Ошибка :

Показать отладочную информацию

Программа «Азбука безопасности»
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Программа «Азбука безопасности»

 

Пояснительная записка

Программа кружка предусматривает обучение детей 6-летнего  возраста и старше основам безопасности жизнедеятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря.

Воспитание культуры безопасного поведения предполагает овладение навыками по предупреждению и преодолению опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях.

Система занятий, сюжетно-ролевых игр и развлечений раскрывает содержание работы (программы), обеспечивающей безопасную жизнедеятельность и развитие детей.

Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у детей, необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности. Не менее важно психологически подготовить ребенка к появлению в его жизни ситуации, которая позволит ему в нужный момент сконцентрироваться, увидеть правильные способы действий, принять правильное решение, попробовать совершить их самому. Ролевые игры, разрешение проблемных ситуаций, спортивные мероприятия помогут закрепить и обобщить изученный материал.

Программа акцентирует внимание педагога на:

- формирование у детей позиции уважения к себе и чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью и потребности в безопасном и здоровом образе жизни;

- формирование знаний об общепринятых нормах поведения;

- овладение умениями и навыками правильного поведения, направленными на ликвидацию и профилактику опасных ситуаций.

Цель программы:

- формирование культуры безопасного поведения у детей в окружающей среде.

Задачи:

- создать условия для формирования у детей следующих умений: предвидение опасных последствий сложившейся ситуации; психологическая готовность к действиям; адекватное реагирование на ситуацию;

- содействовать овладению деятельностью по сохранению своей жизни и здоровья, а также жизни другого на уровне самостоятельности;

- психологически подготовить детей к вероятности возникновения различного рода опасных ситуаций.

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на обучение детей от 6 лет и старше в условиях детских оздоровительных лагерей.

Образовательный процесс рассчитан на 9 часов.

Занятия проводятся 3 раза в неделю, по 1 часу.

Норма наполняемости одной группы – 12-15 человек.

Ресурсное обеспечение программы

Для занятий необходимо просторное, оборудованное помещение, которое coотвeтcтвуeт caнитapно-гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и техники безопаcнoсти.

Кадровое обеспечение

Занятия могут проводить педагоги совместно с педагогом-психологом.

Материалы и оборудование

Предметно-развивающая среда включает:

- уголок безопасности;

- дидактические игры;

- настольно-печатные игры;

- иллюстрированный материал;

- познавательную литературу.

Формы и методы работы

Оптимальными формами реализации программы являются:

- игра;

- тренинг;

- соревнования.

В работе следует использовать такие методы как:

- убеждение;

- побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;

- эвристических и поисковых ситуаций.

Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Безопасность в природе»

1.Вводное занятие

1

1

-

2.Проигрование проблемных ситуаций

2

-

2

Раздел «Безопасность на воде»

1. Вводное занятие

1

1

-

2. Проигрывание проблемных ситуаций

1

-

1

3. Игровая программа

1

-

1

Раздел «Безопасность при пожаре»

1.Вводное занятие

1

1

-

2.Занятие с элементами тренинга

1

-

1

3.Спортивно-игровая программа

1

-

1

Всего

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

I. Раздел «Безопасность в природе»

1. Вводное занятие (1 ч.)

Беседа «Безопасность в природе». Познакомить с полезными и ядовитыми растениями, съедобными и ядовитыми грибами; насекомыми и птицами. Закрепить правила поведения в природе.

2. Проигрывание проблемных ситуаций (2 ч.)

- «Осторожно, я кусаюсь!» (1ч.)

Создание проблемной ситуации. Способствовать формированию представлений детей о поведении при взаимодействии с пчелами, осами. Оказание первой помощи при укусах насекомых.

- «Первая помощь при отравлениях» (1ч.)

Создание проблемной ситуации. Оказание первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями, грибами, ягодами.

II. Раздел «Безопасность в воде»

1. Вводное занятие (1 ч.)

Просмотр и анализ видеоматериалов «Безопасность на воде» (1 ч.).

Обсуждение просмотренного материала. Привитие культуры безопасного поведения на берегу, в воде, в бассейне.

2. Проигрывание проблемных ситуаций (1 ч.)

 «Средства спасения на воде»

Создание проблемной ситуации на воде, в бассейне; условий для самостоятельной деятельности детей в неожиданных ситуациях.

3. Игровая программа «По морю на теплоходе» (1 ч.)

Закрепить с детьми знание правил и мер безопасного поведения на воде; знания о способах оказания помощи утопающему; воспитывать умение вести себя правильно в чрезвычайной ситуации.

III. Раздел «Безопасность при пожаре»

1.Вводное занятие (1 ч.)

Просмотр и анализ видеоматериалов «Безопасность при пожаре» (1ч.).

Обсуждение просмотренного материала.

2.Занятие с элементами тренинга «Не бойся огня» (1 ч.).

Обучение детей через проигрывание сложных ситуаций разнообразным способом выхода из них. Корректировать тревожность как выраженное беспокойство в ожидании каких либо опасных событий.

Упражнять в активизации процесса принятия решений. Создание условий для уменьшения интенсивности страхов, снятия стрессов через проигрывание с ребенком опасных ситуаций.

3.Спортивно-игровая программа «Пожарные, на помощь!» (1 ч.)

Сформировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. Воспитание быстроты, ловкости при помощи подвижных игр.

Познакомить со свойствами и качествами предметов, степени их воспламеняемости.

Литература

  1. Коломец, Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет / Н.В. Коломец. – Волгоград: Учитель, 2011. – 168 с.
  2. Голицына, Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы / Н.С. Голицына. – «Скрипторий 2003», 2010. – 112 с.