Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Духовой оркестр

Пояснительная записка

 В музыкальном искусстве особая роль принадлежит оркестрам разного типа: симфоническому, камерному, духовому и т. д. Каждый из них содержит в себе огромный потенциал для музыкально-эстетического развития личности, позитивного эмоционального воздействия на человека.

 Духовой оркестр обладает особыми выразительными возможностями. Он – непременный участник массовых праздников и зрелищ, проводимых не только в залах, но и на улицах, площадях, в парках и скверах. Выступления духового оркестра – мини-парады, фигурное движение с перестроениями, исполнение духовой музыки приобретают всѐ большую популярность среди детей, взрослых.

 Детский духовой оркестр представляет собой уникальную возможность для приобщения детей к музыкальной культуре, музыкальному образованию, формирования и развития художественного вкуса, образно-эмоционального восприятия мира.

 Оркестр – искусство коллективное. Смысл игры в оркестре заключается в строго согласованных действиях всех музыкантов, направленных на достижение единой цели. Трудолюбие, вырабатываемое в процессе освоения музыкального инструмента и творческого воплощения музыкального произведения, становится обязательным неотъемлемым качеством личности. Занятия в коллективе оркестра – это возможность для самовоспитания, приобретения социального опыта.

 Идея создания данной программы обусловлена тем уникальным творческим потенциалом, который содержит в себе деятельность внешкольного учреждения, его спецификой и задачами деятельности. Программа духового оркестра успешно апробировалась в МГДДиМ в течение 6 лет.

 Для   многих  учащихся  занятия  в  духовом  оркестре способствовали их профессиональному самоопределению. Выступления духового оркестра Дворца придают особую зрелищность и торжественность массовым мероприятиям Дворца и города Минска.

 Программа разработана на основе методического пособия под редакцией. Нежинского «Детский духовой оркестр» (для музыкальных школ).

 Программа по целевому назначению является общекультурной, по содержанию и видам деятельности – профильной, по степени авторства – творческой, по срокам реализации – долгосрочной, по особенностям развития – общей.

 Цель программы –музыкальное образование детей иподростков, формирование у них оркестровых навыков; содействие профессиональному самоопределению учащихся и их творческой самореализации.

 Задачи первого года обучения:

 научить держать музыкальный инструмент и обращаться с ним;  формировать умения и навыки игры на музыкальном инструменте;

развивать функции дыхательных мышц, губ, языка; 

дать основы знаний по истории и теории музыки; формировать навыки игры в ансамбле с другими инструментами;  развивать музыкальные способности и музыкальный вкус; 

воспитывать настойчивость, ответственность, внимание, трудолюбие;  формировать навыки здорового образа жизни, 

коммуникативные навыки и культуру поведения;  стимулировать интерес к музыкальному искусству; отечественной музыке;

 прививать уважение к традициям духового оркестра Дворца. 

Задачи второго года обучения:

 совершенствовать умения и навыки игры на музыкальном инструменте;

 формировать навыки исполнительского дыхания; углублять знания по истории и теории музыки;

 прививать практические навыки правильного поведения музыканта коллективе;  содействовать музыкально-эстетическому развитию учащихся;

  развивать волевые качества, положительную эмоциональную сферу;  воспитывать культуру общения, ценностное отношение к

 здоровью;  способствовать воспитанию положительной «Я-концепции»;

 развивать рефлексивные навыки, умения дать себе адекватную самооценку;

 формировать опыт концертных выступлений. 

Задачи третьего года обучения:

 развивать исполнительское мастерство игры на музыкальном инструменте; 

совершенствовать оркестрово-исполнительскую технику; подготовить к активной концертной деятельности; формировать устойчивую мотивацию к изучению и совершенствованию своих знаний в области теории музыки;  воспитывать самостоятельность, инициативность, коммуникабельность и креативность, потребность в здоровом образе жизни, стремление к саморазвитию. 

Организационные условия 

В духовой оркестр могут быть приняты дети обладающие музыкальным слухом, памятью, чувством ритма в возрасте от 9 лет и выше, ибо игра на духовом инструменте сопряжена со значительной затратой физических сил и связана с общим физическим и психическим развитием ребенка. В кружке занимаются дети с музыкальным образованием – более 50 % от общего состава.

 Работа в духовом оркестре требует четко распланированного подхода к каждому ученику. Для эффективной и качественной работы, для создания духового оркестра с высокохудожественным уровнем исполнения проводятся индивидуальные занятия с учащимися не менее 2-3-х часов в неделю. Общее количество часов 360 на группу с учетом индивидуальных, групповых занятий. 

  1. При нагрузке 10 часов группа учащихся должна быть не более 10 человек.
  2. Формирование оркестра начинается со второго года обучения.
  3. Состав оркестра определяется в зависимости от наличия в кружке духовых инструментов. Чаще всего приходится выбирать один из вариантов малого оркестра.
  4. В зависимости от состава оркестра количество исполнителей в нем может быть разным.

 

Состав оркестра:

Корнет Б I – 2 человека

Корнет Б II – 1 человек

 Альт ЭС I – 1 человек

Альт ЭС II – 1 человек

Тенор Б I – 1 человек

 Тенор Б II – 1 человек Баритон – 1 человек Бас ЭС I – 1 человек Бас Б II – 1 человек

Ударная группа – 1-3 человека

 В период формирования оркестра полезно создание ансамбля из 8 исполнителей: 2 корнета, 2 альта (альт и тенор), баритон, бас, 2 ударных исполнителя.

Кабинет должен соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, пожарной безопасности и техники безопасности.

 Материально-техническое обеспечение: духовые инструменты (хранятся чехлах и футлярах в специальных шкафах в том же помещении, где проходят репетиции; мундштуки хранятся в отдельных ящиках), пульты (высота должна позволять хорошо видеть, читать ноты, видеть дирижера), проигрыватель, магнитофон, мультимедийный проектор, видеомагнитофон, учебная доска, экран.

 Учебно-тематический план

 

 

I год обучения

II год обучения

III год обучения

№п

Тема

Т

П

Всего

Т

П

Все

Т

П

Всего

/п

 

 

 

 

 

 

го

 

 

 

 

Вводное

 

2

2

 

2

2

 

2

2

 

занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Музыкальное

2

12

14

2

8

10

2

8

10

 

искусство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Музыкальный

20

174

194

10

100

110

10

100

110

 

инструмент:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

игра на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

инструменте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Музыкальная

28

6

34

30

10

40

30

10

40

 

грамота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Репертуар:

60

60

54

54

54

54

 

разучивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

музыкальных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

произведений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Ансамблево-

10

40

50

20

118

138

20

118

138

 

оркестровая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Посещение

 

4

4

 

4

4

 

4

4

 

концертов,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

творческие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

встречи с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

музыкантами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Итоговое

 

2

2

 

2

2

 

2

2

 

занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Итого

60

300

360

62

298

360

62

298

360

 

 

 

 

67

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: Т – теория; П – практика.

Первый год обучения

 Содержание программы Вводное занятие

 Духовой оркестр Дворца: история создания и традиции коллектива. Презентация программы: цель, задачи, организация работы. Задачи первого года обучения. Музыкальные интересы учащихся.

 Правила поведения. Права и обязанности учащихся. Инструктаж по ТБ и ПБ.

 Музыкальное искусство

 Музыкальные произведения, жанры, стили. Прослушивание музыкальных произведений: особенности и методика прослушивания.

 Музыкальный слух и музыкальная память. Классическая и духовая музыка.

 Музыка советских композиторов.

 Флотские марши: ―Морская гвардия‖ (Ю. Милютин), ―Флотский мари‖ (А. Иваненко), ―Марш нахимовцев‖ (В. Соловьев-Седой), ―Варяг‖ (Н. Иванов-Радкевич), ―Гвардейский встречный марш ВМФ‖ (Н. Иванов-Радкевич), ―Петровский марш‖, песня-марш ―Мой Минск‖ (Б. Пинчук). Вальсы.

 Музыкальный инструмент: игра на инструменте

 Ознакомление с духовым и ударным инструментом: сведения об устройстве инструмента, обращение с ним, хранение инструмента, его роль в оркестре.

 Постановка игры: положение головы, корпуса, рук, пальцев, ног. Губной аппарат, извлечение звука.

 Дыхание, его типы. Вдох и выдох при игре на духовых инструментах. Функции дыхательных мышц.

 Атакировка звука. Твердая и мягкая атака. Функции губных мышц, дыхания и языка.

 Техника пальцев, их правильная постановка. Гамма мажорная и минорная до 1 ключевого знака. Аккомпанемент. Звучность инструмента.

Чтение нот с листа.

 Музыкальная грамота

 Музыкальный звук, его свойства, высота звука и его длительность. Громкость, тембр. 

Звукоряд, основные ступени звукоряда, слоговая и буквенная система названий. 

Нотный стан, размещение нотных знаков. Деление звукового диапазона на октавы. Понятие о ключе.

Элементы нотного звука.

Паузы и знаки нотных длительностей. 

Метр как система чередования сильных и слабых долей. Размер и его обозначение, такт. 

Репертуар: разучивание музыкальных произведений 

―Петровский марш‖ Б. Пинчук. Песня-марш ―Мой Минск‖ 

Ю. Розас. Вальс ―Над волнами‖ Марш ―Дворец‖

 Ансамблево-оркестровая подготовка

 Правила и приемы игры в ансамбле: одновременное начало и прекращение звучания; звуковой баланс. Игра в дуэте, трио, квартете.

 Роль оркестровой партии в эпизодах музыкального произведения.

 Дирижерские жесты.

 Итоговое занятие

Концертные мини-этюды.

 Прогноз результативности

 По окончании первого года обучения учащиеся будут:

 знать:

  устройство музыкального инструмента и правила его хранения;  приемы постановки игры на музыкальном инструменте;

  базовые понятия музыкальной грамоты, основные дирижерские жесты;  музыкальные жанры;

 репертуар, особенности подбора репертуара;

 уметь:

правильно обращаться с музыкальным инструментом;

 читать ноты с листа;

играть гаммы до 1-го знака в диапазоне первой октавы;

слушать и понимать музыку;

играть в дуэте, трио, квартете.

 Наряду с приобретением навыков игры на музыкальном инструменте учащиеся приобретут навыки музицирования в ансамбле, смогут развить такие черты характера как настойчивость, трудолюбие, внимание, аккуратность; появятся чувства коллективизма и ответственности.

 Второй год обучения

 Содержание программы Вводное занятие

 Анализ итогов работы первого года обучения. Задачи и режим работы второго года обучения.

 Традиции коллектива. Правила поведения. Инструктаж по ТБ и ПБ.

 Музыкальное искусство

Великие    русские   и   зарубежные   композиторы,   их творчество: П. Чайковский, М. Глинка, Н. Римский-Корсаков, И. Мусоргский, В. Моцарт, Л. В.Бетховен, Э. Григ, И. Гайдн, Ж. Бизе, Ф. Шуберт.

 Музыка 50-х годов XX века: оркестровые произведения (вальсы, марши и т. д.).

 Музыкальный инструмент: игра на инструменте

 Постановка игры: положение головы, корпуса, рук, ног, пальцев. Техника пальцев.

 Исполнительское дыхание, его особенности. Комбинированная вспомогательная атака звука. Основные штрихи (легато, деташе). Аппликатура основная.

 Гаммы с одним ключевым знаком, трезвучия, арпеджио. Игра в диапазоне полторы октавы.

 Чтение нот с листа.

 Музыкальная грамота

Ритм и виды ритмических делений.

 Темп и его значение в музыке. Обозначение темпа. Паузы и знаки увеличения нотных длительностей Музыкальный лад: общее понятие о ладе и его элементах.

 Значение лада для чистоты интонации при игре на инструменте. Мажорный и минорный лад. Разновидности лада. Слуховой анализ: определение на слух различных

интервалов.

 Репертуар: разучивание музыкальных произведений

 ―Петровский марш‖ Б. Пинчук. Песня-марш ―Мой Минск‖

 Ю. Розас. Вальс ―Над волнами‖ Марш ―Дворец‖

 А. Пахмутова, обр. А. Кучинского ―Беловежская пуща‖ Джойс. Вальс ―Осенний сон‖ Дрейзен. Вальс. ―Березка‖

 

Марш из к/ф ―Белорусский вокзал‖ ―Бесаме мучо‖

 Ансамблево-оркестровая подготовка

 Правила и приемы коллективной игры. Умение слушать себя и другого исполнителя. Игра в унисон: одновременное взятие и смена дыхания, единый темп, одинаковая сила звука, единство штриха.

 Совместные ускорение, замедление. 

Роль оркестровой партии в эпизодах музыкального произведения. Дирижерские жесты. Схемы дирижирования. 

Итоговое занятие

Концертные выступления. 

Прогноз результативности

По окончании второго года обучения учащиеся должны: 

знать:

 приѐмы и правила профессиональной координации работы органов исполнительского аппарата;

 музыкальную грамоту в объеме программы 2-го года обучения; 

роль оркестровой партии в эпизодах музыкального произведения;

схемы дирижирования; 

репертуар; 

уметь:

 играть в диапазоне полторы октавы, гаммы с трезвучиями, арпеджио в подвижном темпе;

 слушать себя и другого исполнителя;

 играть в унисон. 

Учащиеся приобретут навыки анализа, оценки и самооценки, смогут развить волевые качества, музыкальные способности.

 

Третий год обучения

 

Содержание программы Вводное занятие 

Анализ итогов работы объединения за два года обучения. Презентация программы третьего года обучения. 

Права и обязанности учащихся. Инструктаж по ТБ и ПБ. 

Музыкальное искусство

Оперная музыка. 

Белорусские композиторы: Е. Глебов, П. Оловников, С. Кортес, Д. Смольский, Ю. Семеняко. 

Инструментальная музыка. Камерная музыка. Музыкальные произведения для симфонических оркестров, духовых, эстрадных, оркестров народных инструментов. 

Музыкальный инструмент: игра на инструменте 

Техника владения инструментом. Исполнительское дыхание, его развитие. 

Атакировка звука, развитие всех видов атаки. Развитие звука. 

Основные штрихи (стаккато, легато, деташе, нон легато) Основная и вспомогательная аппликатура. 

Беглость пальцев. 

Гаммы с двумя ключевыми знаками, трезвучия, секстаккорды. Динамика звучания. Чтения нот с листа.

 Музыкальная грамота

 Музыкальные интервалы, их качественные величины. Тональность интервала. 

Музыкальные формы, их роль в структуре произведения. Мелодия как главный формообразующий элемент. Период, его составные части. Распространенные формы:

марш, танец. Мелизмы, их виды.

 Репертуар: разучивание музыкальных произведений

 ―Петровский марш‖ Б. Пинчук. Песня-марш ―Мой Минск‖

 Ю. Розас. Вальс ―Над волнами‖ Марш ―Дворец‖

 А. Пахмутова, обр. А. Кучинского ―Беловежская пуща‖ Джойс. Вальс ―Осенний сон‖ Дрейзен. Вальс. ―Березка‖ Марш из к/ф ―Белорусский вокзал‖ ―Бесаме мучо‖

 А. Агапкин. Марш ―Прощание славянки‖ Старинный русский марш ―Гренадер‖ Б. Пинчук. ―Белорусский марш‖ П. Фриз. ―Бразилия‖ В. Рунов. ―Столичный марш‖

 Ф. Сьюза. ―Звездный марш‖ Ф. Сьюза. Марш ―Вашингтон пост‖ И. Штраус. ―Радецкий марш‖

 А. Чернецкий. ―Марш танкистов‖

 Ансамблево-оркестровая подготовка

 Техника оркестрового исполнительства. Одновременное слушание звучания инструментов; точность ритмического ансамбля и равновесие в динамике звучания, чистота интонирования.

 Роль оркестровой партии в эпизодах музыкального произведения. Дирижерские жесты. Схемы дирижирования.

 Оркестровая фактура: мелодия, аккомпанемент, полифония.

 

Итоговое занятие

Отчетный концерт-презентация коллектива.

 

Прогноз результативности

По окончании третьего года обучения учащиеся

уметь и владеть:

  техникой игры на музыкальном инструменте, техникой оркестрового исполнительства;

  исполнять аккорды, гремучи, секстаккорды, соблюдать точность ритмического ансамбля и равновесие.

 Усвоение и развитие музыкально-исполнительских навыков, освоение репертуара и музыкально-теоретических дисциплин, концертная деятельность приведут к личностным изменениям:

 устойчивый интерес и музыкальному творчеству;

 коммуникативная культура и потребность в творческом труде;

  проявление исполнительской индивидуальности; чувство гордости за свой коллектив.

 Методические условия реализации программы

 Для успешной реализации программы необходимо правильное использование разнообразных форм и методов работы. Основной формой учебно-воспитательного процесса является практическое занятие.

 Изучение каждого раздела учебно-тематического плана данной программы предполагает преимущественно свои организационные формы:

  индивидуальные –при обучении игре на музыкальноминструменте, разучивании музыкальных произведений репертуара;

  индивидуальные, коллективные –при изучениираздела «Музыкальная грамота»;

 коллективные –при изучении раздела«Музыкальноеискусство»;

  групповые и коллективные – в процессе ансамблево-оркестровой подготовки.

 Обучение игре на музыкальном инструменте является основополагающим аспектом. Отработка техники каждого составляющего компонента исполнительского аппарата (губы, дыхание, язык, пальцы) проводится по схеме «от простого к сложному», с учетом индивидуальных возможностей и способностей каждого учащегося. Овладению элементами исполнительской техники способствуют занятия по такому плану: игра продолжительных звуков, гамм и арпеджио, этюдов и упражнений, музыкальных произведений репертуара.

 Раздел «Музыкальное искусство» предполагает знакомство учащихся с музыкальными жанрами, творчеством

великих

композиторов,

прослушивание

музыкальных

произведений.

Соответственно,

широко

используются

перцептивные

(рассказ,

микролекция,

беседа)

и

             

 

демонстрационные (наглядный показ, прослушивание) методы. Прослушивание музыкальных произведений может осуществляться или целиком, или фрагментарно. Использование проблемно-поисковых и ситуационных методов (например, беседы, викторины по итогам прослушивания музыкального произведения и т. д.) позволяет стимулировать интерес к предмету, выявить уровень понимания учащимися музыки, раз-вить их аналитические способности, музыкальный слух и память.

 

При изучении раздела «Музыкальная грамота» предпочтение отдается тренинговым формам: сольфеджирование, слуховой анализ и диктант.

 

В работе над репертуаром особая роль принадлежит работе с концертмейстером. Учащиеся должны уметь точно прочитать и исполнить авторский текст, вслушиваться в свое исполнение, постоянно заботясь о качестве звучания, атаке звука, интонации, ритмичности, динамике и т. д. Гаммы, упражнения и этюды проигрываются с применением различных штрихов, динамических оттенков и ритмических фигураций.

 

Представленный репертуар не является исчерпывающим. Могут быть использованы другие музыкальные произведения, отвечающие задачам обучения.

Ансамблево-оркестровая           подготовка           является необходимым компонентом программы и выступает как следующий этап между индивидуальным обучением и коллективными занятиями с оркестром. Приступить к коллективной игре можно лишь тогда, когда учащиеся освоят аппликатуру, диапазон в одну-полторы октав, технику дыхания, чтение нотного стана. Для освоения правил оркестровой игры – следить за жестами дирижѐра, смотреть в ноты, слушать себя и других исполнителей – используются тренинговые технологии.

 Продуктивный метод оркестрового занятия – репетиционный. Каждая репетиция проводится по конкретному, заранее составленному плану.

 Педагогический процесс строится на основе соблюдения принципов гуманизации, сознательности, доступности; комплексности, системности, последовательности; взаимодействия на уровне «педагог-воспитанник». В ходе учебных занятий применяются здоровьесберегающие технологии.

 Мотивации творческой деятельности учащихся, успешному усвоению закреплению полученных знаний и умений способствует самостоятельная работа учащихся, в т.ч. выполнение домашних заданий.

 Текущий контроль производится в форме наблюдения, опроса, анализа выполнения домашних заданий, практических тренингов во время учебных занятий.

 Учебный материал программы, экскурсии, посещение концертов, творческие встречи с музыкантами, участие учащихся в массовых мероприятиях Дворца содержит в себе большой воспитательный потенциал.

 Успешному развитию и воспитанию учащихся содействует взаимодействие педагога с родителями.

 

Методическая литература для педагогов

1.    Арбан, Г. Школа игры на трубе, кларнете / Г. Арбан. – М.,1980.

Иванов-Радкевич, Н. Школа коллективной игры для духовых оркестров художественной самодеятельности / Н. Иванов-Радкевич. – М., 1960.

Курс обучения игре в духовом оркестре. Вып. 1.  – Киев,1976 – 1978.

  1. Солодусов, К. Школа игры па валторне / К. Солодусов. М,1975.
  2. Табаков, О. Школа игры на трубе / О. Табаков. – М, 1975.
  3. Учебный pепертуар детских музыкальных школ (3-5 класс).– Киев, 1980, 1983.
  4. Янкелевич, А. Школа игры на валторне / А. Янкелевич. –М., 1970. 

Литература для учащихся (по индивидуальному обучению)

 

1.   Гречишников,

Д.

Альбом

ученика-флейтиста

/

Д. Гречишников. – Киев, 1977.

 

 

 

  1. Пьесы советских композиторов для флейты с фортепиано. Выпуск 4. – 1983. 
  1. Розанов, С. Школа игры на кларнете  / С. Розанов. – М.,1978.
  2. Мозговенко, М. Хрестоматия педагогического репертуара / М. Мозговенко. – М., 1971.
  3. Избранные этюды для валторны. Тетрадь 1. – М., 1983.
  4. Янкелевич, А. Школа игры на валторне / А. Янкелевич. –М., 1970.
  5. Арбан, Ж. Школа игры на корнете-а-пистоне / Ж. Арбан. –М., 1972
  6. Легкие этюды. – М., 1980.
  7. Чумов, Л. Школа начального обучения игры на трубе / Л.Чумов. – М., 1979.
  8. Избранные пьесы для начального обучения игре на тромбоне. Тетрадь 1. – Петрозаводск, 1978.
  9. Легкие пьесы и ансамбли для тромбона и фортепиано.  – М.,1978.
  10. Блажевич, В. Школа игры на тубе / В. Блажевич. – М., 1971.
  11. Лебедев, А. Школа игры на тубе / А. Лебедев. – М., 1974.
  12. Снегирев, В. Этюды для малого барабана / В. Снегирев. –М., 1970.
  13. Купинский,  К. Школа для малого барабана / К. Купинский.– М., 1970.

 

Медиатека. Рекомендуемые музыкальныепроизведения для прослушивания:

 

Белорусский народный танец ―Лявониха‖ Б. Акуждава. Песня-марш из к/ф ―Белорусский вокзал‖ ―Парад Победы‖ В. Шаинский. Марш из м/ф ―Чебурашка‖ 

Б. Асафьев. ―Танец басков‖ из балета ―Пламя Парижа‖ И. Брамс. ―Венгерский танец‖ № 1. 

А. Григ. ―Песня Сольвейг‖ Б. Диев. ―Фантазия на темы песен Великой Отечественной войны‖ М. Агинский. Полонезы. 

А. Хачатурян. ―Танец с саблями‖