Ошибка :

Показать отладочную информацию

Социализация как социально-педагогическое явление. Цели, задачи социализации учащихся.
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
25.02.2021 в 16:34 | Ирина cdo_bereza Жук
Один из парадоксов современного мира состоит в том, что в условиях развития новых информационных технологий детям становится всё труднее получить навыки, необходимые для жизни. Всё чаще дети и подростки заменяют «живые» диалоги со сверстниками и взрослыми, игры и занятия, даже друзей на виртуальную жизнь в социальных сетях и мессенджерах, проводя всё свободное время в интернете. Это значительно затрудняет процесс социализации, так как дети и подростки становятся более оторванными от реальности и взаимодействия с окружающими. В то же время в современных условиях особо значимыми качествами для людей становятся самостоятельность, готовность принимать решения и нести за них ответственность, инициативность, стрессоустойчивость, умение преодолевать ситуацию неуспеха, профессиональная мобильность. Человек сталкивается с различными жизненными и профессиональными ситуациями, которые ему приходится разрешать как творческие. Но готовность к творчеству и ответственность не могут возникнуть сами по себе, они складываются в условиях активной социализации и воспитания. Социализация – это процесс становления личности, её обучения, усвоения социального опыта, ценностно-нравственных ориентаций и образцов поведения, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Как правило, в детстве и юности преимущественно происходит процесс адаптации человека как биологического существа к жизни в обществе, усвоения социальных норм и культурных ценностей. Дальнейший процесс формирования личности, её развитие в процессе освоения и воспроизводства культуры происходит на всех возрастных этапах жизни человека. Основная цель социализации – формирование социально активного и ответственного гражданина, нравственно и физически здорового человека, способного планировать свою деятельность в социуме и изменять действительность самостоятельно и в сотрудничестве с другими людьми. Социализация выполняет три основные задачи: 1) интегрирует человека в общество, а также в различные социальные общности через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей; 2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия и выполнения ими социальных ролей; 3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения. Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт в процессе разнообразной деятельности, выполнения различных социальных ролей, общения с людьми разного возраста. Дополнительное образование является частью социального пространства, одна из важнейших функций которого заключается в социализации подрастающего поколения. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации, мотивации на познание, обретает индивидуальность, добивается признания, чувствует себя социально значимым, учится взаимодействовать со сверстниками, педагогами, родителями. Занятость детей и подростков в объединениях по интересам содействует укреплению их самодисциплины, развитию организованности и самоконтроля, появлению навыков и образцов содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умения противостоять негативному воздействию окружающей среды, способствует снижению вероятности вовлечения ребенка в асоциальные группировки. В ходе занятий в объединениях по интересам у подрастающего поколения формируется собственное мнение и индивидуальное мировосприятие окружающей действительности, развивается культура общения и практические навыки сотрудничества и сотворчества, необходимые для жизни в социуме, происходит стимулирование активности и творческой инициативы детей. Ирина Петровна Жук, заместитель директора по УМР ЦДОДиМ г.Березы