Ошибка :

Показать отладочную информацию

Театр пластики
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Театр пластики

Богдан Л.М., руководитель театра пластики учреждения образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи»

Пояснительная записка

Программа театра пластики основывается на синтезе двух видов искусств: театра и танца. В программе соединены пластические, ритмичные движения с философией театра, образностью и перевоплощением. Танец всегда занимал значительное место в системе эстетического воспитания и творческого развития учащихся. Театр пластики развивает фантазию, грациозность движений, духовную и физическую красоту. Созерцание и исполнение красивых пластических движений вызывает у воспитанников чувства радости и восхищения.

Программа содержит методические рекомендации для педагогов и руководителей кружков театрального направления учреждения дополнительного образования детей и молодежи. Программа помогает компенсировать средствами драматургии, пластики, музыки, недостаточное внимание современной педагогики к эмоциональной сфере личности учащегося; содействует развитию его творческих способностей, раскрытию внутреннего мира. Театр пластики – это первый шаг к преодолению скованности учащихся, развитию такого важного качества как смелость публичного выступления. Занятие театральной пластикой способствует развитию правильной и красивой осанки, вызывает положительные эмоции, хорошее настроение. В процессе занятий учащиеся освобождаются от косолапости, сутулости, поднятых плеч, тяжелой походки.

Огромно влияние занятий на формирование самоуважения учащегося. Коллективное творчество помогает многим стать лучше, увереннее, интереснее.

Специфика программы заключается в особенностях театра пластики, где исполнитель существует в постоянном синтезе актерской игры и танца, музыки и пластики, пантомимы и клоунады. Знакомясь с языком театра, учащийся погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусств. Занятия пластикой направлены прежде всего на гармонизацию взаимодействия подвижного тела, разума и эмоций.

Цель программы: формирование творческой личности владеющей пластикой собственного тела, стремящейся к гармонии человеческих взаимоотношений.

Исходя из этой цели формируются следующие задачи:

  • развивать пластическую фантазию учащегося;
  • создать творческий коллектив театральной пластики;
  • развивать физические способности учащегося, легкость и координацию движений, ловкость и подвижность;
  • развивать основные психофизические процессы и личностные качества учащихся (восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазию, воображение, коммуникабельность, чувство ритма, смелость публичного самовыражения);
  • обогащать духовный мир ребёнка, формировать потребность в самореализации и самовыражении;
  • развивать музыкальный вкус;
  • способствовать укреплению здоровья учащихся;
  • расширять круг общения учащихся, получать радость совместного творчества;
  • совместно организовать культурно-досуговую деятельность.

Осуществлению поставленных задач способствует широкий спектр упражнений, заданий и игр, которые позволяют учащимся с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий, становиться более раскрепощенным, контактным, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Для  организации культурно-досуговой деятельности, создания комфортной творческой атмосферы, активизации познавательных интересов в детском театральном коллективе проводятся  различные мероприятия: участие в детских театральных фестивалях, мероприятиях Центра, посещение спектаклей профессиональных и самодеятельных театров, встречи с членами других детских театральных коллективов, взаимное общение учащихся из различных творческих объединений. Тематика и формы таких мероприятий должны отвечать интересам и запросам участников  театрального коллектива.

Организационные условия реализации программы

Учащиеся делятся на возрастные группы, но в дальнейшем, учитывая индивидуальность каждого, возможна иная корректировка состава, независимо от возраста. Это объясняется тем, что на первом этапе выявляется степень подготовленности учащихся и создается более однородный состав в группе, что благотворно сказывается на результате работы в коллективе.

Обучение проводится в форме групповых и мелкогрупповых занятий, однако, это не исключает необходимости индивидуального подхода к учащимся.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

На первом году обучения планируется создание двух групп:

I группа – 11-13 лет – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

II группа – 14-16 лет – занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Общее количество часов в год – 216. Из них групповые занятия в I группе – 176 часов, мелкогрупповые – 40 часов; во II группе 190 часов групповых занятий, мелкогрупповых – 26 часов.

На занятиях первого года обучения происходит знакомство с основами движения, учащиеся начинают общаться с педагогом на одном «языке», приобретают навыки, необходимые для дальнейших занятий.

На втором году обучения состав воспитанников почти не меняется, и количество групп остается прежним.

III группа – 12-14 лет – занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.

IV группа – 14 лет и старше – занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.

Общее количество часов в год – 216. Из них групповые занятия в III группе – 188 часов, мелкогрупповые – 28 часов; в IV группе 178 часов групповых занятий, мелкогрупповых – 38 часов.

Второй год является основным по объему и качеству занятий.

Количественный состав групп:

1-ый год обучения – 12-15 человек;

2-ой год обучения – 10-12 человек.

В учебно-тематическом плане предусмотрен большой объем репетиционно-постановочных часов, поэтому занятия могут проводиться как со всем составом, так и по подгруппам.

Занятия необходимо проводить в просторном, хорошо проветриваемом помещении, которое должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и правилам противопожарной безопасности.

Кадровое обеспечение

Педагог c  хореографическим образованием

Материально-техническое обеспечение

Для занятий необходимы гимнастические коврики, CD-проигрыватель, аудиозаписи, рабочий реквизит, гимнастические скакалки, элементы сценических костюмов, сменная обувь и форма.

Учебно-тематический план

1-ый год обучения (11-13 лет)

№ п/п

Тема, форма проведения занятий

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

Беседа, игровые задания

2

1

1

2

Ритмическая гимнастика

Разогревающий комплекс упражнений

35

2

33

3

Сценическое внимание

Упражнения на внимание, работа с партнером, игровые задания

20

2

18

4

Воображаемое пространство и предметы

Упражнения на развитие фантазии. Движение в заданном пространстве с определенной скоростью. Этюды на заданную тему

35

5

20 –

групповые

10 –

мелко-групповые

5

Ритмопластика. Развитие двигательных способностей

Система упражнений. Творческие задания. Упражнения на координацию и равновесие

35

2

33

6

Основы артистической техники

Упражнения на развитие фантазии. Этюды.

27

4

13 –

групповые

10 –

мелко-групповые

7

Репетиционно-постановочная работа

Репетиции

60

40 –

групповые

20 –

мелко-групповые

8

Выступления

Итоговое занятие-концерт

4

4

 

Итого

216

16

200

           

 

Содержание программы 1-го года обучения

Тема 1. Вводное занятие (2ч)

Занятие-беседа, знакомство, обмен мнениями, желаниями, надеждами.

Общее представление о занятиях пластического театра. Цели и задачи театра пластики. Ритм, жест, мимика, поза, пластика как универсальное средство художественной выразительности.

Правила безопасного поведения.

Игра «Давайте познакомимся»

Тема 2. Ритмическая гимнастика (35ч)

Развитие природных танцевальных способностей учащихся, чувства ритма. Снятие психологических и мышечных зажимов. Выработка навыков взаимодействия с партнерами.

Комплексы упражнений и разминка на разогрев (приложение 1).

1 Упражнения для головы и шеи:

ü  «Квадраты и круги»

ü «Метроном»

ü «Черепаха»

2. Упражнения для плеч, грудной клетки:

ü  «Снять пиджак»

ü «Круги плечами»

ü «Ветряная мельница»

ü «Миксер»

3. Упражнения для пояса, тазобедренной части:

ü  «Садимся на мячик»

ü «Наклоны с прогибами»

4. Упражнения для ног, рук:

ü  «Круги от бедра, колена, стопы»

ü «Молот»

ü «Перекаты-выпады»

ü «Прыжки»

Тема 3. Сценическое внимание (20ч)

Упражнения на развитие зрительного и слухового  внимания, память, наблюдательность, воображение.

Упражнения на координацию движений, для улучшения внимания, совершенствования  координации,  равновесия,  контроля над движениями тела.

Парные упражнения (приложение 1)

Упражнения:

«Невидимая нить»

«Фигуры перестановок»

«Змейка»

«Ходьба с изменениями»

              Упражнения:

«Говорящие предметы»

«Насос и мяч»

«Раб ладони»

Тема 4. Воображаемое пространство и предметы (35ч)

Упражнения с воображаемыми предметами. Два типа упражнений:

1. Выполнение упражнений требует значительного физического напряжения и усилий всего тела, например: полить из лейки клумбу, перенести тяжелый предмет.

2.Упражнения на выполнение действий, не связанных с большим физическим напряжением, осуществляются легко, главным образом кистями рук, пальцами, например: нанизать бусы, зажечь свечу и т.п.

Развитие  наблюдательности и воображения, способности сосредотачивать внимание на выполняемом действии и контролировать ход его выполнения, следя за логикой и последовательностью действий.

Работа над этюдами, в которых есть сюжетная основа с логически обоснованными и взаимосвязанными действиями в предлагаемых обстоятельствах.

Практическая работа (приложение 1)

Упражнения:

«Освоение пространства»

«Воображаемые прогулки»

«День рождения»

«Превращения»

Упражнения-этюды:

«Болото» (перепрыгивая с кочки на кочку, отбиваемся от комаров, собираем ягоды и …)

«Букет в вазе» (разные характеры цветов, взаимоотношения; засыхаем – оживаем, увидели бабочку)

Этюд:

«Образы, навеянные музыкой»

Тема 5. Ритмопластика. Развитие двигательных способностей (35ч)

Понятие о ритмопластике.

Развитие двигательных способностей учащихся (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости).

Развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений).

Развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Ритмопластические упражнения и игры, затрагивающие эмоциональный мир учащегося.

Разогревающие упражнения, включающие разогрев тела с макушки головы до пальцев ног.

Практическая работа (приложение1)

Упражнения для развития мягкости и плавности движений:

«Веревка», «Звезда», «Голова».

«Руки», «Корпус», «Стопы», «Осьминог».

Выполнение упражнений с последовательным переходом от напряженного состояния мышц к обычному и затем к расслабленному, плавному движению.

Когда хорошо освоены упражнения в расслаблении и изучена техника плавных движений, можно приступать к выполнению «волны» руками и туловищем.

Упражнение «Волна руками» – последовательное разгибание и сгибание в суставах.

«Волна туловищем»  – участвует каждый позвонок в направлении снизу вверх, сверху вниз, по спирали вниз и вверх.

Образы, используемые в этих упражнениях, – «водоросли», «прокатывание мяча по телу», «руки-змеи», «пар», «веревка».

Упражнение «Волшебный шарик».

Специальные упражнения ритмопластики способствуют повышению выразительности, пластичности движений.

Упражнения:

«За ветром», «Будильник», «Клад».

«С кочки на кочку», «Мираж».

Упражнения:

«Окно»

«Рождение фантастического существа»

Тема 6. Основы артистической техники (27ч)

Упражнения на логику действия с воображаемыми предметами. Этюды на невоодушевленный предмет, наблюдения, перевоплощения, развитие сюжета.

Упражнения на создание образа.

Упражнения:

«Воздушный шар», «Я – краски».

«Освоение пространства», «Зоопарк».

             Этюд.

Этюд «Муравейник».

Этюд «Змея».

Этюд с ключевыми словами, например:

«Гвоздь, стул, стена»

«Праздник, дверь, ключ»

«Ветер, шляпа, дерево»

Разогревающие упражнения.

Содержание разогревающих упражнений:

  1. Рывки и круги руками.
  2. Наклоны крестом резко и свободно.
  3. Повороты и наклоны в сторону с маленькой амплитудой движения на поворотах.
  4. Махи ногами крестом.
  5. Медленные подъемы ног, сидя и лежа.
  6. Прогибы лежа на животе.
  7. Приседания, выпады, отжимания.
  8. Бег и прыжки.

В заключительной части – физическое восстановление, психологическая подготовка к последующей деятельности.

                    Тема 7. Репетиционно-постановочная работа (60ч)

                   Создание танцевальной и пластической композиции как в контексте спектакля, так и в виде отдельной работы.

             Создание образа в пластическом этюде, построение маленьких танцевальных историй, техническое выполнение движений.

             Работа над внутренним эмоциональным состоянием исполнителя, развитие сценического образа, правильности исполнения выразительности.

             Выполнение заданий, этюдов на импровизацию, повторение или разучивание новых танцевальных комбинаций и пластических миниатюр.

 

Учебно-тематический план

1-ый год обучения (14-16 лет)

№ п/п

Тема, форма проведения занятий

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

Беседа, игровые задания

2

1

1

2

Ритмическая гимнастика

Физический тренинг, гимнастическая растяжка, силовой блок упражнений

34

2

32

3

Сценическое внимание

Упражнения на внимание в ощущении движения. Скульптурность и скорость движения в творческих заданиях

25

2

23

4

Элементы акробатики

Упражнения на развитие гибкости, ловкости, равновесия

31

31

5

Пластическая импровизация

Творческие упражнения, этюды, игры

30

4

20 –

групповые

6 –

мелко-групповые

6

Ритмичность и музыкальность в движении

Прослушивание музыкального материала. Разучивание танцевальных движений

30

4

26

7

Репетиционно-постановочная работа

Репетиции

60

40 –

групповые

20 –

мелко-групповые

8

Выступления

Итоговое занятие-концерт

4

4

 

Итого

216

13

203

           

 

Тема 1. Вводное занятие (2ч)

Общее представление о занятиях пластического театра. Цели и задачи театра пластики. Ритм, жест, мимика, поза, пластика как универсальное средство художественной выразительности.

Правила безопасного поведения.

Игра «Давайте познакомимся»

Тема 2. Ритмическая гимнастика (34ч)

Физический тренинг. Упражнения на формирование навыков сценической акробатики, развитие координации движений, реакции, гибкости, динамичности; комплексы упражнений, развивающих физическую силу.

Комплексы упражненией и разминка на разогрев (приложение 1).

1. Упражнения для головы и шеи:

ü «Квадраты и круги»

ü «Метроном»

ü «Черепаха»

2. Упражнения для плеч, грудной клетки:

ü «Снять пиджак»

ü «Круги плечами»

ü «Ветряная мельница»

ü «Миксер»

3. Упражнения для пояса, тазобедренной части:

ü «Садимся на мячик»

ü «Наклоны с прогибами»

4. Упражнения для ног, рук:

ü «Круги от бедра, колена, стопы»

ü «Молот»

ü «Перекаты-выпады»

ü «Прыжки»

Тема 3. Сценическое внимание (25ч)

Упражнения на развитие зрительного и слухового  внимания, памяти, наблюдательности, воображения.

Упражнения, направленные на развитие собранности, умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Упражнение  «Носорог» (приложение 1)

Упражнения на координацию движений.

            Парные упражнения (приложение 1)

Упражнения:

«Невидимая нить»

«Фигуры перестановок»

«Змейка»

«Ходьба с изменениями»

              Упражнения:

«Говорящие предметы»

«Насос и мяч»

«Раб ладони»

Тема 4. Элементы акробатики (31ч)

Специальные упражнения, которые служат дополнением к общему физическому развитию, расширяют динамический диапазон движений, дают возможность комплексного использования всех психофизических качеств.

Шпагаты – положение сидя с максимально разведенными ногами с опорой на всю их поверхность:

- шпагат левый (правый); шпагат прямой;

- полушпагат; шпагат кольцом.

Мосты – дугообразные, с максимальным прогибом, с опорой на ноги и руки спиной вниз:

- мост с согнутыми коленями;

- мост с выпрямленными коленями;

- мост на предплечьях; мост на коленях;

- мост на одну ногу; мост на одну руку.

Упражнения в балансировании:

равновесие тела в различных положениях и на различных точках опоры.

Стойки – статические вертикальные положения, при которых исполнитель находится вверх ногами:

- стойка на лопатках;

- стойка на предплечьях;

- стойка на руках.

Вращательные движения:

перекаты – вращательные движения тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову.

Перекаты вперед:

- из стойки на лопатках;

- прогнувшись из упора лежа;

-прогнувшись с коленей.

Перекаты назад:

- из упора присев в группировке;

- с опорой, опираясь ладонями у плеч.

Перекаты в сторону:

- в группировке;

- выпрямившись.

Кувырки – вращательные движения тела через голову вперед или назад с последовательным касанием опоры.

Перевороты колесом – вращение в сторону через стойку на руках с последовательной и равномерной опорой каждой рукой и ногой.

Упражнения: «Неудобная поза».

Прыжки: «Кузнечик», «Лягушка».

Тема 5. Пластическая импровизация (30ч)

Понятие «импровизация».

Основы пластической импровизации.

Упражнения на неожиданность, мгновенность исполнения.

Главное в импровизации – внезапность творческого импульса, мгновенное нахождение идеи, темы, пластического воплощения, органики сценического действия.

Этюды-наблюдения.

Показ фантастических сюжетов.

Практическая работа (приложение1)

Упражнения:

«Живое препятствие», «Круг», «Характеры», «Если бы я был…», «Голова великана», «Пластический диктант», «Воображаемые прогулки».

Тема 6. Ритмичность и музыкальность в движении (30ч)

Упражнения на рождение пластического образа.

Музыкально-пластические импровизации.

Создание танца-образа из ритмических, выразительных движений, окрашенных тончайшей гаммой музыкальных звуков. Создание музыкального образа пластикой своего тела.

Упражнение:

«Танцующая скульптура»

Упражнения:

«Нити», «Танцевальные картинки», «Копия»

                     Тема 7. Репетиционно-постановочная работа (60ч)

                   Создание танцевальной и пластической композиции как в контексте спектакля, так и в виде отдельной работы.

             Создание образа в пластическом этюде, построение маленьких танцевальных историй, техническое выполнение движений.

             Работа над внутренним эмоциональным состоянием исполнителя, развитие сценического образа, правильности исполнения выразительности.

             Выполнение заданий, этюдов на импровизацию, повторение или разучивание новых танцевальных комбинаций и пластических миниатюр.

Прогноз результативности

Должны знать:

  1. Составляющие процесса органичного сценического действия:  внимание, наблюдательность, эмоционально-мышечная память, координация, логика движения и т.д.
  2. Средства пластического искусства: мимика, пантомимика, жест, поза, движение, импровизация.
  3. Основные театральные термины (например: авансцена, задник, кулисы, карман, грим, декорация, реквизит и т.д.) и виды театрального искусства; отличие театрального искусства от других видов искусств.
  4. Устройство зрительного зала и сцены.
  5. Принцип построения этюда.
  6. О культуре поведения в театре.

Должны уметь:

  1. Ориентироваться в пространстве, чувствовать ритм, двигаться в разных темпах.
  2. Правильно выполнять упражнения, развивающие ловкость, подвижность, гибкость, выносливость, координацию движения.
  3. Расширять диапазон двигательных возможностей, совершенствовать физические и психофизические качества.
  4. Сочетать внешнее поведение игрового образа с его внутренними чувствами, переживаниями посредством пластического движения и пантомимики.
  5. Развивать и совершенствовать язык выразительных движений и эмоционально-пластических взаимодействий путем упражнений и творческих импровизаций.
  6. Выполнять индивидуальные и групповые пластические импровизации на заданную тему или под музыку, передавая характер и настроение музыкальных произведений.
  7. Активизировать ассоциативное и образное мышление; стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению кругозора.
  8. Поддерживать в группе творческую атмосферу, в которой коллективный и личностный факторы были бы уравновешены зонами доверия, внимания, уважения, ответственности.
  9. В качестве зрителей внимательно смотреть показ товарищей, доброжелательно анализировать увиденное и самим придумывать что-то интересное для демонстрации.

Учебно-тематический план

2-ой год обучения (12-14 лет)

№ п/п

Темы,форма проведения занятий

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

Беседа, игровые задания

2

1

1

2

Ритмическая гимнастика

Элементы акробатики

Комплекс упражнений, растяжка мышц, координация и равновесие

30

30

3

Ритмопластика

Творческие задания, этюды.

Упражнения на развитие общей гибкости и отдельных частей тела

30

4

26

4

Танцевальная импровизация

Упражнения на органическое существование тела и музыки в пространстве

40

2

38

5

Артистическая характерность в пластических импровизаций

Рождение пластического образа в упражнениях-этюдах

30

2

20 –

групповые

8 –

мелко-групповые

6

Театральные игры

Игровые задания

20

20

7

Репетиционно-постановочная работа

Репетиции

60

40 –

групповые

20 –

мелко-групповые

8

Выступления

Итоговое занятие-концерт

4

4

 

Итого

216

9

207

           

 

Содержание программы 2-го года обучения (12-14 лет)

Тема 1. Вводное занятие (2ч)

Повторение и закрепление  пройденного материала.

Игровое упражнение «Приветствие инопланетян».

Правила безопасного поведения.

Тема 2. Ритмическая гимнастика. Элементы акробатики (30ч)

Система пластических упражнений на установку, совершенствование и поддержание правильной осанки и походки. Выработка приемов для самостоятельной работы по их коррекции:

ü жесткий удар пяткой;

ü шаркающая походка;

ü вихляние бедрами;

ü чрезмерная выворотность ног;

ü вялость мышц корпуса и т.д.

            Упражнения на развитие гибкости, силу мышц, растяжка. Совершенствование скоростных качеств тела: расширение диапазона скоростей, повышение реактивных возможностей.

Упражнения на повышение чувства равновесия и связанной с ним устойчивости тела.

Акробатические уровни: шпагаты (поперечный и продольный), «мосты» (на ногах и на коленях), стойка на руках (с прогибом корпуса), стойка на лопатках («березка»), перевороты вперед и назад, колесо.

Повышение подвижности отдельных частей тела и общей гибкости осуществляется с помощью всевозможных сгибаний и разгибаний, отведений и приведений, поворотов вправо и влево (внутрь и наружу), круговых движений (рук, тела, ног), «скручиваний» и «смещений» отдельных частей тела, чередования и сочетания этих движений в различных комбинациях.

Тема 3. Ритмопластика (30ч)

Развитие двигательных способностей, гибкости и пластичности.

Классификация упражнений:

ü разогревающие;

ü основные;

ü импровизационные.

         Разогревающие упражнения ориентированы на биохимические звенья опорно-двигательного аппарата и предназначены для разминки каждого звена в отдельности.

В работу включаются:

движения головы;

движения туловища в грудном и поясном отделах.

               Упражнения для развития гибкости: маховые, маятниковые движения отдельными частями тела с постепенным увеличением амплитуды и скорости движения.

Рывковые движения – например, резкое разведение рук в стороны в горизонтальной плоскости.

Растяжение мышц за счет медленного напряжения.

Упражнения на силу и гибкость в статических позах и стойках (равновесие)

Упражнения:

«Резиновый мяч», «Липучка», «Прыгающая пружина»

Основные упражнения осуществляются в конкретных предлагаемых обстоятельствах. Активное существование в творческом процессе невозможно без:

  • чувства баланса – умение сохранять устойчивую позицию на различных точках опоры, зависящее от способности управлять центром тяжести, удерживая равновесие в непривычных для тела положениях.

 Упражнение «Баланс на пятках»;

  • чувства координации — умение координировать движения в заданном рисунке и прежде всего управлять своим телом, включая мышцы лица.

Упражнение: стоим на одной ноге, правой рукой зовем, левой – прогоняем, поднятой ногой отталкиваем;

  • чувства скорости – умение управлять скоростью движения, играть скоростями, способность к взрывной реакции, рождающей активное движение;
  • чувства инерции – умение мягко и быстро тормозить и управлять процессом изменения движения. Упражнение: бежим; по сигналу «хлопок» -перед нами возникает «пропасть». Фиксируем позицию на одной ноге. Играем ситуацию баланса. Мягко опускаем поднятую ногу;
  • чувства напряжения – умение управлять своим мышечным напряжением и играть напряжением в пластических заданиях. Упражнение: пытаемся сдвинуть огромный воображаемый камень, упершись в него руками и ногой, сохраняя баланс на одной ноге. По сигналу – смена опорной ноги.

Импровизационные упражнения, созданные на основе обстоятельств, предложенных самими учащимися. Эта работа требует внимания, воображения, фантазии.

Необходимо обращать внимание учащихся на то, чтобы они действовали всем телом, т.е. руки не были оторваны от движений тела. Иными словами, действовали органично.

Упражнения: (приложение 2)

«Пингвины»

«Шалтай-болтай»

«Манекены и тряпичные куклы»

«Дракон»

«Прогулка с вождем»

Тема 4. Танцевальная импровизация (40ч)

Выполнение пластически свободных движений, характеризующих настроение музыкальных произведений.

1.Музыка – фон для движения;

2.Движение – фон для музыки;

3.Движение –  музыка.

Упражнения: (приложение 2)

«Танцевальное зеркало», «Паук», «Цветы и колючки».

«Водоросли», «Танцующий огонь», «Времена года».

«Город роботов».

Тема 5. Артистическая характерность в пластических импровизациях (30ч)

          Упражнения выполняются более разнопланово, объемно, фантазийно, сюжетно. Преобладает более глубокое «звучание» тела, наполненное интересным, гармоничным движением с использованием актерского мастерства, фантазии и свободы выполнения поставленных задач.

Упражнения: (приложение 2)

«Звучащие игрушки»

«Назойливая муха»

«Дополни картину»

Тема 6. Театральные игры (20ч)

Воспитательные и развивающие возможности игры как средство изучения особенностей общения учащихся, возможность преодоления внутреннего конфликта, самообновления, самоусовершенствования, стимулирования положительного эмоционального состояния.

Игра как способ моделирования ситуации, принятия игровых ролей.

Виды и типы игр и их значение.

Игра, развивающая внимание, память, наблюдательность.

Проведение игр, развивающих навыки действия с воображаемыми предметами, способность превращать предметы, искренне верить в любую воображаемую ситуацию

Игры: (приложение 2)

«Путаница»

«Заколдованный»

«Займи такую же позу»

«Дрессировщики»

«Повтори движение»

Тема 7. Репетиционно-постановочная работа (60ч)

Создание танцевальной и пластической композиции как в контексте спектакля, так и в виде отдельной работы.

    Создание образа в пластическом этюде, построение маленьких танцевальных историй, техническое выполнение движений.

    Работа над внутренним эмоциональным состоянием исполнителя, развитие сценического образа, правильности исполнения выразительности.

    Выполнение заданий, этюдов на импровизацию, повторение или разучивание новых танцевальных комбинаций и пластических миниатюр.

Учебно-тематический план

2-ой год обучения (14 лет и старше)

№ п/п

Темы, форма проведения занятий

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

Беседа, игровые задания

2

1

1

2

Ритмическое развитие

двигательных способностей, гибкости и пластичности

Упражнения на развитие психофизического аппарата учащихся, растяжка мышц, подвижность тела. Творческие задания

56

2

54

3

Основы артистической техники

Упражнения на развитие фантазии, творчества, образного мышления. Этюдная форма работы

50

2

20 –

групповые

18 –

мелко-групповые

4

Пластическая и танцевальная импровизация

Мини показы творческих работ

24

2

22

5

Репетиционно-постановочная работа

Репетиции

80

60 –

групповые

20–

мелко-групповые

6

Выступления

Итоговое занятие-концерт

4

4

 

Итого

216

7

209

           

 

Содержание программы 2-го года обучения (14 лет и старше)

Тема 1. Вводное занятие (2ч)

Повторение и закрепление  пройденного материала. Игровое упражнение «Приветствие инопланетян». Правила безопасного поведения.

Тема 2. Ритмическое развитие двигательных способностей,

гибкости и пластичности (56ч)

            Комплексы упражнений ритмической гимнастики, охватывающие все мышечные группы двигательного аппарата.

           Наклоны, махи, выпады, вращения в суставах и другие упражнения, способствующие развитию гибкости, подвижности в суставах, амплитуды движений.

           Занятия проводятся под музыку, которая задает не только ритм, но и темп движения и, как следствие этого, физическую нагрузку.

            Нагрузка: силовая, скоростная, скоростно-силовая.

            Силовая – умеренный темп с большим напряжением мышц.

            Скоростная – максимально быстрый темп в облегченных условиях.

             Скоростно-силовая – быстрое выполнение движений с одновременным силовым напряжением мыщц.

             Выполнение  комплексов ритмической гимнастики в игровой форме. Введение на каждом занятии  в комплекс элемента новизны.

             Танцевальные упражнения, в которых подчеркнута пластичность и музыкальность движений.

             Педагог выполняет упражнения вместе с учащимися.

             Упражнения:

«Резиновый мяч», «Липучка», «Прыгающая пружина»

               Акробатические уровни: шпагаты (поперечный и продольный), «мосты» (на ногах и на коленях), стойка на руках (с прогибом корпуса), стойка на лопатках («березка»), перевороты вперед и назад, колесо.

Творческие задания.

Тема 3. Основы артистической техники (50ч)

Упражнения-импровизации, упражнения-этюды, направленные на развитие фантазии, творчества, образного мышления.

Упражнения на логику действия с воображаемыми предметами. Этюды на невоодушевленный предмет, наблюдения, перевоплощения, развитие сюжета.

Упражнения на создание образа.

Упражнения:

«Воздушный шар», «Я – краски».

«Освоение пространства», «Зоопарк».

Игровые упражнения: (приложение 2)

 «Волшебная корзина»,

«Превращение»

Самостоятельное сочинение этюдов, воспитывающих доброжелательность и коммуникативность в общении со сверстниками:

«Знакомство»,

«Просьба»,

«Угощение»,

«Шляпа»,

«Гвоздь»,

«Клад».

Этюды на эмоции (радость, гнев, грусть, удивление, страх).

Тема 4. Пластическая и танцевальная импровизация (24ч)

Мини-показы творческих работ.

Создание с учащимися темы, атмосферы действия, персонажа. Создание небольшой пластической зарисовки  средствами пластической выразительности в зависимости от характера музыки, темы и атмосферы действия.

Важен сюжет постановки. Фиксируется начальная, кульминационная и конечная точка импровизации.

Ситуации «Дом игрушки», «Оживи картину».

«Дом игрушки». Все находятся в магазине игрушек. По сигналу – учащиеся останавливаются около понравившейся игрушки, далее – сами становятся этой игрушкой.

«Оживи картину». «Художник» выстраивает из учащихся картину, называя персонажей. По сигналу – картина оживает.

Тема 5. Репетиционно-постановочная работа (80ч)

    Создание танцевальной и пластической композиции как в контексте спектакля, так и в виде отдельной работы.

    Создание образа в пластическом этюде, построение маленьких танцевальных историй, техническое выполнение движений.

    Работа над внутренним эмоциональным состоянием исполнителя, развитие сценического образа, правильности исполнения выразительности.

    Выполнение заданий, этюдов на импровизацию, повторение

или разучивание новых танцевальных комбинаций и пластических миниатюр.

Прогноз результативности

Должны знать:

1.Условия преодоления зажимов психологического или физического происхождения.

2.Основные элементы и структурные принципы пластического танцевального этюда.

3.Основные законы сценического поведения – законы активного, целенаправленного и продуктивного действия.

Должны уметь:

  1. Привести себя в течение 15 минут в состояние максимальной работоспособности.
  2. Развивать собственные физические возможности, двигательную активность, чувство ритма, согласованность действий с партнером.
  3. Создавать игровые образы с помощью мимики, жеста, пластики, звука; искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
  4. Передавать в пластических свободных импровизациях характер и настроение музыкальных произведений.
  5. Создавать коллективное импровизированное действие, сочинять пластические этюды.
  6. Концентрировать мышечное внимание и тем самым снимать зажатость и скованность.
  7. Создавать в группе творческую атмосферу. В качестве зрителей внимательно смотреть показ товарищей, доброжелательно анализировать увиденное и самим придумывать что-то интересное для демонстрации.

Главным результатом работы должно стать создание репертуарного, творчески состоятельного пластического театра, в котором играют, танцуют, фантазируют учащиеся.

Методические условия реализации программы

Каждый вид искусства имеет дело с определенным инструментом и материалом. Для актеров пластического театра единственным материалом является он сам: его тело, походка, жесты, мимика, пластика, которые представляют собой универсальные средства художественной выразительности. Развитие чувства ритма, образности, двигательной пластики является обязательным компонентом гармоничного развития учащегося и реализации его естественной потребности в создании и переживании красоты посредством своих телодвижений.

Принципы построения занятий театра пластики:

  • сознательность и активность;
  • систематичность и последовательность;
  • доступность и индивидуальный подход в обучении;
  • повторение и закрепление пройденного материала.

Педагог должен соблюдать принцип минимизации помощи, то есть постепенно уменьшая помощь до того предела, который действительно необходим и оказывая ее только тогда, когда она действительно необходима. Чем больше «открытий» совершит сам учащийся-«актер», тем лучше. Помогать лучше не столько в форме подробных разъяснений или показа, как надо делать, сколько в виде четкой объективной информации о том, что занимающийся делает не так и главное что ему мешает выполнить задание.

Следует обратить внимание, что если в программе материал излагается в определенной последовательности, то на практике методически более оправдана спиральная структура построения. Тема, периодически повторяясь, вновь откладывается в памяти уже в более широком понимании. Умение быстро найти нужную позу (принять акцентное положение тела), придумать выразительную мимику, жесты, походку при разном эмоциональном состоянии побуждает учащихся к постоянной импровизации и творчеству.

Основные формы работы – упражнения, тренинги, этюды-импровизации. В конце занятий учащимся предлагают игровые задания на развитие фантазии, творчества, общения. Главное – усвоить принцип упражнения. Тщательно следовать ему, и тогда можно будет самостоятельно разрабатывать любое количество его вариантов. Начинается освоение упражнения с композиции двух-трех простых элементов, а затем задачи усложняются.

Полученные в процессе обучения навыки реализуются юными актерами в конкретных творческих работах в виде отдельных пластических этюдов, которые соединяются в концертную программу либо спектакль. Эта работа оценивается зрителями, педагогами и коллегами-профессионалами.

 Особое внимание педагог уделяет здоровьесберегающим технологиям (сохранение и укрепление здоровья обучающихся) и опирается в своей работе с учащимися на следующие принципы здоровьесберегающей педагогики: принцип приоритета действенной заботы о здоровье; принцип соответствия содержания организации обучения возрастным особенностям учащихся; сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий; приоритет позитивных воздействий; приоритет активных методов обучения; принцип формирования ответственности  за свое здоровье. Методы здоровьесберегающих технологий: беседы и просветительская работа с учащимися; сканирование состояния учащихся и индивидуальный темп работы на занятиях; применение личностно значимых способов учебной работы; релаксация и снятие физических зажимов; арттерапия.

Приложение 1

Первый год обучения

Ритмическая гимнастика

Упражнения для головы и шеи:

«Квадраты и круги»

Движения головой: вперед-вправо-назад-влево. Всего по 4 «квадрата», меняя направление. Соединяя все эти точки, делаем медленные вращательные движения головой в каждую сторону.

«Метроном»

Медленно дотягиваемся ухом то до левого, то до правого плеча попеременно. Всего 8 движений.

«Черепаха»

Как можно больше вытягиваем шею вперед и так же медленно уводим назад. Всего 8 движений.

Упражнения для плеч, грудной клетки:

«Пиджак»

Делаем движения плечами вниз-вперед-вверх-назад-вниз, фиксируя их, как будто сбрасываем пиджак рывками. Движения напряженные и медленные. Повторить 4 раза. Обратные движения плечами вниз-назад-вверх-вперед-вниз. Повторить 4 раза.

«Круги плечами»

Сначала по 8 движений вверх-вниз и вперед-назад. Добавить круговые движения плечами поочередно в разных направлениях. Заканчиваем плавными круговыми движениями двумя плечами вперед и назад.

«Ветряная мельница»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, прямые руки подняты вверх, кулаки сжаты. Делаем максимально широкие круговые вращения руками, постепенно увеличивая скорость от самой медленной до максимально быстрой. Движения выполняются сначала вперед, затем назад. Руки могут вращаться в разные стороны – одна вперед, другая назад с последующей переменой направления.

«Миксер»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, прямые руки со сжатыми кулаками вытянуты вперед. Вращаем кулаками на себя, работают запястья. Затем к вращению кулаками подключаем вращение локтями в ту же сторону, далее присоединяем к запястьям и локтям плечевые суставы. Таким образом, 3 пары суставов – запястья, локти, плечи – работают одновременно в одном направлении. Далее упражнение выполняется в противоположном направлении.

Упражнения для пояса, тазобедренной части:

«Садимся на мячик»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, немного согнуты в коленях, стопы стоят параллельно, позвоночник прямой. Мы как бы усаживаемся на очень большой круглый мяч. Выполняем по 8 движений: вперед-назад, влево-вправо. Затем делаем квадраты, то есть фиксируем точки. Потом – круги. Это те же движения, только плавные.

«Наклоны с прогибами»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу. Наклоны на 90 градусов вперед, в правую сторону с поворотом корпуса, вперед, в  левую сторону. При наклоне вперед спина должна быть прямая, даже немного выгнутая. При вставании спина прогибается в обратную сторону, похоже на «горбик». При наклоне в сторону плечи развернуты параллельно полу.

Упражнения для ног, рук:

«Круги от бедра, колена, стопы»

Исходное положение: ноги вместе, тяжесть корпуса на одной ноге.

Нога идет от бедра вверх-в сторону-вниз, носок вытянут. По 8 кругов в обе стороны. То же самое с другой ногой. Нога согнута в колене. Круги от колена, носок вытянут. 8 вращений в одну сторону и в другую, меняем ногу. Круги от стопы – по 8 движений в разные стороны.

«Молот»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу. Корпус руками «в замке» максимально вытянут вперед – как бы держим молот. Медленно, с усилием передвигаем «молот» влево-назад-вправо-вперед, то есть корпус делает полный оборот вокруг своей оси. Все тоже в другую сторону.

«Перекаты-выпады»

Исходное положение: присесть на левую ногу, правая прямая нога вытянута в сторону. На счет «раз-два» плавно перенести вес тела на правую ногу, левую вытянуть. При переносе веса тела с ноги на ногу необходимо держаться как можно ближе к полу.

«Прыжки»

Прыжки на месте с продвижениями и поворотами. 4 прыжка на месте. Повернуться на 90 градусов и сделать 4 прыжка, повернуться еще на 90 градусов (оказаться спиной к зрителю), 4 прыжка, повернуться на 180 градусов (лицом к зрителю), 4 прыжка, сделать полный оборот на 360 градусов, 4 прыжка. Все повороты делаются в прыжке.

Вариант. Прыжки с ноги на ногу, постепенно расставляя ноги все шире и шире. Затем, наоборот, прыжки с ноги на ногу, сближая ноги.

Сценическое внимание

Упражнения:

«Невидимая нить»

Предложите учащимся представить, что все ваше тело связано с ними невидимыми нитями, то есть учащиеся становятся как бы вашим отражением в зеркале. Все движения головы, рук, ног, корпуса одномоментно, без отставания воспроизводятся в этом зеркале. Постепенно делайте свои перемещения все более и более неожиданными сложными. В идеале, группа должна передвигаться как один человек.

«Фигуры перестановок»

Производится превращение полукруга, в котором стоят учащиеся, по определенному счету в различные фигуры: треугольник, прямоугольник, овал, восьмерку, лесенку. В каждом из таких превращений надо добиваться точного распределения движений по времени (на определенный счет).

«Координация движений. Рисование»

  Задание: представьте себе, что ваш нос – это кисть для занятий живописью и, сосредоточив все свое внимание на самом его кончике, вы носом-кистью начинаете писать картину. Все ваше тело следует за движениями воображаемой кисти. Далее ею становится плечо, а затем – спина, бедро, колено, ступня и т.д. Ваши непривычные по координации движения начнут обретать осмысленность и выразительность.

«Змейка»

Учащиеся идут по комнате змейкой, в затылок друг другу. Ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы и каналы, а все остальные повторяют его движения. По знаку педагога ведущий переходит в хвост змейки, а следующий становится новым ведущим. 

«Ходьба с изменениями»

Все стоят свободно на площадке. По команде «раз» — все двигаются по залу в направлении вперед. «Два» — движение меняется на обратное направление (спиной). «Три» — повернуться на 360 градусов и продолжить движение вперед, либо назад (в зависимости от того, куда двигались ранее). «Четыре» — скакать на одной ноге. Команды даются в разном порядке: «раз», «три», «два», «четыре» и т.д.

«Говорящие предметы»

Участники берут на себя разные роли (представляют себя каким-либо предметом, живым существом, явлением) и описывают свое состояние, причины своих действий, системы отношений с действительностью. Далее показывают пластическое решение выбранной роли, беспредметное действие, характерное движение. Например: «Я – комнатное растение. Стою на окне. Мне очень хочется пить. Хоть бы кто-нибудь заметил мою печаль…»

«Тень»

Участники разбиваются на пары. Один – «путник», а другой – его «тень». «Путник» идет, а за ним на 2 шага сзади, идет второй человек, его «тень», которая старается точь-в-точь скопировать движения «путника».

«Насос и мяч»

Участники разбиваются на пары. Один – «надувной мяч». Другой – «насос». «Мяч» стоит, обмякнув всем телом на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены. «Насос» начинает надувать «мяч», движения сопровождаются звуком «ш». С каждой подачей воздуха «мяч» надувается все больше и больше, изменяя положение тела. «Мяч» надут. Затем шланг «насоса» выдергивают. «Мяч» сдувается, либо «мяч» может передвигаться в пространстве и «лопнуть».

Варианты: надувать можно игрушку любой формы.

«Раб ладони»

Упражнение выполняется в паре. Ведущий в паре «держит» партнера энергией своей ладони на расстоянии 15 см от любого участка тела (лоб, ухо, плечо, живот, колено и т.д.). Ведущий производит медленные движения ладонью. Задача партнера – не оторваться от ведущей ладони.

«Игра с носорогом»

Один учащийся – «носорог» - ложится спать, накрыв голову, чтобы никого не видеть. Надо подкрасться к носорогу так, чтобы он не слышал шагов, и положить ему на спину монетку. Усложнение: пока один подкрадывается, остальные издают любой шум (напевают, шуршат ногами и т.д.)

 

Воображаемое пространство и предметы

Упражнения:

«Освоение пространства»

Группа распределяется по залу так, чтобы между всеми участниками было одинаковое расстояние. По хлопку одновременно начинают движения. Можно менять скорость движения, свойства пространства (вода, глина, сгущенное молоко…). Главное двигаться всем одновременно, не сталкиваться, сохранять равные промежутки.

«Воображаемые прогулки»

Группа свободно двигается по всей площадке. Один из учащихся (ведущий) называет препятствия, которые группа преодолевает. Например, мы гуляем в лесу. Все изображают соответствующие действия. Вдруг на пути – яма, очень вкусная ягода в густой траве, сломанное дерево, внезапно пошел дождь и т.п. Задача участников: по-своему преодолеть эти препятствия, соблюдая логику и последовательность действий.

«День рождения»

Все стоят по кругу и поочередно дарят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий учащиеся должны показать, что именно они решили подарить.

«Превращения»

Все учащиеся свободно распределяются на площадке. Выбирают двух ведущих, которые по очереди превращают пространство и учащихся в предметы (деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, магазин, берег моря, музей, пещеру дракона, злых волшебников, комариный рой, великанов и т.д.)

Этюд «Образы, навеянные музыкой»

Послушать музыкальные фрагменты разных произведений и обсудить их. Пусть учащиеся попробуют описать те образы, которые возникли в их воображении. Придумать персонажи: предметы, животные, растения... Задача учащихся – найти движения тела под выбранную музыку, похожие на пластику выбранного персонажа. В этом упражнении абсолютно все делается правильно. Важно – у кого интереснее.

Ритмопластика

Упражнения:

«Веревка»

Прямые ноги стоят вместе, руки подняты вверх «в замке». Представляем, что к ногам и рукам привязана веревка, которую одновременно тянут и вниз и вверх. Мы пружина, которую растягивают вертикально. Достигнув максимального напряжения – сброс.

«Звезда»

Из положения «сидя» медленно вырастаем, постепенно вытягивая ноги, корпус, руки в разные стороны. И мы излучаем энергию и свет. Далее «звезда» гаснет, придя в исходное положение. Вырастать и гаснуть можно на определенный счет, отчего будет зависеть скорость выполнения упражнения.

 

Разогревающие упражнения

Все учащиеся стоят свободно на площадке.

Голова:

-       маятник

-       гиря

-       легкий шар на ниточке

-       бутон цветка

-       отбивание головой мяча в разных направлениях.

Руки

Кисти:

-       бобины, сматывающие пряжу

-       красильные кисти (красить разные плоскости)

-       шарики (отбрасывать-ловить)

-       «враги» (борьба)

Кисти в разных жидкостях: правая в воде, левая в тесте, либо в жидкостях разных температур.

Руки – «сухие ветки»

Руки – «змеи»

Руки – «ленты»

Корпус:

-       тяжелый пень

-       ствол тонкой ивы

-       веретено

-       круглый или вытянутый, легкий или тяжелый

-       с тяжелым грузом (на спине, на плечах, на животе)

-       «тесто» (плавное разминание в емкости)

-       «ком снега» (перекаты с набиранием нового слоя)

-       роботы или марионетки

-       привидения (скольжение в пространстве)

Стопы:

-       перекаты с пяточки на носок и обратно

-       круговые движения

-       соскабливание с пола или со стенок емкости краски

-       скольжение по льду

-       вхождение в воду

-       движение по болоту, по комочкам, по гальке, по углям и т.д.

«Осьминог»

Ноги широко расставлены, наклон туловища вперед с опорой на руки. «Переступая» руками, двигаться как можно дальше вперед, ноги остаются на месте. Далее, так же «переступая» в сторону правой ноги, «обойти» ногу. То же проделать в сторону левой ноги. Затем, «переступая» руками, попробовать идти «назад» («за себя») и обратно. Далее, переступаем ногами, а руки не двигаются. Затем «переступают»  все конечности, делая максимальные передвижения на одной точке площадки.

«Волшебный шарик»

Все тело полое: и руки, и ноги. Задание: представьте себе такой волшебный шарик, который внутри вас катается, подчиняясь вашей воле. Для этого придется повертеться – аккуратно и плавно. Покатайте его по всему телу, рукам, голове, ногам, мысленно представляя себе его путь. Чем медленнее будет катиться шарик, тем лучше. Надо «видеть и чувствовать» его движение. Вы как бы пускаете свою мысль вслед за шариком: вот он, медленно крутясь, выкатывается из большого пальца, катится к сгибу…

Глаза следят за направлением движения шарика, хотя виден он только на экране вашего внутреннего зрения.

«За ветром»

Учащиеся бегут друг за другом по залу. Они соблюдают дистанцию, не мешают друг другу, стараются бежать равномерно, учитывая движения впереди бегущего. По сигналу «стена» — все  разбегаются в разные стороны хаотично по площадке и опять в легком, но стремительном беге собираются в том же порядке друг за другом.

«Будильник»

Задание: представьте себя будильником, изобразите движение будильника, попеременно поднимая руки, ноги, можно добавить корпус, придать характер звуку будильника. Отключение.

«Клады»

Откапываем клад, достаем коробку (обозначить вес), пытаемся открыть коробку-ларец, представляя, что там внутри. Открыли. Оценка увиденного. Дальнейшие движения в пластике.

«С кочки на кочку»

Болото. Мы стараемся прыгать с кочки на кочку, чтобы наши ноги остались сухими. Учащиеся становятся друг за другом. При этом они стараются прыгнуть как можно дальше и все по очереди попадают в одни и те же точки – «кочки».

«Мираж»

Все свободно двигаются на площадке, любой человек замирает в определенной позе. Участники продолжают движение, постепенно пристраиваясь к остановившемуся, создавая пластическую картину. Когда картина завершена и все стоят, не двигаясь, «мираж» начинает «осыпаться» как песок. Учащиеся раскатываются по площадке в разных направлениях, встают на ноги и продолжают движение до следующей остановки.

«Окно»

Упражнение выполняется по парам. Между партнерами окно с очень толстым стеклом, через которое звуки не проходят. Вы хотите что-то сказать товарищу. Каждому надо заранее решить, что он собирается сообщить другому. Для этого он может артикулировать губами, писать воображаемые буквы на стекле, объяснять на пальцах. Партнер должен его понять и ответить подобным же образом.

«Рождение фантастического Существа»

Парное упражнение. Один человек – скульптор, а его партнер – глина. Скульптор фантазируя, создают поразительное по красоте и гармонии совершенно неожиданное маленькое Существо. Оно должно ему самому нравиться. У учащегося должно быть ощущение сотворения живого чуда.  Присвоение имени есть важнейший момент, ибо имя – это судьба, способ жизни, это индивидуальность. Далее работает партнер – Существо, которое оживает и со всем на свете сталкивается впервые.  Это очень важно. Существо впервые открывает возможности собственного тела, выясняет, как оно двигается, осязает, обоняет, видит. Оно знакомится с окружающим его пространством, а затем и с другими простейшими существами. Упражнение идет в произвольном темпе.

 

Основы артистической техники

Упражнения:

«Воздушный шар»

Один партнер – легкий воздушный шарик, а другой – точным движением руки дает импульс, то есть, дотрагиваясь до отдельных частей тела своего партнера, посылает его «тело-шарик» летать в разных направлениях. Событие: шар сдулся, лопнул, улетел…

«Я - краски»

Учащийся распределяет пять цветов краски по своему телу, например: локоть – синяя краска, лоб – зеленая и т.д. Перед ним – стена, на которой нужно нарисовать любой рисунок. Варианты: рисовать на полу, потолке, объемные рисунки, разукрашивать все пространство.

 «Освоение пространства»

Мы находимся в тёмной комнате, нужно пальчиками «ощупать» пространство от пола до потолка. Подушечки пальчиков работают очень медленно, т. к. мы не знаем, на что можем наткнуться в темноте. Вторая часть упражнения – включается свет. Мы осматриваемся вокруг и замечаем, что стены, пол и потолок начинают сдвигаться к центру. Необходимо силой рук, ног, головы, спины удержать своё пространство.

 «Зоопарк»

Учащиеся делятся на две группы. Первая находится в клетках, изображает животных, птиц, их движения, повадки. Вторая группа – люди в зоопарке, разглядывают зверей и угадывают, кто кем является. Далее группы меняются ролями.

Элементы акробатики

Упражнения:

«Неудобная поза»

Учащиеся свободно распределены на площадке. Тело принимает самую немыслимую, очень неудобную позу и надо удержаться в ней как можно дольше.

Прыжки «Кузнечик»

Присесть, оттолкнуться двумя ногами и прыгнуть как можно дальше. При этом руки делают широкий мах вверх и назад так, что в прыжке тело вытягивается от кистей рук до пяток. Приземлиться также на две ноги. В момент прыжка тело должно быть натянуто как струна.

«Лягушка»

Согнув колени, наклонить туловище вперёд так, чтобы колени достали до плеч, голову наклонить, руки вытянуть вперёд по направлению движения. Оттолкнувшись двумя ногами, прыгнуть на руки так, чтобы ноги опустились позже, и оказались в исходном положении.

Пластическая импровизация

Упражнения:

«Живое препятствие»

Вся группа движется в одном направлении по кругу в среднем темпе. Вдруг один из участников останавливается, создавая любое оправданное препятствие (ложится поперёк, как бревно, расставляет руки и т. п.). Все остальные участники должны преодолеть препятствие, придумывая разные варианты продвижения вперёд. Обойти препятствие нельзя. Препятствия возникают неожиданно, их может быть несколько в кругу, поэтому каждому участнику нужно быть предельно внимательным к изменениям обстоятельств.

«Круг»

Оба партнёра, находясь по разные стороны, начинают одновременное движение по кругу, точно сохраняя диагональ и скорость движения. Задача: поймать взгляд партнёра, протянуть между собой невидимую нить. Можно менять обстоятельства упражнения: вдруг нить оборвалась, либо партнёр закрутился, либо один задерживает нить, а другой буксует.

«Скульптор и глина»

Два партнёра: «скульптор» и «послушный комок глины». Первый начинает лепить скульптуру, не касаясь её, а задавая направление движения энергетическим импульсом. Важно добиться точного взаимопонимания партнёров в бесконтактном взаимодействии.

«Характеры»

За 2-3 минуты оговорить обстоятельства будущего этюда, в котором один играет роль сильного, другой – роль слабого. Варианты: толстый – тонкий, сытый – голодный, высокий – низкий и т. д.

«Если бы я был…»

Перевоплощение. Каждый участник должен выбрать себе какую-нибудь вещь (абажур, заноза, мороженое и т. п.) и погрузиться в её мир, вообразить себя этой вещью, ощутить её «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что её окружает, как она живёт, что чувствует, о её заботах, пристрастиях, о её прошлом и будущем. Заканчивается упражнение пластической импровизацией с музыкальным сопровождением.

«Голова великана»

Все учащиеся составляют эту голову. Кто-то из них превращается в бровь, кто-то в ухо, кто-то становится глазом, носом. Педагог даёт «голове» простейшие мимические задания: удивиться, рассердиться, улыбнуться и т. д.

«Пластический диктант»

Выразить всем телом простые физические действия: искать, прятать, ждать, тащить, давить, бить, ломать, разделять, поднимать, бросать, трогать, закрывать, разрывать, мять, брать, давать, подпирать, шарить, щупать, цепляться, открывать и т. п.

«Воображаемые прогулки»

Один из учащихся (ведущий) называет препятствия, которые группа преодолевает. Например, мы гуляем в лесу. Все изображают соответствующие действия, вдруг на пути – яма, очень вкусная ягода в густой траве, сломанное дерево, внезапно пошёл дождь и т. п. Задача участников – по своему преодолеть эти препятствия, соблюдая логику и последовательность действий.

Ритмичность и музыкальность в движении

Упражнения:

«Танцующая скульптура»

Все учащиеся замирают в различных интересных позах, объединяясь в одну скульптурную композицию, касаясь друг друга. Далее первый, двигаясь в заданном характере музыкального сопровождения, перемещается в танцевальной импровизации в другую точку зала и замирает. К нему тут же начинает движение другой человек и так далее до тех пор, пока вся скульптурная композиция не «перетанцует» в другое место. Задачи – самостоятельное движение, проявление творческой индивидуальности, способность к фантазии в свободном танце, слияние движения тела с музыкой.

«Нити»

Учащиеся протягивают воображаемые нити от стены до стены, через центр, снизу до потолка и по диагонали. Получаются переплетения паутины. Далее учащиеся двигаются по кругу так, чтобы не коснуться нитей. Подъёмы ног, кувырки, прыжки, прогибы корпуса.

«Танцевальные картинки»

Учащиеся делятся на две или несколько групп. Каждая группа получает задание изобразить танцем какую-либо идею. Например, придумать танец леса во время грозы. Учащиеся сами могут придумать какую-либо историю и изобразить её в танце.

«Копия»

Разделить учащихся на пары. Включить музыку и попросить одного ребёнка из пары проделать несколько произвольных танцевальных движений. Второй ребёнок из пары должен внимательно следить, как двигается его партнёр, а затем повторить все движения. Затем учащиеся меняются ролями. Это задание можно усложнить. Учащиеся делятся на две группы. Первая группа сначала придумывает сюжет для своих танцевальных упражнений, а затем исполняет их. Например, осенние листья, весенний дождь, бабочки на лугу и т. д. Учащиеся второй группы повторяют танец и отгадывают сюжет. После этого группы меняются ролями.

 

Приложение 2

Второй год обучения

Ритмопластика

Упражнения:

«Резиновый мяч»

Сидя в «резиновом мешке», растягиваем его телом в разных направлениях. Движение мощное. Пытаемся выбраться, вылезти из мешка, который нас сдавливает. Мешок, растягиваясь, превращается в резиновый мяч. Далее представляем себе, что мяч покатился и мы внутри.

«Прыгающая пружина»

Подготовка к прыжку: ноги на ширине плеч, ступни параллельно. Сгибая ноги в коленях, группируясь, продвигаясь вниз с напряжением, сжимая «пружину», готовясь к фантастическому прыжку. Сам прыжок легкий и мягкий.

«Липучка»

«Приклеиться» к стене в вертикальном положении. Подняв руки вверх таким образом, чтобы тело касалось стены. Попытаться отклеить каждую точку поочередно, сосредотачивая внимание на тех мышцах, которые в данный момент зажаты.

Разнообразие действий подскажут различные предлагаемые обстоятельства: вырваться из плена, оторваться от «чудо-стены», отклеить от себя «тень»… Упражнение завершается логическим концом: «отклеился», «разморозился», «оторвался».

«Пингвины»

Хаотично на площадке учащиеся имитируют поведение пингвинов. По команде ведущего «хорошая погода» – «пингвины» вразвалочку передвигаются по комнате. По команде ведущего «мороз» – «пингвины» сбиваются в стаю. Те, кто оказываются с краю, должны протиснуться вглубь стаи.

«Шалтай-болтай»

Учащиеся, полностью расслабившись, лежат на полу. Затем одновременно очень медленно начинают двигаться, сохраняя ощущения расслабленности. Постепенно из положения «лежа» учащиеся переходят в вертикальное положение, двигаясь на «мягких» ногах, тело двигается в разных направлениях абсолютно свободно. Получается своеобразный танец «Шалтай-болтай».

«Дракон»

Учащиеся становятся друг за другом, крепко держат впереди себя стоящего за плечи (или за талию). Первый – «голова Дракона», последний – «хвост Дракона». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. В ходе упражнения ведущие меняются.

«Манекены и тряпичные куклы»

Напрячь все тело, стоя в позе «манекена», а затем расслабиться, превратившись в «тряпичную куклу», повисшую на гвоздике. Их снимают с гвоздика и сбрасывают на пол. Варианты: можно добавить движение «тряпичной куклы», когда ею двигает кукловод.

«Прогулка с вождем»

Ведущий – вождь племени предлагает всем переехать в его страну и совершить прогулку по его острову. Он становиться первым, а все остальные в затылок друг другу. Вождь: идет, обходит препятствия, перепрыгивает канавы, крадется за животными, ползет и т.д. Остальные повторяют все то, что делает вождь, и стараются выполнять движения слаженно. Местность и вожди меняются.

Основы артистической техники

«Волшебная корзина»

Все участники стоят в кругу, в центре – «волшебная корзина». Любой участник входит в круг и достает из корзинки воображаемый предмет, который дарит одному из игроков, угадавшему подарок.

«Превращение».

Все участники принимают любой образ неживого существа или предмета. Педагог, касаясь любого учащегося, превращает его в другое существо, которое придумывает учащийся. Все должны обязательно двигаться, могут издавать звуки, но самое важное – форма тела, движение. Превращаясь, участники как бы только появились на свет и изучают все вокруг себя.

Танцевальная импровизация

«Танцевальное зеркало»

Упражнение выполняется в паре. Участники стоят лицом друг к другу. Один – зеркало, другой – тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, пластических жестов и поз отразить различные состояния, а зеркало повторяет выразительные движения партнера.

«Паук»

Освоить простые, скользящие «шаги паука». Попробуйте импровизировать в стремительном движении (огромная муха попала в паутину) соблюдая очередность отдельных движений. Пусть встретятся два паука. Одна из паучьих лап будет повреждена и с ней придется особенно бережно обходиться. Пусть паук будет трусливым, осторожным или храбрым, или ленивым.

«Цветы и колючки»

На одной клумбе вырастают (из положения «сидя») «цветы» и «колючки». Произвольный выбор учащихся. Никто не знает, кто кем вырастет. Взаимодействие между разными характерами, пластикой.

«Водоросли»

В основе танцевальной импровизации лежат волнообразные движения. Представить свое тело мягким и послушным. Мысленно, а затем в действии необходимо поднимать и опускать тело под действием волны.

«Танцующий огонь»

Огонь то разгорается, то затухает, языки пламени то рвутся вверх, то наклоняются под порывом ветра, в разные стороны разлетаются маленькие искры.

«Времена года»

Феи весны, лета, осени и зимы импровизируют свои волшебные танцы…

«Город роботов»

Роботы вышли на улицы города, они сделаны из металла и пластика, их движения резкие и упругие…

 

Артистическая характерность в пластических импровизациях

Упражнения: «Звучание игрушки»

У каждого участника в руках своя воображаемая игрушка со звуком. Все одновременно начинают играть со своими игрушками, активно озвучивая их. Задача заключается в том, чтобы добраться до своего ближайшего соседа и обменяться с ним игрушкой, точно воспроизвести звучание и движение своего нового инструмента. Тренируется навык точного копирования, внимания и воображения.

«Назойливая муха»

Задание: представим, что у нас нет рук и ног, а есть только лицо, на которое садится назойливая муха. Мы можем отгонять ее только движением лица. Главное – гримасничать как можно более активно.

«Дополни картину»

На площадку выходит один участник, который в движении воспроизводит стилистику звучащей музыки. Затем на площадку по очереди выходят все остальные учащиеся, которые должны уловить танцевальную стилистику, предложенную первым исполнителем, и достроить танец.

Театральные игры

«Путаница»

Выбирается ведущий, который покидает помещение. Остальные берутся за руки так, чтобы образовать цепь. Участники запутываются, не разжимая рук, при этом инициатива принадлежит первому в цепи (в процессе запутывания можно перешагивать через сомкнутые руки, переступать через них). Когда образовалась путаница, ведущий заходит в комнату и распутывает участников. Распутывать надо, не разжимая рук игроков.

«Заколдованный»

Учащегося заколдовала фея. Все учащиеся по очереди задают ему разнообразные вопросы. Задача «заколдованного» – отвечать только жестами.

«Займи такую же позу»

Выбирается ведущий и 3-5 игроков. Остальные – «зрители». Выбранные игроки занимают определенные позы, ведущий запоминает их. Игроки «сходят со сцены», а ведущий повторяет их позы в той последовательности, в какой увидел. «Зрители» оценивают правильность воспроизведения поз.

«Дрессировщики»

Поделить  учащихся на пары. Один человек в паре – дрессировщик, другой – зверь. Каждая пара должна придумать какой-либо небольшой веселый номер и показать его. Затем учащиеся угадывают, какие животные выполняли команды дрессировщиков.

«Повтори движение»

Учащиеся становятся в круг. Один из них делает какое-либо движение. Следующий за ним повторяет это движение и добавляет свое; следующий повторяет оба предыдущих движения и добавляет свое и т.д. Тот, кто сбивается, выбывает из игры. Эту игру можно усложнить. Каждому предлагается придумать какое-либо движение и звук.

Приложение 3

Словарь

Средства пластического искусства

  1. Мимика – выразительные движения мышц лица, отражающие внутреннее душевное состояние. С помощью мимики учащийся выражает  свои чувства, настроения. По словам К. Изарда, «Эмоции, выраженные на лице, слышны лучше, чем речь».
  2. Пантомимика – это один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, позе, жестах, которые передают его внутреннее состояние. Так, отрицательные эмоции «сжимают» фигуру человека, а положительные ее «раскрывают». Часто наше тело ясно указывает на то, что отказывается вымолвить язык.
  3. Жест – телодвижение, преимущественно рукой, сопровождающее речь для усиления ее выразительности, или имеющее значение какого-либо сигнала, знака. Побуждая учащегося самому придумывать выразительные и сопроводительные жесты к словам, одновременно специально обучая его нахождению красивых движений, мы тем самым учим его «разговаривать» жестами.
  4. Поза – выразительно застывшая фигура, перерыв, остановка, пауза в движении и действии, которое делает образ пластически разнообразным.
  5. Движение. Обучение учащихся красивым, свободным и выразительным движениям (танцевальным и пантомимическим) формирует у учащегося потребность к красивым движениям. Основой пластических движений являются: физические, образные и специфические танцевальные движения.

Умение быстро найти нужную позу, выразительную мимику, жесты, походку при разном эмоциональном состоянии побуждает учащихся к постоянной импровизации и творчеству.

Литература для педагогов

  1.      Бузук, Р.Л. Театр как феномен культуры и фактор межличностных отношений / Р.Л. Бузук //Мастацкая адукацыя и культура.– 2003.–№4
  2. Немеровский, А. Пластическая выразительность актера /А. Немеровский. – Москва. - 1986.
  3. Зарембо, Т.В. Сборник статей: учебно-методическое пособие / Т.В. Зарембо. – Брест. – 2004. – 91с.
  4. Голубовский, Б. Пластика в искусстве актера /Б. Немеровский. – Москва.- 1986.
  5. Никитин, В.Н. Пластикодрама / В.Н.Никитин. – Москва.- 2004.
  6. Герасимова, О. А. Импровизация шоумена / О.А. Герасимова. – Ростов Н/Д.- 2006.
  7. Гиппиус, С. В. Гимнастика чувств. Актерский тренинг / С.В.Гиппиус. – Санкт-Петербург. - 2006.
  8. Колченеев, Ю.В. Театрализованные игры в школе / Ю.В.Колченеев, Н.М.Колченеева. – Москва.- 2000.
  9. Кох, И. Основы сценического движения / И.Кох. – Ленинград. -1970.
  10. Кряж, В. Н. Гимнастика. Ритм. Пластика / В.Н. Кряж.– Минск.- 1987.
  11. Лопатина, А. 600 творческих игр для больших и маленьких / А. Лопатина, М.Скобцева.– Москва. -2004.
  12. Театр, где играют учащиеся: Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов / под редакцией А. Б. Никитиной. – Москва.- 2001. – 78 с.
  13. Фопель, К. Игры для детских вечеринок / К.Фопель. / Пер. с нем. – Москва.- 2004.
  14. Комплексная программа обучения театральным дисциплинам в театре-студии «Параллель» «Театр, где играют учащиеся» / Сост. Л.Е.Сартакова. – Барановичи.- 2007.- 59 с.

Литература для учащихся

  1. Брук, П. Пустое пространство / П. Брук. - Москва. -1976.
  2. Варакса, Н.Е.Чего не бывает на свете / Н.Е. Варакса, О.М. Дьяченко. – Москва: Знания, 1994.
  3. Пикулева, Н.В. Слово на ладошке / Н.В. Пикулева. – Москва.- 1997.
  4. Родари, Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. – Москва. 1978.
  5. Рутбер, И. Пантомима, движение и образ / И.Рутбер.– Москва.- 1963.