Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Кружок «ЖИВОПИСЬ»

НАРОДНАЯ АРТ-СТУДИЯ «ОСТРОВ»

Иванов Алексей Юрьевич, педагог дополнителнього образования

 

Пояснительная записка

Программа направлена на развитие творческого потенциала подростков и студенческой молодёжи. Работа с этой возрастной категорией 14-28 лет представляется актуальной по нескольким причинам. Во-первых, ограниченное количество мест (студий), рассчитанных на эту целевую аудиторию. Во-вторых, учёт особенностей психо-физико-логического развития в данный период жизни. И в-третьих, необходимость формирования комплексного гуманитарного знания, обретение художественного вкуса.

Практически полное отсутствие институций современного искусства (центров, галерей и т.д.), исключение большого числа дисциплин гуманитарного блока, недостаток  информации о современных художественных процессах, проблемы семейного воспитания – создало вакуум в сегодняшнем художественном образовании. А ведь именно модернизация художественного образования влияет на модернизацию общества.

Основа данной программы направлена на «самоактуализацию личности» (термин А. Маслоу), в ней учитываются открытия психологии, сделанные за последние 100 лет (К. Юнг, Ж. Пиаже, Л. Выготский и др.).

Важным является не столько обучение техническим, профессиональным навыкам, сколько формирование зрелого, образованного «потребителя» искусства. А это происходит, на наш взгляд, посредством собственной художественной практики. Но в чём заключается подобная практика, из чего мы исходим в нашей работе?

Сегодня невозможно обучение художественному творчеству без изучения современной визуальной культуры, без всматривания в те процессы и движения, которые произошли в 20 веке и возникают в 21 веке. Художественная практика без учёта созданного в мировой художественной культуре, и в частности современной, обречена быть чисто техническим, ремесленным трудом.

Отдавая приоритетное место современным творческим практикам, мы не отрицаем традиции и классическое искусство, но считаем, что традиции и классика могут быть полноценно доступны сквозь призму актуального искусства. Важно отметить, что стремление к новациям органически заложено в молодом поколении.

Ключевым аспектом в начале работы со студийцами является учёт творческого потенциала, внутренних и внешних особенностей, индивидуального темперамента, побуждающих мотивов.

С этой целью во время первых занятий проводится интервьюирование учащегося, во время которого проясняются его первоначальные предпочтения, мотивы, эстетические вкусы, уровень интеллекта. Некоторые студийцы продолжают заниматься творчеством, перейдя поступательно из детского периода в более зрелый этап. И здесь важно не растерять накопленный предыдущий опыт, активно использовать его на новом этапе.

Поскольку образование целостного художественного видения, пластического мышления является приоритетной задачей в студии, большое внимание уделяется теоретической базе, работе с материалами по современному искусству, посещению выставок, круглых столов, посвященных проблемам культуры. Занятия часто принимают форму открытой дискуссии (практика Open Studio), когда учащийся обосновывает собственную работу, затем каждый студиец может задавать вопросы, прокомментировать, вступить в полемику. Такая практика углубляет мышление, формирует убедительность художественного высказывания, вырабатывает коммуникативные навыки, помогает в поиске новых вариантов реализации идей.

Опыт проведения подобных диалогов, дискуссий показывает значимость размышлений о самом феномене искусства – его возникновении, основах формообразования, концептуальных аспектах визуальной культуры. Знание о современных художественных процессах и явлениях, соотнесённость со своим личным опытом расширяют горизонты возможностей, порывают сугубо локальное, ограниченное восприятие искусства.

Тема каждого занятия должна резонировать с внутренним миром каждого учащегося. Даже постановка натюрморта или задача по формальной композиции обязательно должна быть актуальна, должна сопрягаться с мировоззрением автора. Таким образом, индивидуальный, личностно-ориентированный подход проявляется на каждом этапе педагогической работы.

Обязательным компонентом обучающей программы является постоянное создание каждым студийцем набросков и этюдов окружающей реальности, цель которых заметить и  выявить особенности структуры, характерную выразительность изображаемых объектов.

Также важно стимулировать учащихся к ведению дневниковых записей, текстовых комментариев своих работ. В процессе работы наброски, этюды, проекты, записи становятся материалом, в котором студийцы находят идеи и мотивы для творчества.

Участие студийцев в выставках, конкурсах стимулирует к дальнейшей работе, позволяет взглянуть на свои работы со стороны, услышать критические замечания. Необходимо подчеркнуть, что обучение в студии является синтетической деятельностью, объединяющей художественную практику с интеллектуальной, аналитической работой.

Цель программы:

Образование целостного художественного мышления и видения, развитие индивидуальных творческих способностей средствами изобразительного искусства. Понимание сложного мира современной визуальной культуры посредством собственной творческой практики.

Задачи 1-го года обучения:

Понимание феномена искусства, изменения понятия в процессе эволюции человечества. Краткое изучение истории искусства. Освоение основных понятий современной визуальной культуры.

Задачи 2-го года обучения:

Трансформация объектов действительности в пластический образ. Обоснование собственной творческой стратегии. Создание серии работ. Проект персональной выставки.

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на два года для учащихся с 14 лет и старше.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа (324 часа в год).

Количественный состав учащихся 1-го года обучения – 12 человек, второго года – не менее 8 человек.

Кадровое обеспечение

Педагог должен иметь среднее специальное или высшее художественное образование, владеть навыками работы на офортном станке.

Материально-техническое обеспечение

Учащиеся должны заниматься в специально оборудованном помещении в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, имеющем удобные для работы мольберты, планшеты.

Инструменты и материалы: бумага, ватман, кисти, гуашь, акварель, тушь, темпера, масляные краски, умывальник, мыло, полотенца для рук, посуда, шкафы для хранения материалов, карандаши, ластики, ёмкости для воды.

 

Учебно-тематический план

1-го года обучения

 

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Диалог

(мотивы занятия искусством)

12

27

39

2.

Изучение основных элементов

художественного языка (точка, линия, пятно и т.д.)

18

30

48

3.

Освоение основных геометрических форм. Построение формальной композиции

27

30

57

4.

Масштаб, пропорции. Понятие конструкции в визуальной культуре (архитектура, интерьер)

26

30

56

5.

Понимание контрастных и нюансовых отношений (натюрморт, пейзаж, абстрактная композиция)

18

19

37

6.

Изучение основ цветоведения

18

20

38

7.

Принципы построения пространства.

Виды перспективы (линейная, обратная, перцептивная)

10

18

28

8.

Изучение ритма, циркуляции (этюды динамических объектов, наброски фигуры человека, животных, и т.д.)

6

6

12

9.

Итоговые занятия. Просмотр работ. Дискуссия

5

4

9

 

Итого

140

184

324

 

Содержание программы

1-го года обучения

 

1.

Вводное занятие

– диалог, опрос, консультирование

2.

Изучение основных элементов художественного языка

– теоретические основы, краткие сведения по истории искусства, анализ основных направлений, использование разных методов самовыражения

3.

Освоение основных геометрических форм

–изучение трёхмерного пространства, использование скульптурного материала, объёмной пластики

4.

Масштаб, пропорции. Понятие конструкции

– работа с графическим материалом, создание объёмных и плоских композиций, понятие реди-мейда

5.

Понимание контрастных и нюансовых отношений

– студийная и пленэрная живопись, изучение особенностей работы с натуры

6.

Изучение основ цветоведения

–цвет в истории искусства, разные аспекты восприятия цвета, создание формальной композиции

7.

Принципы построения пространства

– дискуссия, методы создания пространства на плоскости, перцептивная перспектива.

8.

Изучение ритма

– статика и динамика в изобразительном искусстве, взаимодействие с другими видами искусства. Создание серии набросков, этюдов, эскизов

9.

Итоговые занятия. Просмотр работ

– дискуссия, планирование работы во время каникул. Задание на лето

 

Учебно-тематический план

2-го года обучения

 

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Планирование

деятельности на год. Просмотр проектов

6

6

12

2.

Углубленное изучение основных элементов художественного языка (точка, линия, пятно и т.д.)

10

18

28

3.

Углубленное освоение  геометрических форм. Построение формальной композиции

18

19

37

4.

Масштаб, пропорции. Понятие конструкции в визуальной культуре (архитектура, интерьер)

27

30

57

5.

Понимание контрастных и нюансовых отношений (натюрморт, пейзаж, абстрактная композиция)

18

20

38

6.

Изучение основ цветоведения

26

30

56

7.

Принципы построения пространства.

Виды перспективы (линейная, обратная, перцептивная)

18

30

48

8.

Изучение ритма, циркуляции (этюды динамических объектов, наброски фигуры человека, животных и т.д.)

12

27

39

9.

Итоговые занятия. Просмотр работ. Дискуссия

5

4

9

 

Итого

140

184

324

 

Ожидаемые результаты

 

1-ый год обучения.

Учащиеся обретают понимание многообразия визуальной культуры, существования различных художественных стратегий, пластических реализаций; осваивают основные элементы художественного языка.

2-ой год обучения.

Учащиеся углубляют понимание современной визуальной культуры, развивают проектное визуальное мышление, вырабатывают убедительную творческую позицию и необходимые коммуникативные навыки для её выражения.

 

Формы и методы реализации программы

Основной метод обучения: личностно ориентированный.

В работе с учащимися также используются такие методы как диалог, консультирование, дискуссия, диспут, опрос, просмотр и изучение материалов, каталогов, репродукций; посещение выставок, семинаров, круглых столов, посвященных проблемам культуры.

 

 

 

Литература для педагога

 

  1. Аузан, А.А. Архангельский, А.Н. Лунгин, П.С. Найшуль. В.А. Культурные факторы модернизации / А.А. Аузан, А.Н. Архангельский, П.С. Лунгин, В.А. Найшуль. – М., С-Пб: Центр «Стратегия», 2011.
  2. Дилео, Д. Детский рисунок (диагностика и интерпретация) / Д. Дилео. – М., 2007.
  3. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М., 1996.
  4. Иттен, И. Искусство формы / И. Иттен. – М., 2001.
  5. Маслоу, А.Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М., 1999.
  6. Миронова, Л.Н.Цветоведение / Л.Н.Миронова Минск, 1984.
  7. Претте, М.К. Капальдо, А Творчество и выражение / М.К. Претте, А.Капальдо – М., 1981.
  8. Тильберг, М. М. Матюшин об искусстве и зрении / М. Тильберг – М., 2008.
  9. Юнг, К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг. – С-Пб., 1996.
    1. Юнг, К.Г.Конфликты детской души / К.Г. Юнг. – М., 1995.
Яндекс.Метрика