Ошибка :

Показать отладочную информацию

Клуб «Подростку навстречу» – эффективное средство социализации подростков с девиантным поведением
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen
26.02.2021 в 11:56 | Елена spektrctdm Дулевская
Решение проблем девиантного поведения подростков, их социализации в обществе приобрело в настоящее время особую актуальность. В учреждениях дополнительного образования, в том числе в ГУО ЦТДиМ «Спектр» г. Гродно (далее – ЦТДиМ «Спектр») рассматривается вопрос о качестве и эффективности работы по профилактике преступлений и правонарушений среди подростков, т.к. подростковый возраст - особый этап развития личности, в ходе которого происходят качественные изменения в самосознании, являющиеся определяющим условием для формирования ценностно-моральной сферы личности подростка. Диапазон проблем, решаемых специалистами учреждений образования, достаточно широк. Предупреждение противоправного поведения учащихся, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа (далее – ИПР), и признанными находящимися в социально опасном положении (далее – СОП) – первое необходимое условие для их успешной социализации в обществе, поэтому работа осуществляется в системе адекватных воспитательных мер, способствующих созданию условий, при которых подросток хотел бы изменить свое поведение. Ведь, как правило, вначале девиантное поведение молодых людей немотивированное. А так называемые «трудные» подростки проявляют сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных по форме проявления отклонений в нравственном развитии и поведении, обусловленных недостатками воспитания. Поэтому в ЦТДиМ «Спектр» в работе, направленной на социализацию несовершеннолетних, с которыми проводится ИПР, и находящих в СОП, сделан акцент на уход от использования методов «прямого воздействия» на несовершеннолетнего и его семью, а результаты работы оцениваются не количеством мероприятий, проведенных субъектами систем профилактики, а теми изменениями, которые происходят в поведении, деятельности подростка, в его семье. Таким образом, с целью успешной социализации в обществе несовершеннолетних данной категории работа в ЦТДиМ «Спектр» направлена на формирование их устойчивой мотивации к освоению моделей позитивного, ответственного, законопослушного поведения через организацию работы клуба выходного дня «Подростку навстречу»: проведение тематических подростковых всеобучей; онлайн-консультаций, а также вовлечение подростков в организованный досуг, в том числе в объединения по интересам. Востребованными формами среди данной категории детей являются интерактивные, ситуационные, ролевые игры, занятия-челленджи, спортивные тимбилдинги, творческие воркшопы, профориентационные встречи с интересными людьми в новых форматах, семейные веб-квесты и т.д. Каждое заседание клуба направлено на формирование навыков несовершеннолетних, содействующих освоению моделей личностного развития и ответственного поведения. Работа с родителями данной категории детей налажена через онлайн-проект «Территория смыслов или контрольная для взрослых» ( https://spektr-grodno.schools.by/pages/onlajn-proekt-territorija-smyslov-ili-kontrolnaja-dlja-vzroslyh). Усиление взаимодействия с инспекцией по делам несовершеннолетних, Белорусской Православной Церковью, Белорусским Обществом Красного Креста, отделом по наркоконтролю и профилактике торговле людьми позволило осуществить переход к практике социального партнерства в качестве совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности по успешной социализации в обществе учащихся на основе развития у них ценностных ориентаций, влияющих на выбор социально-ценностного поведения в соответствии с принятыми в обществе нормами. Для продолжения работы клуба в условиях сложной эпидемиологической ситуации разработан проект «Спектр» с вами дома онлайн» (https://spektr-grodno.schools.by/pages/stayhome), который является логичным этапом развития клуба выходного дня «Подростку навстречу» и включает в себя положительный опыт формирования социально значимого жизненного пространства для самовоспитания и самореализации подростков, с которыми проводится ИПР, и находящихся в СОП.