Ошибка :

Показать отладочную информацию

Программа «Театр кукол»
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Программа «Театр кукол»

Пояснительная записка

Театр для ребёнка – это праздник, яркие незабываемые впечатления. Театр оказывает существенное воспитательное и обучающее влияние на маленького зрителя, на начинающего свой путь юного артиста.

Театр кукол является наиболее подходящим видом театральной деятельности, где ребёнок может естественно и гармонично развиваться. Кукольный театр удовлетворяет желание ребёнка познавать мир, отражает его в образах-символах. Для учащихся игра и театр существует не рядом, а одно в другом: театр организуется как игра, а в игре всегда есть театральное начало. Ребёнок получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики).

В данной программе учащиеся обучаются основам мастерства актёра театра кукол: навыкам кукловождения, технологии создания театральных кукол, основам сценической речи.

Цель программы: создание условий для творческого развития личности ребёнка путём приобщения к театральному творчеству через игровую деятельность в условиях оздоровительного лагеря.

Задачи:

Образовательные:

ü обучать вербальным и невербальным видам общения;

ü знакомить с историей театра кукол и видами кукольного театра, разными системами театральных кукол;

ü осваивать основные этапы работы по созданию простейших театральных кукол;

ü осваивать основные этапы работы над спектаклем, этюдом, номером и ролью.

Развивающие:

ü развивать коммуникативные качества личности ребёнка, индивидуальность и творческую самостоятельность;

ü развивать внимание, воображение и фантазию, образное и логическое мышление, память.

Воспитательные:

ü формировать потребность в творческом подходе к применению полученных знаний и умений в жизни;

ü воспитывать любовь к своей стране, её культуре и традициям;

ü воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение.

 

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана для обучения детей 6 – 10 лет в условиях детского оздоровительного лагеря. Образовательный процесс рассчитан на 12 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Норма наполняемости одной группы 12-15 человек. Занятия должны проводиться с учётом правил противопожарной безопасности, с соблюдением санитарно-гигиенических норм, при хорошем освещении.

Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий необходима следующая материально-техническая база:

  • Ø помещение со сценой и зрительным залом;
  • Ø наличие театральных кукол, специально разработанных и созданных для работы с учащимися;
  • Ø костюмы, декорации и ширмы;
  • Ø СD-проигрыватель, аудиозаписи и музыкальные диски;
  • Ø комплекты наглядных, дидактических, видео- и аудиопособий;
  • Ø материалы: бумага, ткань, мех, картон, клей, краски, кисточки и т.д.

 

Учебно-тематический план

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

 

1

2

Основы кукловождения

 

2

2

4

Основы актёрского мастерства

 

1

1

5

Основы сценического движения

 

1

1

6

Основы сценической речи

 

1

1

7

Создание простейших форм театральных кукол

 

2

2

8

Постановочная работа

-

4

4

 

ИТОГО

12 часов

 

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие (1ч)

Знакомство с учащимися. Установка правил общения в группе. Выявление уровня развития творческих способностей путём игрового тренинга. Беседа по правилам безопасного поведения на занятиях. Знакомство с правилами театрального этикета. Знакомство с историей театра кукол.

Тема 3. Основы кукловождения (2ч)

Развитие мелкой и общей моторики рук. Формирование навыков управления куклами настольного театра (театр конусной куклы, театр бумажной куклы, театр кукол-топотунчиков, театр мягкой игрушки, театр вязаной игрушки и другие) и театра картинок (фланелёграф). Этюды с куклами.

Тема 4. Основы актёрского мастерства (1ч)

Упражнения на развитие творческого воображения и фантазии, сценической веры и внимания, памяти и мышления. Формирование умений передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Формирование способности перевоплощаться. Этюдный тренаж.

Тема 5. Основы сценического движения (1ч)

Снятие мышечного напряжения, зажима. Формирование эмоционального отклика и желания двигаться под музыку. Развитие музыкально-ритмического восприятия. Речедвигательная координация.

Тема 6. Основы сценической речи (1ч)

Артикуляционная гимнастика. Выработка правильного дыхания. Развитие интонационной выразительности, силы голоса и полётности. Дикционные упражнения для развития правильной речи.

Тема 7. Создание простейших форм театральных кукол (2ч)

Знакомство со способами изготовления кукол настольного театра. Работа над эскизами кукол – рисунок. Изготовление бумажных кукол для настольного театра.

Тема 8. Постановочная работа (4ч)

Закрепление устойчивого интереса к сочинению коротких сказок, историй. Игры-драматизации. Импровизации по сказкам, детским стихам. Поиск выразительных средств в создании образов. Показ спектакля зрителю.

Прогнозируемый результат

В результате освоения программы учащиеся должны знать:

  • основные правила управления настольными театральными куклами;

 должны уметь:

  • изготавливать простейшие формы настольных театральных кукол под контролем педагога и уметь ими управлять;
  • работать с партнёром.

 

Методические условия реализации программы

На занятиях можно использовать такие формы как просмотр миниспектаклей и последующее обсуждение, беседы, игры-драматизации, игры-разминки, коррекционно-развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, тренинг, театральные этюды, репетиции, показ спектакля.

На первых занятиях педагог проводит игры, постепенно вовлекая в них учащихся. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу. На занятиях следует использовать музыкальное сопровождение.

Для проведения занятий следует учитывать:

ü  разнообразие тематики и методов работы;

ü регулярное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса;

ü максимальную активность учащихся на всех этапах подготовки и проведения занятия;

ü сотрудничество учащихся друг с другом.

Все игры и упражнения на занятии необходимо подбирать таким образом, чтобы удачно сочетать движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях, и в соответствии с возрастом учащихся.

Занятия в основном строятся по следующей схеме:

ü введение в тему, создание эмоционального настроения;

ü театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребёнок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал;

ü эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности;

ü рефлексия.

Во время занятий необходимо:

  • внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
  • если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем.

 

Методические рекомендации при постановке кукольного спектакля

Упражнения с куклами различных систем, работа над этюдами, развитие сценической речи являются подготовительным этапом к постановке спектакля. Работа над ним начинается с чтения и обсуждения текста:

  • Педагог кратко, но достаточно убедительно должен дать художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.д.) и вновь выразительно прочитать произведение, привлекая учащихся к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
  • Необходимо проанализировать события, которые описаны в произведении. Сформировать у учащихся интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.
  • После распределения и принятия ролей побудить учащихся к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением произведения педагогом с участием учащихся.
  • Подвести учащихся к тому, что каждый образ, в котором предстоит действовать, должен быть неповторим. По мере необходимости педагог предоставляет в распоряжение учащихся материалы для художественного воплощения сценического образа, поиска выразительных средств.
  • В кукольном спектакле, который является «чудом оживления неживой материи», всё одушевляется: деревья, цветы, облака, огонь, вода… Роль бабочки, у которой в пьесе и текста-то нет, может стать центральной, если бабочка много и выразительно действует, помогая героям. В кукольном представлении нет главных и второстепенных ролей – это коллективное действие с куклами. Этому и надо учить ребят.
  • Большое количество текста – это беда для кукольного спектакля, да и разучить его в условиях детского коллектива тяжело. А вот играть с куклой – неважно, заяц это или ёлка, – каждый сможет, особенно если этого зайца или ёлку создал сам. А если по ходу пьесы нужен текст, лучше отдать его читать какой-нибудь девочке или мальчику, у которых это хорошо получается, а остальные пусть водят кукол, этот текст иллюстрируя. Подобный способ озвучивания кукольных спектаклей часто использовался и используется ныне в традиционных национальных кукольных театрах.
  • Главное – организовать движение на ширме. Не должно быть ничего застывшего: декорации сменяют друг друга, как живые. Вырастают цветочки, проплывает по небу солнышко – яркое, нарисованное детской рукой, а потому живое, запоминающееся. Куклы, особенно если они говорят, не должны быть статичны. Если говорит одна кукла, другие на ширме или на сцене должны делать минимум движений.
  • Для того чтобы избежать распространённых ошибок кукловождения, следует отработать с учащимися основные правила управления куклой.

 

Литература

  1. Анянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Анянский. – Ленинград: Детская литература, 1986.
  2. Альхимович, С.Л. Театр Петрушки в гостях у малышей / С.Л. Альхимович. –Мн.,1969.
  3. Барышаў, С.Г. Беларускі нацыянальны тэатр “Батлейка” / С.Г. Барышаў, Н.В. Саннікаў. – Мн., 1978.
  4. Бузук,  Р.Л. Традыцыйная “ Батлейка” і сучасны глядач / Р.Л. Бузук. // Музычнае і тэатральнае мастацтва: Праблемы выхавання.– 2003.–№1.
  5. Ершов, П.М. Режиссура как практическая психология / П.М. Ершов. - Москва: Искусство, 1972.
  6. Монарди, Е.И. Дикция и орфоэпия / Е.И. Монарди. — Москва: Просвещение, 1967.
  7. Немеровский, А.Б. Пластическая выразительность актёра / А.Б. Немеровский. — Москва: Искусство, 1976.
  8. Тэатр лялек. – Мінск: Полымя, 1998.
  9. Караманенко, Т.М. Кукольный театр доучащихся / Т.М. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. — М. : Просвещение, 1982.
  10. Караманенко, Н.В. Кукольный театр в детском саду/ Н.В. Караманенко.–Мн.,1987
  11. Сиверцева, Л.А. Школьный театр кукол / Л.А. Сиверцева. — Минск: Народная асвета, 1988.
  12. Смирнов, Н.И. Театр Сергея Образцова / Н.И. Смирнов. — М.: Искусство, 1971.
  13. Энциклопедический словарь юного зрителя. — М.: Педагогика, 1989