Ошибка :

Показать отладочную информацию

Маленькие волшебники
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Маленькие волшебники

Соловьёва Ю.М., педагог дополнительного образования Государственного учреждения дополнительного образования «Витебский областной дворец детей и молодёжи»

Пояснительная записка

 Рисование – одно из самых любимых занятий каждого учащегося, ведь рисовать в детском возрасте так же необходимо, как и разговаривать. Это, своего рода, «графическая речь». А карандаши и кисти – «волшебные палочки» в руках у маленьких волшебников(отсюда и название детского объединения по интересам), которые позволяют в образной форме выразить свои чувства, поделиться впечатлениями. Рисуя, дети не только отражают окружающий их мир, но и транслируют свое мироощущение, удивительное и неповторимое.

Не каждый ребёнок в дальнейшем станет художником, однако у каждого есть определённый потенциал художественного развития. Рисуя, каждый учащийся приобретёт ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов. Развитие этого потенциала – основное предназначение педагога.

Особенность данной программы заключается в перманентном использовании игровых технологий, которые реализуются с помощью дидактических (тематических) игр и упражнений в процессе занятий.

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся практических художественных навыков, приобщение к нравственно-эстетическим ценностям через собственное творчество, воспитание личности путём постижения мира искусства.

Задачи программы

обучающие:

-          привить практические навыки работы с изобразительными материалами, научить выстраивать сюжет, организуя смысловые и композиционные связи изображаемых предметов;

-          сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности;

-          обучить учащихся различным видам изобразительной деятельности, познакомить с многообразием художественных материалов;

-          сформировать навыки и приёмы работы с изобразительными материалами, закрепить приобретённые знания и умения, показать детям широту их возможного применения;

развивающие:

-          развивать воображение, зрительную память, моторику рук;

-          развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;

-          обогатить визуальный опыт учащихся через посещение выставок, экскурсии к памятникам архитектуры, на природу;

воспитательные:

-          воспитывать любовь и уважение к творчеству, искусству в целом;

-          сформировать основы эстетического вкуса, умение видеть прекрасное в окружающих предметах и явлениях;

-          воспитывать аккуратность, трудолюбие, терпение, целеустремлённость;

-          формировать у учащихся устойчивый интерес к искусству;

-          мотивировать желание учащихся сделать свои работы общественно значимыми.

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на трёхгодичный период обучения учащихся младшего школьного возраста (6-9 лет).

В основе обучения лежат групповые занятия. Группа первого года обучения формируется из 12 – 15 человек, группы второго и третьего года обучения формируется из 8 – 10 человек.

На второй год обучения могут быть приняты учащиеся, имеющие начальную художественную подготовку и успешно прошедшие индивидуальное собеседование с педагогом объединения по интересам «Маленькие волшебники».

Занятия проводятся по 2 академических часа 2 раза в неделю.

Для каждого года обучения программой предусмотрено 144 часа в год.

Критерии успешности обучения и основные показатели эффективности

 реализации программы

Программой предусмотрено два основных критерия успешности:

1. Практическая результативность (предполагаемый результат получениязнаний, умений и навыков). Определяется конкретными задачами по каждому году обучения.

2. Творческая результативность. Реализация творческого потенциала учащихся через участие в творческих вернисажах, персональных выставках, конкурсах детского творчества (в том числе областных, республиканских и международных).

Формы подведения итогов: опрос, открытое занятие для родителей, выставка (отчетная, тематическая), дидактическая игра, игра-соревнование (конкурс), самостоятельная работа, презентация творческих работ, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ и др. Важный стимул для творческой активности воспитанников – организация и проведение ежегодных творческих отчетов детского объединения по интересам (с приглашением родителей и средств массовой информации), поощрение активных учащихся похвальными листами, дипломами и грамотами учреждения.

Материально-техническое обеспечение

Изобразительные материалы: гуашь, акварель, сангина, уголь, пастель, карандаши, цветные гелевые ручки, восковые карандаши, жировые карандаши, цветные мелки, фломастеры, тушь, масляные, акриловые, витражные краски и пр.

Техническое оснащение занятий:столы, мольберты, софиты, магнитная доска, учебная доска, магнитофон, мультимедийный проектор.

 

Учебно-тематический план

1-го года обучения

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

4

2

2

2.

 

 

 

Основы изобразительной грамоты

- Графика

- Цветоведение

- Изучение техник изображения

32

8

12

12

6

2

2

2

26

6

10

10

3

Аппликация. Коллаж

10

2

8

4

«Мастерская чудес»

12

3

9

5.

 

 

 

 

 

Предметное рисование. Изображение объектов действительности

- Цветы и фрукты

- Пейзаж

- Изображение животных, птиц, насекомых

- Изображение человека

40

 

6

6

18

10

10

 

2

2

4

2

30

 

4

4

14

8

6.

Стилизация объектов действительности

8

1

7

7.

 

 

Сюжетное рисование

- Многофигурная композиция

- Иллюстрация

20

8

12

4

2

2

16

6

10

8.

Декоративно-прикладное творчество

10

2

8

9.

Экскурсии

6

1

5

10.

Итоговое занятие

2

2

Итого

144

31

113

 

Содержание программы

1-го года обучения

 

  1. 1.       Вводное занятие (4 ч.)

Занятие-игра «Чем я рисую? Как я рисую?». Главные инструменты юного художника. Правила их использования. Понятие «искусство», «изобразительное искусство». Виды изобразительного искусства. Профессия художник. Орудия труда художника. Особенности работы и значение труда художника для людей. Цвет и настроение.

Правила безопасной работы, поведения, санитарии и личной гигиены.

Практическая работа: рисунок-тест «Летние приключения», диагностика творческого развития детей. Живописные упражнения «Какого цвета моё настроение?» по выработке навыков движения кистью с красками, использование палитры (гуашь).

  1. 2.       Основы изобразительной грамоты (32 ч.)

Графика (8 ч.)

Графика как вид изобразительного искусства. Материалы и инструменты. Средства выразительности: точка, линия, пятно. Знакомство с основными формами предметов.

Практическая работа: упражнения «Полосатый пейзаж», «На воздушном шаре», «Улитка Лео», «Портрет Кучеряшки» по выполнению линий разного характера, развивающие глазомер и твёрдость руки. Упражнения «В стране Кругляндии», «Квадратный город», «Треугольный замок» по рисованию предметов различной формы (фломастеры, цветные карандаши).

Цветоведение (12 ч.)

Как придумали рисование и откуда взялись краски? Основные и составные цвета и их оттенки. Классификация цветов (тёплые, холодные цвета). Понятие «колорит».

Практическая работа: живописное упражнение «Радуга» по изучению основных и составных цветов. Живописные упражнения «Рыба-мозаика», «Фиолетовый букет», «Портрет Осени» на получение основных и дополнительных цветов путём смешивания. Работа с палитрой. Творческие работы в тёпломи холодном цветовом колоритах «Город солнца», «Царство холода» (гуашь).

Изучение техник изображения (12 ч.)

Изучение традиционных и нетрадиционных техник изображения: кляксография, монотипия, витраж, рисунок с резервом из воскового мелка (батик), приёмы рисования сухой щетинной кистью. Формирование практических навыков работы в различных техниках.

Практическая работа: творческие работы «Звери, птицы – небылицы» (кляксография, гуашь), «Бабочки, жучки, цветы, листики» (монотипия, гуашь, акварель), «Чудо-цветок» (витраж, маркер, гуашь), «Букет для мамы» (восковой мелок, акварель), «Усатый-полосатый» (гуашь, сухая щетинная кисть).

  1. 3.       Аппликация. Коллаж (10 ч.)

Бумага как художественный и конструктивный материал. Пластические возможности бумаги, цветовые и фактурные сочетания  и контрасты. Композиция, объем, полуобъём. Основы композиционного решения плоскости листа. Знакомство с техниками: обрывная аппликация, коллаж, вытинанка, «силуэт».

Практическая работа: выполнение декоративных панно: «Берёзы в осеннем наряде» (обрывная аппликация; клей, цветная бумага); «Человечки из букв», «Чудо-дерево» (коллаж из кусочков иллюстраций глянцевых журналов); «Зимний лес» (вытинанка).

  1. 4.       «Мастерская чудес» (12 ч.)

Изучение элементарных приёмов моделирования ёлочных украшений из бумаги и картона с применением различных декоративных материалов: мишуры, бусин, текстиля. Приёмы работы с ножницами и клеем. Новый год в жизни человека, в искусстве.

Практическая работа:изготовление новогодней открытки, изготовление ёлочных украшений «Снеговик», «Зимний домик», «Ангел», «Дед Мороз», «Снегурочка».

  1. 5.       Предметное рисование. Изображение объектов действительности (40 ч.)

Цветы и фрукты (6 ч.)

Изображение цветов и букетов. Основные виды и формы цветов, композиция букета, передача колорита и равновесия в композиции. Понятие «натюрморт». Цветы и фрукты на полотнах И. Хруцкого.

Практическая работа: дидактические игры по теме «Натюрморт». Творческие композиции «Весенний букет», «Дары лета» (гуашь).

Пейзаж (6 ч.)

Деревья. Основные формы кроны деревьев. Пейзаж. Виды пейзажа. Линия горизонта. Ближний и дальний план. Композиционное размещение объектов на листе. Цветовая гамма пейзажа. Времена года. Виртуальное путешествие по музеям и выставочным залам «Художники-пейзажисты».

Практическая работа: дидактические игры «Пейзаж», творческие композиции «Осенний парк», «Очарован лес стоит» (зимний пейзаж), «Песня весне» (гуашь).

Изображение животных, птиц, насекомых (18 ч.)

Знакомство с анималистическим жанром, понятие «художник-анималист». Набросок по воображению. Пластика домашних животных (кошка, собака), симметрия насекомых (бабочки, стрекозы, жуки).

Практическая работа: дидактические игры «Уроки художника-анималиста», наброски животных в движении, творческие работы «Живые цветы – бабочки», «Божья коровка», «Золотая рыбка», «Петушок», «Снегири», «Собака», «Жираф», «Черепаха» (акварель, гуашь).

Изображение человека (10 ч.)

Портрет. Пропорции головы человека, профиль и анфас, мимика, характерные черты, причёска, головные уборы. Цвет как средство передачи настроения. Виртуальное путешествие в Национальный художественный музей Республики Беларусь «Художники-портретисты». Пропорции фигуры человека, костюм, динамика.

Практическая работа: дидактические игры «Портрет», наброски фигуры человека в движении, упражнение «Человечки-огуречки», творческие работы «Портрет моей мамы», «Я – зимой» (гуашь).

  1. 6.       Стилизация объектов действительности (6 ч.)

Фантазия и творческое воображение в жизни человека. Стилизация предметов действительности.

Практическая работа: творческие композиции: «Чудо птица», «Как оживают предметы?», «На что похожи буквы?» (гуашь).

  1. 7.       Сюжетное рисование. Композиции на темы (20 ч.)

Многофигурная композиция (8 ч.)

Народные гулянья, зрелища и праздники. Замысел, сюжет, композиция сюжета, смысловой центр композиции. Цвет как средство передачи настроения сюжета.

Практическая работа: выполняем композиции: «Ой, калядочки!», «Широкая Масленица» (гуашь).

Иллюстрация (12 ч.)

«Планета сказок». Иллюстрация. Художник-иллюстратор. Знакомство с творчеством художников В.М. Васнецова, Н. Поплавской, Е. Лось, В. Славук и др.

Практическая работа: иллюстрации к белорусским народным сказкам (по выбору учащихся).

  1. 8.  Декоративно-прикладное творчество (10 ч.)

Белорусская народная декоративная роспись по дереву. Виды и приёмы утилитарной народной росписи. Техника и технология оговской росписи. Композиция росписи оговских сундуков. Приёмы стилизации цветка. Схемы построения букета.

Практическая работа: практикум по освоению приёмов стилизации природной формы цветка, выполнение композиции «Оговский букет», выполнение открытки-сувенира в стиле оговской росписи (гуашь).

  1. 9.  Экскурсии (6 ч.)

Прогулки-наблюдения «Сезонные изменения в природе родного края», посещение городских выставок.

10. Итоговое занятие (2 ч.)

Вернисаж «Фантазируя, творим». Оформление выставки по итогам 1-го года обучения (лучшие творческие работы учащихся по пройденным темам), подведение итогов, поощрение активных учащихся похвальными листами, дипломами и грамотами учреждения.

 

Ожидаемые результаты

По окончании 1-го года обучения учащиеся должны знать:

-          правила безопасной работы;

-          основные инструменты, художественные материалы и приёмы их использования;

-          основные и составные цвета палитры;

-          правила смешения цветов;

-          цвета «тёплого и холодного» колорита;

-          свойства красок и графических материалов;

-          эмоциональное значение цвета (весёлый, скучный, мрачный);

-          последовательность работы по принципу «от крупного к мелкому»;

-          значение терминов: палитра, композиция, аппликация, коллаж, симметрия, силуэт, пятно, роспись, монотипия, кляксография;

-          отличительные особенности основных жанров изобразительного искусства;

учащиеся должны уметь:

-          подготовить и приводить в порядок рабочее место;

-          правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

-          выполнять линии в различных направлениях;

-          грамотно смешивать краски;

-          компоновать изображение (самостоятельно выбирать положение листа бумаги в зависимости от формы изображаемых предметов);

-          передавать характерные особенности пропорции и формы предметов (большой – маленький; высокий – низкий; широкий – узкий);

-          реализовать собственный творческий замысел, используя изученные приёмы и техники изображения;

-          работать самостоятельно и в коллективе;

-          анализировать собственную творческую работу и находить её достоинства и недостатки.

Учебно-тематический план

2-го года обучения

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

 

 

Основы изобразительной грамоты:

- Цветоведение

- Изучение техник изображения

36

12

24

10

4

6

26

8

18

3.

Флористика

6

2

4

4.

«Мастерская чудес»

10

2

8

5.

 

 

Предметное рисование:

- Изображение технических объектов

- Архитектура

20

6

14

6

3

3

14

3

11

6.

Предметное рисование. Натюрморт

6

2

4

7.

 

 

Предметное рисование:

- Изображение фауны

- Изображение человека

22

16

6

6

3

3

16

13

3

8.

 

 

Сюжетное рисование:

- Многофигурная композиция

- Иллюстрация

24

8

16

4

2

2

20

6

14

9.

Декоративно-прикладное творчество

12

2

10

10.

Экскурсии

4

1

3

11.

Итоговое занятие

2

-

2

Итого

144

36

108

 

Содержание программы

2-го года обучения

 

  1. 1.  Вводное занятие (2 ч.)

Понятия «искусство», «изобразительное искусство». Виды изобразительного искусства. Роль изобразительного искусства в жизни человека.

Правила безопасного труда, производственной санитарии и личной  гигиены. Правила поведения в кружке.

Практическая работа: упражнения «Её Величество линия», развивающие глазомер, ловкость и силу рук (фломастеры, цветные карандаши).

2. Основы изобразительной грамоты (36 ч.)

Цветоведение (12 ч.)

Основные и составные цвета и их оттенки. Цветовой круг. Порядок расположения цветов в спектре. Классификация цветов (хроматические и ахроматические, тёплые и холодные цвета).

Практическая работа:познавательная игра «Цветное королевство», живописные упражнения «Цветик-семицветик», «Цветные стёклышки» по изучению основных и составных цветов, составление цветового круга. Живописное упражнение «Чёрный кот в белой комнате» по изучению ахроматических цветов. Творческие работы «Мама – Осень золотая!», «Снегурочка» или «Снежная Королева» (тёплый, холодный колорит, гуашь).

Изучение техник изображения (24 ч.)

Изучение различных техник изображения: кляксография, монотипия, гратаж, витраж; рисунок с резервом из клея, воскового мелка; технология изготовления тонированной и текстурной бумаги с использованием различных изобразительных средств.

Практическая работа:творческие работы «Осенний этюд» (кляксография), «Зимняя сказка» (кляксография – тушь, акварель; печать ватными палочками), «Веснянка, в гости к нам приди!» (монотипия; гуашь), «Попугай Кеша» (витраж; маркер, гуашь), «Космическое путешествие» (гратаж), «Бабочка-красавица» (рисунок с резервом из клея), «Райские птицы» (рисунок с резервом из воскового мелка). Творческая работа: панно «Лоскутной замок» из самостоятельно изготовленной тонированной текстурной бумаги (акварель, мыльный раствор, соль, полиэтилен).

3. Флористика (6 ч.)

Аппликация из засушенных растений «Осенние картины». Заготовка и хранение растений. Свойства материалов (форма, цвет, размеры). Приёмы и правила работы с сухими растениями. Подбор материалов для воплощения задуманной работы. Контраст тёмного и светлого.

Практическая работа: выполнение аппликации: «Забавные животные», «Забавные человечки» («Образ осени», «Листопадничек»).

4. «Мастерская чудес» (10 ч.)

Украшение интерьеров, технология изготовления декоративных украшений к празднику. Декорирование предметов бисером, мишурой, текстилем, природными материалами. Технология изготовления объёмных и полуобъёмных форм. Навыки выполнения эскиза изделия, составления карт технологической последовательности изготовления украшающих элементов, изготовление лекал.

Практическая работа: подготовка к Новогоднему празднику (Рождеству). Панно «Символ Нового года». Декорирование изделий, изготовление сувениров (объёмная поделка «Ангел»), подвесок на окно в технике витраж, гирлянд. Украшение кабинета. Изготовление открыток сюрпризов.

5. Предметное рисование (20 ч.)

Изображение технических объектов (6 ч.)

Средства передвижения, технология изображения технических объектов: автомобили, транспорт, велосипед и т.д. Основные характеристики объектов: форма, конструкция, направление движения, пропорция, величина, композиционное размещение объекта на листе. Рисование по принципу «от общего к частному».

Практическая работа: изображение транспортных средств, творческая работа «Автомобили на дороге» (гуашь).

Архитектура (14 ч.)

Понятия «архитектура», «архитектор», «архитектурный стиль», типы архитектурных построек (жилые, промышленные, культовые). Простые геометрические формы и архитектурные украшения. Средства выразительности архитектуры (форма, объём, материал). Основные части здания (стена, крыша, окно, дверь, балкон, лоджия и т.д.). Городской пейзаж. Улица, перспектива. Изображение людей и транспорта на городской улице.

Практическая работа:дидактические игры по теме «Архитектура». Творческие работы «Сказочный замок», «Дом, в котором я живу», «На улицах нашего города» (гуашь).

6. Предметное рисование. Натюрморт (6 ч.)

Жанр живописи – натюрморт. Технология рисования композиции из трех предметов по воображению. Творческий замысел, определение композиционного центра, колорита. Ближний и дальний планы, строение, форма, пропорции предметов. Виртуальное путешествие по музеям и выставочным залам.

Практическая работа: наброски посуды, овощей и фруктов. Выполнение композиции «Пасхальный натюрморт» (гуашь).

7. Предметное рисование (22 ч.)

Изображение фауны (16 ч.)

Анималистический жанр в искусстве. Набросок по памяти, воображению. Общая форма животного и форма отдельных частей тела. Совершенствование умения изображать животных, углубление знаний о пропорциях, пластике, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении. Общие признаки и индивидуальные особенности строения тела животных. Виртуальное путешествие по музеям и выставочным залам «Художники-анималисты».

Практическая работа: зарисовки насекомых, наброски животных в различных позах. Выполнение композиций «Голубые аэропланчики – стрекозы», «Обитатели морских глубин», «Птичья семья», «Животные тёплых стран» (гуашь).

Изображение человека (6 ч.)

Портрет как жанр изобразительного искусства. Повторение пройденного: виды портрета, анализ формы и пропорций частей головы и фигуры в анфас и профиль. Основные средства выразительности: цвет, линия, композиция для передачи внешнего сходства, характера и настроения человека, его профессии (рода занятий). Последовательность выполнения работы. Виртуальное путешествие по музеям и выставочным залам: сарматский портрет.

Практическая работа: наброски человека в движении, рисование портрета человека с дополнениями, характеризующими его род занятий (профессию). Творческие работы: «Самый веселый клоун», «Профессия моей мамы» (гуашь).

8. Сюжетное рисование (24 ч.)

Многофигурные композиции (8 ч.)

Изображение фигуры человека в динамике на фоне пейзажа (городской, сельский) и интерьера. Цветовое решение композиции в зависимости от изображаемого времени года с использованием различных  изобразительных материалов. Композиционное решение ближнего и дальнего планов.

Практическая работа: творческие работы «Зимние забавы», «День рождения!» (гуашь).

Иллюстрация (16 ч.)

Фантазийные сказочные персонажи и герои-животные  в литературе и устном народном творчестве (сказки, загадки, басни). Положительные и отрицательные, добрые и злые, грустные и веселые  персонажи, их характерные черты и творческое решение образа.

Практическая работа: творческие работы «Теремок», «Кот в сапогах», «Василиса Прекрасная» – «Баба-Яга»; «Дракоша» – «Змей Горыныч»; «Царевна Несмеяна»; «Незнайка» (гуашь).

9. Декоративно-прикладное творчество (12 ч.)

Традиционная народная роспись по тканималяванка. Основные приемы и композиционные сюжеты. Схемы построения букетов, сюжетно-бытовых сцен. Способ «набивки» по шаблону, трафарету. Стилизация растительных и зооморфных форм. Виртуальное путешествие по музеям и выставочным залам «Творчество художников-примитивистов Е.Киш, Я.Дроздовича».

Практическая работа: выполнение эскиза маляванки, изготовление трафаретов и шаблонов, творческая работа «Райский сад» (гуашь).

10. Экскурсии (6 ч.)

Прогулки-наблюдения «Сезонные изменения в природе родного края», посещение городских выставок.

11. Итоговое занятие (2 ч.)

Вернисаж «Мы такие разные – мы такие классные!». Оформление выставки по итогам 2-го года обучения (лучшие творческие работы учащихся по пройденным темам), подведение итогов, поощрение активных учащихся похвальными листами, дипломами и грамотами учреждения.

 

Ожидаемые результаты

По окончании 2-го года обучения учащиеся должны знать:

-          сходство и различие основных видов изобразительного искусства, техник изображения;

-          основные изобразительные материалы и приёмы работы с ними;

-          цветовой круг, порядок расположения цветов в спектре;

-          технологию получения оттенков основных цветов;

-          приёмы рисования по принципу от «общего к частному»;

-          пропорции  строения тела человека, птицы, домашних животных.

учащиеся должны уметь:

-          свободно владеть изобразительными материалами, навыком использования контрастных и пастельных тонов;

-          самостоятельно организовывать рабочее место, соблюдая правила безопасной работы;

-          передавать форму и колорит предмета с помощью цвета;

-          выполнять самостоятельно творческую работу по собственному замыслу, соблюдая последовательность и алгоритм действий;

-          создавать сюжетную композицию, отражая её основное смысловое содержание;

-          изготавливать декоративные украшения, сувениры к праздникам.

 

 

Учебно-тематический план

3-го года обучения

 

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

 

 

Пейзаж

Портрет

Жанровая живопись

16

12

24

4

4

4

12

8

20

3.

 

 

 

 

Творчество. «Осенний калейдоскоп»

- Иллюстрирование литературного произведения

- Декоративно-прикладное творчество

- Нетрадиционные техники изображения

- Стилизация объектов действительности

20

6

4

6

4

6

2

1

2

1

14

4

3

4

3

4.

 

 

 

 

 

Творчество. «Белая книга зимы»

- Графика

- Мастерская чудес

- Стилизация объектов действительности. Цветоведение

- Тематическая композиция

22

4

8

6

 

4

4

1

1

1

 

1

18

3

7

5

 

3

5.

 

 

 

 

 

Творчество. «Песня о весне»

- Коллаж

- Декоративно-прикладное творчество

- Иллюстрирование литературного произведения

- Нетрадиционные техники изображения

- Тематическая композиция

24

4

4

4

4

4

6

1

1

1

1

2

18

3

3

3

3

2

6.

 

 

 

 

Творчество. «Здравствуй, лето!…»

- Декоративно-прикладное творчество

- Графика

- Тематическая композиция

- Стилизация объектов действительности

16

4

4

4

4

4

1

1

1

1

12

3

3

3

3

7.

Оформление отчетной выставки

4

4

8.

Выпускной балл Маленьких волшебников

4

4

Итого

144

33

111

 

 

Содержание программы

3-го года обучения

 

1. Вводное занятие (2 ч.)

Основные и составные цвета и их оттенки. Цветовой круг. Классификация цветов (хроматические и ахроматические, тёплые и холодные, контрастные и сближенные цвета).

Повторение пройденного: что такое изобразительное искусство, его виды, роль изобразительного искусства в жизни человека. Виртуальное путешествие по музеям и выставочным залам.

Повторение правил безопасного труда, производственной санитарии и личной гигиены, правил поведения.

Практическая работа: занятие-игра «Путешествие в мир искусства», живописные упражнения «Цвета для моей палитры» (гуашь).

  1. 2.  Пейзаж. Портрет. Жанровая живопись (52 ч.)

Пейзаж (16 ч.)

Повторение пройденного: пейзаж, виды пейзажа, линия горизонта, ближний и дальний план, понятия «архитектура», «архитектор», «архитектурный стиль», типы архитектурных построек, перспектива.

Углубление знаний о способах передачи пространственных планов пейзажа, линейная и воздушная перспектива. Выполнение многоплановой композиции. Архитектурные сооружения на территории Беларуси: современная белорусская архитектура, архитектура Витебска.

Практическая работа:выполнение ряда тематических композиций с использованием наглядности, опираясь на творческие способности и фантазию: «Природа моего края», «Город мой, любимейший на свете», «Праздничный город вечером», «Дальние, дальние страны», фантазийный пейзаж «Город будущего» (гуашь).

Портрет (12 ч.)

Повторение пройденного: портрет, виды портрета, пропорции головы и фигуры человека; основные средства выразительности: цвет, линия, композиция для передачи внешнего сходства, характера, настроения, профессии; последовательность выполнения работы.

Групповой портрет, его особенности (на примере работ знаменитых художников). Шарж, карикатура, рисунок-фантазия; реальность и фантазия в творчестве; анализ и синтез; символика. По музеям и выставочным залам: творчество художника XVI века Д. Арчимбольдо.

Практическая работа: творческие работы (гуашь) «Кем ты будешь?», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Портрет-шутка» (шарж на друга).

Жанровая живопись (24 ч.)

Повторение пройденного: жанровая живопись как вид изобразительного искусства. Виды жанровой живописи. Изучение особенностей композиции, правильное распределение частей произведения, пропорции, пространственные планы, колорит, тон, линейная перспектива, свето-воздушная перспектива. Совершенствование умений и навыков изображения фауны, человека и окружающей обстановки (пейзаж, интерьер).

Практическая работа: рисование по представлению, памяти, воображению, наблюдению. Творческие композиции анималистического жанра: «Подводные фантазии», «Миллион лет назад» (мир динозавров), «Игра кошки с мышкой», «Был однажды я в зоопарке…»; мифологического жанра: «Мифы моей земли»; бытового жанра: «Свадьба», «Ярмарка» (гуашь).

3. Творчество. «Осенний калейдоскоп» (20 ч.)

Иллюстрирование литературного произведения (6 ч.)

Создание художественного изображения к литературным произведениям, искусство книжной графики. Эмоционально-образное содержание цвета, совершенствование владения различными приёмами рисования. Применение изученных (по выбору учащихся) нетрадиционных техник.

Практическая работа: живописные упражнения на эмоциональное восприятие цвета (цветовые ассоциации) «Золотая осень», «Печальная осень», «Прохладная осень», «Осенний вечер», «Дождливая осень». Создание литературно-художественного альбома «Здравствуй, осень золотая!» (гуашь).

Декоративно-прикладное творчество (4 ч.)

Открытка-сувенир в стиле росписи по ткани – маляванка. Повторение пройденного: основные приёмы и композиционные сюжеты росписи, схемы построения букетов, стилизация природных форм.

Практическая работа:изготовление трафаретов. Изготовление открыток  ко Дню Матери «Ты на свете лучше всех, мама!» (гуашь).

Нетрадиционные техники. Коллаж (6 ч.)

Аппликация.Национальные традиции изготовления ситцевой мозаики (лоскутных одеял с семантикой узоров). Понятия «квилт», «пэчворк», «ляпочиха», история и традиции. Технология изготовления тонированной и текстурной бумаги с использованием различных изобразительных средств. Цветовое решение в «осенней гамме». По музеям и выставочным залам: виртуальный экскурс на республиканскую выставку «Национальный покров мира».

Практическая работа:изготовление тонированной и текстурной бумаги. Разработка эскиза, выполнение декоративного панно «Лоскутное одеяло Матушки осени» (акварель, мыльный раствор, соль, полиэтилен).

Стилизация объектов действительности (4 ч.)

Фантазия и творческое воображение в жизни человека. Стилизация предметов действительности: образ осени в виде живого существа, стилизация домов, деревьев (города).

Практическая работа: творческая работа «Осень над городом» (гуашь).

4. Творчество «Белая книга зимы» (22 ч.)

Графика (4 ч.)

Повторение пройденного: графика, виды графики, средства выразительности графики, отличительные особенности. Совершенствование умений и навыков составления сюжета рисунка, использование в работе различные графических приемов и средств выразительности.

Практическая работа:творческая работа «Почему я люблю зиму?» (гуашь).

Мастерская чудес (8 ч.)

Украшение интерьеров к празднику, технология изготовления декоративных украшений из бумаги и картона: объёмные и полуобъёмные формы. Рождественские и новогодние традиции в быту и в искусстве.

Практическая работа: подготовка к Новогоднему празднику (Рождеству). Изготовление мобиля «Рождественская сказка», сувенира «Рождественский венок», открытки «Новогодний чулок».

Стилизация объектов действительности. Цветоведение (6 ч.)

Фантазия и творческое воображение в жизни человека. Совершенствование умений и навыков стилизации предметов действительности. Смешивание хроматических цветов с белой краской. Получение сложного цвета путем смешивания двух (трех) простых цветов.

Практическая работа: живописное упражнение «Какого цвета снег?». Творческая работа «Фантазии Матушки-зимы» (гуашь).

Тематическая композиция (4 ч.)

Тема материнства в изобразительном искусстве, иконописи. Взаимопроникновение светской темы материнства и библейских сюжетов:общее и различное. Праздник Рождества Христова:обряды и традиции.

Практическая работа:выбор сюжета, работа над эскизом композиции. Творческая работа «Рождество» или «Мама поёт мне колыбельную песню» (гуашь).

5. Творчество «Песня о весне» (24 ч.)

Коллаж (4 ч.)

Коллаж, техника и приемы выполненияаппликации из фрагментов  фотографий, рисунков, картинок, иллюстраций. Единый целостный образ композиции: стиль, сюжет, колорит.

Практическая работа:выполнение коллажа «Мама лучшая на свете!».

Декоративно-прикладное творчество (4 ч.)

Вариации и импровизации на тему народных росписей. Православные пасхальные традиции. Роспись пасхальных яиц. Писанки.

Практическая работа:изготовление декоративной подвески «Пасхальная гирлянда» (гуашь, картон, декоративные дополнения).

Иллюстрирование литературного произведения (4 ч.)

Книжная графика, иллюстрации к сказкам. Оформление книги. Цвет в иллюстрации. Экскурсия в библиотеку. Творческое наследие художников-иллюстраторов: В. Васнецова, И. Билибина, Ю. Васнецова, Е. Рачева, М. Врубеля, В. Шаранговича, В. Савич, В. Слаук и др.

Практическая работа:создание художественного изображения к сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев» (изобразительный материал по выбору учащихся).

Нетрадиционные техники изображения (4 ч.)

Повторение пройденного:монотипия, трафаретная печать, работа с использованием резерва (клей, восковой мелок). Синтез художественных техник, многообразие вариантов их комбинаций и сочетаний.

Практическая работа:творческая работа, панно «Образы весны» (по замыслу учащихся).

Тематическая композиция (4 ч.)

Героическое прошлое белорусского народа в произведениях художников.Передача эмоционального настроения, воздушной перспективы, движения, панорамы битв и сражений. Творчество русских и белорусских художников, художников-баталистов, посвященное Великой Отечественной войне. Тематическая композиция, посвящённая Дню Победы (о подвигах, о трудностях войны, о героях).

Практическая работа:выбор сюжета, работа над эскизом. Выполнение композиции «Я помню – я горжусь!» (гуашь).

6. Творчество. Тема: «Здравствуй, лето!..» (16 ч.)

Декоративно-прикладное творчество (4 ч.)

Творчество народных мастеров. Вариации и импровизации на тему народных росписей. Систематизация и обобщение знаний о народных художественных промыслах. Вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей Беларуси. Контрастная цветовая гамма.

Практическая работа:выполнение творческой работы «Сокровища из бабушкиного сундука», «Папараць-кветка», «Птицы» (гуашь).

Графика (4 ч.)

Печатная (тиражная) графика. Изготовление клише (объемная аппликация на картоне), приёмы и способы. Получение оттиска (монохромного, цветного). Знакомство с творчеством художников-графиков.

Практическая работа:творческаяработа «Летний натюрморт». Работа над эскизом, изготовление клише, печать (гуашь).

Тематическая композиция (4 ч.)

Летние народные гулянья: Троица, Иван Купала, Спас медовый, яблочный, Ильин день. Белорусская народная культура. Национальные традиции в быту (костюм, декор жилища, утварь). Повторение пройденного: композиция, элементы композиции, перспективы, сюжет.

Практическая работа: творческая работа «Лето. Праздничные народные гулянья» (гуашь).

Стилизация объектов действительности (4 ч.)

Цветовые и образные ассоциации, стилизация фантазийных образов.

Практическая работа: творческие работы «Принцесса ягод», «Яблочная королева» (гуашь, цветные карандаши).

7. Оформление отчетной выставки (4 ч.)

Работа с выставочным фондом кружка, отбор и оформление выставочных работ. Составление и оформление выставочной экспозиции по итогам трех лет обучения (лучшие творческие работы учащихся по пройденным темам).

8. Выпускной балл «Маленьких волшебников» (4 ч.)

Вернисаж «Выпускной балл «Маленьких волшебников». Подведение итогов, поощрение активных учащихся похвальными листами, дипломами и грамотами учреждения.

 

Ожидаемые результаты

По окончании 3-го года обучения учащиеся должны знать:

-          основные отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

-          особенности симметричной и асимметричной  композиции;

-          простейшие художественные приёмы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

-          закономерности линейной и объёмной перспективы;

-          основы цветоведения;

-          основы белорусской народной декоративной росписи (роспись по дереву, роспись по ткани, технологию «писанки», «маляванки»);

-          памятники архитектуры города, страны;

учащиеся должны уметь:

-          проводить анализ художественных произведений разных видов и жанров, отмечая выразительные средства изображения;

-          изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение;

-          использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, тёплый и холодный колорит;

-          изображать портрет и фигуру человека, передавая основное строение, пропорции, динамику и статичность; компоновать группу людей в сюжете;

-          самостоятельно разрабатывать эскизы декоративных композиций, используя основные элементы, сюжеты и приемы народной росписи;

-          свободно применять разнообразные творческие приёмы (нетрадиционные художественные техники) при выполнении творческих работ.

 

Формы и методы реализации программы

В процессе реализации программы ведётся систематическая разработка и накопление методического сопровождения образовательного процесса, формируются тематические папки-копилки, копилка раздаточного, наглядного и иллюстративного материалов, каталог научно-методической литературы.

При реализации программы педагогом используются следующие виды методической продукции:

Методический материал: собственные разработки открытых занятий, дидактических игр, лекториев, воспитательных мероприятий, виртуальных экскурсий, сценариев открытия выставок, вернисажей, презентации объединения по интересам.

Дидактический материал:таблицы по цветоведению, схемы построения пропорций и перспективы, фотографии (фотопортреты, фотопейзажи), дидактические карточки, раздаточный материал (шаблоны, лекала), видеозаписи; аудиозаписи, мультимедийные материалы: презентации, виртуальные выставки и др.

Тематические подборки иллюстраций и репродукций: репродукции произведений известных художников, выставочный (демонстрационный) фонд детских творческих работ.

В игре истоки детского развития. Поэтому реализация программных задач предполагает активное использование игровых дидактических технологий, которые влияют на достижение позитивного познавательного результата и затрагивают эмоциональный интерес учащегося, следовательно, вносят позитивные изменения в процесс личностного развития и обучения. В процессе игровой деятельности наряду с развитием фантазии, воображения, образного мышления происходит умственное, физическое, эстетическое, нравственное становление личности.

Игровая деятельность в процессе обучения изобразительному творчеству выполняет следующие функции:

-          развлекательно-побуждающую (т.к. основная функция игры — развлекая, пробудить интерес);

-          коммуникативную (освоение диалектики общения);

-          самоактуализирующую (самопознание через освоение практик взаимодействия);

-          диагностическую (определение траектории индивидуального развития);

-          коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру индивидуального и группового развития);

-          социализирующую (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения).

Большинству дидактических игр, используемых в данной программе присущи четыре основные черты:

-          творческая, в значительной мере импровизационная, определяющая активный характер этой деятельности;

-          эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность;

-          свободная развивающая деятельность, с учётом желания учащегося, ради удовольствия от самого процесса деятельности;

-          ценностно-ориентационная, определяющая цели, задачи и правила игры.

Наиболее активно и целесообразно использование тематических дидактических игр и упражнений на первом и втором годах обучения.

Тематика игр соответствует основным разделам программы: «Графика», «Цветоведение», «Жанры живописи», «Книжная графика», «Архитектура»:

игры и упражнения на тему «Графика» (творческая интерпретация линии)активизируют воображение и фантазию, развивают глазомер и твёрдость руки;

игры и упражнения по разделу «Цветоведение» позволяют закрепить знания о цветовой гамме, тёплых и холодных цветах, особенностях смешения красок;

игры и упражнения по разделу «Жанры живописи» расширяют кругозор, знания учащихся о жанрах и стилях, их признаках и особенностях изображения;

игры и упражнения по разделу «Книжная графика» формируют представления о книжной графике, её назначении, особенностях графических изображений;

игры и упражнения по теме «Архитектура» развивают пространственное мышление, дают представления о видах и особенностях архитектурных сооружений, истории развития архитектуры и градостроительства;

игровая форма взаимодействия «педагог – учащийся» позволяет сделать каждого учащегося активным. Позиционно-ролевые отношения «лидер– ведомый» варьируются, изменяются с той целью, чтобы ученики были социально активными в любой роли, умели проигрывать различные условия ситуации, могли пользоваться разнообразными способами коммуникации и переносить их в реальную жизнедеятельность.

Эффективность применения игровых технологий в учебном процессе объединения по интересам «Маленькие волшебники» находит отражение в показателях общей и личной результативности (успешности) что, несомненно, положительно сказывается на общем имидже детского коллектива, повышает значимость дополнительного образования в общем процессе развития личности.

Отличительная особенность программы – условное подразделение процесса обучения на три основных раздела. Каждый раздел соответствует году обучения.

Первый год обучения – ознакомительный. Учащиеся знакомятся с изобразительными материалами и инструментами, учатся правильно пользоваться ими, осваивают основы изобразительной грамоты и цветоведения, учатся различать виды и жанры изобразительного искусства, выделять их особенности. Осваивая элементарные приёмы и навыки работы с изобразительными материалами, учащиеся получают представления о профессиях художника-живописца, художника-графика, художника-иллюстратора, художника-декоратора, знакомятся с отличительными особенностями их творческой деятельности.

На данном этапе основная задача учащихся – линией и цветом передать характер, образы, формы, сюжет.

Второй год обучения – повторение и закрепление пройденного на первом году обучения с усложнением творческих заданий.

На данном этапе учащиеся выполняют больше творческих заданий, способствующих развитию воображения, фантазии, творческой индивидуальности. Совершенствуя навыки работы с изобразительными материалами и инструментами, учатся анализировать свою работу, внимательно вглядываясь в окружающий мир, придавать значение деталям.

Основная задача учащихся – отражение индивидуальности, настроения через  трансляцию личного отношения к изображаемому.

Третий год обучения – самостоятельное творчество на заданные темы.Этот блок позволяет каждому учащемуся почувствовать и проявить себя настоящим художником, творцом. Творческие задания спланированы по темам (разделам), соответствующим временам года.

Каждый раздел включает: изучение техник изображения, стилизацию объектов действительности, тематические композиции, декоративно-прикладное творчество и т.д.

Применяя знания и умения, полученные на первом и втором годах обучения, разнообразные, ранее изученные техники изображения, учащиеся имеют широкую возможность личного выбора изобразительных приёмов, техник и материалов при создании фантазийных и тематических композиций, для трансляции тех или иных событий, сюжетов. Как результат, творческие работы отличаются индивидуальностью, учащиеся вырабатывают навык самостоятельного художественного воплощения идей и замыслов.

Основная задача – формирование у учащихся индивидуального художественного стиля, фантазии, изобретательности.

Формы, приёмы и методы организации деятельности учащихся

Основная форма организации процесса обучения – групповое учебное занятие.

Способыорганизации занятий:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися (группой);

коллективный или коллективного творчества – организация проблемно-поискового, творческого взаимодействия в группе;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и групповых форм работы (при выполнении нового вида работ);

групповой или коллективно-групповой  – организация работы по микрогруппам (от 2 до 7 человек),выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение (развивающие дидактические игры);

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, (самостоятельная творческая работа).

Методы, которые лежат в основе организации занятий: словесный, наглядный,практический.

Методы организации образовательного процесса:

объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности в творческой деятельности;

частично-поисковыйучащиеся задействованы в коллективном поиске решения проблемы, поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

 

Литература для педагога

  1. Визер, В. В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве / В.В. Визер. – СПб.: Питер, 2006. – 192 с.: ил.
  2. Гiсторыя беларускага мастацтва: У 6 т. Т.5: 1941—да 60-х гг./ Рэдкал.: С.В.Марцэлеу (гал. рэд.) i iнш.; Рэд. тома П.А. Карнач. – Мінск.: Навука i тэхнiка, 1992. – 255 с.: iл.
  3. Гаррисон, Х. Рисунок и живопись. Полный курс./ Пер. Е. Зайцевой. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 256 с., ил.
  4. Козлова, Н.Г. Прекрасное – детям: ознакомление дошкольников с искусством Беларуси: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дополнительного образования / Н.Г. Козлова. – Мозырь: ООО ИД Белый Ветер, 2008. – 205 с.
  5. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ В.С. Кузин. – М.: АГАР, 1998. – 336с., ил.
  6. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030800 “Изобразительное искусство” / Г.М.Логвиненко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144 с.: ил.
  7. Миронова, Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве: пособие для учителей. – 3-е изд. / Л.Н. Миронова. – Минск.: Беларусь, 2005. –  151 с.: ил.
  8. Натюрморт: шаг за шагом: пер. с англ. – М.: АСТ. Астрель. 2006. 255,(1) с.: ил. – (Мастер-класс).
  9. Недорезова, О.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / О.В. Недорезова. – Воронеж. – 2006. – 175 с.
  10. Паранюшкин, Р. В. Композиция / Серия “Школа изобразительных искусств” / Р.В.Паранюшкин. – Ростов н / Д: издательство “Феникс”, 2001. – 80 с.
  11. Починова, Н. В. Белорусская народная декоративная роспись: учеб. пособие / Н.В.Починова. – Минск.: Выш. шк., 2005. – 174 с.
  12. Рейн, Р. Рисуем  то, что видим / Пер. с англ. А. Д. Швед; Худ. обл. М. В. Драко. – Минск.: ООО “Попурри”, 2003. – 176 с.
  13. Розенвассер, В. Б. Беседы об искусстве: пособие для учителей нач. классов / В.Б. Розенвассер. – М.: Просвещение, 1979. – 183 с.
  14. Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву: технология народных художественных промыслов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 304 с.
  15. Яшухин, А. П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2003 “Преподавание черчения и изобразит. искусства” / А.П. Яшухин. – М.: Просвещение, 1985. – 288 с., ил., 8 л. ил.
  16. Яшухин, А. П., Живопись. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / А.П. Яшухин., С.П. Ломов. – М: АГАР, 1999. – 232 с.

 

Литература для учащихся

  1. Большой самоучитель рисования / Пер. с англ. О. Солодовниковой, Н.Веденеевой, А. Евсеевой. – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2010.— 192 с.
  2. Джонсон К. Наброски и рисунок / Пер. с англ. Н.В. Кремко; Худ. обл. М.В.Драко.— 2-е изд. – Минск.: ООО "Попурри", 2003. – 104 с.: ил. +24 с. цв. вкл.– (Серия  “Первые  шаги”).
  3. Найс, К. Рисунок тушью / Пер. с англ.; Худ. обл. М. В. Драко – 2-е  изд. – Минск.: ООО “Попурри”, 2003. – 144 с.: ил. – (Серия “Школа рисования”).
  4. Полный курс рисунка и живописи. Еженедельник 2006 г. №1-67. – ООО “ДжИ Фаббри Эдишинз”.
  5. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство для детей. Рисуем и декорируем. Творческая тетрадь / Н.М. Сокольникова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 47, (1) с.: ил.
  6. Уатт, Ф. Как научиться рисовать: Универсальная пособие для детей и взрослых / Пер. с англ. М. Д. Лахутин. – М.: ООО  “РОСМЭН-ИЗДАТ”, 2000.
  7. Харт, К. Анатомия для художника: совсем просто / Перев. с анг. В. И. Кашкан; Худ. обл. М.В. Драко. – Минск.: ООО “Попури”, 2002. – 144 с.: ил. – (Серия «Школа рисования»).
  8. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. – 2-е изд., испр. / Глав. Ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2001. – 688 с.: ил.
  9. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17-20 веков / Глав. Ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 1999. – 656 с.: ил.