».

  1. 3. Беспредметная гобеленовая композиция с произвольным выбором плетения (35 ч.)

Стилизация формы в беспредметной композиции. Повторение ранее изученных видов плетения для дальнейшего применения их в творческой работе.

Практическая работа

Проработка эскиза. Выполнение гобелена с применением нетрадиционных материалов.

Оформление работы: выполнение бахромы, кистей, помпонов, рамы из ниток.

Примерные темы: «Настроение», «Вдохновение».

  1. 4.Текстильная кукла с элементами ткачества (плоская или объёмная) (24 ч.)

Работа над идеей и созданием образа. Выбор материала и техники выполнения работы.

Практическая работа

Проработка эскиза. Раскрой частей изделия, правила раскроя. Сшивание, набивка.

Выполнение тканых частей изделия: юбки, передника, пояса.

Формирование лица и прически. Сборка всех деталей. Оформление готовой куклы.

  1. 5. Гобелен в дизайнерском оформлении (аксессуары, предметы быта и др.) (21 ч.)

Беседа о моде, модных аксессуарах.

Практическая работа

Проработка эскиза. Подбор материалов: ниток, ткани или кожи. Выполнение лекал изделия. Выполнение тканых частей. Сшивание всех деталей изделия. Использование соответствующей фактуры: шнурка, молнии, кнопок.

  1. 6. Изобразительное творчество (30 ч.)

Пластическое единство групп и предметов. Развитие формы в пространстве. Передача перспективно-проекционных отношений в группе предметов. Выразительность цвета и освещения.Особенности цвета в декоративном изображении. Образное значение цвета.

Практическая работа

Решение различных композиционных задач в творческих работах учащихся. Выполнение этюдов натюрморта, головы человека. Выполнение эскизов гобеленов.

7. Итоговая гобеленовая композиция с произвольным выбором плетения (45 ч.)

Произвольный выбор жанра, размера, способа плетения. Самостоятельная работа учащихся с индивидуальными консультациями.

8. Выставочная деятельность (6 ч.)

Беседа по технике безопасности при создании выставочной экспозиции. Расположение выставочной работы по отношению к источнику света, к рядом расположенному экспонату. Создание экспозиции выставки совместно с педагогом.

  1. 8. Экскурсионная деятельность (6 ч.)

Посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Обсуждение и анализ выставочных работ. Экскурсии в музеи.

Итоговое занятие (1 ч.)

Проводится в форме выставки работ учащихся с последующим обсуждением и анализом выставочных работ.

Ожидаемые результаты

По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать:

– принципы стилизации формы;

– основную терминологию в работе над эскизом и гобеленом;

– основные закономерности в создании экспозиции выставки,

уметь:

– творчески выразить свою индивидуальность средствами декоративной композиции;

– используя возможности гобеленовых переплетений, рисовать нитью;

– абстрактно мыслить;

– стилизовать форму, подготавливая эскиз к выполнению гобелена;

– соединять цветовые участки в технике палас, добиваясь нестягивания гобеленового полотна;

– анализировать свою и чужую работу;

– самостоятельно оформлять готовое изделие.

Освоение программы в течение трёх лет будет способствовать формированию у учащихся духовно-нравственных качеств: любви, добра, сопереживания. Приобретённый опыт, знания, навыки помогут адаптироваться в социуме.

Формы и методы реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимо использование разнообразных методов и форм обучения, педагогических технологий и способов организации педагогического взаимодействия, таких как:

  • ситуация успеха;
  • ситуация «здоровой» конкуренции;
  • создание благоприятного морально-психологического климата на занятиях кружка.

Методы обучения, которые используются на занятиях:

объяснительно-иллюстративный:

-   интонационное выделение педагогом логически важных моментов (для более четкого освоения нового материала выделяются, ставятся акценты на основных моментах);

-   более краткое предъявление учащимся готовых знаний для четкого понимания, представления предлагаемого педагогом материала;

-   сопровождение обобщенных выводов педагогом, используя конкретные примеры;

-    демонстрация репродукций, фотоматериалов, готовых работ учащихся, таблиц и наглядных пособий с целью иллюстрирования нового материала;

репродуктивный:

-   организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;

-   наводящие вопросы кружковцам, побуждающие их к творческому подходу, к творческой направленности в изучении нового материала.

Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса играет индивидуализация и дифференциация обучения, основанная на  учете возрастных, физиологических и психологических особенностей учащихся.

Для детей первого года обучения чередование рисования и плетения – необходимое условие успешной работы. Для самых маленьких принцип доступности реализуется в поэтапном выполнении простых эскизов, небольшом размере тканой картины и возможности объединиться в коллективную работу. Для средних и старших групп – это тщательная проработка эскиза, углубленная самостоятельная работа.

Идея гражданственности и патриотизма реализуется в беседах о Родине и в тематическом содержании работ, направленности на близкое, родное: знакомый с детства пейзаж, отцовский дом, образ белоруса-труженика, любимые животные и т.д. Особенно мощное воспитательное воздействие имеет тема пейзажа, раскрывающая красоту родного края и единение человека с природой.

Очень важным этапом работы является создание эскиза, несущего элементы символизма и стилизации. Младшие дети делают это интуитивно, старшим необходимо показывать осознанный путь переработки форм в декоративные образы.

Кроме индивидуальной может иметь место парная деятельность: при выполнении гобелена-диптиха, при выполнении гобелена крупного размера, в ситуации, когда один начинает – второй завершает. Возможна, совместная с педагогом, деятельность при определенной степени сложности отдельного участка работы.

Немаловажны в работе кружка воспитательные мероприятия: совместный труд при подготовке к праздникам (празднование памятных дат, дней рождений), проведение субботников, посещение художественных выставок, изготовление подарков-сувениров, проведение экскурсий, участие в фестивалях, ярмарках.

Наглядные пособия и дидактический материал:

1. Таблицы с цветовым кругом.

2. Сравнительные таблицы цветового контраста и нюанса.

3. Таблица с перечислением основных свойств хроматических цветов.

4. Таблицы-схемы основных переплетений:

      - полотняного;

      - сумахового (в одном направлении, в двух направлениях);

      - виды ковровых узлов: гиордес, сенне, рюу.

5. Схемы соединения границ цветовых участков в технике килим, палас.

6. Таблицы с ассоциативными названиями цветов.

 

Литература для педагога

  1. Анисимов, В.П.Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса / В.П.Анисимов. – Вестник ОГУ, 2003.
  2. Барадулина, В.А. Основы художественного ремесла / В.А.Барадулина. – М., 1979.
  3. Беляев, М.В. Основы композиции / М.В.Беляев. – Минск.: БГПУ им.М.Танка, 2002.
  4. Бородин, А.И. Подготовка основной пряжи к ткачеству / А.И.Бородин, В.А.Бородин. –  М.: Легкая индустрия, 1978.
  5. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В.Беда. – М.: Просвещение, 1989.
  6. Ветрова, И.Б. Неформальная композиция. От образа к творчеству / И.Б.Ветрова. – Ижица, 2004.
  7. Віннікава, М.М. Гарсэт, кабат, шнуроўка / Безрукаўка ў беларускім народным адзенні // Практычны дапаможнік. – Мінск.: Медысонт, 2010.
  8. Воронов, В.А. Энциклопедия прикладного творчества / В.А. Воронов. – М.: ОЛМА-Пресс, 2000.
  9. Даглдиян, К. Декоративная композиция / К. Даглдиян. – Ростов на/Д., 2008.
  10. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И.Зимина. – М: Ладога-100, 2007.
  11. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства / С.К.Кожохина. – М., 2002.
  12. Коршунова, Т.Т. Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура / Т.Т. Коршунова, И.Т. Ясинская. – Ленинград, 1975.
  13. Костелен, А.Л. Учебное рисование / А.Л.Костелен. – М., 2001.
  14. Любимова, Ю.С. Народное декоративно-прикладное искусство в начальных классах / Ю.С.Любимова. – Минск.: Начальная школа, 2005.
  15. Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве / Л.Н.Миронова. – Минск.: 2002.
  16. Молотобарова, О.С. Программа «Культура быта» / О.С.Молотобарова. – М., 1986.
  17. Нагибина, М.И. Чудеса из ткани своими руками: популярное пособие для родителей и педагогов / М.И.Нагибина. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  18. Народныя мастацкія рамёствы Беларусі / уклад. Я.М.Сахута. – 2-е выд. – Мн.: Беларусь, 2001. – 168 с.: іл.
  19. Народная культура Беларуси. – Минск.: Беларуская энцыклапедыя, 2002.
  20. Парашкоў, С.А. Гісторыя культуры Беларусі / С.А.Парашкоў. – Мінск.: Беларуская навука, 2003.
  21. Сахута, Я.М. Беларускае народнае мастацтва / Я.М.Сахута. – Мінск.: Беларусь, 2011.
  22. Селивончик, В.И. Возрождение ремесла: пособие по ручному узорному ткачеству / В.И.Селивончик, М.Н.Винникова. – Минск.: Полымя, 1993.
  23. Сенько, Д.С. Основы композиции и цветоведения / Д.С.Сенько. – Минск.: Беларусь, 2010.
  24. Традыцыйная мастацкая культура беларусаў: Гродзенскае Панёманне. – Мінск., 2006.
  25. Чебан, В. Узоры и орнаменты для мастера: серия «Для дома и заработка»/ В.Чебан. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  26. Шорохов, В.Д. Композиция / В.Д.Шорохов. – Минск., 1987.
  27. Этнаграфія Беларусі / Энцыклапедыя. – Мінск., 2000.

Литература для учащихся

 

  1. Барадулина, В.А. Основы художественного ремесла / В.А.Барадулина. – М., 1979.
  2. Кацар, М.С. Беларускі арнамент. Ткацтва. Вышыўка / М.С.Кацар. – Мінск., 1996.
  3. Сахута, Я.М. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва / Я.М.Сахута. – Мінск.: Беларусь, 1996.
  4. Тризна, Д.С. Белорусские ковры и гобелены / Д.С.Тризна. – Минск., 1989. 
Яндекс.Метрика