Ошибка :

Показать отладочную информацию

Программа «Театр миниатюр»
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Программа «Театр миниатюр»

Пояснительная записка

Театр – одно из наиболее ярких, эмоционально насыщенных форм эстетического восприятия реальности. Занятие детей театральным творчеством – не только удовольствие, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями. Это труд  радостный, но и упорный, направленный на достижение определенного результата, требующий пытливости, инициативы, умения преодолевать трудности, критически относится к результату деятельности. Театральные занятия воспитывают общественную активность, стремление и потребность в творческой отдаче полученных знаний и умений. Они развивают наблюдательность, фантазию, учат образному восприятию окружающего мира.

Для того, чтобы актуализировать творческий потенциал ребёнка, необходимо создать творческую атмосферу на занятиях, показать ребёнку его возможности, раскрыть перед ним специфику художественной деятельности.

Данная программа рекомендована для занятий с детьми в условиях оздоровительного лагеря. Отличительной особенностью программы является её гибкость, демократичность в применении, преобладание воспитания над обучением, выбора над догмой. Теория осваивается через практическую деятельность.

Все то, что приобретается на практике, применяется на конкретном драматургическом материале. Особое внимание уделяется развитию навыков работы над ролью, над действенным анализом роли, общению с партнером, т.е. использованию полученных учебных навыков на практике.

Цель: создание условий для формирования разносторонне развитой, активной и творческой личности средствами театрального искусства в условиях оздоровительного лагеря.

Задачи:

  • содействовать раскрытию и развитию творческих способностей детей;
  • активизировать познавательный интерес детей к театральному искусству;
  •  формировать культуру поведения, воспитывать трудолюбие, ответственность, коллективизм.

 

Организационные условия реализации программы

При организации театрального кружка в оздоровительном лагере следует в первую очередь привлекать тех ребят, которые уже занимаются в театральных коллективах. Именно они могут быть не только исполнителями, но и активными помощниками руководителя во всей работе. Однако не следует ограничиваться только таким контингентом ребят, нужно принимать всех желающих. Это даёт возможность распределить обязанности: кто хорошо рисует – делает эскизы декораций и костюмов; у кого умелые руки – создаёт по этим эскизам необходимые детали оформления; кто умеет шить – займётся костюмами; музыканты подберут и разучат музыкальные произведения.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 17 лет. Возрастной состав должен быть определён конкретным материалом, взятым для программы спектакля или композиции. Возможен смешанный состав участников, т.к. в пьесах, инсценировках нужны исполнители и младшего, и старшего возраста.

Программа рассчитана на 18 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Норма наполняемости одной группы – 12-15 человек.

Занятия необходимо проводить в просторном, хорошо проветриваемом помещении, которое должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и правилам противопожарной безопасности.

Материально-техническое обеспечение

Для занятий необходим просторный зал со сценой и местами для зрителей, хореографический класс, театральное освещение, аппаратура для записи и воспроизведения музыки, DVD-проигрыватель, теле­визор, кубы, ширмы, стулья, одежда сцены, ковровое покрытие для сцены, кос­тюмерная, рабочий реквизит, сменная одежда и обувь.

 

Учебно-тематический план

№№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

  1.  

Вводно-ознакомительное занятие. Тренинг обще­ния

2

1

1

  1.  

Театральные игры

3

3

  1.  

Основы сценической речи

2

1

1

  1.  

Работа над малыми театральными формами

6

1

5

  1.  

Работа над спектаклем (концертом)

4

 

4

  1.  

Итоговое выступление

1

1

 

Итого

18

3

15

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводно-ознакомительное занятие. Тренинг общения

Знакомство с детьми в игровой форме. Установление доверительных отношений с педагогом. Упражнения на развитие умения общаться. Знакомство детей с театральной терминологией, основными видами театрального искусства, с культурой поведения на сцене.

2. Театральные игры

Игры и упражнения, направленные на двигательное раскрепощение («Насос и мяч», «Белые медведи»), на развитие языка жестов, мимики, пантомимы («Через стекло», «Котята»), на осознание своих эмоций («Волшебный мешок», «Музыка и эмоции»), на развитие навыков совместной деятельности («Поводырь», «Зоопарк», «Страна Х»).

4. Основы сценической речи

Развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Обучение правильной артикуляции, чёткой дикции, разнообразным интонациям, логике речи. Дыхательная система. Процесс дыхания. Типы дыхания. Совершенствование голосовых данных. Скороговорки. Пословицы. Приёмы самомассажа.

6. Работа над малыми театральными формами

Работа с литературным материалом: читка и разбор ролевых стихотворе­ний и сказок. Творческая деятельность в этюдной форме. Импровизационные драматизации на темы знакомых сказок, басен, рассказов.

7. Работа над спектаклем

Объединение наработанного материала в ряд миниатюр с общей идеей, поиск выразительных средств, разнообразных интонаций, эмоциональных состояний. Музыкальное оформление. Репетиции с показом.

 

Прогноз результативности

В результате освоения программы учащиеся должны знать:

  • теоретические основы актёрского мастерства;
  • этапы работы актёра над ролью;
  • законы сценического действия;

должны уметь:

  • действовать словом;
  • работать над ролью;
  • создавать точные актёрские образы;
  • думать и анализировать, отстаивать своё мнение;
  • грамотно выполнять тренажные упражнения по театральному мастерству и сценической речи.

 

Методические условия реализации программы

Для того, чтобы актуализировать творческий потенциал ребёнка, необходимо создать творческую атмосферу на занятиях, показать ребёнку его возможности, раскрыть перед ним специфику художественной деятельности. Каждое занятие хорошо начинать с разговора с детьми об их настроении, самочувствии, о событиях, которые были им интересны, а каждый тренинг – с краткого обзора предыдущей встречи.

Большая роль в формировании художественных способностей учащихся отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом занятии с учетом их возрастных особенностей. Упражнения тренируют «память тела», эмоциональную память, правильное дыхание, технику речи, вырабатывают способность к ассоциативному и логическому мышлению. Поступательное развитие творческого тренинга – непременное обновление, совершенствование и усложнение его задач. Набор упражнений для отдельного занятия может де­литься на разогревающую, основную и импровизационную группы. Разогре­вающие упражнения включают участников в работу, снимают лишнее напря­жение, готовят к совместной деятельности, разминают опорно-двигательный и речевой аппарат. Основные – упражнения, осуществляемые в конкретных предлагаемых обстоятельствах всем психофизическим аппаратом. Импровиза­ционные – упражнения или этюды, создаваемые на основе обстоятельств, пред­ложенных самими детьми. По завершении тренинга, а если есть необходимость, то и после окончания каждого упражнения, необходима рефлексия.

За время смены в оздоровительном лагере невозможно освоить в полной мере курс сценического тренинга, но он должен стать некоторым подспорьем в освоении драматического материала.

Немаловажным фактором работы кружка «Театр миниатюр» является подбор репертуара. Для сценического воплощения интересны авторы разных эпох, пишущие в разных жанрах и стилях. Руководителю кружка следует обращаться к одноактным пьесам, скетчам, отрывкам, можно инсценировать стихи, рассказы, басни, сказки. При инсценировании литературного произведения следует учитывать, прежде всего, наличие в нём драматической основы (действия, переносимого на сцену).

 

Примерный репертуар «Театра миниатюр»

«Английские стихи» перевод В. Левина и С. Маршака.

«Федорино горе» К. Чуковского.

«О детях» по рассказам А. Аверченко, стихам С. Черного.

«Сказки» Г. Цыферова, А. Козлова.

«Весна» Н.Я. Харьковской.

«Людвиг XIV и Тутта Ларссон» Я. Экхольма.

«Кот в сапогах» по Г. Бардину.

«Пьеса» Б. Шеффера.

«Несцерка» бел. нар. пьеса.

Сказки Г.Х. Андерсена, Туве Янсон, братьев Гримм.

Русские и белорусские народные сказки.

Новеллы Тэффи.

Стихи Елены Благининой, Аллы Ахундовой.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воронова, В.Л. Воспитание учащихся в игре / В.Л. Воронова. - М. – 1979 – 148 с.
  2. Гиппиус, С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006 – 377 с.
  3. Ершова, П.М. «Техника актерского искусства»./ П.М. Ершова. - М.: 1959г.
  4. Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера / Б.Е. Захава. – М., 1982, – 89 с.
  5. Зарембо, Т.В. Методические рекомендации и программа курса «Театральные игры» / Т.В. Зарембо. – Брест.:ЦМТ,2005– 46.
  6. Карпов, Н.В. Уроки сценического движения / Н.В. Карпов. – М.: Искусство, 1999 –136 с.
  7. Коваленко, Г.П. Технологии проектирования образовательных программ / Г.П. Коваленко. - Мн.: Асвета, 1999 – 236с.
  8. Коха, И.Э. Основы cценического движения / И.Э. Коха. - М.: Просвещение, 1976 г.
  9. Ласковая, Е.В. Сценическая речь: Методическое пособие / Е.В. Ласковая. – М.: ВЦТХ 2005. – 144 с.
  10. Молочников, С.Г. Модели учебных программ в учреждениях внешкольного воспитания и обучения //Пазашкольнае выхаванне. - 2005. - № 7
  11.  Рубина, Ю.Р. Театральная самодеятельность в школе / Ю.Р. Рубина, Е. Завадская. - М. Просвещение, 1983г.
  12. Стромов, Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. Пособие для театра и культ.-просвет. учеб. заведений и коллективов худож. самодеятельности / Ю.А. Стромов. - М.: «Просвещение», 1975. – 80 с.
  13. Черноморов, А.И. Практикум по выразительному чтению / А.И. Черноморов, А.И. Шустова. - М.: Искусство, 1970 г.
  14. Шахматов, Л.М. Сценические этюды / Л.М. Шахматов, В.К. Львова. – 3-е изд., испр., доп. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2006, - 240 с.
  15. Шмойлов, М. Мастерство актера. Упражнения и игры начального этапа обучения / М. Шмойлов. – М.: ЛГИТМИК, 1990 – 48 с.