Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Примерное положение об индивидуальной программе дополнительного образования детей и молодежи Национального центра художественного творчества детей и молодежи

Примерное положение об индивидуальной программе дополнительного образования детей и молодежи Национального центра художественного творчества детей и молодежи (Проект)              

      I Общие положения

 
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодежи определяет особенности получения дополнительного образования детей и молодежи одаренными учащимися, учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития, а также учащимися, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия. 

Индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодежи является локальным нормативным документом, разрабатывается на основе типовой программы соответствующего профиля и утверждается руководителем учреждения.

Индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодежи является образовательной программой, предназначенной для обучения одного конкретного учащегося. Программа имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей личности, адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию.

 Реализация индивидуальной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется на основе:

- нормативного, правового обеспечения деятельности (документы государства в отрасли, государственные и республиканские программы в сфере молодежной политики, инструктивно-методические письма Министерства образования);
- социального заказа на данный вид деятельности;- возможностей учреждения дополнительного образования детей и молодежи в ресурсном обеспечении реализации программы (кадровом, материально-техническом).

Основными принципами разработки и реализации индивидуальной программы должны стать:

- принцип сотрудничества с семьей как один из важнейших факторов, определяющих способы решения выявленных проблем и результатов освоения программы;родители (законные представители обучающихся) являются полноправными участниками образовательного процесса, подают заявление о приеме ребенка в объединение по интересам и несут ответственность за принятие решения о выборе и осуществлении образовательной программы дополнительного образования для своего ребенка;

- дидактические принципы как основополагающие при разработке содержания образовательного процесса;

- принцип сотрудничества педагога дополнительного образования со специалистами социально-психологической службы. Это позволяет наиболее точно выбрать формы, методы, приемы в работе с детьми.

 Индивидуальная программа дополнительного образования может реализовываться в очной или заочной (дистанционной) форме, в учреждении дополнительного образования детей и молодежи, или на дому. В последнем случае решение о получении дополнительного образования на дому принимается учреждением образования, организующим образовательный процесс на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося). Порядок организации получения дополнительного образования на дому определяется положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, или его Уставом.                      

 II Структура программы

Индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодежи имеет следующую структуру:

 -пояснительная записка;
- учебно-тематический план;
- содержание программы;
- формы и методы реализации программы;
- ожидаемые результаты;
- литература.

Титульный лист программы оформляется в соответствии с требованиями.

 Указываются: наименование учреждения дополнительного образования детей и молодежи, орган управления учреждением; утверждена (кем, когда, номер приказа, подпись руководителя учреждения); наименование программы (профиль, вид деятельности, название объединения по интересам, если таковое имеется); фамилия, имя, отчество автора-составителя программы, квалификационная категория (или коллектива авторов); срок реализации программы; возраст учащихся; кем и когда рекомендована программа к реализации (научно-методический, методический, педагогический совет); внизу указывается город и год.

Пояснительная записка должна обосновать необходимость данной индивидуальной программы с учащимся, ее целевую направленность, задачи, принципы в обучении, воспитании, развитии ребенка. Необходимо указать возраст учащегося, режим и продолжительность занятий, общее количество часов на освоение программы, а также ее ресурсное обеспечение (помещение, материально-техническое оснащение, психолого-педагогическое сопровождение и т.п.).

Учебно-тематический план раскрывает последовательность освоения учащимся разделов (тем) предметной области, определяет количество учебных часов и соотношение учебного времени на теоретические и практические занятия. Учебно-тематический план проектируется в виде таблицы:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Теоретических

Практических

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы включает краткое описание форм проведения теоретических и практических занятий в соответствии с темами, заявленными в учебно-тематическом плане.

Формы и методы реализации индивидуальной программы. Раздел включает описание используемых педагогом в образовательном процессе форм, методов, педагогических технологий, а также методов (первичной, текущей, итоговой) диагностики освоения учащимся программы. Формы и методы взаимодействия с семьей (родителями, законными представителями учащегося) по реализации программы.

Ожидаемые результаты соотносятся с целями и задачами программы и определяют, насколько ее освоение способствовало социальной адаптации личности, развитию творческих и коммуникативных способностей, решению проблемных вопросов.

 Литература. Список используемой и рекомендуемой (родителям, учащимся) литературы.