Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
  • ул. Кирова 16
  • +37517 327-08-75

Студия «ИКОНОПИСЬ»

Юрина Евгения Владимировна, педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

Есть что-то общее между изображением сути вещей и духа человека на иконе, пренебрегая внешним взглядом, ищущим поверхностной красоты, и детским – серьёзным и честным – отношением к миру. Строй канонической иконы внутренне близок ребёнку, может быть, ближе, чем взрослому современному человеку.

У ребёнка отсутствует внешнее восприятие человека, ребёнок может не заметить цвета глаз и форму носа, но поймёт добрый человек или злой, увидит он и малейший оттенок лукавства. Так же и предметы на детских рисунках всегда изображены в обратной перспективе, подобно иконописной, представляющей мир «как он есть», а не «как нам кажется». Поэтому они совершенно естественно, не замечая тех препятствий, которые зачастую с большим трудом преодолевает взрослый человек, видят на иконе самое главное – правильного человека.

Дети знают и ещё одну тайну. Мало видеть – надо делать.

Актуальность  данной программы заключается в том, чтобы познакомить детей с ценнейшим опытом, накопленным человечеством за много столетий, и выраженном в древнерусском и византийском искусстве, что является основой основ эстетического и духовного воспитания человека, дать детям возможность воспринять  икону  деятельно, а не созерцательно, так как для них  важно, что это можно нарисовать, сделать самим, самим включиться в Евангельское свидетельство, которое и есть икона. Для детей важен личный духовный опыт, то, что красота духовного человека открыта и пережита ими.

Еще одна сторона детской иконы – это форма воспитания, точнее, самовоспитания путём понимания красоты нравственного подвига и духовной силы Святого, чей лик ребёнок видит и пытается нарисовать. А нарисовать – это значит пережить, примерить на себя, самому хоть на какое-то мгновение стать таким.

Ценность иконных образов, пережитых детской душой и исполненных детскими руками более, нежели просто учебная работа. Иконы, написанные детьми,  подобны древнейшим образцам иконописи Синая, Египта, Палестины и открывают для нас мудрость и ясность святых отцов Великой Фиваиды. Современный человек, глядя на Образ, написанный детской рукой, может открыть для себя истинную духовную реальность, зачастую ему недоступную, или замещённую в его сознании чем-то другим.

Новизна программы состоит в изучении особой области изобразительного искусства – церковной канонической живописи,  через возвращение к истокам  древней  культуры. Работа студии направлена на знакомство учащихся с древней техникой иконописания, изучение иконописного канона и основ православной традиции.

Цель программы: формирование духовной, нравственной, полноценной личности ребенка, стремящейся к истинной красоте и добру на примере и постоянном контакте с образами изображаемых святых, расширение кругозора детей посредством овладения техникой иконописи.

Задачи программы:

-научить ориентироваться в языке иконы и иконописном каноне;

-научить изображению лика и ростовой фигуры по подлинникам;

-сформировать навыки овладения основными  приёмами иконного письма с осознанием духовных требований к личности иконописца;

-обучить выполнению рельефного изображения;

-развить художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление;

-создать на занятиях атмосферу доброжелательности и сотрудничества в группе.

Организационные условия реализации программы
Сроки реализации программы: 1 год.

Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста:

- младший школьный  возраст – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа);

- средний школьный возраст –216 часов (2 раза в неделю по 3 часа).

Наполняемость групп: 12-15 человек.

В обучении используется индивидуальный подход к каждому студийцу в зависимости от уровня его подготовки, с учётом возрастных особенностей.

Материально-техническое обеспечение

Материально-технической базой для обеспечения полноценной работы студии является наличие хорошо освещенного просторного помещения, столов или мольбертов, стульев, учебной доски, планшетов для учебно-методических пособий. В качестве материала для работы используется плотная бумага для рисования, простые карандаши, ластик, тушь, гуашь, кисти, палитры. Для выполнения рельефных изображений необходим шамот или глина, возможность обжига изделий.

Для реализации учебной и воспитательной работы (просмотр видеофильмов, слайдов, схем и т.п.) необходимы проектор или компьютер.

 

 Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I-е полугодие

 

Вводное занятие

1

1

-

1.

Икона как вид искусства. Основные приёмы рисунка

6

2

4

2.

Понятие канона. Цвет и свет в иконе

15

4

11

3.

Надписи в иконе

9

2

7

4.

Изображение иконного пространства. Знакомство с перспективой

21

3

18

5.

Ростовая фигура

15

1

14

6.

Животный и растительный мир в иконописи

14

4

10

7.

Одежды в иконе (виды и символика)

24

9

15

II-е полугодие

1.

Последовательность иконного письма. Древняя техника, её особенности

9

2

7

2.

Краски в иконописи

6

1

5

3.

Время в иконе

15

2

13

4.

Рельефная икона

12

2

10

5.

Анализ отдельных икон

24

6

18

6.

Внутреннее убранство храма

42

3

39

 

Итоговое занятие

3

1

2

 

Итого

216

42

174

 

Содержание программы

 

1-е полугодие

п/п

Теория

Практика

Вводное занятие. Знакомство с учащимися, центром, правилами поведения. Знакомство с планом на учебный год, материалами для работы

I. Икона как вид искусства. Основные приёмы рисунка

1.

Знакомство с Образом. Понятие о красоте иконы. Своеобразие иконы как вида искусства (1 час)

Прорись, рисунок фигуры, компоновка в рабочем пространстве. Работа карандашом (2 часа)

2.

Основные приёмы линейного рисунка в иконе (элементарные представления о пропорциях, рисунок лика) (1 час)

Прорись, детальная проработка рисунка. Опись тушью (гуашью). Работа карандашом/тушью (2 часа)

II. Понятие канона. Цвет и свет в иконе

1.

Отличие иконы от живописи. Общее понятие канона (1 час)

Знакомство с красками. Цветовые сочетания. Первый этап – рóскрышь, опись. Работа красками (2 часа)

2.

Символическое значение света и цвета в иконе. Пробéл как основной приём создания объёма (1 час)

Изображение риз. Поэтапное построение пробелов. Работа красками (5 часов)

3.

Лик в иконе – центр духовной составляющей образа. Общее и разное  в ликах святых. Передача индивидуальных особенностей (возраст, пол и т.д.) (2 часа)

Изображение волос, бороды. Этапы личнóго письма (охрéние). Работа красками (4 часа)

III. Надписи в иконе

1.

Надписи в иконе. Значение и виды надписей. Краткая история формирования шрифтов (2 часа)

Надписание икон. Творческая работа: ветковская буквица. Работа карандашом / красками (7 часов)

IV. Изображение иконного пространства. Знакомство с перспективой

1.

Основные приёмы изображения пространства в иконе. Знакомство с перспективой. Принципы изображения предметов и планов в обратной перспективе (1 час)

Зарисовки от руки горок, палат и т.п. Прорись фигуры святого в архитектурном/пейзажном окружении. Работа карандашом (2 часа)

2.

Принципы передачи объёма в архитектуре и пейзаже с помощью цветовых решений   (1 час)

Выполнение рисунка в цвете. Работа красками (11 часов)

3.

Приёмы рисования земли (позема), воды, их обитателей. Соответствие изображаемого реальным объектам (1 час)

Творческая работа: попытка изображения окружающего пейзажа и архитектуры в иконном стиле (каноне). Работа карандашом/красками (5 часов)

V. Ростовая фигура

1.

Пропорции фигуры человека в иконном пространстве (сравнение их с визуальными), их характерные положения и движения (1 час)

Рисование ростовой фигуры в движении. Работа карандашом (2 часа)

 

 

Попытка самостоятельного создания объёма фигуры на основе полученных знаний. Работа красками (12 часов)

VI. Животный и растительный мир в иконописи

1.

Гармония между человеком и окружающим его миром животных и растений на примерах из жизни святых. Приёмы рисунка зверей, птиц, растений (1 час)

Выбор образцов животных, компоновка в рабочем пространстве, прорись. Рисунок карандашом (2 часа)

2.

Участие животного мира в жизни святых на конкретных примерах, отражение этого в иконописи (святые Ной, Герасим Иорданский, Мамонт, Серафим Саровский, Трифон, Сергий Радонежский и др. (4 часа)

Выполнение рисунка в цвете. Работа красками (10часов)

VII. Одежды в иконе (виды и символика)

1.

Виды одежд (риз, облачений) в иконе, их названия и предназначение (1 час)

Начало новой работы. Прорись. Работа карандашом (2 часа)

 

а) Ризы Христа Спасителя. Одеяние Пресвятой Богородицы (1 час)

Роскрышь. Работа красками (2 часа)

 

б) Одежды и атрибуты ангелов, воинов (1 час)

Опись, создание объёма с помощью пробелов. Работа красками (2 часа)

 

в) Одежды апостолов и пророков. Облачения святителей и преподобных (2 часа)

Работа красками (4 часа)

 

г) Одежды святых жен (1 час)

Личнóе. Работа красками (2 часа)

2.

Символика в одежде (1 час)

Завершающий этап работы, надписи. Работа красками (2 часа)

Подведение итогов первого полугодия. Коллективный просмотр (в присутствии родителей) и обсуждение работ (3 часа)

 

2-е полугодие

п/п

Теория

Практика

1.

Рождество Христово. История и иконография праздника (1час)

Изготовление Вифлеемской звезды (материал на выбор) (5 часов)

I. Последовательность иконного письма. Древняя техника, её особенности

1.

Последовательность иконного письма. Древняя техника, её особенности (1 час)

Подготовительный этап: выбор образца, его компоновка в рабочем пространстве, прорись карандашом (2 часа)

II. Краски в иконописи

1

Пигменты, их названия, смеси. Эмульсия (1 час)

Раскрытие иконы (закладка основных тонов, óпись, притинки). Работа красками (2 часа)

2

Знакомство с древними памятниками иконописи

(3 часа)

Экскурсия в реставрационную мастерскую

III. Время в иконе

1.

Время в иконе. Совмещение в один сюжет разновременных событий на примере праздничных икон (Рождество, Успение и т.д.)

(2 часа)

Пробелá, охрéние, надписи и т.д. Работа красками (13 часов)

 

 

 

IV. Рельефная икона

1.

Рельефная икона. Её особенности и отличия от скульптуры (1 час)

Создание образа на основе цельной формы без далеко выступающих частей. Лепка из глины/шамота (2 часа)

2.

Связь сюжета и пластического решения изображаемого

(1 час)

Лепка из глины/шамота (2 часа)

3.

 

Коллективная работа над созданием  единой рельефной иконной композиции (6 часов)

V. Анализ отдельных икон

1.

Иконография Христа Спасителя (символические изображения Христа, Спас Нерукотворный,  Эммануил, Пантократор, Спас в Силах, Спас на троне, Царь Царем, Благое молчание и т.д.) (1 час)

Начало новой работы. Прорись. Работа карандашом (2 часа)

2.

Иконография Божьей Матери (Одигитрия, Умиление, Оранта, Панахранта, Агиосортисса и др.) (1 час)

Рóскрышь. Работа красками (2 часа)

3

Иконография ангелов и небесных Сил (1 час)

Опись, создание объёма с помощью пробелов. Работа красками (2 часа)

4

Иконография Архангела Михаила (3 часа)

Экскурсия в Национальный художественный музей, зал икон

5

Общая иконография святых. Житийные иконы (1 час)

Личнóе. Работа красками (2 часа)

6

Праздничные иконы (1 час)

Завершающий этап работы, надписи. Работа красками (2 часа)

7

Светлое Христово Воскресение – Пасха. История праздника, отображение его в иконе. Праздничные традиции (1 час)

 

Роспись пасхальных яиц. Работа красками по бумаге/деревянной основе (5 часов)

VI. Внутреннее убранство храма

1

Виды убранства храма (фреска, мозаика, иконы)

(3 часа)

Экскурсия в храм

2.

Росписи в храме, знакомство с орнаментами (1 час)

Выполнение орнаментов в цвете. Работа карандашом, красками (5 часов)

3.

Мозаика: возникновение, виды, материалы (3 часа)

Экскурсия в мозаичную мастерскую

 

 

Подготовка эскиза церковной мозаичной композиции, материалов  для её создания. Работа с цветной бумагой (3 часа)

 

 

Создание мозаичной композиции

(6 часов)

4.

Знакомство с иконостасом, краткая история возникновения, формирования. Основные ряды (2 часа)

Совместная итоговая работа над созданием эскиза учебного иконостаса. Распределение образов студийцам (4 часа)

 

 

Реализация эскиза учащимися на практике. Работа карандашом, красками (15 часов)

Итоговое занятие. Выставка работ, совместный просмотр и обсуждение результатов учебного года (3 часа)

       

 

 

Ожидаемые результаты
В результате обучения в студии «Иконопись» у учащегося должны быть сформированы и воспитаны следующие качества:

-          интерес и уважение к христианскому искусству и православным традициям;

-          самостоятельность и индивидуальность в работах;

-          навыки взаимодействия в коллективе;

-          культура поведения;

-          интерес к учебному процессу и содержанию учебной деятельности.

В результате обучения в студии каждый учащийся должен:

-          составить представление об иконописном каноне и осознавать духовные требования к личности иконописца;

-          уметь использовать площадь листа бумаги, расположить на нём фигуру в иконном пространстве;

-          знать названия основных и составных цветов, подбирать цвета в соответствии с требованием канона;

-          уметь последовательно изображать ростовую фигуру и лик  в цвете;

-          уметь выполнять рельефное иконное изображение;

-          развить творческое воображение, пространственное мышление, художественный вкус;

-          уметь решать поставленные задачи самостоятельно и  в коллективе.

 

Формы и методы реализации программы 

Для реализации поставленных целей и задач учебной программы  требуются особые методы и приёмы: копирование иконы  с древних образцов  иконописи.  Копируя икону, ребёнок  всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность этого мира, узнавать истинность данного образа, потом постигает глубину его содержания,  выраженную в простых художественных формах.  Копирование не является механическим воспроизведением, каждый раз мы стараемся объяснить основные принципы построения фигуры, цветового решения  той или иной композиции.

Важной задачей работы студии является духовно-нравственное воспитание студийцев, которое осуществляется посредством рассказов о жизни святых  с попыткой перенесения их подвигов в современный мир, экскурсий в храм, знакомства с православными традициями. Личное соприкосновение детей с  опытом подвижников имеет глубокий внутренний смысл. Ребёнок находит  идеал личности, нравственного подвига, целомудрия, т.е. он видит то, что может быть в  человеке, его духовную силу.

Практической формой работы является копирование древних образцов  графически и в цвете с использованием учебно-методического материала: прорисей, схем, репродукций. Практическая работа сопровождается теоретической, во время которой освещаются вопросы по выбранной теме. Методика включает показ видеофильмов, непосредственное  знакомство с иконой в музеях и храмах, совместные беседы и чаепития в дружественной обстановке.

Для того, что бы помочь адаптации студийца в коллективе, предусматривается проведение совместных  мероприятий с родителями, учащимися других студий и кружков, воскресных школ.

Подведение итогов осуществляется посредством выставки работ студийцев,  совместного обсуждения, поощрения.

 

Литература для педагога

 

  1. Успенский, Л.А. Богословие иконы Православной Церкви / Л.А.Успенский. – Изд. братства св. кн. А. Невского, 1997.
  2. Бобров, Ю. Г. Консервация и реставрация станковой темперной живописи / Ю.Г.Бобров, Ф.Ю.Бобров. –  М., 2008.
  3. Евсеева, Л. История иконописи / Л.Евсеева, Н.Комашко, М.Красилин. – ИП СИВ, 2010.
  4. Савин, Н. Изображения Божией Матери и святых православной церкви / Н.Савин, И.Шелягина. –  М.: Андроников монастырь, 2008.
  5. Современная икона. Проблемы методик обучения. Часть 1 - Духовное просвещение – Статьи – Клин православный. http://www.pravklin.ru/.
  6. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология - электронная библиотека психолога. http://www.gumer.info
  7. Электронная библиотека Гумер – гуманитарные науки (педагогика).  http://www.gumer.info.
  8. Журнал «Виноград».

 

Видеоматериалы

Документальный фильм «Дионисий», «Рай».

Мультфильмы из серии «Гора самоцветов».

 

Наглядно-дидактический материал

Репродукции икон, прориси, схемы, таблицы.

 Словарь иконописных терминов

Бу́квица или инициа́л (лат. initiālis — начальный) — крупная, часто выделенная цветом, орнаментированная или иным образом украшенная начальная буква раздела рукописной или печатной книги.

Житийная икона – икона, запечатлевшая жития святого (святых). В центре иконы располагается средник с изображением святого, по сторонам в клеймах представлены главные события его жизни и чудеса, связанные с его именем.

Икона – благочестивое изображение святого или события из священной истории, предназначенное для литургического служения. В Православии воспринимается как святой образ – изображение, созданное красками, расположенными в соответствии с определённой системой приёмов  и средств живописи. Православная икона есть двухмерная плоскость, изображения на которой соотнесены с  канонами древнерусской (и её источника – византийской) иконографии. В этом её основное отличие от иллюзорной, пространственной трактовки обозреваемого вещественного мира светской живописи. Образ на иконе должен сводиться к минимуму деталей материального мира, однако воплощать в себе максимум духовной энергии.

Иконография – (от греч. εἰκόνα – изображение, образ и γράφω – пишу) в изобразительном искусстве, строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен.

Иконопись – вид художественной деятельности или процесссоздания иконы художником посредством красок или других материалов живописи. По содержанию и характеру раскрытия образа иконопись непосредственно ориентирована на догматы православной веры, Священное Писание и Предание, причём иконописный канон устанавливается православной церковью.

Иконостас – установленная иконами перегородка, отделяющая алтарь от остального пространства православного храма. В церковном искусстве Древней Руси складывается на рубеже XIV - XV вв. Включает в себя пять (и больше) основных рядов.

Канон иконописный – (греч. κανών – мера, правило) совокупность определённых правил, приёмов, символов, принятых в иконографии. Сами принципы написания установлены на основании догматических норм использования и почитания священных изображений в Православной Церкви.

Канон иконописный – свод правил, приемов, символов, принятых в иконографии для изображения того или иного

Лик —  изображение лица святого на иконе.

Личнóе письмо – в иконописи: изображения лиц, рук и прочих открытых частей тела.

Óпись – термин русских иконописцев:  графическая  детальная  прорисовка контуров изображения, основанного на прориси.

Охрéние – отдельный процесс  личного письма (живопись ликов и открытых частей тела), при котором краска охристого цвета послойно наносится на освещённые части лика на иконе.

Пигмент – тонкий однородный порошок минеральных (природных и синтетических) и органических (естественных или синтетических, осажденных на минеральную основу) соединений различных цветов. При перемешивании со связующими образуют краски для живописи.

Позем – полоса в нижней части иконы, обычно коричневого или зелёного цвета – условное обозначение земли.

Праздничные иконы – общее название икон, написанных на сюжеты священной истории. Главными среди праздников считается Воскресение Христово и Двунадесятые. К праздничным  условно причисляются также и страстные иконы и иконы, отражающие такие события, как Омовение ног, Тайная вечеря, Покров, Рождество Иоанна Предтечи и т. д.

Притинка (приплеск) – термин русских иконописцев: одна из завершающих стадий процесса иконописания в технике темперной и масляной живописи. Выполняется темными красками, положенными полупрозрачным слоем. Соответствует термину лессировка. Образует один из верхних слоев в структуре произведения иконописи.

Пробел – высветление отдельных частей изображения путём многократных прописок с постепенным увеличением количества белил, наносимых по ровному основному тону. Символизирует присутствие Божественного света. В личном письме высветление называют, в отличие от пробела, охрением.

Прóрись — термин русских иконописцев. Исполненный на бумаге контурный рисунок в один (черный) или два цвета (черный и красно-коричневый). Черной краской прорисовывали на иконе контуры изображений, а красной — пробела, охрение, движки.

Рельефная икона – икона, изготовленная  из дерева или камня, изображение на которой  создано с помощью объемов, в той или иной мере выступающих над фоном.

Риза – 1. верхнее облачение священника, например, фелонь; 2. изображения любых одежд на иконе.

Рóскрышь – первоначальное равномерное распределение иконописцем красок по плоскости грунта (левкаса).

Эмульсия — жидкость, содержащая во взвешенном состоянии частицы другого вещества. Связующее вещество темперных и клеевых красок – механическая  смесь воды, уксуса, кваса и т.п.,  яичного желтка, масла, гуммиарабика, растительного клея.