Ошибка :

Показать отладочную информацию

Театр средневековой культуры
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Театр средневековой культуры

Бурносенко А.А., руководитель театра средневековой культуры «Шпильманы» государственного учреждения образования «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Контакт» г.Минска

 

Театр – одна из наиболее ярких, эмоционально насыщенных форм эстетического освоения действительности, одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Театр всегда являлся неотъемлемой частью человеческой культуры.

Знакомясь с языком театра, учащийся погружается в мир игры, литературы, музыки, изобразительного и других искусств. Он учится взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества. Он находит новые способы самовыражения, нахождения своего места в социуме.

Театр имеет длинную и интересную историю. Именно через знакомство с историей какого-либо предмета, через хронологическое наблюдение и освоение театрально-цирковой практики человек может наиболее полно осознать дух, смысловое содержание, идею театрального искусства как такового.

Повышенный интерес к эпохе средних веков объясняется историческими реалиями Беларуси. Именно средневековый период истории был «золотым веком» для Беларуси, когда государство, находящееся на наших территориях (Великое Княжество Литовское), достигло наивысшего расцвета и являлось одним из крупнейших и сильнейших государств Европы.

В процессе занятий учащиеся овладевают языком театра и других видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения культурных ценностей и достижений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности.

Учащиеся получают знания и опыт в области истории и теории театра, знакомятся с особенностями средневековых форм театральных действ, сценической акробатики, движения, танца и фехтования.

Театральные формы эпохи Средневековья требуют от учащегося постоянной импровизации, легкости в общении и владении собственным телом. Работая над такими видами театральных постановок, как моралите и мистерия, учащиеся смогут глубже понять нормы морали и нравственности.

Достаточно много внимания в программе уделяется сценической акробатике и танцевальной культуре как важным элементам карнавальной культуры эпохи Средневековья.

Необходимое условие для хорошего самочувствия исполнителя сценическая свобода. Занятия сценическим движением и пластикой позволяют юным артистам снять внутренний, том числе и мышечный зажим, исполнять движения без смущения, неловкой напряженности, сухой выучки. 

В программу, помимо пластики, вошла также пантомима. Именно занятия пантомимой позволяют подробно разобрать и понять механику работы человеческого тела, почувствовать и проанализировать каждое движение, подойти к пониманию пластического образа.

Программа опирается на работы Г. В. Кристи в последних исследованиях К. С. Станиславского, а также на принципы школы Этьена Декру.

Основное направление работы театра средневековой культуры – подготовка учащихся для сценического воплощения танцевального и пластического разнообразия карнавальной культуры Средневековья.

Целевое назначение программывыявление и развитие творческих способностей и возможностей учащихся, раскрытие их внутреннего потенциала средствами театрального искусства.

Реализация целевого назначения программы базируется на идеях, ценностях и принципах гуманистической педагогики.

Программа базируется на учебных программах для учащихся школ театрального профиля («Основы мастерства актера», «Основы сценической речи», «Основы сценического движения», «Отечественная мировая культура и история театра». – Мн., 2004; «Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательной школы (художественные кружки)». – М., «Просвещение», 1975 г; «Основы мастерства актера для 8 – 11 классов», под ред. Лабкович В. В., Грачевой О. О., 2004 г.).

Организационные условия реализации программы

1-й год обучения: 216 учебных часа в год, периодичность занятий – 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа. Возраст учащихся – 14-16 лет.

2-й год обучения: 216 учебных часов в год, периодичность занятий – 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа. Возраст учащихся – 15-17 лет.

3-й год обучения: 216 учебных часов в год, периодичность занятий – 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа. Возраст учащихся – 16-18 лет

Предполагаемое количество учащихсяв группе первого года обучения 12-15 человек, второго и последующих – 10-12 человек.

                Реализация программы предполагает работу в помещении площадью не менее 250 м2, оборудованном зеркалами и хореографическим станком, высоким потолком, хорошей вентиляцией и освещением, с возможностью использовать звуковоспроизводящую технику, с деревянным полом в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

На занятиях педагог проводит беседы по правилам безопасного поведения, обращает внимание на профилактику растяжений мышц и связок.

В процессе занятий сценическим движением уделяется внимание тщательной разминке тела для профилактики растяжений мышц и связок перед началом силовых упражнений. Учащиеся присутствуют на занятиях в сменной спортивной одежде, которая исключает опасность запутывания и ограничения подвижности тела. Сменная спортивная обувь обеспечивает повышенную подвижность и защищенность голеностопа и других частей ног.

На танцевальных занятиях добавляется специальный комплекс упражнений для разработки подвижности и тренированности суставов ног, на которые даются высокие нагрузки. Проводится специализированное занятие по медицинским аспектам во время танцевальных занятий: самодиагностика повреждений связок и мышц, оказание первой помощи.

Перед акробатическими занятиями комплекс упражнений усложняется. К нему добавляются упражнения по самостраховке при падении, основы безопасного падения, приземления. В разминочном комплексе задействованы все суставы и связки без исключения.

Особое внимание уделяется работе со светодиодными инструментами, оборудованием (имитация «живого огня») и технике безопасности по их использованию.

Материально-техническое обеспечение

ü  тренировочная и концертная танцевальная обувь;

ü  CD-R-диски для записи тренировочных и концертных фонограмм, а также DVD-R-диски для записи видеоуроков и мастер-классов;

ü  концертные костюмы для сценических выступлений;

ü  музыкальный центр с возможностью проигрывания записанных на CD-R и CD-RW фонограмм как в формате CD-audio, так и в формате MP3, с действительной мощностью звука не менее 25 Вт на канал;

ü  спортивные маты для занятий акробатикой в количестве не менее шести штук.

Образовательный курс

1-й год обучения

Задачи образовательные:

  • познакомить с историей театра, особенностями средневековых форм театральных действ;
  • познакомить с профессиональным языком, понятиями и категориями;
  • дать знания по анатомии и физиологии человека для лучшего контроля над собственными физическими движениями;
  • дать знания в области сценического танца, акробатики и фехтования;
  • познакомить с танцами эпохи Средневековья, белорусскими и ирландскими народными танцами;
  • формировать навыки безопасной акробатической работы со светодиодными элементами, оборудованием на сцене.

Задачи воспитательные:

  • формировать интерес к различным видам искусства;
  •  пропагандировать национальное культурное наследие;
  •  формировать навыки самостоятельной работы по укреплению здоровья.

Задачи развивающие:

  • укреплять здоровье и физическую подготовку учащихся;
  • развивать творческое восприятие окружающей реальности;
  • развивать внимание, память, интеллектуальные способности.

Учебно-тематический план

 

(1-й год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

 

Вводное занятие

3

3

6

1

История театра. Театр Беларуси

3

12

15

2

Основы сценического движения

3

33

36

3

Основы сценической акробатики. Трюковые элементы

3

36

39

4

Основы сценического танца

6

45

51

5

Основы сценического боя

3

30

33

6

Культурно-массовая работа

-

33

33

 

Итоговое занятие

 

3

3

Всего

21

195

216

Содержание программы

Вводное занятие (6ч)

Вводная лекция, обсуждение плана работы, беседа по правилам безопасного поведения.

Практические занятия: игры на знакомство учащихся.

Тема 1. История театра. Театр Беларуси  (15ч)

Греческий театр как колыбель мировой театральной культуры. Средневековый театр как развитие театральных идей ранней дохристианской культуры. Христианские традиции средневекового театра. Шествия, мистерии.

Поэтические традиции Прованса.

Комедия дель арте – театр Высокого Средневековья.

Паратеатральная культура Беларуси 17-18 вв. Театральное наследие нашей страны.

Основы этикета эпохи Средневековья. Культ Прекрасной Дамы. Поведение мужчины как истинного рыцаря.

Основы театрального искусства. Знакомство с профессиональным языком, понятиями и категориями.

Практические занятия: старинные народные игры и танцы, импровизации под музыку, разучивание и постановка сценок, фарсов, мистерий, моралите, этюдов.  

Тема 2. Основы сценического движения (36ч)

Правила безопасного поведения.

Двигательный аппарат человека. Понятие «базисная коррекция». Понятие «пластическая выразительность актера». Понятие «стиль пластической композиции спектакля», «темпоритм» сценического действия.

Практические занятия: элементы разминки, растяжки, общеразвивающей гимнастики, общей физической подготовки. Упражнения на равновесие, освобождение мышц, на развитие чувства ритма.

Тема 3. Основы сценической акробатики. Трюковые элементы (39ч)

Понятие сценической акробатики. Правила безопасного поведения при выполнении акробатических элементов. Принципы самостраховки. Особенности средневековой акробатики. Балаган – средневековый акробатический театр.

Особенности физического действия на площадке, движения в пространстве. Необходимость внимания в ощущении движения и партнера. Принципы взаимодействие партнеров друг с другом. Принципы координации движений, равновесия. Понятие ритма.

Разнообразие форм физического существования на сцене, отличие бытового движения от пантомимы и других театральных форм.

Практические занятия: элементы разминки, растяжки, общеразвивающей гимнастики, общей физической подготовки, упражнения на развитие самостраховки и контроля тела.

Элементы акробатики: комбинации, фразы, этюды, работа с шестом

Отработка элементов с использованием светодиодных инструментов, оборудования (имитация «живого огня»).

Правила безопасного поведения на сцене.

Воспроизведение ритмических рисунков.

Подготовка сценических номеров.

Тема 4. Основы сценического танца (51ч)

История хореографии.       Виды хореографии: классическая и народная.

Средневековый народный танец. Средневековый городской танец. Основы придворного этикета. Ирландский ранний народный танец. Белорусский народный танец.

Практические занятия: элементы разминки, элементы классической и народной хореографии. Средневековые народные, городские и придворные танцы: бранли («Башмачный», «Конский», «Мальтийский», «Прачек»), аллеманды («Черная», «Лотаригнская», «Леди Сессилии»).

Белорусские народные танцы: «Лявоніха», «Верабей», «Матлет», «Лысы», «Удавец».

Ирландские народные танцы: «Шетишше», «Измерить зал».

Подготовка сценических номеров.

Тема 5. Основы сценического боя (33ч)

Правила безопасного поведения. Приемы начала сценического боя: оскорбление, вызов. Основы сценической борьбы без оружия, основы сценического фехтования.

Практические занятия: отработка приемов начала сценического боя. Отработка приемов сценической борьбы без оружия, элементов сценического фехтования.

Подготовка сценических номеров.

Культурно-массовая работа (33ч)

Участие группы в выездных мероприятиях, фестивалях, концертах, ролевых играх. Посещение театров и мастер-классов. Сценические выступления.

Итоговое занятие (3ч)

Показ средневековых, постановочных танцев.

Круглый стол «Карнавальная культура как источник развития театральной культуры».

Прогноз результативности

По окончании первого года обучения учащиеся должны

    знать:

ü основные вехи развития театра и отличительные особенности театральной культуры эпохи Средневековья;

ü средневековые и народные белорусские и ирландские танцы;

    уметь:

ü использовать элементы сценического танца, акробатики и фехтования в сценических выступлениях;

ü творчески подходить к работе;

ü самостоятельно заниматься укреплением здоровья и улучшением физической подготовки;

ü работать на сцене со светодиодными инструментами, оборудованием (имитация «живого огня»).

2-й год обучения

Задачи образовательные:

  • углубить знания по анатомии и физиологии для лучшего контроля над собственными физическими упражнениями;
  • совершенствовать знания в области истории (на основе истории театра, истории театральной культуры европейского средневековья, истории танца);
  • познакомить с новыми танцами эпохи Средневековья, познакомить с танцами эпохи Ренессанса, народными белорусскими, бретонскими и ирландскими танцами, танцами кейли;
  • обучить безопасной работе на сцене;
  • познакомить с пантомимой;
  • познакомить с различными приемами жонглирования;
  • познакомить с принципами постановки сценических номеров.

Задачи воспитательные:

  • продолжить формировать интерес к различным видам искусства;
  • пропагандировать национальное культурное наследие;
  • воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью; воспитывать культуру поведения;
  • развивать творческий подход к работе, ответственное отношение к деятельности, умение взаимодействовать с партнерами.

Задачи развивающие:

  • укреплять здоровье и физическую подготовку учащихся;
  • продолжать развивать творческое восприятие окружающей реальности;
  • развивать внимание, память, интеллектуальные способности;
  • развивать рефлексивные навыки, умение давать адекватную самооценку.

Учебно-тематический план

(2-й год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие

3

-

3

1

История театра: мировоззрение в истории и взгляды на культуру. Этикет

3

12

15

2

Сценическое движение

6

21

27

3

Сценическая акробатика. Трюковые элементы

3

30

33

4

Сценический танец.

3

33

36

5

Сценический бой

6

27

33

6

Пластика и освобождение тела

6

30

36

 

Культурно-массовая работа

-

30

30

 

Итоговое занятие

 

3

3

Всего

30

186

216

 

Содержание программы

Вводное занятие (3ч)

Вводная лекция, обсуждение плана работы; беседа по правилам безопасного поведения.

Тема 1. История театра: мировоззрение в истории и взгляды на культуру.          Этикет (15ч)

Появление комедии и трагедии. Классики античности. Средневековый театр площади. Его проявления в различных странах. Традиции Прованса. «Шансон де жест». Театр импровизаций. Зарождение театра в современном понимании.

Золотой век белорусской театральной культуры.

Проявление рыцарского стиля поведения в повседневной жизни.

Практические занятия: танцевальные импровизации под музыку.

Разучивание и постановка сценок, фарсов, мистерий, моралите, этюдов на исторические темы.  

Тема 2. Cценическоe движение (27ч)

Правила безопасного поведения во время сценической работы. Принципы составления индивидуального комплекса развивающих упражнений. Методы освобождения мышц от напряжений.

Техники работы актера над собой и раскрытие его творческой индивидуальности. Психотехники переживания в процессе работы актера над образом. Техники воплощения в процессе работы актера над ролью.

Основы первой медицинской помощи, принципы самодиагностики травм.

Принципы создания образа, импровизация. Понятие «образ движения». Создание творческого образа в танцевальной импровизации. Понятие «пантомима». История возникновения. Принципы школы Этьена Декру. Основные элементы: идентификация, поза-движение-жест, центр, импульс, точка, рациональность движения, сопротивление, непрерывность и рациональность, мульт и рапид. Понятие воображаемого пространства. Метод: «Голый человек на голой сцене».

Основные приемы: отстающее движение, виды шага, волна, стена, канат, птица. Принципы построения пантомимической зарисовки. Двигательные методы развития внимания, памяти, воображения. 

Основы постановочной деятельности.

Практические занятия: элементы разминки, растяжки, общеразвивающей гимнастики, общей физической подготовки. Упражнения на равновесие, на освобождение мышц от напряжений, на чувство ритма. Разработка стиля пластической композиции спектакля. Постановка пантомимы. 

Подготовка сценических номеров.

Тема 3. Сценическая акробатика. Трюковые элементы (33ч)

Правила безопасного поведения при выполнении акробатических элементов. Принципы самостраховки. Понятия «базовые элементы техники», «силовой блок».

Принципы жонглирование двумя, тремя мячиками. Понятие контактного жонглирования, основные принципы. Принципы жонглирования огневыми мячиками. Принципы работы с огневыми инструментами: роуп-дартом, метеором, обручами, веерами, струнами.

Практические занятия: элементы разминки, растяжки, общеразвивающей гимнастики, общей физической подготовки. Отработка навыков самостраховки и контроля тела. Отработка элементов акробатики.

Приемы работы со светодиодными инструментами, оборудованием (имитация «живого огня»), работа с шестом, роуп-дартом, метеором, обручами, веерами, струнами.

Гимнастическая растяжка.

Просмотр тематических видеоматериалов.

Подготовка сценических номеров.

Тема 4. Сценический танец (36ч)

Правила безопасного поведения при работе на сцене. Принципы и условия составления упражнений повышенной сложности. Виды бретонских народных танцев.         Ирландские танцы кейли.

Практические занятия: элементы разминки, элементы классической народной хореографии. Средневековые народные, городские, придворные и религиозные танцы: бранли («Монтард», «Изгороди»), фарандола, кантиги («Stella Splendens»),), аллеманды («Королевская», «Тинтернель»).

Танцы эпохи Возрождения: «Anello», «Villanella», «Petit Vriens», «Tourdion».

Белорусские народные танцы: «Падэспань», «Таўкачыкі», «Журавель», «Людзьвінка», «Кракавяк».

Бретонские народные танцы: «Андро», «Кастарват».

Ирландские народные танцы: «Ирландская полька», «Милитари-ту-степ».

Танцы кейли: «Осада Керика», «Стена Лиммерика».     Подготовка сценических номеров.

Тема 5. Сценический бой (33ч)

Правила безопасного поведения. Приемы спортивных боевых искусств.

Принципы композиции постановочного боя. Боевые и небоевые элементы постановочного боя.

Практические занятия: отработка приемов спортивных боевых искусств, сценического фехтования. Подготовка сценических номеров.

Тема 6. Пластика и освобождение тела (36ч)

Правила безопасного поведения. Танец в истории. Понятие «спонтанные движения под музыку». Приемы работы актера над собой: релаксация, концентрация внимания, дыхания, снятие мышечных зажимов. Принципы несхематического танца. Методы развития пластичности тела. Понятие «контактная импровизация». Основы сольного танцевального перформанса.

Практические занятия: пластическая разминка. Упражнения на развитие пластичности тела, на снятие ментальных зажимов. Элементы контактной импровизации, танцевального перформанса.

Подготовка сценических номеров.

Культурно-массовая работа (30ч)

Участие группы в выездных мероприятиях, фестивалях, концертах, ролевых играх, праздничных шествиях, массовых народных гуляниях.

Посещение театров, концертов, мастер-классов.

Сценические выступления.

Итоговое занятие (3ч)

Показ средневековых фарсов, огневых и имитационных хореографических постановок, танцевальных номеров.

Круглый стол «Живая» археология»

Прогноз результативности

По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:

ü этапы развития театра в мировой истории, особенности театральной культуры различных эпох и регионов;

ü основы анатомии и физиологии человеческого тела для разработки собственных комплексов развивающих физических упражнений;

ü теоретические аспекты сценического танца, акробатики, сценической работы с имитацией «живого огня», пластики и фехтования;

ü индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства;

ü средневековые танцы, танцы эпохи Ренессанса, народные белорусские, ирландские и бретонские танцы, танцы кейли;

уметь:

ü поставить сценические выступления с использованием сценического танца, акробатики, сценической работы со светодиодными элементами, оборудованием, пластики и фехтования;

ü поставить хореографический сценический номер в требуемом стиле с использованием как старинных, так и современных средств сценической выразительности и техники;

ü самостоятельно заниматься укреплением здоровья и улучшением физической подготовки;

ü работать на сцене, соблюдая все меры безопасности при выполнении акробатической работы, жонглирования, работы с шестами, метеорами, роуп-дартами, обручами, веерами, струнами;

ü импровизировать.

Учащиеся смогут с помощью педагога подготовить и самостоятельно представить на сцене театральную постановку с использованием элементов акробатики, огненных шоу, танцевальных элементов.

3-й год обучения

Задачи образовательные:

  • познакомить с мировыми тенденциями развития театральной культуры, с историей боевых искусств;
  • познакомить с принципами создания пластического сценического образа;
  • познакомить с принципами интеграции в спектакль пластических, танцевальных, акробатических, боевых элементов;
  • познакомить с новыми танцами эпох Средневековья, Ренессанса, стиля барокко, народными белорусскими бретонскими и ирландскими танцами, танцами кейли, элементами степа;
  • познакомить с приемами мимического спектакля;
  • совершенствовать знания в области сценического танца, акробатики и фехтования;
  • научить учащихся разрабатывать индивидуальные комплексы развивающих физических упражнений;
  • совершенствовать навыки безопасной работы на сцене.

Задачи воспитательные:

  • способствовать воспитанию у учащихся толерантности, открытости и гордости за национальное культурное своеобразие;
  • воспитывать стремление к саморазвитию;
  • совершенствовать навыки культуры общения.

Задачи развивающие:

  • выработать потребность в занятиях физической культурой и спортом, к самостоятельному укреплению здоровья;
  • развивать общение в сфере театра и танца;
  • развивать внимание, память, интеллектуальные способности;
  • продолжить развиватие рефлексивных навыков, умений дать адекватную самооценку;
  • формировать у учащихся положительную «Я-концепцию».

Учебно-тематический план

(3-й год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие

3

-

3

1

Сценическое движение. Современные подходы. Искусство мимического спектакля

 

3

 

27

 

30

 

2

Сценическая акробатика. Цирковая акробатика. Цирк «Дю Солей». Трюковые элементы

 

6

 

30

 

36

3

Сценический танец

3

39

42

4

Сценический бой. Боевые искусства мира. История боевых искусств

 

3

 

33

 

36

5

Пластика и освобождение тела. Аутентичный танец

 

3

 

30

 

33

 

Культурно-массовая работа

-

33

33

 

Итоговое занятие

 

3

3

Всего

21

195

216

Содержание программы

Вводное занятие (3ч)

Вводная лекция, обсуждение плана работы, беседа по правилам безопасного поведения.

Тема 1. Сценическое движение. Современные подходы. Искусство мимического спектакля (30ч)

Правила безопасного поведения. Понятие «стиль пластической композиции спектакля». Технологии расслабления. Принципы выработки физического (внешнего) рабочего самочувствия, настройки к действию. Принципы самомассажа. Методы самодиагностики блоков и телесных зажимов. Методы пластической выразительности актера.

Композиция мимического спектакля. Принципы постановки индивидуального мимического номера, основные приемы. Понятие «трюк на сцене». Работа с предметом. Темп и ритм в движении. Характерность в движении. Гротеск, пародия. Форма притчи. Ошибка действия. Алогичность. Пантомимическая клоунада. Принципы взаимодействия в различных предлагаемых обстоятельствах.

Понятие «сверхзадача и сквозное действие». Принципы создания «киноленты видений». Принципы работы актера над образом.

Современные тенденции развития сценического движения.

Практические занятия: элементы разминки, растяжки, общеразвивающей гимнастики, общей физической подготовки. Упражнения на равновесие, на освобождение мышц от напряжений, на чувство ритма. Постановка индивидуального мимического номера.

Тема 2. Сценическая акробатика. Цирковая акробатика. Цирк «Дю Солей». Трюковые элементы (36ч)

Правила безопасного поведения. Понятие «цирковая акробатика». Цирк «Дю Солей» – образец лучшего в мире цирка. Композиции сценических и уличных выступлений на примере цирка «Дю Солей». Хореография и лексика уличного и сценического спектакля.

Практические занятия: разминка, растяжка, общеразвивающая гимнастика, общая физическая подготовка. Отработка приобретенных навыков самостраховки и контроля тела; отработка элементов акробатики с шестом, веерами, обручами.

Постановка акробатических сценических этюдов.

Тема 3. Сценический танец (42ч)

Правила безопасного поведения. Понятие «степ». Майкл Флетли – постановщик гениального шоу, основанного на народном танце. Современные тенденции постановки танцевальных выступлений. Принципы сочетания видео- и музыкального смыслового наполнения зрелища. Знакомство с современными видами искусства на примере «дигитал арта».

Практические занятия: разминка, элементы классической народной хореографии. Средневековые народные, городские, придворные и религиозные танцы: бранли («Кассандра», «Пинагей», «Шарлотта», «Военный», «Аридан»), аллеманда «Туркелон», паваны («Квадратная», «Графа Солсберри»), кантиги («Cuncti Simus»).

Танцы эпохи Возрождения: «Galliarda», «Balletto», «Marchesana», «Colonessa».

Танцы стиля барокко: контрдансы («Детская роща», «Прихоть мистера Бевериджа», «Слепые кроты»), менует, вальс, куранта.

Белорусские народные танцы: «Базар», «Вальс», «Каханачка», «Грачанікі», «Качан», «Варатынская кадрыля».

Бретонские народные танцы: «Бурре», «Гавот Курле», «Ридэ».

Ирландские народные танцы: «Пэт-э-кейк полька», «Круговая джига».

Танцы кейли: «Осада Энниса», «Волны Тори», «Рил на троих», «Фэйри-рил».

Элементы степа.

Постановка и интеграция танцевальных сценических этюдов в спектакль. Просмотр и обсуждение постановок Майкла Флетли.

Тема 4. Сценический бой. Боевые искусства мира. История боевых искусств (36ч)

Правила безопасного поведения. Боевые искусства востока. Испанская техника фехтования. Прыжки и другие приемы сценического движения и акробатики в сценическом бое. Композиция сценического боя.

Практические занятия: отработка элементов боевых искусств. Интеграция боевых сценических этюдов в спектакль. Подготовка сценических выступлений.

Тема 5. Пластика и освобождение тела. Аутентичный танец (33ч)

Правила безопасного поведения. Принципы несхематического танца. Приемы снятия ментальных зажимов. Подражание природе и окружению как основной принцип. Виды контактной импровизации. Понятие «телесно-двигательная терапия».

Понятие «аутентичный танец». Дать понятие «органического (подлинного) действия»: простое физическое действие, предполагаемые обстоятельства.

Понятие «простое психическое действие», логика и последовательность действий, мыслей и чувств. Понятие «беспредметное действие»; работа органов чувств: память на ощущения и создание образных видений: наблюдательность.

Приемы физического и словесного взаимодействия с объектом. Приемы выразительной пластики. Понятие «группировка», «мизансцена». Принципы импровизации, тема построения этюда на основе импровизации.

Принципы построения тренингового занятия как групповой импровизации на заданную тему.

Понятие «спонтанный танец». Принципы постановки сольного танцевального перформанса. Принципы постановки группового танцевального перформанса.

Практические занятия: пластическая разминка; развитие пластичности тела; упражнения на снятие ментальных зажимов. Элементы контактной импровизации, телесно-двигательной терапии, спонтанного танца.

Постановка танцевального перформанса. Репетиция и показ этюдной программы.

Культурно-массовая работа (33ч)

Участие группы в выездных мероприятиях, фестивалях, концертах, ролевых играх.

Посещение концертов, театров и мастер-классов.

Сценические выступления.

Итоговое занятие (3ч)

Показ средневековых фарсов, огневых и имитационных хореографических постановок с элементами акробатики, танцевальных номеров с  театральными интерлюдеями.

Круглый стол «Проблемы реконструкции карнавальной культуры средневековья»

Прогноз результативности

По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать:

ü принципы создания пластического сценического образа;

ü принципы и теоретические аспекты построения спектакля и перформанса, принципы интеграции в него пластических, танцевальных, огневых, акробатических, боевых элементов;

ü мировые тенденции развития театральной культуры как площадной, так и сценической;

ü приемы мимического спектакля;

ü танцы эпох Средневековья, Ренессанса, Барокко; элементы степа, народные бретонские и ирландские танцы, танцы кейли.

уметь:

ü поставить сценический спектакль и перформанс, интегрировать в него пластические, танцевальные, огневые, акробатические, боевые элементы;

ü выполнять индивидуальные и групповые пластические импровизации на заданную тему или под музыку;

ü поставить сценический спектакль и перформанс в требуемом стиле с использованием как старинных, так и современных средств сценической выразительности, спецэффектов и техники;

ü выработать систему личного, индивидуального разминочного тренинга;

ü в течение 15 минут привести себя в состояние максимальной работоспособности;

ü работать на сцене, соблюдая все меры безопасности при выполнении акробатической работы: жонглирования шестами, метеорами, роуп-дартами, обручами, веерами, струнами;

ü самостоятельно укреплять здоровье и совершенствовать физическую подготовку;

ü самостоятельно концентрироваться и расслабляться;

ü импровизировать и создавать юмористические экспромты;

Учащиеся смогут самостоятельно поставить и представить на сцене театральную постановку с использованием элементов акробатики, огненных шоу, танцевальных элементов, овладеть навыками международного общения в области театральной культуры как площадной, так и сценической.

Методические условия реализации программы

Программа кружка состоит из теоретической и практической частей. Объем практических занятий намного превышает объем теоретических, так как в данных видах деятельности овладение материалом невозможно без практической проработки изученного, без апробирования новых знаний на деле. Для достижения максимально эффективного результата в работе используется сочетание фронтальных и групповых форм работы с индивидуальным подходом.

Правильная организация взаимоотношений – одно из необходимых условий занятий. Основной формой работы кружка является групповая форма. Помимо того, что на ней базируется постановочная работа театра, она еще и активизирует учащихся, помогает развить у них такие качество, как ответственность, а также способность к сотрудничеству. В процессе работы активно используется индивидуальный подход. Он помогает глубже понять личность учащегося, выявить у него творческие способности, раскрыть его индивидуальность.

Материал излагается по «спиральной» структуре: темы периодически повторяются в теоретической и практической частях, усложняясь и расширяясь.

Всячески поощряются любые проявления творческой активности, для чего устраиваются специальные концерты самостоятельных работ. В отдельных случаях учащихся даются соответствующие задания, чтобы мотивировать их к творчеству.

Независимо от года обучения, каждое занятие начинается с разминки-тренинга, сложность которой постоянно возрастает: от игровой в начале обучения до профессионального уровня разминки актера.

В процессе работы используются также следующиеформы обучения и воспитания:

  • комбинированное занятие;
  • занятие-лекция;
  • занятие-репетиция;
  • занятие-экскурсия;
  • мастер-класс;
  • тренинг;
  • ролевая игра;
  • консультация;
  • концертное выступление.

Технологииобучения и воспитания, приемывключения учащихся в творческий процесс:

  • введение элементов ролевой игры;
  • одобрение результатов работы всех учащихся с конкретным обоснованием;
  • поддержка проектов, которые предложили сами учащиеся;
  • использование методов педагогики творчества и педагогики сотрудничества:

ü  признание ранее не признанных или не используемых возможностей;

ü  уважение к желанию учащихся работать самостоятельно;

ü  умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;

ü  предоставление возможности внести свой вклад в общую работу группы;

ü  создание «ситуации успеха»;

ü  исключение всякого давления на личность учащегося;

ü  подчеркивание положительного значения индивидуальных отличий;

ü  уважение к потенциальным возможностям отстающих;

ü  демонстрация энтузиазма;

ü  создание ситуаций, при которых “слабые” учащиеся тесно работают с “сильными”;

ü  постановка личности учащегося в центр воспитательной системы;

ü  соединение индивидуального c коллективным воспитанием;

ü  изучение культуры своего народа через сравнительный анализ с культурой других стран.

Способы организации педагогического взаимодействия:

  • совместная, самостоятельная и групповая художественная деятельность учащихся;
  • · полноценная, всесторонняя теоретическая подготовка;
  • · большое количество практических занятий для овладения новым материалом и для закрепления, отработки и оттачивания старого;
  • · приглашение профессиональных актеров, акробатов, музыкантов и других мастеров в смежных областях для бесед, проведения мастер-классов, лекций и семинаров;
  • · организация видеопросмотров, соответствующих тематике записей;
  • · организация посещений фестивалей, участие группы в выездных мероприятиях, концертах, посещение театров и мастер-классов, сценических выступлений;
  • · организация выездных мастер-классов;

Работа в кружке обязательно предполагает использование современных здоровьесберегающих технологий.

Методы обучения:

  • словесные (лекции, беседы, информационные пятиминутки, участие в тематических семинарах и беседы с преподавателями мастер-классов);
  • наглядные (просмотр видео- и фотоматериалов, выступлений других коллективов во время выездных занятий);
  • практические (тренировки, репетиции, подготовка собственных выступлений и участие в сценических действах, участие в фестивалях Средневековой Культуры, Театральной культуры, Старинного танца, сценические выступления на концертах, участие в массовых ролевых играх);
  • игровые (цель – сделать занятия более увлекательными и творчески наполненными);
  • репродуктивные (деятельность строится в соответствие с каким-либо алгоритмом);
  • метод проблемных ситуаций;
  • исследовательские.

Одной из особенностей процесса обучения является активное использование новейших достижений цифровых технологий в сочетании с принципом «equallearning» («равный обучает равного»). Практически это выражается в том, что старшим группам предлагается находить в Интернете видеоролики с понравившимися записями выступлений средневековых театров и театров огня, затем приносить их на занятия, после чего ролики просматриваются и разбираются на практических занятиях вместе с преподавателем. При подобной организации педагог выступает не как единственный источник знаний, а как «опытный товарищ», помогающий понять и повторить в некоторой степени лучшие образцы театрального искусства. Тем самым достигается объективность образовательного процесса, а обучаемые приобретают ценнейшие навыки целеполагания и целедостижения, так как самостоятельно выбирают, чему бы они хотели научиться, а затем и добиться реализации поставленной цели.

Практикуются смешанные занятия для учащихся разных лет обучения, на которых старшие учащиеся выступают в роли инструкторов. Это способствует развитию лидерских качеств и личной ответственности у «старших» за ту информацию, которой они владеют, за те навыки и умения, которые они формируют у «младших».

Кроме того, в процессе обучения на практических занятиях педагог эпизодически применяет принцип самоподготовки, принимая роль не преподавателя или тренера, а фасилитатора. В этом случае педагог прилагает максимум усилий, чтобы создать для учеников обстановку, в которой будет минимум рамок и ограничений для творчества. Педагог-фасилитатор использует различные игры, разогревающие тело и ум, повышающие настроение и способствующие раскрепощению творческого начала – «энерджайзеры», «айс-брекеры» и так далее. В новейших западных исследованиях данный принцип называется «динамика образовательного пространства» learningspacedynamics»).

В средней и старшей группах появляется необходимость перед активными выступлениями на публике проводить дополнительные процедуры сплочения артистической группы teambuilding», тимбилдинг). Это достигается с помощью специальных игр-тимбилдеров. Задача этих игр – показать, что достижение целей всех участников возможно только при активной работе каждого отдельного члена команды.

Формой итогового занятия являются сценические выступления группы с последующим проведением «круглого стола», где обсуждаются результаты, достигнутые группами за год.

Методы диагностики развития личности:

  • Ø наблюдение;
  • Ø анализ уровня самостоятельной подготовки номеров, спектаклей, постановок;
  • Ø обсуждение и анализ готовых номеров;
  • Ø анализ участия в мастер-классах, фестивалях и концертах средневековой культуры и музыки.

Учебно-методический комплекс

Видеоматериалы:

  1. Michael Flatley “The Lord of the Dance”.
  2. Michael Flatley “Feet of Flames”.
  3. Colin Dunne “Celtic Feet”.
  4. O. Hurley “Irish Dancing for Everyone”.
  5. Michael Flatley “Celtic Tiger”.
  6. Valdis Putnins(Rigas Dancis Clubs) “Ducis Dancu”.
  7. Видеофильмы с семинаров и мастер-классов (“Львов’2006”, “Legenda Autuna’2005-2007”, “Anno Domini’ 2004-2007”, “Москва’2005”, “Рига’2005-2007”и другие).
  8. Видеозаписис выступлениями коллективов подобной тематики (“Театр “Странствующие куклы господина Пежо”, “Ardente Sole”, “Cirque du Soleil”, “Villanella”, “SKA”, “Autodafe”, “Kamikadze”, “FlameOz” и другие).

Аудиоматериалы:

  1. “The Dubliners”.
  2. “Bire”.
  3. “Ceilidh Ceol”.
  4. “Run”.
  5. “Apollo 440”.
  6. “Dead Can Dance”.
  7. “Lituus”.
  8. “Corvus Corax”.

Наглядный и дидактический материал: наборы ксерокопий с изображением гравюр, иллюстраций; папки “Костюм эпохи Средневековья”, “Костюм эпохи Ренессанса”.

Интернет-ресурсы:

  1. Ceili. – URL: http:// www.ceili.ru.
  2. DiGrease’s Buffoon Theatre. – URL: http://www.medievalbelarus.org.
  3. Homeofpoi. – URL: http:// www.homeofpoi.com.
  4. Irishdance . – URL: http://www.irishdance.na.by.
  5. Theatre. – URL: http://  www.theatre.ru

Литература для педагога

  1. Бояжиев, Г. От Софокла до Брехта / Г. Бояжиев. – М., 1988.
  2. Васильева, Т.М. “Историко-бытовой танец” / Т.М. Васильева. – Мн., 1999.
  3. Гиппиус, С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. / Серия: Золотой фонд актерского мастерства / С. В. Гиппиус. – М.: Прайм-Еврознак, 2007.
  4. Ивановский, Н.П. Бальный танец 16-19 вв./ Н.П. Ивановский. – М., 2004.
  5. История зарубежного театра. В 4-х ч. – М., 1986.
  6. История театральной культуры Беларуси. Скоморохи. – Мн., 1991.
  7. Кипнис, М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером. / Серия: Золотой фонд актерского мастерства / М. Кипнис.– М.: Прайм-Еврознак, 2007.
  8. Кох, И.Э. Основы сценического движения / И.Э. Кох. – Л., 1970.
  9. Мочалов, Ю. Первые уроки театра / Ю. Мочалов. – М., 1982.
  10. Немеровский, А. Пластическая выразительность актера / А. Немеровский. – М., 1976.
  11. Худеков, Н.С. История танцев / Н.С. Худеков. – СПб., 1918.
  12. Школа старинного танца Виланелла. XVI век. – СПб., 2005.
  13. Школа старинного танца Виланелла. Античность и Средневековье. –СПб., 2005.
  14. Школа старинного танца Виланелла. Италия. XV век. – СПб., 2005.
  15. Bec & Elke McConnell “Staff  Twirling”. – London: Butterfingers press, 2001.
  16. Michal Kahn “Poi spinning”. - London: Butterfingers press, 2001.
  17. Pat Murphy “The Flowing Tide: more irish set dancing”. – Dublin: Mercier press, 2000.
  18. Pat Murphy “Toss The Feathers: irish set dancing”. – Dublin: Mercier press, 1995.

Литература дляучащихся

  1. Авдеев, А. Д. Происхождение театра / А. Д. Авдеев. – М.: Искусство, 1959.
  2.  Алексютович, Л. К. Белорусские народные танцы, хороводы, игры / сост. М. Я. Гринблат. – Мн.: Вышэйшая школа, 1978.
  3. Гуревич, А. Я. Проблемы средневековой народной культуры / А. Я. Гуревич. – М., 1981.
  4. Даркевич, В. П. Народная культура средневековья / В. П. Даркевич. – М.: Наука, 1988.
  5. Дмитриев, Ю. Советский цирк сегодня / Ю. Дмитриев. – М., 1968.
  6. Дучыц, Л. Касцюм жыхароў Беларусі Х–ХІІ стст. / Л. Дучыц. – Мн., 2001.
  7. Дюби, Жорж. Европа в средние века / Жорж Дюби. – Смоленск, 1994.
  8. Ерастов, Н. П. Культура публичного выступления / Н. П. Ерастов. – Ярославль, 1971.
  9. Завадский, Ю. А. О внешнем оформлении образа / Ю. А. Завадский – М., 1934.
  10. Кардини, Франко. Истоки средневекового рыцарства / Франко Кардини. – М., 1987.
  11. Маркова, Е. Современная зарубежная пантомима / Е. Маркова. – М.: Искусство, 1985.
  12. Средневековый роман и повесть. – М., 1974.
  13. Станиславский, К. С. Сочинения / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 1955.
  14. Шаляпин, Ф. И. Маска и душа / Ф. И. Шаляпин. – М., 1949.
  15. Учащийся, С. П. Прически, головные уборы и украшения для сцены / С. П. Учащийся. – Мн.: Вышэйшая школа, 1975.