Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
  • ул. Кирова 16
  • +37517 327-08-75

Мир красок

 

Лобахина О.А., педагог дополнительного образования Государственного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи г. Витебска»

 

Пояснительная записка

Одним из древнейших способов художественного оформления тканей является батик. Изделия, выполненные в технике батика, всегда оригинальны и неповторимы. Ткани, декорированные таким способом, используются не только для создания уникальных ансамблей одежды, платков, шарфов, косынок, но и участвуют в художественном оформлении интерьеров жилых и общественных помещений. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.

Каждый учащийся талантлив по-своему, а педагог помогает ему выразить себя, развить такие качества личности, которые потребуются учащимся кружка в дальнейшей жизни, каким бы видом деятельности они ни занимались. Роспись ткани – постоянный поиск сюжетов, эксперимент, цветовая подборка, раскрепощение, преодоление чувства неуверенности и страха. Совместные работы рождают особую атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, внимательного отношения друг к другу, взаимопонимания, способствуют воспитанию толерантности. Расписывая ткань, выбирая свой сюжет учащийся создаёт свой мир, в котором ему интересно.

Программа кружка «Мир красок» помогает учащимся найти наиболее предпочтительный вид творческой деятельности, способствует духовно-нравственному становлению личности, развитию творческой одаренности учащегося, умению нестандартно видеть окружающий мир, воплощая его в своих работах.

В программу кружка входят разделы: «Холодный батик», «Свободная и трафаретная роспись», «Роспись одежды и игрушек», «Акварельная и солевая техники», а также включено «Изучение белорусской декоративной росписи – маляванки».

В основу программы положены следующие принципы обучения и воспитания, следование которым обеспечивает реализацию целевого назначения программы:

  • Личностно ориентированный подход. Принцип предполагает помощь педагога учащемуся в выявлении своих возможностей, реализации интересов, фантазий, творчества.
  • Системность. Знания, получаемые учащимися, систематизированы от простого к сложному, от главного к второстепенному, от общего представления к достаточно детальному изучению и приобретению навыков использования полученных знаний (опыта).
  • Преемственность. После изучения изобразительной грамоты задания усложняются. Освоить последующие задания гораздо легче на базе предыдущих.
  • Принцип культуросообразности. В процессе занятий в кружке особое внимание уделяется культурным традициям белорусского народа.

Цель программы: развитие творческой личности, приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество.

Задачи

Обучающие:

-            сформировать представления о видах декоративно-прикладного искусства;

-            познакомить учащихся с видами ручной росписи ткани, с историей батика;

-            дать знания об общих закономерностях изобразительного искусства, лежащих в основе создания художественной росписи по ткани: познакомить с законами композиции и колорита, приёмами стилизации, приёмами создания декоративной композиции;

-            выработать практические умения и навыки работы в различных техниках росписи ткани.

-            обучить приёмам работы с различными художественными материалами.

         Развивающие:

-            сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности;

-            развивать художественный вкус, фантазию, творческое мышление, изобретательность, пространственное воображение;

-            развивать познавательный интерес учащихся через включение их в практическую деятельность по освоению техники росписи ткани;

-            обогатить визуальный опыт учащихся через посещение выставок.

         Воспитательные:

-            воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми;

-            воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

-            привить навыки работы в коллективе;

-            поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим через создание разного рода сувениров, открыток, декоративных композиций;

-            привить любовь к родной культуре, родному краю, его национальному своеобразию, уважение к народным традициям.

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения, общее количество часов в год – 216. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Возраст учащихся – 11-16 лет. Форма организации образовательного процесса – групповая. Количественный состав группы: 1-й год обучения – 12 человек; 2-й и 3-й год обучения – не менее 8 человек.

Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации программы необходим кабинет, который должен быть равномерно освещен в дневное время, иметь современное осветительное оборудование для вечерних занятий.

Мебель должна соответствовать определенным требованиям, учитывать специфику детской среды. Столы покрываются клеенкой или другими водостойкими материалами.

Необходимы шкафы, стеллажи для хранения подрамников, ткани, бумаги, картона, инструментов и материалов, детских работ, размещения дидактических пособий и методической литературы, удобные для росписи подрамники различных размеров, рамочный фонд; фен, электроплитка, утюг.

Обязательно наличие аптечки для оказания первой медицинской помощи.

Материалы и инструменты

Ткань, краски для ткани, кисточки, ёмкость для воды, палитра для красок, пипетка, кнопки, клейкая лента, резервирующий состав, инструменты для нанесения резерва, карандаш, соль для создания эффектов.

Для реализации программы необходимо подготовить альбомы, иллюстрации, фотографии работ; технологические карты с описанием последовательности изобразительных действий; диски с разными по ритмическому звучанию музыкальными произведениями.

 

Учебно-тематический план

1-го года обучения

 

п/п

Наименования разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

3

3

2.

История развития батика

3

3

3.

Основы цветоведения

3

2

1

4.

Акварельная техника

33

9

24

5.

Солевая техника

30

4

26

6.

Узелковый батик

6

1

5

7.

Свободная роспись

12

4

8

8.

Холодный батик

51

11

40

9.

Многослойная роспись

33

3

30

10.

Витраж

15

2

13

11.

Кракле

12

4

8

12.

Экскурсии

9

4

5

13.

Выставки

3

1

2

14.

Итоговое занятие

3

1

2

 

Итого

216

52

164

 

Содержание программы

1-го года обучения

 

  1. 1.                Вводное занятие (3 ч.)

Цели и задачи кружка. Режим работы. План занятия. Демонстрация изделий из батика. Организация рабочего места. Условия безопасной работы на занятиях кружка. Правила дорожного движения. Игра на знакомство.

  1. 2.                История развития батика (3 ч.)

История развития батика. Китай. Индонезия. Маляванка. Современные направления в батике. Знакомство с материалами и инструментами, применяемыми на занятиях: краски, резерв, кисти, трубочки, ткань и т.д.

  1. 3.                Основы цветоведения (3 ч.)

Цветовой круг. Ахроматические и хроматическиецвета. Характеристика цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность. Теплые и холодные тона. Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Родственные и родственно-контрастные сочетания. Основные сочетания в природе. Гармония красок. Монохромная гармония. Воздействие цвета на человека. Демонстрация репродукций живописных произведений.

Практическая работа. Выполнение упражнений по выработке навыков работы кистью и красками на бумаге и шелке. Построение цветовых схем. Способы соединения красочных пятен. Основы живописных отношений. Приёмы смешивания цветов в батике: оптический, механический, способ лессировки. Работа над темами «Пасмурное настроение», «Солнечный день».

  1. 4.                Акварельная техника (33 ч.)

Понятие о технике, особенности работы, условия безопасной работы, материалы и инструменты; демонстрация работ в этой технике. Наглядный материал: фотографии с изображением природы. Экскурсия на свежий воздух – «Состояния природы».

Практическая работа. Анализ наглядного материала; изготовление образцов в акварельной технике. Создание творческого эскиза на выбор по предлагаемым темам: «Цветы для мамы», «Осень в городе», «Осенние листья и травы», «Осенний натюрморт».

  1. 5.                Солевая техника (30 ч.)

Понятие о технике, особенности работы. Материалы и инструменты. Демонстрация работ в данной технике. Показ применения солевой техники как дополнения к любой другой технике росписи по ткани.

Творческие работы: «Калядная зорка», «Подводный мир», «Моя улица», «Бабочки».

  1. 6.                Узелковый батик (6 ч.)

Виды и способы окраски ткани с помощью узелков. Технология окрашивания. Условия безопасной работы.

Творческая работа «Волшебные узоры».

  1. 7.                Свободная роспись (12 ч.)

Понятие о технике. Особенности работы. Условия безопасной работы. Показ сравнительного ряда техник акварельной живописи «по-сырому», «A la Prima» и техники свободной росписи ткани.

Творческие работы: «Птица счастья», «Цветочные мотивы».

  1. 8.                Холодный батик (51 ч.)

Понятие о технике. Особенности работы. Безопасные условия работы. Инструменты и материалы. Демонстрация работ в данной технике. Тест на отблеск и воду.

Творческие работы: «Мой город», «Масленица», «Белорусский натюрморт», «Моё любимое животное», «Волшебная планета», «Композиция из геометрических фигур», «Космос», «Рождество», «Подсолнухи».

  1. 9.                Многослойная роспись (33 ч.)

Понятие о технике. Особенности работы. Демонстрация работ в данной технике. Безопасные условия работы.

Творческие работы: «Рыбки», «Пасхальные мотивы», «Город Марка Шагала», «Восточные мотивы», «Цирк», «Птицы Беларуси».

  1. 10.           Витраж (15 ч.)

Понятие о технике. Возможности витражных красок. Обжигаемые и необжигаемые витражные краски. Роспись посуды в технике витража. Безопасные условия работы.

Творческие работы: «Цветочная гирлянда», «Сказочный замок».

  1. 11.           Кракле (12 ч.)

Понятие о технике. Особенности работы. Инструменты и материалы. Демонстрация работ в данной технике. Безопасные условия работы.

Творческие работы: «Древний Египет», «Кошки».

  1. 12.           Экскурсии (9 ч.)

Беседы по истории искусств с демонстрацией иллюстративного материала. Экскурсии на тематические выставки, натурные зарисовки в городе, на природе. Выставки, праздничные мероприятия. Участие в массовых мероприятиях Дворца.

  1. 13.           Выставки (3 ч.)

Организация выставок лучших работ учащихся. Оформление работ. Приглашение родителей на просмотр. Обсуждение экспонатов выставок.

  1. 14.           Итоговое занятие (3 ч.)

Подведение итогов. Поощрение учащихся. Планирование работы на следующий учебный год.

Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

-историю развития батика, современные направления батика;

- инструменты и материалы, необходимые для росписи ткани;

- основы цветоведения;

- основные техники росписи ткани;

- ТБ при работе  в различных техниках росписи;

- основы культуры труда;

уметь:

- пользоваться инструментами и материалами;

- применять различные техники росписи по ткани;

- рисовать несложные композиции;

- выполнять упражнения в различных техниках батика;

- выполнять работу в полном объёме;

- освоить навыки работы в коллективе.

Учебно-тематический план

2-го года обучения

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

3

3

2.

Цветоведение

3

1

2

3.

Композиция

3

1

2

4.

Монотипия

6

2

4

5.

Холодный батик

30

6

24

6.

Свободная роспись

21

2

19

7.

Роспись одежды и роспись игрушек

41

3

38

8.

Маляванка

39

7

32

9.

Трафаретная роспись

21

3

18

10.

Солевая техника

34

7

27

11.

Экскурсии

9

4

5

12.

Выставки

3

3

13.

Итоговое занятие

3

1

2

 

Итого

216

43

173

 

Содержание программы

2-го года обучения

 

  1. 1.       Вводное занятие (3 ч.)

Цели и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Повторение пройденного материала. Условия безопасной работы и правила дорожного движения.

2. Цветоведение (3 ч.)

Основные группы цветов. Гармоничное сочетание цветов в декоративной композиции. Демонстрация репродукций живописных произведений.

Практическая работа.Цветовые растяжки. Построение цветовых схем. Способы соединения красочных пятен. Основы живописных отношений. Упражнение «Ахроматический натюрморт».

3. Композиция (3 ч.)

Основы композиции. Законы и категории композиции: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. Основы стилизации. Понятие абстракции.

Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве. Демонстрация основных композиционных схем на работах известных художников.

Практическая работа.Построение основных композиционных схем. Построение раппортных композиций. Пробные работы по стилизации.

4. Монотипия (6 ч.)

Понятие о технике. Способы работы. Инструменты и материалы. Демонстрация работ в данной технике.

Творческая работа «Осенний букет».

5. Холодный батик (30 ч.)

Закрепление пройденного материала. Использование цветных резервов. Причины ошибок и способы их устранения.

Творческие работы: «Цветы», «Мама и я», «Собаки», «Осенняя прогулка», «Аквариум».

6. Свободная роспись (21 ч.)

Закрепление пройденного материала.

Творческие работы: «Шарф», «Платок», «Маки».

7. Роспись одежды и роспись игрушек (41 ч.)

Виды и способы окраски ткани. Роспись игрушек. Роспись маек.

Творческие работы: «Котик», «Мишка», подушка «Слон», подушка «Собака», роспись майки.

8. Маляванка (39 ч.)

Рассказ о белорусской народной росписи. Роспись сундуков, по дереву, по стеклу, по ткани. Виды рисованных ковров. Технология изготовления «маляванки».

Творческие работы: «Букет в вазе», «Райский сад», «Аист», «Дерево жизни».

9. Трафаретная роспись (21 ч.)

Понятие о технике, особенности работы. Материалы и инструменты. Демонстрация работ в данной технике. Подготовка ткани к работе. Использование готовых трафаретов.

Творческие работы: «Ваза с цветами», « Натюрморт».

10. Солевая техника (34 ч.)

Работа в солевой технике, особенности работы.

Творческие работы: «Ангелы», «Пасха», «Беловежская пуща», «Сны моего города», «Клоун».

11. Экскурсии (9 ч.)

Беседы по истории искусств с демонстрацией иллюстративного материала. Экскурсии на тематические выставки, натурные зарисовки в городе, на природе. Участие в массовых мероприятиях.

12. Выставки (3 ч.)

Организация выставок лучших работ учащихся. Оформление работ. Приглашение родителей на просмотр. Обсуждение экспонатов выставок.

13. Итоговое занятие (3 ч.)

Подведение итогов. Поощрение учащихся по итогам года. Планирование работы на следующий учебный год.

 

Ожидаемые результаты

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

- основы стилизации;

- основы цветоведения;

- основы композиции;

- техники росписи ткани;

- условия безопасной работы при выполнении творческих работ;

- технику создания и оформления творческих работ;

 

уметь:

- пользоваться инструментами и материалами;

- применять различные техники росписи ткани;

- создавать декоративные композиции;

- выполнять упражнения в различных видах батика;

- выполнять сувениры, открытки, декоративные композиции.

 

Учебно-тематический план

3-го года обучения

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

3

3

2.

Цветоведение

3

3

3.

Композиция

3

1

2

4.

Стилизация

6

2

4

5.

Холодный батик

30

5

25

6.

Витраж

24

2

22

7.

Роспись одежды и роспись игрушек

30

3

27

8.

Маляванка

36

5

31

9.

Трафаретная роспись

27

4

23

10.

Солевая техника

27

7

20

11.

Экскурсии

9

1

8

12.

Итоговая работа на свободную тему

15

3

12

13.

Итоговое занятие

3

1

2

 

Итого

216

40

176

 

Содержание программы

3 года обучения

 

1. Вводное занятие (3 ч.)

Цели и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Повторение пройденного материала. Организация рабочего места. Безопасные условия работы на занятиях. Правила дорожного движения.

2. Цветоведение (3 ч.)

Повторение полученных знаний по цветоведению. Основные характеристики цвета. Основные группы цветов. Гармоничное сочетание цветов в декоративной композиции. Демонстрация репродукций живописных произведений.

Практическая работа.Цветовые растяжки. Построение цветовых схем. Работа над темой: «Абстрактный рисунок».

3. Композиция (3 ч.)

Законы и категории композиции: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве. Демонстрация основных композиционных схем на работах известных художников.

Практическая работа. Построение основных композиционных схем. Построение раппортных композиций.

4. Стилизация (6 ч.)

Понятие термина «стилизация». Демонстрация работ стилизованных форм различных предметов.

Практическая работа.Выполнение нескольких разработок на основе одной части растения (лист, цветок и т. д.) и на основе коры различных видов деревьев. Создание новой формы из нескольких уже существующих.

5. Холодный батик (30 ч.)

Закрепление техники холодного батика. Использование в работе цветных контуров по ткани. Сочетание техники холодного батика с другими техниками.

Творческие работы: «Стрекозы», «Бабочки», «Милая мама моя», «Подводная фантазия», «Листопад».

6. Витраж (24 ч.)

Изучение технологии «стеклянный бисер». Изучение технологии «треснувший лёд». Возможности использования краски - блеск и краски - перламутр.

Творческие работы: «Волшебная птица», «Коты на крыше», «Цветочная фантазия».

7. Роспись одежды и предметов быта (30 ч.)

Технологическая последовательность росписи одежды и аксессуаров. Возможности акриловых красок и контуров для ткани в росписи одежды. Использование бисера, пайеток, страз, декоративных лент и тесьмы.

Творческие работы: роспись джинсов, роспись сумки, роспись майки.

8. Маляванка (36 ч.)

Основные схемы построения композиции. Основные приемы росписи. Использование подмалевка. Приём оживки.

Творческие работы: «Сельский пейзаж», «Старый замок», «Ваза с цветами», «Волшебные животные».

9. Трафаретная роспись (27 ч.)

Изготовление трафаретов. Сочетание трафаретной техники с другими техниками батика.

Творческие работы: «Морское дно», «Белорусский натюрморт», «Рыбы».

10. Солевая техника (27 ч.)

Использование мелкой, средней и крупной соли. Применение крупной соли для ванн и времени ее нанесения. Использование мочевины.

Творческие работы: «Родной город», «Пасхальная сказка», «Птицы Беларуси», «Восточные мотивы».

11. Экскурсии (9 ч.)

Экскурсии на тематические выставки, натурные зарисовки в городе, на природе. Посещение выставок, праздничных мероприятий.

12. Итоговая творческая работа на свободную тему (15 ч.)

Выполнение единичного панно, серию из нескольких работ или изделий объединенных общей темой, общими декоративными деталями. В работе возможно применение различных материалов: пайеток, бисера, искусственных цветов, стекляруса и т. д.

13. Итоговое занятие (3 ч.)

Подготовка к итоговой выставке лучших работ учащихся. Оформление работ. Проведение выставки кружка. Обсуждение результатов деятельности кружка.

 

Ожидаемые результаты

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

- правила цветоведения;

- законы композиции;

- инструменты и материалы для работы;

- техники росписи ткани;

- условия безопасной работы при выполнении творческих работ;

- технику создания и оформления творческих работ;

уметь:

- пользоваться инструментами и материалами;

- применять различные техники росписи ткани;

- создавать декоративные композиции;

- выполнять упражнения в различных видах батика;

- рационально организовывать своё свободное время;

- выполнять сувениры, открытки, декоративные композиции.

 

Формы и методы реализации программы

В развитии и воспитании эстетических чувств учащихся главное место принадлежит искусству, так как искусство в силу своей специфики воздействует, прежде всего, на чувства человека, помогает воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость, чуткость, позволяет формировать художественный вкус и эстетический идеал. Многообразие видов изобразительного искусства делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Организация процессов созерцания, созидания и общения – основа творческой деятельности педагога на занятии.

В каждом учащемся заложены способности к творчеству, а педагогу необходимо научить его познавать окружающий мир, понимать себя, жить в ладу с самим собой и другими людьми. Для того, чтобы помочь развивающейся личности в её творческой самореализации, педагог сам должен быть художником, уметь выбирать наиболее эффективные методы для решения поставленных задач, учитывая индивидуальность, возможности и способности учащихся, развить самостоятельное мышление, фантазию, умение видеть и чувствовать прекрасное. Свобода творчества – главная идея. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется ознакомлению с произведениями искусства, экскурсиям, применяются разнообразные приёмы и методы работы, способствующие развитию самостоятельности, активности учащегося, побуждающие его выражать свое мнение, видение мира.

Обучение в кружке основано на использовании личностно ориентированного подхода: обучение строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Важным условием обеспечения высокой результативности обучения и воспитания является применение методов, способствующих повышению мотивации учащихся. Это создание «ситуации успеха», оптимистичность и позитивность оценивания, личностная значимость и увлекательность деятельности, возможность для каждого учащегося проявить и реализовать свои способности.

Участие в различных видах творческой деятельности в сфере декоративно-прикладного искусства помогает самореализоваться личности учащегося, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа.

Осмысление, переживание и воспроизведение художественного образа активизирует процесс творческого, духовного развития, поэтому при организации учебной деятельности важный аспект – опора на эмоциональную сферу:

  • увлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность, занимательность);
  • вызов удивления, восхищения;
  • выработка эмоционально-положительного отношения к декоративно-прикладной деятельности;
  • эстетическое оформление наглядности;
  • стимулирование положительных переживаний, связанных с результатами труда;
  • использование игр и игровых приёмов.

Приоритет отдается следующим методам обучения:

  • наглядный: использование схем, таблиц, рисунков, методических пособий, образцов, технологических карт;
  • словесный: лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом), консультация;
  • метод игры: развивающие, познавательные, подвижные, игры на развитие внимания, глазомера, воображения, игра-конкурс, игра-путешествие;
  • практический: упражнения, практические работы.

На занятиях используются следующие формы обучения и воспитания:эстафета творческих дел, устный журнал, конкурс, выставка-презентация, викторина, занятие-бенефис, зачет, посещение выставок, музеев, участие в  конкурсах, фестивалях, ярмарках.

Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

Планирование работы в кружке строится с учётом национальных традиций. Подбор и тематика изделий может меняться в зависимости от материалов, имеющихся в наличии, их цвета и фактуры, умений и навыков учащихся.

На протяжении обучения осуществляются следующие виды контроля по усвоению материала:

  • вводный контроль - с целью выявить способности и возможности детей для последующей коррекции: копирование схемы (при этом учитывается соответствие выполненной схемы – образцу).
  • текущий контроль - с целью обеспечения обратной связи в усвоении материала: проводится в виде практикумов по итогам работ.
  • итоговый контроль - производится по завершении каждого года обучения: итоговая отчетная выставка работ учащихся.

Результативность освоения программы можно проследить через участие в выставках и конкурсах.

 

Литература для педагога

  1. Гильман, Р. Художественная роспись тканей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Р.Гильман. – Москва: Гуманит.изд.центр. ВлАДОС, 2004. – 143с.
  2. Давыдов, С. Батик. Техника. Приемы. Изделия / С.Давыдов. – Москва: АСТ – Пресс Книга, 2006. – 184с.
  3. Данильченко, Л. Шелковые картины в технике холодного батика / Л.Данильченко. – Москва: Феникс. – 2007. – 224с.
  4. Дьюбери, Д. Роспись ткани.40 стильных проектов / Д. Дьюбери. – Москва: АРТ-Родник, 2009. – 128с.
  5. Зайцева, О. Батик / О.Зайцева. – Москва: АСТ, 2008. – 92с.
  6. Кастель-Брайтнер, К. Текстильный дизайн. Современная роспись ткани / К.Кастль-Брайтнер. – Москва: Арт-Родник, 2008. – 48с.
  7. Каянович, Л. Декорируем ткань: Шаг за шагом / Л.Каянович. – Москва: книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2007. – 64с.
  8. Мартин, В. Рисуем с удовольствием / В. Мартин. – Минск: ООО «Попурри», 2004. – 203с.
  9. Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: пособие для учителей / Л.Н.Миронова. – Минск: Беларусь, 2002. – 85с.
  10. Нагибина, М. Чудеса из ткани своими руками / М.Нагибина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 152с.
  11. Программно-методические материалы участников финала Республиканского конкурса профессионального мастерства «Педагог года внешкольного учреждения» / Сост. О.А. Клецова. – Минск: НЦХТДМ, 2010.
  12. Рейн, Р. Рисуем то, что видим / Р. Рейн. – Минск.: ООО «Попурри», 2004. – 59с.
  13. Робертсон, Б. Растения / Б. Робертсон. – Минск.: ООО «Попурри», 2000. – 124с.
  14. Робинзон, Р. Искусство батика. Техника и образцы / Р.Робинзон. – Москва: Ниола-Пресс, 2007. – 96с.
  15. Савиных, В. Прекрасные превращения. Пособие для учителей, воспитателей, рук. кружков и родителей / В.Савиных. – Минск: Беларусь, 2000. – 113с.
  16. Синеглазова, М. Батик / М.Синеглазова. – Москва: МСП, 2004. – 96с.
  17. Стоку, С. Батик. Практическое руководство / С.Стоку. – Москва: Ниола 21 век, 2006. – 96с.
  18. Терешина, Г. Батик своими руками / Г.Терешина. – Москва: АСТ-Пресс Книга, 2009. – 88с.
  19. Эдвардс, Б. Откройте в себе художника / Б. Эдвардс. – Минск: ООО «Попурри», 2000.
  20. Эм, А. Батик. 50 оригинальных проектов / А.Эм. – Москва: Харвест, 2011. – 32с.
  21. Эрл, К. Роспись по шелку. Основы мастерства / К.Эрл. – Москва: Арт-Родник, 2010. – 112с.

 

Литература для учащихся

  1. Аллахвердова, Е. Батик. Глина. Дерево / Е. Аллахвердова. – Москва: Астрель, 2001. – 129 с.
  2. Вешкина, О. Этот удивительный батик. Искусство росписи по шелку / О. Вешкина. – Москва: Эксмо, 2010. – 64 с.
  3. Давыдова, Ю. Роспись по шелку: Платки, панно, палантины в технике батик / Ю.Давыдова. – Москва: Феникс, 2006. – 225 с.
  4. Жолобчук, А. Подарки из батика / А. Жолобчук. – Москва: АСТ, 2003. – 68с.
  5. Журнал «Ручная работа».
  6. Масалова, Е. Батик в интерьере / Е.Масалова. – Москва: Феникс, 2006. – 81с.
  7. Моргадес, К. Роспись по шелку для начинающих / К. Моргадес. – Москва: Арт-Родник, 2008. – 176 с.
  8. Папер, А. Роспись по ткани / А. Папер. – Москва: Арт-Родник, 2007. – 48 с.