Ошибка :

Показать отладочную информацию

Тема1
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Тема1

Тема 1.Программа объединения по интересам – концептуальный нормативный документ педагога дополнительного образования

В целях обеспечения качества разрабатываемых программ объединений по интересам дополнительного образования детей и молодежи, на основании статьи
239 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения об учреждении дополнительного образования детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи разрабатываются программы базового и повышенного уровней освоения образовательной области, предмета, дисциплины. Программа объединения по интересам с базовым уровнем освоения образовательной области разрабатывается учреждением образования (иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующим образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи. Программа объединения по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области утверждается руководителем учреждения образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) по рекомендации методического/педагогического совета учреждения и согласованию с его учредителем или с местным исполнительным и распорядительным органом. Программы с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.
Образовательный процесс в объединении по интересам рассматривается как система развития потенциальных возможностей детей: интеллектуальных, творческих, физических. Организовать полноценный процесс обучения, воспитания, развития учащихся возможно при продуманном, содержательном, наполненном разнообразием форм и методов планировании деятельности на основе программы объединения по интересам. Приступая к разработке программы, педагог дополнительного образования должен четко представлять назначение, структуру и содержание программы как основного документа в организации образовательного процесса. К программе к документу предъявляются следующие требования: общецелевые – актуальность; новизна; прогностичность; рациональность; реалистичность; целостность; контролируемость; корректируемость; концептуально-содержательные – тщательная проработка содержания с учетом перспектив развития объединения по интересам, логическая последовательности подачи материала, строгое соблюдение использования понятийного аппарата. Ее содержание должно отвечать на вопрос: как организовать образовательный процесс с наилучшими результатами?
Современная программа объединения по интересам должна опираться на определенные научные принципы: научности, связи теории с практикой, доступности, системности и последовательности, личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, природосообразности, культуросообразности.
Алгоритм работы над программой:
 знакомство с типовой программой по профилю и существующих программ данного направления, изучение и анализ документов дополнительного образования детей и молодежи, психолого-педагогической и специальной литературы;
 разработка концепции программы;
 работа над текстом программы: формулировка цели и задач, написание пояснительной записки, конструирование учебно-тематического плана, описание содержания, форм и методов реализации программы, прогнозируемых результатов освоения программы учащимися, составление списка литературы;
 оформление программы, рецензирование, корректировка содержания, редактирование (при необходимости);
 рассмотрение на методическом совете, утверждение директором учреждения.
Структурные элементы программы:
 титульный лист;
 пояснительная записка;
 учебно-тематический план;
 содержание программы;
 прогнозируемые результаты;
 формы и методы реализации программы;
 список литературы.

 

 

Тема №1. Программа объединения по интересам концептуальный нормативный документ педагога дополнительного образования.

В целях обеспечения качества разрабатываемых программ объединений по интересам дополнительного образования детей и молодежи, на основании статьи 
239 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения об учреждении дополнительного образования детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи разрабатываются программы базового и повышенного уровней освоения образовательной области, предмета, дисциплины. Программа объединения по интересам с базовым уровнем освоения образовательной области разрабатывается учреждением образования (иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующим образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи. Программа объединения по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области утверждается руководителем учреждения образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) по рекомендации методического/педагогического совета учреждения и согласованию с его учредителем или с местным исполнительным и распорядительным органом. Программы с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Образовательный процесс в объединении по интересам рассматривается как система развития потенциальных возможностей детей: интеллектуальных, творческих, физических. Организовать полноценный процесс обучения, воспитания, развития учащихся возможно при продуманном, содержательном, наполненном разнообразием форм и методов планировании деятельности на основе программы объединения по интересам. Приступая к разработке программы, педагог дополнительного образования должен четко представлять назначение, структуру и содержание программы как основного документа в организации образовательного процесса. К программе к документу предъявляются следующие требования: общецелевые – актуальность; новизна; прогностичность; рациональность; реалистичность; целостность; контролируемость; корректируемость; концептуально-содержательные – тщательная проработка содержания с учетом перспектив развития объединения по интересам, логическая последовательности подачи материала, строгое соблюдение использования понятийного аппарата. Ее содержание должно отвечать на вопрос: как организовать образовательный процесс с наилучшими результатами?

Современная программа объединения по интересам должна опираться на определенные научные принципы: научности, связи теории с практикой, доступности, системности и последовательности, личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, природосообразности, культуросообразности.

Алгоритм работы над программой:
 знакомство с типовой программой по профилю и существующих программ данного направления, изучение и анализ документов дополнительного образования детей и молодежи, психолого-педагогической и специальной литературы;
 разработка концепции программы;
 работа над текстом программы: формулировка цели и задач, написание пояснительной записки, конструирование учебно-тематического плана, описание содержания, форм и методов реализации программы, прогнозируемых результатов освоения программы учащимися, составление списка литературы;
 оформление программы, рецензирование, корректировка содержания, редактирование (при необходимости);
 рассмотрение на методическом совете, утверждение директором учреждения.

Структурные элементы программы:

 титульный лист;
 пояснительная записка;
 учебно-тематический план;
 содержание программы;
 прогнозируемые результаты;
 формы и методы реализации программы;
 список литературы.

При разработке рекомендуем использовать аннотированную структуру программы, которая представлена в следующей схеме:


п\п 
Раздел программы  Содержание
1.  Титульный лист Наименование учреждения, название программы, автор-составитель (полностью фамилия, имя, отчество, должность), кем и когда утверждена программа, возраст учащихся, уровень освоения, срок реализации, город, год разработки.
2. Пояснительная записка Обоснование данного вида деятельности в системе допобразования детей и молодежи, его актуальность (это ответ на вопрос, зачем современным детям нужна данная программа), концептуальные подходы педагога к работе с учащимися. Исходя из педагогического обоснования, формулируются цели и задачи. Указывается возраст учащихся, срок реализации, режим работы объединения по интересам.
3.  Учебно-тематический план    Указать наименования разделов, тем, количество часов (общее, на теоретические и практические занятия).
4.  Содержание программы  Краткое описание содержания раздела (темы) с указанием форм и видов теоретических и практических занятий
5.  Ожидаемые результаты Результат освоения программы должен соотноситься с поставленными целями и задачами в обучении, воспитании, развитии. Конкретная краткая характеристика развития компетенций и личностных качеств учащихся по каждому году обучения. 
 6.  Формы и методы реализации программы Научно-методическое сопровождение образовательного процесса; краткое описание методов, приемов, технологий; использование наглядного и дидактического материала, современных технических средств и информационных технологий; виды контроля, диагностический инструментарий; формы подведения итогов образовательного процесса.
7.  Литературные информационные источники  Указать используемые источники в соответствии с существующим стандартом.

В Министерство образования представляются программы:
 отвечающие современным требованиям к учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, запросам детей, родителей, общества и государства;
 имеющие положительное заключение областного (Минского городского) института развития образования;
 согласованные (утвержденные) с начальником областного управления образования (председателем Комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета);
 апробированные в учреждении дополнительного образования детей и молодежи, представляющего программу.

 Программа представляется на бумажном носителе (два экземпляра) и на электронном носителе в одном экземпляре. К ней прилагаются:

 письмо областного управления образования (Комитета по образованию Мингорисполкома) о рассмотрении и утверждении программы;
 заключение областного (Минского городского) института развития образования;
 две положительные независимые рецензии.

Тема №2. Рекомендации по разрешению затруднений педагогов при создании (написании) программы

При разработке программы объединения по интересам педагогу необходимо тщательно проработать все основные документы, касающиеся сферы дополнительного образования детей и молодежи, учесть особую роль дополнительного образования детей и молодежи, его место в системе образования страны. В Кодексе Республики Беларусь об образовании дано четкое определение: «Дополнительное образование детей и молодежи – вид дополнительного образования, направленный на развитие личности обучающегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию» (статья №228). 
Необходимо знать Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, основные требования санитарных правил и норм СанПин, иную документацию по профилю деятельности, инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь. Это не значит, что педагог должен перечислить документы в пояснительной записке, их необходимо хорошо знать и опираться на них при разработке программы.

Педагог дополнительного образования должен знать и учитывать при разработке программы возрастные и психофизические особенности учащихся. 

Рекомендации педагогам: 

1. Работа с понятийным аппаратом. Любая программа оперирует множеством понятий (собственных терминов), необходимых в образовательном процессе. Среди них необходимо выделить определённый круг ключевых понятий, без которых освоение предмета просто невозможно, но не стоит без необходимости «утяжелять» текст (особенно в пояснительной записке, ее методическом обеспечении). В процессе работы над программой следует постоянно следить за тем смыслом, который автор (составитель) вкладывает в используемый термин. Если речь идёт о сугубо педагогических, психологических, философских понятиях – необходима работа с соответствующими специальными словарями, энциклопедиями.

2. Разработка пояснительной записки. В этом разделе трудности возникают при формулировании цели и задач программы. Цель формулируется в самом сжатом обобщённом виде. Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»). Для формулировки цели используются существительные: создание, обеспечение, приобщение, развитие, формирование и т.п.

Цель может быть направлена на:
• развитие учащихся в целом или определённых способностей;
• формирование у каждого учащегося умений, навыков, потребности самостоятельно пополнять знания, творить, трудиться;
• формирование и развитие общечеловеческих нравственных ценностей, личностных качеств;
• гармоничного художественно-эстетического, интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;
• обучение трудовым навыкам, коллективному взаимодействию и взаимопомощи и т.п.

Задача – это то, что требует разрешения, выполнения (С.И. Ожегов Словарь русского языка).

Задачи программы объединения – это пути, способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании, развитии учащихся.
Обучающие задачи отвечают на вопрос: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу.
Развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.
Воспитательные задачи отвечают на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.
Формировать задачи следует в одной грамматической форме, желательно – глагольной: способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, сформировать, расширить, углубить, предоставить возможность, обеспечить, поддержать и т.д.

3. Для многих педагогов серьезной проблемой является написание текста программы. Не следует увлекаться излишней терминологией, экскурсами в историю предмета, критическими замечаниями и т.п. Так, при оформлении раздела «учебно-тематический план» следует помнить, что программа – стратегический документ, рассчитанный не на один год; поэтому в этом разделе должны быть обозначены основные содержательные блоки (разделы, темы) и количество часов (всего, теория, практика) на их освоение. Этот раздел программы не следует путать с планом учебно-воспитательной работы, который разрабатывается и утверждается на каждый год, вносится в журнал планирования и учета работы объединения по интересам. Раздел программы «учебно-тематический план» – это краткое изложение того, что станет предметом изучения. 

Разбивать тему (раздел) на большое количество мелких единиц не стоит (это предстоит сделать в плане объединения на учебный год). Необходимо грамотно использовать специальные термины (например, в хореографии они даются на французском языке, музыкальные – на итальянском).

Содержание программы следует структурировать таким образом, чтобы оно позволило раскрыть все ведущие теоретические идеи (теория) и ответы на них (практика), а также в какой форме они будут представлены в процессе освоения программы учащимися.

В программу объединения по интересам включаются основные, наиболее важные для данного направления деятельности формы воспитательной работы.( Актуальные для конкретного учебного года мероприятия находят своё отражение снова же в плане учебно-воспитательной работы объединения по интересам на учебный год).

4. Система определения результативности освоения программы предполагает различные формы её выявления. Педагоги, как правило, предлагают несколько традиционных форм: открытые, итоговые занятия, тесты. Рекомендуем расширить спектр форм: беседа, опрос, прослушивание, просмотр, выставка, концерт, конкурс, диагностика (диагностические игры), анкетирование, анализ освоения программы (раздела, темы), анализ участия в социально значимой деятельности объединения и т.п.

Формами фиксации результатов могут быть: награды (дипломы, грамоты), готовые работы учащихся, протоколы диагностики, аудио-, видеозаписи, фото, портфолио, аналитические материалы, статьи в СМИ и др.

Формы предъявления результатов: концерты, выставки, портфолио, итоговые занятия, защита проектов и творческих работ, демонстрация (моделей, готовых изделий) и др.
При разработке раздела «Ожидаемые результаты» можно воспользоваться следующей схемой:

Критерии      Ожидаемые результаты  
  1-ый год
обучения
2-ой год
обучения  
3-ой год
обучения
4-ой год
обучения  
Овладение основными знаниями, умениями и навыками.  Учащиеся используют элементарные знания и умения.  Спектр основных умений и навыков расширяется в учебной и творческой деятельности Ориентация на систему требований; самостоятельное использование знаний, умений, навыков.  Знания и умения переходят в стадию уверенного навыка, применяемого в практической деятельности. 
Развитие художественных способностей средствами ведущей деятельнос-ти.  Имеют первоначальные навыки общения с произведениями искусства и культуры; имеют представление об основах художественного языка ведущей деятельности  Выходят на уровень диалога в художественном произведении, имеют представления об особенностях художественного языка, могут анализировать.  Свободно владеют основным средствами передачи художественного образа, создания собственного художественного продукта Учащиеся свободно выражают себя средствами ведущей деятельности; хорошо развито наглядно-образное, ассоциативное мышлении, самостоятельно выбирают средства и способы создания художественного продукта. 
Креативность.  Выполнение учебной работы с элементами собственного творчества. Постепенное проявление навыков самостоятельности, изобретательности, фантазии при выполнении творческих заданий Учащиеся самостоятельно, в рамках заданной темы, сочиняют, исполняют, импровизируют; не ограничиваются в выборе художественных средств, способов воплощения собственных задумок.Способны доказать свой выбор, опираясь на личные чувства, ощущения, мысли. Проявляют самостоятель-ность в творчестве, вкладывая собственный смысл создаваемую творческую работу.
Отношение к миру и себе.  Эмоционально-положительное восприятие сверстников, педагогов, устанавливают контакт в группе, чаще по интересам, психологическим характеристикам; высокий уровень активности, самостоятельности.  Уровень самооценки складывается под влиянием успешности в ведущей деятельности, владеют правилами общения и умения работать в коллективе, микрогруппе, индивидуально.   Способны оценить себя, свои поступки и действия других; эмоционально-положительное восприятие отношений в коллективе, владеют навыками эмоциональной сферы, имеют устойчивый навык работы в коллективе.  Приобретают основные ценностно-смысловые и личностные ориентиры в окружающей действительностиобладают навыками общения со сверстниками и взрослыми, получают опыт управления своими эмоциями.
 Мотивация.    Мотивация ещё неустойчивая, связана с интересом к определенному виду деятельности. Наличие познавательного и социального мотива учения, чем более успешен учащийся, тем более увлечён он творческой деятельностью.  Ведущие признаки мотивации – интерес, удовлетворение, успешность, собственная «значимость, предпочтение «трудных» творческих заданий.  Предпочтение самостоятельных творческих заданий; ориентация на условие новых знаний, наличие мотива самообразования.
Сформированность гражданс-кой сферы. Проявляют навыки активной общественной и творческой позиции. Осознают, что активная, деятельностная позиция приносит успех и признание всему коллективу и каждому учащемуся.  Ориентация на общечеловеческие ценности, активное участие в творческой жизни коллектива, реализация личных интересов, творческих способностей. Активная творческая деятельность становится необходимой частью жизни.

 Тема №3. Рекомендации по рецензированию программы объединения по интересам (саморецензированию).

По предложенной ниже схеме рецензент программы и педагог-разработчик могут провести рецензирование разработанной программы (саморецензирование).

Рекомендации: 

1. Рецензия на программу: указать название программы, наименование учреждения, автора (полностью фамилия, имя, отчество, должность), кем и когда утверждена программа, город, год разработки.

2. Общая характеристика программы: образовательная область (вид, направление деятельности); форма объединения (кружок, клуб, студия, театр, ансамбль и т.д.); возраст учащихся; срок реализации; уровень освоения программы (базовый, повышенный); оригинальность, актуальность, новизна (чем отличается от уже существующих программ); качество подачи материала (профессионализм, грамотность).

3. Характеристика структуры и содержания программы включает краткое описание всех структурных элементов и их анализ: пояснительная записка включает цель, задачи, аргументацию новизны и актуальности, указание адресата, срока реализации, режима работы объединения; учебно-тематический план содержит задачи на каждый год обучения, название разделов /тем/ и количество часов по каждому из них (общее, на теоретические и практические занятия по отдельности); содержание программы в соответствии с учебно-тематическим планом раскрывает краткое содержание заявленных разделов, тем с указанием их теоретического и практического наполнения; результат освоения программы должен соотноситься с поставленными целями и задачами в обучении, воспитании, развитии, дать конкретную краткую характеристику развития компетенций и личностных качеств учащихся по реализации каждому году обучения; формы и методы программы: характеристика научно-методического сопровождения образовательного процесса, описание методов, приемов, технологий, использование наглядного и дидактического материала, современных технических средств и информационных технологий; виды контроля, диагностический инструментарий; формы подведения итогов образовательного процесса; список литературы и других источников: краткая характеристика их использования, соответствия специфике и содержанию дополнительного образования, существующему стандарту оформления. 

4. Отметить язык и стиль изложения материала (четкость, ясность, логика, убедительность, правомочность использования специальных терминов, цитирование и т.п.).

5. Необходимо дать оценку профессиональной компетентности педагога дополнительного образования – автора (составителя программы) и сделать общий вывод о соответствии программы специфике дополнительного образования (значимости, ценности, актуальности в обучении, воспитании, развитии учащихся).
Рецензенту программы следует обратить внимание на то, в какой мере ее содержание стимулирует познавательную активность учащихся и стремление к самостоятельной деятельности, развивает творческие способности, умения и навыки, мотивирует к профессиональному самоопределению. Если программа имеет приложения, следует дать характеристику их содержания и оформления.

Тема №4. Мониторинг освоения учащимися программы объединения по интересам.

Мониторинг, как система оценки результатов (эффективности) освоения учащимися программы объединения по интересам, может быть представлен процессом, состоящим из 2-х этапов:

I-ый – разработка системы мониторинга (его цель и результаты деятельности в соответствии с программой объединения по интересам; разработка критериев достижения цели и результатов освоения программы; подбор диагностических методик; разработка и утверждение программы (плана) мониторинга;
II-ой – внедрение системы мониторинга; обработка полученных данных; коррекция критериев и показателей освоения учащимися программы объединения по интересам. 

Выбор критериев и показателей зависит от цели, поставленной в программе объединения (например: создание условий для развития творческого потенциала учащихся средствами декоративно- прикладного творчества; формирование интереса к белорусскому народному творчеству, устойчивому профессиональному интересу и т.п.) В соответствии с этим критерии могут быть следующими: 

• приобретенные в данной предметной области знания;
• приобретенные умения и навыки;
• сформированность личностных особенностей (качеств) учащихся для индивидуальной и коллективной работы;
• наличие интереса к предмету (виду деятельности), желание продолжить обучение. 

В зависимости от целей и задач мониторинг может выполнять различные функции: ориентирующую, диагностическую, обучающую, воспитательную, развивающую. 

В образовательном процессе по освоению учащимися программы объединения по интересам важную роль играет обратная связь, т.е. та информация, которая позволяет педагогу определить эффективность процесса, качество и уровень знаний, умений, навыков в предметной области, развитие познавательных способностей и творческих качеств личности. Она важна и для учащихся, так как позволяет им видеть собственные достижения, получать своевременные рекомендации по затруднениям, реализации творческих заданий, подготовке к контрольным заданиям, аттестации (при освоении программы с повышенным уровнем изучения предметной области). По видам диагностика может быть входящей, текущей, итоговой.

Входящая диагностика проводится в самые первые дни занятий, ее цель – выявить уровень подготовки учащихся, их интересы, способности, возможности.

Текущая диагностика поможет определить степень усвоения учащимися учебного материала (раздела, темы программы).

Итоговая диагностика проводится для определения предполагаемых результатов по программе, для совершенствования педагогом программы объединения по интересам, методов и приемов обучения. 

Примерный мониторинг освоения учащимися программы объединения по интересам можно представить в следующей таблице:

Критерии мониторинга   Показатели критерия   Методы оценки показателя  
Достаточность знаний в предметной области Наличие у учащихся знаний, соответствующих программе.Реализация знаний в практической деятельности, самостоятельной работе.  Беседа.Наблюдение.Опрос
Наличие умений и навыков для осуществления творческой деятельности в области…  Степень реализации знаний на практике.Качество продуктивной деятельности.Умение самостоятельно выполнить работу.   Наблюдение за реализацией творческих заданий. Количество подготовленных творческих работ.Анализ участия в смотрах, конкурсах, выставках, концертах. Презентация творческих работ. Достижения учащихся. 
Сформированность личностных качеств Степень участия в жизни объединения. Социальный статус учащегося в детском коллективе. Мотивация и практическая деятельность.  Технология коллективно- творческой деятельности. Метод воспитывающих ситуаций/ролевая игра, этическая беседа, ассоциация, импровизация и т.п. Социометрия. 
Наличие интереса к данному виду деятельности  Посещаемость занятий, активность, инициативность, самостоятельность. Желание продолжить обучение в данном профиле (виде) деятельности, профессиональные предпочтения, выбор.  Журнал планирования и учета работы объединения по интересам. Наблюдение.Беседа. Опрос. Тесты.

Данная схема мониторинга позволит даже начинающему педагогу получить объективную картину результативности и качества освоения учащимися образовательной программы. Помимо этого, мониторинг даёт возможность педагогу дополнительного образования провести самоанализ собственной проективной деятельности по разработке программы объединения по интересам, определить тенденции успешности в освоении программы и внести своевременные коррективы.

В настоящее время в педагогической литературе по дополнительному образованию детей и молодежи появилось много рекомендаций, публикаций из опыта работы педагогов дополнительного образования по проведению мониторинга образовательного процесса в объединении по интересам, диагностические материалы.

Литература

1. Авдеева, Е.В. Учебно-методический комплекс как средство повышения качества дополнительного образования детей / Е.В. Авдеева // Методист. – 2007. – №2.
2. Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы / Л.Н. Буйлова // Бюллетень. – 2001. – №2.
3. Рекомендации по результатам республиканского мониторинга личностного развития и уровня воспитанности учащихся. –Выхаванне і дадатковая адукацыя, №10, 2012
4. Добриян Е.В. Социологический анализ влияния клубной деятельности на становление личности. – Пазашкольнае выхаванне, №10, 2010. 
5. Дуганова, Л.П. Профессиональное совершенствование педагога в процессе создания образовательной программы / Л.П. Дуганова // Методист. – 2005. – №4.
6. Ильюхина О.Н. Воспитание подростков посредством театральной деятельности. – Дополнительное образование и воспитание, №11, 2010
7. Кадяева С.В. и др. Создание системы мониторинга качества образования в условиях УДОД. – Методист, №10, 2010
8. Кодекс Республики Беларусь об Образовании 243-З от 13.01.2011 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb.htm. Дата доступа: 01.02.2015 г.
9. Малыхина Л.Б. Методика оценки качества деятельности УДОД. – Внешкольник, №3, 2008
10. Метелева Е.Г. О классификации методов воспитания. – Методист, №2, 2006
11. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи
12. Прохоренко О.Г. Методические основы диагностики для дополнительной образовательной программы. – Дополнительное образование и воспитание, №12, 2012
13. Симакова, Т.А. Диагностические материалы к дополнительной образовательной программе / Т.А. Симакова // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. – 
№ 12.
14. Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи (художественный профиль) – Пазашкольнае выхаванне, №5, 2010 
15. Файзуллина Г.З, Полякова И.В.Некрасова Л.В. Методика оценки воспитанности учащихся. – Методист, №1,2006
16. Филиппова Н.В. Методика разработки системы мониторинга
17. Фролова Н.Э. Портфолио как форма мониторинга продвижения воспитанника в освоении образовательной программы в компьютерном классе. – Методист, №2, 2007
18. Целищева М.В. Диагностика временного детского коллектива. – Пазашкольнае выхаванне, №12, 2005
19. Широкова Е.Г. Мониторинг результатов образовательной деятельности по теме «Макраме». – Методист, №2, 2013.