Ошибка :

Показать отладочную информацию

Кукольно-драматическая студия
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Кукольно-драматическая студия

Абрамович А.Ю., Абрамович В.В.,

руководители кукольно-драматической студии «Галактика» учреждения образования «Минский государственный Дворец детей и молодёжи»

 

Пояснительная записка

В современной педагогике трудно переоценить возможности детского театра. Он может быть и уроком, и увлекательной игрой. Он учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней. Театральная деятельность – это путь ребенка в культуру. Занятия в драматическом кружке помогают каждому из ребят стать самостоятельной и полноценной творческой Личностью на любом поприще, в любой будущей профессии. Театр выполняет функцию формирования сознания, т.е. функцию создания представлений о мире, о человеке в нем.

Кукольно-драматическая студия являет собой уникальную возможность для воспитания личности ребенка средствами театрального искусства, для формирования и развития творческих способностей, образно-эмоционального восприятия мира.

Особенность данной программы в том, что она предполагает обучение учащихся не только театральному искусству, но и изготовлению кукол и костюмов для постановки спектаклей. В процессе изготовления, создавая внешний образ куклы, учащиеся наделяют ее чертами характера, своеобразным эмоциональным состоянием, тем самым приобретая определенные навыки «вживания в роль».

Программа ориентирована на конечный результат – постановку спектакля, ведь для актера значимыми являются прежде всего возможность общаться со зрителем, доставлять своим творчеством радость и побуждать людей к лучшим чувствам и поступкам. В театре воздействие игры на зрителя выполняет особую роль. Посредством общения со зрителем актеры могут почувствовать красоту и силу своего таланта, ощутить радость творчества, вновь открывать и развивать свои способности, причём не только на занятиях в студии, но и самостоятельно.

Умение видеть в спектакле не только себя, но и своих товарищей способствует формированию чувства ответственности за свое дело, осознанного отношения к творчеству.

Через ощущение, «проживание» себя в различных амплуа происходит формирование уверенности в своих способностях, формируются нравственные и волевые качества личности каждого учащегося, постепенно выстраивается навык коллективного взаимодействия, учащиеся становятся активно выступающей группой, небольшим театром.

Данная программа состоит из двух образовательных курсов: «Технологии изготовления кукол, костюмов и декораций» и «Театральное искусство». Синтез двух образовательных курсов программы, каждый из которых предполагает изучение целого ряда разделов и тем, позволяет обеспечить успешную реализацию образовательной программы.

Образовательный курс «Технологии изготовления кукол, костюмов и декораций»включает в себя:

  • ·изобразительное искусство;
  • ·декоративно-прикладное искусство:

-     лепка из пластилина объёмных масок, кукол;

-     бумажная пластика;

-     работа с тканью, искусственным мехом и другими материалами.

Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством помогают учащемуся познать гармонию мира, приучают внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, видеть многообразие цветов и оттенков, развивают зрительную память, пространственное воображение и образное мышление.

Образовательный курс «Театральное искусство» предполагает изучение:

-     сценической речи;

-     сценического движения, пластики;

-     вокала;

-     актёрского драматического мастерства;

-     актёрского кукольного мастерства.

Обучение учащихся такому аспекту как сценическая речь обусловлено сложностью и специфичностью театрального жанра. Очень важно поддерживать и развивать речевую театральную культуру учащихся, так как она разительно отличается в этом возрасте от бытовой и требует специальных навыков и отработки для достижения хорошего результата на сцене. На занятиях по сценической речи формируются навыки правильного владения дыханием, голосом, дикцией, навыки современного литературного произношения, выразительности устной речи.

В ходе изучения разделов «Сценическое движение»,  «Пластика», «Театральный танец» учащиеся овладевают элементами классического и народного танца, развивают и совершенствуют музыкальность, ритмичность непосредственно на элементах танцевальных движений, тренируют психофизический аппарат с помощью обширного комплекса упражнений.

На занятиях по вокалу особое внимание уделяется выработке певческого дыхания. От дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно быть свободным, равномерным, естественным. Лучшим материалом на занятиях являются народные песни с ограниченным диапазоном и аналогичные им упражнения, способствующие развитию певческих навыков и умений.

Актерская драматическая деятельность требует от учащегося новых умений, навыков поведения в образе персонажа, накопления красок в эмоциональном поведении, новых манер игры.

Не каждый учащийся готов и может выражать себя в творчестве как актер – не хватает раскрепощенности, внутренней свободы, умения владеть своим телом, мимикой. Поэтому на помощь приходят занятия овладения кукольным мастерством. Будучи наиболее понятным и близким детской психологии, кукольный театр помогает учащемуся справиться с различными затруднениями: то, чего не может человек, может кукла.

В данном случае кукла выступает как знакомый с детства предмет: ведь у каждого дома есть любимые игрушки. «Оживляя» их, наделяя их собственными качествами, вместе с ними преодолевая житейские проблемы, учащийся выстраивает модели отношений к жизни, к событиям, к другим людям.

Таким образом, синтез драматического и кукольного жанров на занятиях позволяет каждому пройти путь актера и актера-кукловода, осваивая средства речевой, пластической выразительности, преодолевая психологические комплексы и развивая собственную творческую индивидуальность.

После завершения обучения по данной программе проводится отбор в основной состав «Другого театра», где жанры спектакля выбирает сама группа.

Цель программы: эстетическое, нравственное воспитание учащихся.

            Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

-     развивать интерес к искусству, театральному искусству, формировать устойчивую мотивацию к изучению театрального жанра;

-     развивать эмоциональную сферу;

- развивать воображение, фантазию, образное мышление, аналитические умения и рефлексивные навыки, творческие способности;

-     формировать культуру поведения и общения, моральные качества;

-     формировать ценностное отношение к собственному здоровью;

-     прививать уважение к традициям коллектива;

-     воспитывать трудолюбие, настойчивость, самостоятельность, инициативность;

По каждому курсу задачи более дифференцированы и конкретизированы.

Организационные условия реализации программы

    Программа рассчитана на 3 года обучения для учащихся в возрасте от 6 до 12 лет и старше:

1-й год обучения – 6-7 лет;

2-й год обучения – 7-9 лет;

3-й год обучения – 10-12 лет и старше.

    Программа 1-го и 2-го годов обучения рассчитана на 144 часа:

-     курс «Технологии изготовления кукол, костюмов и декораций» – 72 часа;

-     курс «Театральное искусство» – 72 часа.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Программа 3-го года обучения рассчитана на 216 часов:

-     курс «Технологии изготовления кукол, костюмов и декораций» – 108 часов;

-     курс «Театральное искусство» – 108 часов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.

Нормы наполняемости группы для 1-го года обучения – 12 человек, для 2-го и 3-го годов обучения – 8-10 человек.

Занятия проводятся в кабинетах, соответствующих правилам безопасного поведения, санитарно-гигиеническим нормам.

Материально-техническое обеспечение

Для занятий в студии необходимо следующее оборудование и материалы:

-     телевизор;

-     видеомагнитофон, DVD-проигрыватель;

-     магнитофон для аудиокассет и CD-дисков;

-     цветная бумага, картон, ткань, мех, поролон, пенопласт, дерево, пластилин, краски, карандаши, фломастеры, мелки, маркеры, кисти, акварельные и гуашевые краски, кнопки, клей ПВА, клей-карандаш, ластик, ножницы.

Образовательный курс 

«Технологии изготовления кукол, костюмов и декораций»

Задачи:

-     дать общее представление о кукольном жанре, познакомить с видами кукол;

-     познакомить учащихся с видами декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства;

-     обучить основным приемам работы с различными материалами и инструментами;

-     обучить основам конструирования и технологии изготовления изделий;

-     научить подбирать материал к декорациям, костюмам спектакля;

-     научить приемам создания образа персонажа.

Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

 

Вводное занятие

2

1

1

1.

Материалы и инструменты

2

1

1

2.

Цвет: разнообразие, свойства, сочетание

2

1

1

3.

 Создание образа (рисунок карандашом)

2

-

2

4.

Создание образа ( рисунок красками)

2

-

2

5.

Композиция

4

1

3

6.

Лепка из пластилина

6

2

4

7.

Папье-маше

4

1

3

8.

Театр кукол «Оригами»

10

2

8

9.

Перчаточные куклы

8

2

6

10.

Настольные куклы

8

2

6

11

Костюм, реквизит и декорации

12

2

10

12.

Экскурсии, массовые мероприятия

8

-

8

13.

Итоговое занятие

2

-

2

 

Итого

72

15

57

 

Содержание программы

Вводное занятие (2ч)

Кукольно-драматическая студия: знакомство с историей создания и традициями коллектива.

Организация работы кружка. Обзор программы по курсу «Технологии изготовления кукол, костюмов и декораций».

Правила безопасной работы. Правила поведения в кабинете, на переменах, в учреждении образования, в общественных местах, на улице. Правила гигиены.

Практическая работа: игры на знакомство и адаптацию в коллективе. Выполнение пробных рисунков на определение умений учащихся.

Тема 1. Материалы и инструменты (2ч)

Необходимые инструменты и основные требования к ним. Правила работы с различными инструментами. Материалы, используемые на занятиях. Инструктаж по по правилам безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Санитария и гигиена.

Практическая работа: отработка приёмов пользования инструментами: выполнение рисунков, вырезание аппликаций по заранее заготовленным лекалам. Раскрашивание аппликаций, рисунков.

Тема 2. Цвет: разнообразие, свойства, сочетание (2ч)

Основные цвета: жёлтый, красный, синий. Составные цвета: оранжевый, фиолетовый, зелёный. Выразительность цвета. Цветовой колорит. Понятие «теплые» и «холодные» цвета. Цветовые сочетания. Цветовая гамма.

Практическая работа: смешивание красок. Роспись аппликаций, раскрашивание рисунков, реквизита кукол, заготовок декораций.

Тема 3. Создание образа (рисунок карандашом) (2ч)

Рисунок. Основные этапы и принципы рисования. Особенности рисунка карандашом, фломастером, мелком.

Практическая работа: выполнение рисунков на тему «Создай образ». Упражнение «Клубок фантазий» (дорисовать рисунок поочередно для раскрашивания образа через детали).

Тема 4. Создание образа (рисунок краскамии) (2ч)

Гуашевые и акварельные краски. Особенности выполнения рисунка красками. Полицветные рисунки. Настроение рисунка через цвет.

Практическая работа: выполнение рисунков на вольную тему. Раскрашивание заготовленных эскизов. Упражнение «Главная деталь образа в цвете».

Тема 5. Композиция (4ч)

Понятие о композиции, ее элементах. Построение композиции. Выбор формата и расположение листа в зависимости от формы, расположения и содержания изображаемых предметов, образов. Соответствие размера изображения размеру листа. Гармоничное заполнение листа.

Тема спектакля и композиция картины.

Практическая работа: создание коллективной картины на тему предполагаемого спектакля, сказки (у каждого учащегося свой персонаж в общей картине).

Тема 6. Лепка из пластилина (6ч)

Свойства и особенности пластилина. Лепка из пластилина. Изучение понятий «форма», «объем» «декоративность». Композиция по фрагменту спектакля. Мой персонаж. Маска моего персонажа. Объемная лепка одной значимой детали образа: когтистая рука колдуньи и т.д. Передача характерности предполагаемого образа.

Практическая работа: лепка кукол, частей туловища из пластилина. Изготовление композиций к эпизодам спектакля.

Тема 7. Папье-маше (4ч)

Техника папье-маше. Различные методы и технологии изготовления изделий из папье-маше. Метод послойного склеивания.

Технология изготовления папье-маше на пластилиновой форме.

Практическая работа: изготовление масок из папье-маше, головы куклы, элементов реквизита и декораций.

Тема 8. Театр кукол «Оригами» (10ч)

Техника оригами, базовые формы, приемы, приемы складывания: вывернутые складки, складки «гармошкой», расплющивание, вогнуть вовнутрь, лепестки.

Оригами-композиция с элементами аппликации. Детали изображения. Приемы вырезания и наклеивания. Правила соединения. Игрушки-«оригамушки». Приемы конструирования игрушек (сказочных персонажей) в стиле плоского оригами. Театр «Оригами».

Практическая работа: изготовление бумажных кукол театра «Оригами», декораций, реквизита, элементов костюмов для кукол.

Мини-спектакль с использованием бумажных кукол театра «Оригами».

Тема 9. Перчаточные куклы (8ч)

Виды перчаточных кукол, детали, характеристики. Способы и особенности изготовления. Эскиз, раскрой, приемы работы с перчаточными куклами.

Практическая работа: разработка эскизов перчаточных кукол, их изготовление. Игровые композиции с куклами.

Тема 10. Настольные куклы (8ч)

Модели настольных кукол. Приемы трансформации мягкой игрушки в куклу. Костюм куклы, его отделка.

Практическая работа: игровые упражнения по русским народным сказкам.

Тема 11. Костюм, реквизит и декорации (12ч)

Образ, вариантность костюмирования образа. Понятия «декорация», «реквизит». Материалы для реквизита (бумага, дерево, пенопласт, поролон) и особенности работы с ними.

Практическая работа: изготовление заготовок из дерева, поролона, пенопласта для реквизита (деревья, цветы, трава, лианы). Создание объемной композиции в пространстве. Демонстрация ранее изготовленных декораций из бумаги.

Экскурсии, массовые мероприятия (8ч)

Экскурсии на выставки с целью знакомства с различными видами искусства. Встречи с кукловодами и мастерами по изготовлению кукол, актерами кукольного театра.

Итоговое занятие (2ч)

«Галерея кукол»(выставка работ учащихся).

Образовательный курс

«Театральное искусство»

Задачи:

-     познакомить с работой голосоречевого аппарата;

-     формировать основы правильного дыхания, произношения, дикции;

-     научить снимать мышечные зажимы;

-     развивать пластику, гибкость, свободу движений, сформировать навыки владения своим телом;

-     познакомить с техникой вождения напольной куклы;

-     формировать умения «оживить» куклу;

-     формировать умения организовать диалог с куклой.

-     формировать умения слышать себя и товарищей;

-     обучать приемам актерского исполнения.

 

Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

№ п/п

Раздел, тема

 

Количество часов

всего

теория

практика

 

Вводное занятие

2

2

-

Раздел “Основы сценической речи”

1.

Дыхание, голос, дикция

6

2

4

2.

Орфоэпия

4

2

2

3.

Артикуляционная гимнастика

4

2

2

4.

Регистры звучания

8

2

6

5.

Инсценировка стихов, сказок

8

2

6

Раздел «Пластика»

1.

Пластика животных, растений, рыб и птиц

4

2

2

2.

Пластика стихии (огонь, вода, воздух, земля)

4

2

2

3.

Пластика движения тела

10

2

8

Раздел «Актерское кукольное мастерство»

1.

История кукольного театра

2

2

-

2.

Японский театр «Оригами»

6

2

4

3.

Техника вождения напольной куклы

4

2

2

4.

Пластика с куклой, актер-кукла

8

2

6

5.

Итоговое занятие. Кукольный мини-спектакль

2

-

2

 

Итого

72

26

46

 

Содержание программы

Вводное занятие (2ч)

План работы на учебный год. Правила безопасного поведения.

История театра. Театр как вид искусства. Особенности театрального искусства.

Основы сценической речи

Тема 1. Дыхание, голос, дикция (6ч)

Правильное положение корпуса и головы. Работа над певческим дыханием. Задержка дыхания. Постановка голоса.

Голосовые и музыкальные данные: тембр, тесситура, диапазон. Классификация мужских и женских голосов. Атака звука: твердая, мягкая. Звук: открытый, прикрытый. Резонаторы звука. Гигиена голосового аппарата. Характеристика речевого голоса.

Дикция: четкость произношения, выразительность и громкость. Формирование четкого произношения гласных.

Практическая работа:

упражнения на дыхание:

-                   «лоскут»;

-                   «коктейль»;

-                   «пушинка»;

-                   «печеный картофель»;

-                   «свечка»;

-                   «чай на блюдце»;

-                   разучивание скороговорок, поговорок, стихов.

Упражнения на координацию речевого дыхания и звука в среднем регистре. Выработка ровности, плавности и длительности выдоха со звуком.

Работа над дикцией (правильное использование дыхания, свободное звучание голоса, артикуляция).

Тема 2. Орфоэпия (4ч)

Правильное литературное произношение, его унификация. Система единых норм произношения в литературном языке, их обоснование и установление.

Практическая работа: упражнения на дыхание с произношением гласных и согласных звуков. Правильное произношение окончаний глаголов, прилагательных. Правильное произношение некоторых имен и отчеств. Упражнения на выработку звонкости голоса.

Тема 3. Артикуляционная гимнастика (4ч)

Артикуляция. Основные виды. Различные приемы артикуляции.

Практическая работа:

-    упражнения для губ и языка на материалах пословиц и стихов;

-    упражнения со скороговорками;

-    упражнения на тонизацию мышц;

-    упражнения на контрастное напряжение и расслабление, «улавливание» ощущений;

-    упражнения на снятие мышечных зажимов.

Тема 4. Регистры звучания (8ч)

Изменение голоса по силе в течение одной строки: повышение и понижение голоса (нараспев). Ослабление силы звука при произношении каждого слова (речевой способ). Задержка в резонаторах.

Практическая работа: упражнения на дыхание, на смену резонаторов; стихи, положенные на регистры.

Тема 5. Инсценировка стихов и сказок (8ч)

Особенности произношения стихотворного текста сказок.

Практическая работа: инсценировка стихов (сочинить, соединить логически не стыкующихся три слова с любым дополнением своих слов).

Пластика

Тема 1. Пластика животных, растений, рыб и птиц (4ч)

Взаимосвязь всех частей тела и зависимость каждого движения от общего положения тела. Регулирование мышечных напряжений.

Практическая работа:

-    комплес упражнений на разогрев, растяжку и освобождение мышц;

-    упражнения на мгновенное перевоплощение в животных, растений, рыб и птиц;

-    комплексное упражнение «Калейдоскоп»;

-    упражнения на вариативность комбинаций: «Цветы радости», «Цветы зла», «Сороконожка».

Тема 2. Пластика стихии (огонь, вода, воздух, земля) (4ч)

Сочетание стихотворной речи с аритмичным движением, со сменой скоростей и в меняющемся пространстве.

Практическая работа: составление пластической композиции («Свеча», «Ветерок», «Ураган», «Водопад», «Гроза», «Горы» и т.д.).

Тема 3. Пластика движения тела (10ч)

Оздоровительное влияние двигательной активности на человека, его психику. Мышечные зажимы: причины возникновения и способы их снятия. Гибкость и подвижность тела в гимнастических упражнениях.

Практическая работа: пластика движений кисти, стопы, головы, всего тела («Факел», «Шаг вперед – назад», «Испуг», «Клетка» и т.д.). Пластическая композиция на тему «Лес», «Сад» и т. д.

Актерское кукольное мастерство

Тема 1. История кукольного театра (2ч)

Виды театров кукол. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и др.). Театр низовых кукол (кукол-марионеток). Театр кукол срединных. Виды и системы кукол мирового кукольного театра и зарубежного кинематографа (сказочные и фантастические куклы Голливуда, Диснейленда).

Практическая работа:просмотр кукольного мини-спектакля.

Тема 2. Японский театр «Оригами» (6ч)

История японского сценического искусства. Специфика различных жанров японского традиционного театра. История театра «Оригами». Технология вождения бумажной, картонной куклы.

Практическая работа: инсценировка сказки «Колобок» с использованием кукол «Оригами».

Тема 3. Техника вождения напольной куклы (4ч)

Техника вождения напольной куклы. Особенности работы с мягкой игрушкой. Преобразование мягкой игрушки в куклу. Техника вождения и общения с мягкой игрушкой как прототипом напольной куклы.

Практическая работа: этюды по сказкам и стихам с использованием напольной куклы («Иван Топорышкин», «Муха-Цокотуха», «Кит и Кот» и др.).

Тема 4. Пластика с куклой, актер - кукла (8ч)

Кукла-актер. Изображение или обозначение внешности действующих персонажей, воспроизведение их физического действия. Три основных типа конструкций кукол-актеров. Кукла-актер с ограниченными игровыми возможностями.

Техника обыгрывания и превращения (изменение функциональности) предметов.

Практическая работа: упражнения по теме «Свободная пластика» и пластическая работа с тканью, предметом и куклой.

Итоговое занятие (2ч)

Кукольный мини-спектакль.

Прогноз результативности

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

-     свойства материалов и правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

-     основы конструирования и техники изготовления изделий;

-     особенности выполнения работ с помощью карандашей, фломастеров, мелков;

-     технологию изготовления папье-маше на пластилиновой форме;

-     историю кукольного театра, японского театра «Оригами»;

-     приемы трансформации мягкой игрушки в куклу;

-     виды кукол и основные правила кукловождения;

-     понятия «образ», «главная деталь образа»;

-     особенности работы голосоречевого аппарата и его гигиену;

уметь:

-     изготавливать бумажные куклы театра «Оригами»;

-     подбирать материал к декорациям, костюмам спектакля;

-     разрабатывать эскизы перчаточных кукол;

-     работать с куклой: организовать диалог с куклой, «оживить» куклу;

-     владеть своим телом: пластикой движений, перевоплощаться, составлять пластические композиции;

-     снимать мышечные зажимы в различных частях тела;

-     правильно дышать, работать над произношением и дикцией.

Образовательный курс

«Технологии изготовления кукол, костюмов и декораций»

Задачи:

-     расширить знания о куклах, их видах, особенностях; о правилах кукловождения;

-     углубить знания о различных видах декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства;

-     развивать и совершенствовать технику работы с различными материалами и инструментами;

-     научить использовать различные материалы в соответствии с их особенностями и с учетом задания по изготовлению изделий;

-     обучить приёмам создания образа, характера персонажа;

-     совершенствовать умения работы с куклой.

 

Учебно-тематический план

(2-й год обучения)

п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

 

Вводное занятие

2

1

1

1.

Перспектива

2

1

1

2.

Коллаж

10

4

6

3.

Бумажная маска

20

1

19

4.

Сувенирная продукция

10

1

9

5.

Перчаточные куклы

18

2

16

6.

Экскурсии, массовые мероприятия

8

-

8

7.

Итоговое занятие

2

-

2

 

Итого

72

10

62

 

Содержание программы

Вводное занятие (2ч)

Задачи и режим работы кружка на 2-м году обучения. Традиции коллектива. Правила поведения в учреждении образования, на занятиях в студии. Правила безопасного поведения.

Практическая работа: выполнение рисунков-фантазий «Дорисуй кляксу» (преобразовать кляксу в зверька или насекомое).

Тема 1. Перспектива (2ч)

Представление о линии горизонта. Перспектива теней. Линейная и воздушная перспектива. Перспектива на театральной сцене.

Практическая работа: оформление театральной сцены на бумаге. Мини-макет.

Тема 2. Коллаж (2ч)

Техника выполнения коллажей. Различные типы наложения. Сравнительный анализ аппликации и коллажа.

Практическая работа: выполнение коллажа (плоского или объемного) в рекламном стиле.

Тема 3. Бумажная маска (2ч)

История возникновения. Виды масок (полумаски, закрытые маски). Маски для комедии дель арте и других театральных жанров. Ритуальные, карнавальные маски народов мира. Маски, изготовленные в технике «оригами» и «папье-маше». Технология изготовления маски.

Практическая работа: изготовление маски методом аппликации, объемной бумажной маски папье-маше, карнавальной маски (смешанная техника).

Тема 4. Сувенирная продукция (2ч)

История возникновения сувениров. Виды и формы сувениров, их назначение. Особенности изготовления сувениров в различных техниках.

Практическая работа: изготовление сувениров, используя различные техники.

Тема 5. Перчаточные куклы (2ч)

Материалы для изготовления перчаточной куклы. Технология изготовления перчаточных кукол. Разработка эскизов перчаточных кукол.

Практическая работа: изготовление перчаточных кукол.

Экскурсии, массовые мероприятия (8ч)

Экскурсии на выставки с целью знакомства с различными видами искусства. Посещение кукольного театра.

Итоговое занятие (2ч)

Карнавал «Маски-шоу».

Образовательный курс «Театральное искусство»

Задачи:

-     развивать словарный запас литературной речи;

-     развивать навыки правильной артикуляции;

-     научить расслабляться, чувствовать себя комфортно на сцене;

-     продолжить знакомство с элементами актерского мастерства (развивать речевую и пластическую выразительность, сценическое общение, воображение);

-     развивать способность импровизировать на заданную тему;

-     познакомить с правилами работы над литературным текстом, над текстом роли;

-     совершенствовать физические данные, голосоречевой аппарат.

Учебно-тематический план

(2-й год обучения)

п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

 

Вводное занятие

2

1

1

Раздел “Основы актерского мастерства”

1.

Основы актерского мастерства

2

1

1

2.

Актерское кукольное мастерство

10

2

8

3.

Работа актера над собой

4

-

4

4.

Работа актера над ролью

8

-

8

5.

Работа актера над спектаклем

6

-

6

Раздел «Основы сценической речи»

1.

Логика сценической речи

2

2

-

2.

Словесное взаимодействие

2

1

1

3.

Нормы литературной речи

2

1

1

4.

Художественное слово

2

1

1

Раздел «Сценическое движение»

1.

Пластичность

10

1

9

2.

Акробатика

10

2

8

3.

Координация движения с пением

10

2

8

4.

Итоговое занятие

2

-

2

 

Итого

72

14

58

 

Содержание программы

Основы актерского мастерства

Вводное занятие (2ч)

Правила безопасной работы. Планирование работы группы. Правила поведения на занятиях в студии.

Тема 1.Основы актерского мастерства (2ч)

Элементы актерского мастерства в работе над образом. Словесное взаимодействие, сценическое общение с партнером, общение со зрительным залом. Cценическое поведение, актерская интерпретация произведения, анализ авторского текста.

Практическая работа: упражнения: «Соловей-разбойник», «Пожалуйста», «Зеркало» и театральные игры на перевоплощение «Жевательная резинка», «Подружки», «Походки».

Тема 2. Актерское кукольное мастерство (10ч)

Основы кукловедения. Технология вождения куклы.

Практическая работа: упражнения-этюды на освоение роли вождения куклы.

Тема 3. Работа актера над собой (4ч)

Практическая работа: работа актера над собой в творческом процессе воплощения:

-    переход к воплощению;

-    развитие выразительности тела;

-    пространственное обращение одного действующего лица к другому или к группе лиц,

-    размышление вслух в моменты, когда герой остается один;

-    речь персонажа, непосредственно адресованная к зрителю.

Тема 4. Работа актера над ролью (8ч)

Практическая работа: проработка текстов ролей. Исполнение басни или сатирического произведения. Упражнения «Смысловые и сюжетные интерпретации».

Тема 5. Работа актера над спектаклем (6ч)

Практическая работа: выбор пьесы. Чтение сценария. Актерские пробы ролей. Работа над мизансценами. Этюдная проработка сцен. Показы классического этюда и зарисовки.

Основы сценической речи

Тема 1. Логика сценической речи (2ч)

Характер и стиль сценической речи. Основы техники сценической речи. Переход от бытовой, упрощенной речи к выразительному сценическому звучанию голоса. Закономерности логики действий. Бессловесные элементы действия и их значения. Оправдание заданных элементов действия, наблюдение их в жизни, литературе, кино, театре.

Тема 2. Словесное взаимодействие

Связь словесных действий с бессловесными элементами действия. Развитие речевой выразительности, мелодии речи, сохранение качества звучания голоса во всех регистрах.

Практическая работа: подготовка и выполнение этюдов. Упражнения на коллективную согласованность словесных действий «Печатная машинка» и другие. Художественное чтение.

Тема 3. Нормы литературной речи (2ч)

Стилистика и культура речи. Речевой этикет. Принцип работы над стихотворным текстом, работа над баснями.

Практическая работа: подготовка этюдов по басням, стихам, рассказам с минимумом текста, но с полным сохранением сюжета.

Тема 4. Художественное слово (2ч)

Этапы работы и анализ произведения. Конфликт как основа произведения.

Практическая работа: выразительное чтение художественной прозы, стихотворений и русских народных сказок.

Сценическое движение

Тема 1. Пластичность (10ч)

Понятие «пластичность». Внимание, двигательная память и контроль над движением. Абстрактные пластические состояния, походки и жесты.

Практическая работа: упражнения на полу: стоя, сидя, на коленях; на стуле и со стулом; парная гимнастика. Упражнения тренинговой программы «Школа клоунов» (эмоциональная зарядка, зеркальное подражание, походки, превращение предметов, беспредметные действия).

Тема 2. Акробатика (10ч)

Техника пластических трюков (кувырки, боевые перекаты, «каскад»). Техника падения. Различные виды падений. Техника соскока. Парный этюд на основе акробатических элементов.

Практическая работа: акробатические упражнения. Упражнение на физическое взаимодействие с партнером. Тренинг синхронности. Тренировка вестибулярного аппарата.

Тема 3. Координация движения с пением (10ч)

Речедвигательная и вокально-двигательная координация. Образ движения.

Практическая работа: тренировка внимания, двигательной памяти. Упражнения на различные ритмические рисунки и темпы.

Итоговое занятие (2ч)

Спектакль или театральная композиция.

Прогноз результативности

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

-     правила кукловождения;

-     приемы создания образа, характера персонажа;

-     законы перспективы;

-     основы актерского кукольного мастерства;

-     основы сценической речи;

уметь:

-     изготавливать коллаж, бумажную маску, сувенирную продукцию;

-     работать над собой, над ролью;

-     выполнять простейшие пластические трюки;

-     взаимодействовать в паре и группе;

-     расслабляться, чувствовать себя комфортно на сцене;

владеть навыками:

-     логики сценической речи и художественным словом;

-     речедвигательной координации;

-     правильной артикуляции.

Образовательный курс

«Технологии изготовления кукол, костюмов и декораций»

Задачи:

-     закрепить навыки работы с различными материалами и инструментами;

-     освоить навыки аппликационной отделки сценического костюма;

-     обучить изготовлению гипсовых слепков;

-     научить изготавливать основные декорационные модули;

-     освоить технику изготовления куклы-«комбинезона»;

-     закрепить понятия «цвет» и «полицветные композиции»;

-     познакомить с историей театрального грима;

-     обучить правилам накладывания и снятия грима.

Учебно-тематический план

3-й год обучения

п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

 

Вводное занятие

2

1

1

1.

Лепка кукол и отливка в гипсе

14

2

12

2.

Бутафория, декорации

26

2

24

3.

Театральный костюм

16

2

14

4.

Кукла-«комбинезон»

20

4

16

5.

Театральный грим

10

2

8

6.

Изготовление афиш и рекламных буклетов к спектаклям

10

1

9

7.

Экскурсии, массовые мероприятия

8

-

8

8.

Итоговое занятие

2

-

2

 

Итого

108

14

94

 

Содержание программы

Вводное занятие (2ч)

Обзор программы кружка 3-го года обучения. Правила поведения в учреждении образования, на занятиях  в студии. Правила безопасного поведения.

Практическая работа: игры с куклами из «Театра в чемодане».

Тема 1. Лепка  кукол и отливка в гипсе (14ч)

Материалы, инструменты и необходимое оборудование. Разработка эскиза частей куклы. Технология отливки кукол в гипсе.

Практическая работа: изготовление кукол в гипсе. Изготовление различных частей куклы, соединение деталей в целом.

Тема 2. Бутафория декорации (26ч)

История возникновения и применения предметов бутафории. Материалы для изготовления бутафории. Эскизы кукольной мебели и предметов быта, театральных задников, ширмы, театрального реквизита.

Практическая работа: создание эскиза и изготовление кукольной мебели.

Тема 3. Театральный костюм (16ч)

Цветовое решение костюма. Поиск формы и образа. Материалы, декоративная отделка костюма. Простейшие ручные швы. Правила безопасного поведения при работе с колющими, режущими инструментами.

Практическая работа: разработка эскиза и изготовление театрального костюма.

Тема 4. Кукла-«комбинезон» (20ч)

История возникновения. Особенности работы с куклой-«комбинезоном». Материалы, используемые при изготовлении куклы-«комбинезона». Технология изготовления.

Практическая работа: разработка эскиза, выкроек и изготовление куклы-«комбинезона».

Тема 5. Театральный грим (10ч)

История театрального грима. Гримировальные средства и особенности их применения. Виды грима (реалистический, национальный, возрастной, условный). Техника накладывания грима. Основные правила гигиены грима.

Практическая работа: разработка эскиза грима для сказочного персонажа. Варианты росписи лица яркими пятнами и линиями.

Тема 6. Изготовление афиш и рекламных буклетов (10ч)

Виды афиш и буклетов. Подкатегории буклетов. Техника изготовления афиш и рекламных буклетов. Особенности размещения информации.

Практическая работа: изготовление макета афиш к спектаклю.

Экскурсии, массовые мероприятия (18ч)

Посещение кукольного театра (костюмерная, гримерная).

Итоговое занятие (2ч)

Выставка-парад кукол.

Образовательный курс

«Театральное искусство»

Задачи:

-     формировать вокально-исполнительские навыки (пение естественным голосом, выразительное исполнение с передачей характера попевки, пение с использованием различных вокальных приемов);

-     развивать умение свободно держаться на сцене;

-     развивать певческое дыхание;

-     соединить вокальное звучание с актерской задачей и простейшими хореографическими элементами;

-     познакомить со стилистикой движений;

-     отрабатывать темпоритм речи для свободного звучания голоса во время физических упражнений.

 

Учебно-тематический план

3-й год обучения

п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

 

Вводное занятие

2

1

1

Раздел “Основы драматического мастерства”

1.

Жанры драматического искусства

2

1

1

2.

Работа актера над собой

8

-

8

3.

Работа актера над ролью

9

-

9

4.

Работа актера над спектаклем

9

-

9

Раздел «Вокал»

1.

Главные принципы певческой установки

2

1

1

2.

Дикция в вокальном творчестве

3

1

2

3.

Вокальные жанры

2

1

1

Раздел «Театральный танец»

1.

Народный танец

5

1

4

2.

Классический танец

11

2

9

3.

Эстрадный танец

11

2

9

4.

Танцевальные композиции

17

2

15

Раздел «Сценическое движение»

1.

Темп, метр, длительность

2

1

1

2.

Ходьба с жестами, поклонами; позировки

5

1

4

3.

Трюковая пластика

9

1

8

4.

Экскурсии, массовые мероприятия

9

-

9

5.

Итоговое занятие

2

-

2

 

Итого

108

15

93

 

Содержание программы

Вводное занятие (2ч)

Презентация образовательной программы. Правила поведения на занятиях в студии. Правила безопасного поведения.

Практическая работа: рассказ, сопровождаемый показом этюдных сюжетов на тему: «Мое лето: события и открытия».

Основы драматического мастерства

Тема 1. Жанры драматического искусства (2ч)

Жанры театра (драма, комедия, мелодрама, детектив, фантастика). Формы кукольных спектаклей: народные сказки, инсценировка произведений отечественной и мировой классики, пьесы-басни на различные современные темы.

Практическая работа: моделирование жанровых ситуаций для одного и того же стихотворения, рассказа.

Тема 2. Работа актера над собой (2ч)

Практическая работа: комплексная система упражнений для совершенствования актерского мастерства, упражнения на поиск выразительных средств образа (тренинговый курс)

Тема 3. Работа актера над ролью (9ч)

Практическая работа: проработка партитуры собственной роли. Этюды с исполнением ролей отрицательныхых, положительных персонажей.

Тема 4. Работа актера над спектаклем (9ч)

Практическая работа: поиск выразительных средств спектакля для постановки на сцене. Подбор музыки, костюмов, постановка музыкальных номеров к спектаклю.

Вокал

Тема 1. Главные принципы певческой установки (2ч)

Звукообразование. Техника звукообразования. Певческая установка, распределение дыхания, правильная певческая позиция.

Практическая работа: упражнения, направленные на правильную певческую установку. Отработка певческого дыхания.

Тема 2. Дикция в вокальном творчестве (3ч)

Позиция артикуляционного аппарата. Артикуляция и характеристика певческой дикции. Правила произношения согласных в пении.

Практическая работа: упражнения для артикуляционного аппарата. Скороговорки, направленные на отработку певческой дикции.

Тема 3. Вокальные жанры (2ч)

Песня. Общая характеристика песенного жанра. Романс. Баллада. Частушки. Куплеты.

Практическая работа: разучивание музыкальных произведений разных вокальных жанров и подбор музыки для музыкальных номеров в спектакле.

Театральный танец

Тема 1. Народный танец (5ч)

Понятие «народный танец». История народного танца. Особенности национальной культуры разных народов. Основные элементы народного танца (поклоны, положение рук, танцевальный шаг, одинарные и тройные притопы, одинарные, тройные и скользящие хлопки, приставной шаг, подскоки, вытягивание ноги).

Практическая работа: основные движения в народном танце.

Тема 2. Классический танец (11ч)

Понятие «классический танец». Основные элементы классического танца. Развитие навыков координации движения. Специфика танцевального шага и бега. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости суставов.

Практическая работа: основные движения и позиции рук и ног классического танца. Постановка корпуса. Тренировка суставно-мышечного аппарата ребенка.

Тема 3. Эстрадный танец (11ч)

Понятие «эстрадный танец». Внешняя эффектность, виртуозность, лаконизм и острота исполнения эстрадного танца. Комбинирование стилей танца для сценического воплощения. Ритм. Координация движений. Фольклорный танец (фламенко, аргентинское танго, чардаш, цыганский танец и т.д.). Модерн-формы хореографического искусства.

Рок-н-ролл, реп, степ (чечетка), диско. Основные элементы эстрадного танца.

Практическая работа: основные движения и позиции рук и ног эстрадного танца. Постановка корпуса. Импровизация на темы современный танец.

Тема 4. Танцевальные композиции

Творческое самовыражение в танце. Использование свободной музыкальной темы.

Практическая работа: танцевальные номера с куклами: «Актер-кукла», «Страусы», «Пингвины», «Кошки». Импровизация в танце.

Сценическое движение

Тема 1. Темп, метр, длительность (2ч)

Основной темп. Переключение на другой темп. Метрические ударения и строение такта. Пауза и воспроизведение музыкальной длительности движения рук и ног.

Практическая работа: упражнения, построенные на изменениях силы, размера, темпа одних и тех же движений. Упражнения на развитие ритмичности и музыкальности в движениях тела.

Тема 2. Ходьба с жестами, поклонами; позировки (5ч)

Пластичность и гибкость, снятие двигательных зажимов. Поклоны и приветственные жесты. Жесты с ходьбой в парах и без партнера. Стилевые признаки различных героев. Психологический жест.

Практическая работа: упражнения на отработку ходьбы, жестов, поклонов.

Тема 3. Трюковая пластика (9ч)

Сценическое падение. Имитация удара. Переноска партнеров на сцене.

Практическая работа: упражнения на отработку навыков падения на пол: назад на спину (от удара в лицо), вперед согнувшись (от удара в живот), вперед и назад через голову (от подножки, от сильного удара) и др.

Экскурсии, массовые мероприятия (9ч)

Посещение музеев, выставок детского и профессионального искусства.

Просмотр спектаклей.

Итоговое занятие (2ч)

Спектакль.

Прогноз результативности

    К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

-     жанры драматического искусства, вокальные жанры;

-     основные элементы театрального танца (народный, классический, эстрадный);

-     выразительные средства образа, способы его реализации;

-     комплексы упражнений на обработку речевого дыхания, дикции, произношения;

-     понятия «темп», «метр», «длительность»;

-     виды театрального грима и особенности его накладывания;

-     знать технику изготовления куклы-«комбинизон»;

уметь:

-     работать над сценическим образом;

-     легко переходить от одного темпоритма речи к другому;

-     передавать в движении характер музыки и темп;

-     исполнять простейшие танцевальные композиции;

-     исполнять вокально-актерские миниатюры с включением хореографических композиций;

-     показывать различные этюдные композиции;

-     формировать образ при наличии 3-х составляющих: вокал, танец, актерское мастерство;

-     легко и органично работать на сцене, творчески применять полученные умения и навыки по вокалу, сценической речи, актерскому мастерству, сценическому движению;

-     изготовить рекламные афиши и буклеты к спектаклям;

-     анализировать свою работу и работу товарищей;

владеть навыками:

-     сценического общения с партнером и зрительным залом;

-     трюковой пластики;

-     нанесения театрального грима;

-     создания этюда, концертного номера, постановки спектакля;

-     изготовления декорационных модулей.

Методические условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо правильное использование разнообразных форм и методов работы. Основной формой учебно-воспитательного процесса является практическое занятие.

Выбор форм осуществляется исходя из задач учебного занятия (занятие-тренинг, видеозанятие, игра-путешествие, занятие-фантазия, выставка-парад, занятие-беседа и т.д.).

На всех занятиях используется музыкальное сопровождение (аудиозаписи из фонотеки учебно-методического комплекса).

Для создания творческой коммуникативной среды, для расширения пространства сотрудничества на уровне «педагог – учащийся», «учащийся – учащийся» широко используются диалоговые технологии.

В процессе обучения, безусловно, преобладают игровые методы, которые способствуют включению учащихся в творческий процесс. В кукольно-театральных играх, создавая тот или иной образ, учащиеся передают в движении разнообразные чувства, тем самым они учатся более тонко чувствовать эмоциональную настроенность драматического произведения. Учатся передавать характер, динамику, темп и другие средства музыкальной выразительности. Игры учат учащихся действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу, творчески использовать знакомые элементы. Через игровую деятельность происходит психологическая подготовка ребёнка, формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Для отработки практических действий, познавательных способов решения учебных задач применяются тренинговые технологии.

Соотношение различных видов деятельности зависит от возрастных особенностей учащихся.

Учащиеся младшего школьного возраста не могут обладать высокой концентрацией внимания, поэтому предпочтение отдается игровым формам, что вызывает положительный эмоциональный отклик у учащихся и создает творческую добрую атмосферу.

Работа с учащимися младшего школьного возраста требует чередования видов деятельности и, следовательно, разнообразия, вариативности заданий. Основные виды работы в кружке – работа с куклами, по памяти и по наблюдению, композиционная и декоративная работа, развивающие игры.

Учащиеся требуют постоянного внимания и помощи со стороны педагога. Его улыбка, ласковое слово, нежное прикосновение – всё это способствует адаптации ребёнка, формированию веры в свои силы, свободе самовыражения. На занятиях в группе педагог ставит перед учащимися посильную задачу, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося. Похвала в присутствии других детей и родителей принесёт в дальнейшем раскрепощённость, свободу и уверенность в своих знаниях и действиях.

Важнейшим условием эффективной работы в объединении является поддержка интереса учащихся к художественной и актерской деятельности. В каждом задании дается возможность проявить свою индивидуальность, самоутвердиться и реализовать свои творческие способности. Обучение в кружке строится на взаимопонимании, взаимоуважении, взаимопомощи. На учебных занятиях делается упор на создание благоприятной психологической атмосферы и «ситуаций успеха», установление с учащимися доверительных отношений, которые помогают свободно выражать свои мысли и чувства.

Овладение актерскими навыками требует постоянных тренировок. Успехи неразрывно связаны с постоянным стремлением к повышению художественно-исполнительского уровня, развитием артистизма, пластики. Высокая требовательность к актерам вызывает необходимость их сознательного отношения к процессу сценического воспитания.

Участие в спектаклях способствует формированию творческой мотивации, позволяет наиболее полно проявить все полученные знания, умения, навыки, способствует творческому росту учащихся, формированию социально значимых личностных качеств. Каждое выступление – итог определенной работы и «толчок» к следующей ступени мастерства.

В процессе обучения используются следующие методы:

-     объяснительно-демонстрационные;

-     образно-игровые (сюжетно-образные движения «зайчик прыгает», «лошадка скачет», «птичка летает» и др.);

-     пластически-образные игры;

-     поисковый метод (самостоятельное творческое осмысление учащимися образа (музыки, песни) через движение, создание этюдов);

-     актерские тренинги;

-     самостоятельные задания на занятиях;

-     посещение кукольного театра, встречи с работниками театра (костюмерами, режиссерами, гримерами);

-     посещение выставок;

-     участие коллектива в массовых мероприятиях дворца, города;

-     репетиции.

Мотивации творческой деятельности, успешному усвоению и закреплению полученных знаний и умений способствует самостоятельная работа учащихся.

Текущий контроль проводится в форме наблюдения, опроса, практических тренингов во время учебных занятий.

Учебный материал программы, экскурсии, посещение концертов, творческие встречи, участие в массовых мероприятиях дворца содержит в себе большой воспитательный потенциал.

Успешному развитию и воспитанию учащихся содействует взаимодействие педагога с родителями.

Литература для педагогов

  1. Альхимович, С.Л. Театр Петрушки в гостях у малышей / С.Л. Альхимович. –Мн.,1969.
    1. Барышаў, С.Г., Саннікаў Н.В. Беларускі нацыянальны тэатр “ Батлейка” / С.Г. Барышаў, Н.В. Саннікаў. – Мн., 1978.
    2. Бузук,  Р.Л. Традыцыйная “ Батлейка” і сучасны глядач / Р.Л. Бузук. // Музычнае і тэатральнае мастацтва: Праблемы выхавання.– 2003.–№1.
    3. Гиппиус, С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
    4. Дюпре, Вероника. Как стать актером / Вероника Дюпре. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
    5. Ершов, П.М. Технология актерского искусства / П.М. Ершов. – М., 1959.
    6. Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера / Б.Е. Захава. – М.: Просвещение; 1978.
    7. Караманенко, Н.В.Кукольный театр в детском саду/ М.В. Караманенко.–Мн.,1987.
    8. Корогодский, З.Я. Репетиции, репетиции, репетиции / З.Я. Корогодский. – М., 1978.
    9. Кристи, Г.В. Воспитание актера школы Станиславского / Г.В. Кристи. – М.: Искусство, 1978.
    10. Крылова, О.Н. Поурочные разработки по трудовому обучению 1 класс / О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова. – М.: Экзамен, 2006.
    11. Лученкова, Е.С. Мастерим, переделываем, комбинируем / Е.С. Лученкова. – Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
    12. Макнивен, Э. Куклы / Э. Макнивен, П.Макнивен. – СПб.: Полигон, 1998.
    13. Макнивен, Э. Маски / Э. Макнивен, П.Макнивен. – СПб.: Полигон, 1998.
    14. Нагибина, М.И. Чудеса из ткани своими руками / М.И. Нагибина. – Ярославль: Академия развития, 1997.
    15. Отфрид, Пройслер Маленькое Привидение. Маленькая Баба-Яга. Маленький Водяной / Пройслер Отфрид. – СПб.: Астрель, 2004.
    16. Раугул, Е. Театр в чемодане. Домашний театр кукол. Театральный костюм / Е. Раугул, М. Козырева. – СПб.: Литера, 1998.
    17. Секреты кукольного театра// Литературно-музыкальный альманах. - М., 2005–2007.
    18. Сиверцева, Л.А. Школьный театр кукол / Л.А. Сиверцева. – Мн.: Народная асвета, 1988.
    19. Современная энциклопедия: Мода и стиль. – М.: Аванта +, 2002.
    20. Сопер, Поль. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать / Поль Сопер. – Ростов н/Д:  Феникс, 2002.
    21. Соснова, М.Л. Искусство актера: Учебное пособие для вузов / М.Л. Соснова. – М.: Академический проект, 2007.
    22. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 1980.
    23. Театр – это серьезно. – СПб, 2004.
    24. Токмакова, И. Любимые стихи / И. Токмакова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
    25. Чарели, Э.М. Методические указания по курсу «Сценическая речь» / Э.М. Чарели. – Л., 1982.
    26. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи / Г.С. Швайко. – М.: Айрис-пресс, 2006.
    27. Шильгави, В.П. Начнем с игры / В.П. Шильгави. – М.: Просвещение, 1980.
    28. Школьников, С.П. Основы сценического грима / С.П. Школьников. – Мн.: Вышэйшая школа, 1976.

Литература для учащихся

  1. Берестов, В. Любимые стихи / В. Берестов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
  2. Биссет, Д. Забытый День Рождения / Д. Биссет. – М.: Белфакс, 2005.
  3. Гомозова, Ю. Б. Калейдоскоп чудесных ремесел / Ю. Б. Гомозова. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  4. Контарева,  О.Г., Карнавальные маски / О.Г. Контарева. Шиловская, Т.Э. – М.: Рольф, 2002.
  5. Лихачева, Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка / Т.Г. Лихачева. – Ярославль: Академия развития, 1999.
  6. Макнивен, Э. Куклы / Э. Макнивен, П. Макнивен. – СПб.: Полигон, 1998.
  7. Макнивен, Э. Маски / Э. Макнивен, П. Макнивен. – СПб.: Полигон, 1998.
  8. Пудова, В. Игрушки из природных даров / В.Пудова, Л. Лежнева. - М.: Махаон, 1999.
  9. Ренгарт, Т.И. Сказка на подмостках / Т.И. Ренгарт. – Мн., 2002.
  10. Сидоренко, В.И. Игрушки своими руками / В.И. Сидоренко. – Ростов н/Д: Феникс,1999.
  11. Тарабарина, Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1996.