Ошибка :

Показать отладочную информацию

Республиканский дистанционный форум педагогических практик «Социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи одаренным учащимся в учреждении дополнительного образования детей и молодежи»
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
| 30.09.2021 в 10:00"Авторизация на Форуме"
Уважаемые коллеги!

Авторизация на Форуме идет в ручном режиме, после модерации.

Это занимает некоторое время. После модерации на Ваш почтовый ящик придет письмо что Ваша учетная запись активирована.

После этого Вы можете оставлять сообщения на Форуме.

Обращаю Ваше внимание, что Ваши сообщения на Форуме появятся только после проверки его администратором Форума.

Модерация сообщений происходит в рабочие дни с 9.00 до 17.00

По всем вопросам работы Форума обращайтесь на электронную почту info@nchtdm.by

С уважением,
администратор сайта
Тамара Шеремет | 30.09.2021 в 10:11"О проведении республиканского дистанционного форума педагогических практик"

Национальный центр художественного творчества детей и молодежи в октябре – ноябре 2021 года проводит республиканский дистанционный форум педагогических практик «Социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи одаренным учащимся в учреждении дополнительного образования детей и молодежи» (далее – дистанционный форум). К участию в мероприятиях приглашаются педагогические работники учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
В рамках дистанционного форума планируется:
1. Обсуждение тем и вопросов дистанционного форума в период с 1 октября по 30 ноября 2021 г., организованное на сайте НЦХТДМ в разделе «методический портал» в рубрике «Форум», http://method.nchtdm.by/talks/.
Для участия в обсуждении вопросов необходимо зарегистрироваться на сайте с указанием Ф.И.О. После активации появляется возможность оставлять информацию/комментарий. Информация размещается на сайте после прохождения модерации (проверки сообщения);
2. Работа дистанционной образовательной площадки по адресу https://drive.google...U-U8gdx_4xZMs2MULhoj.
3. Республиканский форум педагогических практик.
Для участия в форуме педагогических практик просим в период с 1 октября по 30 ноября 2021 г. направлять на адрес электронной почты nchtdm@nchtdm.by информационно-методические, программные материалы и материалы практического опыта работы педагогов дополнительного образования, раскрывающие систему работы в области осуществления социально-педагогической поддержки и оказания психологической помощи одаренным учащимся (с пометкой «Дистанционный форум 2021»).
Материалы по мере их поступления будут размещаться на виртуальном диске https://drive.google...U-U8gdx_4xZMs2MULhoj.

Полина Смоляная | 01.10.2021 в 10:16"Основные темы и вопросы дистанционного форума"
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в обсуждении тем и вопросов дистанционного форума:
- сущность и принципы социально-педагогической поддержки одаренных учащихся;
- основные направления педагогической поддержки одаренных детей;
- модель психологического сопровождения одаренных учащихся;
- система работы с родителями одаренных учащихся.
Ольга Бондар | 05.10.2021 в 10:19"Направления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"
Выделяют следующие направления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей:
1. Диагностическое: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление одаренных учащихся. Предполагает изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей.
2. Коррекционно-развивающее: развитие эмоциональной устойчивости, помощь в адаптации, формирование навыков саморегуляции, навыков успешного преодоления стресса в экстремальных ситуациях, содействие в социализации, формированию коммуникативных навыков.
3. Просветительское: развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. Данное направление требует от специалистов организации работы с родителями одаренных детей как участниками воспитательного процесса.
4. Консультационное: оказание педагогической и психологической помощи одаренным детям, родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем. Данное направление призвано не только поддержать одаренного учащегося в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору.
5. Психопрофилактическое: охрана и укрепление здоровья, формирование в образовательном сообществе определенной психологической установки в отношении одаренности. Организация психологической среды в учреждении образования, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого ребенка, ценности именно его способностей.
6. Экспертное: экспертиза программ, проектов, пособий, обучающей среды, профессиональной деятельности специалистов дополнительного образования.
7. Мотивационное: поощрение одаренных учащихся, педагогов и родителей (премии, почетные грамоты и пр.).
Полина Смоляная | 07.10.2021 в 10:39"Психолого-педагогический мониторинг"
С учетом специфики одаренности в детском возрасте одной из форм идентификации признаков одаренности учащегося является психолого-педагогический мониторинг.
Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
4) экспертная оценка продуктов деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т. д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка);
6) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т. д.);
8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т. п.;
10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.
Галина Шалтан | 11.10.2021 в 09:10"Дополнительное образование детей и молодёжи как действенный механизм развития одарённого ребенка"
Шалтан Г.И.,
заведующий учебно-методическим кабинетом государственного учреждения дополнительного образования «Дворец детей и молодёжи г.Новополоцка»

Интерес к одарённым детям актуален во все времена. В современном обществе высока потребность в людях, мыслящих не стандартно: творческих, активных. Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых учащихся являются основными ориентирами деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, так как обучение одарённых детей сегодня – это предтеча обучения всех детей завтра.
Существуют различные подходы к детской одарённости, есть и абсолютно противоположные: «Все дети – одарённые» и «Одарённость – уникальное явление». В своей работе педагоги Дворца детей и молодёжи г.Новополоцка исходят из того, что все дети являются в большей или меньшей степени одарёнными, – каждый ребёнок по-своему. Задача педагога дополнительного образования – выявить эту одарённость, найти подход к развитию способностей учащихся.
По мнению психологов, развитие одарённости – это результат сложного взаимодействия природных задатков, социальной среды и процесса саморазвития личности. Одарённость определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены навыки [1].
Творческая одарённость, которая характерна для учащихся учреждения дополнительного образования детей и молодёжи, характеризуется нестандартным восприятием мира, оригинальным мышлением, насыщенной эмоциональной, творческой жизнью.
В объединениях по интересам Дворца ведётся работа по выявлению и поддержке одарённых учащихся – это первая составляющая решения проблемы одарённости. Самые успешные учащиеся могут получить возможность индивидуального обучения. Так, в 2021/2022 учебном году по решению методического совета учреждения 6 учащихся объединений по интересам художественного профиля (образовательные области: «Музыкальное творчество», «Декоративно-прикладное творчество», «Театр») и 1 учащийся объединения по интересам технического профиля будут дополнительно (2 часа в неделю) обучаться по индивидуальным программам.
А второй составляющей является профессиональная и личностная подготовка педагогов для работы с одарёнными детьми. И здесь главным, при отсутствии штатного психолога в учреждении, становится самообразование, как необходимое постоянное слагаемое жизни современного педагога.
Выявление одарённости проводится посредством психолого-педагогического мониторинга. Ключевое значение приобретают такие критерии одарённости, как:
 высокие результаты, который учащийся показывает в образовательном процессе, в конкурсах, соревнованиях и т.д.;
 быстрое освоение нового материала, навыков и умений;
 проявление заинтересованности образовательным процессом объединения по интересам или видом определённой деятельности в нём;
 наличие аргументированного собственного мнения видения ситуации, способов решения поставленной проблемы;
 самостоятельное инициирование определённой формы деятельности и её результативность.

Сегодня мы обучаем творческое поколение Z, которое стремится улучшить мир вокруг себя и имеет собственное представление, как это можно сделать. Педагоги стремятся понять своих учащихся, направить их усилия на созидательную деятельность, научить справляться с зачастую завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Для этого во Дворце детей и молодёжи г.Новополоцка используются различные формы. Это индивидуальный подход в обучении; деление группы на малые подгруппы; учебная проектная, исследовательская и конструкторская деятельность; индивидуальные консультации и подготовки к конкурсным мероприятиям; применение сетевых форм реализации обучения; система фестивалей, конкурсов, соревнований, олимпиад; тесное сотрудничество с родителями. Всё это позволяет одарённому учащемуся, продолжая обучаться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, углублять свои знания и развивать ресурсы в области, соответствующей его одаренности.
Результаты эффективной работы с одарёнными учащимися – на виду, мы гордимся их победами в конкурсах, на соревнованиях, турнирах различного уровня, но победы – не самоцель. Это подтверждение того, что учреждению дополнительного образования детей и молодёжи принадлежит поистине особая роль в развитии способностей учащихся, что дополнительное образование детей и молодежи – действенный механизм развития одарённого ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА
1. Александрович, Т.В. Организация работы с одарёнными детьми [Текст]: электронный учебно-методический комплекс/ Т.В.Александрович; Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина, кафедра специальных педагогических дисциплин.– Брест: БрГУ, 2018.– 204 с.
Полина Смоляная | 11.10.2021 в 09:35"10 октября – Всемирный день психического здоровья"
Всемирный день психического здоровья отмечается в мире с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья, при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с целью повышения информированности населения в отношении проблем психического здоровья и способов его укрепления, а также профилактики и лечения психических расстройств.
Психическое здоровье человека с начала XXI века относится к числу приоритетных направлений деятельности любого развитого общества. Практическое решение проблем, связанных с психическим здоровьем, требует междисциплинарного, межведомственного и межсекторного подходов.

Рекомендации, чтобы сохранить психическое здоровье:
1. Спорт и правильное питание. Сбалансированный рацион и умеренная физическая нагрузка – залог крепких сосудов, нервной системы и сильного иммунитета.
2. Глубокий сон не менее 7-8 часов. Сон способствует быстрому восстановлению организма, а соответственно, большей стойкости к стрессовым ситуациям.
3. Хобби, увлечение по вкусу. Неоднократно доказано, что занятие любимым делом заставляет организм выделять «гормон радости».
4. Общение с интересными и позитивными людьми. Положительно настроенный человек заряжает окружающих хорошей, качественной энергией, питая и себя, и других.
5. Умение и возможность выговориться. Вредно скрывать негативные эмоции и замыкаться в себе. Накопленные из года в год обиды, недосказанность, непонимание и стресс могут вылиться в серьезные психические расстройства, последствия которых станут необратимыми и фатальными.

Сохраняйте психическое здоровье – это основа благополучия каждого из нас, при котором мы можем реализовать свой потенциал и способности, противостоять стрессам, продуктивно работать, а также привносить весомый вклад в жизнь общества.
Тамара Шеремет | 20.10.2021 в 12:35"Основные направления поддержки одаренных детей"
Основные направления поддержки одаренных детей:
1. Вселение в них уверенности в их способности, формирование адекватной Я-концепции;
2. Коррекция эмоционального фона поведения, выработка у одаренного ребенка умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели;
3. Проведение работы по подбору учебного материала, соответствующего уровню развития ребенка;
4. Помощь в решении проблем в общении их как со сверстниками, которым непонятно их поведение, так и с педагогами, которые не привыкли к самостоятельности и независимости детей;
5. Преодоление психологической изоляции одаренных детей в коллективах.

Ссылка: https://infourok.ru/...ih-detey-855428.html
Марина Андросова | 21.10.2021 в 13:39"Психологическое сопровождение родителей одаренного учащегося"
Андросова Марина Сергеевна, Мозырский центр творчества детей и молодежи.
Работа с родителями.
Семья одаренного или способного ребенка имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Какое бы важное влияние ни имели природно-обусловленные факторы или целенаправленное обучение и воспитание на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим. Поэтому педагог – это координатор усилий не только для оптимального развития одаренных, способных детей, но и, прежде всего, родителей этих детей.
Мировая практика работы с одаренными детьми указывает на необходимость серьезной просветительской работы среди педагогов и родителей для формирования у них научно адекватных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.
В рамках работы по теме опорной методической площадки «Развитие личности одаренного ребенка в условиях УДОДиМ» уже был разработан информационно-методический кейс «Грани мастерства», содержащий нормативные, правовые, методические, психолого-педагогические и информационно-аналитические материалы, позволяющие обеспечить сопровождение образовательного процесса с одаренными учащимися, повышение профессионального мастерства педагогических кадров в вопросе работы с одаренными учащимися.
Следующим шагом работы в данном направлении стала идея разработки просветительского инструмента для родителей одаренных учащихся. Ведь чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка и имеют непосредственное отношение к развитию его личности. Но также есть мнение, что и многие психологические проблемы одаренных детей обусловлены отношением родителей к самому факту одаренности их ребенка.
В связи с этим мы занялись разработкой проекта «Школа-квест для родителей одаренных учащихся «ОДАРЕННОСТЬ.BY». Целью работы стала разработка эффективной системы психологического сопровождения родителей одаренного ребенка.
Результаты подготовительного этапа осуществления проекта выявили некоторые противоречия в представлениях родителей наших учащихся о талантах своего ребенка и его действительных способностях, а также свидетельствовали о низкой осведомленности родителей в вопросах одаренности.
С учетом данного момента при организации работы с родителями, а также низкой мотивации в изучении и развитии детской одаренности, нежелании/неумении видеть таланты своего ребенка мы разработали и сейчас апробируем в нашем учреждении современную и продуктивную форму организации взаимодействия с родителями – школа-квест. Оригинальная и актуальная для сегодняшнего форма позволяет заинтересовать родителей, побуждая проявить свою активность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. В простых и игровых формах родители обучаются эффективному взаимодействию со своими детьми, что вызывает положительные эмоции и способствует формированию адекватных форм общения.
Основные задачи школы-квеста для родителей:
1. Повышение педагогической компетентности и осведомленности родителей в вопросах одаренности.
2. Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания, развития и обучения одаренного ребенка.
3. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка (индивидуальная и групповая консультативная работы, занятия с элементами тренинга).
4. Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.
5. Поддержка и поощрение родителей одаренных учащихся.
В целом работа с родителями направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Одновременно с формированием у родителей желания видеть в своем ребенке талант и необычный дар, целью является помощь им в понимании, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – ребенок.

Тамара Суворова | 21.10.2021 в 16:14"Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования в обучении одарённых детей"

Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Доброжелательность, доверительные отношения и благоприятная атмосфера в семье создают психологическую основу для развития творческой личности. Но полноценное развитие личности происходит только тогда, когда ребенок осваивает навыки межличностных отношений. Очень важно для одарённых детей, чтобы его умственные усилия, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только дома, но и в социальном окружении.
Рекомендации родителям
Помните, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
Постарайтесь создать благоприятную атмосферу общения с ребенком.
Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее
восприимчивы.
Прислушивайтесь к вопросам ребёнка, отмечайте, чем ребёнок предпочитает заниматься, наблюдайте за его естественными интересами и изучайте их.
Выявлять такие интересы, которые у Вас с ребёнком могут совпадать, для успешного их развития.
Необходимо организовать дополнительные занятия по развитию той или иной сферы интересов, в которой ребенок проявляет себя в большей степени.
В надежде на качественный скачок в развитии способностей своих детей, родители ответственно подбирают «дополнительное образование». И здесь главное найти педагога, который должен быть профессионал своего дела и тонкий психолог, т.к. одарённые дети бывают эмоционально неустойчивы.
Качества, необходимые педагогу для работы с одаренными детьми.
(критерии американской программы «Astor»).
Быть доброжелательным и чутким.
Разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их
потребности и интересы.
Иметь высокий уровень интеллектуального развития.
Иметь широкий круг интересов и умений.
Иметь помимо педагогического еще какого-либо образования.
Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей.
Иметь живой и активный характер.
Обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму).
Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение.
Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
Иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Практика показывает, что взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования при обучении одарённых детей может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая может включать следующие направления:
использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием;
создание условий для включения родителей в деятельность учреждения дополнительного образования как равноправных субъектов;
повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса;
организация родительского всеобуча;
изучение семей учащихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;
формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.


Полина Смоляная | 26.10.2021 в 11:55"Семья как фактор развития одаренности ребенка"
В настоящее время существует повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам их семейного воспитания.
Одаренность – это своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
Существует классификация одаренности:
– дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
– дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (музыканты, художники, математики и т.д.) – специальная одаренность;
– дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Целенаправленное обучение и имеет большое влияние на развитие одаренности ребенка, но влияние семьи является неоспоримым фактом наиболее эффективного развития одаренности.
Иногда неблагоприятные условия развития, такие как плохие бытовые условия, недостаточное материальное обеспечение, неполный состав семьи не влияют на развитие одаренности, в то время как любовь родителей, внимание, поддержка и уверенность в силах ребенка является обязательным условием развития одаренности. Ведь если не придавать таланту значение, не понимать своей роли в его развитии, то раскрытие творческого потенциала у ребенка невозможно. Часто особо одаренные дети встречаются в семьях, имеющих одного ребенка или в семьях, где родителями являются пожилые люди, так как большое внимание уделяется только этому ребенку.
В семьях с одаренными детьми нередко сами родители имеют непосредственное отношение к интеллектуальным профессиям либо имеют увлечения в этой сфере. Ценность образования в таких семьях особо высока.
Одаренность ребенка зависит от одаренности самих родителей, а также от способов, которыми родители будут развивать задатки природы.
Родители включаются в познавательную деятельность вместе с детьми – общий досуг, игры, занятия, совместное обсуждение и решение познавательных проблем и задач. Это приводит к объединению интересов и к возникновению дружеских отношений между родителями и ребенком.
Родители сами обучают ребенка и в дальнейшем становятся его наставниками.
Эмоциональный климат семьи имеет большое значение в развитии одаренности ребенка. Доброжелательность, доверительные отношения и благоприятная атмосфера в доме создают психологическую основу для развития творческой личности. Но чрезмерное желание у родителей развить определенные способности ребенка не всегда приводят к положительным результатам. Некоторые родители, обнаружив у своего ребенка задатки одаренности, направляют все усилия на развитие именно этой способности, ограничивая ребенка в общении со сверстниками, составляя напряженный распорядок дня, расписание множества специальных занятий, лишая ребенка основного вида деятельности – игры. Полноценного развития личности не происходит, потому что ребенок не осваивает навыки межличностных отношений. Однобокое развитие негативно сказывается на многостороннем развитии личности.
Конфликтные отношения между родителями также негативно сказываются на развитии одаренности ребенка. Недостаток внимания ребенку приводит к внутренним конфликтам, что в свою очередь приводит к изменению поведения: робость, агрессия, боязливость и т.д.
Ольга Бондар | 27.10.2021 в 12:49"Дезадаптация одаренного ребенка"
Одна из важных проблем, с позиции успешной адаптации, социализации, – дезадаптация одаренного ребенка в сфере межличностного общения.
Дезадаптация может проявляться в разных формах. Одна из форм – асоциальное, агрессивное поведение. Подобное поведение возникает как протест ребенка против отношения к нему сверстников и взрослых, когда происходит длительное подавление его важных потребностей – в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. Учащийся может вести себя вызывающе, недоброжелательно реагируя на действия и оценки окружающих, позволить себе ненормативные поступки, что может быть выражением защитной реакции.
Достаточно часто можно встретить и противоположную форму поведения – уход в себя, в мир своих фантазий и грез, апатичность, незаинтересованность в контактах, депрессивное состояние.
Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свою отличность от других. Переживание этой отличности может перерасти в отчужденность и изоляцию со стороны сверстников. В младшем школьном возрасте эти конфликты находят свое выражение в высокой тревожности, неуверенности в себе, агрессивности, проблемах со здоровьем. В подростковом возрасте, в период кризиса идентичности, поиска и осознания своего «Я», внутренние противоречия могут привести к серьезным психологическим проблемам. В связи с этим одаренные дети нуждаются в грамотной помощи и поддержке со стороны взрослых, в первую очередь, педагогов и психологов.
Людмила Данилина | 01.11.2021 в 16:12"Выявление одаренных детей и создание условий для максимального личностного развития"
Данилина Людмила Ивановна, методист
учреждения образования «Гродненский государственный
областной Дворец творчества детей и молодежи»

Работа с одаренными детьми – процесс, требующий особых знаний и собственных специфических средств. Одним из основных средств может выступить социально-педагогическая поддержка.
«Поддержать», «поддерживать», по В. Далю, значит служить опорой для крепости, подставкой всему, что поддерживает тяжесть.
Другими словами, это действия, которые не дают прекратиться, нарушиться тому, что движется, изменяется, находится в динамике, развитии.
В педагогической поддержке проблема рассматривается как ситуация открытых возможностей: для ребенка – стать успешным настолько, насколько он сможет сам, для педагога – оказать поддержку возможностям ребенка и создать условия для их развития с учетом реальных перспектив.
С учетом специфики проблемы можно сказать, что социально- педагогическая поддержка возможна там и тогда, где и когда есть содействие (сопровождение, сотрудничество, сопереживание) процессам, базирующимся на относительной автономии и независимости личности, ее индивидуально-личностных особенностях, ее саморазвитии, самопознании, самоопределении, самоконтроле, самореализации.
В качестве целей социально-педагогической поддержки одаренного ребенка можно назвать выявление одаренных детей и создание условий для максимального в данной ситуации личностного развития.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
1.Знакомство педагогов с научными данными о психофизиологических особенностях детей и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми через:
-проведение педсоветов, конференций, круглых столов с приглашения высококвалифицированных специалистов;
-обучение на курсах повышения квалификации;
-научно-методическую работу по данному направлению с последующим обсуждением и обменом опытом.
2.Проведение целенаправленных наблюдений за внеурочной деятельностью обучающихся для выявления одаренных детей путем:
-обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
-изучения приемов целенаправленного педагогического наблюдения;
-выявления мнения родителей об интересах, склонностях, общих и специальных способностях, индивидуально-личностных свойствах их ребенка.
3.Подбор материалов и проведение тестов, позволяющих определить общие и специальные способности обучающегося;
4.Проявление уважения к индивидуальности ученика.
Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Первой образовательной ступенькой в развитии ребенка становится дошкольное образовательное учреждение. Создание условий, способствующих развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, развитию их потенциальных возможностей, является одной из задач современного дошкольного образования.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников, является система внеклассной воспитательной работы в учреждении образования, основой формирования которой выступает «погружение в культуру». Функции системы внеклассной внеурочной деятельности – обучающая, развивающая, и воспитывающая, а организующим началом является игра.
Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:
-внеклассная работа по учебным предметам;
-выставки творческих работ учащихся, выполненных в учреждениях общего среднего и дополнительного образования по изобразительному искусству, технологии;
-районные, городские, областные спортивные соревнования, марафоны.
Развитие творческой одаренности детей через систему дополнительного образования предполагает разработку и внедрение программы «Одаренные дети».
Цель программы:
- определение специфической одаренности и ее возрастное проявление;
- выявление специфических способностей детей и их диагностика психолого-педагогической службой;
- разработка программ для работы с одаренными детьми в процессе обучения в учреждениях общего среднего и дополнительного образования.
Принципы:
1. индивидуализации обучения;
2. свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
3. максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
4. возрастания роли внеурочной деятельности.
Предполагается расширение на базе школ и учреждений дополнительного образования сети кружков, секций, клубов по интересам по социальному запросу родителей и учащихся.
Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности.
Работа с родителями:
- проведение тематических родительских собраний;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей;
- проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье».
Направления совершенствования системы работы с одаренными детьми:
- создание подсистемы в диагностике одаренных обучающихся;
- совершенствование деятельности психологической службы;
- включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в системе научно-методической работы педагогов дополнительного образования;
- разработка индивидуального образовательного маршрута как формы работы с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования;
- методическая работа с педагогическими работниками по оказанию социально-педагогической поддержки одаренным детям;
- разработка модели выявления и развития творчески одаренных детей;
- изучение и внедрение методик диагностики одаренности для педагогов;
- нормативная база документов для работы с одаренными детьми;
- разработка программы «Одаренные дети».

Литература:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка: В 4т./Под редакцией И.А. Бодуэна де Куртенэ. – М., 1994. 889 с.
2. Психология одаренности детей и подростков /Под редакцией Н.С.Лейтеса. – М.,1996. – с.7
3. Щербинина О.С. Социально-педагогическая поддержка одаренных детей в ДОУ / О.С.Щербинина, Л.Ф.Макарова. – Текст: непосредственный //Актуальные вопросы современной педагогики.
| 10.11.2021 в 12:10"Анастасия Борблик Работа педагога дополнительного образования с одарёнными учащимися"
Борблик А.С.,
педагог дополнительного образования, объединение по интересам ”Природная мастерская“ отдела декоративно-прикладного творчества
ГУДО ”ДДМ г.Новополоцка“

При освоении программы объединения по интересам ”Природная мастерская“, в процессе наблюдения за деятельностью учащихся можно выделить среди них тех, кто отличается познавательной активностью, любознательностью, желанием выйти за пределы предложенного им задания и решить его необычным путем.
Дальнейшее наблюдение предполагает более углубленное знакомство с этими учащимися: оценка продуктов их деятельности, школьные достижения и внешкольные интересы, особенности общения со сверстниками. Важным моментом в выявлении одарённости ребёнка являются его достижения: участие в предметных олимпиадах в школе, творческих выставках-конкурсах в учреждении дополнительного образования детей и молодёжи.
Учитывая возрастные физиологические и психологические особенности учащихся, содержание обучения основывается на любви к родному краю и бережному отношению к национальной культуре. Актуальность работы с одарёнными учащимися ясно просматривается в укреплении связей ребёнка с традиционной культурой, мудростью народа, родным словом, в осмыслении многовековых традиций народного искусства и быта через освоение древнейшего народного ремесла войлоковаляния.
По решению методического совета учреждения в 2021/2022 учебном году 2 учащихся (13 и 14 лет) объединения по интересам художественного профиля (образовательная область ”Декоративно-прикладное творчество“) получили возможность обучаться по индивидуальным программам.
Они проявили себя как ответственные, целеустремленные, отзывчивые дети, которые стремятся к знаниям. Учащиеся неоднократно становились победителями международных, республиканских, областных, городских конкурсов и выставок: ”На добрую память“, ”Пасхальный фестиваль“, ”Божий мир глазами детей!“, ”Зеленая планета“, ”Здравствуй, мир!“, ”Калядная зорка“ и др. Их работы отличаются умелым воспроизведением комбинированных объёмных изделий, с использованием различных видов рукоделия в технике войлоковаляния.
Имея опыт участия в проекте ”Внедрение модели формирования комплекса метапредметных компетенций у обучающихся на второй ступени общего среднего образования и в условиях учреждений дополнительного образования детей и молодежи“, меня, как педагога, заинтересовала проблема развития информационной культуры учащихся. Познавательная деятельность может не только способствовать накоплению знаний, но и развивать интерес и желание постоянно узнавать новое, пополнять запас своих знаний самостоятельно. Решать данную проблему возможно, благодаря привлечению учащихся к исследовательской деятельности, которая позволяет учащимся включаться в собственный исследовательский поиск на занятиях объединения по интересам и в домашних условиях.
К примеру, на занятиях по теме ”Валяния фигурок ”Мир животных“ в технике сухого валяния“ формирование информационной культуры у учащихся происходило посредством использования мировой художественной литературы. Им был предложен план мини-исследования по сказке братьев Гримм ”Бременские музыканты“:
1. Домашнее задание: прочитать сказку братьев Гримм ”Бременские музыканты“.
2. Составить краткие тезисы по 3 вопросам:
- Что такое сказка?
- Творчество братьев Гримм.
- Достопримечательности города Бремен.
- Герои сказки (познавательная интересная информация, среда обитания, повадки, можно ли их назвать в реальной жизни находчивыми животными, почему именно их выбрали авторы сказки).
- Свой вариант.
3. Домашнее задание: просмотреть мультфильм ”Бременские музыканты“.
4.Сбор информации по истории создания мультфильма ”Бременские музыканты“.
5.Сравнение сказки братьев Гримм ”Бременские музыканты“ и мультфильма ”Бременские музыканты“.
6. Домашнее задание: придумать продолжение сказки ”Бременские музыканты“.
7. Изготовление на занятии из непряденой шерсти героя сказки ”Бременские музыканты“.
8. Представить результат исследования (выставка готовых работ).
Такой подход в работе с одарёнными учащимися способствует не только освоению техники войлоковаляния, но и повышению у них внутренней мотивации, появлению уверенности в своих силах, умению находить нужную информацию в необходимых источниках, оценивать найденную информацию, умение адекватно использовать информацию для решения поставленной задачи.

Полина Смоляная | 15.11.2021 в 10:37"Особенности развития интеллектуальной одаренности учащихся"
Внимание. Для одаренного ребенка важно выработать систему навыков торможения посторонних ассоциаций. Нужно учиться сосредоточиваться на главном, контролировать, куда направлено внимание, чем заняты мысли.
Развивать наблюдательность, способность замечать изменения в окружающей среде, людях, структуре деятельности.

Память. Важно развивать образную память – способность подмечать и запоминать детали, создавать яркие живые образы, которые являются значимым «строительным» материалом для всех образных форм психической деятельности.
Одаренные дети раньше других осваивают осознанное, осмысленное запоминание, овладевают приемами логического запоминания. Важно помочь учащемуся найти рациональные приемы обработки материала, учить выстраивать смысловые ассоциации; научить использовать наглядное подкрепление: рисунки, картинки, схемы, пиктограммы, символические изображения.

Мышление. Полезны упражнения на смысловое обобщение, систематизацию, упорядочение по смысловому признаку: выдвижение и проверка гипотез, ведение доказательства, варьирование решения, рассуждение о сходстве, различии.
Можно использовать головоломки, лабиринты, загадки, пословицы, кроссворды. Приучайте ребенка находить или изобретать такой материал.

Воображение. Расширить и упорядочить деятельность воображения помогут творческие задания типа:
необычное использование знакомых предметов, придание функций незнакомым, нестандартным предметам;
дорисовка заданных элементов (типичных и нетипичных фрагментов предметов, создание многоплановых сюжетов из отдельных фрагментов);
словесные ассоциации и их толкование;
завершение фраз, предложений, рассказов, сказок, варьирование сюжетов знакомых произведений, подмена героев;
конструирование необычных сооружений, моделирование математических, пространственных, смысловых отношений.

Работу с одаренными учащимися целесообразно направить на максимальное раскрытие их творческого потенциала. Этому будет способствовать создание развивающей среды.
CTDM Spektr | 16.11.2021 в 14:17"Воркшоп – мастерская для самосовершенствования незаурядных детей"
Дулевская Едена Эдмунтовна, заместитель директора по УВР
ГУО ЦТДиМ «Спектр» г. Гродно

Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы вовремя создать условия, при которых уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. С этой целью в качестве новой формы, направленной на самореализацию, продвижение одаренного ребенка в конкретной деятельности, педагогами государственного учреждения образования «Центр творчества детей и учащейся молодежи «Спектр» г. Гродно» (далее – ЦТДиМ «Спектр») используется воркшоп.
Термин workshop образован от двух английских слов: work (работа) и shop (магазин или мастерская). Дословный перевод «рабочая мастерская» как нельзя лучше раскрывает суть воркшопов. Теория подается в «фоновом режиме» и тут же применяется на практике. Воркшоп – обучающее мероприятие. Как правило, в workshop участвуют несколько лиц: тренер преподносит инновационную информацию, а ведущий управляет аудиторией.
В ЦТДиМ «Спектр» приобрели популярность воркшопы, проводимые по заявкам родителей в преддверии календарных праздников («Новый год», «Рождество Христово» (православное Рождество), «День женщин», «Пасха») и на актуальные темы, в которых родители – участники, а педагоги и одаренные дети выступают в качестве тренера и ведущего. Такой вид обучения воодушевляет одаренных детей, позволяет им продолжить творческое самовыражение и поверить в собственные силы, ощутить себя неповторимой, значимой личностью.
В несомненной пользе и результативности применения воркшопа в работе с одаренными детьми убеждает следующее: ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя; в центре внимания находится его конкретная и уникальная личность с ее потребностями, мотивами и ценностями; отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы ребенка; стимулируется творческий подход; акцент делается на продвижении ребенка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой. Результатом участия в воркшопе «Смыслотон по созданию видеоролика» стал видео-мастер-класс «Пасхальное яйцо» учащейся объединения по интересам «Забавные игрушки».
Воркшопы пользуются неизменным успехом и вызывают положительные эмоции как у детей и педагогов, так и родителей: устанавливается тесный контакт всех участников процесса; создается комфортный психологический климат: доброжелательность, открытость; развивается чувство сопричастности и гордости за достижения ребенка.
Внимательное отношение к признакам одаренности у растущего человека со стороны педагогов, поддержка детей в развитии их творчества способствуют мотивированному профессиональному самоопределению учащихся. «Я б в дизайнеры, архитекторы…пошел», – выбирают дети. Огромен мир профессий. Педагоги дополнительного образования акцентируют внимание учащихся на том, что знания и умения, приобретенные ими на занятиях объединения по интересам, мероприятиях, помогут сделать правильный выбор специальности, позволят быстрее включиться в профессиональную деятельность, могут стать стартом для профессионального и карьерного роста в будущем.
Таким образом, педагогическим коллективом применяются эффективные формы работы с одаренными детьми, которые способствуют формированию и развитию индивидуальных способностей ребенка. В благоприятной обстановке, в общении с заинтересованными детьми, во взаимодействии с компетентными педагогами и в сотрудничестве с родителями происходило творческое и личностное развитие одаренного ребенка, его профессиональное самоопределение.

CTDM Spektr | 16.11.2021 в 14:20"Чудесное дитя (или детская одаренность)"
Хобец Ирина Николаевна заведующий отделом
ГУО «ЦТДиМ «Спектр» г. Гродно

Детская одаренность занимает одно из ведущих мест среди загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. В настоящее время интерес к ней очень высок. Это объясняется потребностью общества в неординарной творческой личности.
Что такое «одаренный ребенок»? Одаренный ребенок, или вундерки́нд (от нем. Wunderkind, дословно – чудесное дитя), – «ребенок, который признан образовательной системой превосходящим уровень интеллектуального развития других детей своего возраста» [3].
Российские психологи (Ларионова, Шадрикова и некоторые другие) дают такое определение одаренности: «одаренный ребенок – это тот, кто выделяется яркими достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в какой-то деятельности» [1].
Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, «одаренность – это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов: способности выше средних, креативность, включенность в задачу» [3].
Особый вид одаренности – творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. «Творческая одаренность – это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь» [3].
«Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам в системе дополнительного образования» [2].
Педагогическая практика опровергает распространенное мнение о том, что одаренный ребенок, обладая большими способностями, может сам всего добиться. Только во взаимодействии (ребенок и педагог) и в сотрудничестве с родителями осуществимы реализация личностного роста талантливого растущего человека, обретение им эмоционального и психологического благополучия, возможности самовыразиться, достичь общественного признания, обрести смысл жизни и счастье, а значит прославлять своим трудом страну.

Список использованных источников:

1. Как работать с одаренными детьми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://activityedu.ru › Blogs › kak-rabotat-s-odarennymi-detmi – Дата доступа: 21.01.2021.
2. Кто такие одаренные дети? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedsovet.su/publ/ – Дата доступа: 21.01.2021.
3. Одаренный ребенок, или вундерки́нд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/.– Дата доступа: 18.01.2021.

Алена Власюк | 17.11.2021 в 10:12"Диагностика и развитие одаренности обучающихся"
Власюк А.В., методист отдела социальных проектов и молодежных инициатив ГУДО «Дворец детей и молодежи г.Новополоцка».

Образование является одним из важнейших институтов современного общества. Однако, в основном, современное образование рассчитано на средний уровень знаний и умений учащихся, что отнюдь не благоприятно сказывается на развитии обучающихся с более низким или высоким уровнем развития способностей. Применение стандартных программ обучения для высокомотивированных и одаренных детей является неприемлемым. Такие учащиеся остро нуждаются в индивидуализации обучения. Одаренность требует определенных принципов взаимодействия в системе «педагог-учащийся». К таким принципам, помимо дифференцированного и индивидуального обучения, можно отнести разнообразие предлагаемых возможностей и путей решения конкретных учебных ситуаций, комфортность и добровольность обучения, опережающее, развивающее обучение и т.д. Отдельную и очень важную роль в развитии личности одаренного ребенка, безусловно, играет дополнительное образование и внеурочная деятельность учащихся.
Как же понять обладают ли ваши учащиеся выдающимися способностями? Иногда ответ на этот вопрос очевиден. Но, довольно часто мы можем сталкиваться с так называемыми «скрытыми» способностями обучающихся. Такой тип одаренности может быть незаметен для окружающих ввиду отсутствия у ребенка явных достижений или прогресса в обучении. В данном случае на помощь может прийти психологическое тестирование. Но это не означает, что по его результатам мы сможем разделить детей на «одаренных» и «не одаренных». Методики, направленные на изучение уровня способностей, могут лишь указать на скрытые возможности и таланты ребенка, которые, несомненно, нужно развивать, применяя принципы, о которых мы упоминали выше. Более того, применение психологических тестов и интерпретация их результатов требует определенной профессиональной подготовки. Однако, каждый педагог может и должен проводить первичную диагностику, которая заключается в наблюдении, анализе практической деятельности, расширенном общении с ребенком, его родителями и другими педагогами. Все это позволяет изучить и оценить потенциал каждого обучающегося, выявить определенные поведенческие реакции, характерные для одаренных детей.
От особенностей личности ребенка зависит уровень его мотивированности и социализации. И одаренные дети могут отличаться друг от друга. Одни проявляют повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг, легко находят общий язык с людьми своей (и не только) возрастной категории, имеют развитую речь, не испытывают стеснения при общении. Другие же, напротив, имея уникальные способности могут испытывать затруднения в общении со сверстниками, вызванные разностью интересов и увлечений, что в свою очередь, может приводить к некому дискомфорту и отчуждению. Этот факт еще раз говорит о том, что одаренные дети нуждаются в повышенном внимании и индивидуальном подходе со стороны педагогов, задача которых помочь ребенку максимально развить имеющиеся способности, научить учащегося понимать себя и окружающих, находясь с ними в комфортном контакте.
То, как будет чувствовать себя одаренный ребенок, во многом зависит не только от его педагогов. Ведь работа с одаренностью должна быть слаженной и проводиться системно со стороны как педагогов и прочих специалистов, так и родителей. Только прилагая совместные усилия, мы сможем достичь высоких результатов, максимального и комфортного развития личности ребенка.

Литература:
1. Митрош О.И., Организация работы с одаренными детьми: электронный учебно-методический комплекс/О.И.Митрош; БГПУ им.Максима Танка, кафедра общей и дошкольной педагогики. –Минск, БГПУ, 1999. – 128с.
2. Д.В.Ушаков, Психология одаренности: от теории к практике/Д.В.Ушаков; Институт психологии РАН. – Москва, 1999. – 128с.
Полина Смоляная | 19.11.2021 в 17:21"20 ноября – Всемирный день ребенка"
Как утверждал известный русский писатель Максим Горький, «дети –живые цветы земли». Именно в них закладывается будущее нашей цивилизации, то, каким будет выглядеть следующее поколение человечества. Становление фундамента нашей личности происходит именно в детстве, из того опыта, что мы приобретаем в первые годы жизни. Немудрено, что существует множество праздников, посвященных детству, и один из самых известных – Всемирный день ребенка.

Всемирный день ребенка отмечается ежегодно 20 ноября. Дата не случайна, именно в этот день в 1989 году была принята «Конвенция о правах ребенка», которая признала, что ребенку для всестороннего и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и взаимопонимания. Дети очень уязвимы, а потому нуждаются в особой защите и помощи.

Как отметить День ребенка?
Подарите вашим детям подарки. Постарайтесь понять, чего им хочется больше всего. Вот ряд идей, которые могут помочь с выбором:
Приятный день с семьей. Сводите ребенка в кино, кафе или парк развлечений. Любимый мультфильм на большом экране, приправленный большой порцией мороженого - что еще нужно для счастья?
Набор для творчества или развивающая игрушка. Наборы для лепки, бисероплетения, рисования и гравирования развивают мелкую моторику, а головоломки позволяют держать ум ребенка в тонусе во время игр. Так же неплохо подойдет настольная игра, в которую вы сможете играть всей семьей.
Сладости. Какой ребенок не любит вкусности? Коробка или плюшевая игрушка, наполненные любимыми лакомствами, всегда способны порадовать детей.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять сообщения на форуме!