Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Театр фольклорной моды

 

Козич Л. Ф., педагог дополнительного образования Государственного учреждения образования «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Контакт» г. Минска»

 Пояснительная записка 

В течение последних веков человек с удивительной изобретательностью придаёт куску ткани различные формы для покрытия человеческого тела. Желание достичь определённого положения в обществе и вызвать восхищение окружающих – одна из основных человеческих потребностей, и она отражена в нашей одежде. Но существует также сильное стремление принадлежать к определённой группе: человек – существо социальное и нуждается в ощущении своего единства с обществом. Мода, особенно в индивидуальной области одежды, является выражением общественных идей и представлений определённой социальной группы.

В процессе занятий театра фольклорной моды учащиеся знакомятся с историей моды, миром тканей и одежды, основными законами моделирования; приобретают навыки конструирования и изготовления изделий; учатся различным техникам декора одежды. У учащихся развивается фантазия, воображение, эстетический вкус, чувство гармонии; воспитываются волевые качества, аккуратность в работе, трудолюбие. Перечисленные качества являются важным условием развития активной творческой личности и способствуют социальной адаптации детей и молодежи.

Занятия по данной программе помогут учащимся создать свой собственный неповторимый стиль, ощутить себя в роли кутюрье, реализовать свои творческие задумки по созданию собственной коллекции, «примерить на себя» такие популярные сегодня профессии, как портной, дизайнер одежды, модельер-конструктор.

Отличительная особенность программы заключается в том, что для создания коллекции одежды глубоко изучается исторический и этнографический материал (в том числе белорусский) и ремесленные виды декоративно-прикладного творчества (вышивка, набивной рисунок, мережка, низание бисером).

Программа имеет ступени обучения:

  • ступень «Ученики» – обучаются учащиеся, не имеющие навыков шитья и декоративно-прикладного творчества;
  • ступень «Подмастерья» – обучаются учащиеся, которые на момент зачисления в театр обладают базовыми навыками шитья и декоративно-прикладного искусства;
  • ступень «Мастера» – обучаются учащиеся, которые успешно прошли программу ступени «Подмастерья», где предусматривается изготовление авторских работ с полным технологическим циклом: от изготовления эскизов моделей коллекций до показа данной модели на подиуме.

Условием перехода на следующую ступень обучения является уровень подготовки и желание учащегося, которые могут не зависеть от года обучения.

Учащиеся, которые заинтересованы в более глубоком изучении курса шитья и не стремятся реализовать себя в создании авторских работ, остаются на ступени «Подмастерья» и повышают уровень своего мастерства в изготовлении швейных изделий и изделий декора.

В программу на всех ступенях обучения вводится практический курс «Модельная хореография», который дает возможность учащимся совершенствовать показ модели на подиуме.

Результатом работы театра фольклорной моды является создание коллекций моделей одежды, которые демонстрировались и номинировались на городских, республиканских, международных конкурсах и показах («Легенда Нясвижа – Барбара», «Коррида», «Дежавю», «Крейзи», «Вестерн», «Сладкая жизнь», «Бабушкин альбом», «Станица», «Самоварная кадриль», «Уикэнд на сафари», «Аргентинское танго», «Театр», «Плач Яраслаўны», «Дзяўчынкі – ліцвінкі»,  «Прывітанне Радзімы»).

В данной программе предусматривается вариативность тем обучения с учётом изменений в направлениях моды, появления новых материалов и технологий обработки.

Программа разработана с учётом современных требований к дополнительному образованию детей и молодёжи и использования эффективного опыта программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи г.Минска.

Реализация целевого назначения программы базируется на подходах, ценностях и принципах гуманистической педагогики:

- личностно ориентированный подход – признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребёнка;

- принцип природосообразности – обязательный учёт половозрастных особенностей;

- принцип дифференциации – отбор содержания, форм и методов обучения и воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- принцип системности – информация, передаваемая учащимися,  систематизирована и предлагается от простого к сложному, от главного к второстепенному, от общего представления к достаточно детальному изучению материала, что способствует приобретению прочных знаний и формированию умений и навыков;

- принцип культуросообразности – опора в обучении и воспитании на национальные особенности, культуру народа;

- деятельностный подход – личность существует, проявляется и формируется в деятельности. Деятельность является тем механизмом, через который внешнее переходит во внутреннее;

- принцип гуманизации межличностных отношений – уважительное отношение между педагогом и учащимися, терпимость к мнению детей, создание «ситуации успеха»;

- принцип открытости – участие в образовательном процессе максимального количества институтов и людей.

Цель программы: формирование у учащихся мотивации к творчеству и саморазвитию посредством изучения и освоения технологии изготовления одежды, моделирования и конструирования, создания авторской модели (коллекции).

Организационные условия реализации программы

В театре могут заниматься учащиеся от 10 до 18 лет, проявляющие интерес и склонности к конструированию и моделированию одежды.

1ступень обучения «Ученики»:

количество учащихся в группе – 12-15 человек.

общее количество часов  – 144 часа, в том числе

  • по декоративно прикладному творчеству и основам конструирования и моделирования – 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу);
  • по модельной хореографии – 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу).

2 ступень обучения «Подмастерья»:

количество учащихся в группе – 8-10 человек.

Общее количество часов – 216 часов, в том числе:

  • по декоративно прикладному творчеству и основам конструирования и моделирования – 144 часов (2 раза в неделю по 3 часа);
  •  по модельной хореографии – 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу).

3 ступень ступень обучения «Мастера»:

количество учащихся в группе – 8-10 человек.

Общее количество часов – 288 часов, в том числе:

  • по декоративно-прикладному творчеству и основам конструирования и моделирования – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа);
  • по модельной хореографии – 144 часа (2 раза в неделю по 1 часу), репетиционные постановочные занятия (1 раз в неделю по 2 часа).

Основная форма образовательного процесса – групповая. В период выполнения работ повышенной сложности возможна организация работы в подгруппах.

Ресурсное обеспечение

Помещение кабинета должно соответствовать требованиям действующих санитарных правил и норм (СанПиН от 15 июля 2010 г. № 94, с дополнением от 27 сентября 2010 г. № 129).

На занятиях систематически проводятся беседы по правилам безопасного поведения.

Материально-техническое обеспечение

Для занятий по декоративно-прикладному творчеству необходимы:

- швейные машины, оверлок, раскройный стол, манекен, куклы-манекены для разработки костюма в масштабе, классная доска, стеллажи, утюжильный стол, утюг с парогенератором, утюг бытовой, пресс для установки кнопок;

- линейка, ножницы, гладильная доска, иголки, сантиметровая лента, катушечные нитки, бумага для изготовления чертежей. Мел или мыло, карандаш, ластик, линейка закройщика, швейные булавки, ткань, уплотнитель ткани.

Для занятий по модельной хореографии:

- хореографический зал с зеркалами и звуковоспроизводящей аппаратурой.

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, работающий по данной программе, должен иметь высшее (среднее специальное) образование по профилю образования, соответствующему направлению деятельности. Практический курс «Хореография» ведёт педагог-хореограф.

 

Первый год обучения

1 ступень «Ученики»

(декоративно-прикладное творчество)

Задачи:

  • обучить приёмам пользования инструментами (иголкой, ножницами);
  • познакомить с основами цветоведения;
  • познакомить с видами ручных работ;
  • обучить правилам рационального раскроя ткани и моделирования одежды для кукол;
  • познакомить с историей фольклорного костюма;
  • обучить приёмам декорирования фольклорной одежды элементами декоративно-прикладного творчества: вышивка крестом, гладь, строчевая вышивка, мережка, набивной рисунок, аппликация, вышивка шнуром, вышивка и низание бисером;
  • обучить технологии обработки швейных узлов;
  • обучить основам вязания крючком;
  • развивать эстетический вкус;
  • развивать воображение, фантазию;
  • воспитывать потребность в сохранении национальных культурных традиций;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие.

 

Учебно-тематический план

1-го года обучения

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

 

Вводное занятие

1

1

1

Основы цветоведения

2

1

1

2.

Виды ручных работ

2

1

1

3.

Вышивка крестом, гладью, строчевая вышивка

7

1

6

4.

Технология декорирования изделий мережкой и набивным рисунком

3

1

2

5.

Аппликация

4

1

3

6.

Низание и вышивка бисером

4

1

3

7.

Вышивка шнуром

3

1

2

8.

Фольклорный костюм для куклы

22

5

17

9.

Моделирование и раскрой одежды для кукол

23

2

21

Экскурсии, массовые мероприятия, выставочная деятельность

В рамках тем программы

Итоговое занятие

1

1

Итого

72

15

57

*Вязание крючком

11

1

10

           

*дополнительнаятема для индивидуальной работы с учащимися, которые успешно осваивают программу

 

Содержание программы

1-го года обучения

 

Вводное занятие (1 ч.)

Знакомство с историей кружка. Цели и задачи, содержание и формы работы в кружке. Материалы, инструменты, оборудование, применяемые при работе.

Тема 1. Основы цветоведения (2 ч.)

Основные, дополнительные цвета. Тёплые и холодные цвета. Цвета хроматического ряда. Закономерности восприятия цвета.

Практика: получение цветов хроматического ряда на основе основных цветов. Цветовая раскладка холодного и тёплых цветов. Викторина «Где живет радуга?».

Тема 2. Виды ручных работ (2 ч.)

Оборудование рабочего места. Правила безопасного поведения при работе с ручными инструментами. Терминология ручных работ.

Практика: виды стежков и швов (простые, сложные, декоративно-отделочные) и технология их выполнения. Изготовление образцов.

Тема 3. Вышивка крестом, гладью, строчевая вышивка (7 ч.)

Цвета белорусской вышивки. Символика в вышивке. Традиционные, орнаментальные (геометрические, растительные) узоры в белорусской вышивке. «Расшифровка» орнаментов. Способы переноса рисунка на ткань. Технология вышивки крестом. Технология вышивки гладью. Технология изготовления строчевой вышивки.

Практика: вышивка крестом по канве по заданной схеме. Вышивка гладью по рисунку. Строчевая вышивка по заданной схеме. Путешествие-игра «Символика белорусского орнамента».

Тема 4. Технология декорирования изделий мережкой и набивным рисунком (3 ч.)

Фольклорный способ декорирования одежды и изделий быта из ткани – мережка. Способ декорирования изделий из ткани набивным рисунком. Отличие стеганых изделий от изделий с набивным рисунком.

Практика: изготовление изделия с декорированием мережкой  (салфетки). Технология изготовления набивного рисунка. Изготовление образца.

Тема 5. Аппликация (4 ч.)

Приемы выполнения клееной и пришивной аппликации. Швы для обработки аппликации.

Практика: подбор тканей и материалов. Выполнение образцов, небольших утилитарных предметов (прихватки, панно).

Тема 6. Низание и вышивка бисером (4 ч.)

Приёмы вышивки бисером. Технология низания бисером.

Практика: изготовление простейших изделий из бисера по готовым схемам.

Тема 7.Вышивка шнуром (3 ч.)

Технология изготовления вышивки шнуром.

Практика: вышивка шнуром по рисунку.

Тема 8. Фольклорный костюм для куклы (22 ч.)

Характеристика и региональные особенности белорусского народного костюма. Виды национальных белорусских кукол (куклы-амулеты из лоскутков ткани, куклы-свёртыши, куклы из квадратов). Ткани, используемые в фольклорном костюме. Виды кроя национальной одежды.

Практика: изготовление национальной куклы. Выполнение эскиза костюма. Изготовление лекал и раскрой ткани по лекалам. Изготовление декора одежды. Пошив костюма для куклы. Занятие-игра «Вячоркі».

Тема 9. Моделирование и раскрой одежды для кукол (23 ч.)

Построение базовых выкроек для куклы. Моделирование элементов одежды. Технология обработки швейных узлов изделий.

Практика: изготовление образцов изделий швейных узлов. Зарисовка эскизов моделей одежды для куклы. Пошив изделия.

Экскурсии, массовые мероприятия

Посещение выставок, музеев. Встречи с интересными людьми. Посещение театров и сотрудничество с профильными коллективами города, республики, зарубежья.

Итоговое занятие (1 ч.)

Выставка-презентация.

* Вязание крючком (11 ч.)

Виды пряжи для вязания. Подбор крючка в зависимости от толщины пряжи. Набор петель. Вязание воздушной петли, столбика, полустолбика, столбика с накидом. Прибавки и убавки петель в изделиях. Работа со схемами вязания. Обработка края вязания.

Практика: изготовление цепочки из воздушных петель. Изготовление образцов провязанных столбиком, полустолбиком, столбиком с накидом. Изготовление ажурного края по схеме.

 

Ожидаемые результаты

По окончании обучения на 1 ступени «Ученики» учащиеся должны знать:

- приёмы пользования инструментами (ножницы, иголка, наперсток, линейка, сантиметровая лента, пяльцы);

- правила безопасного поведения при работе с ручными инструментами.

- основные и дополнительные цвета;

- терминологию ручных работ;

- способы переноса рисунка на ткань;

- правила раскроя ткани и моделирование одежды для кукол;

- историю фольклорного костюма;

уметь:

- декорировать одежду элементами декоративно-прикладного творчества: вышивкой крестом, гладью, строчевой вышивкой, мережкой, набивным рисунком, аппликацией, вышивкой шнуром, вышивкой и низанием бисером;

- выполнять простые и сложные, декоративно-отделочные стежки и швы;

- «расшифровывать» белорусские народные символы в орнаментах;

- делать набор петель, прибавки и убавки петель, читать схемы при вязании крючком.

Занятия по данной программе будут способствовать:

- развитию эстетического вкуса;

- развитию воображения, фантазии;

- воспитанию аккуратности, трудолюбия;

- воспитанию гордости за свою страну и патриотизма.

 

Второй год обучения

2 ступень «Подмастерья»

Задачи:

- научить основам композиции и цветовой гармонии в моделировании;

- познакомить с белорусским сельским костюмом и костюмом белорусской шляхты;

- обучить моделированию, конструированию и технологии изготовления поясных изделий;

- обучить моделированию, конструированию и технологии плечевых изделий;

- обучить основам работы на швейной машине;

- обучить вязанию на спицах;

- обучить изготовлению изделий из кожи;

- обучить технологии изготовления аксессуаров (головные уборы, пояса, перчатки);

- познакомить с творчеством ведущих модельеров мира;

- познакомить с тенденциями современной моды;

- развивать творческие способности детей;

- воспитывать культуру общения.

 

Учебно-тематический план

2-го года обучения

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

2

  1.  

Искусство композиции. Компоненты композиции

6

4

2

  1.  

Цветовая гармония в моделировании

6

2

4

  1.  

Белорусский сельский костюм и костюм белорусской шляхты

15

6

9

  1.  

Основы работы на швейной машине

2

1

1

  1.  

Поясные изделия простого фасона. Юбка. Брюки

66

13

53

  1.  

Плечевые изделия простого фасона

67

7

60

  1.  

Технология изготовления аксессуаров

22

4

18

  1.  

Творчество ведущих модельеров мира

8

8

  1.  

Тенденции современной моды

4

4

  1.  

Экскурсии. Посещение мероприятий Центра. Показы коллекций

16

16

 

Итоговое занятие

2

2

Итого

216

51

165

*Вязание на спицах

10

1

9

*Изделия из кожи

10

1

9

*дополнительные темы для индивидуальной работы с учащимися, которые успешно осваивают программу

 

Содержание программы

2-го года обучения

 

Вводное занятие (2 ч.)

Цели и задачи, содержание и формы работы в объединении. Ознакомление с материально-технической базой. Беседа по правилам безопасной работы с электроприборами и швейным оборудованием. Материалы, инструменты, оборудование, применяемые при работе.

Тема 1. Искусство композиции. Компоненты композиции (6 ч.)

Компоненты композиции. Сочетание и взаимосвязь элементов костюма в целостном художественном восприятии. Линии одежды: силуэтные, конструктивные, декоративные. Пропорции в одежде. Влияние зрительных (внешних) свойств ткани на назначение, форму, фасон будущего изделия. Ритм изделия. Ансамбль в одежде. Виды моделирования.

Практика: прорисовка упрощённой коллекции (три модели), объединенной силуэтом и конструктивными линиями.

Тема 2. Цветовая гармония в моделировании (6 ч.)

Тёплые и холодные цвета. Цветовые ряды. Основные цвета. Пары дополнительных цветов. Цветовой круг, построенный на паре дополнительных цветов хроматического ряда. Схема гармонии пар контрастных и родственных цветов. Схема гармонии трёх цветов (триада).

Практика: построение цветовой раскладки. Построение гармонии трёх цветов на основе цветового круга.

Тема 3. Белорусский сельский костюм и костюм белорусской шляхты (15 ч.)

Особенности костюма белорусской шляхты. Особенности белорусского  сельского костюма по регионам.

Практика: изготовление куклы в женском шляхетном костюме. Изготовление куклы-свёртыша с элементами белорусского сельского костюма.

Тема 4. Основы работы на швейной машине (2 ч.)

Правила работы на швейной машине. Машины с горизонтальным и вертикальным челноком. Основные узлы и механизмы швейной машины: (механизм иглы, механизм нитепритягивателя, механизм челнока). Заправка машины. Неполадки в работе швейной машины. Уход за машиной.

Практика: подготовка машины к работе. Заправка машины. Соединение деталей изделий на швейной машине.

Тема 5. Поясные изделия простого фасона (66 ч.)

Юбка. Правила снятия мерок с фигуры. Прибавки на свободное облегание. Моделирование юбок. Правила раскроя изделий. Масштаб (1:1 или 1:4).

Практика: снятие мерок. Построение основы юбки. Зарисовка эскизов юбок. Моделирование по эскизам. Изготовление лекал. Раскладка лекал на ткани. Раскрой изделия. Пошив изделия.

Брюки. История брюк. Направление моды. Правила измерения фигуры для построения чертежа основы. Прибавки на свободное облегание. Норма расхода ткани.

Практика: снятие мерок. Построение основы чертежа конструкций брючных изделий в натуральную величину. Зарисовка эскиза брюк. Основы технического моделирования. Выполнение моделирования. Нанесение фасонных линий соответственно эскиза.

Изготовление выкроек. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой. Подготовка изделия к первой примерке. Первая примерка, выявление и исправление дефектов (обмеловка, осноровка и подкрой деталей, обработка застёжки с тесьмой «молния»). Поузловая технологическая и влажно-тепловая обработка изделия. Просмотр изделия, оценка качества работы.

Тема 6. Плечевые изделия простого фасона (67 ч.)

Правила измерения фигуры для построения чертежа основы конструкции плечевого изделия. Прибавки на свободное облегание при построении чертежа блузы, платья, сарафана. Основы технического моделирования. Выполнение моделирования соответственно эскизам в масштабе 1:4.

Практика: построение чертежа основы конструкции плечевого изделия в натуральную величину на конкретную фигуру. Зарисовка эскиза изделия. Нанесение фасонных линий соответственно эскиза. Изготовление выкроек. Подготовка ткани к раскрою.

Раскладка выкроек на ткани, обмеловка, раскрой. Подготовка изделий к первой примерке. Первая примерка, выявление и исправление дефектов (обмеловка, осноровка, подкрой деталей). Поузловая технологическая и влажно-тепловая обработка изделия (стачивание вытачек, рельефов, обработка карманов, стачивание боковых и плечевых швов, обмётывание срезов, обработка застёжки, обработка воротника и вмётывание его в горловину, обработка рукавов, вмётывание их в пройму).

Вторая примерка. Поузловая технологическая и влажно-тепловая обработка изделия (втачивание воротника и рукавов, обмётывание срезов пройм, обработка низа изделия, петель, пришивание фурнитуры). Просмотр изделия, оценка качества работы.

Тема 7. Технология изготовления аксессуаров (22 ч.)

Аксессуары (перчатки, сумки, головные уборы, шарфы). Цветовой подбор аксессуаров. Виды декоративного украшения одежды (пуговицы, декоративные цветы, пряжки, броши).

Практика: технология изготовления декоративных цветов из ткани, бисера, бусинок. Технология изготовления пуговиц и пряжек, обтянутых тканью. Плетёные пуговицы. Технология изготовления поясов из ткани и кожи. Технология изготовления сумок из ткани. Технология изготовления перчаток.

Тема 8. Творчество ведущих модельеров мира (8 ч.)

Коко Шанель – революция в мире моды. Кристиан Диор – создатель стиля New Look. Творчество модельеров Версаче, Пака Рабана, Унгаро, Вествуд т.д. История моды. Кутюр, Пред-а-Порте.

Тема 9. Тенденции современной моды (4 ч.)

Основные тенденции моды текущего сезона.

Экскурсии. Посещение мероприятий Центра. Показы коллекций (16 ч.)

Посещение выставок, музеев. Встречи с интересными людьми. Посещение театров и сотрудничество с профильными коллективами города, республики, зарубежья.

Итоговое занятие (2 ч.)

Выставка с просмотром изделий. Коллективное обсуждение результатов творческой деятельности.

*Вязание на спицах (10 ч.)

Подбор пряжи в зависимости от толщины спиц. Виды набора петель. Лицевая и изнаночная петля. Прибавка и убавка петель. Работа со схемами.

Практика: набор петель. Изготовление образцов провязанных изнаночными и лицевыми петлями. Изготовление ажурного образца по схеме.

*Изделия из кожи (10 ч.)

Подготовка кожи к работе. Технология изготовления кружева из кожи. Виды декоративных элементов для изделий из кожи.

Практика: изготовление эскиза и схемы для кружева из кожи. Изготовление лекал схемы. Изготовление образца кружева из кожи. Изготовление декоративных элементов из кожи (драпировка, жгутики, обтяжка кожей, цветы  и т.д.). Изготовление эскиза изделия из кожи. Изготовление лекал на основе эскиза. Изготовление украшений из кожи.

 

Ожидаемые результаты

По окончании обучения на 2 ступени «Подмастерья» учащиеся должны знать:

- правила композиции и цветовой гармонии в моделировании;

- костюм белорусской шляхты;

- правила снятия мерок;

- тенденции современной моды;

- основные механизмы швейной машины;

- правила эксплуатации и ухода за швейной машиной, дополнительные сменные лапки для притачивания застёжки тесьмой «молния»;

- творчество известных модельеров мира;

- основы моделирования поясных изделий (юбка, брюки);

- основы моделирования плечевых изделий;

- принципы цветового подбора аксессуаров;

- подбор спиц к толщине пряжи;

- подготовка кожи к работе;

- виды декоративного украшения одежды;

уметь:

- снимать мерки для поясных и плечевых изделий;

- строить основы чертежей для брючных и плечевых изделий;

- изготовить поясное изделие (юбка, брюки) по эскизам;

- изготовить плечевое изделие по эскизам;

- заправлять и шить на швейной машине;

- обрабатывать боковые и накладные карманы;

- обработка застежек изделия при помощи потайной и брючной тесьмой «молнии»;

- набирать петли на спицах, вязать лицевую и изнаночную гладь; 

- прибавлять и убавлять петли, читать схемы при работе со спицами;

- изготовить кружева из кожи и декоративные элементы из кожи;

- изготовить декоративные элементы одежды и аксессуары, используемые в народном костюме.

Занятия по данной программе будут способствовать:

- развитию творческих способностей учащихся;

- приобретение знаний о народной культуре и традициях;

- воспитанию культуры общения.

 

Третий год обучения

3 ступень «Мастера»

 

Задачи:

- совершенствовать навыки изготовления одежды;

- познакомить с психологией выбора одежды;

- обучить технологии изготовления плечевых изделий усложнённого фасона;

- обучить технологии проектирования коллекций изделий;

- познакомить с новыми технологиями обработки современных тканей;

- организовать коллективную деятельность по изготовлению коллекций одежды;

- познакомить с историей костюма для создания новой коллекции;

- познакомить с фольклорным материалом;

- развивать творческие способности личности;

- воспитывать культуру общения;

- способствовать формированию профессиональной ориентации;

- формировать навыки взаимодействия в коллективе.

 

Учебно-тематический план

3-го года обучения

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

2

  1.  

Личность и выбор одежды 

2

2

  1.  

Изделия на основе готовых лекал

8

2

6

  1.  

Моделирование, конструирование и пошив плечевых изделий

40

20

20

  1.  

Новые технологии обработки современных тканей

2

2

  1.  

Проектирование коллекции

-  Системный подход к построению коллекции

-  Тема новой коллекции

-  Проектирование новой коллекции

24

2

6

16

8

2

6

16

16

  1.  

Конструирование и пошив новой коллекции по эскизам

52

52

Экскурсии, массовые мероприятия, показы коллекций

12

12

Итоговое занятие

2

2

Итого

144

36

108

 

Содержание программы

3-го года обучения

 

Вводное занятие (2 ч.)

Цели и задачи. План работы на год. Беседа по правилам безопасной работы с электроприборами и швейным оборудованием. Противопожарные мероприятия.

Тема 1. Личность и выбор одежды (2 ч.)

Личность и философия моды. Теория Э. Ледо. Теория Э. Кречмера. Теория У.Шелдона.

Тема 2. Изделия на основе готовых лекал (8 ч.)

Снятие готовых выкроек. Различия стандартной и индивидуальной фигуры. Определение размера и адаптация выкройки на конкретную фигуру.

Практика: изготовление плечевого изделия по готовой выкройке с использованием ранее полученных навыков и умений.

Тема 3. Моделирование, конструирование и пошив плечевых изделий (40 ч.)

Художественное моделирование. Направление современной моды. Правила измерения фигуры для построения чертежа основы конструкции плечевого изделия, расчёт формул для чертежа основы конструкции плечевого изделия. Построение конструкции плечевого изделия. Построение чертежа основы одношовного и двухшовного рукавов. Построение чертежа воротников к жакету (апаш, шалька, «английский воротник», цельнокроенная стойка). Разработка подборта. Разработка подкладки. Прибавки на свободное облегание основы жакета, куртки, летнего платья.

Моделирование изделия. Полочка: перенос нагрудной вытачки, кокетки, рельефы (начинающийся от плеча и проходящий через центр груди, начинающийся от проймы и проходящий через центр груди, начинающийся от проймы и не проходящий через центр груди). Спинка: кокетки, рельефы, начинающиеся от плеча и от проймы.

Моделирование платьев: цельнокроеного, отрезного с прямой или расширяющейся с боков юбкой, отрезного с конической юбкой и юбкой из клиньев. Моделирование горловины с вырезом каре, круглым, углом, лодочкой и т.д. Моделирование проймы. Моделирование рукавов: расширенного к низу, со сборками по окату и зауженного книзу, фонарик, крылышко (втачное и накладное), модные фасоны рукавов.

Практика: зарисовка и выполнение эскиза изделия. Построение чертежа основы изделия в натуральную величину на конкретную фигуру. Нанесение фасонных линий. Расчет нормы расхода ткани на изделие. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой.

Подготовка изделия к первой примерке. Первая примерка, выявление и исправление дефектов. Поузловая технологическая и влажно-тепловая обработка изделия. Вторая примерка. Поузловая технологическая и влажно-тепловая обработка изделия (втачивание воротника и рукавов, обмётывание срезов пройм, обработка низа изделия, петель, пришивание фурнитуры). Просмотр изделия. Оценка качества работы.

Тема 4. Новые технологии обработки современных тканей (2 ч.)

Новые передовые технологии обработки тканей с использованием современного оборудования.

Тема 5. Проектирование коллекции (24 ч.)

Системный подход к построению коллекции (2 ч.)

Концепция коллекции. Основные идеи, выражающие концепцию. Композиционное построение коллекции. Необходимое условие целостности коллекции.

Тема новой коллекции (6 ч.)

Поиск идеи коллекции. Исторический материал по выбранной теме. История костюма по выбранной теме. Адаптация исторического костюма с учетом тенденции современной моды. Формирование концепции коллекции.

Проектирование новой коллекции (16 ч.)

Практика: зарисовка эскизов. Конкурс и отбор эскизов.

Тема 8. Конструирование и пошив новой коллекции по эскизам (52 ч.)

Практика: конструирование лекал моделей коллекции. Раскрой костюмов коллекции. Пошив костюмов коллекции.

Экскурсии, массовые мероприятия, шоу-показы коллекций (12 ч.)

Посещение выставок, музеев. Встречи с интересными людьми. Посещение театров и сотрудничество с профильными коллективами города, республики, зарубежья. Показы коллекций.

Итоговое занятие (2 ч.)

Показ коллекции для родителей и администрации Центра.

 

Ожидаемые результаты

По окончании обучения на 3 ступени «Мастера» учащиеся должны знать:

- особенности психологического аспекта выбора одежды;

- технологии изготовления плечевых изделий усложнённого фасона;

- технологии проектирования коллекций одежды;

- системный подход к построению коллекций одежды;

- историю костюма, лежащего в основе новой коллекции;

- новые технологии обработки современных тканей;

уметь:

- изготовить изделия на основе готовых лекал;

- моделировать и конструировать плечевые изделия усложнённого фасона;

- изготовить плечевые изделия усложнённого фасона;

- изготовить авторское изделие на основе изучаемого фольклорного материала.

Занятия по данной программе будут способствовать:

- формированию навыков взаимодействия в коллективе;

- воспитанию культуры общения;

- формированию умения организовать коллективную деятельность по изготовлению коллекций одежды;

- формированию умения создавать эскизы изделий;

- осознанию себя как творческой личности.

 

Практический курс «Модельная хореография»

 

Задачи:

- познакомить с основами дефиле;

- формировать красивую и правильную осанку;

- совершенствовать технику владения своим телом;

- обучить поворотам;

- познакомить с комбинациями групповой проходки;

- познакомить с комплексом модельной ритмики;

- развивать и совершенствовать технику и мастерство, выразительность;

- воспитывать сценическую культуру общения;

- помочь освоить этические и эстетические нормы и ценности.

 

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

«Ученики»

«Подмастерье»

«Мастера»

Вводное занятие

1

1

1

1.

Комплекс модельной ритмики

35

35

60

2.

Дефиле: походка, остановки, основной ход, повороты

6

3.

Сложный поворот, схемы

4

4.

Дефиле: комбинации групповой проходки

5

Постановочная работа

4

10

20

Репетиционная работа

6

15

52

Экскурсии, массовые мероприятия, шоу-показы коллекций

10

10

10

Итоговое занятие

1

1

1

Итого

72

72

144

 

Содержание программы

 

Вводное занятие (1 ч.)

План работы на год. Беседа по правилам безопасного поведения. Противопожарные мероприятия.

Тема 1. Комплекс модельной ритмики (35 ч.)

Практика: упражнения на растяжку мышц шеи, ног, рук. Упражнения на координацию. Упражнения на постановку корпуса. Упражнения на укрепление мышц.

Тема 2. Дефиле: походка, остановки, основной ход, повороты (6 ч.)

Практика: основная стойка. Проходка со свободными руками. Проходка с руками на бёдрах. Расположение стоп при прямой остановке. Расположение стоп при боковой остановке. Упражнение «движение – остановка». Движение по кругу. Движение по диагонали и прямой. Движение основным шагом по одному. Половинчатый и полный поворот. Шаг-поворот на 180 градусов. Движение по подиуму, уход назад без остановки. Положение ног, положение корпуса, опережающий поворот головы, положение рук. Изучение схемы «квадратного поворота». Соединение «остановка – поворот» в схему.

Тема 3. Сложный поворот, схемы (4 ч.)

Практика: положение ног, устойчивость позиции, положение корпуса, положение рук. Поворот на 360 градусов: перекрёст ног с подъёмом на полупальцах и поворотом вокруг своей оси со сменой опоры на противоположную ногу. Отработка по одному без музыки и под музыку. Постановка на каблук.

Тема 4. Дефиле: комбинации групповой проходки (5 ч.)

Практика: своеобразие дефиле, сходство и отличие от танцевального шага. Распределение сценического пространства. Выход моделей в группах. Отработка шага, положение рук, головы без музыки и под музыку линией и в две линии навстречу друг другу.

Постановочная работа (4 ч.)

Практика: распределение сценического времени, плотность сценического времени. Хореографическая лексика данной постановки. Постановочные работы на заданную тему.

Репетиционная работа (6 ч.)

Практика: отработка проходов, схем и постановочных комбинаций.

Экскурсии, массовые мероприятия, шоу-показы коллекций (10 ч.)

Итоговое занятие (1 ч.)

Показ моделей. Подведение итогов.

 

Ожидаемые результаты

По окончании курса «Модельная хореография» учащиеся должны знать:

- комплекс модельной ритмики;

- основы дефиле;

- технику владения своим телом;

- все виды остановок и поворотов;

уметь:

- исполнять все виды поворотов, остановки, выход на подиум и уход с подиума;

- держать правильно осанку;

- распределять правильно пространство, работая в паре, группой, коллективом;

- выполнять групповые проходки на заданную тему;

- исполнять свою партию в показе коллекции.

 

Формы и методы реализации программы

Образовательный процесс в театре фольклорной моды строится на основе дифференциации и индивидуализации обучения. Развитие и обучение учащихся определяется взаимодействием «всех со всеми», то есть от качества работы каждого зависит общий результат.

Основной формой организации занятий является практическая работа. Теоретические сведения даются в процессе выполнения учащимися практических работ. Изделия изготавливаются учащимися по теме, предложенной педагогом, но на основе личного видения образа изделия. Закрепление полученных знаний и умений, отработка навыков их применения на практике осуществляется в ходе самостоятельной творческой работы учащихся.

Изучение национальных традиционных костюмов различных стран воплощается в коллекцию. Демонстрация коллекции проводится в форме театрализованного представления, во время которого зритель погружается в атмосферу определенной темы. Сегодня в коллекции театра фольклорной моды 15 разработанных коллекций. Коллекции представляют собой комплекты, которые включают в себя одежду, аксессуары (сумочки, пояса, бижутерию), головные уборы и имитацию обуви. Учащиеся не только изготавливают сценические костюмы, они много времени уделяют поиску материалов, отражающих особенности костюма, а также изучению фольклорного материала, который включает в себя музыку, манеру подачи костюма для более глубокой передачи идеи коллекции.

Эффективным методом обучения является практика участия коллектива в показах, что способствует решению комплекса задач:

- приобретение навыков и опыта публичных выступлений;

- формирование сценической культуры;

-мотивировация учащихся к дальнейшему повышению своего мастерства.

Преимуществом программы является то, что она предполагает «подключение» учащихся к обучению на любом из трех этапов с учетом уровня подготовки к ее усвоению. На ступени «Ученики» программа основана на репродуктивном обучении по курсу декоративно-прикладного искусства, на ступенях «Подмастерья», «Мастера» – на методе развивающего обучения, когда учащиеся сами ставят перед собой цели и самостоятельно решают задачи по проектированию, изготовлению творческих работ. Педагог выступает в роли наставника, консультанта, обеспечивая право выбора каждым учащимся варианта творческой деятельности.

Практический курс «Модельная хореография» представляет собой учебно-тематический план, который осваивается учащимися в течении трёх лет обучения с учётом усложнения содержания. Если на первом году обучения обучающиеся разучивают только комплексы упражнений, то на втором и третьем годах обучения в программе курса – постановочные и репетиционные работы.

Необходимыми условиямидля развития творческой личности в процессе обучения являются:

- создание творческой атмосферы сопереживания на занятиях;

- создание условий для самореализации учащегося;

- развитие интеллекта каждого учащегося для обеспечения творческой направленности работы.

Учащиеся для успешного освоения программы вовлекаются в творческий процесс через использование технологий коллективного творческого дела, проектной деятельности, организацию интерактивного творческого взаимодействия.

Методы оценки творчества учащихся: анализ работ, просмотры и коллективное обсуждение выставок, отдельно взятых изделий и театрализованных выступлений.

Обеспечение безопасной жизнедеятельности учащихся достигается путём проведения бесед по правилам безопасного поведения, пожарной безопасности. Большое внимание уделяется культуре здорового образа жизни. Занятия модельной хореографией не только готовят детей к показам, но и дают необходимую физическую разрядку после статичной работы за столом и швейной машиной.

Важным условием обеспечения высокой результативности обучения и воспитания является создание мотивационной среды через использование:

- словесных, наглядных, практических методов;

- познавательных игр;

- методов эмоционального стимулирования;

- творческих заданий;

- анализа, обобщения, систематизации полученных знаний и умений;

- проблемных, поисковых занятий.

Методы занятий характеризуются постепенным смещением акцентов с репродуктивных на саморазвивающие; с фронтальных на групповые и индивидуальные.

Для каждого занятия разработаны методические комплексы, которые включают: информационный материал и конспекты занятий; дидактический и раздаточный материал по темам программы; технологические карты; фотоальбомы с изделиями учащихся; видео и аудиотека, журналы мод.

Итоговое занятие проводится в форме:

  • выставки-презентации,
  • демонстрации-показы коллекций,
  • творческой встречи с другими коллективами.

Наглядный и дидактический материал:

- альбом с образцами тканей;

- альбом образцов основных узлов деталей одежды;

- методические пособия по моделированию юбок, брюк, жакета и платья (диафильмы);

- методические пособия по технологии изготовления юбок, брюк, жакетов и платья (диафильмы);

- подборка журналов мод;

- подборка альбомов и журналов по вышивке крестом, строчевой вышивке, гладью, вышивке ришелье;

- белорусский сельский костюм по регионам, выполненный на куклах;

- национальный костюм стран Балтии, выполненный на куклах;

- белорусский шляхетский костюм, выполненный на куклах;

- коллекция изделий из кожи;

- образцы рисунков, выполненных в технике кружева из кожи;

- подборка материалов по истории костюма и моды;

- фотографии коллекций;

- лекала основ платья, юбки, брюк различных размеров;

- подборка литературы по моделированию и конструированию одежды;

- подборка литературы по технологии изготовления швейных изделий;

- аудиозаписи;

- технологические карты занятий.

 

Литература для педагога

  1. Берг, Р. Шьём сами. Корректировка выкроек инструкция по шитью / Р. Берг. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2001.
  2. Бялявiна, В.М. Мужчынскi касцюм на Беларусi. Жаночы касцюм на Беларусi / В.М.Бялявiна, Л.В. Ракава. – Мінск.: "Беларусь", 2007.
  3. Ерзенкова, Н.В. Женская одежда в деталях / Н.В. Ерзенкова. – Минск: Полымя, 1988.
  4. Литвинец, Э.Н. Низание и ручная вышивка / Э.Н. Литвинец. – Минск: Полымя, 1991.
  5. Лобачевская, В.А. Повязь часоў – Беларускi ручнiк / Связь времён – белорусский рушник / В.А. Лобачевская.- Мінск: “Беларусь”, 2002.
  6. Лобачевская, О. Белорусский народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы / О. Лобачевская, З.Зимина. – Мінск: Беларуская навука, 2009.
  7. Мюллер и сын. – М.: Просвещение, 1998- 2008 г.
  8. Осипова, Л.В. Практикум по обработке тканей / Л.В. Осипова. – М.: Просвещение, 1973.
  9. Рогов, А. Кладовая радости / А. Рогов. – М.: Просвещение, 1982.
  10. Романюк, М.Ф. Белорусская народная одежда/ М.Ф. Романюк. – Мінск: «Беларусь», 1981.
  11. Селивончик, В.И. Возрождение ремесла / В.И. Селивончик, М.Н. Винникова. – Минск: Полымя, 1993.
  12. Техника рукоделия: в 2 т. – Минск: Полымя, 1994.
  13. Программ кружков учреждений внешкольного воспитания и обучения г.Минска. Номинация “Декоративно-прикладное творчество” / сост. Л.П.Синичкина, Н.В.Сергеева. – Минск.: МГДДиМ, 2005, с.4.

 

Литература для учащихся

  1. Браун, В. История костюма от Древности до Нового времени / В. Браун, М. Тильке. – М.: Эксмо-пресс, 2000.
  2. Будур, Н. Вышивка по кайме и бисером / Н. Будур. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  3. Кацар, М.С. Беларускі арнамент / М.С. Кацар. – Мінск: Белорусская энциклопедия, 1996.
  4. Лобачевская, О. Белорусский народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы / О. Лобачевская, З.Зимина. – Мінск: Беларуская навука, 2009.
  5. Мартопляс, Л.В. Курсы кройки и шитья на дому / Л.В. Мартопляс, Г.В. Скачкова. – Минск: Полымя, 1988.
  6. Мода и стиль: современная энциклопедия. – М.: Аванта+Москва, 2002.
  7. Нанн, Дж. История костюма / Дж. Нанн. – М.:АСТ, 2003.
  8. Романюк, М.Ф. Белорусская народная одежда/ М.Ф. Романюк. – Минск: «Беларусь», 1981.
  9. Секреты дизайна модной одежды. – М.: Внешсигма, 2000.

 

Интернет – ресурсы

- интернет-портал России (Электронный ресурс) / Рукодельница. – М, 2009. – Режим доступа: http://my5hobbies.ru/.

- интернет-портал России (Электронный ресурс) / Осинка: моде, шитье, рукоделие. – М, 2009. – Режим доступа: http://www.osinka.ru/ .

- интернет-портал России (Электронный ресурс) / Мастерская рукоделий. – М, 2010. – Режим доступа: http://rukodel.org/ .

- интернет-портал России (Электронный ресурс) / Японские книжки по рукоделию. –М, 2007. – Режим доступа: http://giftjap.info/

- (История одежды с древнейших времен до наших дней: развития костюма от 4 тыс. до н.э. до 80-х г. ХХ столетия. Составлен подробный перечень отдельных частей одежды, модных дополнений к ней, причесок, и т.д. Текст дополнен репродукциями из истории искусств).http://fashion.artyx.ru/

Яндекс.Метрика