Ошибка :

Показать отладочную информацию

Методы профилактики жестокого обращения в отношении учащихся
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen
11.11.2019 в 13:37 | Галина cdtm@luninec.edu.by Ярмольчик
Ярмольчик Галина Алексеевна, методист, Государственное учреждение образования «Центр детского творчества г.Микашевичи», 8(01647)27102, cdtm@luninec.edu.by. Методы профилактики жестокого обращения в отношении учащихся Дети являются самой незащищенной группой населения, когда речь идет о жестоком обращении. Они наиболее уязвимы не только потому, что не могут защитить себя физически и непосредственно сами отстаивать свои права, но и потому, что само их выживание зависит от взрослых. В нормативных правовых актах Республики Беларусь, регламентирующих права несовершеннолетних, а также обязанности родителей по воспитанию детей, нет определения понятия «жестокое обращение с ребенком». При выявлении признаков жестокого обращения к педагогам и психологам должны присоединиться юристы. Ошибочно сводить жестокое обращение лишь к проявлениям физического насилия. Скорее, это действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Жестокое обращение с детьми может выражаться в форме физического, психологического (эмоционального) насилия или сексуального насилия, принимать форму пренебрежения потребностями ребенка, необходимыми для его жизнедеятельности. В настоящее время это стало серьезной социальной проблемой не только в Республике Беларусь, но и общечеловеческой проблемой. Принимая во внимание тот факт, что насилие порождает насилие, несложно оценить всю серьезность данной проблемы. Сложившаяся ситуация в нашем обществе вытекает из ряда проблем –экономических, связанных с кризисом и неуверенностью в завтрашнем дне, социальных – у общества изменился приоритет ценностей, психологических – воспитываемый многие годы инфантилизм, нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других. Причин жестокого отношения взрослого к ребенку много и часто они берут начало из детства самого взрослого. Вопрос в том, как преодолевать проблему, как справляться с ней, какие профилактические мероприятия может реализовать учреждение дополнительного образования и в каких случаях эти мероприятия будут действенными и эффективными. В комплекс мероприятий, осуществляющихся учреждением дополнительного образования по предупреждению жестокого обращения с детьми, входят три этапа: диагностический (предварительный), коррекционный, профилактический. Диагностический этап включает: 1-й метод – сбор информации о семьях, родителях. На данном этапе большое значение имеет взаимодействие учреждения дополнительного образования с общеобразовательными учреждениями (школами, детскими садами). В школах функцию сбора информации о семьях учащихся, условиях их жизнедеятельности выполняют классный руководитель и социально-педагогическая и психологическая служба (СППС) школы. В учреждении дополнительного образования СППС чаще не предусмотрена, однако воспитательную функцию учреждение выполняет, с родителями сотрудничает, соответственно, влияет на формирование внутрисемейных отношений, родительских установок по отношению к ребенку. На данном этапе выявляются учащиеся, требующие особого внимания: состоящие на учете в списке СОП (находящиеся в социально опасном положении) и других видах учета, имеющие отклонения в поведении (проявление агрессии, воровство, замкнутость, необщительность). 2-й метод – анализ взаимоотношений учащихся в группе. Основная задача – выявить учащихся, которые чувствуют себя в коллективе некомфортно и найти причины этого состояния. Информация выявляется в ходе неформального общения с учащимися, при подготовке и проведении воспитательных мероприятий, при выполнении учащимися практических групповых заданий и т.д. Педагоги в процессе основной деятельности, работая с учащимися в объединении по интересам, могут выявлять детей, испытывающих какие-либо трудности в коллективе. Педагог должен понимать, что дети, подвергающиеся насилию, нуждаются в особой заботе и внимании. Особенности поведения учащегося, на которые стоит обратить особое внимание педагогу – депрессивное состояние ребенка, проявление жестокости, асоциальные наклонности (воровство, бродяжничество), недоверие по отношению к взрослым. Признаки депрессии: постоянное подавленное настроение, плач, раздражительность, низкая концентрация и самооценка, нехватка энергии. При наличии в учреждении дополнительного образования психолога среди диагностических методов возможно использование опросника Басса-Дарки. Его применяют в работе с детьми и родителями. Тест, разработанный А. Бассом и А. Дарки в 1957 году, предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Следующий этап, коррекционный, включает тесное взаимодействие всех заинтересованных сторон: педагогов, родителей, учащихся. Каким образом учреждение дополнительного образования может влиять на изменение родительских установок по отношению к детям? В число таких мероприятий входят как личный контакт с конкретными родителями, так и родительские собрания, беседы, дискуссии. Кроме этого, большое влияние на формирование положительных родительских установок, укрепление чувства эмоциональной близости в отношениях между родителем и ребенком оказывает участие родителей в воспитательных мероприятиях, наблюдение за успехами и достижениями ребенка в объединении по интересам, их совместная творческая деятельность. Способствуют этому также присутствие родителей на открытых занятиях, участие в мастер-классах, мероприятиях 6-го школьного дня. Что касается работы с самими учащимися, испытывающими дискомфорт в коллективе, трудности с обучением, то здесь педагогу следует внимательно наблюдать за его успехами и отмечать любой прогресс, хвалить даже за минимальные достижения в учебе, спорте, творчестве. Требовать от ребенка выполнения тех или иных заданий, поручений следует только аргументированно, не превращая отношения в противостояние. Для профилактики, тем более коррекции жестокого обращения с детьми, необходим многосекторальный подход. Здесь должны быть задействованы специалисты учреждений здравоохранения, образования, служба защиты прав несовершеннолетних, при необходимости, юристы, представители других социальных институтов, способных повлиять на ситуацию и благополучное ее разрешение. Совершенно ясно одно – эффективными являются те программы, которые поддерживают родителей и прививают позитивные родительские навыки. Чем раньше в жизни ребенка проводятся такие мероприятия, тем более полезными они являются для ребенка.