Ошибка :

Показать отладочную информацию

Театр Гавриленко С.Б
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Театр Гавриленко С.Б

Гавриленко С.Б., руководитель народного театра-студии «Раек» учреждения образования «Брестский государственный областной центр молодёжного творчества»

Пояснительная записка

Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Театр – симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Средствами художественного творчества в театре решаются задачи повышения общей культуры учащихся и подростков. Происходит их знакомство с литературой и драматургией, музыкой и изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями. Репетиционный процесс вырабатывает у учащихся не только определенные навыки и умения для конкретного спектакля, но и целеустремленность, трудолюбие, формирует волевые качества в каждом учащемся. Театр – искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является как отдельно взятый человек, так и коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Поэтому процесс коллективной подготовки спектакля, где у каждого учащегося – своя творческая задача, дает подросткам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Сценическое искусство оказывает огромное влияние на эстетическое воспитание, формирование вкусов и поступков учащихся. Театр способен формировать характер юного зрителя, его отношение к действительности. Сценическое перевоплощение – это правдивое действие в сценических условиях в соответствии с логикой поведения, намерениями изображаемого лица. Занятия театральным искусством в силу своей специфики создают предпосылки для многостороннего развития личности, для определения дальнейшего жизненного пути.

Воспитание и подготовка профессионального актёра не являются самоцелью детского любительского театра. Но тем не менее, в нём формируются такие особо организованные театральные натуры, которые выбирают театр в качестве будущей профессии. Художественное слово, сказанное со сцены искренно, находит живой отклик в сердцах зрителей и может направить их в выборе духовных ориентиров. Театр – одно из наиболее ярких, эмоционально насыщенных форм эстетического восприятия реальности. Но занятие учащихся театральным искусством – не только удовольствие, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями, это труд творческий, радостный, но и упорный, направленный на достижение определенного результата, требующий пытливости, инициативы, умения преодолевать трудности, критически относится к сделанному. Театральные занятия воспитывают общественную активность, стремление и потребность в творческой отдаче полученных знаний и умений. Они развивают наблюдательность, фантазию, учат образному восприятию окружающего мира.

Учащиеся воспринимают события, происходящие на сцене, со всей серьезностью (особенно если играют их сверстники). Это объясняется тем, что в подростковом возрасте наиболее ярко проявляется кинестетическая сторона. Именно в этом возрасте происходит наиболее живой отклик на все происходящее вокруг. Через понимание театра можно привить любовь к литературе, музыке и другим видам искусства, так или иначе связанным с театром.

Детский театр носит универсальный общеразвивающий характер. Из всех искусств именно сцена раскрывает учащегося во всей его социо-, психо- и физической полноте, ибо в самой природе театра в центр внимания выдвигается поступок, действие, поведение. Следует очень осторожно относиться к тонким психическим структурам, подвергающимся подчас значительным перегрузкам во время погружения в вымышленную ситуацию. Игра и учащиеся – явления, казалось бы, связанные неразрывно, поэтому приемы работы с учащимися должны основываться на игровом принципе.

Занятия в театральном коллективе, как никакие другие, являются одним из важнейших этапов социализации личности учащегося. Они позволяют ему в игровой форме выявить те ситуации, в которых человек чувствует себя психологически комфортно, помогает развивать ценные качества общения и раскрытия своей индивидуальности.

Все то, что приобретается на практике, применяется на конкретном драматургическом материале. Особое внимание уделяется развитию навыков работы над ролью, над действенным анализом роли, общению с партнером, т.е. использованию полученных учебных навыков на практике.

Цель: создание условий для формирования разносторонне развитой, активной и творческой личности средствами театрального искусства.

Задачи:

  • содействовать раскрытию и развитию способностей каждого воспитанника студии;
  • развивать художественный вкус, формировать культуру поведения, воспитывать трудолюбие, ответственность, коллективизм;
  • активизировать познавательный интерес детей к другим областям искусства;
  • содействовать сохранению и развитию духовно-нравственных и культурных традиций белорусского народа и приобщению к культуре мира;
  • создавать условия для воспитания готовности к творчеству через овладение навыками и умениями по специальным дисциплинам.

Организационные условия реализации программы

Наполнение учебных групп 15–12 человек для первого года обучения, 10–12 – для второго года обучения, 8–10 – для третьего года обучения. Групповые занятия непременно должны чередоваться с индивидуальными. Возраст учащихся — 12–18 лет, группы по составу разновозрастные.

Периодичность и продолжительность занятия:

1-й год – 10 часов в неделю (4 раза: 2 раза по 2 часа и 2 раза по 3 часа);

2-ой год – 12 часов в неделю (4 раза по 3 часа);

3-ий год – 12 часов в неделю (4 раза по 3 часа).

Материально-техническое обеспечение

Для занятий необходимы просторное, хорошо проветриваемое помещение с ковровым покрытием, хореографический класс, CD-проигрыватель, DVD-проигрыватель, телевизор, рабочий реквизит, гимнастические палки, стулья, столы для сценического движения, элементы сценических костюмов, сменная форма и обувь.

Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

Раздел, тема

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводно-ознакомительное занятие. Прослушивание

2

1

1

2.

Основы актерского мастерства:

- беседы о театральном искусстве; теоретические основы актерского мастерства;

- пробуждение воображения;

- воспитание сценического внимания;

- преодоление мышечных зажимов;

- восприятие и наблюдательность;

- упражнения на память физических действий;

- действие – основа сценического искусства;

- «Если бы» - предлагаемые обстоятельства;

- общение и взаимодействие;

- чувство партнера;

- этюды, наблюдения, импровизации;

- развитие артистической смелости и непосредственности;

- понятие о темпо-ритме;

- коммуникативные игры и упражнения;

- психотехнические игры и упражнения;

- практическое овладение выразительным языком театра.

40

 

2

 

 

 

3

 

2

 

2

 

2

 

1

 

3

 

2

 

 

3

 

2

3

 

3

 

 

3

3

 

3

 

3

 

 

2

 

 

 

-

 

1

 

1

 

1

 

-

 

1

 

1

 

 

1

 

-

-

 

1

 

 

1

1

 

-

 

-

 

 

-

 

 

 

3

 

1

 

1

 

1

 

1

 

2

 

1

 

 

2

 

2

3

 

2

 

 

2

2

 

3

 

3

3.

Основы сценической речи:

– речевой тренинг

– дыхание

– голосоведение

– дикция

– орфоэпия

– речь в движении

– работа над текстом

36

10

5

5

3

3

4

6

 

1

1

-

1

1

1

1

 

9

4

5

2

2

3

5

4.

Анимация:

– виды игровых программ

–концертные программы, литературные вечера, тематические программы

– методики составления и проведения игр и программ разного уровня

– этика работы на сцене и игровой площадке

36

8

8

 

 

10

 

 

10

 

1

1

 

 

2

 

 

2

 

7

7

 

 

8

 

 

8

5.

Основы психологии

личности:

–познавательные процессы и умственные способности

– мир эмоций

–личность и межличностные отношения

– психология роли

36

 

10

 

10

8

 

8

 

 

2

 

2

2

 

2

 

 

8

 

8

6

 

6

6.

Пластика:

– координация движений и равновесие;

– рождение пластического образа;

– движение и музыка;

– освоение пространства;

– пластические техники;

– иллюзии;

– пантомимические локомоции

– трансовые техники движения

– пластические этюды и импровизации;

– техника падения

– элементы акробатики

– элементы акробатики с использованием мебели

– телесно-ориентированная психотехника актера

36

4

 

5

 

3

3

3

2

2

 

2

 

2

 

2

2

2

 

4

 

-

 

1

 

-

-

1

-

-

 

-

 

-

 

-

-

-

 

1

 

4

 

4

 

3

3

2

2

2

 

2

 

2

 

2

2

2

 

3

7

Основы сценического движения:

– воспитание гибкости и ловкости по методике Дроздина А.Б.

– воспитание силы и выносливости

– развитие координации

– равновесие

– парный тренинг по методике Дроздина А.Б

36

 

10

 

 

4

 

6

6

10

 

 

1

 

 

-

 

-

-

1

 

 

9

 

 

4

 

6

6

9

8.

История театра:

– языки и материалы различных видов искусства

– время в искусстве и искусство во времени

– древнее язычество и театр

–древнегреческая культура и древнегреческий театр, культура и театр Древнего Рима

– культура и театр средневековья

36

8

 

7

 

6

 

10

 

 

 

5

 

4

 

3

 

3

 

4

 

 

 

2

 

4

 

4

 

3

 

6

 

 

 

3

9.

Работа над малыми театральными формами

18

3

15

10

Работа над спектаклем

56

6

50

11

Внутристудийная работа

– театральная этика

– традиции и ритуалы в коллективе

12

6

6

 

1

1

 

5

5

12

Итоговое занятие:

– открытое занятие

– зачеты

– творческие вечера

6

2

2

2

 

-

-

-

 

2

2

2

13

Спектакли. Выступления. Концерты

10

-

10

 

Всего

360

64

296

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводно-ознакомительное занятие. Прослушивание (2ч)

Ознакомление с программой, содержанием работы, задачами группы, традициями коллектива, выборы актива. Прослушивание учащихся с целью выявления индивидуальных данных. Проведение организационных собраний, комплектация групп.

Раздел «Основы актерского мастерства» (40ч)

Цель: создать условия для творческой самореализации воспитанников, научить учащегося органично действовать в вымысле.

Главное в обучении – не разорвать на отдельные тренировочные упражнения единый и неделимый учебный процесс. Поэтому и упражнения, и сами занятия носят комплексный характер.

Основная форма деятельности в разделе «Основы актерского мастерства» - актерский тренинг. Тренинг построен на принципе «от простого к сложному».

Основные задачи раздела:

  • воспитывать личность, способную к сознательному систематическому творческому труду, к самостоятельной работе над ролью;
  • развивать внутреннюю психотехнику актера;
  • воспитывать внешнюю технику актера.

Тема: Беседы о театральном искусстве. Теоретические основы актерского мастерства (2ч)

Актер – материал и творец. Соборность искусства. Искусство актера во времени и пространстве. Искусство актера коллективное и синтетическое. Обучающие игры и упражнения, тренирующие внутреннюю собранность, организованность, чувство локтя партнера, готовность активно включаться в творческий процесс.

Тема: Пробуждение воображения (3ч)

Обучающие игры и упражнения, тренирующие воображение. Фантазия – вторая природа актера. «Манки».

Тема: Воспитание сценического внимания (2ч)

Обучающие игры и упражнения, тренирующие внимание. Образная память. Эмоциональная память. Зрительная память. Двигательная память. Сосредоточенность. Смена объектов внимания. Смена «кругов внимания». Ритмическое внимание. Музыкальное внимание.

Тема: Преодоление мышечных зажимов (2ч)

Упражнения, направленные на борьбу с непроизвольными мышечными напряжениями. Напряжение и расслабление. Релаксация. Снятие мимических зажимов. Освобождение мышц.

Тема: Восприятие и наблюдательность (2ч)

Тренировка органов чувств (зрения, слухового восприятия, осязания) с помощью упражнений. Внутреннее оправдание действий. Внутренняя логика и динамика событий. Наблюдения за животными, наблюдения за маленькими учащимися.

Тема: Упражнения на память физических действий (1ч)

Упражнения с воображаемыми предметами, тренирующими внимание, воображение, чувство веры и правды, мышечную свободу. Логика и последовательность, целенаправленность и завершённость действия. Этюды на память физических действий.

Тема: Действие – основа сценического искусства (3ч)

Действие – язык театра. Действие – единый психофизический процесс, направленный на достижение цели. Личностность.

Тема: «Если бы» - предлагаемые обстоятельства (2ч)

Ситуации: «Если бы». «Вижу, как есть – отношусь, как задано». Оправдание действий.

Тема: Общение и взаимодействие (3ч)

Оценка события. Понятие «оценка». Поступок. Мотив. Конфликт. Сценическое отношение и сценическое общение. Парные этюды на общение.

Тема: Чувство партнера (2ч)

Упражнения на развитие чувства партнёра.

Тема: Этюды, наблюдения, импровизации (3ч)

Понятие «этюд». Этюды на первые впечатления, на заданный текст, на оправданное молчание, на «рапид», на схему физических действий, на диалог, на «предлагаемые обстоятельства», на изменение времени, групповые этюды, индивидуальные этюды, на неодушевлённый предмет. Импровизации: «Зоопарк», «Карнавал», «Остров», «Машина времени», «Экзамен», «Рождение фантастического существа». Наблюдения за животными, за людьми, за предметами.

Тема: Развитие артистической смелости и непосредственности (3ч)

Чувство правды. Воспитание внутренней творческой свободы, смелости и решительности в выполнении творческих задач. Упражнения на неожиданность, требующие мгновенного выполнения. Оправдания поз. Упражнения «Зверинец», «Магазин игрушек», «Оранжерея». Показ фантастических сюжетов, сказок.

Тема: Понятие о темпо-ритме (3ч)

Понятие «темп», «ритм», «темпо-ритм». Упражнения на заданные схемы с различными темпо-ритмами. Смена темпо-ритма.

Тема: Коммуникативные игры и упражнения (3ч)

Игры и упражнения, направленные на организацию коллектива.

Тема: Психотехнические игры и упражнения (3ч)

Обучающие упражнения и игры, тренирующие и развивающие органы чувств: внимание, сосредоточенность, наблюдательность, воображение. Упражнения на активность, эмоции, двигательную память, образную память, смену объектов внимания. Взаимодействие с партнером.

Тема: Практическое овладение выразительным языком театра (3ч)

«Театр «Рук». «Театр «Ног», «Если бы» (предлагаемые обстоятельства). Понятие о весе тела. Психологический тест. Театр одного слова. Театр одной картины.

Раздел «Основы сценической речи» (36ч)

Драматический театр – синтетическое искусство. Важнейшим его компонентом является мысль – действие, раскрываемая посредством слова. Сценическая речь теснейшим образом связана с пластикой, движением, ритмикой, мастерством актера.

Цель – совершенствование культуры речи студийцев, освоение элементов исполнительского искусства, постановка сильного, гибкого, послушного воле актера голоса.

Задачи раздела:

  • Ø овладевать навыками риторики;
  • Ø изучать основы теории искусства сценической речи;
  • Ø формировать опыт эмоционального и сознательного отношения к слову как к одному из главных средств сценического действия.

«Природа рождения речи» – психологическое действие, мотивируемое действиями говорящего. Отсюда вытекает главная задача: подчинить все элементы звучания голоса действию.

Программа по развитию речи служит не только развитию речевого аппарата, но и воспитанию внимания, дисциплины, партнерства, ответственности и умения гармонично существовать в коллективе.

Тема: Речевой тренинг (10ч)

Подготовительный комплекс. Разогрев суставов. Дыхательный комплекс. Вибрационный массаж. Рождение звука. Переход к речевому способу произнесения. Артикуляционная гимнастика. Развитие диапазона голоса.

Тема: Дыхание (5ч)

Работа над дыханием. Тренировка дыхательных мышц. Дыхательные упражнения со специально подобранными физическими движениями, дыхательные упражнения в положении лёжа, сидя и стоя, тренировка дыхания в быту, тренировка дыхания при чтении текстов; упражнения с использованием мысленных образов («Пипетка», «Аккордеон», «Воздушный шар с воронкой», «Лотос» и т.д.); упражнения для развития носового дыхания; упражнения для тренировки полного типа фонационного дыхания; упражнения, направленные на вентиляцию лёгких; упражнения на развитие и укрепление мышц на тренировку самопроизвольного выдоха; упражнения из «парадоксальной гимнастики». Укрепление опоры звука.

Тема: Голосоведение (5ч)

Тренировка волевой экспрессивной речи. Упражнения на снятие челюстных зажимов; упражнения на свободу тела; упражнения на рождение звука; упражнения на развитие тембрового слуха; упражнения для активизации звука в головном резонаторе; упражнения на воспитание тихого голоса, не теряющего выразительности и внятности; распределение звука по регистрам; тренировка артикуляционного аппарата.

Тема: Дикция (3ч)

Свистящие «с» – «сь», «з» – «зь», звуки «ть» – «дь», звук «ц», шипящие «ш» – «ж» – «щ», звук «ч», звуки «р» – «рь». Работа над звуками и правильным произношениям.

Тема: Орфоэпия (3ч)

Упражнения, тренирующие открытый звук. Упражнения, тренирующие закрытый звук, собранный звук. Работа над нормами литературного произношения.

Тема: Речь в движении (4ч)

Речевые этюды. Слово – жест. Комплекс упражнений для распределения звука и слова в сценическом пространстве. Комплекс упражнений со сложными движениями. Упражнения со скакалками. Воспитание ансамблевого мышления на основе античного хора.

Тема: Работа над текстом (6ч)

Речевое поведение персонажа. Речевое поведение персонажа в парных ситуациях. Работа над речевыми характеристиками. Эмоциональная окраска. Ритм. Интонационная гибкость. Овладение вниманием слушателя. Использование пауз. Правила работы со знаками препинания. Ритмика и мелодика речи.

Раздел «Анимация» (36ч)

Досуговая деятельность – одна из основных сторон воспитательного процесса, который является одним из составляющих большой воспитательной системы. Управлять свободным временем учащихся и молодежи – знать, выявлять и раскрывать их интересы и устремления, поддерживать инициативы, развивать творческий потенциал на основе категорий добра и красоты.

Задача: создать условия для творческой самореализации воспитанников, научить учащегося создавать и свободно общаться при проведении программ и игр различного уровня.

  • овладевать нормами и правилами составления программ различного уровня;
  • способствовать овладению нормами и культурой работы на сцене;
  • участвовать в подготовке театрализованных программ, литературно-музыкальных композиций, тематических вечеров.

Данная программа служит не только развитию сценического этикета, но и воспитанию интереса к современным тенденциям молодежного досуга, истории игры, партнерства, чувства коллективизма.

Тема: Виды игровых программ (8ч)

Знакомство с формами и видами игровых программ. Обучение элементам написания различных программ.

Тема: Концертные программы, литературные вечера, тематические программы (8ч)

Виды концертных программ. Написание сценариев концертных и тематических программ для коллектива. Ведение программ в коллективе.

Тема: Методики составления и проведения

игр и программ разного уровня (10ч)

Написание сценариев концертных и тематических программ для коллектива. Ведение программ в коллективе. Видение игровых программ в коллективе.

Тема: Этика работы на сцене и игровой площадке (10ч)

Этика ведущего. Поведение на игровой площадке.

Раздел «Основы психологии личности» (36ч)

Задачи раздела:

  • Ø познакомить с основами возрастной психологии и научить максимально использовать знания в работе над ролью и в повседневной жизни;
  • Ø познакомить с миром эмоций и научиться управлять ими;
  • Ø способствовать овладению нормами социального самоопределения и межличностного общения.

Данная программа позволяет подростку лучше разобраться в себе и окружающих и, соответственно, помочь в создании образов на сцене.

Тема: Познавательные процессы и умственные способности (10ч)

Развитие познавательных функций и интеллекта (количественные и качественные стороны). Творческая активность личности. Тестирование.

Тема: Мир эмоций (10ч)

Тестирование: определение типа личности. Эмоции и умение владеть ими. Эмоциональные проблемы юношеского возраста.

Тема: Личность и межличностные отношения (8ч)

Самосознание: открытие «Я». «Я» и коллектив. Виды взаимоотношений в коллективе. Тестирование.

Тема: Психология роли (8ч)

Изучение психологии роли и «примеривания» роли к исполнителю.

Раздел «Пластика» (36ч)

Задача: воспитать готовность к овладению любым навыком, любым движением.

Владение психофизическим аппаратом, воображение и техника актера способствуют полному выражению идей роли и спектакля в современной пластической форме. Работа над произведениями различных эпох, стилей и жанров, умение создать яркие образы предполагает профессиональное владение актером внешней техникой, чувством ритма, выразительной пластикой. Весь педагогический процесс по воспитанию пластической выразительности должен быть подчинен одному – готовности к творчеству. Результатом должны стать:

  • творческое воображение и мышление;
  • умение импровизировать;
  • способность быстро ориентироваться во времени и пространстве, в меняющейся обстановке.

Пластика – сложнейшая синтетическая дисциплина. Она имеет дело не только с тренировкой человеческого тела, но и обращается к интеллекту, эмоциональной сфере человека. Занятия пластикой направлены на гармонизацию взаимодействия тела, разума и эмоций и гармонизацию его взаимодействия с миром. Раздел пластики напрямую связан с разделом «Сценическое движение».

Тема: Координация движений и равновесие (4ч)

Разминка. Разогрев. Настройка. Освобождение мышц. Снятие зажимов. Понятие о весе тела. Растяжка. Силовая подготовка (неудобная поза). Оправдание поз. «Зеркало». «Тень». Техника кувырка. Техника падений.

Тема: Рождение пластического образа (5ч)

Разные материалы. Разные материалы в разных средах. Игра с «тряпичной куклой». Марионетка. Пьяный танец. Превращение части тела. Превращение знакомого в странное.

Тема: Движение и музыка (3ч)

Образы, навеянные музыкой. Ритмический рисунок. Стоп-кадр. Тело-звук. Персонаж и музыка. Разная музыка – разное тело. Пластические импровизации.

Тема: Освоение пространства (3ч)

Заполнение пространства. Среда изменение среды. Импульс. Мысль – движение – эмоция. Ромб. Чувство партнера в пространстве. Взаимодействие с партнером в пространстве.

Тема: Пластические техники (3ч)

Волновое движение. Волна рукой. Волна корпусом. Боковая волна. Волна ногой. Интегральная волна.

Тема: Иллюзии (2ч)

Техника «стена». Силовое поле. «Зеркало». Иллюзия «силы» (закат, ветер). Иллюзия веса. Иллюзия времени, скорости. Иллюзия пространства. Иллюзия реальности.

Тема: Пантомимические локомоции (2ч)

«Лунная походка». «Классический шаг». «Шаг Чарли Чаплина», «Шаг V.V.».

Тема: Трансовые техники движения (2ч)

Шок. Резина. Рапид. Пружина. Робот. Импульс.

Тема: Пластические этюды (2ч)

Этюды, построенные на использовании пластических техник.

Тема: Техника падений (2ч)

Падения вперед, назад, набок, падения через кувырок, падения через предмет, падения через партнера.

Тема: Элементы акробатики (2ч)

Кувырок вперед, назад, через плечо, с расслаблением, кульбит с поддержкой, колесо, прыжок на грудь.

Тема: Элементы акробатики с использованием мебели (2ч)

Падения со стола, сползание со стола, кувырок через стол, кувырок через банкетку, кувырок со стола, со стула.

Тема: Телесно-ориентированная психотехника актёра (4ч)

Нахождение и снятие собственных зажимов, изучение невербальных компонентов общения, осознание языка собственного тела, осознание языка тела окружающих. Основные понятия: «действие», зажим», «действие с окраской», «психологический жест». Напряжение – расслабление. Перекат напряжения, «огонь–лёд», зажимы по кругу, центр тяжести, «росток», марионетки», «тень».

Раздел «Основы сценического движения» (36ч)

Задача – достижение абсолютной мышечной свободы, легкости и уверенности в работе с собственным телом, смелое освоение физических навыков, снятие зажимов и избавление от неуверенности и страхов. Сценическое движение включает:

  • Ø основы акробатики;
  • Ø работу с равновесием;
  • Ø выполнение трюков;
  • Ø разновидности сценического боя и сценических драк.

Но прежде всего – это развитие психофизического аппарата. Результатом должно стать развитие начальных навыков координации движений, реакции, решительности, гибкости, динамичности, прыгучести, физической силы.

Методы обучения сценическому движению:

  • метод «ступенчатого повышения нагрузок» – позволяет постепенно повышать нагрузки, превращая максимальные в привычные;
  • метод «плотных нагрузок» – состоит в построении занятий без пауз. Упражнения подбираются логически взаимосвязанными комплексами. Выполнение одного подводит к выполнению другого;
  • метод «взаимообучения» – направлен на воспитание чувства партнерства и ответственности. Студийцы под контролем педагога привыкают обучать друг друга тому, что умеют сами.

Тема: Воспитание гибкости и ловкости по методике Дроздина А.Б. (10ч)

Всестороннее развитие тела путем разнообразной тренировки. Повышение подвижности отдельных частей тела и общей гибкости. Упражнения для развития пассивной гибкости. Упражнения для развития активной гибкости.

Тема: Воспитание силы и выносливости (4ч)

Укрепление мышц рук, плечевого пояса, шеи, спины, брюшного пресса и ног. Динамические упражнения. Упражнения для развития взрывной силы. Статические (изометрические) упражнения. «Волевая гимнастика». Сочетание силы и гибкости. Повышение выносливости с помощью упражнений анаэробного, аэробного или смешанного характера. Подвижные игры. Выработка психической устойчивости по отношению к чувству усталости.

Тема: Развитие координации (6ч)

Координационные упражнения для рук в 1-ой плоскости. Противовращения различных частей тела. Разноритмичные движения. Сочетание движений рук и других частей тела, рук и ног в различных ритмических рисунках. Рече-двигательная и вокально-двигательная координация. Сочетание ритмизованной речи с аритмичным движением со сменой скоростей и расстояний.

Тема: Равновесие (6ч)

Совершенствование равновесия, повышение устойчивости тела путем удержания равновесия в разных позициях:

-       на уменьшенной опоре;

-       на возвышении;

-       на неустойчивой опоре;

-       при смещении тела относительно опоры;

-       упражнения с использованием перевернутых позиций.

Динамическое равновесие. Парные упражнения на равновесие. Упражнения «Ласточка», «Цапля», «Пеликан», «Птица», «Павлин», «Лягушка».

Тема: Парный тренинг по методике Дроздина А.Б. (10ч)

Освоение основных элементов парной акробатики. Поддержки: на бедрах лицевая, «полуколонна», под живот на ступни, под спину на ступни. Седы. Стойки. Входы на плечи. Перевороты. Сальто назад по спине партнера. Боковое колесо вдвоём. Элементы эксцентрической акробатики: парные кувырки, «трактор», «транспортер», «колобок», «тяни-толкай». Парные игровые упражнения: «барабашки», «двуликий Янус», «самолётики», «рюкзак», «карусель», центрифуга» и т.д. Элементы акробатического рок-н-ролла: обмотки, перевороты, броски.

Раздел «История театра» (36ч)

Задачи раздела:

  • выработать единую понятийную систему, единый язык, на котором можно говорить об искусстве;
  • сформировать культуру восприятия искусства;
  • активизировать творческий процесс.

«История про театр» рассказывает о том, как развивались в веках законы творчества, как менялось понимание его задач. Действенный характер обучения: театр синтезирует языки всех видов искусства на основе собственного языка действия. В искусстве театра творец, материал и инструмент один и тот же – человек-актер.

Тема: Языки и материалы различных видов искусства (8ч)

Ритмический рисунок. Выбор материала. Выражение понятий через различные языки искусства.

Тема: Время в искусстве и искусство во времени (7ч)

Символ времени. Модели времени. Движение времени. Театральное время.

Тема: Древнее язычество и театр (6ч)

Природные духи. Путешествие на машине времени.

Тема: Древнегреческая культура и древнегреческий театр.

Культура и театр Древнего Рима. (10ч)

Хоровое искусство античного театра. «Сократовский диалог. Упражнения на технику контаминации.

Тема: Культура и театр средневековья (5ч)

Троп. Литургическая драма. Мистерия.

(Изучать историю мирового театра можно через практические игры и упражнения)

Раздел «Работа над малыми театральными формами» (18ч)

Работа над спектаклями-попурри из инсценированных рассказов и миниатюр «Театральное ассорти».

Подготовка отрывков из будущего спектакля для участия в творческом вечере «Театр – ты наша жизнь».

Большая театральная игра «Кинопробы». Подготовка театрализованного представления «Ура, каникулы!».

Раздел «Работа над спектаклем» (56ч)

Одноактная пьеса

Тема, идея, жанр пьесы. События, конфликт. Анализ поступков героев. Поиск решения жанра пьесы. Мотивировка поведения героев. Поиск выразительных средств. Подготовка и показ спектакля.

Раздел «Внутристудийная работа»  (12ч)

Тема: Театральная этика (6ч)

«Настоящий творческий коллектив». Театральная дисциплина и правила внутреннего распорядка. Этика по отношению к искусству, к себе, партнеру, к театру, этика зрителя.

Тема: Традиции и ритуалы в коллективе (6ч)

Традиции и ритуалы нашего коллектива. Посвящение в студийцы. Творческие вечера «Театр, ты наша любовь и судьба». Капустник, посвященный Дню театра.

Раздел «Итоговое занятие» (6ч)

Открытое занятие: проведение игровой программы «Здравствуй, лето!»

Зачет: проверка теоретических и практических знаний.

Творческий вечер: «Пусть миром правит лишь любовь!»

Раздел «Спектакли. Выступления. Концерты» (10ч)

Прогнозируемый результат

Формировать у учащихся чувство причастности к искусству, приверженности к истинным духовным ценностям.

Учащиеся должны знать:

  • театральную этику, законы сценического действия и основные театральные термины;
  • основные психологические понятия, связанные с творчеством;
  • этапы работы над составлением игровых программ;
  • этапы работы по написанию различных сценариев;
  • этапы работы над текстом и над ролью.

Учащиеся должны уметь:

  • работать на сцене в качестве ведущего;
  • органично существовать в предлагаемых обстоятельствах;
  • правильно выполнять элементы актерского тренинга;
  • правильно владеть дыханием, бережно использовать голосовой аппарат;
  • самостоятельно ставить и сочинять актерские этюды;
  • координировать движение со звуком;
  • работать над малыми театральными формами.

Учащиеся должны овладеть следующими навыками:

  • импровизационного самочувствия;
  • исполнения роли с учетом полученных знаний по психологии личности;
  • владения своими эмоциями и чувствами.

Итогом первого года обучения должен стать выпуск одноактного спектакля или театрализованного представления.

 

Учебно-тематический план

(2-ой год обучения)

Раздел, тема

Кол-во часов

Всего

Теория

Практ

1.

Вводно-ознакомительное занятие

2

1

1

2.

Мастерство актера:

- память на ощущения

- действие

- общение и взаимодействие

- чувства партнера

- характер и характерность

- группировки и мизансцены

- развитие артистической смелости и непосредственности

- этюды, наблюдения, импровизация

- внимание, мышечная свобода

- атмосфера

60

4

4

6

10

10

12

4

 

 

6

 

2

2

 

-

-

-

2

-

2

-

 

 

2

 

-

-

 

4

4

6

8

10

10

4

 

 

4

 

2

2

3.

Сценическая речь:

- речевой тренинг

- дыхание

- голосоведение

- дикция

- орфоэпия

- речь в движении

- работа над текстом

50

5

5

5

5

5

5

20

 

1

-

-

-

-

-

-

 

4

5

5

5

5

5

20

4.

Сценическое движение:

- воспитание гибкости и ловкости по методике Дроздина А.Б. (с усложнением)

- воспитание силы и выносливости

- развитие координации

- равновесие

- парный тренинг по методике Дроздина А.Б. (с усложнением)

- элементы акробатики с использованием мебели и реквизита

- эксцентрика

- сценическая драка

40

6

 

 

 

10

 

4

4

8

 

 

2

 

 

3

3

 

2

 

 

 

-

 

-

-

2

 

 

-

 

 

-

-

 

4

 

 

 

10

 

4

4

6

 

 

2

 

 

3

3

5.

Пластика:

- пластический тренинг

- движение и музыка

- падение

- «Убегаю – догоняю»

- сочетание скорости движения и речи

40

5

10

5

5

15

 

-

-

-

-

-

 

5

10

5

5

15

6.

Анимация:

- составление игровых и конкурсных программ

- игротека

- специфика работы с детской аудиторией

- написание тематических сценариев

60

12

 

12

14

 

22

 

2

 

2

4

 

2

 

10

 

10

10

 

20

7.

Основы психология личности:

- речь и общение

- чувство и воля

-индивидуально-психологические особенности личности

- психология роли

32

5

4

5

 

 

18

 

1

-

3

 

 

3

 

4

4

2

 

 

15

8.

История театра:

- культура и театр эпохи Возрождения

- превращения и трансформации в стиле барокко

- театр французского классицизма

- лукавый век разума

- романтизм и реализм в культуре XIX в.

- театр 20 века

- современный театр – разнообразие жанров

10

2

 

2

 

 

1

 

1

2

 

2

2

 

-

 

-

 

 

-

 

-

-

 

1

1

 

2

 

2

 

 

1

 

1

2

 

1

1

9.

Работа над малыми театральными формами:

- театральные праздники

6

 

6

 

 

-

 

 

6

10.

Работа над спектаклем

- возникновение замысла

- оформление спектакля

- выпуск спектакля

78

4

10

64

 

1

1

2

 

3

9

62

11.

Внутристудийная работа

15

-

15

12.

Итоговое занятие:

– открытое занятие

– зачеты

– творческие вечера

12

2

4

6

 

-

-

-

 

2

4

6

13.

Спектакли. Выступления. Концерты

25

-

25

 

Всего

432

35

397

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводно-ознакомительное занятие. Прослушивание (2ч)

Ознакомление с программой, содержанием работы, задачами группы, выборы актива. Проведение организационных собраний, комплектация групп.

Раздел «Мастерство актера» (60ч)

Тема: Память на ощущение (4ч)

Память на ощущение – способность к мысленному воспроизведению образов действительности. Развитие образного мышления. Восстановление в памяти зрительных, слуховых образов. Видения. Кинолента видений.

Тема: Действие (4ч)

Действие – путь к чувству. Логика действий как путь к перевоплощению. Личность действия. Целенаправленность действия.

Тема: Общение и взаимодействие (6ч)

Конфликт. Борьба и предмет борьбы, соотношение интересов, соотношение сил, пристройки и приспособления, сценическое отношение и сценическое общение. Парные этюды на общение. Групповые этюды на общение.

Тема: Чувства  партнера (10ч)

Упражнения на развитие взаимовыручки.

Тема: Характер и характерность(10ч)

Жизнь человеческого духа через жизнь человеческого тела. Внешняя и внутренняя характерность. Виды темперамента. Упражнения – наблюдения. Походки. Человек – предмет. Психологический жест.

Тема: Группировки и мизансцены (12ч)

Группировки и мизансцены – пластическое выражение сценического взаимодействия. Построение мизансцены вдоль рампы, поперек рампы, по диагонали, по вертикали, по кривой линии. Прием шахматного построения. Мизансценирование картин. Приём сохранения дистанций. Постепенность развития мизансцены. Радиусы движений. Создание композиционного центра.

Тема: Развитие артистической смелости и непосредственности (4ч)

Клоунада. Этюды с акробатическими трюками.

Тема: Этюды, наблюдения, импровизации (6ч)

Этюды на заданный диалог, этюды на заданную атмосферу, групповые пластические этюды. Этюды по карточкам на произвольное совпадение места действия, исходного события и предмета борьбы. Этюд – плакат. Этюды на шумы, на заданный физический рисунок. Этюд – цирковой номер. Наблюдения за стариками. Наблюдения за неодушевленными предметами. Этюды, построенные на элементах пантомимы.

Тема: Внимание и мышечная свобода (2ч)

Органическое внимание – путь к мышечному освобождению. Тренировка мышечного аппарата. Упражнения по распределению энергии, нагрузка и расслабление мышц. Упражнения на равновесие и работу в равновесии с партнером: «Стена», «На бревне над пропастью», «Прыжок со дна океана», «Прыжок в точку».

Тема: Атмосфера (2ч)

Понятие «атмосфера». Этюды на атмосферу. Упражнения на создание атмосферы по М. Чехову. Выразительные средства театра и атмосфера. Этюд на заданные слова с обособлением атмосферы. Этюды на заданный физический рисунок с заданной атмосферой. Пластический диктант с заданной окраской.

Раздел «Сценическая речь» (50ч)

(усложнение заданий первого года)

Тема: Речевой тренинг (5ч)

Развивающий комплекс. Подготовка суставов к работе. Дыхательный комплекс. Разновидности массажа. Сила звука. Переход к речевому способу произнесения. Артикуляционная гимнастика. Развитие диапазона голоса.

Тема: Дыхание (закрепление знаний, умений, навыков прошлого года) (5ч)

Работа над дыханием. Тренировка дыхательных мышц. Дыхательные упражнения со специально подобранными физическими движениями (с усложнением), дыхательные упражнения в положении лёжа, сидя и стоя, тренировка дыхания в быту, тренировка дыхания при чтении текстов; упражнения с использованием мысленных образов («Пила», «Труба», «Воздушный шар с воронкой», «Лотос», «Егорки» и т.д.); упражнения для развития носового дыхания; упражнения для тренировки полного типа фонационного дыхания; упражнения, направленные на вентиляцию лёгких; упражнения на развитие и укрепление мышц на тренировку самопроизвольного выдоха; упражнения из «парадоксальной гимнастики». Укрепление опоры и силы звука.

Тема: Голосоведение (5ч)

Экспрессивная речь. Упражнения на свободу мимики. Работа над элементами просодической речи (упражнения на рождение звука; развитие тембрового слуха; активизацию звука в головном резонаторе; воспитание тихого голоса, не теряющего выразительности и внятности; распределение звука по регистрам; тренировка артикуляционного аппарата).

Тема: Дикция (5ч)

Произношение небных звуков «к», «г», «х» (твердый и мягкий варианты), «й». Работа над звуками и правильным произношением. Работа над оглушением и озвончением.

Тема: Орфоэпия (5ч)

Упражнения, тренирующие закрытый звук. Упражнения, тренирующие произношение сочетаний звуков, собранный звук. Работа над нормами литературного произношения. Работа над произношением сочетания согласных звуков.

Тема: Речь в движении (5ч)

Речевые этюды. Слово – мимика. Комплекс упражнений для распределения звука и слова в сценическом пространстве. Комплекс упражнений со сложными движениями. Упражнения со скакалками. Воспитание ансамблевого мышления на основе античного хора.

Тема: Работа над текстом (20ч)

Речевое поведение персонажа. Речевое поведение персонажа в парных ситуациях и коллективе. Работа над речевыми характеристиками. Эмоциональная окраска. Ритм. Интонационная гибкость. Овладение вниманием слушателя. Умение держать паузу. Правила работы со знаками препинания. Ритмика и мелодика речи.

Раздел «Сценическое движение» (40ч)

(усложнение заданий первого года)

Тема: Воспитание гибкости и ловкости по методике А.Дрознина (6ч)

Работа над гибкостью тела путем разнообразной тренировки. Повышение подвижности тела и общей гибкости. Упражнения для развития гибкости.

Тема: Воспитание силы и выносливости (10ч)

Укрепление мышц рук, плечевого пояса, шеи, спины, брюшного пресса и ног. Динамические упражнения. Упражнения для развития взрывной силы. Сочетание силы и гибкости. Повышение выносливости с помощью упражнений анаэробного, аэробного или смешанного характера. Подвижные игры. Выработка психической устойчивости по отношению к чувству усталости. Силовые упражнения в парах.

Тема: Развитие координации (4ч)

Координационные упражнения для рук в двух плоскостях. Разноритмичные движения. Сочетание движений рук и других частей тела, рук и ног в различных ритмических рисунках. Рече-двигательная и вокально-двигательная координация. Развития речи в движении.

Тема: Равновесие (4ч)

Совершенствование равновесия, повышение устойчивости тела путем удержания равновесия в разных позициях в парах:

-       на уменьшенной опоре;

-       на возвышении;

-       на неустойчивой опоре;

-       при смещении тела относительно опоры;

-       упражнения с использованием перевернутых позиций.

Динамическое равновесие.

Тема: Парный тренинг по методике Дроздина А.Б. (8ч)

Освоение основных элементов групповой акробатики. Отработка различных поддержек. Стойки. Входы на плечи. Перевороты. Поддержки на спине партнера, на высоких руках. Боковое колесо вдвоём. Акробатический рок-н-ролл. Перевороты, броски.

Тема: Элементы акробатики с использованием мебели и реквизита (2ч)

Кувырок в кольцо. Кувырок «восточный» с палкой. Кувырок «восточный» со стаканом. Кувырок из положения «стоя на стуле», «сидя на стуле», кувырок по столу вперед, назад, перекидка со стола, колесо по стулу.

Тема: Эксцентрика (3ч)

«Весы». «Коробейник». Опрокидывание партнера. Переворот назад с опорой на спину партнера. Переворот назад с опорой на бедро партнера, боковое колесо вдвоем, прыжок на грудь, нанайская борьба, прыжок на спину.

Тема: Сценическая драка (3ч)

Падение назад, вперёд, с колен, со стула, прыжком со стула вперёд, назад. Отработка основных ударов ногами, руками, броски, перевороты.

Оценка ударов в пах, под живот, в лицо (прямой, боковой, апперкот), в спину, под коленку. Подготовка постановочных драк.

Раздел «Пластика» (40ч)

(усложнение заданий первого года)

Тема: Пластический тренинг (5ч)

Упражнения для ног и головы. Реакция на раздражитель. Умение сосредотачиваться на самом себе, своих нервах, мышцах. Этюд «Злость». Этюд «Драка».

Тема: Движение и музыка (10ч)

Пластический этюд под музыку. Пластические этюды под сменяемую по темпу музыку. Пластические этюды под музыку меняющую характер. Этюды «Проводы», «Погоня», «Бабочки», «Шторм», «Зима».

Тема: Падение (5ч)

Падение на бегу. Падение с высоты. Падение от столкновения. Групповое падение. Полет.

Тема: «Убегаю – догоняю» (5ч)

Замедленность движений. Догнали. Уворачиваюсь. Погоня, прицел, удар.

Тема: Сочетание скорости движения и речи (15ч)

Сочетать скорость движения со звучанием.

Раздел «Анимация» (60ч)

(усложнение заданий первого года)

Тема: Игровых и конкурсных программ (12ч)

Подбор заданий для игровых программ. Составление игровых программ

Тема: Игротека (12ч)

Подбор и отработка игрового материала.

Тема: Специфика работы с детской аудиторией (14ч)

Знакомство с возрастными особенностями детской аудитории, их интересами.

Тема: Написание тематических сценариев (22ч)

 Этапы работы над сценарием. Подготовка сценариев ко Дню матери, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню семьи.

Раздел «Основы психологии личности» (32ч)

(усложнение заданий первого года)

Тема: Речь и общение (5ч)

Жесты и позы. Эмоциональность общения. Умение вести диалог. Монологическая речь и эмоции.

Тема: Чувство и воля (4ч)

Понятие воли. Воспитание воли и чувств. Умение управлять волей. Использование полученных знаний при работе над ролью.

Тема: Индивидуально-психологические особенности личности (5ч)

Изучение темперамента и характера. Методы изучения личности. Тесты на мотивационную сферу и изучение личности.

Тема: Психология роли (18ч)

Разбор образов. Составление схемы работы с ролью. Изучение психологии роли и «примеривания» роли к исполнителю.

Раздел «История театра» (12ч)

Тема: Культура и театр эпохи Возрождения (2ч)

Театр Италии.Театр Испании; Театр Англии. Русский театр.

Тема: Превращения и трансформации в стиле барокко (2ч)

Театр Испании. Театр Англии. Театр Германии, Русский театр.

Тема: Театр французского классицизма (1ч)

Особенности французского классицизма. Театральные авторы.

Тема: Лукавый век разума (1ч)

Театры Западной Европы, Театр России, Театр в Беларуси.

Тема: Романтизм и реализм в культуре XIX в (2ч)

Зарубежный театр. Российский театр. Театр на территории Беларуси.

Тема: Театр 20 века (2ч)

Театр Брехта. Советский театр. Зарубежный театр, Бродвей и др.

Тема: Современный театр – многообразие жанров (2ч)

Экспериментальный театр, мюзиклы, театры эстрады, театры танца, театры песни, театры массовых зрелищ, театр одного актера, театр клоунады, иллюзионный театр, театры зверей, ледовые театры, театры моды, радиотеатр, телевизионный театр и др.

Раздел «Работа над малыми театральными формами» (6ч)

Тема: Театральные праздники (6ч)

История. Формы, виды и жанры. Подготовка театральных представлений к массовым праздникам. Участие в городских массовых праздниках: день города, последний звонок, День Победы и т.д.

Раздел «Работа над спектаклями» (78ч)

Тема: Возникновение замысла (4ч)

Чтение пьесы. Изучение материалов, раскрывающих эпоху, в которой происходит действие пьесы. Разбор. Определение темы, идеи, жанра, стиля. События. Событийный ряд. Конфликт. Анализ поступков героев. Определение атмосферы спектакля. Поиск выразительных средств для её передачи. Этюды на события пьесы, характер героев, создание атмосферы.

Тема: Оформление спектакля (10ч)

Подбор музыки, изготовление бутафорских изделий, декораций, пошив костюмов, постановка танцевальных номеров к спектаклю.

Тема: Выпуск спектакля (64ч)

Разбор. Репетиции. Прогоны. Генеральные прогоны.

Раздел «Внутристудийная работа» (15ч)

Экскурсия на выставки и по Беларуси. Вовлечение в социальную деятельность. Участие в новогодних представлениях.

Поэтический вечер - спектакль на основе биографии и творчества одного из любимых поэтов.

Проведение литературных гостиных.

Творческие праздники: «Есть ещё рыцари» и «Кто на свете всех милее», «Рождественский театральный калейдоскоп» и др.

Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.

Конкурс-концерт для учащихся и родителей «Театральная семья».

Творческие вечера коллектива.

Совместный летний отдых.

Раздел «Итоговое занятие» (12ч)

Открытое занятие: проведение игровой программы.

Зачет: проверка теоретических и практических знаний.

Творческий вечер: «Сороковые роковые»

Раздел «Спектакли. Выступления. Концерты» (25ч)

Прогнозируемый результат

Учащиеся должны знать:

  • историю театра;
  • основные театральные понятия;
  • возрастные особенности детского коллектива;
  • разновидности игровых и конкурсных программ;
  • особенности работы с текстом.

Учащиеся должны иметь навыки:

  • идти к цели разнообразно и продуктивно;
  • каждый раз всё проходить заново, не вспоминая былые достижения;
  • научиться постоянно наблюдать, обогащая эмоциональную память впечатлениями жизни;
  • научиться понимать и верно определять событие, непрерывно и активно оценивать предлагаемые обстоятельства, выстраивать внутреннюю последовательность и логику поступков, создавая верное сценическое самочувствие;
  • постичь слово как инструмент действия, как способ передачи и внедрения собственных внутренних видений и переживаний;
  • владеть игровым материалом.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в ансамбле;
  • «зависеть» от партнёра, доверять ему и учиться у него;
  • работать на сцене в качестве ведущего;
  • составлять и проводить игровые программы;
  • работать с текстом ведущего, адаптировать его под себя.

Итогом второго года обучения должен стать выпуск большого «полнометражного» спектакля; написание и проведение нескольких игровых программ, написание и проведение нескольких концертов, создание коллектива единомышленников, способного много, продуктивно и активно работать при взаимном внимании и уважении друг к другу.

Учебно-тематический план

(3-ий год обучения)

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводно-ознакомительное занятие

2

2

-

2.

Мастерство актёра:

- чувство стиля

- чувство партнера

- оценка и сценическая задача

- развитие артистической смелости и непосредственности

- актерский тренинг

- этюды, наблюдения, импровизация

- микроспектакли

- атмосфера

- характер и характерность

- мизансценирование. Группировка мизансцены

- общение и взаимодействие

50

2

4

3

 

3

 

 

5

5

10

2

4

5

 

 

7

 

-

-

1

 

-

 

 

-

-

2

-

-

1

 

 

1

 

2

4

2

 

3

 

 

5

5

8

2

4

4

 

 

6

3.

Сценическая речь:

- речевой тренинг

- дыхание

- голосоведение

- дикция

- орфоэпия

- речь в движении

- работа над текстом

45

8

4

4

4

4

4

17

 

1

-

-

-

-

-

2

 

7

4

4

4

4

4

15

4.

Сценическое движение:

- воспитание гибкости и ловкости по методике А.Дроздина (с усложнением)

- воспитание силы и выносливости

- развитие координации

- равновесие

- жонглирование

- парный тренинг по методике Дроздина А.Б. (с усложнением)

- элементы акробатики с использованием мебели и реквизита

- эксцентрика

- элементы акробатики

- сценический бой

30

3

 

 

 

3

 

3

3

3

3

 

 

3

 

 

3

3

3

 

-

 

 

 

-

 

-

-

-

-

 

 

-

 

 

-

-

-

 

3

 

 

 

3

 

3

3

3

3

 

 

3

 

 

3

3

3

5.

Пластика:

- пластический тренинг

- скорость и темп

- координация

- движение в мизансцене

- сочетание скорости, движения и речи

40

10

5

5

10

10

 

1

1

-

1

1

 

9

4

5

9

9

6.

Анимация:

- составление игровых и конкурсных программ

- игротека

- специфика работы с подростковой аудиторией

- написание тематических сценариев

60

15

 

17

10

 

18

 

5

 

7

3

 

3

 

10

 

10

7

 

15

7.

Основы психологии личности:

- личность и межличностные отношения

- деятельность

- индивидуально-психологические особенности личности

- психология роли

32

 

6

 

4

6

 

 

16

 

 

1

 

-

4

 

 

2

 

 

5

 

4

2

 

 

14

8.

Малые театральные формы:

- массовые праздники

18

18

 

-

 

18

9.

Работа над спектаклями:

- возникновение замысла

- оформление

- выпуск

100

10

20

70

 

-

5

-

 

10

15

70

10.

Внутристудийная работа

10

-

10

11.

Итоговые мероприятия

5

-

5

12.

Спектакли. Выступления. Концертная деятельность

40

-

40

 

Всего

432

44

388

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводно-ознакомительное занятие (2ч)

Ознакомление с программой, содержанием работы, задачами группы, выборы актива. Проведение организационных собраний, комплектация групп.

Раздел «Мастерство актера» (50ч)

(усложнение заданий первого и второго годов)

Тема: Чувство стиля (2ч)

Жанры и стили. Трагедия, драма, комедия, водевиль, клоунада и их стилевые особенности. Упражнения на чувство стиля.

Тема: Чувство партнера (4ч)

Телесно-ориентированная психотехника актера.

Тема: Оценка и сценическая задача (3ч)

Определение основных задач действующего лица. Процесс и результат выполнения задачи. Проявление в оценке жанра пьесы природы чувств, характера персонажа. Этюды на выполнение конкретизированной актерской задачи, требующие быстрых и острых оценок. Хит-парад этюдов «Горячая десятка».

Тема: Развитие артистической смелости и непосредственности (3ч)

Этюды с акробатическими трюками на литературной основе.

Тема: Актерский тренинг (5ч)

Комплексные упражнения по основным темам освоения актерского мастерства.

Тема: Этюды, наблюдения и импровизации (5ч)

Этюды на стихотворения поэтов «серебряного века». Атмосферные этюды по новеллам писателей русской и зарубежной классики. Этюд – плакат. Этюд «песня».

Тема: Микроспектакли (10ч)

Создание микроспектаклей на литературной основе (любимое стихотворение, басню). Создание микроспектаклей по новеллам русской и зарубежной классики. Создание спектакля из авторских микроспектаклей.

Тема: Атмосфера (2ч)

Выразительные средства театра и атмосфера. Изменение атмосферы. Создание атмосферы в этюдах по новеллам русских и зарубежных авторов с помощью музыки, света.

Тема: Характер и характерность (4ч)

Упражнения, тренирующие элементы внутренней и внешней характерности. Наблюдения. Пародии. Упражнения, связанные с манерой речи. Синхро-буфф. Упражнения, связанные с понятиями «воображаемого тела» и «психологического жеста». Состояние и самочувствие как приспособление в действии.

Тема: Мизансценирование. Группировки и мизансцены (5ч)

Секреты «лево-право». Просцениум. Первый. Второй и третий планы. Рельеф. Статические композиции. Динамические этюды с переходом с одной стороны сцены на другую. Сюжетные этюды в движении с максимальным использованием планов и рельефов. Пейзаж.

Тема: Общение и взаимодействие (7ч)

Борьба и предмет борьбы. Поступок. Мотив. Конфликт. Пристройки и приспособления. Воздействия на партнера в желанном направлении. Отношение к партнеру, сложившееся в процессе сценического действия. Этюды на пристройку. Этюды на разные виды общения.

Раздел «Сценическая речь» (45ч)

(усложнение заданий первого и второго годов)

Тема: Речевой тренинг (8ч)

Подготовительный комплекс. Разогрев суставов. Дыхательный комплекс. Разогревающий массаж. Посыл звука. Переход к речевому способу произнесения. Артикуляционная гимнастика. Развитие диапазона голоса. Работа над просодической стороной речи. Работа над интонацией.

Тема: Дыхание (4ч)

Работа над дыханием. Тренировка дыхательных мышц. Дыхательные упражнения со специально подобранными физическими движениями, дыхательные упражнения в положении лёжа, сидя и стоя, тренировка дыхания в быту, тренировка дыхания при чтении текстов; упражнения с использованием мысленных образов; упражнения для развития носового дыхания; упражнения для тренировки полного типа фонационного дыхания; упражнения, направленные на вентиляцию лёгких; упражнения на развитие и укрепление мышц на тренировку самопроизвольного выдоха; упражнения из «парадоксальной гимнастики». Укрепление опоры звука. Работа над дыханием по различным системам.

Тема: Голосоведение (4ч)

Тренировка волевой экспрессивной речи; упражнения на развитие тембрового слуха; упражнения для активизации звука в головном резонаторе; упражнения на воспитание тихого голоса, не теряющего выразительности и внятности; распределение звука по регистрам; тренировка артикуляционного аппарата.

Тема: Дикция (4ч)

Дальнейшая отработка произношения звуков в различных сочетаниях и позициях.

Тема: Орфоэпия (4ч)

Работа над нормами литературного произношения.

Тема: Речь в движении (4ч)

Речевые этюды. Слово – мимика – жест. Комплекс упражнений для распределения звука и слова в сценическом пространстве. Комплекс упражнений со сложными движениями. Упражнения со скакалками. Воспитание ансамблевого мышления.

Тема: Работа над текстом (17ч)

Речевое поведение персонажа. Речевое поведение персонажа в парных ситуациях. Работа над речевыми характеристиками. Эмоциональная окраска. Ритм. Интонационная гибкость. Овладение вниманием слушателя. Использование пауз. Правила работы со знаками препинания. Ритмика и мелодика речи.

Раздел «Сценическое движение» (30ч)

(усложнение заданий первого и второго годов)

Тема: Воспитание гибкости и ловкости по методике Дроздина А.Б. (3ч)

Всестороннее развитие тела путем разнообразной тренировки. Повышение подвижности отдельных частей тела и общей гибкости. Упражнения для развития пассивной гибкости. Упражнения для развития активной гибкости.

Тема: Воспитание силы и выносливости (3ч)

Укрепление мышц тела. Динамические упражнения. Упражнения для развития взрывной силы. Сочетание силы и гибкости. Повышение выносливости. Подвижные игры. Выработка психической устойчивости по отношению к чувству усталости.

Тема: Развитие координации (3ч)

Координационные упражнения для рук в 3-х плоскостях и со сменой плоскостей. Разноритмичные движения. Сочетание движений рук и других частей тела, рук и ног в различных ритмических рисунках. Рече-двигательная и вокально-двигательная координация. Сочетание ритмизованной речи с аритмичным движением со сменой скоростей и расстояний.

Тема: Равновесие (3ч)

Совершенствование группового равновесия, повышение устойчивости тела путем удержания равновесия в разных позициях:

-         на уменьшенной опоре;

-         на возвышении;

-         на неустойчивой опоре;

-         при смещении тела относительно опоры;

-         упражнения с использованием перевернутых позиций.

Динамическое равновесие. Парные упражнения на равновесие

Тема: Жонглирование (3ч)

Жонглирование 2-мя, 3-мя предметами. Индивидуальное жонглирование. Парное жонглирование. Этюды на жонглирование.

Тема: Парный тренинг по методике Дроздина А.Б. (3ч)

Освоение основных элементов групповой акробатики. Поддержки: на бедрах лицевая, «полуколонна», под живот на ступни, под спину на ступни. Седы. Стойки. Входы на плечи. Перевороты. Сальто назад по спине партнера. Боковое колесо вдвоём. Элементы эксцентрической акробатики: групповые кувырки. Групповые игровые упражнения, «карусель», «центрифуга» и т.д. Элементы акробатических танцев.

Тема: Элементы акробатики с использованием мебели и реквизита (3ч)

Кувырок в кольцо. Кувырок «восточный» с палкой. Кувырок «восточный» со стаканом. Кувырок из положения «стоя на стуле», «сидя на стуле», кувырок по столу вперед, назад, перекидка со стола, колесо по стулу.

Тема: Эксцентрика (3ч)

«Весы». «Коробейник». Опрокидывание партнера. Переворот назад с опорой на спину партнера. Переворот назад с опорой на бедро партнера, боковое колесо вдвоем, прыжок на грудь, нанайская борьба, прыжок на спину.

Тема: Элементы акробатики (3ч)

Шпагаты. Мосты («Радуга», «Тоннель», «Скрученный мост»). Стойки: «Березка», «Саранча», стойка на голове, на голове и локтях, стойка на руках. Перекаты: вперед-назад, пригнувшись с колен, через плечо назад, «рыбка». Кувырки: длинный, кувырок прыжком, проходной, восточный, назад. Перекидки: вперед, назад, перевороты колесом в сторону, «по канату», через 1 руку, «катящееся бревно», «катящаяся пружина», «червячок», «торпеда», «гусеница», «шагающий мостик» и т.д.

Тема: Сценический бой (3ч)

Падение назад, вперёд («винт», «качели»), с колен, со стула, прыжком со стула вперёд, назад. Отработка основных ударов ногами, руками, броски.

Оценка ударов в пах, под живот, в лицо (прямой, боковой, апперкот), в спину, под коленку. Отбирание оружия у противника. Подготовка постановочных боёв и драк.

Раздел «Пластика» (40ч)

(усложнение заданий первого и второго годов)

Тема: Пластический тренинг (10ч)

Упражнения для рук. Реакция на раздражитель. Умение сосредотачиваться на самом себе, своих нервах, мышцах. Этюд «Месть». Этюд «Дуэль».

Тема: Скорость и темп (5ч)

Упражнения на движения со сменой темпа. Смена темпа по сигналу.

Тема: Координации (5ч)

Согласование нескольких видов движений одновременно. Координация движений в зависимости от действий партнера. Взаимная координация простых и сложных движений.

Тема: Движение в мизансцене (10ч)

Движение в мизансценах по сигналу. Движение в соответствии музыкальной фразе. Работа по запрограммированному рисунку.

Тема: Сочетание скорости движения и речи (10ч)

Сочетать скорость движения со звучанием.

Раздел «Анимация» (60ч)

Тема: Составление игровых и конкурсных программ (15ч)

Выбор тематики и подбор игровых заданий. Секторные, творческие, игры на местности.

Тема: Игротека (17ч)

Подбор и отработка игрового материала.

Тема: Специфика работы с подростковой аудиторией (10ч)

Знакомство с возрастными особенностями подростковой аудитории, их интересами.

Тема: Написание тематических сценариев (18ч)

Этапы работы над сценарием. Подготовка сценариев на различную тематику.

Раздел «Основы психологии личности» (32ч)

Тема: Личность и межличностные отношения (6ч)

Коммуникативные игры. Психофизические тренинги.

Тема: Деятельность (4ч)

Психофизическая разминка. Деятельность ради деятельности.

Тема: Индивидуально-психологические особенности личности (6ч)

Тесты, тренинги, игры. Мотивационная сфера личности. Исследование направленности личности.

Тема: Психология роли (16ч)

Работа над типами героев. Составление характеристики героя. «Примеривание» роли к исполнителю.

Раздел «Работа над малыми театральными формами» (18ч)

Тема: Массовые праздники (18ч)

История. Формы, виды и жанры. Подготовка театральных представлений к массовым праздникам. Участие в массовых воспитательных мероприятиях различного уровня.

Раздел «Работа над спектаклями» (100ч)

Тема: Возникновение замысла (10ч)

Чтение пьесы. Изучение материалов, раскрывающих эпоху, в которой происходит действие пьесы. Разбор. Определение темы, идеи, жанра, стиля. События. Событийный ряд. Конфликт. Анализ поступков героев. Определение атмосферы спектакля. Поиск выразительных средств для её передачи. Работа над образами героев. Этюды на события пьесы, характер героев, создание атмосферы.

Тема: Оформление спектакля (20ч)

Подбор музыки, изготовление бутафорских изделий, декораций, пошив костюмов, репетиция вокальных партий и постановка танцевальных номеров к спектаклю.

Тема: Выпуск спектакля (70ч)

Разбор. Репетиции. Прогоны. Генеральные прогоны.

Раздел «Внутристудийная работа» (10ч)

Выборы органов самоуправления.

Организация внутристудийных праздников: «День театра», «День варенья», «День матери», «Возьмёмся за руки, друзья», «Кто на свете всех милее», «Есть еще рыцари», «Новогоднее чудо» и др.

Конкурс авторских и игровых программ.

Театральные творческие вечера, литературные гостиные. «Летние гастроли» (отдых в детских оздоровительных лагерях). Поездки в театр. Участие в фестивалях, конкурсах.

Раздел «Итоговые мероприятия» (5ч)

Выпускная игровая программа «Золотой ключик». Итоговая литературно-музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась». Выпускные спектакли «Алиса в стране Чудес» (Л. Кэрролл), «Я просто рыжий клоун» (Е. Ткачева), «Я всех вас люблю» (И. Тонунина).

Раздел «Спектакли. Выступления. Концертная деятельность» (40ч)

Прогнозируемый результат

Учащиеся должны знать следующее: основные театральные термины и понятия, основы актерского мастерства, основы хореографии, основы написания сценариев и игровых программ, этапы работы над спектаклями, историю театра, основные особенности сценической речи в современном театре, способы создания необходимой зрительной иллюзии.

Учащиеся должны уметь: самостоятельно работать над образом роли, создавать этюды по обстоятельствам пьесы, находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах, создавать яркие и точные актерские образы, владеть эмоциональными реакциями и состояниями речи, исполнять монолог, учитывая речевую характеристику образа, владеть речевым общением; владеть основами хореографии, продуктивно работать в танцевальных номерах и эпизодах, доносить до зрителя хореографический образ; исполнять хореографические композиции и номера на хорошем техническом и эмоциональном уровнях; исполнять вокальные партии из спектаклей, создавая образ героя; самостоятельно составлять и проводить игровые программы, писать сценарии мероприятий различного уровня и проводить их; осуществлять сценические падения.

Учащиеся должны обладать следующими навыками: технического приёма безопасного выполнения пластических трюков; самостраховки и страховки партнера; сценического боя; владения словесными действиями в спектакле; основ бережного отношения к голосовому аппарату;технической отработки трюковой пластики, чистоты исполнения и зрительской выразительности при полной безопасности осуществления этих приёмов.

Все эти знания и умения позволяют ему чувствовать себя достойно и уверенно при поступлении в театральный ВУЗ.

Методические условия реализации программы

Специфика организации образовательных процессов в театральном коллективе предполагает использование следующих форм работы с учащимися: беседы, тренинги. мастер-классы, творческие лаборатории, конкурсы и фестивали, литературные гостиные, концертные программы, спектакли, вечера встреч.

Методы организации воспитательного процесса:

  • Ø наблюдение;
  • Ø убеждение;
  • Ø стимулирование;
  • Ø создание ситуации успеха для каждого.

Занятие строится по логике театрального действа:

  • Ø предлагаемые обстоятельства;
  • Ø сквозное действие;
  • Ø сверхзадача;
  • Ø препятствия, которыми наполнено занятие.

Педагогические методы для всех дисциплин театрального образования и воспитания, используемые при реализации данной программы:

  • Ø метод полных нагрузок – построение занятий без пауз;
  • Ø тренинг – цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений, разбитых на комплексы, между которыми существует логическая связь;
  • Ø метод ступенчатого повышения нагрузок – постепенное и неуклонное повышение нагрузки, доводя студийца до пределов его возможностей и давая ему возможность превратить максимальные нагрузки в привычные;
  • Ø метод игрового существования – только апеллируя к воображению учащегося, можно добиться положительных результатов;
  • Ø метод импровизации – даёт возможность выявить у учащегося скрытый потенциал, а также помогает провоцировать студийцев на контактность, открытость, позитивное отношение к себе, друг другу и окружающему миру в целом.

Методы диагностики: анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ работы над ролью в спектакле.

Формы аттестации: итоговые занятия – зачёты по речи, по пластике; открытые занятия по мастерству актера, сценическому движению, сценической речи. Главный итог работы – выпуск спектакля. В конце года творческий отчет театра-студии.

Литература для педагогов

  1. Бутенко, Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. 3-е издание / Бутенко Э. – М.: ВЦХТ, 2007. – 160 с.
  2. Введенская, Л.А. Культура речи / Л.А. Введенская. - Ростов н/Д,2000 – 286 с.
  3. Воронова, В.Л. Воспитание учащихся в игре / В.Л. Воронова. - М. – 1979 – 148 с.
  4. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.
  5. Гиппиус, С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006 – 377 с.
  6. Голубовский, Б. Пластика в искусстве актера / Б. Голубовский – М., 1986. – 123 с.
  7. Дроздин, А.Б. Физический тренинг по методике А.Дроздина / А.Б. Дроздин. – М.: ВЦХТ, 2004, - 160 с.
  8. Дудзюк, З.I. Зачараванасць тэатрам / З.I. Дудзюк. - Мн.: БДУ,2005 г.
  9. Ершова, П.М. «Техника актерского искусства»./ П.М. Ершова. - М.: 1959г.
  10. Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера / Б.Е. Захава. – М., 1982, – 89 с.
  11. Зарембо, Т.В. Методические рекомендации и программа курса «Театральные игры» / Т.В. Зарембо. – Брест.:ЦМТ,2005– 46.
  12. Иванов, И.С. Воспитание движений актера / И.С. Иванов, Е.С. Шишмарева. – М.: ГИХЛ, 1937, – 155 с.
  13. История театра. Энциклопедия. – М.: Искусство,2005, – 876с.
  14. Карпов, Н.В. Уроки сценического движения / Н.В. Карпов. – М.: Искусство, 1999 –136 с.
  15. Киселева, Н.В. Основы системы Станиславского / Н.В. Киселева, В.А. Фролова.– Ростов н/Д.: Феникс, 2000 г.
  16. Кнебель, М.И. Поэзия педагогики / М.И. Кнебель. – М.: Искусство, 1984 – 190 с.
  17. Коваленко, Г.П. Технологии проектирования образовательных программ / Г.П. Коваленко. - Мн.: Асвета, 1999 – 236с.
  18. Козлянникова, И.П. Сценическая речь / И.П. Козлянникова. - М.:, 1976 г.
  19. Коха, И.Э. Основы cценического движения./ И.Э. Коха. - М.: Просвещение, 1976 г.
  20. Кристи, Г.В. Воспитание актера школы Станиславского / Г.В. Кристи. - М., 1978.
  21. Ласковая, Е.В. Сценическая речь: Методическое пособие / Е.В. Ласковая. – М.: ВЦТХ 2005. – 144 с.
  22. Матыцина, И.Г. Коммуникативная игровая деятельность как средство гуманистического воспитания / И.Г. Матыцина. - Мн. : Мы – учащимся, 1999 – 46с.
  23. Мир культуры. Энциклопедия. – Смоленск Русич, 2001 г.
  24. Молочников, С.Г. Модели учебных программ в учреждениях внешкольного воспитания и обучения //Пазашкольнае выхаванне 2005. № 7
  25. Немировский, А. Пластическая выразительность актера / А. Немировский. - М.: Искусство,1988 г.
  26. Никитин, В.Н.Пластикодрама / В.Н. Никитин. – М.: Асвета, 2004 г.
  27. Попов, П. «Театральная педагогика». / П. Попов. - М.ВЦХТ, 2005г.
  28. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения с 11-летним и 12- летним сроком обучения с театральным обучением: Основы актерского мастерства. Основы сценической речи. Основы сценического движения. Танец. Вокал. Отечественная и мировая художественная культура, и история театра. Под ред. Г.И. Бондаренко.-Мн.: Национальный институт образования, 2004 г.
  29. Рубина, Ю.Р. Театральная самодеятельность в школе / Ю.Р. Рубина, Е. Завадская. - М. Просвещение, 1983г.
  30. Савкова, З.В. Техника звучащего слова / З.В. Савкова. – М.: Искусство, 1988 г.
  31. Сивинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: конспект лекций для студентов пед. специальностей ВУЗов / под общ. ред. Е.Ф. Сивалинской. – Мн.: Экоперспектива, 2009. – 208 с.
  32. Совков, З. Как сделать голос сценичным. / З. Совков. –М.: Искусство, 1975 г.
  33. Стромов, Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. Пособие для театра и культ.-просвет. учеб. заведений и коллективов худож. самодеятельности / Ю.А. Стромов. - М.: «Просвещение», 1975. – 80 с.
  34. Сценическая речь. М.: ГИТИС, 2003.
  35. Театр-студия «Дали»: Программы. Репертуар. Уроки. М., 1997.
  36. Успенская, Л.П. Учись правильно говорить / Л.П. Успенская, М.Б. Успенский. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1995 г.
  37. Филимонов, С.В. История мировой художественной культуры / С.В. Филимонов. - Мозырь: Белый ветер:1997 г.
  38. Чехов, М. Путь актера. Литературное наследие, в 2-х томах / М. Чехов. М. Искусство: 1996 г.
  39. Черноморов, А.И. Практикум по выразительному чтению / А.И. Черноморов, А.И. Шустова. - М.: Искусство, 1970 г.
  40. Шахматов, Л.М. Сценические этюды / Л.М. Шахматов, В.К. Львова. – 3-е изд., испр., доп. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2006, - 240 с.
  41. Шмойлов, М. Мастерство актера. Упражнения и игры начального этапа обучения / М. Шмойлов. – М.: ЛГИТМИК, 1990 – 48 с.

Литература для учащихся

  1. Абрамцева, Н.В. День рождения / Н.В. Абрамцева. – М., 1990.
  2. Алянский, Ю. Азбука театра / Ю. Алянский. – Л., 1990.
  3. Артеменко, З.В. Азбука форм воспитательной работы: Справочник / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская. – Мн.: Новое знание, 2001. – 315 с.
  4. Букарина, Е.П. Наши талантливые малыши / Е.П. Букарина. – Ярославль, 2006.
  5. Горбина, Е.В. В театре нашем / Е.В. Горбина, М.А. Михайлова. – Ярославль, 2001. – 125 с.
  6. Ершова, А.П. Актерская грамота подросткам. / А.П. Ершова. - Ивантеевка, 1994. – 178 с.
  7. Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». №№ 1–12, 2007-2009.
  8. Иванова, Э.И. Писатели мира учащимся / Э.И. Иванова. – М., 1991.
  9. Карасева, В. Выступайте с нами / В. Карасева. – М., 1963. – 118 с.
  10. Лаўшук, С. Казкі для сцэны / С. Лаўшук. – Мн., 1995. – 46 с.
  11. Мовчан, Т.Л. Творческо-игровая программа смена – фестиваль «Театр юного зрителя» / Т.Л. Мовчан. - Мн.: БГУ,2004 г.
  12. Театр круглый год / Под.ред. С. Петровой – М., 2007. -№2
  13. Побединская, Л.А. Жили-были сказки / Л.А. Побединска.– М., 2003.
  14. Першин, М. Пьесы-сказки для театра / М. Першин. – М., 2008г.
  15. Филипенко, Е. Нескучные каникулы / Е. Филиппенко. – Ярославль, 2005. – 123 с.
  16. Хочу на сцену! / Автор-сост. Л.Б. Белянская. – Д.: Сталкер, 1997. – 448 с.
  17. Я люблю тебя… стихи: для ст. шк. возраста / Сост. М.А. Зеленкова. – Мн.: Маст. лит., 2003. – 159 с.