Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

«СЛАВЯНСКИЙ ВЕНОК»

НАРОДНАЯ СТУДИЯ ФИТОДИЗАЙНА «СЛАВЯНСКИЙ ВЕНОК»

 Шейх Инна Ремуальдовна, руководитель студии

 Пояснительная записка

История происхождения и развития фитодизайна тесным образом связана с историей развития человеческой культуры и цивилизаций. Продолжая оставаться частью природы, цветы постепенно становились частью человеческой культуры, начиная выражать идеи и чувства человека, жить его культурными, пространственно-временными измерениями.

Искусство фитодизайна просто и сложно одновременно. Живая природа, всегда являлась, одним из основных источников вдохновения творческого человека. В ней мы черпаем уникальные гармоничные цветовые сочетания и многообразие форм и фактур. Занятия с использованием растительных материалов способствуют воспитанию у учащихся любви к родной природе, бережного к нейотношения.Задача педагога научить каждого учащегося видеть и использовать собственную природу растения, научить выражать свои эмоции и переживания, художественные идеи и замыслы, используя неповторимую красоту и уникальность живой природы.

Всем известно, что в каждом маленьком человеке живёт художник, но не всегда он имеет возможность проявить себя как творец. Важной составляющей успешности занятия объединения по интересам является создание необходимых условий для активности учащегося. Корректно направляя творческий процесс, способствовать самовыражению и творческому развитию.

Подбирая по цвету и размеру флористический материал, создавая из него сложные композиции, отличающиеся пропорциональностью частей, ритмичностью, тонкостью цветовых решений, отражающие индивидуальность художественного чувства и мышления, учащиеся тем самым вкладывают в них свои представления о прекрасном, о жизни среди природы, о своих чувствах и настроениях, в известной мере отражают свое видение мира в целом.

Именно в этом и заключается актуальность настоящей программы: через знакомство и приобщение детей к искусству фитодизайна, оказывается влияние на формирование художественного вкуса и открывается простор для последующего совершенствования творческих способностей учащихся.

Основная идея программы — развитие у подрастающего поколения мотивации к познанию и творчеству. Творчество рассматривается учеными, как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек — форма и способы его мышления, личностные качества.

Поэтому важно научить ребёнка ориентироваться в окружающем мире, найти себя и реализоваться в деятельности, способствующей его духовному развитию.

Формирование полноценной личности было и остается важной задачей дополнительного образования детей и молодёжи и предполагает гармоничное сочетание умственного и физического развития, стремления к поиску красоты в жизни и в искусстве.

В основе программы народной студии фитодизайна «Славянский венок» лежит поэтапное обучение и дифференцированный возрастной подход – от простого к сложному, от младшей группы к старшей. Процесс обучения делится на три этапа, каждый этап соответствует одному году обучения.

Первый этап – вводный курс. Рассчитан на возрастную категорию от 6 до 10 лет. Художник тот, который невидимое делает видимым. Ребёнку легче передать свои эмоции через рисунок, поэтому занятия первого года обучения построены таким образом, что учащиеся начинают работать привычными средствами красками, карандашами, мелками, затем плавно переходят к нетрадиционным материалам, например, таким как, песок, яичная скорлупа, засушенным растительным материалам, с помощью которых можно воплощать свои художественные замыслы. Занятия в студии дают учащимся неограниченный полёт фантазии, благодаря которой дети из реального мира попадают в придуманный ими мир, создают внутреннюю гармонию души, учатся серьёзно и нестандартно мыслить, экспериментировать.

Второй этап обучения – вхождение в курс фитодизайна. Рассчитан на возрастную категорию от 11 до 18 лет. Курс «Фитодизайн и аранжировка растений» рассчитан на учащихся, которых интересует флористика как вид искусства аранжировки растений. Освоение фитодизайна начинается с изучения истории, основных стилей аранжировки, различных видов растительного материала и мест их произрастания. Учащиеся учатся правильно собирать растительный материал, не принося вреда природе, грамотно сушить, обрабатывать и хранить. Это способствует формированию у них интереса и любви к живой природе, более полному изучению флоры Беларуси. Обучающиеся на практике учатся работать в плоскости и объёме, изучая семь основных признаков правильно составленной композиции: цвет, форма, стиль, масштаб, уравновешенность, ритм, текстура. По программе даются основы современных знаний о флористике, а также теория и практика наиболее популярных современных стилей и технологий европейских и восточных школ составления букетов. Посещая занятия, учащиеся знакомятся с богатой историей искусства флористических композиций, легендами о цветах, традициями, обычаями и праздниками разных народов.

Так как цветы оказывали большое влияние на дизайн интерьера и одежды, значительный раздел программы посвящён изучению техник изготовления цветов из различных материалов (текстиль, парафин, кукурузная обёртка, соломка, шерсть, кожа, пластик, бисер). Данный раздел позволяет разнообразить творческий процесс и развить креативное мышление, эстетический вкус.

Третий этап обучения – творческая деятельность по применению и реализации полученных знаний. Рассчитан на возрастную категорию от 19 до 28 лет; знакомству учащихся с интерьерным фитодизайном. Аранжировка цветов всегда была составной частью как классического, так и современного дизайна и оказывала влияние на архитектуру, искусство, моду, дизайн интерьера. На занятиях учащиеся знакомятся с характерными особенностями архитектуры и интерьеров античности и средневековья, барокко, рококо, викторианского периода, бидермаера, модерна. Изучают общие принципы и стили аранжировки в современных интерьерах. Выполняют интерьерные работы в разных техниках декоративно-прикладного искусства. Большое внимание уделяется особенностям оформления подарков и интерьеров к различным праздникам.

Цель программы: развитие творческого потенциала личности учащихся средствами традиционного и современного флористического дизайна, основанного на национальных традициях и достижениях современных школ фитодизайна.

Задачи программы:

  • приобщить учащихся к прикладному творчеству и искусству фитодизайна, как неотъемлемой части духовной и эстетической культуры общества;
  • познакомить с основами традиционного и современного флористического дизайна;
  • обучить приёмам и технологиям создания флористических композиций;
  • развить творческие способности: художественную память, воображение, способность творчески воспринимать и оценивать прекрасное, умение работать с флористическим материалом;
  • развить чувство вкуса, внутреннюю мотивацию к обучению;
  • сформировать художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
  • сформировать коммуникативные навыки общения;
  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, бережливость.

Организационные условия реализации программы

Возраст учащихся: 6 — 28 лет

Программа рассчитана на три года обучения. Общий объем реализации программы — 576 часов: 1 год обучения — 144 часа, 2 и 3 год обучения— 216 часов.

В группе первого года обучения занятия проводится 2 раза в неделю по 2 часа, с учащимися 6-10 лет.

В группе второго года обучения — 2 раза в неделю по 3 часа, с учащимися 11-18 лет.

В группе третьего года обучения — 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 3 часа, с учащимися 19-28 лет.

Количество учащихся в группе 1 года обучения составляет — 12 человек, 2-3 годов обучения не менее 8 учащихся. Так как учащиеся в процессе обучения пользуются травмоопасными инструментами и приспособлениями, необходимо проводить регулярный инструктаж по технике безопасной работы.

Возможно временное объединение мотивированных учащихся в творческие группы для подготовки их к участию в выставках, конкурсах, выполнению творческих проектов из разных этапов обучения.

Материально-техническая база

Кабинет для занятий фитодизайном должен быть оборудован шкафами и секциями для хранения инструментов, материалов и готовых выставочных изделий. Оформленное со вкусом помещение позитивно влияет как на самочувствие учащихся, так и на сам творческий процесс. Целесообразно естественное освещение дополнять зональным. Место работы учащегося должно быть широким и просторным. Важно иметь отдельное помещение для хранения природного материала. Помещение должно регулярно проветриваться.

Фитодизайн – современный вид искусства, в котором используется большое количество сопутствующих специальных материалов и инструментов.

Инструменты для работы: секатор, кусачки, ножницы, макетный нож, плоскогубцы, шило, кисти, мастехин, спонжи, линейка.

Материалы: флористический оазис, проволока, тейп-лента, двухсторонний скотч, краски, лаки, клей ПВА, силиконовый клей, клей «Момент», декупажный клей, гипс и гипсокартон, фуга, керамическая плитка, парафин, стекло, шерсть, кожа, бисер, искусственные и натуральные флористические материалы.

Для создания творческой атмосферы могут использоваться в качестве дополнительного оборудования музыкальная воспроизводящая аппаратура.

 

1-й год обучения

Задачи

Образовательные:

  • познакомить учащихся через выставочные работы с искусством фитодизайна;
  • познакомить с ассортиментом растений, используемых в работе, способами обработки и сушки, создания собственного гербария;
  • изучить простейшие основы композиции и цветоведения;
  • изучить техники изобразительного искусства: монотипия – оттиск изображения; фроттаж – натирание; граттаж  – разновидность графики; ниточный дизайн; рисунки на воде эбру; коллаж; коллажирование крупами, листиками, прессованными цветами;
  • изучить техники: росписи по ткани  – маляванка, стеклу – витражная роспись;
  • изучить плоскостную и объёмную лепку;
  • изучить техники сенопластика, оригами, квиллинг, бисероплетение.

Воспитательные:

  • воспитать у учащихся интерес и любовь к живой природе и бережному отношению к ней;
    • научить ценить не только свой труд, но и труд других;
    • воспитать у учащихся трудолюбие, терпение, усидчивость, умение доводить дело до конца.

Развивающие:

  • развить внутреннюю мотивацию к обучению;
  • развить творческие способности: художественную память, воображение, способность творчески воспринимать и оценивать прекрасное, умение работать с флористическим материалом;
  • сформировать художественно-образное мышление как основу развития творческой личности.

 

Учебно-тематический план

1-го года обучения

 

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Вводное занятие

2

1

1

1.

Виды растительного материала и способы его засушивания

2

1

1

2.

Основы цветоведения

 Техника эбру

 Техника монотипия

9

3

4

2

1

1

7

4

3

3.

Объём, пространство, перспектива

 Техника коллаж

 Лепка

 Техника сенопластика

26

10

8

8

3

1

1

1

23

9

7

7

4.

 

Что такое фактура?

 Техника фроттаж

 Рисуем песком и яичной скорлупой

18

8

10

2

1

1

16

7

9

5.

Что такое композиция?

 Техника граттаж

 Техника ниточный дизайн

 Роспись по ткани маляванка

 Роспись по стеклу

34

8

6

10

10

4

1

1

1

1

30

7

5

9

9

6.

Развиваем конструктивное                   мышление

 Техника оригами

 Конструирование из коробок

 Техника бисероплетение

 Техника квиллинг

38

 

8

10

10

10

4

 

1

1

1

1

34

 

7

9

9

9

7.

Посещении выставок. Проведение лэнд-арта

13

2

11

 

Итоговое занятие

2

-

2

 

Итого

144

20

124

 

Содержание программы

1-го года обучения

 

Вводное занятие (2 ч.)

Теоретическое занятие. Знакомство с фитодизайном как одним из видов искусства. Экскурсии по выставке флористических работ, выполненных учащимися. Рассказ о инструментах, техниках и материалах. Знакомство с новыми терминами. План работы на год. Организация учебного процесса. Техника безопасной работы и правила поведения в учреждении.

Практические занятия. Интерактивные игры, нацеленные на знакомство и сплочение коллектива.

  1. 1.    Виды растительного материала и способы его засушивания(2 ч.)

Теоретическая часть. Знакомство с видами растительного материала (цветы, травы, листья, семенные сухие ветки, корни). Способы засушивания: плоскостное (под прессом); объёмное (растения подвешиваются вниз головками либо сушатся в манке).

Практическая часть. Загадки на тему «Цветы, которые мы знаем». Закладывание цветов на сушку под пресс. Оформление собственного гербария.

2. Основы цветоведения (9 ч.)

Теоретическая часть. Изучение природы цвета с помощью опыта на диапроекторе. Что такое цветовой спектр? Какие цвета называют основными? Какие цвета называют смешанными? Теплые и холодные цвета. Откуда взялись краски?

Техника эбру

Изучение этапов и материалов, необходимых при выполнении оригинальной техники эбру (смешивание цветов).

Практическая часть. Тема «Моё настроение»

Техника монотипия

Способы выполнения техники, материалы и приспособления. Предметная и пейзажная монотипия.

Практическая часть. Изучение природы цвета в технике – монотипия (оттиск) на стекле, бумаге. Тема: «Пора года». Подбор по цвету растительных материалов, выкладывание на готовом фоне сказочного ковра.

3. Объём, пространство, перспектива (26 ч.)

Теоретическая часть. Техники изготовления, технологии и материалы в изучаемых техниках. Технологические особенности выполнения работ. Выразительные средства – форма, объём, цвет, линия, пространство. Комбинирование элементов и материалов. Последовательность и алгоритм выполнения работы. Изучение техник – папье-маше, заливка, коллажирование природными материалами.

  Техника коллаж

  Создание эскизов для изготовления коллажей в разных техниках. Коллажирование различными материалами на плоской поверхности. Материалы для работы (крупы, листики, цветы, ракушки, камушки, соломка).

Практическая часть. Тема «Город моей мечты»

Лепка

Изучение способов и приёмов лепки: скатывание, раскатывание жгутиков, колбасок, шариков, сплющивание пальцами, вытягивание, сгибание, приглаживание, отщипывание. Приёмы соединения деталей. Использование инструментов и оборудования.Плоскостная и объёмная лепка.

  Техника сенопластика

Изучение техники и выполнение работы, в основе – простые формы (шар, эллипс).

  Практическая часть. Тема «Яблоко, груша, вишенки»

  4. Что такое фактура? (18 ч.)

  Изучение различных материалов, имеющих ярко выраженную фактуру поверхности.

Техника фроттаж

Изучение техники и материалов для работы.

Практическая часть. Занятие-игра «Угадай что там?»

Рисуем песком и яичной скорлупой

Практическая часть. Тема «Снежные горы»

5. Что такое композиция? (34 ч.)

Теоретическая часть. Композиционный центр. Композиционный план, линия горизонта. Воздушное пространство. Особенности декоративной композиции: стилизация, связь элементов украшения с назначением предмета. Порядок работы. Особенности построения композиции.

Практическая часть. Тема «Подводный мир».

Техника граттаж

Последовательность и алгоритм выполнения техники.

Практическая часть. Тема «Цирк».

Техника ниточный дизайн

Последовательность и алгоритм выполнения техники.

Роспись по ткани маляванка

История происхождения традиционной белорусской росписи.

Практическая часть. Темы: «Казачная птушка», «Фруктовый сад», «В гостях у сказки».

Роспись по стеклу

Последовательность и алгоритм выполнения росписи по стеклу. Орнаментальная композиция. Работа над эскизом. Построение композиции.

6. Развиваем конструктивное мышление (38 ч.)

Техника оригами

Особенности техники.

Практическая часть. Коробочка «Маме в подарок», выполненная в технике оригами и украшенная цветами из цветной бумаги.

Конструирование из коробок

  Материалы для конструирования (упаковочные коробки разных размеров и конфигураций, скотч, клей, газета, акриловые краски).

Практическая часть. Тема «Домашний питомец». Игра «Что это за зверь?».

Техника бисероплетения

  Материалы и инструменты для работы.Французская техника бисероплетения.

Практическая часть. Тема: «Букет».

Техника квиллинг

Особенности работы в технике квиллинг. Материалы и инструменты.

7. Посещение выставок. Проведение лэнд-арта (13 ч.)

  Коллективные посещения художественных и прикладных выставок, участие учащихся в городских и республиканских выставках и конкурсах. Проводение лэнд-арта с выездом в городские парки.

  Итоговое занятие (2 ч.)

В конце учебного года проводится итоговое занятие и отчётная выставка. Позволяющие обобщить пройденный материал и обозначить положительные моменты нашей работы и планы на будущий учебный год. По итогам учебного года авторы, победившие в городских и республиканских выставках-конкурсах, награждаются дипломами и грамотами.

 

2-й год обучения

Задачи

Образовательные:

  • познакомить с ассортиментом растений, способами заготовки, обработки и сушки;
  • изучить базовые знания по цветоведению, композиции и аранжировке;
  • познакомить с европейскими и восточными стилями аранжировки;
  • научить ориентироваться и работать в 2-х основных направлениях фитодизайна: плоскостная и объёмная флористика;
  • изучить технику изготовления цветов из различных материалов;
  • познакомить с цветочными традициями и обычаями празднования в разных странах мира, оформлением подарков, праздничных столов.

Развивающие:

  • развить чувство гармонии цвета и формы;
  • развить чувство прекрасного, которое позволит не только любоваться красотой, но и создавать её;
  • развить творческую инициативу;

Воспитательные:

  • воспитать самостоятельную творческую личность, гармонично развитую, креативно мыслящую;
  • воспитать аккуратность в работе, терпение, настойчивость в достижении цели;
  • воспитать чувство эстетической культуры в организации и проведении праздников.

 

 

 

Учебно-тематический план

2-го года обучения

 

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Вводное занятие

1

1

-

1.

Что такое фитодизайн

3

3

-

2.

Ассортимент растений. Способы заготовки сушки и обработки

9

3

6

3.

Основы цветоведения

15

6

9

4.

Основы аранжировки

27

6

21

5.

Основные стили европейской аранжировки

15

3

12

6.

Восточная школа аранжировки – экибана

11

2

9

7.

Техника изготовления цветов из обёртки кукурузных початков

12

3

9

8.

Техника изготовления цветов из соломки

14

2

12

9.

Техника изготовления цветов из шерсти

16

2

14

10.

Техника изготовления цветов из кожи

14

2

12

11.

Техника изготовления цветов из текстиля

11

2

9

12.

Техника изготовления цветов из  парафина

11

2

9

13.

Техника изготовления цветов из полимерной глины

14

2

12

14.

Техника изготовления цветов из бисера

14

2

12

15.

Техника изготовления цветов из бумаги

14

2

12

16.

Посещение выставок. Проведение лэнд-арта в городских парках

12

-

12

 

Итоговое занятие

3

-

3

 

Итого

216

43

173

 

Содержание программы

2-го года обучения

Вводное занятие (1 ч.)

Теоретическая часть. Знакомство педагога с учащимися, интерактивные игры для создания комфортной психологической атмосферы, стимулирующей творческую активность.

Знакомство с целями и задачами, планом работы на учебный год. Организация рабочего места. Знакомство с перечнем инструментов и материалов, необходимых для работы. Правила безопасной работы.

1. Что такое фитодизайн (3 ч.)

Теоретическая часть. Знакомство с понятиями флористика, фитодизайн. История флористики. Традиции, праздники и школы разных стран.

  1. 2.           Ассортимент растений. Способы заготовки, сушки и обработки (9 ч.)

Теоретическая часть. Изучаем ассортимент природных материалов растущих в лесах, на лугах, полях, болотах, и выращенных на приусадебном участке. Времена года и сезоны сбора разных видов растений.

Способы сушки: плоскостная (под прессом); объёмная (воздушная, засушивание в селикогеле или манке, микроволновой печи).

Способы обработки:

- консервация в глицерине;

- покраска (анилиновыми и аэрозольными красителями);

- отбеливание (перекисью, отбеливателем для белья, солнцем);

- скелетезирование (варка листьев в кальценированной соде).

Особенности складирования и хранения растительного материала.

Практическая часть. Проба на практике каждого из изученных способов засушивания и обработки растительных материалов, и складирование их на хранение.

  1. 3.        Основы цветоведения (15 ч.)

Теоретическая часть. Цвет с точки зрения физики. Знакомство с цветовым кругом: основные цвета (красный, жёлтый, синий), тональность цвета (тёплые, холодные, лёгкие, тяжёлые). Светлотность, цветонасыщенность. Знакомство с гармоничными цветовыми сочетаниями: монохроматические, полихроматические, аналогичные и контрастные.

Влияние цветового фона и освещения на художественно-декоративные качества флористической композиции. Психология цвета. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека. Цветовая символика.

Практическая часть. Подбор цветов и выполнение композиций в выбранном цветовом сочетании.

4. Основы аранжировки (27 ч.)

Теоретическая часть. Основы конструктивного построения композиции: круглые, овальные, сферические и полусферические, прямоугольные и треугольные, симметричные и асимметричные, веерообразные, каплевидные, в форме водопада, в виде вогнутой и выгнутой дуги, S-образные (кривая Хогарта), свободные. Пропорции, масштаб, равновесие, симметрия и асимметрия.

Основы визуального построения композиции: ритм, линия, фокусная точка, глубина, контраст, фактура.

  Изучаем способы крепления композиций в сосудах и букетах с помощью флористической губки «оазиса», каркаса, петельной проволоки, наколки «лягушка», наколки «кензан», липкой массы «оазис фикс», портбукетнице.

Техники сборки композиций: радиальная, спиральная, параллельная, свободная, на оазисе, в портбукетнице, на каркасе, в сосуде.

Три основные группы растительного материала: линейный, основной, наполнитель.

Практические занятия. Создание композиции,         закрепление на практике теоретических знаний.

5. Основные стили европейской аранжировки (15 ч.)

Теоретическая часть.Изучение перечня особенностей и признаков по которым композиции или букеты можно отнести к тому или иному стилю. Декоративный. Вегетативный. Формалинейный. Параллельный.

Практические занятия. Выполнение работы в европейских школах аранжировки.

6. Восточная школа аранжировки – экибана (11 ч.)

Теоретическая часть. Изучение перечня особенностей и признаков по которым композиции или букеты можно отнести к той или иной школе. Школа согецу.Школа рикка. Школа ссека.

Практическая часть. Выполнение работы в стиле школ экибана.

7. Техника изготовления цветов из обёртки кукурузных початков (12 ч.)

Теоретическая часть. Заготовка материала.Необходимые инструменты для работы.Приёмы обработки материала.Художественные возможности материала.Приёмы сборки цветов.

Практическая часть. Выполнение композиции из цветов.

8. Техника изготовления цветов из соломки (14 ч.)

Теоретическая часть. Заготовка материала.Необходимые инструменты для работы.Приёмы обработки материала.Художественные возможности материала.Приёмы плетения и сборки цветов.

Практическая часть. Выполнение композиции из соломенных цветов.

9. Техника изготовления цветов из шерсти (16 ч.)

Теоретическая часть. Разновидность материала.Необходимые инструменты для работы.Приёмы работы. Художественные возможности материала.Приёмы сборки цветов.

Практическая часть. Выполнение композиции из цветов.

10. Техника изготовления цветов из кожи (14 ч.)

Теоретическая часть. Разновидность материала.Необходимые инструменты для работы.Приёмы работы.Художественные возможности материала.Приёмы сборки цветов.

Практическая часть. Выполнение композиции из цветов.

11. Техника изготовления цветов из текстиля (11 ч.)

Теоретическая часть. Разновидность материала.Необходимые инструменты для работы.Приёмы работы.Художественные возможности материала.Приёмы сборки цветов.

Практическая часть. Выполнение композиции из текстильных цветов.

12. Техника изготовления цветов из парафина (11 ч.)

Теоретическая часть. Разновидность материала.Необходимые инструменты для работы.Приёмы работы.Художественные возможности материала.Приёмы сборки цветов.

Практическая часть. Выполнение композиции из парафиновых цветов.

13. Техника изготовления цветов из полимерной глины (14 ч.)

Теоретическая часть. Разновидность материала.Необходимые инструменты для работы.Приёмы работы.Художественные возможности материала.Приёмы сборки цветов.

Практическая часть. Выполнение композиции из  цветов.

14. Техника изготовления цветов из бисера (14 ч.)

Теоретическая часть. Разновидность материала.Необходимые инструменты для работы.Приёмы работы.Художественные возможности материала.Приёмы сборки цветов.

Практическая часть. Выполнение композиции из цветов.

15. Техника изготовления цветов из бумаги (14 ч.)

Теоретическая часть. Разновидность материала.Необходимые инструменты для работы.Приёмы работы.Художественные возможности материала.Приёмы сборки цветов.

Практическая часть. Выполнение композиции из цветов.

16. Посещение выставок. Проведение лэнд-арта в городских парках (12 ч.)

Коллективные посещения художественных и прикладных выставок. Участие учащихся в городских и республиканских выставках и конкурсах. Проведение лэнд-арта с выездом в городские парки.

Итоговое занятие (3 ч.)

Проведение итогового занятия и отчётной выставки. Обобщение пройденного материала, планы на будущий учебный год. По итогам учебного года авторы, победившие в городских и республиканских выставках-конкурсах, награждаются дипломами и грамотами.

 

3-й год обучения

Интерьерный дизайн

Задачи

Образовательные:

  • изучить историю аранжировки;
  • изучить особенности и предпочтения в архитектуре и стиле интерьеров каждой из эпох;
  • изучить особенности и предпочтения аранжировки в современных интерьерах;
  • изучить особенности оформления праздничного интерьера;
  • выполнить интерьерные работы в следующих техниках:декупаж на деревянных поверхностях, стекле, пластмассе, ткани; 3-D декупаж; декупаж в стиле фрески; однокомпонентный кракелюр; двухкомпонентный кракелюр; шеби-шик – техника состаривания; техника терра; плиточная мозаика; парафиновый дизайн; сенопластика; скрапбукинг.

Воспитательные:

  • воспитать самостоятельную творческую личность, гармонично развитую, креативно мыслящую;
  • воспитать аккуратность в работе, терпение, настойчивость в достижении цели;
  • воспитать чувство эстетической культуры в организации и проведении праздников.

Развивающие:

  • развить чувство гармонии цвета и формы;
  • развить творческую инициативу.

 

Учебно-тематический план

3-го года обучения

 

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Вводное занятие

1

1

-

1.

Особенности и предпочтения в архитектуре и стиле интерьеров

каждой из эпох

6

6

-

2.

История аранжировки. Особенности и предпочтения аранжировки в современных интерьерах

49

6

43

4.

Особенности оформления праздничного интерьера

40

3

37

5.

Выполнение интерьерных работ в различных техниках

56

6

50

6

Изготовление сувениров и подарков

46

6

40

7.

Посещение выставок. Проведение лэнд-арта в городских парках.

15

-

15

 

Итоговое занятие

3

-

3

 

Итого

216

28

188

 

Содержание программы

3-го года обучения

 

Вводное занятие (1 ч.)

Теоретическая часть. Знакомство с целями и задачами, планом работы на учебный год. Организация рабочего места. Знакомство с перечнем инструментов и материалов, необходимых для работы. Техника безопасной работы. Правила пользования термопистолетом и режущими инструментами.

1. Особенности и предпочтения в архитектуре и стиле интерьеров каждой из эпох (6 ч.)

Теоретическая часть. Особенности декора в архитектуре экстерьера и интерьера, мебели, стен, партьер, предпочтения в цвете.

2. История аранжировки. Особенности и предпочтения аранжировки в современных интерьерах (49 ч.)

Теоретическая часть. Флористика античности, средневековья, эпохи Возрождения, барокко, рококо, классицизма, стиль бидермейера, викторианской эпохи, модерна.Знакомство с основными принципами, применяемыми в современном интерьерном фитодизайне.

Практическая часть. Аранжировка в прихожей комнате. Аранжировка в гостиной и холле. Аранжировка в кухне. Аранжировка в спальной комнате.

3. Особенности оформления праздничного интерьера (40 ч.)

Практическая часть. Оформление комнаты. Оформление праздничного стола.

4.Выполнение интерьерных работ в различных техниках (56 ч.)

Теоретическая часть. Разновидность материала.Необходимые инструменты для работы.Приёмы работы.Художественные возможности материалов.

Практическая часть. Работа в материале. Декупаж на деревянных поверхностях, стекле, пластмассе, ткани, 3-d декупаж. Декупаж в стиле фрески. Однокомпонентный кракелюр – техника состаривания. Двухкомпонентный кракелюр – техника состаривания. «Шеби-шик» – техника состаривания. Техника терра. Плиточная мозаика. Парафиновый дизайн. Сенопластика. Скрапбукинг.

5. Изготовление сувениров и подарков (46 ч.)

Теоретическая часть. Разновидность материала.Необходимые инструменты для работы.Приёмы работы.Художественные возможности материалов.

Практическая часть. Выполнение сувениров и подарков в материале.

6. Посещение выставок. Проведение лэнд-арта в городских парках. (15 ч.)

Коллективные посещения художественных и прикладных выставок. Участие учащихся в городских и республиканских выставках и конкурсах. Проведение «Лэнд-арта» с выездом в городские парки.

Итоговое занятие (3 ч.)

Отчётная выставка. Обобщение пройденного материала. Награждение дипломами и грамотами учащихся студии.

 

Ожидаемые результаты

По окончанию обучению по программе учащиеся должны знать:

  • историю аранжировки;
  • историю происхождения фитодизайна;
  • перечень инструментов и приспособлений, которые используются в фитодизайне;
  • ассортимент растений и способы заготовки и сушки;
  • базовые знания по цветоведению;
  • базовые знания по композиции и аранжировке;
  • основы европейской и восточной аранжировки;
  • основные направления фитодизайна: плоскостной, объёмный;
  • особенности и предпочтения в архитектуре и стиле интерьеров каждой из эпох;
  • особенности и предпочтения аранжировки в современных интерьерах;
  • особенности оформления праздничного интерьера;

уметь:

  • выполнять композиции в классических и современных стилях аранжировки;
  • выполнять интерьерные работы в следующих техниках: декупаж на деревянных поверхностях, стекле, пластмассе, ткани; 3-D декупаж; декупаж в стиле фрески; однокомпонентный кракелюр; двухкомпонентный кракелюр; шеби-шик – техника состаривания; техника терра; плиточная мозаика; парафиновый дизайн; сенопластика; скрапбукинг;
  • составлять композиции в изученных стилях;
  • уметь изготавливать цветы из разных материалов: кукурузная обёртка, соломка, шерсть, кожа, текстиль, парафин, полимерная глина, бисер, бумага.

Формы и методы реализации программы

Процесс обучения в народной студии фитидизайна «Славянский венок» строится с учётом личностно ориентированного подхода: обучение ведется с учётом возрастных и личностных предпочтений, учитываются желания учащихся, поощряется их творческая самостоятельность и инициатива.

Для изготовления коллективных работ практикуется организация групповой деятельности учащихся. Объединение учащихся в малые группы может осуществляться по возрасту, дружеским связям, эмоциональным предпочтениям.

Программа работы с младшей группой предусматривает вовлечение родителей в творческий процесс, в основе котогрого сотворчество, взаимопонимание и поддержка.

На протяжении учебного года практикуются тематические занятия на базе городских парков, проводятся лэнд-арты, где учащиеся совместно с родителями создают объекты из природных материалов, что даёт большие возможности для формирования художественного взгляда на окружающую среду, изучения местной экосистемы, расширения кругозора. Проведение запланированных игр в виде конкурсов и викторин, постановочных спектаклей делает выезд для детей и взрослых чрезвычайно увлекательным, познавательным и интересным, наполняет творческой энергией, способствует позитивным изменениям в студии, семье и в межличностных отношениях, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.

Для реализации программы используются следующие дидактические методы обучения:

  • словесные: рассказ, беседа, игра, конкурс;
  • наглядные: показ приёмов работы с разнообразным материалом;
  • практические: самостоятельное выполнение работы учащимися.

На занятиях используются следующие формы работы:

  • беседа с демонстрацией образцов работ из разнообразного материала;
  • консультации по индивидуальному и групповому принципу;
  • самостоятельная работа учащихся;
  • коллективная работа.

Изучение материала происходит в форме сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося.

В целом программа предусматривает активные методы работы: сочетание теоретических занятий и практических, посещение и проведение выставок, участие в республиканских и международных конкурсах, проведение «Лэнд-артов», налаживание контактов с педагогами и учащимися районных и городских кружков и студий фитодизайна, проведение творческих встреч с профессиональными флористами.

Форма итогового занятия – выставка-демонстрация работ учащихся, коллективное обсуждение результатов и творческого роста каждого учащегося

 

Литература для педагога

 

  1. Айя Жагариня, Букеты / Айя Жагариня. – SIA.: «NADINAL», 2006. – 106с.
  2. Беларускiя маляваныя дываны. Альбом каталаг з фондау гiстарычна- культурнага музея запаведника «Заслауе», Минск, 2005 – 57с.
  3. Беляев, М.В. Основы композиции / М.В. Беляев – Минск.: БГПУ, 2002. – 77с.
  4. Гаврилова, В. В. Декоративное рисование с детьми 5-7лет / В.В.Гаврилова, Л. А. Артельев. – Волгоград, 2011.
  5. Гармония цвета – М.: АСТ, ск ХАРВЕСТ, 2006.
  6. Григорьева Наталья Спиральная техника / Наталья Григорьева – М.: Ниола 21 в., 2004. – 93с.
  7. Гурский, А.И.Земляробчый каляндар. Абрады i звычаi / А.И. Гурский. – Мiнск, 1990.
  8. Джудит Миллер Интерьер цвет и стиль / Джудит Миллер. – Ниола 21-й век 2003. – 238с.
  9. Долженко, Г.И 100 поделок из бумаги / Г.И.Долженко – Ярославль, Академия развития, 1999. – 143с.
  10. Донна Де Анжелис Дик Цветы из бисера / Донна Де Анжелис – М: «Мартин», 2011. – 115 с.
  11. Золотницкий, Н. – Цветы в легендах и преданиях / Н. Золотницкий. – Киев, 1994.
  12. Ивановская, В.И. Животные в орнаменте / В.И. Ивановская – М.: Изд. «В.Шевчук», 2009. – 207с.
  13. Ким Солга – Дети с приветом / Ким Солга Братислава, 1997. – 48с.
  14. Колякина, В.И. Методика организацииуроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В.И. Колякина. – М.: «ВЛАДОС», 2002. – 176 с., 16 с ил.
  15. Коновалова, Г. Уроки флористики. Сухоцветы / Г. Коновалова. – М.: ЭКСМО, 2006.
  16. Лобачевская, О Плетение из соломки / О. Лобачевская. – Минск.: Культура и традиции, 2000. – 206с.
  17. Миронова, Г. В. Великолепные сухие и искусственные  цветы и букеты. Техники изготовления и лучшие букеты / Г. В. Миронова. – М.: ООО «ИД «РИПОЛ Классик», 2005г.,254с.
  18. Мозговая Анастасия – Каркасные букеты / Мозговая Анастасия – М.: Ниола 21 в., 2004. – 98 с.
  19. Мэри Энн Кол 110 творческих заданий для детей по лепке и моделированию / Мэри Энн Кол. – Минск: «Поппури», 2009.
  20. Мэри Энн Кол Дошкольное творчество / Мэри Энн Кол. – Минск: «Попурри», 2005.
  21. Оливер Лёр, Кристина Шапер Акриловая живопись. Имитация старения / Оливер Лёр, Кристина Шапер – М.: Изд. «АРТ – Родник», 2010 – 47с.
  22. Осипова, Н.В Современный цветочный дизайн / Н.В. Осипова. – М.: Олма – Пресс, 2002.
  23. Пола Прайк – Школа флористики. Современная аранжировка цветов / Пола Прайк – М.: АРТ – РОДНИК, 2008. – 192с.
  24. Починова, Н.В. Беларуская народная декоративная роспись: учеб. пособие / Н.В. Починова. – Минск.: «Вышейшая школа», 2005. – 174с.: ил.
  25. Сивотялова, О. Изделия из кожи. Обработка, элементы одежды, украшения / О. Сивотялова, Р. Андреева. – Санкт-Петербург: Издательский дом ЛИТЕРА, 2000. – 187с.
  26. Сидорова, М.А. Европейская флористика. Фитодизайн путь к гармонии. / М.А. Сидорова. – М.: «Ниола – Пресс», 2007 – 127с.
  27. Солод, Л. Цветочные чудо-коллажи / Л. Солод – Библиотека журнала цветы, «ЭКСМО», 2006. – 95с.
  28. Спичакова, С Школа флористики. Коллажи и панно / С. Спичакова – М.: Ниола 21 в., 2004 – 160 с.
  29. Федотов, Г. Сухие травы / Г. Федотов. – М.:« Аст-Пресса», 1999.
  30. Фитодизайн интерьера серия «Евростандарт в вашем доме», М.: С.Петербург « Диля», 2005 – 216с.
  31. Хессайон, Д.Г. Всё об аранжиовки цветов / Д.Г. Хессайон – М.: «Кладезь БУКС» 2005. – 124с.
  32. Шинковская, К. Войлок. Все способы валяния / К. Шинковская – М: Аст-Пресс, 2011. – 175с.

Литература для учащихся

 

  1. Гурскi, А. I. Земляробчый каляндар. Абрады i звычаi / А. I. Гурскi – Мiнск, 1990.
  2. Джудит Миллер Интерьер цвет и стиль / Джудит Миллер – М.: Ниола 21-й век, 2003. – 238с.
  3. Золотницкий, Н. Цветы в легендах и преданиях / Н. Золотницкий – Киев, 1994.
  4. Коновалова, Г. Уроки флористики. Сухоцветы. Коновалова Г. М.: «ЭКСМО», 2006.
  5. Осипова, Н.В Современный цветочный дизайн / Осипова, Н.В – М.: «Олма – Пресс», 2002.
  6. Сидорова, М.А. Европейская флористика. Фитодизайн путь к гармонии. / М.А.Сидорова – «Ниола – Пресс» 2007. – 127с.
  7. Федотов, Г. Сухие травы / Г. Федотов – М.: «Аст-Пресса», 1999.
  8. Фитодизайн интерьера. Серия «Евростандарт в вашем доме» – М.:, С. Пб «Диля» 2005. – 216 с.
  9. Хессайон, Д. Г. Всё об аранжиовки цветов / Д. Г. Хессайон М.: «Кладезь БУКС», 2005. – 124 с.
Яндекс.Метрика