Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Программа «Театр пластики»

Пояснительная записка

Программа театра пластики основывается на синтезе двух видов искусств: театра и танца. Танец всегда занимал значительное место в системе эстетического воспитания и творческого развития учащихся. Театр пластики развивает фантазию, грациозность движений, духовную и физическую красоту. Созерцание и исполнение красивых пластических движений вызывает у воспитанников чувства радости и восхищения.

Театр пластики – это первый шаг к преодолению скованности учащихся, развитию такого важного качества, как смелость публичного выступления. Занятия театральной пластикой способствуют развитию правильной и красивой осанки, вызывают положительные эмоции, хорошее настроение. Огромно влияние занятий на формирование самоуважения учащегося. Коллективное творчество помогает многим стать лучше, увереннее, интереснее.

Специфика программы заключается в особенностях театра пластики, где исполнитель существует в постоянном синтезе актерской игры и танца, музыки и пластики, пантомимы и клоунады. Знакомясь с языком театра, учащийся погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусств. Занятия пластикой направлены прежде всего на гармонизацию взаимодействия подвижного тела, разума и эмоций.

Цель программы: формирование творческой личности, владеющей пластикой собственного тела, стремящейся к гармонии человеческих взаимоотношений.

Задачи:

  • развивать пластическую фантазию ребёнка;
  • развивать физические способности учащегося, легкость и координацию движений, ловкость и подвижность;
  • развивать основные психофизические процессы и личностные качества учащихся (восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазию, воображение, коммуникабельность, чувство ритма, смелость публичного самовыражения);
  • обогащать духовный мир ребёнка, формировать потребность в самореализации и самовыражении;
  • способствовать укреплению здоровья учащихся.

Осуществлению поставленных задач помогает широкий спектр упражнений, заданий и игр, которые позволяют учащимся с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий, становиться более раскрепощенными, контактными, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Организационные условия реализации программы

Обучение проводится в форме групповых занятий, однако, это не исключает необходимости индивидуального подхода к учащимся.

Программа рассчитана на обучение детей 11-14 лет в условиях детского оздоровительного лагеря. Образовательный процесс рассчитан на 12 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Норма наполняемости одной группы – 12-15 человек.

Занятия необходимо проводить в просторном, хорошо проветриваемом помещении, которое должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и правилам противопожарной безопасности.

Кадровое обеспечение

Педагог c хореографическим образованием.

Материально-техническое обеспечение

Для занятий необходимы гимнастические коврики, CD-проигрыватель, аудиозаписи, рабочий реквизит, гимнастические скакалки, элементы сценических костюмов, сменная обувь и форма.

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема, форма проведения занятий

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Ритмическая гимнастика

2

 

2

3

Сценическое внимание

2

 

2

4

Воображаемое пространство и предметы

2

 

2

5

Ритмопластика. Развитие двигательных способностей

2

 

2

6

Основы артистической техники

2

 

2

7

Репетиционно-постановочная работа.

Репетиции

6

6

8

Выступления.

Итоговое занятие-концерт

1

1

 

Итого

18

1

17

           

 

Тема 1. Вводное занятие (1ч)

Знакомство, обмен мнениями, желаниями, надеждами. Общее представление о занятиях пластического театра. Цели и задачи театра пластики. Ритм, жест, мимика, поза, пластика как универсальное средство художественной выразительности. Правила безопасного поведения. Игра «Давайте познакомимся».

Тема 2. Ритмическая гимнастика (2ч)

Развитие природных танцевальных способностей учащихся, чувства ритма. Снятие психологических и мышечных зажимов. Выработка навыков взаимодействия с партнерами. Комплексы упражнений и разминка на разогрев. Упражнения для головы и шеи: «Квадраты и круги», «Метроном», «Черепаха». Упражнения для плеч, грудной клетки: «Снять пиджак», «Круги плечами», «Ветряная мельница», «Миксер». Упражнения для пояса, тазобедренной части: «Садимся на мячик», «Наклоны с прогибами». Упражнения для ног, рук: «Круги от бедра, колена, стопы», «Молот», «Перекаты-выпады», «Прыжки».

Тема 3. Сценическое внимание (2ч)

Упражнения на развитие зрительного и слухового  внимания, память, наблюдательность, воображение: «Невидимая нить», «Фигуры перестановок», «Змейка», «Ходьба с изменениями». Упражнения на координацию движений, для улучшения внимания, совершенствования  координации,  равновесия,  контроля над движениями тела: «Говорящие предметы», «Насос и мяч», «Раб ладони».

Тема 4. Воображаемое пространство и предметы (2ч)

Упражнения с воображаемыми предметами. Два типа упражнений:

1. Выполнение упражнений требует значительного физического напряжения и усилий всего тела, например: полить из лейки клумбу, перенести тяжелый предмет.

2. Упражнения на выполнение действий, не связанных с большим физическим напряжением, осуществляются легко, главным образом кистями рук, пальцами, например: нанизать бусы, зажечь свечу и т.п.

Развитие наблюдательности и воображения, способности сосредотачивать внимание на выполняемом действии и контролировать ход его выполнения, следить при этом за логикой и последовательностью действий. Упражнения: «Освоение пространства», «Воображаемые прогулки», «Превращения». Работа над этюдами, в которых есть сюжетная основа с логически обоснованными и взаимосвязанными действиями в предлагаемых обстоятельствах: «Болото» (перепрыгивая с кочки на кочку, отбиваемся от комаров, собираем ягоды), «Букет в вазе» (разные характеры цветов, взаимоотношения; засыхаем – оживаем, увидели бабочку).

Тема 5. Ритмопластика. Развитие двигательных способностей (2ч)

Понятие о ритмопластике. Развитие двигательных способностей учащихся (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости). Развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений). Развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Разогревающие упражнения, включающие разогрев тела с макушки головы до пальцев ног: «Веревка», «Звезда», «Голова», «Руки», «Корпус», «Стопы», «Осьминог». Выполнение упражнений с последовательным переходом от напряженного состояния мышц к обычному и затем к расслабленному, плавному движению. Когда хорошо освоены упражнения в расслаблении и изучена техника плавных движений, можно приступать к выполнению «волны» руками и туловищем. Упражнение «Волна руками» – последовательное разгибание и сгибание в суставах. «Волна туловищем» – участвует каждый позвонок в направлении снизу вверх, сверху вниз, по спирали вниз и вверх. Образы, используемые в этих упражнениях, – «водоросли», «прокатывание мяча по телу», «руки-змеи», «пар», «веревка». Специальные упражнения ритмопластики способствуют повышению выразительности, пластичности движений: «За ветром», «Будильник», «Клад», «С кочки на кочку», «Мираж».

Тема 6. Основы артистической техники (2ч)

Упражнения на логику действия с воображаемыми предметами: «Воздушный шар», «Я – краски», «Освоение пространства», «Зоопарк». Этюды-перевоплощения: «Муравейник», «Змея». Этюды с ключевыми словами, например: «Гвоздь, стул, стена», «Праздник, дверь, ключ», «Ветер, шляпа, дерево». Разогревающие упражнения. В заключительной части – физическое восстановление, психологическая подготовка к последующей деятельности.

Тема 7. Репетиционно-постановочная работа (6ч)

Создание танцевальной и пластической композиции как в контексте спектакля, так и в виде отдельной работы.Создание образа в пластическом этюде, построение маленьких танцевальных историй, техническое выполнение движений. Работа над внутренним эмоциональным состоянием исполнителя, развитие сценического образа, правильности исполнения выразительности. Выполнение заданий, этюдов на импровизацию, повторение или разучивание новых танцевальных комбинаций и пластических миниатюр.

Прогноз результативности

В результате освоения программы учащиеся должны уметь:

  1. Ориентироваться в пространстве, чувствовать ритм, двигаться в разных темпах.
  2. Правильно выполнять упражнения, развивающие ловкость, подвижность, гибкость, выносливость, координацию движения.
  3. Развивать и совершенствовать язык выразительных движений и эмоционально-пластических взаимодействий путем упражнений и творческих импровизаций.
  4. Выполнять индивидуальные и групповые пластические импровизации на заданную тему или под музыку, передавая характер и настроение музыкальных произведений.
  5. Поддерживать в группе творческую атмосферу, в которой коллективный и личностный факторы были бы уравновешены зонами доверия, внимания, уважения, ответственности.

Методические условия реализации программы

Каждый вид искусства имеет дело с определенным инструментом и материалом. Для актеров пластического театра единственным материалом является он сам: его тело, походка, жесты, мимика, пластика, которые представляют собой универсальные средства художественной выразительности. Развитие чувства ритма, образности, двигательной пластики является обязательным компонентом гармоничного развития учащегося и реализации его естественной потребности в создании и переживании красоты посредством своих телодвижений.

Принципы построения занятий театра пластики:

  • сознательность и активность;
  • систематичность и последовательность;
  • доступность и индивидуальный подход в обучении;
  • повторение и закрепление пройденного материала.

Педагог должен соблюдать принцип минимизации помощи, то есть постепенно уменьшая помощь до того предела, который действительно необходим, и оказывая ее только тогда, когда она действительно необходима. Чем больше «открытий» совершит сам учащийся-«актер», тем лучше. Помогать лучше не столько в форме подробных разъяснений или показа, как надо делать, сколько в виде четкой объективной информации о том, что занимающийся делает не так, и главное, что ему мешает выполнить задание.

Следует обратить внимание, что если в программе материал излагается в определенной последовательности, то на практике методически более оправдана спиральная структура построения. Тема, периодически повторяясь, вновь откладывается в памяти уже в более широком понимании. Умение быстро найти нужную позу (принять акцентное положение тела), придумать выразительную мимику, жесты, походку при разном эмоциональном состоянии побуждает учащихся к постоянной импровизации и творчеству.

Основные формы работы – упражнения, тренинги, этюды-импровизации. В конце занятий учащимся предлагают игровые задания на развитие фантазии, творчества, общения. Главное – усвоить принцип упражнения. Тщательно следовать ему, и тогда можно будет самостоятельно разрабатывать любое количество его вариантов. Начинается освоение упражнения с композиции двух-трех простых элементов, а затем задачи усложняются.

Полученные в процессе обучения навыки реализуются юными актерами в конкретных творческих работах в виде отдельных пластических этюдов, которые соединяются в концертную программу либо спектакль.

Литература для педагогов

  1. Бузук, Р.Л. Театр как феномен культуры и фактор межличностных отношений / Р.Л. Бузук //Мастацкая адукацыя і культура.– 2003.–№4
  2. Немеровский, А. Пластическая выразительность актера /А. Немеровский. – Москва. - 1986.
  3. Зарембо, Т.В. Сборник статей: учебно-методическое пособие / Т.В. Зарембо. – Брест. – 2004. – 91с.
  4. Голубовский, Б. Пластика в искусстве актера /Б. Немеровский. – Москва.- 1986.
  5. Никитин, В.Н. Пластикодрама / В.Н.Никитин. – Москва.- 2004.
  6. Герасимова, О. А. Импровизация шоумена / О.А. Герасимова. – Ростов Н/Д.- 2006.
  7. Гиппиус, С. В. Гимнастика чувств. Актерский тренинг / С.В.Гиппиус. – Санкт-Петербург. - 2006.
  8. Колченеев, Ю.В. Театрализованные игры в школе / Ю.В.Колченеев, Н.М.Колченеева. – Москва.- 2000.
  9. Кох, И. Основы сценического движения / И.Кох. – Ленинград. -1970.
  10. Кряж, В. Н. Гимнастика. Ритм. Пластика / В.Н. Кряж.– Минск.- 1987.
  11. Лопатина, А. 600 творческих игр для больших и маленьких / А. Лопатина, М.Скобцева.– Москва. -2004.
  12. Театр, где играют учащиеся: учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов / под редакцией А. Б. Никитиной. – Москва.- 2001. – 78 с.
  13. Фопель, К. Игры для детских вечеринок / К.Фопель. / Пер. с нем. – Москва.- 2004.
  14. Комплексная программа обучения театральным дисциплинам в театре-студии «Параллель» «Театр, где играют учащиеся» / Сост. Л.Е.Сартакова. – Барановичи.- 2007.- 59 с.

Литература для учащихся

  1. Брук, П. Пустое пространство / П. Брук. - Москва. -1976.
  2. Варакса, Н.Е.Чего не бывает на свете / Н.Е. Варакса, О.М. Дьяченко. – Москва: Знания, 1994.
  3. Пикулева, Н.В. Слово на ладошке / Н.В. Пикулева. – Москва.- 1997.
  4. Родари, Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. – Москва. 1978.
  5. Рутбер, И. Пантомима, движение и образ / И.Рутбер.– Москва.- 1963.
Яндекс.Метрика