Ошибка :

Показать отладочную информацию

Ансамбль танца “Гармония”, Залесская Т.И.
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Ансамбль танца “Гармония”, Залесская Т.И.

повышенный уровень изучения предметной области “хореография”

 

Пояснительная записка

На разных этапах развития и становления общество обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания, гармонизации личности человека. Продуктивность воспитательного воздействия обусловлена синтезирующим характером, объединяя в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Танец многогранно оказывает воздействие на развитие человека. Влияя на эмоциональную сферу, совершенствуя физическое тело, воспитывая духовный мир, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, способствует самосовершенствованию.

В век гиподинамии, когда дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана, занятия хореографией особо актуальны. Во-первых, танец – это движение, которое развивает физическую силу, выносливость, ловкость, формирует фигуру. Во-вторых, он является искусством, развивающим художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности. Таким образом, хореография выступает дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.

Учреждения дополнительного образования детей и молодёжи обладают широким потенциалом и возможностями для организации условий комплексного целенаправленного становления и самораскрытия личности учащихся. Многообразный спектр образовательных услуг, организация разноуровневых мероприятий позволяют каждому ребёнку реализовать свои творческие индивидуальные способности. Наиболее востребованными направлениями дополнительного образования в детской и молодёжной среде являются объединения по интересам художественного профиля, в частности хореография.

При составлении программы кружка по хореографии “Гармония” учитывался многолетний опыт работы объединений по интересам учреждения образования “Гродненский государственный областной Дворец творчества детей и молодёжи”. При структурировании материала – типовая образовательная программа дополнительного образования детей и молодёжи художественного профиля.

Программа кружка по хореографии “Гармония” отражает комплексную систему художественного воспитания и обучения учащихся средствами музыки и движения. Это созданная “образовательная модель” хореографического ансамбля, состав которого представлен разновозрастными группами.

Подготовительные группы – это первый этап на пути овладения умениями и навыками хореографического творчества. По итогам его реализации учащиеся сдают экзамен, который является переходной ступенью на следующий уровень обучения.

Основные концертные группы – основной этап обучения, который направлен на совершенствование умений и навыков, профильную подготовку учащихся.

Солисты ансамбля – одарённые дети, которые осознанно выбирают профессию педагога-хореографа.

Таким образом, программа кружка по хореографии “Гармония” предусматривает поэтапное становление профессиональной направленности детей на всех возрастных этапах, даёт возможность им не только развить свои творческие способности, но и умения и навыки в области хореографического искусства. Она направлена на расширение знаний учащихся в области хореографического искусства, ознакомление с основами общей культуры в контексте современного образования.

Таким образом, программа кружка по хореографии “Гармония” способствует созданию благоприятных условий для приобщения к богатству танцевального творчества и развития способности к культурно-личностному самоопределению.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать представление о специфике разнообразных жанров танцевального искусства;
  • развить устойчивый интерес к изучению различных областей хореографического искусства;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности в освоении основ танцевальной культуры;
  • развить индивидуальные способности к межличностному взаимодействию в танцевальном коллективе.

 

Программа включает в себя два этапа изучения образовательной области.

Базовый уровень – создание условий, способствующих гармонизации развития и творческому самовыражению детей посредством хореографии.

Задачи:

  • познакомить учащихся с различными направлениями хореографического искусства;
  • развить коммуникативные способности;
  • выявить и развить природные задатки и способности детей, способствующие успеху в освоении танцевальной культуры;
  • активизировать образное мышление и эмоциональную сферу ребёнка.

 

Особенности организации образовательного процесса:

1-й год обучения – учащиеся 8-10 лет – 144 ч. в год, 2 раза в неделю по 2 ч.;

2-й год обучения – учащиеся 9-12 лет – 216 ч. в год, 3 раза в неделю по 2 ч.;

3-ий год обучения – учащиеся 11-13 лет – 324 ч. в год, 2 раза в неделю по 3 ч.;

1 раз в неделю 2 ч. и 1 ч. индивидуальных занятий.

Повышенный уровень – формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей, путём приобщения к богатству танцевальной культуры.

Задачи:

  • освоить способы и приёмы, технологии творческого решения художественных задач;
  • воспитать интерес к самостоятельному изучению истории танцев народов мира;
  • развить интерес к профессиональной деятельности выдающихся танцоров;
  • развить способность к творческому самовыражению в творческом коллективе и самостоятельной деятельности в освоении основ танцевальной культуры.

 

Особенности организации образовательного процесса:

4-й год обучения – учащиеся 12-14 лет – 324 ч в год, 2 раза в неделю по 3 ч.,

1 раз в неделю 2 ч. и 1 ч. индивидуальных занятий;

5-й год обучения – учащиеся 13-15 лет – 324 ч в год, 2 раза в неделю по 3 ч.,

1 раз в неделю 2 ч. и 1 ч. индивидуальных занятий.

 

         Принципы обучения (по И.П. Подласому, Б. Лихачёву):

  • Принцип доступности, сознательности и активности;
  • Принцип наглядности обучения;
  • Принцип прочности;
  • Принцип связи теории с практикой;
  • Принцип комплексного подхода и организации взаимодействия;
  • Принцип единства требовательности и уважения к детям;
  • Сочетания руководства жизнью детей с развитием их самостоятельности, инициативы и творчества в обучении и воспитании;
  • Принцип последовательности и систематичности.

 

Организационно-содержательное обеспечение образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса является занятие с группой. При планировании содержательного компонента учитывается последовательность изучения тем с постепенным усложнением материала. На одном занятии могут сочетаться изучение элементов классического и народного танцев и исполняться задания на импровизацию.

С одарёнными детьми проводятся индивидуальные занятия, на которых педагог разучивает сольные партии и номера, отличающиеся сложностью, соответствующей уровню индивидуального развития и техники исполнения.

Индивидуально с педагогом занимаются дети, которые менее интенсивно усваивают новый материал. С этой категорией учащихся дополнительно работают и солисты ансамбля, использую принцип “равный обучает равного”.

Количество обучающихся в группах первого и второго года – 12-15 человек, третьего года 10-12 человек, четвёртого и пятого года 8-10 человек.

Работа по программе повышенного уровня предполагает:

  • Занятие
  • Зачёт
  • Экзамен
  • Концерт
  • Творческий проект

 

Учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся на занятиях хореографией

 

Учащиеся в возрасте 8-11 лет обладают потенциальными личностными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач программы кружка по хореографии “Гармония”. В этом возрасте развиваются основные характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Комплексный подход многоуровневой системы обучения и развития детей способствует высокому уровню активности учащихся, повышенной их работоспособности, предусматривает частую смену деятельности с использованием элементов импровизации, созданием ситуации игры.

В возрасте 12-15 лет активно осуществляется процесс познавательного развития. Подростки могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Наблюдается динамика развития сознания и самосознания. Подростки могут длительное время удерживать внимание, поддерживать высокий темп работы. Доверие взрослого весьма импонирует подростку, так как в этом случае удовлетворяется его потребность в самостоятельности. На занятиях хореографией учащихся привлекает работа над техникой движений, над определённой сложностью танцевального номера.

 

Ожидаемый результат и способы его анализа

 

Итогом оценки качества организации образовательного процесса в рамках программы кружка по хореографии “Гармония” первого полугодия служит зачёт – открытое занятие, либо выступление на концерте.

По окончании каждого года обучения – экзамен, для определения уровня усвоения знаний и анализа сформированных умений и навыков, и отчётный концерт коллектива.

Система знаний, умений и навыков на каждом этапе обучения:

  • знание основ теории хореографического искусства, его направлений;
  • знание основных особенностей танцев народов мира;
  • владение основами классического танца и знаниями основных правил исполнения упражнений;
  • умение исполнять танцы (построенные на движениях разных жанров стилей) грамотно и выразительно;
  • умение свободно импровизировать.

Основные показатели танцевальной культуры и эстетической воспитанности учащихся:

  • музыкальность и выразительность;
  • правдивость и искренность в передаче танцевального образа;
  • благородство манеры исполнения;
  • осмысленное отношение к танцу как художественному произведению;
  • наличие нравственной воспитанности, выражающейся поведением в коллективе, трудолюбием и взаимопомощью;
  • понимание единства формы и содержания танца;
  • эмоциональное восприятие хореографического искусства;
  • способность самостоятельно оценивать хореографическое произведение;
  • доброжелательность.

Формы и методы выявления и анализа результатов:

  • тесты, итоговые задания; портфолио учащихся;
  • диагностический комплекс: диагностические карты, таблицы, диаграммы;
  • отчёты, открытые выступления.

 

При освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи с повышенным уровнем изучения образовательной области учащиеся проходят текущую и итоговую аттестацию.

Ведущей формой проведения аттестации учащихся являются промежуточный и итоговый экзамен.

 

Учебно-тематический план 1-го года обучения

 

Тема

Общее кол-во часов

Теоретический

блок

Практический

блок

  1. Вводное занятие. Общие подходы к организации образовательного процесса

2

2

-

2. Партерная гимнастика и ритмика

2.1. Ритмика

15

5

10

2.2. Партерная гимнастика

15

-

15

3. Классический танец

3.1.  Упражнения у станка

15

3

12

3.2. Упражнения на середине зала

15

2

13

3.3. Закрепление упражнений

10

-

10

4.Народно-сценический танец

4.1 Белорусский танец

15

1,5

13,5

4.2 Русский танец

10

0,5

9,5

5.Импровизация и актёрское мастерство

6

-

6

6. История хореографического искусства

4

4

-

7. Репетиции и постановка танцев

7.1. Постановка танцев

10

-

10

7.2. Репетиции

15

-

15

8. Сценическая практика

12

-

12

ИТОГО

144

18

126

 

Содержание программы

  1. 1.                Вводное занятие. Общие подходы к организации образовательного процесса (2 часа).

Теоретические занятия. Введение в предмет. Задачи 1-го года обучения. Права и обязанности учащихся. Правила безопасного поведения.

 Элементы музыкальной грамоты, определение и передача движений:

- характер музыки (веселый, грустный);

- темп (медленный, быстрый);

- динамических оттенков (тихо, громко);

- куплетной формы (выступление, запев, припев);

- жанров музыки (марш, песня, танец);

- метроритм (длительный, четверть-шаг, восьмой-бег);

- пауза (четвертной, восьмой).

Сведения о первых танцах древности.

 

2.Партерная гимнастика и ритмика

2.1. Ритмика (15 часов: 5 теоретических, 10 практических).

Теоретические занятия. Знакомство с простейшими элементами музыкальной грамоты, исполнение различных ритмических рисунков. Практические занятия. Базовые упражнения на полу, готовящие детей к более сложным упражнениям у станка.

 

2.2. Партерная гимнастика (15 часов: 15 практических).

Практические занятия. Разучивание разминки-разогрева. Упражнения на развитие силы ног, гибкости; правильной осанки; гибкости; подвижности суставов. Упражнения на развитие ориентации в пространстве: построение в колонну по одному, по два, расход парами, четвёрками, построение в круг, движение по кругу.

 

3. Классический танец

3.1. Упражнения у станка (15 часов: 3 теоретических, 12 практических).

Теоретические занятия. Основа тренажа, постановка рук корпуса и головы. Тренировка суставно-мышечного аппарата.

Практические занятия. Упражнения у станка: позиции рук, ног; постановка корпуса по 1, 2, 5 позициям; battement tendu в сторону, вперёд и назад из 1-й позиции, лицом к станку, затем держась одной рукой за cтанок; demi и grand plie по 1-й, 2-й, 5-й позициям; passé par terre; demi-rond de jambe par terre, положение ноги на cou-de-pied, battement tendu pur- le -pied, battement tendu soutenu, battement tendu jete.

 

3.2. Упражнения на середине зала (15 часов: 2 теоретических, 13 практических).

Теоретические занятия. Гибкость, эластичность голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

Практические занятия. Разминка: шаг с носка; шаг на полупальцах; бег, выбрасывая прямые ноги вперёд и назад; бег, сгибая ноги; наклоны корпуса в стороны, вперёд и назад; низкие выпады вперёд и в стороны.

Точки плана класса, epaulement;1-е port de bras; постановка корпуса по 1-й позиции; танцевальные движения.

3.3. Закрепление упражнений (10 часов: 10 практических).

Повторение и закрепление изученного материала.

 

4. Народно-сценический танец

4.1 Белорусский танец (15 часов: 1,5 теоретических, 13,5 практических).

Теоретические занятия. Белорусский народный танец – часть национальной культуры белорусского народа. Связь белорусского народного танца с песней, обычаями, обрядами, бытом. Белорусские праздничные костюмы. Традиции в исполнении белорусского народного танца.

Практические занятия. Разучивание основных положений рук, элементов и движений белорусского танца “Лявониха”: притопы одинарные и тройные с наклоном; подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции; тройные подскоки; подскоки с продвижением вперед и назад; выбрасывание ног на каблук; присядка на двух ногах по 1-й прямой позиции с продвижением в стороны и выносом ноги на каблук вперёд. Разучивание танцевального этюда либо танца “Лявониха”.

 

4.2 Русский танец (10 часов: 0,5 теоретических, 9,5 практических).

Теоретические занятия. Русский танец. Характерные особенности русского танца. Знакомство с основными позициями и положениями рук и ног в русском танце.

Практические занятия. Изучение разминки в характере русского танца. Разучивание характерных движений русского танца: гармошка, бег молоточками, переменный ход, шаги с носка, с каблучка, моталочки, веревочки, припадание. Поворот на месте “точка”, бег в повороте, двигаясь по диагонали зала.

Сценические танцы: “Лесной хоровод”, “Калинка” (на выбор педагога).

 

5. Импровизация и актёрское мастерство (6 часов: 6 практических).

Практические занятия.

Игра “Крокодил”. Наблюдение за походками людей и копирование пластикой. Пантомимические этюды на воображение “Веселые музыканты”, “Задорные чижи”, “Домашние животные”. Этюды под музыку на заданную тему: “Новогодняя сказка”.

 

6. История хореографического искусства (4часа: 4 теоретических).
Теоретические занятия.

Происхождение танца и хореографии. Танец эпохи первобытно-общинного строя. Танец в культуре древних цивилизаций. Танцевальный фольклор. Народный танец – исток хореографической культуры народов. Бытовые танцы, салонные танцы, современные бальные танцы. Беседа по книге А. Дешковой “Загадки Терпсихоры”. Видеопросмотр отрывков балетных спектаклей.

 

7. Репетиции и постановка танцев (25 часов: 25 практических).

Практические занятия.

Разучивание движений к танцу. Постановка танцевальных номеров: “Жили у бабуси”, “Радуга”, “Веселые лягушата”. Подготовка к концертным выступлениям.

 

8. Сценическая практика (12часов: 12 практических).

Практические занятия.

Выступление на сцене.

 

Ожидаемый результат 1-го года обучения

Учащиеся должны знать:

  • основы музыкальной грамоты;
  • основные движения русского и белорусского танцев.

 

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в пространстве;
  • держать правильную осанку;
  • работать в группе.

 

Учебно-тематический план 2-го года обучения

 

Тема

Общее кол-во часов

Теорети

ческий

блок

Практи

ческий

блок

1. Общие подходы к организации образовательного процесса

2

2

-

2.Партерная гимнастика и ритмика

2.1 Ритмика

15

2,5

12,5

2.2 Партерная гимнастика

15

2,5

12,5

3. Классический танец

3.1 Упражнения у станка

24

3

21

3.2 Упражнения на середине зала

20

1

19

3.3 Закрепление упражнений

20

-

20

4. Народно-сценический танец

4.1 Белорусский танец

20

1

19

4.2 Украинский танец

15

2

13

4.3 Итальянский танец

15

2

13

5. Импровизация и актёрское мастерство

6

-

6

6. История хореографического искусства

4

4

-

7. Репетиции и постановка танцев

7.1 Постановка танцев

20

-

20

7.2 Репетиции

20

-

20

8. Сценическая практика

20

-

20

ИТОГО

216

20

196

 

Содержание программы

 

1. Общие подходы к организации образовательного процесса (2часа: 2 теоретических).

Теоретические занятия. Задачи 2-го года обучения. Права и обязанности учащихся. Правила безопасного поведения. Определение и передача в движении: характер музыки (спокойный, торжественный); темп (умеренный); размеров 2/4, 3/4; слабых и сильных долей.

 

2. Партерная гимнастика и ритмика

2.1.Ритмика (15 часов: 2,5 теоретических, 12,5 практических).

Теоретические занятия. Ритмика. Определение и передача в движении: характера музыки, темпа, метроритма, размеров 2/4; 3/4.

Практические занятия. Упражнения на развитие ориентации в пространстве: положения в парах, свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, построение из круга в одну шеренгу, в две, три, четыре. Упражнения на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц: разведение рук в стороны с напряжением; напряжение и расслабление мышц шеи; напряжение и расслабление мышц плечевого пояса, корпуса.

 

2.2 Партерная гимнастика (15 часов: 2,5 теоретических, 12,5 практических).

Теоретические занятия. Разучивание новых развивающих упражнений.

Практические занятия. Разминка, повторение и закрепление упражнений 1-го года обучения. Усложнение выученного материала (ускорение темпа исполнения упражнений, добавление более сложных элементов). Упражнения на развитие гибкости.

 

3. Классический танец

3.1 Упражнения у станка (24 часов: 3 теоретических, 21 практических).

Теоретические занятия. Повторение и закрепление упражнений 1-го года обучения. Техника исполнения новых позиций.

Практические занятия. Простейшие комбинации упражнений, ускоренный темп исполнения. Изучение battement frappe, battement fondu,releve lent на 45, battement tendu jete pique, temps releve par terre, battement double frappe, releve на полупальцы, petit battement, перегибы корпуса, grand battement jete.

 

3.2 Упражнения на середине зала (20 часов: 1 теоретических, 19 практических).

Теоретические занятия. Техника исполнения новых позиций.

Практическиезанятия. 3-е port de bras; позы croisee, effacee, ecartee; battement tendu,plie, battement tendu jete, rond de jambe par terre, battement frappe, battement fondu,releve lent на 45. Прыжки soute,changement de pieds.

 

3.3 Закрепление упражнений (20 часов: 20 практических).

Практические занятия. Повторение и закрепление изученного материала, работа над техникой исполнения.

 

4. Народно-сценический танец

4.1 Белорусский танец (20 часов: 1 теоретических, 19 практических).

Теоретические занятия. Разучивание элементов и движений белорусского танца. Движения рук. Танцевальные комбинации.

Практические занятия. Основные движения белорусского танца. Положение рук: на талии, скрещены на груди, за спиной (мужское). Ходы и движения на месте: ход с отбивкой; ход назад; боковой с отбивкой (галоп); притоп в три удара; основной ход из танца “Крыжачок”; присядка с подтягиванием ноги на носок; основной ход из танца “Бульба”. Танцевальные этюды из выученных движений. Разучивание танцев “Бульба” или “Крыжачок”.

 

4.2 Украинский танец (15 часов: 2 теоретических, 13 практических).

Теоретические занятия. Танцы, связанные с различными временами года: весенние – “Веснянки”, летние – “Зелёный шум”, зимние – “Метелица” и.т.д. Различия в исполнении женских и мужских танцев.

Практические занятия. Элементы украинского танца: позиции и положения ног и рук, положения рук в парном массовом танце, подготовка к началу движения, простые поклоны на месте без рук и с руками, притоп, “верёвочка”, “дорожка простая” (припадания), “дорожка плетенка” (припадание в перемещённом положении), “выхилясник” (ковырялочка), “бегунец”, “голубец” на месте и с продвижением.

 

4.3 Итальянский танец (15 часов: 2 теоретических, 13 практических).

Теоретические занятия. Изучение итальянского сценического танца на движениях “Тарантеллы”.

Практические занятия. Элементы и движения танца “Тарантелла”: положения рук и ног, движения с тамбурином; шаг с ударом носка по полу, с одновременным подскоком на опорной ноге на месте и с продвижением назад, бег на месте с продвижением вперёд, перескоки с ноги на ногу, шаг с подскоком и одновременным броском и сгибанием ноги в колене, подскоки в полуприседании на полупальцах по 3-й позиции на месте и в повороте, соскок двумя ногами во вторую позицию с подниманием ноги перед собой накрест другой, маленькие броски с поочерёдными ударами носком и каблуком по полу.

 

5. Импровизация и актёрское мастерство (6 часов: 6 практических).

Практические занятия. Игры “Стартин”, “Крокодил”. Пантомимические этюды на заданные темы, с использованием выученных движений под музыку: “Ну, погоди!”, “Вальс кошки”, “Солнышко, просыпайся!”.

6. История хореографического искусства (4часа: 4 теоретических).

Теоретические занятия. Первые балеты и их назначение. Ведущие хореографы. Единство в балетном спектакле сценарной, музыкальной, сценографической и хореографической драматургии. Термин либретто. Изучение либретто известных балетов “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”, “Жизель”, “Дон Кихот”. Видеопросмотр балета “Дон Кихот” сравнение лексики балета с либретто, дискуссия после просмотра.

 

7. Репетиции и постановка танцев (40 часов: 40 практических).

Практические занятия. Постановки: “Солнечные зайчики”, “Смешарики”, “Волшебный бал”.

 

8. Сценическая практика (20 часов: 20 практических).

Практические занятия. Выступления на различных сценических площадках города, применение умений и навыков, полученных в коллективе, на практике.

Ожидаемый результат 2-го года обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные движения украинского и итальянского танцев.

 

Учащиеся должны уметь:

  • передавать в движении характер и темп музыки;
  • перестраиваться в простые рисунки танца (круг, линии, колонны);
  • держать правильную осанку;
  • правильно выполнять основные упражнения классического танца у станка.

 

Учебно-тематический план 3-го года обучения.

 

Тема

Общее кол-во часов

Теоретический

блок

Практический

блок

1. Общие подходы к организации образовательного процесса

2

2

-

2. Партерная гимнастика и ритмика

2.1 Ритмика

15

1

14

2.2 Партерная гимнастика

15

1

14

3. Классический танец

3.1 Упражнения у станка

25

2

23

3.2 Упражнения на середине зала

20

-

20

3.3 Закрепление упражнений

20

-

20

4. Народно-сценический танец

4.1 Белорусский танец

15

-

15

4.2 Немецкий танец

16

1

15

4.3 Греческий танец

19

1

18

5. Импровизация и актёрское мастерство

6

-

6

6. История хореографического искусства

4

4

-

7. Современный танец

7.1 Основы джаз-танца на полу

25

2

23

7.2 Упражнения на середине

20

1

19

7.3 Хип-хоп стиль

20

2

18

8. Индивидуальные занятия

30

-

30

9. Репетиции и постановка танцев

9.1 Постановка танцев

20

-

20

9.2 Репетиции

30

-

30

10. Сценическая практика

22

-

22

ИТОГО

324

17

307

 

Содержание программы

1. Общие подходы к организации образовательного процесса (2 часа: 2 теоретических).

Теоретические занятия. Задачи 3-го года обучения. Права и обязанности учащихся. Правила поведения в коллективе. Правила безопасного поведения.

Беседы о балете, об артистах балета, знакомство с либретто, рассказы о ведущих профессиональных ансамблях, просмотр видеоматериалов.

 

2. Партерная гимнастика и ритмика

2.1 Ритмика (15 часов: 1 теоретический, 14 практических).

Теоретические занятия. Определение и передача в движении: структуры музыкального произведения (период, предложение, фраза), размера 4/4.

Практические занятия. Упражнения на развитие ориентации в пространстве. Перестроение группы из круга в квадрат, из круга в рассыпную и снова в круг. Построение двух концентрических кругов: “воротца”, “звёздочка”, “карусель”, “змейка”. Упражнения на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц, в сочетании с танцевально-тренировочными упражнениями.

 

2.2 Партерная гимнастика (15 часов: 1 теоретический, 14 практических).

Теоретические занятия. Повторение изученных за 2-й год обучения, усложнение упражнений.

Практические занятия. Разучивание новых упражнений, развивающих гибкость, танцевальный шаг, силу и выносливость; подвижность стоп, тазобедренного и голеностопного суставов.

 

3. Классический танец

3.1 Упражнения у станка (25 часов: 2 теоретических, 23 практических).

Теоретические занятия. Повторение и закрепление изученного за 2-й год обучения материала. Основные правила движений у станка, координация рук, ног, головы в движении.

Практическиезанятия. Упражнения: rond de jambe en l’air, battement releve lent на 90, battement soutenu на 45, rond de jambe par terre на plie en dehors и en dedans, grand battement jete pique, battement developpe. Упражнения на полупальцах: petit battement, battement fondu, battement frappe и double frappe.

 

3.2 Упражнения на середине зала (20 часов: 20 практических).

Практические занятия. Разучивание упражнений: temps lie, 4-е и 5-е port de bras. Позы классического танца на 45, а затем на 90 градусов: attitude, arabesque. Элементарное adagio, pas de bourree. Прыжки: echappe на 2-ю позицию, assemble, balance, sissonne simple, jete.

 

3.3 Закрепление упражнений (20 часов: 20 практических).

Практические занятия. Повторение и закрепление изученных упражнений, работа над техникой.

 

4. Народно-сценический танец

4.1 Белорусский танец (15 часов: 15 практических).

Практические занятия. Повторение изученного материала за 1-й и 2-й годы обучения. Понятия: народный танец, народно-сценический танец и стилизация. Разучивание стилизованных движений и комбинаций. Разучивание танцевального этюда на основе изученных движений либо танцевального номера на выбор педагога.

 

4.2 Немецкий танец (16 часов: 1 теоретический, 15 практических).

Теоретические занятия. Обычаи и обряды немцев их неразрывная связь с народным творчеством, в том числе и с хореографией.

Практические занятия. Основные движения народного немецкого танца: подскоки, галоп, каблучки, бегунец, полька вперёд и назад, полька в паре, в повороте, “циркуль”, вальсовая дорожка, вальс в повороте и. т.д. Разучивание народных танцев: “Большой круг”, “Штерн-полька”. Разучивание сценических немецких танцев: “Праздничный немецкий танец”, “Праздник фиалки”, “Баварские игры” (на выбор педагога).

 

4.3 Греческий танец (19 часов: 1 теоретический, 18 практических).

Теоретические занятия. Особенности греческого народного танца. Просмотр видеозаписи выступления ансамбля Игоря Моисеева.

Практические занятия. Разучивание движений и комбинаций греческого танца. Разучивание танца “Сиртаки”.

 

5. Импровизация и актёрское мастерство (6 часов: 6 практических).

Практические занятия. Упражнения на развитие художественно-творческих способностей: “ветерок и ветер”, “клоуны”, “жонглёры”, “кузнецы”. Танцевальные импровизации. Сочинение этюдов под музыку на темы: “Под дождём”, “Трусливый заяц”, “На речке” и. т.д.

 

6. История хореографического искусства (4 часа: 4 теоретических).

Теоретические занятия. Танец и пантомима. Виды современного сценического танца: классический, народно-сценический, историко-бытовой, эстрадный, свободная пластика и. т.д. Развитие танцевального фольклора в современной пластике. Просмотр видеоматериалов и обсуждение. Новые течения в хореографии. “Шоу Риверданс” – просмотр видеоматериала.

 

7. Современный танец

7.1 Основы джаз-танца (25 часов: 2 теоретических, 23 практических).

Теоретические занятия. Партер-джаз.

Практические занятия. Проработка на полу всех основных положений ног и корпуса. Положение контракции и релаксации в положении лёжа и сидя, маленькие мостики и разножки. Сокращения и круговая работа стоп по 6-й и 5-й позициям. Растяжки лёжа и сидя. Проработка выхода на большой “мостик” из положения стоя.

 

7.2 Упражнения на середине (20 часов: 1 теоретический, 19 практических).

Теоретические занятия. Разучивание новых развивающих упражнений.

Практические занятия. Упражнения на середине: разучивание основных позиций ног в джаз-танце: “вторая параллель”, “четвёртая параллель”, “перпендикуляр”. Работа корпуса, плеч, рук, ног и головы в положении стоя. Тяговые port de bras, проработка торсовых смещений, работа боков.

 

7.3 Хип-хоп стиль (20 часов: 2 теоретических, 18 практических).

Теоретические занятия. Разновидность современного танца.

Практические занятия. Разучиваем основные движения и комбинируем их. Составление танцевального номера “Конфетти”.

 

8. Индивидуальные занятия (30 часов: 30 практических).

Практические занятия. Индивидуальные занятия солистов танцевальной группы. Разучивание сольных партий концертных номеров.

 

9. Репетиции и постановка танцев (50 часов: 50 практических).

Практические занятия. Постановки: “Прекрасный день”, “Танец в облаках”, “Волшебный сон” и др. Работа над техникой исполнения номеров в танцевальном зале и на сценической площадке.

 

10. Сценическая практика (22 часа: 22 практических).

Практические занятия. Применение полученных знаний, умений и навыков на практике. Привитие сценической культуры (внешний вид, поведение на сцене и за кулисами). Развитие “сценической смелости”.

 

Ожидаемый результат 3-го года обучения

Учащиеся должны:

  • знать и уметь исполнять движения немецкого и греческого танца, имея представление о характере и манере исполнения данных танцев;
  • знать основы овладения техникой джаз-танца;
  • иметь представление о выразительных средствах хореографии;
  • знать происхождение изучаемых танцев.
  • уметь определять структуру музыкального произведения;
  • уметь ориентироваться в пространстве, перестраиваться в любые рисунки;
  • владеть культурой движения рук;
  • владеть методикой исполнения упражнений классического танца у станка и на середине зала;

 

Учебно-тематический план 4-го года обучения.

 

Тема

Общее кол-во часов

Теоретический

блок

Практический

блок

1. Общие подходы к организации образовательного процесса

2

2

-

2. Партерная гимнастика

20

-

20

3. Классический танец

3.1 Упражнения у станка

25

3

22

3.2 Упражнения на середине зала

25

2

23

3.3 Закрепление упражнений

20

-

20

4. Народно-сценический танец

4.1 Цыганский танец

25

2

23

4.2 Венгерский танец

30

2

28

5. История хореографического искусства

4

4

-

6. Современный танец

6.1 Модерн-танец

25

2

23

6.2 Джаз-танец

25

2

23

6.3 Контактная импровизация

15

1

14

7. Индивидуальные занятия

36

-

36

8. Репетиции и постановка танцев

8.1 Постановка танцев

20

-

20

8.2 Репетиции

30

-

30

9. Сценическая практика

22

-

22

ИТОГО

324

20

304

 

Содержание программы

1. Общие подходы к организации образовательного процесса (2 часа: 2 теоретических).

Теоретические занятия. Задачи 4-го года обучения. Права и обязанности учащихся. Правила поведения в коллективе. Правила безопасного поведения.

Просмотр видеоматериалов фестивалей, конкурсов, разбор ошибок выступлений на конкурсах. Просмотр балетов П.И. Чайковского “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”.

 

2. Партерная гимнастика (20 часов: 20 практических).

Практические занятия. Повторение и закрепление изученных упражнений за три года обучения.

 

3. Классический танец

3.1 Упражнения у станка (25 часов: 3 теоретических,
22 практических).

Теоретические занятия. Уровень подъёма ног. Полупальцы опорной стопы.

Практические занятия. Разучивание упражнений: rond de jambe en l’air на полупальцах, полуповорот в 5-й позиции на полупальцах, port de bras с rond de jambe par terre на plie, plie-releve на 45 с demi rond de jambe, battement developpe, temps releve на 45 en dehors и en dedans, battement developpe passé на 90, demi rond de jambe на 90, маленькие позы, заключающие упражнения.

 

3.2 Упражнения на середине зала (25 часов: 2 теоретических, 23 практических).

Теоретические занятия. Разучивание новых развивающих упражнений.

Практические занятия. Поворот в 5-й позиции на полупальцах на середине зала, позы классического танца на 45, затем на 90 градусов, attitude, аrabesque на 45 затем на 90 градусов, элементарное adagio, temps lie вперёд и назад, pas de bourree без перемены ног в сторону и на еffacee. Прыжки: echappe на одну ногу, grand changement de pieds, petit changement de pieds, glissade, jete в маленьких позах, assamble в позах.

 

3.3 Закрепление упражнений (20 часов: 20 практических).

Практические занятия. Работа над техникой исполнения упражнений.

 

4. Народно-сценический танец

4.1 Цыганский танец (25 часов: 2 теоретических, 23 практических).

Теоретические занятия. Особенности кочевого образа жизни цыган, характер и манера исполнения цыганских танцев.

Практические занятия Основные положения и движения рук в цыганском танце, перегибы корпуса, флик-фляки, отбрасывания ног в сторону, броски вперёд, тряска плечами, мужские “хлопушки” и. т.д. Разучивание цыганского танца “На утренней заре”, “Ручеёк” на выбор педагога.

 

4.2 Венгерский танец (30 часов: 2 теоретических, 28 практических).

Теоретические занятия. Венгерские танцы.

Практические занятия Элементы венгерского сценического танца: положения рук и ног, “ключ” – удар каблуками (одинарный и двойной), шаг в сторону с двумя переступаниями, “верёвочка”, “голубец”, поворот на обеих ногах по 5-й открытой позиции, пружинистые удары, вращение с отбрасыванием ног назад, пируэт на каблуках и. т. д. Разучивание этюда или танцевального номера в характере венгерского танца.

 

5. История хореографического искусства (4часа: 4 теоретических).

Теоретические занятия. Истоки западноевропейского балетного театра. Турниры, процессии, карнавалы, маскарады. Зарождение придворного балета. Драматургия и хореография. Музыкальное и хореографическое решение спектаклей, их идейное содержание. Развитие техники танца. Эволюция выразительных средств хореографических форм. Реформы в балетном театре. Перспективы развития балетного театра. Просмотр видеоматериала “Балетная школа”.

 

6. Современный танец

6.1 Модерн-танец (25 часов: 2 теоретических, 23 практических).

Теоретические занятия. Основные понятия: контракция, кёф, арка. Постановка правильного дыхания. Падения и быстрый подъём.

Практические занятия Разучивание тренажа на полу: plie, battement tendu, jete, rond, fondu, grand battement jete и adagio в стиле модерн. Разучивание танцевальных комбинаций на середине зала и в продвижении.

 

6.2 Джаз-танец (25 часов: 2 теоретических, 23 практических).

Теоретические занятия. Повторение и закрепление изученного материала за 3-й год обучения.

Практические занятия. Развёрнутая разминка у станка на материале современного джаза.

 

6.3 Контактная импровизация (15 часов: 1 теоретический, 14 практических).

Теоретические занятия. На основе техники release совмещение в единую танцевальную пластику.

 

7. Индивидуальные занятия (36 часов: 36 практических).

Практические занятия. Занятия с солистами группы над сольными номерами или сольными партиями к массовым номерам. Работа над техникой исполнения сольного номера и артистичностью солиста.

 

8. Репетиции и постановка танцев (50 часов: 50 практических).

Практические занятия. Постановки: “Под испанским небом”, “Цветы у моря”, и. т.д. Работа над техникой номеров, характером и манерой исполнения.

 

9. Сценическая практика (22 часов: 22 практических).

Практические занятия. Применение на практике полученных знаний, умений и навыков, их закрепление. Концертные выступления.

 

Ожидаемый результат 4-го года обучения

Учащиеся должны знать:

  • законы общей координации тела, рук, ног, головы, законы равновесия;
  • основы овладения техниками джаз и модерн-танца;
  • иметь понятие о балетном спектакле.

 

Учащиеся должны уметь:

  • владеть методикой исполнения движений классического танца;
  • владеть соответствующей координацией и силовой нагрузкой в исполнении танцевального номера;
  • чувствовать национальный характер и ритм.

 

Учебно-тематический план 5-го года обучения

 

Тема

Общее кол-во часов

Теоретический

блок

Практический

блок

1. Общие подходы к организации образовательного процесса

2

2

-

2. Партерная гимнастика

20

-

20

3. Классический танец

3.1 Упражнения у станка

25

2

23

3.2 Упражнения на середине зала

25

2

23

3.3 Закрепление упражнений

25

-

25

4. Народно-сценический танец

4.1 Испанский танец

25

1

24

4.2 Испанский танец  “Арагонская хота”

25

1

24

5. История хореографического искусства

4

4

-

6. Современный танец

6.1 Джаз-танец

20

1

19

6.2 Модерн-танец

20

1

19

6.3 MTV-стиль

20

1

19

7. Индивидуальные занятия

36

-

36

8. Репетиции и постановка танцев

8.1 Постановка танцев

25

-

25

8.2 Репетиции

30

-

30

9. Сценическая практика

22

-

22

ИТОГО

324

15

309

 

Содержание программы

  1. 1.                Общие подходы к организации образовательного процесса (2 часа: 2 теоретических).

Теоретические занятия. Задачи 5-го года обучения. Права и обязанности учащихся. Правила безопасного поведения. Просмотр видеоматериала фестивалей, конкурсов, разбор ошибок выступлений на конкурсах.

 

2. Партерная гимнастика (20 часов: 20 практических).

Практические занятия. Повторение и закрепление изученного материала за 4 года обучения. Упражнения на развитие гибкости.

 

3. Классический танец

3.1 Упражнения у станка (25 часов: 2 теоретических, 23 практических).

Теоретические занятия. Закрепление освоенной хореографической азбуки. Изучение элементов художественной окраски движений.

Практические занятия. Разучивание упражнений: battement double fondu , battement soutenu на 90, поворот на 360, grand rond de jambe en dehors и en dedans на 90, coupe, полуповороты с подменой ноги на полупальцах, подготовительные упражнения для туров из 5-й позиции.

 

3.2 Упражнения на середине зала (25 часов: 2 теоретических, 23 практических).

Теоретические занятия. Чистота исполнения, закрепление устойчивости в упражнениях на середине зала. Развитие танцевальности.

Практические занятия. 6-е port de bras, подготовительные упражнения к турам, pas de bourree , туры en dehors и en dedans со 2-й позиции. Прыжки: echappe в 4-ю позицию на croisee и на effacee, sissonne ouverte и sissonne ferme в позах, sissonne tombee, ballonne, pas coupe, pas de chat, echappe battu.

 

3.3 Закрепление упражнений (25 часов: 25 практических).

Практические занятия. Работа над техникой исполнения упражнений.

 

4. Народно-сценический танец

4.1 Испанский танец (25 часов: 1 теоретический, 24 практических).

Теоретические занятия. Танцевальное искусство Испании. Характер испанского танца. Группы танцев различного характера: трагико-драматического – “хондо”, шуточного, с танцами под общим названием “чуфлас” и т.д.

Практические занятия. Основные движения испанского танца: позиции рук и ног, движения рук, ход – удлинённые шаги на полуприседании, ход – удлинённый шаг на всю стопу в полуприседании с двумя последующими переступаниями, “сапатеадо” – выстукивания по 6-й позиции, pas balance, pas glissade, круговое перегибание корпуса, соскоки. Разучивание танцевального этюда или сценического номера.

 

4.2 Испанский танец “Арагонская хота” (25 часов: 1 теоретический, 24 практических).

Теоретические занятия. Особенности танца “Арагонской хоты”.

Практические занятия. Основные движения танца: положения рук и ног, основной ход (разновидность pas de basque), движение из стороны в сторону, “голубец” на прыжке, “верёвочка”, “ковырялочка”, опускание на колено, “винт”, повороты на месте. Разучивание танцевального этюда, либо сценического номера.

 

5. История хореографического искусства (4 часа: 4 теоретических).

Теоретические занятия. Ансамбли народного танца. Народный танец в современной жизни. Современный танцевальный фольклор. Анализ народной хореографии. Государственный ансамбль народного танца под руководством И. Моисеева. Эволюция репертуара. Анализ программ. Ансамбль на современном этапе. Просмотр видеозаписей концертов ансамбля.

 

6. Современный танец

6.1 Джаз-танец (20 часов: 1 теоретический, 19 практических).

Теоретические занятия. Джаз-танец: особенности и техника исполнения.

Практические занятия. Овладение системой растяжки stretch характера и особенностями классического традиционного джаза. Вращения: простейшее вращение из релаксационного раскрытия до 2-й позиции в контракцию по 6-й, “штопор”, туры с подменой ног и одновременной работой корпуса “восьмёркой”, по диагонали: tour chainee и tour lent. Прыжки: педальный (jete вниз), grand jete вперёд, в сторону, назад через passé, sissonne ferme, renverse. Танцевальные шаги: pas tombee и pas de bourree. Stretch – скручивание и раскручивание корпуса. Постижение основ джазового танца на середине зала. Проработка стопы на позициях “параллель” через чередование выворотных и параллельных позиций с одновременной усложнённой работой корпуса через контракцию, закрытием и раскрытием корпуса с постоянной сменой работы рук в позициях “джаз”.

 

6.2 Модерн-танец (20 часов: 1 теоретический, 19 практических).

Теоретические занятия. Модерн-танец в современном мире.

Практические занятия. Развёрнутая разминка у станка на материале танца модерн: battement tendu, plie, jete, rond, adagio, grand jete (простейшие комбинации). Разучивание танцевальных комбинаций на середине зала. Импровизация под музыку используя технику release, создание определённого образа.

 

6.3 MTV-стиль (20 часов: 1 теоретический, 19 практических).

Теоретические занятия. Разновидность современного клубного танца. Основа движений MTV-стиля, джаз-танец.

Практические занятия. Разминка на середине зала: работа головы, плеч, средней части корпуса и бедер, коленей, стоп, паховые и боковые растяжки. Разучивание танцевальных комбинаций и составление танцевального номера.

 

7. Индивидуальные занятия (36 часов: 36 практических). Практические занятия. Занятия с солистами группы, направленные на разучивание сольных номеров и сольных партий в массовых танцах, а так же для работы над техникой исполнителей и эмоциональностью.

 

8. Репетиции и постановка танцев (55 часов: 55 практических). Практические занятия. Концертные постановки: “Волшебство Востока”, “Сон наяву” и т.д. Работа над техникой и эмоциональностью исполнения концертных номеров в танцевальном зале и на сценической площадке.

 

9. Сценическая практика (22 часа: 22 практических).

Практические занятия. Применение полученных знаний, умений и навыков на практике. Концертные выступления.

 

Ожидаемый результат 5-го года обучения

Учащиеся должны знать:

  • хореографическую азбуку школы классического танца;
  • сложные технические движения народно-сценического танца;
  • репертуар ведущих профессиональных коллективов страны, творчество балетмейстеров этих коллективов.

 

Учащиеся должны уметь:

  • связывать характер танца с образом жизни народа, с окружающей природой;
  • анализировать балетные спектакли, определять их жанр;
  • исполнять танцы, построенные на движениях разных жанров, стилей;
  • выражать в пластике общее содержание музыки, её образные ассоциации;
  • свободно импровизировать в новых молодёжных стилях и направлениях;
  • сочинять небольшие миниатюры, этюды.

 

Методическое обеспечение программы

Основные формы и методы работы

 

Основные методы, направленные на достижение цели и выполнение задач:

  • метод сенсорного восприятия – просмотры видеофильмов о балетных школах, прослушивание аудиозаписей;
  • словесный метод – рассказ нового материала; беседа о коллективе, выпускниках и т.д.; дискуссия-анализ о прошедшем выступлении на концерте;
  • наглядный метод – личный пример педагога, видеопросмотр выступлений профессиональных коллективов;
  • практический метод – работа у станка, тренировка упражнений на середине зала, репетиции;
  • метод стимулирования деятельности и поведения – соревнование, поощрение, создание ситуации успеха.

Процесс обучения строится на 3-х основных этапах усвоения учебного материала:

  • · Ознакомление. Объяснение правил изучаемого упражнения либо рассказ о сюжете нового танца; демонстрация упражнения либо движения в правильном исполнении.
  • · Репетиция. Процесс самостоятельного осмысления движения или упражнения учащимися, работа над техникой и синхронностью исполнения движений.
  • · Применение. Использование полученных знаний, умений и навыков, участие в конкурсах и фестивалях, выступление на концертах.

 

 

Типы занятий в ансамбле:

  • Усвоение новых знаний – теоретическая часть занятия, практическое занятие, занятие-беседа, занятие-лекция, занятие-экскурсия, занятие-игра.
  • Применение усвоенных знаний – практическое занятие, занятие-игра, репетиция, импровизация, концерт.
  • Для определения результатов реализации программы использую формы промежуточной и итоговой аттестации: зачёт – открытое занятие, экзамен, отчётный концерт коллектива.

Зачёт и экзамен проходят в форме “класс-концерта”, на котором присутствуют родители, учащиеся других групп. После сдачи экзамена учащимся выдаётся свидетельство с выставленными баллами.

 

Шкала оценок

Учащиеся первых двух лет обучения получают оценки от 4-х до 6-и баллов, третьего года обучения – от 5-и до 7-и баллов, четвёртого года обучения – от 6-ти до 8-и баллов и пятый год обучения – от 7-и до 9-ти баллов.

Для того чтобы отследить результаты усвоения знаний, умений и навыков мастерства учащихся, а так же своевременно корректировать проблемы, разрабатываются диагностические карты по двум уровням обучения: базовый и повышенный.

Творческий рост учащихся отражается в успешных выступлениях на фестивалях и конкурсах.

Для выявления интересов учащихся разработан тест. По его результатам определяется мотивационный показатель обучения учащихся и востребованность в дальнейшем применении знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности.

 

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение

Преподавание разных видов танца требует от педагога специального образования и разносторонней подготовки в области хореографии, педагогики и психологии.

Постоянное повышение квалификации на семинарах и мастер-классах: “Обучение детей современному танцу”, “R’N’B-style”, “Release и контактная импровизация”. “Джаз Бродвей”, “MTV-style и street dance”; на семинарах-тренингах для педагогов.

 

Материально-техническое обеспечение

  • Хореографический зал, оборудованный зеркалами, станки, удобное покрытие пола.
  • Наличие у детей специальной формы для занятий.
  • Музыкальное сопровождение (музыкальные инструменты, технические средства).
  • Наличие сценических костюмов для концертных номеров.

 

Программно-методическое обеспечение

  • Методические разработки, литература по хореографическому искусству.
  • Литература по педагогике и психологии.
  • Методические видеоматериалы различных направлений хореографии.
  • Видеозаписи балетных спектаклей и выступлений профессиональных коллективов народного танца и современной хореографии.

 

Список литературы для педагога

  1. Белорусский народный танец: программа по специальности “Артист балета”, “Артист ансамбля народного танца”/сост. Черноярова Г.А. – Минск,1984.
  2. Боголюбская, М. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. – М., 1986.
  3. Ваганова, А. Основы классического танца. – Л.: Искусство, 1960.
  4. Ванслов, В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. – М.: Искусство, 1968.
  5. Давыдов, В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2004.
  6. Жданов, Л. Вступление в балет. – М.: Планета, 1986.
  7. Захаров, В. Радуга русского танца. – М.: Сов. Россия, 1986.
  8. Климов, А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1981.
  9. Конен, В. Рождение джаза. – М., 1984.
  10. Костровицкая, В. 100 уроков классического танца. – Л.: Искусство, 1981.
  11.  Смирнов, И. Искусство балетмейстера. – М.: Просвещение, 1986.
  12.  Ткаченко, Т. Народные танцы. – М.: Искусство, 1975.
  13. Хворост, И. Белорусский танец. – Минск,1977.
  14.  Устинова, Т. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996.
  15.  Шишкина-Фишер, Е. Немецкие народные календарные обряды обычаи танцы и песни. – М.: Готика, 2000.
  16.  Яновская, В. Ритмика. – М, 1979.

 

Список литературы для учащихся

  1. Дешкова, И. Загадки Терпсихоры. – М.: Детская литература, 1989.
  2. Жданов, Л. Вступление в балет. – М.: Планета, 1986.
  3. Пасютинкая, В. Волшебный мир танца. – М.: Просвещение, 1986.