Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
  • ул. Кирова 16
  • +37517 327-08-75

Клоун-мим театр

Машко Д.И., руководитель народного клоун-мим театра «БУФФ» государственного учреждения образования «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска»

Пояснительная записка

Современный клоун-мим театр своими корнями восходит к старославянскому театру и итальянскому театру дель арте.

В основе сюжета театра того времени: бытовые, исторические, политические и другие темы. Персонаж актёра театра – это представитель определённого социального слоя, группы.

Сегодня мы возродили основу старославянского театра. Актёр – это представитель социальной группы. Театр может показывать свои представления в городах и посёлках, в парках, скверах, на стадионах, в домах культуры и т.д. Он интересен всем возрастам. В этом – актуальность данного жанра.

Популярность клоун-мим театра как вида искусства связана с огромным воздействием его на зрителя целым комплексом художественных средств. Театр развивает и тренирует тело, чувства, ум и душу учащихся в органическом единстве. Кроме того, клоун-мим театр, вбирая в себя национальное многообразие культур мира, одновременно обладает универсальным художественным языком. Эстетическое воспитание средствами клоун-мим театра развивает мышление, эмоции, чувства, воображение и фантазию, которые нужны человеку в любой сфере деятельности. Театральное искусство «действует одновременно на чувство, ум, слух, зрение тысячной толпы, — писал К.С. Станиславский, — и достигает такой высокой силы впечатления, которой не способны дать в отдельности каждое из... искусств».

Данная программа включает в себя изучение основных предметов (мастерство актёра, мастерство актёра-клоуна, ритмопластика, сценическое движение, грим). В свою очередь, овладевая навыками мастерства клоуна-мима, учащиеся смогут в полной мере реализовать свои желания и способности.

Цель: эстетическое воспитание и театрально-художественное образование учащихся, развитие их творческих способностей и сценической культуры средствами театрального искусства.

Задачи:

  1. 1.  Образовательные:
  • обучить учащихся театральному творчеству, мастерству, исполнительской выразительности и содержательности «языка» действий;
  • дать основные знания в области сценического творчества;
  • обучить мастерству актёра, актёра-клоуна, ритмопластике, основам пантомимы, сценическому движению, искусству гримирования.

Образовательные задачи программы конкретизируются по каждому году обучения.

  1. 2.  Развивающие:
  • развивать у учащихся творческий потенциал и инициативу;
  • развивать подвижность суставов и эластичность мышц тела;
  • развивать чувство пространства и ритма;
  • развивать координацию и двигательную способность;
  • развивать пластическую актёрскую выразительность;
  • развивать образное мышление, воображение, фантазию, внимание и наблюдательность.
  1. 3.  Воспитательные:
  • воспитывать творческую личность посредством вовлечения в театральную исполнительскую деятельность.
  • · воспитывать потребность совершенствования в театральной исполнительской деятельности на основе высоких духовно-нравственных позиций;
  • · приобщить к коллективному сотворчеству в процессе работы над спектаклем;
  • · воспитывать творческое «Я» у учащихся в постановочной работе над спектаклем;
  • · воспитывать общечеловеческие духовные качества личности;
  • · создать сплочённый творческий коллектив с высоким художественным вкусом.

Организационные условия реализации программы

Образовательная программа рассчитана на 3 года обучения. В театре занимаются учащиеся среднего и старшего школьного возраста (от 14 до 18 лет). Принимаются все желающие.

1-й год обучения. Возраст учащихся 14-16 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа. Общее количество часов в год – 216. Наполняемость группы – 12-15 человек.

2-й год обучения. Возраст учащихся 15-17 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа. Общее количество часов в год – 216. Наполняемость группы – 10-12 человек.

3-й год обучения. Возраст учащихся 16-18 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 академических часа. Общее количество часов в год – 324. Наполняемость группы – 8-10 человек.

Для реализации образовательной программы в полном объёме необходимо материально-техническое обеспечение и соблюдение определённых норм и требований.

Материально-техническое обеспечение включает следующее:

-     учебный кабинет должен быть оборудован зеркалами, столом для преподавателя, стульями (скамейками) для учеников, ковром, гимнастическим ковром;

-     учебный кабинет должен быть снабжён аудио- и видеопроигрывателями, телевизором, компьютером;

-     гримировальный кабинет должен быть оборудован гримировальными столиками, средствами для гримирования (грим, вазелин, салфетки, вата);

-     в учебных кабинетах должны быть размещены наглядные пособия по обучаемым предметам, реквизит, костюмы, декорации;

-     необходимо бытовое помещение для хранения реквизита и декораций.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм:

  • учебный кабинет должен быть оборудован техническим уголком с маркированным инвентарём (ведро для пола, швабра для пола, ветошь для влажной уборки, ветошь для пола) для уборки учебных помещений перед занятиями;
  • окна и форточки учебных кабинетов должны легко открываться для проветривания;
  • необходимо оборудованное место для переодевания учеников;
  • в гримировальной комнате должен быть умывальник для умывания рук и лица учениками до и после занятий, электрополотенце;

Соблюдение норм пожарной безопасности:

  • учебные кабинеты должны быть снабжены противопожарными извещателями и вентиляционными шахтами;
  • розетки, выключатели и световые приборы в кабинетах должны быть в исправном рабочем состоянии с табличками обозначения напряжения;

Соблюдение норм технической безопасности:

  • техническое оборудование (столы, стулья, шкафы, стеллажи, вешалки, зеркала и др.), а также реквизит (мячи, кубы, гимнастические палки и др.) должны быть в исправном состоянии.

1-й год обучения

Задачи:

  • обучить основам театрального искусства;
  • ознакомить с историей клоунского искусства;
  • познакомить с выразительными средствами в искусстве;
  • познакомить с техниками нанесения гримма;
  • формировать навыки владения мышечным аппаратом.

Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

теория

практика

всего

 

Вводное занятие

3

-

3

1

Основы театрального искусства

12

45

57

2

История клоунского искусства

15

33

48

3

Основы сценического движения

12

24

36

4

Первые уроки пантомимы

9

36

45

5

Основы сценического грима

6

18

24

 

Итоговое занятие

-

3

3

Всего

57

159

216

 

Содержание программы

Вводное занятие (3ч)

Общее ознакомление с программой, знакомство с учащимися, выявление их творческих способностей. Краткая беседа по истории театрального искусства и жанра клоун-мим театра. Обучающее занятие по правилам безопасного поведения, ППБ и ПДД. Культура поведения и общения во время занятий.

  1. 1.  Основы театрального искусства (57ч)

Тема 1.1. Первые уроки актёрского искусства

Теория.Объяснение значения поведения в актёрском искусстве, многообразие выразительных средств в театре (декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление). Значение подробностей в искусстве.

Практика. Выполнение упражнений на воспитание культуры поведения во время занятий («Поставить стул», «Шум»). После выполнения этих упражнений проводится рефлексия. Затем учащиеся повторяют упражнения.

Тема 1.2. Бессловесные и беспредметные этюды

Теория.Объяснение значенияпсихомоторной памяти беспредметных действий, бессловесных элементов действия (пристройки, оценки, мобилизация).

Практика.Выполнение этюдов («Библиотека», «Письмо», «Кухня», «Примерочная»), которые помогают закрепить психомоторную память видения предмета. Выполнение этюдов на бессловесные действия («Очередь», «Магазин», «Свидание»), которые направлены на избавление учащихся от штампов показа, выработанных в повседневной жизни.

Тема 1.3. Внимание, память, фантазия и предлагаемые обстоятельства

Теория.Разъяснение значений фотографической памяти и предлагаемых обстоятельств. Разъяснение значимости управления своим вниманием, начальной способности фиксировать и осмысливать особенность поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства (фантазия).

Практика.Выполнение ряда упражнений на внимание и память («Во что одет твой сосед?», «Сколько ступенек на лестнице?»). Для проведения упражнений на предлагаемые обстоятельства и фантазию даются упражнения: «У тебя в руках… (уголёк, кружка с кипятком, котёнок, фонарик)», «Болото», «Музей». Сочинение сказок, историй, разыгрывание ситуаций на предлагаемые обстоятельства.

Примечание. Главный принцип обучения данной теме – последовательность и переход от простого (при условии усвоения учащимися данного материала) к сложному.

Тема 1.4. Перевоплощение

Теория.Познакомить с понятием «перевоплощение» и ознакомить со способами овладения предметом.

Практика.Вначале учащиеся показывают животных (собака, суслик, жираф, кот). Затем учащиеся «перевоплощаются» в стариков, учащихся. Следующий этап – «психологическое состояние образа». Выполнение упражнений на определённую эмоцию (испуг, радость, паника).

  1. 2.  История и основы клоунского искусства (48ч)

Теория.Рассказ об истоках возникновения клоунады. Исторический путь клоунады.

Практика. Просмотр и обсуждение фильма: «Алегрия», «Как стать звездой» 1997г., «Цирк Солнца» / Канада-Великобритания, просмотр иллюстраций с клоунами. Учащимися выбирается понравившийся типаж. Затем они «пародируют» выбранный типаж. Проводятся этюды, ролевые игры на преодоление страха (внутреннего зажима): «Я выгляжу смешно», «Я неуклюжий».

Сочинение этюдов на свободную тему («Рыбалка», «Шоколад») с неожиданным финалом.

Примечание. Необходимо подходить к упражнениям с учётом индивидуальных особенностей личности каждого учащегося и отношения к работе по принципу «смех – дело серьёзное».

  1. 3.     Основы сценического движения (36ч)

Тема 3.1. Тренаж физического аппарата

Теория.Техника выполнения упражнений на развитие физического аппарата. Правила безопасности при выполнении упражнений.

Практика. Выполнение упражнений на развитие физического аппарата, на укрепление и развитие мышц и суставов, тренировка дыхания, развитие гибкости, ловкости, подвижности и т.д.

Примечание. Развитие физического аппарата в основном базируется на курсе «Физическая подготовка», поэтому подбор тренировочного материала не представляет особой сложности. В зависимости от подготовки учащихся и возможностей преподавателя упражнения должны постоянно варьироваться и усложняться.

Тема 3.2. Тренировка скорости, темпа и контрастности в движении

Теория. Разъяснение понятия «темпоритм», умения контролировать «чувство времени».

Практика. Выполнение упражнений на понятие «темпоритм»: движения в 1-2-3-4-5-6 темпоритме, комбинирование движений в 2-4-6-1-5-3 темпоритме. Выполнение этюдов в различных темпоритмах («Охота», «Рыбалка», «Утро»).

  1. 4.  Первые уроки пантомимы (45ч)

Тема 4.1. Основы пантомимы

Теория. Введение в историю пантомимы. Разъяснение значения анатомического строения тела как аппарата выразительности.

        Практика.Выполнение упражнений (разминки):

  • на разработку вращательными движениями суставов голеностопа, колен, поясницы, плеч, локтей, кистей рук, шеи;
  • на последовательное и комплексное закрепощение и раскрепощение мышц тела на месте и в движении.

Примечание. В процессе обучения используется сочетание занятий в тишине и под музыкальное сопровождение. Занятия в тишине акцентируют внимание на внутренней концентрации. Музыкальное сопровождение способствует развитию чувства ритма и импровизации.

Тема 4.2. Первые шаги в пантомиме

Теория.Разъяснение значения пластичности тела,внутренней концентрации в практическом применении на подготовительном этапе.

Практика. Выполнение упражнений:

  • на подвижность суставов и эластичность мышц тела;
  • на внутреннюю концентрацию и развитие пластической выразительности: «Стена», «Волна», «Маляр», «Чаплин», «Птица», «Малый и большой шаг».

Примечание.В процессе разъяснения и выполнения упражнений подготовительного этапа следует обращать внимание на осторожность выполнения упражнений, чтобы исключить вывихи и растяжения.

  1. 5.  Основы сценического грима (24ч)

         Тема 5.1. История грима

Теория.Истоки возникновения гримирования. Обучающее занятие по соблюдению правил гигиены на занятиях по гриму. Показ гримировальных средств:театральный грим, растушёвка (палочка для нанесения грима), вата, вазелин, косметическое средство для очищения кожи, очищающее средство для умывания, полотенце.

         Тема 5.2. Первые уроки гримирования

Теория.Подбор гримировальных средств. Объяснение технологии наложения грима.

Практика. Нанесение грима: 

  • подготовка лица к гримированию;
  • подбор цветовой гаммы грима;
  • наложение основного тона грима;
  • нанесение линий «характерного» грима;
  • снятие грима.

Примечание.Особое внимание уделяется гигиене.

Итоговое занятие «Мир закулисья» (3ч)

Показ упражнений и этюдов по всем темам разделов: «Поставить стул», «Библиотека», «Письмо», «Музей», «Болото», «Рыбалка», «Утро», «Стена», «Волна», «Птица» для родителей и сверстников.

Прогноз результативности

По окончании 1-го года обучения учащиеся должны

    знать:

  • многообразие выразительных средств в искусстве;
  • значение бессловесных и беспредметных действий;
  • значение памяти, фантазии, внимания, предлагаемых обстоятельств в актёрском искусстве;
  • способы овладения предметом «перевоплощение»;
  • истоки и историю клоунады;
  • технику выполнения упражнений на развитие физического аппарата;
  • значение тела как аппарата выразительности;
  • историю грима и последовательность техники гримирования;

    уметь:

  • выполнять упражнения на психомоторную память;
  • выполнять упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии, образного мышления и наблюдательности;
  • выполнять упражнения на развитие физического аппарата и пластической выразительности тела;
  • выполнять упражнения на мышечное напряжение и расслабление;
  • наносить «характерный» грим;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах.

2-й год обучения

Задачи:

  • обучить основам актёрского и клоунского мастерства;
  • обучить способам изготовления различных видов реквизита и декораций;
  • формировать навыки анализа художественных произведений, определять «пролог», «завязку», «развитие действия», «кульминацию», «развязку»;
  • формировать навыки применения «буффонадных» приспособлений в работе над образом;
  • познакомить с техникой сценических падений и основами сценической драки;
  • познакомить с технологией создания образного костюма;
  • обучить основам создания образного грима;
  • познакомить со значением шумовых эффектов и музыки при создании номера.

Учебно-тематический план

(2-й год обучения)

№ п/п

Наименование темы (раздела)

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

3

-

3

2.

Основы актёрского мастерства

6

18

24

3.

Основы клоунского мастерства

3

15

18

4.

Технология сценического движения

3

9

12

5.

Пластическая выразительность актёра

6

15

21

6.

Основы образного грима

3

9

12

7.

Создание образного костюма

9

12

21

8.

Изготовление декораций и реквизита

3

36

39

9.

Постановочная работа (этюды)

3

60

63

10.

Итоговое занятие

-

3

3

Всего

39

177

216

 

Содержание программы

Вводное занятие (3ч)

Занятие включает в себя восстановление психомоторной памяти по материалам первого года обучения. С учащимися проводится обучающее занятие по правилам техники безопасности, противопожарной безопасности и правилам дорожного движения, даётся краткий обзор работы программы второго года обучения.

  1. 1.       Основы актёрского мастерства (24ч)

Тема 1.1. Первые уроки мастерства

Теория. Разъяснение правил построения этюдов, номеров по законам драматургии. Даются понятия «пролог», «завязка», «развитие действия», «кульминация», «развязка», «эпилог».

Практика. Выполнение упражнений по определению «пролога», «завязки», «развития действия», «кульминации», «развязки» в художественных произведениях (басня, рассказ, пьеса, фильм). Выполнение индивидуального и коллективного создания произведения («Сочини сказку», «Придумайте рассказ»).

Тема 1.2. Этюды и этюдный ряд

Теория.Разъяснение понятия «этюд» в театральном искусстве. Правила построения этюдного ряда. Разъяснение понятий «сюжетный ряд», «сюжетная линия», «сквозное действие».

Практика.Выполнение этюдов на заданные темы («Лужайка», «Стадион», «Музей», «Кухня»), после выполнения с учащимися проводится рефлексия. Затем этюды повторяются. Выполнение учащимися последовательного «выстраивания сюжетной линии» этюдов одной темы («Лужайка»). Затем они «выстраивают» этюды на разные темы («Музей», «Кухня») в один «сюжетный ряд», придумывают интересную «связку» – «сквозное действие» («Веер», «Стоп кадр», «Книга»).

Тема 1.3. Работа актёра над ролью

Теория.Разъяснение понятий «приспособление», «выгородки» в работе актёра над ролью.

Практика.Выполнение этюдов «Стирка», «Художник», «Ямщик» с применением различных «приспособлений» для точной выразительности роли в выбранном этюде. Установка «выгородок»: ширма, куб, стул, для нахождения нужной атмосферы в этюдах.

  1. 2.  Основы клоунского искусства (24ч)

Тема 2.1. Клоунский образ

Теория.Разъяснение последовательности этапов разработки выбранного клоунского образа.

Практика. Определение возраста, социальной группы выбранного образа. Составление эскиза (рисунка) костюма и грима. Нахождение индивидуальных особенностей характера образа.

Примечание. Правильный выбор образа является яркой актёрской (клоунской) выразительностью. Поэтому необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности характера, темперамента, внешности учащегося.

Тема 2.2. Работа над образом

Теория. Разъяснение термина «буффонада». «Буффонадные» приспособления (карикатура, шарж, преувеличение) этюдного ряда в работе над образом.

Практика.Выполнение этюдов на заданную тему: «Рыбалка», «Пляж», «Цирк», применение «буффонадных» приспособлений в этих же этюдах для нахождения яркой выразительности образа.

  1. 3.     Технология сценического движения (12ч)

Тема 3.1. Тренаж физического аппарата

Теория.Разъяснение соблюдения правил безопасности при выполнении упражнений для исключения растяжений и вывихов.

Практика. Выполнение упражнений:

  • на совершенствование развития физического аппарата, укрепления и развития мышц и суставов: выпады, шпагат, мостик;
  • на развитие мышц и суставов: «Коромысло», «Книга», «Пистолет», «Наездник».

Тема 3.2. Различные виды падений

Теория. Разъяснение техники падений из положения стоя.

Практика.Отработка техники падений из положения стоя («Обморок», «Ранение в живот», «Удар в спину»).

Примечание. Выполнение упражнений требует соблюдение определённых требований: отработка падений проводится только со страховкой и на мягком спортивном ковре; переход к выполнению упражнений без страховки и мягкого покрытия только при полной уверенности в том, что учащиеся усвоили разные техники падений.

  1. 4.   Пластическая выразительность актёра (21ч)

Тема 4.1. Чувства в пластике

Теория.Разъяснение понятия «чувства в пластике».

Практика. Просмотр видеофильма «Клоуны – короли смеха». Документальные программы /Россия/2003. Проведение рефлексии по просмотренному видеоматериалу. Выполнение упражнений на выражение чувств в пластике («Ветер», «Дождь», «Телевизор»).

Тема 4.2. Пластические этюды

Теория.Разъяснение различий показа этюдов драматическим актёром от показа актёром-мимом.

Практика. Выполнение этюдов на заданные темы («Кино», «Свидание», «Стадион», «Столовая»). После выполнения этюдов проводится рефлексия. Повторение этюдов.

  1. 5.       Основы образного грима (12ч)

Тема 5.1. История образного грима

Теория.История формирования образного (клоунского) грима.

Практика.Нанесение (копирование) образного грима с использованием учебного пособия.

Тема 5.2. Первые уроки гримирования образа

Теория. Разъяснение последовательности нанесения грима при создании образного грима. Подбор цветовой гаммы.

Практика. Создание эскизов на бумаге. Составление рисунка образа по эскизам. Нанесение образного грима. Проведение рефлексии. Исправление неточностей.

  1. 6.       Создание образного костюма (21ч)

Тема 6.1. История одежды

Теория.Краткий экскурс в историю одежды. Мода. Исторические события, влияющие на изменение моды в одежде.

Тема 6.2. История образного костюма

Теория. Появление первых театров. Краткий исторический путь театрального искусства. Исторические события, влияющие на изменение образного костюма.

Тема 6.3. Уроки создания образного костюма

Теория. Разъяснение последовательности шагов при создании образного костюма.

Практика. Создание эскиза образного костюма. Проведение рефлексии. Исправление неточностей. Изготовление образного костюма.

  1. 7.       Изготовление реквизита и декораций (39ч)

Теория.Разъяснение видов реквизита и декораций. Материалы и техника изготовления. Соблюдение техники безопасности при изготовлении.

Практика. Изготовление реквизита из исходного материала (ткань, проволока, верёвка, поролон и т.д.). Изготовление реквизита из папье-маше: фрукты, фонарики, горшочки для цветов. Изготовление мягких и жёстких декораций: дом, стул, витрина магазина.

  1. 8.  Постановочная работа (63ч)

Теория.Разъяснение значения шумовых эффектов и музыки при создании номера. Понятие «связка» номеров. Составление репертуара представления «Смешное и грустное – крупным планом».

Практика. Подбор музыки и шумовых эффектов к номерам: «Стадион», «Свидание», «Цирк». «Связка» номеров единой сюжетной линией. Отработка представления в костюмах, с реквизитом (гимнастические обручи, кольца для жонглирования, цветы, свисток, мячи) и декорациями (скамейки, арка, фонарь).

Итоговое занятие (3ч)

Представление «Смешное и грустное – крупным планом» для родителей, педагогов и сверстников.

Прогноз результативности

По окончании 2-го года обучения учащиеся должны знать:

  • правила построения этюдов, номеров по законам драматургии;
  • понятия «этюд», «сюжетный ряд», «сюжетная линия», «сквозное действие», «приспособление», «выгородки» в работе над ролью, «чувства в пластике»;
  • последовательность этапов разработки выбранного клоунского образа;
  • «буффонадные» приспособления этюдного ряда;
  • технику сценических падений;
  • различия показа этюдов драматическим актёром и актёром-мимом;
  • историю образного (клоунского) грима;
  • последовательность шагов при создании образного грима;
  • виды реквизита и декораций;
  • значение шумовых эффектов;
  • значимость музыки при создании номера;

уметь:

  • определять «пролог», «завязку», «развитие действия», «кульминацию», «развязку» в художественном произведении;
  • создавать простое художественное произведение;
  • «выстраивать» этюды на разные темы в один «сюжетный ряд»;
  • выполнять этюды с применением различных «приспособлений», в «выгородках»;
  • находить индивидуальные особенности характера образа;
  • применять «буффонадные» приспособления для нахождения яркой выразительности образа;
  • выполнять образные пластические этюды;
  • создавать и наносить образный грим;
  • создавать и изготавливать образный костюм;
  • изготавливать реквизит из исходного материала и папье-маше;
  • изготавливать мягкие и жёсткие декорации;
  • подбирать музыку к номерам;
  • творчески подходить к изготовлению реквизита и декораций;
  • техники правильно выполнять сценические падения;
  • создать пластически выразительный образ.

3-й год обучения

Задачи:

  • обучить актёрскому мастерству и мастерству актёра-клоуна самодеятельного театра;
  • познакомить и обучить точности и лаконичности разговору на «тарабарском» языке;
  • познакомить и обучить технике нанесения «характерного» грима на партнёре;
  • познакомить и обучить технике нанесения художественного рисунка на лицо;
  • формирование навыков по созданию костюма, реквизита и декораций к спектаклю;
  • формирование навыков правильности составления световой, шумо-звуковой и музыкальной партитуры спектакля.

Учебно-тематический план

(3-й год обучения)

Наименование раздела

Количество часов

теория

практика

всего

 

Вводное занятие

3

-

3

1.

Актёрское мастерство

3

18

21

2.

Мастерство актёра-клоуна

3

21

24

3.

Сценическое движение

3

15

18

4.

Актёрская выразительность в пантомиме

3

21

24

5.

Мастерство гримирования

3

18

21

 6.

Создание костюма к спектаклю

3

24

27

7.

Реквизит и декорации к спектаклю

3

30

33

8.

Свет и музыка к спектаклю

3

9

12

9.

Постановочная работа

-

126

126

10

Концертные выступления со спектаклем

-

12

12

11.

Итоговое занятие

-

3

3

Всего

27

297

324

 

Содержание программы

Вводное занятие (3ч)

Занятие включает в себя восстановление усвоенного материала второго года обучения. С учащимися проводится обучающее занятие по правилам безопасного поведения, ППБ и ПДД. Обсуждение постановки клоунского спектакля «Маленький город». Подготовка пластического представления.

  1. 1.  Актёрское мастерство (21ч)

Тема 1.1. Перевоплощение образа в спектакле

Теория. Способы поиска приспособлений на пути к перевоплощению.

Практика. Выполнение разнохарактерных этюдов на предлагаемые темы: «Пчёлка», «Собачка», «Лужайка». Проведение рефлексии после показа этюдов. Повторение этюдов.

Тема 1.2. Актёрская выразительность в спектакле

Практика.Выполнение этюдов на проявление основных особенностей характера персонажа, исполнительской техники, выразительности: «Лев», «Обезьянка», «Корова». Взаимодействие с партнёрами.

  1. 2.  Мастерство актёра-клоуна (24ч)

Тема 2.1. Клоунские монологи и диалоги на сцене

Теория.Разъяснение понятия «тарабарский» язык. Как найти нужное слово.

Практика. Выполнение этюдов на точность и лаконичность разговора на «тарабарском» языке: «Такси», «Магазин», «Столовая».

Тема 2.2. Индивидуальность образа

Теория.Разъяснение поиска путей и методов индивидуальности образа.

Практика. Выполнение этюдов на яркую внешность, мимику, жесты, язык, различные приспособления для яркой, выразительной индивидуальности образа: «Цветок», «Пчёлка», «Ослик».

  1. 3.  Сценическое движение (18ч)

Тема 3.1. Тренаж физического аппарата

Теория.Разъяснение техники выполнения упражнений. Соблюдение правил безопасности при выполнении.

Практика. Тренировочный комплекс разминки включает в себя более сложные упражнения на укрепление мышечного аппарата и состоит в значительной степени из сложных акробатических и гимнастических движений и комбинаций: «стойка» на руках, «колесо», кувырки через плечо с низкой позиции и в движении.

Тема 3.2. Движения во времени и пространстве

Практика. Выполнение упражнений на предлагаемую тему: «Лабиринт», «Болото», «Окно». Учащийся без предварительной подготовки выполняет ритмический и пластический рисунок движения по хлопку руководителя.

  1. 4.  Актёрская выразительность в пантомиме (24ч)

Тема 4.1. Пластическое перевоплощение

Теория.Разъяснение синтеза актёрского перевоплощения и пантомимы в актёрской выразительности в пантомиме.

Практика.Выполнение ряда этюдов для перевоплощения: «Собачка», «Обезьянка», «Облачко». После выполнения проводится рефлексия. Затем этюды повторяются.

Тема 4.2. Выражения чувств и эмоций в пластике

Практика.Выполнение этюдов на отношение к предметам, на взаимоотношения с партнёром: «Цветок», «Чемодан», «Мяч».

  1. 5.  Мастерство гримирования (21ч)

Тема 5.1. Техника гримирования партнёра

Теория.Разъяснение значения использованияиндивидуальности черт лица партнёра при гримировании.

Практика.Выполнение техники нанесения «характерного» (пожилого, юного) грима на партнёре. Техника изменения черт лица (изменить нос, сделать худощавое лицо, увеличить или уменьшить губы).

Тема 5.2. Нанесение рисунка на лицо

Теория.Разъяснение правильности подбора рисунка для гримирования, учитывая индивидуальность черт лица партнёра.

Практика. Выполнение нанесения художественного рисунка на лицо (гроздь винограда, солнце, морская волна, клубничка).

  1. 6.  Создание костюма к спектаклю (27ч)

Теория.Разъяснение последовательности выполнения операций при создании костюма к спектаклю.  

Практика.Создание эскизов костюмов к спектаклю «Маленький город». Подбор материала. Изготовление костюмов: цветок (3шт.), пчёлка (3шт.), шмель, облачко, дрессировщик, лев, корова, пудель (8шт.), обезьянка (2шт.), ослик, гусеница, кенгуру.

Примечание.При задумке и работе над спектаклем актёры фантазируют и находят персонажи к спектаклю (например, цветок, пчёлка). Поэтому костюмы изготавливаются по персонажам спектакля, но образный костюм остаётся главным и основным.

  1. 7.  Реквизит и декорации в спектакле (33ч)

Теория.Разъяснение значениясоставление эскизов реквизита и декораций при подготовке к спектаклю.

Практика.Изготовление макета спектакля «Маленький город».Подбор иподготовка исходного материала. Изготовление реквизита из исходного материала: табурет, мягкие игрушки, мячи, чемоданы, цветы, лейки, бочонок мёда, кольца для жонглирования, обручи, тележка, хлыст дрессировщика. Изготовление мягких и жёстких декораций: ширмы, навесная нарисованная стена на ткани, окно, большой табурет, арка, кубы.

  1. 8.  Свет и музыка в спектакле (12ч)

Теория.Значение подготовки рисунков освещения сцены по эпизодам, световой партитуры спектакля.    

Практика.Подбор шумовой, звуковой и музыкальной партитуры спектакля. Подбор и подготовка световых приборов. Прослушивание, последовательное построение и запись шумовой, звуковой и музыкальной партитуры спектакля «Маленький город»:

1 трек: гудок паровоза;

2 трек: гр. «Весёлые учащиеся» – «Бродячие артисты»;

3 трек: И. Тальков –  «Маленький город»;

4 трек:  гудок паровоза;

5 трек: Happy Baby – «Покидая дом родной»;

6 трек: Боккерини  – «Менуэт»;

7 трек: Happy Baby – «So wonderfull»;

8 трек: детские песни из м/ф и к/ф «Песня акробатов»;

9 трек: И. Тальков – «Маленький город»;

10 трек: мелодия «Парад Алле»;

11 трек: гр. Мумий тролль – «Песенка львёнка»;

12 трек: А. Челентано – «Сюзанна»;

13 трек: барабанная дробь;

14 трек: гр. Мумий тролль – «Песенка львёнка»;

15 трек: классика для малышей «Скачущий эльф»;

16 трек: А. Челентано и детский хор «Сюзанна»;

17 трек: классика для малышей «Скачущий эльф»;

18 трек: песенка из м/ф. «Бременские музыканты»: «Мы к вам заехали на час»;

19 трек: гудок паровоза;

20 трек: детские песни из м/ф и к/ф «А может быть ворона»;

21 трек: гр. «Весёлые учащиеся» – «Бродячие артисты»;

22  рек: Д. Гурцкая – «Маленький город».

  1. 9.  Постановочная работа (126ч)

Практика.

  • Распределение ролей: клоун с чемоданом, мама, дочка, бродячие артисты, цветы, пчёлки, шмель, облачко, дрессировщик, лев, корова, пудели, обезьянки, ослик, кенгуру, гусеница.
  • Составление репетиционного плана.
  • Проведение репетиций по эпизодам: «Мама и дочка», «Приезд клоунов», «Клоун с чемоданом и мама», «Танец цветочков», «Пчёлки на лужайке», «Ленивый шмель», «Доброе облачко», «Погоня», «Клоун с чемоданом и дочка», «Лев», «Весёлая корова», «Забавные пудели», «Ослик  тележкой», «Неугомонные обезьянки», «Разноцветные мячи», «Отъезд клоунов», «Мама и дочка».
  • Проведение сводной репетиции первого акта: «Лужайка». 
  • Проведение сводной репетиции второго акта: «Цирк». 
  • Проведение сводной репетиции спектакля.
  • Проведение репетиций с реквизитом и декорациями.
  • Проведение репетиций в костюмах, с реквизитом и декорациями.
  • Проведение репетиции спектакля с настройкой световых приборов.
  • Корректировка световой партитуры.
  • Генеральная репетиция спектакля в костюмах, с реквизитом, декорациями, светом и музыкой на сцене.
  • Проведение технической репетиции перед показом спектакля.

Примечание. Руководитель коллектива является не только преподавателем, а непосредственно актёром при постановке номеров и спектакля. Личный пример способствует стимулированию повышенного интереса в творческом росте учащихся при постановке спектакля.

10 . Концертные выступления со спектаклем (12ч)

Практика. Показ спектакля для учреждений образования (школ, детских садов, интернатов).

Итоговое занятие 3ч

Показ спектакля для родителей, педагогов, учащихся центра.

Прогноз результативности

По окончании 3-го года обучения учащиеся должны знать:

  • способы поиска приспособлений на пути к перевоплощению;
  • понятие «тарабарский» язык. Как найти нужное слово;
  • пути и методы поиска индивидуальности образа;
  • понятие «синтез актёрского перевоплощения и пантомимы»;
  • способы актёрской выразительности в пантомиме;
  • технику сценических выступлений;
  • технику гримирования партнёра;
  • технику подбора рисунка для гримирования  лица партнёра;
  • последовательность шагов при создании костюма к спектаклю;
  • последовательность составление эскизов реквизита и декораций;
  • правильность составление световой партитуры спектакля;
  • правильность составление шумовой, звуковой и музыкальной партитуры спектакля.

   уметь:

  • выполнять разнохарактерные этюды на предлагаемые темы по перевоплощению образа в спектакле;
  • взаимодействовать с партнёрами;
  • точно и лаконично разговаривать на «тарабарском» языке;
  • применять различные приспособления для яркой и выразительной индивидуальности образа;
  • применять сложные акробатические и гимнастические движения и комбинации;
  • выполнять упражнения на предлагаемую тему без предварительной подготовки;
  • выполнять этюды для пластической выразительности в пантомиме;
  • выполнять пластические этюды на отношение к предметам;
  • пластически выразительно передавать чувства и эмоции;
  • выполнять пластические этюды на взаимоотношение с партнёрами;
  • наносить художественный рисунок на лицо;
  • составлять световую партитуру спектакля;
  • последовательно выстраивать и записывать шумовую, звуковую и музыкальную партитуру спектакля.

Методические условия реализации программы

Программа реализуется следующим образом:

1 год обучения школа-студия. Учащиеся проходят обучение основам театрального искусства. Форма обучения – групповая.

2 год обучениятеатр-студия. Творческое объединение, в котором осуществляется индивидуальная и групповая творческая работа, совершенствующая актёрские навыки в сочетании с практическими выступлениями, индивидуальными и групповыми номерами перед зрителями. Форма обучения – групповая, мелкогрупповая.

3 год обучениятеатр. Отработка глубоких профессиональных навыков, а также постановка спектаклей и представлений. Форма обучения – групповая, мелкогрупповая и индивидуальная.

Занятия строятся на основе развивающей методики, разработанной руко­водителем, направленной на развитие актёрских, психомоторных и эстетических способностей учащихся.

В основу реализации методики положены индивидуальный подход, уважение к личности подростка, вера в его способности и возможности.

Процесс направлен на выявление и совершенствование положительных личностных качеств воспитанников.

Педагогическое взаимодействие, направленное на реализацию целевого назначения программы, организуется на основе использования как традиционных, так и инновационных технологий и форм обучения и воспитания. Основной формой организации занятий является практикум. Объяснение нового материала осуществляется с помощью словесного и наглядного метода обучения. Закрепление полученных знаний и умений осуществляется в ходе самостоятельной творческой работы учащихся.

Важным условием обеспечения высокой результативности обучения и воспитания является применение методов, обеспечивающих создание мотивационной среды. Это создание «ситуации успеха», развёрнутость, позитивность и оптимистичность оценивания, личностная значимость и увлекательность деятельности, возможность проявить и реализовать свои способности. Предоставляя как можно больше самостоятельности учащимся, руководитель театра вместе с тем направляет их творческую деятельность, развивает у них способности прогнозирования и проектирования, используя при этом разнообразные методы.

Методы, используемые на занятиях:

  • словесный метод обучения: объяснение, рассказ, беседа, диалог;
  • метод практико-ориентированной деятельности: упражнения, тренировки, репетиции;
  • метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовки, рисунки; запись звуков, сигналов; фото- и видеосъёмка;
  • метод проблемного обучения: проблемное изложение материала;

- эвристическая беседа;

- объяснение основных понятий, определений, терминов;

- создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса;

- самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;

- самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную проблему.

  • метод программированного обучения: самостоятельное изучение определённой части учебного материала;
  • проектно-конструкторский метод: создание творческих работ, разработка сценариев спектаклей, проектирование (планирование) деятельности, художественное конструирование;
  • метод графических работ: составление чертежей (эскизов) декораций, реквизита, грима;
  • метод игры: игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; ролевые игры;
  • наглядный метод обучения:

ü наглядные материалы: рисунки, плакаты, фотографии, схемы, чертежи;

ü демонстрационные материалы: модели декораций, предметы (реквизит); видеоматериалы

  • использование на занятиях различных видов искусства: литература, музыка, театр, кино;
  • психологические и социологические методы: разработка, проведение и анализ анкеты (анкетирование), психологические тесты (создание и решение различных ситуаций – психология общения, социальное окружение), тренинги.

         Методы диагностики личностного развития учащихся:

  • наблюдение за ходом самостоятельного выполнения творческих заданий;
  • сравнение и анализ (рефлексия) творческого роста учащихся на протяжении года;
  • контроль за выполнением пластических этюдов.

Формы итоговых занятий: показ упражнений, этюдов, представления и спектакля.

Учебно-методический комплекс

Аудиоматериалы:

  • МР3 – Collection «Детские песни из м/ф и к/ф».
  • МР3 «Звуки природы».
  • Классика для малышей. Лучшие детские песни.
  • МР3 «Лунная соната», лучшее из мира классики.
  • «Мировая коллекция», музыка в формате МР3.
  • МР3 «Джаз клуб», величайшие личности в истории джаза, часть 2.
  • МР3 «Отрываясь от земли», инструментальные мелодии.
  • Инструментальная коллекция, часть 1 и 2.
  • Игорь Тальков – «Лучшие песни».
  • «ДДТ», инструментальная пьеса № 3.
  • «Машина времени», платиновая коллекция.
  • Сборник итальянской музыки.
  • МР3 «Пинк Флойд», все альбомы.
  • МР3 «Золотой ключик», любимые детские песни.
  • МР3 Адриано Челентано, диск 2.
  • Александр Софикс «Музыка для размышлений».
  • Э.Рознер «Джаз БССР».
  • Группа «Белорусские Песняры», альбом «Вологда».
  • МР3 «Джаз».
  • Коллекция блюзов, 2002 г.
  • МР3 шумовые эффекты.

Видеоматериалы:

  • «Смешное и грустное крупным планом». Театральное представление. Клоун-мим театр «БУФФ». – Мн., 2006г.
  • «Апокалипсис души». Пластический спектакль. Клоун-мим театр «БУФФ». – Мн., 2007г.
  • «В джазе только клоуны». Театрализованное представление. Клоун-мим театр «БУФФ». – Мн., 2007г.
  • «Любовь спасёт мир». Пластическое представление. Клоун-мим театр «БУФФ». – Мн., 2009г.
  • Видеофильм «Клоуны – короли смеха». Документальные программы. Россия, 2003.
  • «Цирк Солнца» /Канада-Великобритания/Диск 1/ «Алегрия», «Дралион», «Магия Кантиню», «Квадиам», «Варекай», «Салтимво».
  • «Цирк Солнца» /Канада-Великобритания/Диск 1/ «Эксперементальная новелла», «Ля Ноуба», «Полуночное солнце», «Путешествие мужчины», «Рейнвенте».

Фотоматериалы:

  • Портфолио фотографий коллектива.
  • Портфолио фотографий театра «Лицедеи».
  • Фотографии по гримировальному искусству.
  • Фотографии и иллюстрации из энциклопедии для учащихся и родителей «Мир цирка», кн. 1, «Клоуны», 1995.

Киноматериалы:

  • «Как стать звездой», 1997 г.
  • Чарли Чаплин «Иммигрант», 1917 г.
  • Чарли Чаплин «Пилигрим», 1923 г.
  • Чарли Чаплин «Золотая лихорадка», 1925 г.
  • Чарли Чаплин «Огни большого города», 1931 г.
  • Чарли Чаплин «Новые времена», 1936 г.

Интернет-ресурсы:

Наглядный и дидактический материал:

  • иллюстрации по гримировальному искусству;
  • иллюстрации последовательных шагов на занятиях пантомимы.

Литература, для педагога

  1. Бейган, Л. Грим / Л. Бейган. – М., 1997.
  2. Белянская, Л.Б. Хочу на сцену / Л.Б. Белянская. – М., 1997.
  3. Бондарева, В. За кулисами театра / В. Бондарева. – М., 1989.
  4. Бояжиев, Г. «От Софокла до Брехта» за 40 театральных вечеров / Г. Бояжиев. – М., 1988.
  5. Булок, А. Хочу быть клоуном / А. Булок, Д. Джеймс. – Вильнюс, 1996.
  6. Гальвани, А. Учебник по гримировальному искусству для учащихся / А. Гальвани, В. Пина. М., 2002.
  7. Дриго, А. Энциклопедия для учащихся и родителей «Мир цирка», кн.1, «Клоуны» / А. Дриго. Изд-во «Кладезь», 1995.
  8. Ершова, Л.П. Актёрская грамота – подросткам / Л.П. Ершова, В.М. Букатов. – Ивантеевка, 1994.
  9. Захава, Ф.Е. Мастерство актёра и режиссура / Ф.Е. Захава. – М., 1969.
  10. История зарубежного театра. Ч. 1. Под редакцией: проф. Боядижева Г.Н., проф. Образцовой А.Г. – М., 1981.
  11. История зарубежного театра. Ч. 2. Под редакцией: проф. Боядижева Г.Н., проф. Образцовой А.Г., доцента Якубовского А.А. – М., 1984.
  12. История зарубежного театра. Ч. 3. Под редакцией: проф. Боядижева Г.Н., проф. Образцовой А.Г., кандидата искусствоведения Кочетовой Е.В. – М., 1986.
  13. История зарубежного театра. Ч. 4. Под редакцией: проф. Образцовой А.Г., проф. Солнцевой Л.П., доцента Гладышевой К.А. – М., 1987.
  14. Клитин, С.С. Эстрада / С.С. Клитин. – Л., 1987.
  15. Кох, И.Э. Основы сценического движения / И.Э. Кох. – Л., 1970.
  16. Мейерхольд, В.Э. Статьи, письма, речи / В.Э. Мейерхольд. – М., 1968.
  17. Мочалов, Ю. Первые уроки театра / Ю. Мочалов. – М., 1982.
  18. Немирович-Данченко, В.И. О творчестве актёра / В.И. Немирович-Данченко. – М., 1973.
  19. Немирович-Данченко, В.И. Статьи, речи, беседы, письма / В.И. Немирович-Данченко. – М., 1952.
  20. Немирович-Данченко, В.И. Театральное наследие / В.И. Немирович-Данченко. – М., 1952.
  21. Рубина, Ю.И. Театральная самодеятельность учащихся / Ю.И. Рубина. – М., 1983.
  22. Рутберг, И. Пантомима. Первые уроки пантомимы / И. Рутберг.  № 3. – М., 1976.
  23. Рутберг, И. Пантомима. Опыты в мимодраме / И. Рутберг. № 23. – М., 1976.
  24. Рутберг, И. Пантомима. Первые опыты в аллегории / И. Рутберг. № 10.–  М.,  1977.
  25. Рыжова, Ф. Личность актёра / Ф. Рыжова.– М., 1978.
  26. Станиславский, К.С. Работа актёра над собой. Т.2 / К.С. Станиславский. – М., 1985.
  27. Сценическое действие: Труд актёра. – Вып.23 / Сост. О.Л. Кудряшов. – Сов. Россия, 1980.
  28. Товстоногов, Ю.И. Зеркало сцены. Кн.1-2 / Ю.И. Товстоногов. – Л., 1980.
  29. Ульянов, М. Моя профессия / М. Ульянов. – М., 1985.
  30. Шихматов, Л.М. «Сценические этюды». Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных заведений / Л.М. Шихматов. – М., 1966.
  31. Учащийся, Л.М. Основы сценического грима / Л.М. Учащийся. – Мн., 1976.
  32. Эфрос, А. Профессия – режиссёр / А. Эфрос. – М., 1972.
  33. Эфрос, А. Репетиция - любовь моя / А. Эфрос. – М., 1975.
  34. Юрский, С. Кто держит паузу / С. Юрский. – М., 1975.

Литература для учащихся

  1. Белянская, Л.Б. Хочу на сцену / Л.Б. Белянская. – М., 1997.
  2. Бояжиев, Г. «От Софокла до Брехта» за 40 театральных вечеров / Г. Бояжиев. – М., 1988.
  3. Булок, А. Хочу быть клоуном / А. Булок, Д. Джеймс. – Вильнюс, 1996.
  4. Гальвани, А. Учебник по гримировальному искусству для учащихся / А. Гальвани, В. Пина. – М., 2002.
  5. Дриго, А. Энциклопедия для учащихся и родителей «Мир цирка», кн.1, «Клоуны» / А. Дриго. – Изд-во «Кладезь», 1995.
  6. Захава, Ф.Е. Мастерство актёра и режиссура / Ф.Е. Захава. – М., 1969.
  7. История зарубежного театра. Ч. 1. Под редакцией: проф. Боядижева Г.Н., проф. Образцовой А.Г. – М., 1981.
  8. История зарубежного театра. Ч. 2. Под редакцией: проф. Боядижева  Г.Н., проф. Образцовой А.Г., доцента Якубовского А.А. – М., 1984.
  9. История зарубежного театра. Ч. 3. Под редакцией: проф. Боядижева Г.Н., проф. Образцовой А.Г., кандидата искусствоведения Кочетовой Е.В. – М., 1986.

10. История зарубежного театра. Ч. 4. Под редакцией: проф. Образцовой А.Г., проф. Солнцевой Л.П., доцента Гладышевой К.А. – М., 1987.

11.Бейган, Л. Грим / Л. Бейган. – М., 1997.

12.Мейерхольд, В.Э. Статьи, письма, речи / В.Э. Мейерхольд. – М., 1968.

13.Немирович-Данченко, В.И. О творчестве актёра / В.И. Немирович-Данченко. – М., 1973.

14.Немирович-Данченко, В.И. Статьи, речи, беседы, письма / В.И. Немирович-Данченко. – М., 1952.

15.Немирович-Данченко, В.И. Театральное наследие / В.И. Немирович-Данченко. – М., 1952.

16.Станиславский, К.С. Работа актёра над собой. Т.2 / К.С. Станиславский. – М., 1985.

17.Учащийся, Л.М. Основы сценического грима / Л.М. Учащийся. – Мн., 1976.

18.Юрский, С. Кто держит паузу / С. Юрский. – М., 1975.