Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Объединение по интересам “Старший хор”, Фалькович О.А.

повышенный уровень изучения образовательной области хоровое искусство

 

Пояснительная записка

На современном этапе актуальным является формирование духовно-нравственной личности средствами музыкального искусства.

Хоровое пение как одно из самых массовых форм музыкального искусства является действенным средством разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них творческих способностей, певческой культуры, формирования духовности, мировоззрения и становления будущей личности.

Образовательная программа “Старший хор” имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие личности обучающегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию.

Содержание программы хорового коллектива в музыкально-исполнительской деятельности является разноплановым, сочетает в себе различные стилистические направления и формы исполнительства. Репертуар состоит из произведений, являющихся лучшими образцами мировой вокально-хоровой культуры, а также хоровых произведений современных авторов.

В программе предусматривается использование современных вокально-хоровых методик, приемов хорового театра и сценического раскрепощения учащихся.

Программа отвечает современным требованиям, предъявляемым к обучению, музыкально-эстетическим запросам учащихся и направлена на популяризацию хорового жанра, способствует профессиональному самоопределению учащихся и повышению интереса к хоровому пению.

Программа рассчитана на 2 года обучения, предназначена для разновозрастного коллектива и осуществляется на 2-х уровнях обучения (базовый и повышенный уровни изучения образовательной области “хоровое искусство”).

Особенностью повышенного уровня изучения образовательной области “хоровое искусство” является углубление содержания базового уровня посредством формирования системы основных специфических знаний и навыков хорового искусства, получения основ теоретической и практической музыкальной грамотности, хорового сольфеджио, постановки голоса, а также использования в образовательном процессе музыкального материала повышенного уровня сложности: классические четырехголосные произведения, элементы полифонии, полиритмии.

Цель программы – создание благоприятных условий для творческого развития учащихся  посредством приобщения их к вокально-хоровому искусству.

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать мотивацию учащихся к вокально-хоровой деятельности;
  • Способствовать формированию у учащихся культурно-духовных ценностей посредством хорового искусства;
  • Раскрывать творческие музыкальные способности каждого обучающегося.

 

Обучающие:

  • Знакомить учащихся с музыкально-теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств вокально-хорового искусства;
  • Формировать чувственно-эмоциональную сферу учащихся и художественный вкус, а также практические умения и навыки работы в хоровой деятельности;
  • Формировать прочную музыкально-исполнительскую базу.

Воспитывающие:

  • Воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность;
  • Приобщать к духовно-нравственным и культурным традициям белорусского народа, национальной вокально-хоровой культуре;
  • Способствовать утверждению эстетических вкусов и взглядов учащихся, вырабатыванию основы их художественного мировоззрения;
  • Формировать навыки здорового образа жизни, умения коммуникативного общения в коллективе и преодоления психологических барьеров.

Образовательный процесс по реализации программы осуществляется в старших группах образцового вокально-хорового коллектива ”Двина“.

Учебные группы формируются с учётом возраста и музыкальных данных обучающихся:

  • группа с базовым уровнем изучения образовательной области “хоровое искусство” (от 13 до 15 лет) – 2 раза в неделю по 2 часа;
  • группа с повышенным уровнем изучения образовательной области “хоровое искусство” (от 16 до 18 лет) – 2 раза в неделю по 2 часа;
  • сводный хор – 1 занятие в неделю по 2 часа.

При освоении содержания программы вокально-хоровой дисциплины с повышенным уровнем изучения образовательной области в учреждении дополнительного образования учащиеся проходят текущую (контрольный урок, зачёт) и итоговую аттестацию (творческий отчёт).

 

Учебно-тематический план базового уровня обучения

Задачи:

  • закрепить вокально-певческие навыки: певческую установку, чистоту интонирования, певческое дыхание, певческую дикцию и артикуляцию, навыки чтения четырехголосия;
  • развить музыкальные способности;
  • освоить основы элементарной музыкальной грамоты и чтения хоровой партитуры.

 

№ п/п

Содержание работы

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

 

2.

Вокально-хоровая работа

 

 

 

2.1

Пение произведений:

 

 

 

2.1.1

духовная музыка

15

5

10

2.1.2

классическая музыка

35

5

30

2.1.3

популярная музыка

30

5

25

 

а) музыка современных композиторов

20

4

16

 

б) вокально-хоровые обработки народных песен

20

4

16

2.2

Пение учебно-тренировочного материала

 

 

 

2.2.1

артикуляционная гимнастика и дикция

10

2

8

2.2.2

дыхательная гимнастика

10

2

8

2.2.3

вокально-хоровые упражнения

35

5

30

3.

Музыкальная грамота

20

4

16

4.

Восприятие музыки

20

4

16

5.

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

17

-

17

6.

Итоговое занятие

2

 

2

ИТОГО

235

41

194

 

Содержание программы

1. Вводное занятие

Обучение правилам безопасного поведения на занятиях в объединении по интересам, учреждении дополнительного образования. Ознакомление с нормами санитарного режима, певческого режима, охраны голоса.

 

2. Вокально-хоровая работа

2.2. Пение произведений

Духовная музыка. Изучение духовных текстов (православная и католическая духовная музыка). Знакомство с интерпретацией духовных произведений в концертном исполнении. Разучивание и исполнение духовных музыкальных произведений.

Классическая музыка. Знакомство с понятием “Вокально-хоровая классическая музыка”. Изучение и исполнение лучших образцов вокально-хоровых произведений русской и зарубежной классики.

Популярная хоровая музыка. Знакомство с современными стилями вокально-хорового направления. Исполнение произведений популярной хоровой музыки на иностранном языке (английском, французском, латинском, латышском) с учетом особенностей произношения.

Вокально-хоровые произведения современных композиторов. Знакомство и изучение вокально-хорового материала современных композиторов. Знакомство с лучшими образцами вокально-хоровой музыки современной кинематографии.

Вокально-хоровые обработки народных песен (академическое исполнение). Знакомство и изучение белорусской народной музыки. Изучение обработок белорусских народных песен.

Особенности академического исполнения народных песен.

 

2.2. Пение учебно-тренировочного материала

Артикуляционная гимнастика и дикция. Гимнастика для развития лицевых и окологубных мышц. Упражнения на расслабление мышц лица.

Дыхательная гимнастика. Продолжение работы над дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой в сочетании с вокальными упражнениями.

Вокально-хоровые упражнения:

  • Упражнения на развитие певческого диапазона.
  • Упражнения на сглаживание регистров.
  • Знакомство и внедрение фонопедического метода развития голоса по В.В. Емельянову.

 

3. Музыкальная грамота

Понятие о средствах музыкальной выразительности: мелодия, лад, гармония, темп, ритм, динамика, регистры, тембр. Чтение хоровой партитуры. Понятие о формах, жанрах и размерах музыкальных произведений. Понятие о типах певческого голоса.

 

4. Восприятие музыки

Знакомство и изучение лучших образцов вокально-хоровой музыки разных жанров, стилей и направлений. Посещение концертов, музыкальных спектаклей, музыкальных фестивалей.

 

5. Мероприятия воспитательно-познавательного характера

Творческие встречи с вокально-хоровыми коллективами музыкальных школ, школ искусств, музыкального колледжа. Выступления на различных концертных площадках города.

 

6. Итоговое занятие

Отчетный концерт образцового вокально-хорового коллектива “Двина”.

 

Ожидаемые результаты

По итогам учебного года обучающиеся должны уметь:

  • ориентироваться в хоровой партитуре;
  • владеть вокально-певческими навыками: певческой установкой; интонированием, певческим дыханием, певческой дикцией и артикуляцией;
  • владеть фонопедическим методом развития голоса по
    В.В. Емельянову;
  • владеть навыком четырехголосного пения с элементами полифонии;
  • иметь сформированные представления о средствах музыкальной выразительности.

 


 

Учебно-тематический план повышенного уровня обучения

Задачи:

  • совершенствовать вокально-певческие навыки: певческую установку, чистоту интонирования, певческое дыхание, певческую дикцию и артикуляцию, навыки чтения четырехголосия;
  • продолжать работу над расширением певческого диапазона и сглаживанием регистров;
  • развивать умение анализировать хоровое произведение;
  • формировать знания о средствах художественной выразительности в хоровом искусстве;
  • формировать мотивацию на дальнейшее профессиональное самоопределение.

 

№ п/п

Содержание работы

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

 

2.

Вокально-хоровая работа

 

 

 

2.1

Пение произведений

 

 

 

2.1.1

духовная музыка

10

2

8

2.1.2

классическая музыка

30

5

25

2.1.3

популярная музыка

30

5

25

 

а) музыка современных композиторов

20

4

16

 

б) обработки народных песен

20

4

16

2.2

Пение учебно-тренировочного материала

 

 

 

2.2.1

артикуляционная гимнастика и дикция

10

2

8

2.2.2

дыхательная гимнастика

10

2

8

2.2.3

вокально-хоровые упражнения

30

2

28

2.2.4

хоровое сольфеджио

20

4

16

3.

Музыкальная грамота, хоровая партитура

20

4

16

4.

Работа над созданием художественного образа

14

2

12

5.

Восприятие музыки

7

3

4

6.

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

10

 

10

7.

Итоговое занятие

2

 

2

ИТОГО

234

40

194

Содержание программы

1. Вводное занятие

Обучение правилам безопасного поведения на занятиях в объединении по интересам, учреждении дополнительного образования. Ознакомление с нормами санитарного режима, певческого режима, охраны голоса.


2. Вокально-хоровая работа

2.1. Пение произведений

Духовная музыка. Продолжение изучения и исполнение православной и католической духовной музыки. Исполнение полифонических хоровых произведений. Исполнение отдельных частей православной литургии (а capella).

Классическая музыка. Исполнение произведений русской и зарубежной классической хоровой музыки повышенной сложности (исполнение полифонии, оперные хоровые сцены, произведений сложных музыкальных форм).

Популярная хоровая музыка

Музыка современных композиторов. Продолжение изучения и исполнение современной хоровой музыки с использованием сценических движений, фонограмм.

Вокально-хоровые обработки народных песен (академическое исполнение). Продолжение изучения лучших образцов вокально-хоровых обработок народных песен.

 

2.2. Пение учебно-тренировочного материала

Артикуляционная гимнастика и дикция. Гимнастика для развития лицевых и окологубных мышц. Упражнения на расслабление мышц лица.

Дыхательная гимнастика. Продолжение работы над дыхательной гимнастикой А. Н. Стрельниковой в сочетании с вокальными упражнениями.

Вокально-хоровые упражнения. Продолжение развития певческих навыков. Продолжение изучения фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова.

Хоровое сольфеджио. Интонирование мажорных и минорных ладов в различных метро-ритмических рисунках; интонирование интервалов в ладу (секунда, терция, кварта, квинта, секста); исполнение интервалов и аккордов в 2-х и 3-х-голосии (работа по партиям).

Формирование культуры исполнительского мастерства. Продолжение развития певческого диапазона и вокальной техники. Продолжение развития навыков многоголосного пения, и хоровой полифонии.

 

3. Музыкальная грамота, хоровая партитура

Понятие о формах, жанрах и размерах музыкальных произведений. Трехчастная форма построения музыки. Форма рондо. Форма вариации. Полифония. Продолжение работы над чтением хоровой партитуры.

 

4. Создание художественного образа

Знакомство со средствами художественной выразительности хороведения (нюансировка, фразировка, агогика, динамические оттенки, метод контрастного сопоставления).

 

5. Восприятие музыки

Продолжение знакомства с лучшими образцами вокально-хоровой музыки разных жанров, стилей и направлений. Посещение филармонических концертов, музыкальных спектаклей.

 

6. Концертная деятельность

Отчётные концерты, выступления на городских и областных концертных площадках, подготовка и участие в областных, республиканских и международных фестивалях конкурсах. Сольные концерты.

 

7. Итоговое занятие

Отчетный концерт вокально-хорового коллектива “Двина”.

 

Ожидаемые результаты

По окончанию повышенного уровня обучения учащиеся должны:

  • владеть вокально-певческими навыками;
  • уметь анализировать хоровое произведение;
  • обладать представлениями о средствах художественной выразительности в хоровом искусстве;
  • иметь мотивацию на дальнейшее профессиональное самоопределение.

 

Формы и методы реализации программы

Реализация типовой программы вокально-хорового коллектива с базовым и повышенным уровнем образовательных дисциплин требуют подбора различных форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, для удовлетворения их образовательных потребностей и интересов, раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося.

Основная из форм педагогического взаимодействия, посредством которой реализуется типовая программа – групповая.

Формы занятий: традиционное занятие-урок, репетиция, концерт, открытое занятие и другие.

Методы и приемы организации образовательного процесса: словесный (изложение теоретического материала, анализ музыкального текста), наглядный (показ, исполнение, демонстрация); практический (упражнения, творческий показ, репетиция, тренаж и другие).

Формы подведения итогов образовательного процесса: текущие (контрольный урок, зачёт) и итоговая аттестация (творческий отчёт).

Методы контроля: наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности учащихся, диагностика, самоанализ.

 

Литература и информационный ресурс

  1. Афанасьева-Шешукова, Л.А. Малыши поют классику. Для детского хора в сопровождении фортепиано и без сопровождения. Выпуск 2. Русская музыка / Л.А. Афанасьева-Шешукова. – СПб.: Композитор, 1998.
  2. Григорян, А.А. Репертуар детского хорового коллектива. /
    А.А. Григорян. – М.: Музыка, 1990. – 48с.
  3. Дуганова, Л.П. Поёт детская хоровая студия “Веснянка”, песни для детей младшего, среднего и старшего возраста. /Л.П. Дуганова,
    Л.В. Алдахова. – М.: Владос, 2002.
  4. Краснощёков, В.И. Вопросы хороведения / В.И. Краснощёков. – М., Музыка, 1969. – 299с.
  5. Марисова, И.Б. Хоровой класс. / И.Б. Марисова. – М.: Музыка, 1985.
  6. Славкин, М.И. Поёт детский хор “Преображение”, репертуар для хорового коллектива старшего возраста. / М.И. Славкин. – М.: Владос, 2001.
  7. Советские композиторы для детского хора. Выпуск. 1. Хоровые произведения в сопровождении и без сопровождения. – М.: Музыка, 1986.
  8. Струве, Г.А. Хоровое сольфеджио. / Г.А. Струве. – М.: Советская Россия, 1979.
  9. Стулова, Г.П. Хоровой класс: Теория и практика вокальной работы в детском хоре / Г.П. Стулова. – М.: Музыка, 1988.
  10. Хоровой репертуар. Выпуск 1. Для детских и юношеских хоров. – М.: И.Ч.П. “Престо”, 1993.
  11. Шамина, Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. / Л.В. Шамина. – М.: Музыка, 1988.

 

 

Яндекс.Метрика