Ошибка :

Показать отладочную информацию

Диагностика жестокого обращения и насилия в отношении учащихся
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen
25.10.2019 в 16:18 |
Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, педагоги должны уметь распознавать признаки жестокого обращения с ребенком на самых ранних этапах и проводить оценку риска причинения вреда, а также обеспечить своевременную помощь ребенку. Основные формы насилия: физическое, сексуальное, психическое, экономическое. Любой вид насилия может разрушить развитие личности или привести к смерти ребенка. Педагоги дополнительного образования имеют ряд преимуществ по сравнению с учителями среднего образования по выявлению (именно на ранних этапах) жестокого обращения с ребенком: учащиеся дополнительного образования больше раскрепощены; большая степень доверия к педагогу; наличие непринужденного общения; большое разнообразие форм сотрудничества. Для достоверной диагностики необходимо сочетать качественные методы, такие как наблюдение и беседа, с количественными методами, такими как анкетирование, тестирование. Ежедневно педагог должен обращать внимание на: внешний вид учащихся; поведение; особенности психологического состояния ребёнка по внешним проявлениям. Не все характерные для насилия признаки свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, не только «знаки» должны привлечь внимание педагогов. Необходимо обращать внимание и на поступающую информацию, собранную в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком и от: ребенка; членов семьи несовершеннолетнего; работников учреждений образования; сверстников и друзей, соседей, иных граждан; медицинского работника учреждения образования. Также необходимо помнить о факторах риска – особенностей семьи учащегося: семьи в трудной жизненной ситуации; семьи с низким уровнем достатка; многодетные семьи; неполные семьи; семьи с опекаемыми детьми; семьи в кризисной ситуации; конфликтные семьи. Существует ряд методик, наиболее часто применяемых педагогами в работе: рисунок или устное описание в процессе игровых моментов «Несуществующих животных», изучение личностной сферы ребенка; «Рисунок семьи», для исследования переживаний и восприятия ребенком своего места в семье, наличия конфликтных, дисгармоничных семейных отношений в восприятии ребенка; «Рисунок друзей и знакомых», для изучения переживаний и восприятия ребенком отношений с социальным окружением; «Незаконченные предложения», методика позволяет исследовать глубокие переживания подростка; опросники; анкеты; тесты-игры. Можно выделить следующие особенности методик: они позволяют собрать диагностическую информацию в короткие сроки о личностных особенностях ребенка, эмоционально–личностных отношениях учащегося с окружением. Данная информация полезна с точки зрения оперативности в оказании помощи и выбора средств вмешательства. Необходимо помнить, что умение расположить к себе ребенка во время общения дает больше информации, чем любая диагностика. Поддубная Наталия Геннадьевна