Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
  • ул. Кирова 16
  • +37517 327-08-75

Программа «Эстрадный вокал»

Пояснительная записка

Занятия пением приносят ребёнку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику, но и способствуют приобретению и обогащению знаний о законах звукоизвлечения и усвоению элементарных певческих навыков, развитию культуры поведения на сцене. Всё это учащиеся могут приобрести, посещая кружок эстрадного вокала.

Данная программа рекомендована для занятий с детьми эстрадным вокалом в условиях оздоровительного лагеря. Спецификой ее является то, что учащиеся должны в короткий срок получить определенный набор знаний, умений и навыков, необходимых для самореализации в музыкально-творческой деятельности.

Занятия в кружке должны быть выстроены с учетом физических и психоэмоциональных особенностей детей. Важным условием работы является знание педагогом особенностей анатомического строения, артикуляционно-фонетического аппарата, от которого зависят возможность и перспектива формирования певческого голоса. Критерием обучающей деятельности программы является то, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей, а также позволяет независимо от начальной теоретической подготовки с первых шагов вовлекать учащихся в практическую творческую деятельность.

Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей для участия в культурно-массовых мероприятиях, предусмотренных программой оздоровительного лагеря.

Цель программы:

 - создание благоприятных условий для творческого развития детей посредством приобщения их к вокальному искусству в условиях летнего оздоровительного лагеря:

Задачи программы

Обучающие:

 - совершенствовать вокальное мастерство с наиболее эффективным и правильным использованием приобретенных вокальных и слуховых навыков;

 - обучить вокально-техническим приемам исполнения музыкального произведения a capella;

 - совершенствовать навыки пения в ансамбле;

 - углубить навыки работы с микрофоном, фонограммами.

Развивающие:

 - развивать вокальный слух и голос, певческий диапазон голоса;

 - развивать музыкальную певческую эмоциональность и выразительность;

 - способствовать развитию музыкального мышления;

- содействовать формированию музыкально-художественного вкуса.

 

Воспитывающие:

 - формировать музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;

 - воспитывать сценическую культуру;

 - воспитывать интерес и любовь к искусству, бережное отношение к его истокам и сохранению лучших традиций;

 - воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю;

 - воспитывать чувство коллективизма, создавать условия для формирования партнерских отношений в группе;

 - воспитывать культуру общения, создавать атмосферу сотрудничества и сотворчества;

 - пропагандировать здоровый образ жизни.

Организационные условия реализации программы

В кружок принимаются дети от 7 до 17 лет после индивидуального прослушивания и собеседования, по результатам которого определяются способности каждого, необходимые для занятий по вокалу.

Данная программа рассчитана на 12 учебных часов для учащихся 7-10 лет; на 18 учебных часов для учащихся 11-17 лет.

Программа предусматривает мелкогрупповую и индивидуальную формы работы. Группы формируются в зависимости от количества желающих, от возраста детей и уровня их музыкальной и вокальной подготовки. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с детьми 7-10 лет; 3 раза в неделю по 2 часа с детьми 11-17 лет. Рекомендуемая численность группы не более 8 человек.

Материально-техническое обеспечение:

 - просторное, проветриваемое помещение с хорошим освещением и акустикой, соответствующее технике безопасности, пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам;

 - клавишные инструменты;

 - звуковоспроизводящая и звукоусилительная аппаратура;

 - CD, DVD-диски.

Желательно наличие фонотеки, теле и видеоаппаратуры.

Кадровое обеспечение:

 - педагог с высшим или средним специальным образованием;

 - концертмейстер.

Дидактический материал:

 - информационная и справочная литература;

 - наглядные пособия;

 - мультимедийные материалы.

 

Учебно-тематический план

(для учащихся 7-10 лет)

Разделы, темы занятий

Количество часов

общее

теория

практика

 

Вводное занятие

1

0,5

0,5

I

Вокально-постановочная работа

1.

Певческая установка, дыхание

1

0,5

0,5

2.

Формирование певческих навыков (звуковедение, дикция и артикуляция, атака звука, унисон).

Вокально-интонационные упражнения

1,5

0,5

1

3.

Ансамбль, элементы двухголосия, пение a capella

1

0,5

0,5

II

Сценическая культура

1.

Сценическая хореография

1

0,5

0,5

2.

Основы сценического мастерства

1

0,5

0,5

III

Развитие музыкального кругозора

1.

Слушание музыки. Просмотр видеозаписей концертных выступлений

1

 

1

IV

Репетиционная работа

1.

Работа над произведением

2,5

 

2,5

2.

Генеральная репетиция концертных номеров

1

 

1

V

Концертная деятельность

1.

Участие в культурно-массовых мероприятиях лагеря

1

 

1

Итого

12

3

9

 

Учебно-тематический план

(для учащихся 11-17 лет)

Разделы, темы занятий

Количество часов

общее

теория

практика

 

Вводное занятие

1

1

 

I

Вокально-постановочная работа

1.

Певческая установка, дыхание

1,5

0,5

1

2.

Формирование певческих навыков (звуковедение, дикция и артикуляция, атака звука, унисон).

Вокально-интонационные упражнения

3

0,5

2,5

3.

Ансамбль, элементы двухголосия, пение a capella

1,5

0,5

1

II

Сценическая культура

1.

Сценическая хореография

2

0,5

1,5

2.

Основы сценического мастерства

1

0,5

0,5

III

Развитие музыкального кругозора

1.

Слушание музыки. Просмотр видеозаписей концертных выступлений

1

 

1

IV

Репетиционная работа

1.

Работа над произведением

4

 

4

2.

Генеральная репетиция концертных номеров

1

 

1

V

Концертная деятельность

1.

Участие в культурно-массовых мероприятиях лагеря

2

 

2

Итого

18

3,5

14,5

 


 

Содержание программы

Вводное занятие

Теория

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Инструктаж по технике безопасности.

Практика

Диагностика вокальных данных детей (музыкальный слух, память, чистота интонирования). Определение уровня их музыкальной подготовки.

I. Вокально-постановочная работа

Певческая установка, дыхание

Теория

Определение понятий «певческая установка», «певческое дыхание». Типы дыхания: ключичное, грудное, нижнереберно-диафрагматическое. Механизм дыхания. Правильное положение корпуса, шеи, головы при пении. Пение в положении стоя и сидя.

Практика

Дыхательные упражнения для

 - выработки навыков дыхания через нос;

 - работы мышц, помогающих правильному регулированию дыхания;

 - формирования навыка продолжительного и плавного выдоха;

 - формирования короткого и задержанного дыхания;

 - формирования навыка цепного дыхания.

Формирование певческих навыков

Теория

Определение понятий «звуковедение», «атака звука», «тембр», «артикуляция», «диапазон», «резонаторы», «унисон». Основные виды звуковедения: legato, staccato, non legato. Атака звука: твердая, мягкая. Характеристика высоких и низких голосов, их различия. Значение артикуляции в пении. Речевой, певческий, «рабочий» диапазон. Границы диапазона. Головные и грудные резонаторы.

Вокально-интонационные упражнения

Практика

Упражнения используются с целью овладения техническими приемами, способствующими правильному, выразительному исполнению музыкальных произведений различных по характеру и степени трудности. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют развитию вокальной техники, направлены на развитие вокально-певческих навыков учащегося.

Упражнения для

 - выработки навыков исполнения звуковедений legato, staccato, non legato;

 - выработки ровного тембрального звучания голоса в разных регистрах;

 - расширения диапазона;

 - выработки навыков исполнения «твердой» и «мягкой» атаки звука;

 - выработки четкой дикции, правильной артикуляции;

 - приобретения навыков пения унисона;

 - развития навыков правильного грудного, головного резонирования;

 - развития правильной манеры звукоизвлечения.

Ансамбль, элементы двухголосия, пение acapella

Теория

Определение понятий «ансамбль», «пение a capella», «многоголосие». Понятие единства музыкального звучания

Практика. Работа над развитием навыков пения в ансамбле. Пение двух- и трехголосных произведений. Выработк   а навыков интонационной слаженности звучания многоголосия, унисона. Формирование единой манеры звукообразования. Работа над ритмическим, темповым, динамическим ансамблем. Пение произведений a capella, работа над чистотой и устойчивостью интонации.

II. Сценическая культура

Сценическая хореография

Теория

Взаимосвязь между песней и сценическими движениями, элементы танцевальных стилей. Знакомство с терминологией эстрадного танца. Знакомство с понятиями «шеренга», «интервал», «дистанция», «перестроение». Эстетика сценического движения.

Практика

Разработка хореографических зарисовок для вокальных номеров. Отработка сценических движений. Выработка навыков ориентации в пространстве сцены. Регулирование мышечных напряжений – преодоление «зажима» в различных движениях.

Основы сценического мастерства

Теория

Основы сценического мастерства, сценический имидж, культура поведения на сцене. Работа с микрофоном.

Практика

Работа над сценическим образом (костюм, макияж, прическа). Усовершенствование навыков работы с микрофоном. Воспитание самовыражения через движение и пение. Развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно, раскрепощенно. Развитие умения перевоплощения, в соответствии с характером музыкального произведения.

III. Развитие музыкального кругозора

Слушание музыки. Просмотр концертных выступлений

Знакомство с творчеством лучших исполнителей белорусской и зарубежной эстрады. Слушание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов.

 

IV. Репетиционная работа

Работа над произведением

Показ и прослушивание песен, сведения об их авторах. Разучивание репертуарных произведений в сопровождении клавишного инструмента. Разбор средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, гармония, темп, метр, ритм, динамика и др.), способствующих раскрытию художественного образа песни. Тренировка вокально-технических навыков, необходимых для передачи музыкального содержания песни. Разбор и отработка технически трудных мест. Работа над фразировкой, нюансировкой, кульминацией произведения. Работа над ансамблем, строем (в многоголосных произведениях), чистотой и устойчивостью вокальной интонации (в произведениях a capella). Исполнение песни с использованием микрофона в сопровождении фонограммы. Соединение хореографических движений с пением.

Генеральная репетиция концертных номеров

Исполнение произведений на сцене. Усовершенствование навыка пения в микрофон. Закрепление навыков ориентации в пространстве сцены.

V. Концертная деятельность

Участие в культурно-массовых мероприятиях лагеря. Реализация стремлений творческого самовыражения учащихся. Пропаганда жанра эстрадной песни.

 

Прогноз результативности

По завершении обучения по данной программе учащиеся должны:

 - усовершенствовать технику певческого дыхания;

 - закрепить приобретенные ранее вокально-певческие навыки;

 - усовершенствовать навыки эстрадной манеры звукоизвлечения;

 - исполнять разнохарактерные произведения с использованием различных средств музыкальной выразительности;

 - закрепить навыки пения в ансамбле, произведений a capella;

 - освоить основные элементы сценической хореографии;

 - усовершенствовать навыками пения в микрофон;

 - расширить знания по основам сценического мастерства;

 - проявлять музыкально-певческую эмоциональность и выразительность;

 - работать над развитием навыков самоорганизации в творческой деятельности;

 - развить навыки коллективной творческой деятельности;

 - расширить музыкальный кругозор;

 - проявлять устойчивый интерес к песенному творчеству и культуре своей страны;

 - вести здоровый образ жизни.

 

Примерный репертуар

Белорусские народные песни

1. “А ў полi вярба”

2. “Купалiнка”

3. “Ой рэчанька, рэчанька”

4. “Ой даўным-даўно”

5. “Ой, рана на Iвана”

Песни белоруских и зарубежных композиторов

1. «Наша с тобой земля» сл. и муз. Ю. Верижникова

2. «Волшебник недоучка», муз. Зацепина, сл. Л. Дербенева

3. «Зоопарк» муз. Четверяковой, сл. Ермаченко

4. «Оражевая песня» муз. К. Певзнера, сл. А. Арканова, Г. Горина

5. «Весна» муз. и сл. Шевченко

6. «Я хочу, чтоб птицы пели», муз. В. Пьянкова, сл. Е. Каргановой

7. “Мы ляцім да зор” муз. Е. Конончук, сл. Я. Лецко

8. «Ненавязчивый блюз» муз. О. Молчана, сл. М. Легчилова

9. “Беларусь блакiтнавокая” муз В. Доморадского, сл. Л. Титова

10. “Малiтва” муз.Молчан, сл.Я.Купалы

11. “Дай мне крылья” муз.С.Геруты, сл.Е.Туровой

12. «Грустный бегемот», муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова

13. «Ты откуда, музыка?», муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова

14. «Старый мотив» муз. С. Геруты, сл. Е. Туровой

15. «Планета детства» сл. и муз. В. Цветкова

16. « Из чего наш мир состоит», муз. Б. Савельева, сл. М.Танича

17. “Мацi Беларусь” муз. и сл. А.Н.Дудко

18. «Смешной мальчишка» (из репертуара Ю. Началовой)

19. «Мама» (из репертуара И. Аллегровой)

20. «Журавлик» (из репертуара А.Б. Пугачевой)

21. «Solo», A. Lane

22. «My all»,M. Carey

23. «Believe», B. Higgins, D. Barry

Вокальные ансамбли

1. “Зямля мая” муз. С. Паплавского, сл. К. Горушко

2. «Мечты» муз. и сл. В. Познухова

3. “Дом – Белая Русь” сл. Е. Боровик, муз. С. Поплавского

4. «Мир детста» сл. и муз. Я.Гинь

5. “Астравы шчасця” муз. О. Молчана, сл. А. Легчилова

6. “Мінск”, муз. и сл. В. Шарапова

7. «Только с тобой» сл. и муз. О. Козловича.

Репертуарный список является примерным и не исчерпывает всех репертуарных возможностей. По усмотрению педагога он может видоизменяться и дополняться с учетом вокальных данных, особенностей и возможностей учащихся.

 

Методические условия реализации программы

Формы проведений занятий:

 - индивидуальная;

 - мелкогрупповая;

 - групповая;

 - занятие-постановка;

 - репетиция;

 - концерт.

 

Методы и приемы организации занятий

Методы обучения:

 - словесный (рассказ, беседа, объяснение);

 - наглядный: наглядно-слуховой (музыкальное исполнение, слушание музыки); наглядно-зрительный (иллюстрация, демонстрация);

 - практический (метод формирования умений и навыков, метод применения знаний, метод творческой деятельности);

 - видеометод (просмотр).

Методы воспитания

Методы формирования сознания учащегося:

 - показ;

 - инструктаж;

 - разъяснение;

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

 - самостоятельная работа;

 - метод положительного примера;

Методы стимулирования познания и деятельности:

 - поощрение;

 - контроль;

 - самоконтроль;

 - оценка;

 - самооценка.

Методы закрепления изученного материала:

 - упражнение;

 - участие в концертах;

 - участие в вокальных конкурсах.

Методы поощрения:

 - вручение подарка;

 - одобрение словом;

 - благодарность.

Оценка усвоения программы может осуществляться в процессе наблюдения, прослушивания, тестирования, бесед, а также через использование методов рефлексии.

Формой подведения итогов являются концертные выступления, участие в мероприятиях, предусмотренных программой лагеря.

 

Литература для педагога

  1. Асафьев, Б. В. Вокально-хоровое воспитание детей / Б. В. Асафьев – НПО. «Модэк», 1998.
  2. Гонтаренко, Н.М. Сольное пение. Секреты вокального мастерства / Н.М. Гонтаренко – Мн., 2006.
  3. Дмитриев, Л. Основы вокальной методики / Дмитриев, Л. – М.: Музыка, 2000.
  4. Добровольская, Н. Н. Что надо знать учителю о детском голосе. Н. Н. Добровольская. – М., 1992.
  5. Добровольская, Н. Н., Орлова, Н. Д. Что надо знать о детском голосе / Н. Н. Добровольская, Н. Д. Орлова – М.: Музыка, 2000.
  6. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. – С-Пб., 1997.
  7. Жилин, В. Речевые игры и упражнения / В. Жилин – Челябинск, 1995.
  8. Журавленко, Н.И. Уроки пения / Н.И. Журавленко – Мн.,1998.
  9. Кабалевский, Д. Как рассказать детям о музыке / Д. Кабалевский. – М., 1986.
  10. Карасева, М. Элеметарная теория музыки и гармонии / Карасева, М. – М., 1994.
  11. Малахова, И. А. Развитие личности. Художественно-творческая деятельность / И. А. Малахова. – “Беларуская навука”. – Мн., 2003.
  12. Малинин, Е.М. Вокальное воспитание детей / Е. М. Малинин – М.: Музыка, 1998.
  13. Морозов, В.П. Тайны вокальной речи / В.П. Морозов. – Л., 1967.
  14. Мурзич, А.О. Практические рекомендации по работе с начинающими вокалистами / А.О. Мурзич – Мн., 1998.
  15. Павлищева, О. Методика постановки голоса / О. Павлищева – М.: Музыка, 2003.
  16. Струве, Т.А. Ступеньки музыкальной грамоты / Т.А. Струве – М., 1997.

Литература для учащихся

  1. Абелян, Л. Забавное сольфеджио / Л. Абелян. – Изд. «Советский композитор». – М., 1992.
  2. Абелян, Л.М. Как рыжик учился петь / Л.М. Абелян. – М., – 1989.
  3. Барабошкина, А.В., Боголюбова, Н.Х. Музыкальная грамота / А.В.Барабошкина, Н.Х.Боголюбова. – Изд. 8-е. Кн. 1, 2 – Л., 1985.
  4. Боровик, Т. Звуки, ритмы и слова / Т.Боровик. – Мн., – 1999.
  5. Витт, Ф. Практические советы обучающимся пению / Ф. Витт. – М., 1968.
  6. Зиновьев, А. В. Учимся петь по нотам / А. В. Зиновьев. – М., 1975.
  7. Калинина, Г.Ф. Сольфеджио / Г. Ф.Калинина. – М., – 2001.
  8. Лядова, Л. Почемучка / Л. Лядова / Детские песни. – М., 2000.
  9. Ремизовская, А.Р., Лученок, В.М. Песнi малышам / А. Р. Ремизовская, В.М. Лученок / Жавароначкi, спявайце! – Мн., 1998.
  10. Червоная, М.Ф. Веселое сольфеджио / М.Ф.Червоная. – М., 2001.
  11. Чичков, Ю. Простые песенки / Ю.Чичков. – М., 1991.