Ошибка :

Показать отладочную информацию

Программа «Фольклорный ансамбль»
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Программа «Фольклорный ансамбль»

 

Пояснительная записка

Программа «Фольклорный ансамбль» ориентирована на воспитание учащихся средствами белорусской традиционной культуры в условиях  оздоровительного лагеря.

Использование форм и методов этнопедагогики,  обращение к белорусскому  фольклору как средству формирования гармоничной личности имеет глубокий социальный смысл и решает задачи эстетического, нравственного, патриотического воспитания детей и молодёжи.

Белорусский музыкальный фольклор является одним из средств развития творческих способностей учащихся. Работа с музыкально-поэтическим фольклорным материалом развивает художественный вкус, интеллект, творческую фантазию при работе над различными образами песни и персонажами обряда,  формирует творческое мышление и эстетическое отношение к действительности, активизирует инициативу в решении поставленных задач.

Ознакомление с традициями белорусской культуры в условиях смены оздоровительного лагеря необходимо проводить в доступной для учащихся  форме, учитывая не только возрастные особенности участников объединения, но уже и  имеющийся опыт  в изучении белорусских народных традиций. В работе с участниками младшей возрастной группы (7-10 лет) рекомендуется использовать детские песни, игры и игровые хороводы, песни календарно-обрядового цикла, устно-поэтическое творчество, малые фольклорные жанры, которые способствуют не только расширению кругозора, словарного запаса, формированию навыков исполнения произведений народной культуры, но и  развитию  личностных качеств, таких как дружелюбие, взаимопомощь, самостоятельность.  В работе с участниками средней возрастной группы (11-15 лет) целесообразно  использовать разнообразные жанры песенного, устно-поэтического, хореографического творчества.

Огромный воспитательный и развивающий потенциал в развитии духовной сферы личности даст знакомство с  белорусской календарно-обрядовой традицией. В воспитании детей всегда использовалась богатая празднично-игровая культура белорусов. Дети были активными участниками народных праздников – самой давней формы социальных отношений, поэтому  планировать работу объединения и осуществлять подбор репертуара для занятий рекомендуется на основе календарной обрядности как традиционной системы воспитания в белорусском этносе с учётом временной цикличности праздников белорусского календаря.

Цель программы: создание условий для воспитания учащихся средствами белорусской традиционной культуры в условиях оздоровительного лагеря.

Задачи:

 

  •  развивать музыкально-творческие способности, вокально-хоровые навыки ансамблевого пения, эмоционально-образное мировосприятие учащихся  через приобщение к белорусскому народному творчеству и музыкальному фольклору;
  • формировать ценностные ориентиры учащихся средствами традиционной белорусской культуры;
  • совершенствовать формы организации свободного времени в детской и подростковой аудитории через использование средств и методов этнопедагогики.

 

Особенность данной программы в том, что она предполагает обучение учащихся в условиях временного коллектива, что требует от педагога   знаний возрастных и психологических особенностей, а также реализации творческого подхода в организации деятельности объединения.

 Искусство фольклора уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей, поэтому ключевым моментом приобщения к народному искусству является знакомство с носителями традиционной культуры и изучение региональных традиций. Организация встречи с местным фольклорным коллективом, участие в фольклорном празднике поможет более глубокому знакомству и пониманию  белорусского народного творчества. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы, поэтому обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер.

 

Организационные условия реализации программы

Данная программа ориентирована на  воспитание  учащихся в условиях летнего оздоровительного лагеря с продолжительностью пребывания  до 21 дня.

Программа объединения рассчитана на 12 часов для учащихся в возрасте 7-10 лет, наполняемость группы от 12 до 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Формы работы: ансамблевые (коллективные) и индивидуальные занятия.

Программа рассчитана на 18 часов  для учащихся 11-15 лет,  наполняемость  группы от 12 до 15 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Формы работы: ансамблевые (коллективные) и индивидуальные занятия.

Для сопровождения ансамблевого пения используются белорусские народные инструменты.

Для организации игровой деятельности и хореографической практики участников объединения занятия необходимо проводить в просторном, хорошо проветриваемом помещении, которое должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, правилам противопожарной безопасности. В летний период занятия могут проходить  на открытом воздухе в соответствии с правилами безопасного поведения.

 

Кадровое обеспечение

Педагог-хормейстер, хореограф (желательно), аккомпаниатор.

Материально-техническое обеспечение

              Для занятий объединения желательно иметь следующее оборудование и материалы:

-     телевизор;

-     видеомагнитофон, DVD-проигрыватель;

-     магнитофон для аудиокассет и CD-дисков;

-     шкаф для хранения кассет, дисков, книг, народных костюмов.

В ходе работы можно использовать различные шумовые и ударные инструменты: трещотки, свистульки, бубен и др. Для проведения праздников, итоговых занятий  необходимы  атрибуты народной культуры: маски, народные костюмы, предметы народного быта.

 

Учебно-тематический план

(для учащихся 7-10 лет)

п/п

Тема, раздел программы

Теория

Практика

Общее количество часов

 

Вводное занятие

0,5

0,5

1

1.

Белорусское народное творчество

0,5

-

0,5

2.

Вокально-ансамблевое пение

0,5

3

3,5

3.

 Элементы народной хореографии

-

2

2

4.

 Детские народные  игры

0,5

3,5

4

 

Итоговое занятие

-

1

1

Всего

2

10

12

 

Содержание программы

Вводное занятие (1ч)

Теория. Организация работы объединения. Режим работы. Цель и задачи. План работы объединения. Правила безопасного поведения.

 

Практика. Прослушивание, диагностика музыкальных способностей и выявление знаний  о белорусской народной традиции. Игра-распевание «Знакомство». Разучивание 2-3 считалок, скороговорок.

 

  1. 1.  Белорусское народное творчество (0,5ч)

Теория. Беседа о белорусском народном творчестве и традиционной  культуре. Белорусский народный календарь, народные праздники и обряды. Виды и жанры музыкального фольклора.

  1. 2.  Вокально-ансамблевое пение (3,5ч)

Теория. Особенности исполнения  народно-песенного репертуара в  белорусской традиционной культуре. Поэтический текст в белорусской народной песне. Охрана голоса.

Практика. Распевание. Упражнения на развитие вокально-ансамблевых навыков. Пение без сопровождения.Разучивание 1-2 календарно-обрядовых песен в соответствии с порой года. Разучивание 1-2 детских народных песен. 

 

  1. 3.   Элементы народной хореографии (2ч)

Теория. Хороводная пластика. Виды хороводов. Вокально-хореографический синкретизм.

Практика. Распевание. Упражнения на развитие вокально-ансамблевых навыков. Разучивание 1-2 хороводных песен в соответствии с порой года.

 

  1. 4.  Детские народные  игры (4ч)

Теория. Виды и жанры детского фольклора. Музыкальные фольклорные игры. Вокально-игровой синкретизм.

Практика. Распевание. Упражнения на развитие вокально-ансамблевых навыков. Разучивание  3-4 фольклорных игр в соответствии с сезоном.

 

Итоговое занятие (1ч)

Фольклорный праздник, концерт, вечёрки.

Учебно-тематический план

(для учащихся 11-15 лет)

п/п

Тема, раздел программы

Теория

Практика

Общее количество часов

 

Вводное занятие

0,5

0,5

1

1.

Белорусское народное творчество

0,5

-

0,5

2.

Вокально-ансамблевое пение

1

4,5

5,5

3.

 Элементы народной хореографии

0,5

4,5

5

4.

 Детские народные  игры

0,5

3,5

4

5.

Постановочная работа

-

1

1

 

Итоговое занятие

-

1

1

Всего

3

15

18

 

Содержание программы

Вводное занятие (1 ч)

Теория. Организация работы объединения. Режим работы. Цель и задачи. План работы объединения. Правила безопасного поведения.

Практика. Знакомство с учащимися, прослушивание, диагностика музыкальных способностей и выявление знаний  о белорусской народной традиции. Игра-распевание «Знакомство».

 

  1. 1.   Белорусское народное творчество (0,5ч)

Теория. Беседа о белорусском народном творчестве и традиционной  культуре. Белорусский народный календарь, народные праздники и обряды. Виды и жанры музыкального фольклора.

  1. 2.    Вокально-ансамблевое пение (5,5ч)

Теория. Особенности исполнения  народно-песенного репертуара в  белорусской традиционной культуре. Вокально-ансамблевые навыки (дыхание, звуковедение, дикция и артикуляция, ансамбль, интонация, строй). Диалектные особенности, поэтический текст в белорусской народной песне. Охрана голоса.

Практика. Распевание. Упражнения на развитие вокально-ансамблевых навыков. Пение без сопровождения. Прослушивание  и просмотр аудио и видеозаписей народных исполнителей, детских фольклорных коллективов.  Разучивание 2-3 календарно-обрядовых песен в соответствии с порой года. Разучивание 1-2 песен внеобрядового фольклора.

 

  1. 3.   Элементы народной хореографии (5ч)

Теория. Хороводная пластика. Виды хороводов. Вокально-хореографический синкретизм. Традиционно-бытовой танец.

Практика. Распевание. Упражнения на развитие вокально-ансамблевых навыков. Разучивание 2-3 хороводных песен в соответствии с порой года. Разучивание 1-2 традиционно-бытовых танцев.

 

  1. 4.    Детские народные  игры (4ч)

Теория. Виды и жанры детского фольклора. Музыкальные фольклорные игры. Вокально-игровой синкретизм.

Практика. Распевание. Упражнения на развитие вокально-ансамблевых навыков. Разучивание  3-4 фольклорных игр в соответствии с сезоном.

 

  1. 5.     Постановочная работа (1ч)

Подготовка  к фольклорному празднику, концерту. Постановка обряда. Составление сценария. Распределение ролей. Актёрское мастерство. Подготовка реквизита, народных костюмов.

 

Итоговое занятие (1ч)

Фольклорный праздник, концерт, вечёрки.

Прогнозируемый результат

В результате освоения программы учащиеся должны познакомиться с календарно-обрядовой культурой белорусов, жанровым разнообразием народного репертуара и получить умения и навыки исполнения произведений традиционной белорусской культуры.

 

Методические условия реализации программы

Педагогическое взаимодействие, направленное на реализацию целевого назначения программы, организуется на основе использования методов обучения, характерных для этнопедагогики и общей педагогической практики.

В процессе ознакомления учащихся с музыкальным фольклором используются общие методы обучения:

  • устные, наглядные, практические;
  • объяснение, упражнение, закрепление;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • методы поощрения, поддержки, соревнования.

Методика приобщения учащихся к белорусской народной культуре включает:

  • традиционную последовательность действий в обучении основам музыкального фольклора;
  • гибкое применение способов разучивания произведений фольклора – сочетание последовательной проработки его фрагментов с действиями "за следом" (подпевание, подхватывание, совместные действия);
  • постоянное включение элементов творчества, импровизации, варьирование игровой и самостоятельной деятельности;
  • обучение посредством аудио и видеозаписей.

Формы организации образовательного процесса: групповые, мелкогрупповые, индивидуальные занятия, синтетические занятия-репетиции, объединяющие все виды белорусского фольклора (пение, танец, слово, инструменты), на которых происходит комплексное развитие индивидуально-психических особенностей личности учащихся, музыкальных способностей: слуха, музыкальной памяти, ритма и всего комплекса музыкальности.

Формы контроля: опрос на занятии, проверка выученных ролей, танцевальных движений, музыкальных партий;  концертные выступления учащихся; тематический концерт.

При подведении итогов работы объединения целесообразно использовать  такие традиционные формы народной культуры как фольклорный праздник, фольклорные посиделки, танцевально-игровая вечеринка.

Примерный репертуар для занятий

Белорусские народные игры и хороводы

  1. “А  ў нашага Трыфана ”;
  2. “Баяры”;
  3. “Верабей;
  4. “Грушка”;
  5. “Заюхна”;
  6. “Ляцелі дзве пцічкі”;
  7. “Мак”;
  8. “Мы і грушку пасадзілі”;
  9.  “Проса”;
  10.  “Са вянком я хаджу”;
  11.  “У карагодзе мы былі”;
  12.  “Цар”;
  13.  “Шастак”
  14.  “Юрачка”;
  15.  “Явар”.

Белорусские народные песни

  1. “А на гары сонца”;
  2. “Закацісь, яснае сонейка”;
  3. “Запражыце сівых коней”;
  4. “Ой,бяроза белая”;
  5. “Па вуліцы па шырокай”;
  6. “Пойдзем, дзевачкі, мы ў сад гуляць”;
  7. “Пойдзем, дзеўкі”;
  8. “ У Кузьмовым дварочку”;
  9.  “У лузе на пакосе”;
  10.  “У садочку на дубочку”;
  11.   “Чы-чы- чы,  верабей”;
  12.  “Шла Купалка”;
  13.  “Ябланя мая кучаравая”;
  14.  “Як пушчу стралу”;
  15.  “Як на нашай ніўкі”.

Белорусские традиционно-бытовые танцы

  1. “Верабей”;
  2. “Картузэ”;
  3. “Кракавяк”;
  4. “Лявоніха”;
  5. “На рэчаньку”;
  6. “Падэспань”.

Литература

  1. Барташэвіч,  Г.А. Дзіцячы фальклор / Г.А. Барташэвіч, В.І. Ялатаў. – Мн.: Навука і тэхніка, 1972. – 736с.: нот.
  2. Безбародка, Г.М. Мастацкая творчасць: праграма для пазашкольных устаноў і агульнадукацыйных школ (для фальклорных ансамбляў) /  Г.М. Безбародка, А.М. Навіцкая. – Мн. 1997. – с. 49-57.
  3. Вакальны ансамбль (фальклорны): праграма для V-X класаў агульнаадукацыйных устаноў  з вывучэннем спецыяльных вучэбных прадметаў мастацка-эстэтычнай накіраванасці // НМУ “НІА”. – Мн., 2007.
  4. Варфаламеева, Т.Б. Песні Беларускага Панямоння / Т.Б.Варфаламеева. – Нац. акад. навук Беларусі. Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі  і фальклору. – Мн.: Беларуская навука, 1998. – 287с.
  5. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш.пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М.:Академия, 1999. – 168с.
  6. Калацэй, В.В. Суполка этнакультурнага выхавання: Праграма для ўстаноў пазашкольнага навучання і выхавання і агульнаадукацыйных школ /  В.В Калацэй, Т.А. Пладунова. – Мн.: НЦМТДіМ, 2003.
  7. Калацэй, В.В. Этнакультурнае выхаванне як неабходны складальнік сацыялізацыі навучэнцаў (на прыкладзе Мётчанскай школы) / В.В.Калацэй // Народная спадчына Бацькаўшчыны: вывучэнне спадчыны і выхаванне дзяцей сродкамі аўтэнтычнага народнага мастацтва: Матэрыялы фальклорных чытанняў / В.В.Калацэй. – Мн., выд.”Чатыры чвэрці”, 2002. – с.24-29.
  8.  Калачова, І.І. Народныя традыцыі і звычаі выхавання. Этнапедагагічная спадчына народаў Беларусі / І.І. Калачова. – Мн.: НІА, 1999. – 179с.
  9.   Козенка, М.А. Традыцыйная культура і дзеці. Выпуск 1: Рэспубліканскі эксперыментальны праект “Танцавальны фальклор і дзеці” / М.А. Козенка. – Мн.:БелДІПК, 2004. – 288с.: іл.
  10.   Конан, У.М. Ля вытокаў самапазнання: Станаўленне духоўных каштоўнасцей у святле фальклору / У.М.Конан. – Мн.: Мастацкая літаратура,1989. – 238с.
  11.  Конан, У.М. Фальклор як мастацкая сістэма і яго актуалізацыя ў адукацыі / У.М.Конан  // Адукацыя і выхаванне. – 2008. – №7. – с.61-68.
  12.   Крыўко, Т.М.   Некаторыя аспекты сучаснага выкавання школьнікаў сродкамі традыцыйнай культуры ва ўмовах вялікага горада / Т.М.Крыўко  // Традыцыйная культура і дзеці. Выпуск 1: Рэспубліканскі эксперыментальны праект  “Танцавальны фальклор і дзеці” / Т.М.Крыўко.  – Мн.: БелДІПК, 2004. – с.57-63.
  13.  Кухаронак, Т.І.  Роля традыцыйнай культуры беларусаў у сучасным выхаваўчым працэсе / Т.І. Кухаронак // Народная спадчына Бацькаўшчыны: вывучэнне спадчыны і выхаванне дзяцей сродкамі аўтэнтычнага народнага мастацтва: Матэрыялы фальклорных чытанняў /  Т.І. Кухаронак. – Мн.,выд.”Чатыры чвэрці”, 2002. – с.54-59.
  14.  Латыш, М.У. На шляху да  “Адукацыйнага грамадства”. Сем нарысаў пра адукацыю / М.У.Латыш. – Мн.,1997.
  15.  Ліцвінка, В.Д.  Беларускі фальклор  у сучасных запісах: Традыц. жанры: Мінская вобл. / В.Д. Ліцвінка, Г.Р. Кутырова. – Мн.: Універсітэцкае, 1995. – 447с.: іл., нот. іл.
  16.  Лозка, А. Гульні, забавы, ігрышчы  / А.Лозка. – Мн.: Беларуская навука, 1996. – 534с.: нот.іл.
  17.  Мажэйка, З.Я. Песні Беларускага  Падняпроў’я / З.Я. Мажэйка, Т. Б. Варфаламеева. – Нац. акад. навук Беларусі. Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі  і фальклору. – Мн.: Беларуская навука, 1999. – 392с.
  18.  Мажэйка, З.Я. Песні беларускага Паазер’я / З.Я. Мажэйка. – Мн.: Навука і тэхніка, 1982. – 494с., нот. іл.
  19.  Можейко, З.Я. Календарно-песенная культура Белоруссии: опыт системно-типологического исследования / З. Я. Можейко. – Мн.: Наука и техника, 1985. – 274с. с ил. и нот прилож.
  20.  Можейко, З.Я. Песни белорусского Полесья. Вып. 1 / З.Я. Можейко;  ред. белоруск. текста М.Я. Гринблат. – М.: Советский композитор, 1983. – 183с., нот. ил.
  21.  Можейко, З.Я. Песни белорусского Полесья. Вып. 2 / З.Я. Можейко. – Мн.: Наука и техника, 1984.
  22.  Народная спадчына Бацькаўшчыны: вывучэнне спадчыны і выхаванне дзяцей сродкамі аўтэнтычнага народнага мастацтва: Матэрыялы  фальклорных чытанняў. – Мн., выд.”Чатыры чвэрці”, 2002. – 183с.
  23.  Науменко, Г.М. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы / Г.М. Науменко. – М.: Изд. центр “Академия”, 1996. – 136с.
  24.  Пладунова, Т.А. Фальклор як экасістэма культуры (Да пытання этнакультурнага выхавання дзяцей і моладзі) / Т.А.Пладунова //  Традыцыйная культура і дзеці: праблемы захавання і пераемнасці: Зборнік матэрыялаў навукова-практычнай канферэнцыі / Т.А.Пладунова. – Мазыр: МазДПі імя Н.К.Крупскай, 2001. – с. 3-6.
  25.  Ракава, Л.В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай вёсцы / Л.В. Ракава. – Мн.: Ураджай, 2000. – 111с.: іл.
  26.  Салееў, В.А. Этнапедагогіка і эстэтычнае развіццё асобы / В.А.Салееў. –  Мн.: 1994. – с.181.
  27.  Традыцыйная культура і дзеці: праблемы захавання і пераемнасці: Зборнік матэрыялаў навукова-практычнай канферэнцыі. – Мазыр: МазДПі імя Н.К.Крупскай, 2001. – 141с.
  28.  Традыцыйная мастацкая культура беларусаў: у 6 т. – Т.1: Магілёўскае Падняпроў’е. – Мн.: Бел.навука, 2001. – 797с.; Т.2:  Віцебскае Падзвінне.  – Мн., 2004. – 910с.; Т.3: Гродзенскае Панямонне: у 2 кн. – Кн.1 – Мн.: Выш.шк., 2006. – 608с.; Кн. 2 – Мн.: Выш.шк., 2006. – 736с.
  29.  Фядосік, А.  Фальклор і менталітэт народа / А.Фядосік // Полымя. –1996. – №11. – с.249-272.
  30.  Цітоў, В.С. Этнаграфічная спадчына. Беларусь. Краіна і людзі /  В.С.Цітоў. – Мн.1996. – 208с.