Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Театр кукол Кравцова Т.П

Кравцова Т.П., руководитель образцового театра кукол «Василёк» учреждения образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи»

Пояснительная записка

Театр для ребёнка – это праздник, яркие незабываемые впечатления. Театр оказывает существенное воспитательное и обучающее влияние на маленького зрителя, на начинающего свой путь юного артиста.

Психолого-педагогическая литература (Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Н.С. Лейтес, Э.П.Торренс; С.Л. Рубинштейн и др.), достижения массовой и инновационной практики (И.П. Волков, В.А. Библер, Б.М. Неменский и др.) убедительно доказывают, что развитие творческих способностей личности осуществляется эффективнее, если начинать данный процесс в более раннем дошкольном возрасте. В связи с этим одним из наиболее актуальных направлений современной педагогической теории и практики является поиск условий и средств развития творческих способностей учащихся дошкольного возраста. А театр кукол является наиболее подходящим видом театральной деятельности, где ребёнок может естественно и гармонично развиваться. Кукольный театр удовлетворяет желание ребёнка познавать мир, отражает его в образах-символах, показывает способ общения с игрушкой, даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Для учащихся игра и театр существует не рядом, а одно в другом: театр организуется как игра, а в игре всегда есть театральное начало. Ребёнок получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики).

Создано множество образовательных программ, которые помогают педагогам в работе с детьми дошкольного возраста. В них работа с театральной куклой используется как вспомогательное средство для развития творческих способностей. В данной программе учащиеся обучаются основам мастерства актёра театра кукол (навыки кукловождения, сценическая речь, технология создания театральных кукол и декораций), что является основой для всестороннего развития личности ребёнка.

Целью программы является всестороннее развитие личности ребёнка путём приобщения к театральному творчеству через игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

ü Обучать вербальным и невербальным видам общения.

ü Знакомить с историей театра кукол и видами кукольного театра, разными системами театральных кукол.

ü Осваивать основные этапы работы по созданию простейших театральных кукол.

ü Осваивать основные этапы работы над спектаклем, этюдом, номером и ролью.

Развивающие:

ü Развивать коммуникативные качества личности ребёнка,  индивидуальность и творческую самостоятельность.

ü Развивать внимание, воображение и фантазию, образное и логическое мышление, память.

ü Развивать артикуляционный аппарат, навык правильного дыхания.

ü Развивать мелкую и общую моторику рук, необходимую для свободного кукловождения.

ü Воспитательные:

ü Формировать потребность в творческом подходе к применению полученных знаний и умений в жизни.

ü Воспитывать любовь к своей стране, её культуре и традициям.

ü Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, йтерпение; формировать умение доводить дело до конца.

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения для учащихся 3-6 лет.

1-ый год обучения – 3-4 года,

2-ой год обучения – 4-5 лет,

3-ий год обучения – 5-6 лет.

Рекомендуемое количество учащихся в одной группе не более 10 человек. Это позволяет педагогу уделить достаточно внимания каждому учащемуся. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут плюс 10 минут на работу с учащимися и их родителями. Общее количество за год — 72 часа.

Занятия должны проводиться в соответствии с требованиями по организации деятельности учащихся, с учётом правил безопасной работы, с соблюдением санитарно-гигиенических норм, при хорошем освещении и наличии воды в помещении или поблизости. Помещение должно регулярно проветриваться.

Материально-техническое обеспечение

Для проведения полноценных занятий необходима следующая материально-техническая база:

  • Ø помещение со сценой и зрительным залом;
  • Ø наличие театральных кукол, специально разработанных и созданных для работы с учащимися дошкольного возраста;
  • Ø костюмы, декорации и ширмы;
  • Ø магнитофон, аудиозаписи и музыкальные диски;
  • Ø комплекты наглядных, дидактических, видео- и аудио-пособий;
  • Ø материалы: бумага, ткань, мех, картон, клей, краски, кисточки и т.д.

Примечание. Программа и планы работы в процессе обучения могут корректироваться в связи с появлением новой литературы и новых технологий. На занятиях по изготовлению простейших театральных кукол могут присутствовать родители и принимать непосредственное участие в процессе. Для  учащихся первого года обучения, которые по возрасту подходят к группам второго и третьего года обучения необходимо проводить индивидуальные или мелкогрупповые занятия, что позволит воспитанникам быстро влиться в общую программу обучения.

Учебно-тематический план

(1-ый год обучения)

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

0.5

0.5

1

2

Знакомство с историей театра кукол

0.5

0.5

1

3

Основы кукловождения

2

13

15

4

Основы актёрского мастерства

1

11

12

5

Основы сценического движения

0.5

9.5

10

6

Основы сценической речи

0.5

12.5

13

7

Создание простейших форм театральных кукол

1.5

6.5

8

8

Постановочная работа

12

12

ИТОГО: 72 часа

 

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие (1ч)

 Знакомство с учащимися. Ритуалы приветствия. Установка правил общения в группе. Игры на развитие коммуникативных качеств. Выявление уровня развития творческих способностей путём игрового тренинга. Беседа по правилам безопасного поведения на занятиях. Знакомство с правилами театрального этикета.

Тема 2. Знакомство с историей театра кукол (1ч)

Театр кукол: традиционные формы и современные. Просмотр мини-спектаклей с целью знакомства с театральными куклами настольного театра.

Тема 3. Основы кукловождения (15ч)

Развитие мелкой и общей моторики рук. Формирование навыков управления куклами настольного театра (театр конусной куклы, театр бумажной куклы, театр кукол - топотунчиков, театр мягкой игрушки, театр вязаной игрушки и другие) и театра картинок (фланелёграф). Игровые тренинги. Этюды с куклами.

Тема 4. Основы актёрского мастерства (12ч)

Упражнения на развитие творческого воображения и фантазии, сценической веры и внимания, памяти и мышления. Формирование умений передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.  Формирование способности перевоплощаться. Этюдный тренаж.

Тема 5. Основы сценического движения (10ч)

Снятие мышечного напряжения, зажима. Формирование эмоционального отклика и желания двигаться под музыку. Ритмика. Развитие музыкально-ритмического восприятия. Развитие общей моторики. Речедвигательная координация. Логоритмика.

Тема 6. Основы сценической речи (13ч)

Артикуляционная гимнастика. Развитие правильного дыхания. Дикция. Развитие интонационной выразительности, силы голоса и полётности. Дикционные упражнения для развития правильной речи. Игровые тренинги.

Тема 7. Создание простейших форм театральных кукол (8ч)

Знакомство со способами изготовления кукол настольного театра. Работа над эскизами кукол – рисунок. Изготовление бумажных кукол для настольного театра.

Тема 8. Постановочная работа (12ч)

Закрепление устойчивого интереса к сочинению коротких сказок, историй. Игры – драматизации. Импровизации по сказкам, детским стихам. Поиск выразительных средств в создании образов. Этюды. Репетиции.

Прогнозируемый результат

В конце 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • основные правила управления настольными театральными куклами.

 должны уметь:

  • изготавливать простейшие формы настольных театральных кукол под строгим контролем педагога и уметь ими управлять;
  • концентрировать внимание на кукле;
  • работать с партнёром.

Учебно-тематический план

(2-ой год обучения)

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

0.5

0.5

1

2

История театра кукол

0.5

0.5

1

3

Основы кукловождения

2

14

16

4

Основы актёрского мастерства

0.5

11.5

12

5

Основы сценического движения

0.5

8.5

9

6

Основы сценической речи

0.5

12.5

13

7

Создание театральных кукол

1.5

6.5

8

8

Основные выразительные средства

создания образа в театре кукол

1

1

2

9

Постановочная работа

-

10

10

ИТОГО: 72 часа

 

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие (1ч)

Ритуал приветствия. Установка правил общения в группе. Игровой тренинг. Игры на развитие коммуникативных качеств. Беседа по технике безопасности. Освоение правил театрального этикета.

Тема 2. История театра кукол (1ч)

Театр кукол: традиционные и современные формы. Просмотр мини-спектаклей с целью ознакомления с театральными куклами верховой системы управления.

Тема 3. Основы кукловождения (15ч)

Развитие мелкой и общей моторики рук. Закрепление навыков управления кукол настольного театра (театр конусной куклы, театр бумажной куклы, театр кукол - топотунчиков, театр мягкой игрушки, театр вязаной игрушки и другие) и плоскостными куклами театра картинок. Театральная ширма и знакомство с приёмами вождения верховых кукол (куклы на гапите, тростевые куклы, куклы типа БИ-БА-БО, куклы из варежек и перчаток, театр игрушек-вертушек, театр ложек, театр кулачковых кукол и другие). Этюды с куклами. Игровые тренинги.

Тема 4. Основы актёрского мастерства (12ч)

Упражнения на развитие творческого воображения и фантазии, сценической веры и внимания, памяти и мышления. Закрепление и развитие  умений передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Развитие способности перевоплощаться. Этюдный тренаж. Этюды на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера.

Тема 5. Основы сценического движения (10ч)

Снятие мышечного напряжения, зажима. Развитие эмоционального отклика и желания двигаться под музыку. Ритмика. Развитие музыкально-ритмического восприятия. Развитие общей моторики. Развитие координации и внимания. Речедвигательная координация. Логоритмика.

Тема 6. Основы сценической речи (13ч)

Артикуляционная гимнастика. Развитие правильного дыхания. Дикция.

Развитие  интонационной выразительности, силы голоса и полётности. Дикционные упражнения для развития правильной речи. Игровые тренинги.

Тема 7. Создание простейших форм театральных кукол (8ч)

Знакомство со способами изготовления верховых кукол. Работа над эскизами кукол – рисунок. Изготовление пальчиковых кукол из подручного материала (бумага, картон, пластиковые стаканчики, тарелки бумажные, варежки, перчатки и др.).

Тема 8. Основные выразительные средства создания образа в театре кукол (2ч)

Знакомство с основными выразительными средствами в создании образа (кукла, слово, музыкальность, красочность, актер и др.). Самостоятельный поиск выразительных средств для создания образа, на основе предложенного произведения.

Тема 9. Постановочная работа (12ч)

Сочинение коротких сказок, историй. Игры-драматизации. Импровизации по сказкам, детским стихам. Поиск выразительных средств в создании образов. Этюды. Освоение этапов работы над произведением (сказка, стихотворенияе песни). Знакомство с этапами работы над ролью. 

Прогнозируемый результат.

В конце второго года обучения учащиеся должны знать:

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • основные правила управления верховыми куклами;
  • основные правила работы на ширме.

должны уметь:

  • управлять верховыми куклами;
  • изготавливать простейшие формы театральных верховых кукол под контролем педагога;
  • в течение 1-2 минут импровизировать под заданную педагогом музыку или в заданном темпе;
  • выполнить разминку, подготовить свое тело к работе под руководством педагога;
  • выполнить артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога.

Учебно-тематический план

(3-ий год обучения)

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

0.5

0.5

1

2

История театра кукол

0.5

0.5

1

3

Основы кукловождения

2

16

18

4

Основы актёрского мастерства

0.5

10.5

11

5

Основы сценического движения

0.5

7

7.5

6

Основы сценической речи

0.5

12.5

13

7

Создание театральных кукол

0.5

8

8.5

8

Основные выразительные средства создания образа в театре кукол

1

1

2

9

Постановочная работа

-

10

10

ИТОГО: 72 часа

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие (1ч)

Ритуал приветствия. Установка правил общения в группе. Выявление уровня развития творческих способностей путём игрового тренинга. Игры на развитие коммуникативных качеств. Беседа по правилам безопасного поведения на занятиях.Закрепление правил театрального этикета.

Тема 2. История театра кукол (1ч)

Театр кукол: традиционные и современные формы. Закрепление знаний о системах театральных кукол разных (верховые и низовые). Просмотр мини-спектаклей с целью ознакомления с мимирующими и планшетными театральными куклами.

Тема 3. Основы кукловождения (18ч)

Развитие моторики рук, необходимой для свободного кукловождения. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика. Закрепление навыков управления куклами настольного театра (театр конусной куклы, театр бумажной куклы, театр кукол-топотунчиков, театр мягкой игрушки, театр вязаной игрушки и другие). Театральная ширма и закрепление приёмов вождения верховых кукол (куклы на гапите, тростевые куклы, куклы типа БИ-БА-БО, куклы из варежек и перчаток, театр игрушек-вертушек, театр ложек, театр кулачковых кукол и другие). Знакомство с низовыми куклами (марионетки, театр игрушек-попрыгунчиков). Освоение приёмов вождения планшетных и мимирующих кукол, кукол с живой рукой, кукол системы «люди-куклы». Этюды с куклами. Работа с предметом. Способы оживления неодушевлённого предмета. Формирование способности переносить качества животных и людей на предмет. Игровые тренинги.

Тема 4. Основы актёрского мастерства (11ч)

Упражнения на развитие творческого воображения и фантазии, сценического внимания, памяти и мышления. Развитие умений передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Развитие способности перевоплощаться. Формирование ассоциативного восприятия. Этюдный тренаж. Этюды на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера.

Тема 5. Основы сценического движения (7.5ч)

Снятие мышечного напряжения, зажима. Развитие эмоционального отклика и желания двигаться под музыку. Ритмика. Развитие музыкально-ритмического восприятия. Развитие общей моторики. Пластика тела. Совершенствование осанки и походки. Развитие координации и внимания. Речедвигательная координация. Логоритмика.

Тема 6. Основы сценической речи (13ч)

Артикуляционная гимнастика. Развитие правильного дыхания. Дикция. Развитие интонационной выразительности, силы голоса и полётности. Дикционные упражнения для развития правильной речи. Игровые тренинги.

Тема 7. Создание простейших форм театральных кукол (8.5ч)

Знакомство со способами изготовления низовых кукол. Работа над эскизами кукол – рисунок. Изготовление  марионеток и планшетных кукол из подручного материала (бумага, картон, ткань, пластмассовые яйца, нити, пластиковые стаканчики, тарелки бумажные, варежки, перчатки и др.).

Тема 8. Основные выразительные средства создания образа в театре кукол (2ч)

Основные выразительные средства в создании образа (кукла, слово, музыкальность, красочность, актёр и др.). Самостоятельный поиск выразительных средств, для создания образа, на основе предложенного произведения.

Тема 9. Постановочная работа (10ч)

Развитие устойчивого интереса к сочинению коротких сказок, историй. Игры – драматизации. Развивать импровизационные способности  учащихся. Импровизации по сказкам, детским стихам. Поиск выразительных средств в создании образов. Этюды. Освоение этапов работы над пьесой. Освоение этапов работы над ролью.

Прогнозируемый результат.

После третьего года обучения воспитанники должны знать:

  • основные приёмы управления мимирующих и планшетных кукол;
  • правила театрального этикета;
  • основные виды театральных кукол.

должны уметь:

  • управлять куклами настольного театра, верховыми, мимирующими, планшетными и куклами «с живой рукой»;
  • концентрироваться на просмотре спектакля в течение длительного времени (20 мин.);
  • строить связный рассказ о своих впечатлениях от увиденного, сравнить с предшествующими впечатлениями;
  • искать выразительные средства для создания образа в кукольном спектакле;
  • выполнять разминку, подготовить свое тело к работе;
  • выполнять артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога;
  • выполнять упражнения актерского тренинга на внимание, память и фантазию;
  • изготавливать простейшие формы театральных кукол с помощью педагога.

Методические условия реализации программы.

На занятиях можно использовать такие формы, как просмотр миниспектаклей и последующее обсуждение, беседы, игры-драматизации, игры-разминки, коррекционно-развивающие игры, сюжетно – ролевые игры, тренинг, театральные этюды, репетиции, показ спектаклей.

На первых занятиях педагог сам проводит игры, постепенно вовлекая в нихучащихся. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает учащихся к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании. На занятиях следует использовать музыкальное сопровождение.

Для правильной организации занятий рекомендуется учитывать следующее:

ü содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы;

ü регулярное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса;

ü максимальная активность учащихся на всех этапах подготовки и проведения игр;

ü сотрудничество учащихся друг с другом и со взрослыми;

ü подготовленность и заинтересованность педагогов.

Все игры и упражнения на занятии необходимо подбирать таким образом, чтобы удачно сочетать движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях и главное соответствуют возрасту.

Занятия в основном строятся по единой схеме:

ü введение в тему, создание эмоционального настроения;

ü театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребёнок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал;

ü эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности;

ü рефлексия.

Во время занятий необходимо:

  • внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
  • если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
  • при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними.

На протяжении трёх лет обучения и последующие годы занятий в студии у учащихся формируются навыки правильного дыхания; поступательно развивается артикуляционный аппарат; улучшается дикция, сила и полётность звука. Продолжается работа по развитию кукольного и актёрского мастерства; осваиваются новые способы изготовления театральных кукол; более углубленно изучается история театра кукол, его современные формы (в разных странах) и традиционные. Все свои умения и навыки кукловождения, актёрского мастерства, знания основ сценической речи и сценического движения учащихся используют в постановке кукольных спектаклей и итогового кукольно-драматического представления. Это представление подводит определённую черту в работе с учащимися за три года, даёт им возможность проявить себя в различных видах деятельности, почувствовать радость творчества.

Рекомендации по проведению занятий в театре кукол для  учащихся дошкольного возраста

Первый год обучения

(возраст учащихся 3-4 года)

На занятиях учащиеся обучаются простейшим приёмам управления куклами настольного театра. Следует предложить им придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребёнок мог сам сочинять диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь учащихся этого возраста ещё не очень развита, внимание рассеяно. Как бы примитивны не были истории, сочиняемые малышами, нужно радоваться вместе с ними любому проявлению творчества, надо стремиться, чтобы желание поиграть с куклой появилась у каждого ребёнка. Ведь разыгрывание сочинённых сказок духовно раскрепощают малыша, даёт ему возможность поверить в свои силы.

Следующий этап – это работа над этюдами, которые являются своеобразной школой, помогающей постигать секреты управления театральными куклами, основы актёрского мастерства. Учащиеся в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает избежать затруднения в общении с людьми.

Работа над этюдами развивает ребёнка, даёт ему необходимые навыки для участия в кукольном спектакле.

Второй год обучения (возраст учащихся 4-5лет)

На втором году обучения работа с настольными куклами продолжается. Воспитанники вспоминают приёмы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа и по развитию творчества. Малыши самостоятельно придумывают диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок.

В конце сентября желательно познакомить учащихся с театральной ширмой. Для учащихся этого возраста можно использовать укороченную ширму (высотой 75 см), чтобы облегчить кукловождение. В это время происходит знакомство с новым для них видом кукол верховой системы управления – это куклы на гапите (гапит - это палка, на которую насажена кукла), тростевые куклы, куклы типа БИ-БА-БО, куклы из варежек и перчаток, театр игрушек-вертушек, театр ложек, театр кулачковых кукол и другие. Управление верховыми куклами требует от ребёнка выдержки, терпения, определённых мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на неё. Чтобы облегчить ребёнку управление куклой, их делают как можно более легкими.

На занятиях учащиеся знакомятся с приёмами кукловождения. Для этой цели используются этюды с куклой, цель которых научить сосредотачивать своё внимание на выполнении куклой чёткого, ритмического действия. Также используются этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у учащихся способность понимать эмоциональное состояние человека и умение адекватно выразить своё. Этот метод даёт возможность ребёнку создать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.

Учащиеся с удовольствием разыгрывают русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка» и др., используя кукол верховой системы управления. Разыгрывание сказок с театральными куклами позволяет им глубже усвоить содержание полюбившегося произведения, даёт возможность проявить творчество.

Третий год обучения (возраст учащихся 5-6 лет).

В начале года продолжается работа с верховыми куклами и куклами настольного театра. Для этого необходимо иметь в наличии театральную ширму и кукол разных систем управления. Учащимся предлагается придумать с этими куклами небольшие истории. Сочинённые сценки используются как материал для этюдов, помогающий закрепить навыки игры с куклами.

Работа над этюдами даёт возможность ребёнку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы, научиться выражать её действие, чувства и мысли. Учащимся нравится этюдная работа, так как в ней они отдаются творчеству, находят самостоятельно выразительные особенности куклы.

Эти этюды с куклами чередуются с этюдами по развитию актёрского мастерства, что даёт возможность ребёнку овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.

В конце сентября учащиеся знакомятся с куклами-марионетками, узнают, что эти куклы приводятся в движение при помощи ваги (деревянной крестовины, к которой на нитках подвешивается кукла). Держа вагу горизонтально за середину и наклоняя её вправо-влево, кукловод приводит куклу в движение. Во втором полугодии учащиеся знакомятся с новыми для них видами низовых кукол (планшетные, мимирующие, куклы «с живой рукой»). Эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций. Они способны передавать тончайшие нюансы настроений и переживаний героя, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам.

В конце года учащиеся знакомятся с куклами, созданными по системе «люди-куклы». Их ещё называют ростовыми куклами. Управление куклами этой конструкции не имеет ничего общего с кукловождением других систем. Кукловод надевает на себя костюм куклы, её огромную голову, большие поролоновые ботинки и перчатки и моментально «входит в образ». Управление такими куклами доставляет огромную радость учащимся.

Долго находиться внутри такой куклы маленький актёр не может, так как она сковывает движения, затрудняет доступ воздуха. Работать с такой куклой можно не более 2-3 минут, затем её следует снять. Куклу надевают только перед выходом на сцену, в самый последний момент. Если по ходу спектакля кукла должна появиться на сцене дважды, то во второй раз лучше надеть её на другого ребёнка. Не рекомендуется использовать кукол данной системы в работе с физически ослабленнымиучащимися, так как подобные куклы сложны в управлении и требуют от участников спектакля определённых физических усилий. 

Параллельно в каждой возрастной группе учащиеся обучаются основам актёрского мастерства, для этой цели используем этюдный тренаж, который способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия. Развиваются навыки выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Изучая основы сценического движения, учащиеся учатся управлять своим телом, координировать речь и движение.

Необходимо увести учащихся от театра, в котором роли ребёнку диктуют, где его заставляют принимать заученные позы, механически повторять движения, зазубривать реплики и тому подобное. Н. Бартрам ещё в 1925 году в своей книге «От игрушки к детскому театру» писал: «Кажущуюся радость учащихся в подобных спектаклях мы, взрослые, создаём сами, волнуем и нервируем их своими возбуждением, и почти всегда кажущаяся самостоятельность в проведении роли ребёнком настолько нашпигована взрослыми, что все дело в большинстве случаев равносильно самообману. Вместо здоровой радости идут тоскливые репетиции, а за ними и сам спектакль, который даёт массу чисто нервных переживаний. Такие представления лишь по названию театр, а, в сущности, они лишены самого главного, без чего театр не может существовать, - творчества».

Методические рекомендации при постановке кукольных спектаклей.

Упражнения с куклами различных систем, работа над этюдами, развитие сценической речи являются подготовительным этапом к постановке спектакля. Работа над ним начинается с чтения и обсуждения текста:

  • Педагог кратко, но достаточно убедительно должен дать художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорого и т.д.) и вновь выразительно прочитать произведение, привлекая учащихся к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
  • Необходимо проанализировать события, которые описаны в произведении. Сформировать у учащихся интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.
  • После распределения и принятия ролей побудить учащихся к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением произведения педагогом с участием учащихся.
  • Подвести учащихся к тому, что каждый образ, в котором предстоит действовать, должен быть неповторим. По мере необходимости педагог предоставляет в распоряжение учащихся необходимые материалы для художественного воплощения сценического образа, поиска выразительных средств.
  • В кукольном спектакле, который является «чудом оживления неживой материи», всё одушевляется: деревья, цветы, облака, огонь, вода… Роль бабочки, у которой в пьесе и текста-то нет, может стать центральной, если бабочка много и выразительно действует, помогая героям. В кукольном представлении нет главных и второстепенных ролей – это коллективное действие с куклами. Этому и надо учить учащихся.
  • В процессе постановки спектакля важно найти момент, когда следует оставить ребёнка один на один с куклой, чтобы внимательно рассмотреть её, изучить её «анатомию». Следует помочь, если ребёнок не справляется самостоятельно, придумать биографию данной куклы: откуда она, что с ней происходило до событий в пьесе, что может ещё произойти после. Какая она, как она ходит, как разговаривает, о чём печалится, что её веселит? Когда ребёнок почувствует свою куклу, ему будет значительно легче, потом работать с ней. Движения перестанут быть хаотичными, действия наполнятся смыслом.
  • Большое количество текста – это беда для кукольного спектакля, да и разучить его в условиях детского коллектива тяжело: учащиеся часто пропускают занятия, а главное, многие очень невыразительно произносят свои слова. А вот играть с куклой – неважно, заяц это или ёлка, - каждый сможет, особенно если этого зайца или ёлку создал сам. А если по ходу пьесы нужен текст, лучше отдать его читать какой-нибудь девочке или мальчику, у которых это хорошо получается, а остальные пусть водят кукол, этот текст иллюстрируя. Подобный способ озвучивания кукольных спектаклей часто использовался и используется ныне в традиционных национальных кукольных театрах.
  • Главное организовать движение на ширме. Не должно быть ничего застывшего: декорации сменяют друг друга, как живые. Вырастают цветочки, проплывает по небу солнышко – яркое, нарисованное детской рукой, а потому живое, запоминающееся. Куклы, особенно если они говорят, не должны быть статичны. Если говорит одна кукла, другие на ширме или на сцене должны делать минимум движений.
  • Для того чтобы избежать распространённых ошибок кукловождения следует отработать с учащимися основные правила управления куклы:
  • Правильное положение руки в работе с перчаточными куклами. Держать куклу нужно согнутой в локте рукой и совершенно прямо, кисть руки не должна отклоняться ни вправо, ни влево, ни назад. Рука с кистью должна составлять прямую линию.
  • Уровень куклы верховой системы управления должен быть постоянным. Она должна находиться над ширмой на ¾ высоты куклы. При перемещении в глубину, на второй план – куклу надо держать выше, чтобы уровень не нарушался. Навык этот надо тренировать постоянными упражнениями.
  • Направление глаз куклы на объект внимания. Кукла, когда она смотрит в пустоту, становится мёртвой. Чтобы кукла вела себя как живая, она должна быть в «состоянии общения» со зрителями, с предметом или другими куклами. Тут очень важен её взгляд: кукловод контролирует движение головы куклы, чтобы её глаза смотрели на того, с кем она разговаривает или кого слушает. Существует множество упражнений, отрабатывающих взгляд куклы, выполнение их даёт возможность сделать игру ребёнка с куклой незабываемой.
  • Театральная кукла является как бы частью человека. Следовательно, свойственные человеческому телу движения надо воплощать в движениях куклы. Ноги куклы – это ноги актёра, в прямом и переносном смысле. Кукла не может ходить, поворачиваться, если ноги кукловода неподвижны. Надо двигаться с куклой – ходить, характер походки передаётся кукле.

Все эти правила легко запомнить, труднее их реализовать, особенно в группе, где занимаются учащиеся дошкольного возраста. Нужно постоянно искать увлекательные формы, через которые учащиеся легко и с удовольствием усвоят основные правила кукловождения.

Литература

  1. Анянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Анянский. – Ленинград: Детская литература, 1986.
  2. Альхимович, С.Л. Театр Петрушки в гостях у малышей / С.Л. Альхимович. –Мн.,1969.
  3. Барышаў, С.Г., Саннікаў Н.В. Беларускі нацыянальны тэатр “Батлейка” / С.Г. Барышаў, Н.В. Саннікаў. – Мн., 1978.
  4. Бузук,  Р.Л. Традыцыйная “ Батлейка” і сучасны глядач / Р.Л. Бузук. // Музычнае і тэатральнае мастацтва: Праблемы выхавання.– 2003.–№1.
  5. Ершов, П.М. Режиссура как практическая психология / П.М. Ершов. - Москва: Искусство, 1972.
  6. Монарди, Е.И. Дикция и орфоэпия / Е.И. Монарди. — Москва: Просвещение, 1967.
  7. Немеровский, А.Б. Пластическая выразительность актёра / А.Б. Немеровский. — Москва: Искусство, 1976.
  8. Тэатр лялек. – Мінск: Полымя, 1998.
  9. Караманенко, Т.М. Кукольный театр доучащихся / Т.М. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. — М. : Просвещение, 1982.
  10. Караманенко, Н.В.Кукольный театр в детском саду/ М.В. Караманенко.–Мн.,1987
  11. Сиверцева, Л.А. Школьный театр кукол / Л.А. Сиверцева. — Минск: Народная асвета, 1988.
  12. Смирнов, Н.И. Театр Сергея Образцова / Н.И. Смирнов. — М.: Искусство, 1971.
  13. Энциклопедический словарь юного зрителя. — М.: Педагогика, 1989

 

Яндекс.Метрика