Ошибка :

Показать отладочную информацию

Студия “Крынічка”, Фокина Э.А.
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Студия “Крынічка”, Фокина Э.А.

повышенный уровень изучения предметной области “изобразительное, декоративно-прикладное искусство”

 

Пояснительная записка

    Искусство является одним из самых действенных факторов целостного развития личности ребенка. Обладая большой силой эмоционального воздействия, оно способствует решению задач, как специфического характера, так и общих – развитию психических функций личности учащегося (памяти, воли, воображения, мышления, речи), эстетической восприимчивости ко всему окружающему, эстетических чувств, творческой активности, укреплению детского здоровья. В связи с этим в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи огромную значимость приобретает деятельность художественной направленности, к которой относятся и объединения по интересам изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

    Изобразительное и декоративно-прикладное творчество – как способ самовыражения – представляет собой процесс активного познания и отражения обучающимися окружающей действительности. Оно открывает учащимся многообразный мир народного искусства, вобравший в себя многовековые традиции и опыт мастерства. Они дарят радость труда, познания и творчества. Испытав это чувство однажды, учащийся будет стремиться в своих творческих работах рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Это обуславливает актуальность программы скульптурно-керамической студии “Крынічка”.

Программа объединения по интересам включает два уровня изучения образовательной области (изобразительное, декоративно-прикладное творчество): базовый и повышенный; имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на осознанный выбор профессиональной деятельности, на формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество.

Занятия по программе дают возможность сотворчества, развития индивидуальных способностей через приобщение к продуктивной творческой деятельности, помогают детям и подросткам раскрыть внутренний мир красоты и гармонии. Это один из путей самореализации и самоопределения учащегося в социуме, ориентированный на использование полученных знаний, реализацию себя как творческой личности, свободное межличностное общение.

Осваивая программу, учащиеся получают знания по основным видам изобразительного и декоративно-прикладного искусства (живопись, рисунок, керамика, соломка, вышивка, ткачество, роспись, вытинанка), основным жанрам (портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетные композиции); представление о различных материалах и техниках: пластических (глина, пластик), красках (гуашь, акрил, керамические, витражные); осваивают ряд специальных терминов (колорит, цветовой тон, объём, графичность, набросок, эскиз и т.д.). Учащиеся овладевают различными видами декоративно-прикладного творчества, приемами и технологиями работы; знакомятся с лучшими произведениями отечественного и мирового искусства (прикладного, фольклорного, классического и современного), получают знания по истории искусства.

Программа позволяет осуществить интеграцию вышеперечисленных видов творческой деятельности, расширяя кругозор учащихся, увеличивая потенциал творческих возможностей. Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия из разных материалов (ракал, бумага, пластика), обогащая данный вид декоративно-прикладного творчества новыми способами художественного декора.

Программа также предполагает обучение учащихся таким техникам и технологиям декоративно-прикладного творчества, как: обучение мазковой живописи керамическими красками для декорирования бытовой утвари; разработка и изготовление национальной куклы на картонной цилиндрической основе, выполнение одежды в технике аппликации; разработка и выполнение куклы из гофрированной бумаги (на каркасе из бутылки и проволоки); разработка и освоение технологии выполнения ниточных кукол (трёх- и четырёхслойное сложение); активное использование национальных орнаментальных мотивов при оформлении костюмов, предметов быта и т.д.; изображение в композициях национальных праздников, обрядов, традиций и т.д.

Программа составлена на основе современных требований к образовательным программам дополнительного образования детей и молодёжи, многолетнего опыта работы народной студии Национального центра художественного творчества детей и молодёжи.

Образовательный процесс в течение трех лет обучения построен как последовательный переход учащегося от одного образовательного этапа к другому, что способствует расширению и углублению знаний учащихся в соответствии с её направленностью, целями и задачами, соответствием с учебно-тематическим планом и современными педагогическими технологиями, отражёнными в подходах к обучению, методах обучения, контроле, анализе результатов освоения программы. Этапы обучения:

Первый год обучения – учащиеся получают первоначальные знания и умения в области изобразительного и декоративно-прикладного творчества, у них закладывается фундамент для дальнейшего углубленного изучения разнообразных видов художественной деятельности и мотивации учащихся.

Контроль знаний, умений учащихся проводится в форме собеседования, проведения конкурсов, обсуждения итоговых выставок.

Второй год обучения – на данном этапе происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, упор делается на развитие и совершенствование опыта творческой деятельности (умений, навыков, способов выполнения художественных работ) при условии творческой инициативы и самостоятельности.

Контроль знаний, умений учащихся проводится в форме тестирования, выполнения конкурсных работ, проведения, анализа итоговых выставок и персональных выставок и занятий.

Третий год обучения – этот этап направлен на усвоение более сложного теоретического и практического материала при создании авторских работ. Основная цель – развитие творческой активности, достижение полной самостоятельности в работе. Педагог выступает в качестве помощника или консультанта. На третьем году обучения предусматривается профессиональная подготовка учащихся, поступающих в художественные школы или училища.

Контроль знаний, умений учащихся проводится в форме творческих конкурсов, представления учащимися индивидуальных портфолио, проведения персональных и коллективных итоговых выставок и их обсуждения.

Качество освоения программы отражают достижения высоких личных показателей учащихся в теоретических знаниях и практических умениях и навыках, конкурсах, выставках детского творчества республиканского и международного уровня.

Цель программы: развитие творческой личности учащихся, воспитание познавательной, эстетической, художественной культуры посредством ознакомления с народными традициями, самостоятельного творчества и приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям.

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения для учащихся в возрасте от 6 до 16 лет. Набор детей в студию осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Главным условием приёма учащихся является их собственное желание заниматься изобразительной и декоративно-прикладной деятельностью.

При комплектовании групп учитывается возраст учащихся и год обучения. Группы первого и второго года обучения занимаются два раза в неделю по 2 часа (144 часа в год). Группы третьего года обучения занимаются два раза в неделю по 3 часа (216 часов).

 

Материально-техническое обеспечение

Кабинет для занятий должен быть оборудован в соответствии с требованиями санитарной гигиены, нормами пожарной безопасности и техники безопасности: удобные для работы столы, стулья, мольберты, этюдники, планшеты, необходимый наглядный, постановочный материал и печатная продукция.

В общую систему комплексного оснащения кабинета входит и предметное окружение (собранные коллекции лучших работ учащихся за весь период обучения, коллекции, привезенные учащимися из разных стран мира), которое воздействует на ребёнка, затрагивая его эмоциональную сферу, стимулирует творческую активность. Предметное окружение должно соответствовать определённому эстетическому уровню и включать в себя образцы народного творчества.

Материалы и инструменты: картон, бумага (ватман), кисти, перьевые ручки, ёмкости для воды, стеки, карандаши, краски (акварельные, гуашевые, акриловые, керамические краски, глазури), фломастеры, маркеры, тушь, пастель. Пластические материалы (глина, шамот, пластик).Дополнительные материалы: ножницы, проволока, ракал, цветная и гофрированная бумага, цветные натуральные и искусственные нитки, ткани.

Создание работ в глине (шамоте) и их декорирование керамическими красками или глазурью предполагает обжиг изделий в муфельной печи (её установка требует отдельного помещения с вытяжкой).

Кадровое обеспечение: образовательный процесс в объединении по интересам обеспечивается педагогом дополнительного образования высокого профессионализма и мастерства. Для выполнения организационно-технической работы необходим лаборант.

 

Первый год обучения

Задачи:

- сформировать навыки рисования по памяти и воображению (с помощью графических и живописных приемов);

- познакомить с народным творчеством Беларуси;

- помочь учащимся проявить интерес и индивидуальные способности к творчеству;

- развивать художественный вкус, формировать познавательную активность;

- познакомить и научить работать с различными инструментами и материалами;

- формировать у учащихся практические навыки использования полученных знаний в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве;

- овладеть основами культуры труда.

 

Учебно-тематический план 1-го года обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Вводное занятие

2

2

-

1.

Графика

30

2

28

2.

Живопись

42

2

40

3.

Декоративно-прикладная деятельность:

- лепка

- роспись на стекле

- вытинанка

- аппликация

- изготовление кукол

 

10

12

10

10

10

 

2

1

1

1

1

 

8

11

9

9

9

4.

Выставочная деятельность, экскурсии, участие в культурно-массовых мероприятиях

16

-

16

 

Итоговое занятие

2

-

2

 

ИТОГО

144

12

132

           

 

 

Содержание программы 1-го года обучения

Вводное занятие (2 ч.)

Знакомство с учащимися. Обзор программы на год. Кабинет и его оборудование. Правила внутреннего распорядка. Инструменты и материалы. Организация рабочего места для работы с красками и другими художественными материалами. Беседа о санитарных нормах и правилах безопасной работы.

Практическая работа. Рисунок на свободную тему с целью выявления уровня изобразительных способностей учащихся. Игры на снятие психологического напряжения.

 

1. Графика (30 ч.)

Беседа: “Рисунок – основа графики”. Виды графических работ. Этапы выполнения. Демонстрация репродукций.

Практическая работа:

- построение формальной композиции путём освоения основных выразительных приёмов (линия, пятно, штрих, точка);

- соединение беспорядочно расположенных точек на листе бумаги линиями и оформление каждого замкнутого фрагмента линейными узорами;

- линейное изображение птиц, рыб, бабочек, их цветовое и декоративное решение графическими приёмами.

Темы работ: “Рыбка золотая”, “Бабочка-красавица”, “Птица счастья”, “Моряк”, “Девочка”, “Мальчик”, “Клоун”.

 

2. Живопись (42 ч.)

Беседа: “Живопись – и её весёлая палитра красок”. Создание тематических композиций, натюрмортов, пейзажей. Демонстрация репродукций картин художников.

Практическая работа:

- упражнение на освоение основных технологических приёмов: смешивание красок, цветовой тон, насыщенность, светлота;

- передача времен года посредством цветового, тонального, композиционного построения на плоскости листа;

- выполнение однофигурных композиций с изображением героев сказок, народных праздников, обрядов, передача характерных черт героев, цветовое и тональное решение.

Темы работ: “Осенний дождь”, “Зимняя стужа”, “Весёлая капель”, “Богиня весны – Ляля”, “Коза колядная”, “Зюзя”, “Волк”, “Кот”, “Снегурочка”.

 

3. Декоративно-прикладная деятельность (52 ч.)

Лепка (10 ч.)

Беседа: “Изразец и свистулька в народном творчестве Беларуси”. Демонстрация образцов из собранной коллекции.

Практическая работа:

- изучение и освоение приемов и способов лепки глиняных фигурок свистульки традиционным способом вытягивания деталей из одного куска. Характерные особенности декора.

- рельефное изображение из соленого теста или пластика. Изучение приёмов лепки барельефа и горельефа.

Темы работ: “Птичка”, “Уточка”, “Лошадка”, “Солнечная улыбка”, “Забавные маски”, “Райская птичка”.

Роспись на стекле (12 ч.)

Беседа: “Звонкие краски народной росписи Беларуси”. Демонстрация репродукций и образцов.

Практическая работа:

- стилизация разнообразных растений. Разработка эскиза букетной композиции. Перевод эскиза на стекло чёрной тушью перьевой ручкой. Решение букета в цвете.

- работа над эскизом росписи стекла, стилизованное изображение птиц, рыб и животных, перевод эскиза на стекло чёрной тушью, после высыхания выполнение в цвете.

Темы работ: “Сказочная птица”, “Морская красавица”, “Полевые цветы”, “Подарочный букет”, “Гордый петух”.

Вытинанка (10 ч.)

Беседа: “Мастера белорусской вытинанки”. Демонстрация образцов из альбомов В. Дубинки и Н. Соколовой-Кубай.

 

Практическая работа:

- упражнения на освоение основных приёмов и способов вырезания из бумаги;

- геометрический и растительный орнаменты;

- изготовление салфеток и карунок;

- закрепление навыков вырезания.

Темы работ: “Геометрический орнамент”, “Аленький цветок”, “Цветок папоротника”.

Аппликация (10 ч.)

Беседа: “Аппликация. Различные виды и способы выполнения аппликаций”. Демонстрация образцов.

Практическая работа:

- образное решение однофигурной композиции – эскиз. Подбор цветовой гаммы. С помощью кальки перевод рисунка на цветную бумагу или ракал. Вырезание деталей и наклеивание на картон;

- создание образов на поверхности объёмных изделий из пластика способом наклеивания деталей из цветного ракала.

Темы работ: “Клоун”, “Повар”, “Дед Мороз”, “Снегурочка”.

Изготовление кукол (10 ч.)

Беседа: “Виды народных кукол”.

Практическая работа:

- изготовление игровых и обрядовых кукол способом скручивания, пеленания, закрепление нитками.

Темы работ: “Пеленушки”, “Галовачки”, “Купавка”, “Бессоница”.

Выставочная деятельность, экскурсии, участие в культурно-массовых мероприятиях (16 ч.)

Встречи с художниками-профессионалами, народными мастерами. Изготовление праздничных и обрядовых сувениров.

Итоговое занятие (2 ч.)

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Обзор достижений за учебный год. Просмотр и обсуждение итоговой выставки.

 

Ожидаемые результаты

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:

- виды народного творчества;

- основные отличительные особенности разных видов белорусского декоративно-прикладного искусства;

- элементарные законы цветоведения и композиции;

- изобразительные основы декоративных элементов;

- технологии изготовления декоративно-прикладных изделий;

- названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей, основные правила работы с ними;

- художественные термины и понятия;

- различные виды и способы аппликации;

- основные способы рельефного и объемного изображения из соленого теста, пластилина, пластика;

- правила безопасной работы;

уметь:

- пользоваться различными художественными материалами: карандашами, кистью, палитрой, красками, маркерами, фломастерами, восковыми мелками, пластичным материалом;

- создавать и использовать эскиз при работе над композицией;

- использовать традиционные способы лепки (жгутиковая лепка из одного куска);

- линейно изображать и декорировать животный и растительный мир с помощью основных выразительных приёмов: линия, пятно, штрих, точка;

- применять навыки и приёмы вырезания при изготовлении салфеток и карунок с геометрическим и растительным орнаментом;

- при создании однофигурных живописных композиций уметь смешивать краски, решать задачи по цветовому тону, насыщенности и светлоте;

- передавать в пейзаже времена года посредством цветового и тонального решения;

- изготавливать изделия согласно технологии по собственному замыслу.

 

Второй год обучения

Задачи:

- познакомить с основными законами построения композиции в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве, законами симметрии и равновесия частей на плоскости;

- изучить основы цветоведения;

- углубить знания по истории декоративно-прикладного искусства Беларуси;

- развивать у учащихся творческое воображение, пространственное мышление, эстетическое чувство и понимание прекрасного;

- совершенствовать навыки работы с различными материалами в разных техниках выполнения декоративно-прикладных изделий;

- развивать творческую активность, фантазию, индивидуальность.

 

Учебно-тематический план 2-го года обучения

 

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Вводное занятие

2

2

-

1.

Графика

30

2

28

2.

Живопись

30

2

28

3.

Декоративно-прикладная деятельность:

- лепка

- роспись на дощечках

- вытинанка

- аппликация

- изготовление кукол

 

20

16

8

10

10

 

2

2

2

2

2

 

18

14

6

8

8

4.

Выставочная деятельность, экскурсии, участие в культурно-массовых мероприятиях

16

-

16

 

Итоговое занятие

2

-

2

 

ИТОГО

144

16

128

 

Содержание программы 2-го года обучения

Вводное занятие (2 ч.)

Обзор программы на год. Экскурсия по Центру, галерее детских рисунков прошлых лет, выполненных различными материалами. Правила безопасной работы, требования к рабочему месту, правила поведения в учреждении.

 

1. Графика (30 ч.)

Беседа: “Технические возможности графики”. Демонстрация репродукций в разной технике исполнения.

Практическая работа:

- графическое решение узора по “подмалевку” (частичному тонированию бумаги чаем) с последующим декорированием отдельных элементов узора;

- графическое изображение портрета по “подмалевку” с передачей пропорции лица и черт характера;

- создание двухфигурных композиций с передачей взаимосвязи героев через движение (динамику) в окружающей среде;

- применение навыков линейного изображения фигуры человека в движении, его взаимодействие с животными и людьми.

Темы работ: “Декоративный букет”, “Цветок папоротника”, “Веселая сестра”, “Добрая мама”, “Строгий дед”, “Девочка с кошечкой”, “Мальчик с собакой”, “Наездник”.

 

2. Живопись (30 ч.)

Беседа: “Основные виды живописных работ” (портрет, натюрморт, пейзаж, тематическая картина). Демонстрация репродукций картин белорусских и зарубежных художников.

Практическая работа:

- трехцветное решение натюрморта из овощей и фруктов, выполнение контура предметов черной краской с подбором колорита из трех цветов;

- создание настроения в пейзаже, передача состояния в природе через перспективу, цветовые и тональные отношения;

- формирование композиционного построения сюжета, колористическое цветовое и тональное решение.

Темы работ: “Осенние дары”, “Фруктовое изобилие”, “Вечер”, “Восход”, “Дождливый день”, “Лютая стужа”, “На отдыхе”, “На арене цирка”, “В магазине”.

3. Декоративно-прикладная деятельность (64 ч.)

Лепка (20 ч.)

Беседа: “Ивенец – центр белорусского гончарства”. Демонстрация послевоенных и современных образцов чернолощеной, обварной, расписной, глазурованной керамики народных мастеров Беларуси.

Практическая работа:

- изучение основных способов ручной лепки бытовых сосудов из глины с помощью жгутиков, с последующим декорированием (роспись, гравировка, глазуровка);

- изучение основ формирования двухфигурных композиций из шамота, способом лепки, сохранение целостности и динамики.

Темы работ:“Два зайчика”, “Из рога всего много”, “Семен-музыкант”.

Роспись на дощечках (16 ч.)

Беседа: “Белорусская народная роспись”. Особенности белорусской оговской росписи.

Демонстрация образцов и репродукции.

Практическая работа:

- стилизованное изображение цветов, птиц, животных с использованием элементов оговской росписи акриловыми или гуашевыми красками по грунтованной доске.

Темы работ: “Птица счастья”, “Бабушкин букет”, “Благородный олень”.

Вытинанка (8 ч.)

Беседа: “Праздничное убранство белорусского жилища”. Демонстрация образцов и репродукций.

Практическая работа:

- вырезание из бумаги симметричных и рапопортных композиций с подложкой другого цвета;

- создание ажурных букетов, птиц, цветов для оформления праздничных открыток.

Темы работ: “Каранка”, “Фіранкі”, “Белорусские узоры” (геометрический орнамент), “Древо жизни” (цветочно-анималистическая композиция).

 

 

Аппликация (10 ч.)

Беседа: “Белорусский национальный костюм и его строи”. Демонстрация фотографий с изображением традиционного национального костюма.

Практическая работа:

- зарисовки строев белорусского костюма, графическое и цветовое решение;

- использование полученных знаний в области белорусского костюма при изготовлении кукол на цилиндрической основе, путем наклеивания деталей лица и костюма из цветного ракала.

Темы коллективных работ: “Мы – белорусы”, “Герои новогодних праздников”.

Изготовление кукол (10 ч.)

Беседа: “Средневековая одежда белорусов”. Демонстрация репродукций.

Практическая работа:

- изготовление ниточных кукол, двух-, трехслойным сложением ниток, обозначение узлами головы, рук, ног, талии, деталей костюма. Придание одежде элементов средневекового стиля.

Темы работ: “Средневековый бал в Несвиже”, “Новогодний бал” (коллективная работа).

Выставочная деятельность, экскурсии, участие в культурно-массовых мероприятиях (16 ч.)

Встречи с художниками-профессионалами, народными мастерами. Изготовление обрядовых и праздничных сувениров.

Итоговое занятие (2 ч.)

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Обзор достижений за учебный год. Просмотр и обсуждение итоговой выставки.

 

Ожидаемые результаты

К концу учебного года учащиеся должны знать:

-                   различие основных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

-       основные изобразительные материалы и приёмы работы с ними;

-                   основы рисунка и живописи;

-       законы композиции, симметрии и равновесия частей на плоскости;

-       особенности работы в области декоративно-прикладного искусства при создании кукол, вытинанок, аппликации, росписи на дощечках;

уметь:

-                   самостоятельно организовывать рабочее место, соблюдая правила безопасной работы;

-                   создавать графически с помощью линии и штриха узоры, портреты, двухфигурные композиции с передачей взаимосвязи героев через динамику;

-                   в живописных работах композиционно строить сюжет, подбирая цветовое решение;

-                   передавать в пейзаже состояние природы;

-                   применять основные способы ручной лепки бытовых предметов из глины и шамота с помощью жгутов с последующим декорированием;

-                   составлять орнамент в эскизе для росписи дощечек из стилизованных растений и животных;

-                   применять традиционные способы и методы вырезания симметричных и рапортных вытинанок, используя цветовые подложки;

-                   использовать полученые знания в области белорусского костюма при изготовлении кукол.

Третий год обучения

Задачи:

- развить устойчивый интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству;

- стимулировать самостоятельную работу учащихся, поиск новых подходов при выполнении заданий;

- развивать нестандартное мышление творческой личности;

- помочь учащимся самореализоваться в творчестве, в общении со сверстниками, педагогом, родителями;

- обеспечить культурно-эстетическое развитие учащихся;

- развивать профессионально-творческие устремления, умения и навыки проективной деятельности;

- содействовать в профессиональном самоопределении учащихся.

 

Учебно-тематический план 3-го года обучения

 

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Вводное занятие

3

-

3

1.

Графика

50

5

45

2.

Живопись

50

5

45

3.

Декоративно-прикладная деятельность:

- мелкая пластика

- роспись по ткани

- вытинанка

- аппликация

- изготовление кукол

84

 

15

15

20

24

20

12

 

2

2

2

3

3

72

 

13

13

18

21

17

4.

Выставочная деятельность, экскурсии, участие в культурно-массовых мероприятиях

16

-

16

 

Итоговое занятие

3

-

3

 

ИТОГО

216

22

194

 

Содержание программы 3-го года обучения

Вводное занятие (3 ч.)

Обзор программы на год. Правила безопасной работы, требования к рабочему месту, соблюдение санитарных норм и правил.

Практическая работа: выполнение композиции на свободную тему.

 

1. Графика (50 ч.)

Беседа: “Технические возможности графических изображений” (граттаж). “Новаторские художественные решения в графическом изображении”.

Практическая работа:

- создание художественных образов исторических личностей, передача характерных черт той эпохи в костюме и окружении, использование навыков графических изображений в технике рисунка.

Темы работ:“Евфросиния Полоцкая”, “Барбара Радзивилл”, “Витовт”, “Ягайло” и т.д.

- создание и грамотное построение на плоскости многофигурной композиции, используя и закрепляя навыки графического изображения: линия, штрих, пятно.

Темы работ: “Белорусские танцы”, “Семейный праздник”, “На улицах города”.

- исполнение в выбранной автором технике;

- создание фантазийных образов, подключая свободное ассоциативное, образное мышление, использование приобретенных знаний и навыков при выполнении графических работ.

Темы работ: “Свободная техника и материалы на выбор” (композиция на свободную тему).

 

2. Живопись (50 ч.)

Беседа: “Современное искусство и его течения”

Демонстрация репродукций белорусских и зарубежных художников ХХ-ХХI веков.

Практическая работа:

- использование выразительных возможностей красок при их техническом и технологическом применении;

- создание сюжетно-композиционного центра, закрепление знаний по цветоведению и перспективе в решении живописных работ;

- создание беспредметной композиции. Ассоциативный подход к графическому и цветному решению.

Темы работ:“Праздник”, “Купальские игры”, “Спорт в моей жизни”,Сон”, “Радость”, “Грусть”, “Тревога”.

 

3. Декоративно-прикладная деятельность (84 ч.)

Мелкая пластика (15 ч.)

Беседа: “Мелкая пластика в белорусском и зарубежном искусстве”. Демонстрация репродукций и образцов.

Практическая работа:

- применение и закрепление знаний ручной лепки при создании народной декоративной игрушки. Стилизация фигуры человека и животных;

- передача динамики и экспрессии при создании анималистических композиций с большой долей обобщения и стилизации.

Темы работ: “Раковская пара”, “Всадники”, “Дружная семейка”, “Обитатели Беловежской пущи”, “Африканские мотивы”.

Роспись по ткани (15 ч.)

Беседа: “Белорусские рисованные ковры”.Демонстрация репродукций и образцов.

Практическая работа:

- создание эскиза “макатки” (стилизованные изображения животных, цветов, птиц и зверей), исполнение эскиза в цвете, перевод в материал гуашевыми или акриловыми красками на грунтованный холст;

- создание эскиза для “маляванага дывана” с чётко выраженным композиционным центром и каймой (стилизация изображений цветов, птиц и животных. Цветовое решение).

Вытинанка (20 ч.)

Беседа: “Мастера белорусской вытинанки”. Демонстрация репродукций и образцов.

Практическая работа:

- закрепление знаний и умений при создании традиционной вытинанки. Ажурное вырезание с применением подложки другого цвета.

Темы работ: “Древо жизни”, “Памятники архитектуры”, “Сюжетные композиции”.

Аппликация (24 ч.)

Беседа: “Применение различных материалов в аппликации”. Демонстрация образцов.

Практическая работа:

- выполнение эскиза для беспредметной композиции. Подбор колорита, построенного на контрастах в цвете.

Темы работ: “Восторг”, “Печаль”.

 

Изготовление кукол (20 ч.)

Беседа: “Возможности различных материалов для изготовления кукол”. Демонстрация образцов.

Практическая работа:

- знакомство с приемами и способами изготовления куклы из гофрированной бумаги на каркасе из проволоки, закрепленной на стеклянной основе. Создание костюма, головного убора и прически с использованием ножниц и клея ПВА;

- изготовление тряпичной куклы на проволочной основе.

Тема работы: “Калядовщики”, “Модница”.

 

Выставочная деятельность, экскурсии, участие в культурно-массовых мероприятиях (16 ч.)

Знакомство с условиями и процессами будущей профессиональной деятельности. Встречи с художниками-профессионалами, народными мастерами. Содействие профессиональному самоопределению учащихся.

 

Итоговое занятие (3 ч.)

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Обзор достижений за учебный год. Просмотр и обсуждение итоговой выставки, демонстрирующих профессионализм и мастерство учащихся.

 

Ожидаемые результаты

К концу учебного года учащиеся должны знать:

-       основы композиционного построения предметов на плоскости;

-       возможности графики и основные приёмы создания графических изображений;

-       виды и жанры живописных произведений;

-       отличительные особенности и общее в разных видах декоративно-прикладного искусства;

-       способы и приёмы выполнения росписи по стеклу, по грунтованному холсту, по дереву;

-       способы и приёмы выполнения вытинанки, её тематику и символы;

-       виды и варианты изготовления белорусских национальных кукол, игрушек, свистулек;

уметь:

-       самостоятельно выполнять творческую работу на свободную или заданную тему в разных техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

-       создавать сюжетно-композиционный центр в живописных и графических работах, применяя знания по перспективе, цветоведению;

-       при создании эскиза росписи уметь стилизовать животный и растительный мир, выполнять перевод эскиза в материал, используя приёмы народной росписи Беларуси;

-       графически грамотно изображать предметы на плоскости, используя линию, пятно, штрих;

-       грамотно применять накопленные знания при изображении натюрморта, пейзажа, портрета, многофигурных композиций;

-       применять традиционные методы и приёмы сложения и вырезания вытинанки из бумаги, создавать эскизы сложных тематических композиций по архитектурным памятниками и традиционным сюжетам;

-       творчески выполнять работу по росписи на стекле, дереве, ткани;

-       изготовлять куклы из бумаги, картона, ткани, ниток, используя знания по изготовлению традиционных “кукол-оберегов”;

-                   эксперементировать при создании кукол из гафрированной бумаги, картона, ракала, ниток;

-                   создавать из глины белорусские национальные игрушки традиционным способом: свистульки, двухфигурные и многофигурные композиции;

-                   обобщать и выделять главное в лепке.

 

Формы и методы реализации программы

Реализация программы предполагает использование всех видов деятельности, развивающих личность: труд, познание, учение, общение, творчество.

При этом соблюдаются следующие правила:

- виды деятельности должны быть разнообразны, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов учащихся, группы;

- необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию учащихся, сотрудничество детей и взрослых;

- обязательным условием обучения является формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде, а также экономного использования материалов.

В процессе прохождения основных разделов программы учитываются следующие характерные особенности и задачи художественной деятельности.

Основой любого изобразительного предмета, будь то живопись, графика, скульптура или декоративно-прикладное творчество является композиция. В любой композиции должен присутствовать сюжетно-композиционный центр. Смысловая завязка композиции должна соответствовать возрастным возможностям учащихся. Педагогу необходимо не мешать учащемуся размышлять, фантазировать и воплощать свои идеи в материале при помощи выразительных средств графики, живописи и декоративно-прикладного искусства.

В обучении графике важно формировать у учащихся умения пользоваться рисовальным материалом; правильно и точно видеть и передавать форму, строение, пропорции, формы изображаемого предмета; конструктивное строение, пространственные отношения, перспективные сокращения и изменения формы; выполнять эскизные зарисовки и наброски, использовать их в сюжетных композициях.

На занятиях живописью необходимо научить обращаться с художественными материалами, обучить различным приемам работы с гуашью и акрилом; передать знания об основных и дополнительных цветах, цветовых гаммах, способах получения различных цветов и их оттенков, научить изображать предметы в условиях световоздушной среды тоном и цветом, развить умение видеть цвет.

Специфика творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства предполагает формирование у учащихся вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства, воспитание уважения и любви к труду человека, национальной гордости и патриотизма, развитие эмоционально-оценочного отношения к традиционной национальной культуре. Лепка, роспись, вытинанка, аппликация являются эффективными средствами познания объемно-пространственных свойств действительности. Занимаясь этими видами деятельности, учащиеся овладевают полезными практическими навыками, тренируют руку и глаз, расширяют круг знаний о свойствах используемых материалов. У учащихся формируется образно-пластический способ мышления, развивается восприятие трехмерной формы предметов окружающей действительности, соотношение формы, массы, пропорций и фактуры. Учащиеся знакомятся с особенностями художественных и конструктивных возможностей различных материалов, формируются посильные умения создания художественного образа.

Процесс изготовления народных кукол играет особую роль в развитии у учащихся художественно-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию культурно-исторических особенностей своего края.

В программе органически сочетаются разнообразные познавательные и досуговые формы коллективной деятельности: встречи с народными мастерами, художниками, посещение музеев, выставок, вернисажей, участие в международных выставках, конкурсах, фестивалях.

Организация образовательного процесса основана на личностно ориентированном подходе – использовании адаптивных технологий, направленных на “приспособление” образования к индивидуальным возможностям, потребностям и интересам ребёнка и их развития, на создание психологических, комфортных условий, обеспечивающих самоутверждение и самореализацию ребёнка в художественно-эстетической деятельности; на осуществление индивидуальной диагностической работы как прогнозирование ситуации успеха для каждого обучаемого; на создание личностно утверждающей ситуации как основы положительного отношения учащегося к собственному творческому развитию. Способы деятельности и общения, характер взаимодействия между его субъектами ориентированы на обретение ребёнком личностного смысла деятельности, на появление у него потребностей в саморазвитии.

Программа предусматривает задания различного уровня сложности, что создает условия для раскрытия и развития творческого потенциала учащихся, эффективного освоения содержания программы на базовом и повышенном уровнях изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В процесс обучения особое внимание уделяется изучению творческих приёмов работы, синтезу и взаимосвязи различных техник. Закрепление навыков происходит в процессе выполнения творческих работ.

Теоретический и практический материал усложняется по мере накопления у учащихся определенного опыта художественной деятельности.

Диагностика личностного развития учащихся осуществляется методом наблюдения (во взаимодействии с родителями), которая осуществляется постоянно.

Итоговое занятие проводится в форме отчётной выставки творческих работ учащихся. По итогам года формируется выставочный фонд студии.

 

Литература для педагога

  1. Городкова, Г. Мягкие игрушки-мультяшки и зверушки /
    Г. Городкова, М. Нагибина. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  2. Грибушина, И. Мягкая игрушка мамам и детям / И. Грибушина, Э. Тюрина. – М.: САТИС, 1994.
  3. Декоративно-прикладное искусство Белорусси XII-XVIII в.в. – М., 1984.
  4. Ефимова, А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах/ А.В. Ефимова. – М., 1978.
  5. История Белорусского искусства: в 6 т. / Рэд. кал.: С.М. Марцелев (гл. ред.) и др. – Минск.: Наука и техника, 1994.
  6. Карлсон, М. Научитесь лепить фигурки людей / М. Карлсон. – М.,2006.
  7. Королева, В.А. Учебный рисунок. / В.А. Королева. – М., 1981.
  8. Кузьмин, B.C. Наброски и зарисовки / В.С. Кузьмин. – М., 1970.
  9. Лопатина, А. Секреты мастерства / А. Лопатина, М. Скребцова. – М., 2002.
  10. Макнивел, Э. Уроки детского творчества. Куклы. Маски /
    Э. Макнивел. – СПб, 2000.
  11. Миронова, Л.Н. Цветоведение / Л.Н. Миронова. – Минск: Вышэйшая школа, 1984. – 285с.
  12. Молотобарова, О. Кружок изготовления игрушек-сувениров /
    О. Молотобарова. – М., 1990. – 84с.
  13. Сафонова, Н. О. Кружки художественной вышивки / Н.Сафонова, О. Молотобарова. – М., 1983. – 112с.
  14. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство. Методика преподавания в начальной школе / Н.М. Сокольникова. – М.: Асадема, 2003. – 304с.
  15. Сокольникова, Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск: Титул, 1998. – 81 с.
  16. Фадзеева, В. Беларуская народная вышыўка / В. Фадзеева. – Минск, 1991.
  17. Реттих, М. Уроки рисования в стихах / М. Реттих; пер. с нем.
    Т.И. Попова. – Минск: Поппури, 2006. – 128с.

 

Литература для учащихся

  1. Аксенов, К.А. Рисунок. В помощь начинающему художнику / К.А. Аксенов. – М., 1986.
  2. Горичева, В.Д. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: популярное пособие. – Ярославль, 1998.
  3. Журналы: “Мастацтва Беларусі”, “Юный художник”, “Я рисую”.
  4. Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: у 5 т. / Рэд.кал.: І.П. Шамякін (гал.рэд.) і інш. – Мiнск.: Беларусь. Сав. Энцыкл., 1987.