Ошибка :

Показать отладочную информацию

Диагностика и развитие одаренности обучающихся
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen
17.11.2021 в 10:12 | Алена leshka_ychilka Власюк
Власюк А.В., методист отдела социальных проектов и молодежных инициатив ГУДО «Дворец детей и молодежи г.Новополоцка». Образование является одним из важнейших институтов современного общества. Однако, в основном, современное образование рассчитано на средний уровень знаний и умений учащихся, что отнюдь не благоприятно сказывается на развитии обучающихся с более низким или высоким уровнем развития способностей. Применение стандартных программ обучения для высокомотивированных и одаренных детей является неприемлемым. Такие учащиеся остро нуждаются в индивидуализации обучения. Одаренность требует определенных принципов взаимодействия в системе «педагог-учащийся». К таким принципам, помимо дифференцированного и индивидуального обучения, можно отнести разнообразие предлагаемых возможностей и путей решения конкретных учебных ситуаций, комфортность и добровольность обучения, опережающее, развивающее обучение и т.д. Отдельную и очень важную роль в развитии личности одаренного ребенка, безусловно, играет дополнительное образование и внеурочная деятельность учащихся. Как же понять обладают ли ваши учащиеся выдающимися способностями? Иногда ответ на этот вопрос очевиден. Но, довольно часто мы можем сталкиваться с так называемыми «скрытыми» способностями обучающихся. Такой тип одаренности может быть незаметен для окружающих ввиду отсутствия у ребенка явных достижений или прогресса в обучении. В данном случае на помощь может прийти психологическое тестирование. Но это не означает, что по его результатам мы сможем разделить детей на «одаренных» и «не одаренных». Методики, направленные на изучение уровня способностей, могут лишь указать на скрытые возможности и таланты ребенка, которые, несомненно, нужно развивать, применяя принципы, о которых мы упоминали выше. Более того, применение психологических тестов и интерпретация их результатов требует определенной профессиональной подготовки. Однако, каждый педагог может и должен проводить первичную диагностику, которая заключается в наблюдении, анализе практической деятельности, расширенном общении с ребенком, его родителями и другими педагогами. Все это позволяет изучить и оценить потенциал каждого обучающегося, выявить определенные поведенческие реакции, характерные для одаренных детей. От особенностей личности ребенка зависит уровень его мотивированности и социализации. И одаренные дети могут отличаться друг от друга. Одни проявляют повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг, легко находят общий язык с людьми своей (и не только) возрастной категории, имеют развитую речь, не испытывают стеснения при общении. Другие же, напротив, имея уникальные способности могут испытывать затруднения в общении со сверстниками, вызванные разностью интересов и увлечений, что в свою очередь, может приводить к некому дискомфорту и отчуждению. Этот факт еще раз говорит о том, что одаренные дети нуждаются в повышенном внимании и индивидуальном подходе со стороны педагогов, задача которых помочь ребенку максимально развить имеющиеся способности, научить учащегося понимать себя и окружающих, находясь с ними в комфортном контакте. То, как будет чувствовать себя одаренный ребенок, во многом зависит не только от его педагогов. Ведь работа с одаренностью должна быть слаженной и проводиться системно со стороны как педагогов и прочих специалистов, так и родителей. Только прилагая совместные усилия, мы сможем достичь высоких результатов, максимального и комфортного развития личности ребенка. Литература: 1. Митрош О.И., Организация работы с одаренными детьми: электронный учебно-методический комплекс/О.И.Митрош; БГПУ им.Максима Танка, кафедра общей и дошкольной педагогики. –Минск, БГПУ, 1999. – 128с. 2. Д.В.Ушаков, Психология одаренности: от теории к практике/Д.В.Ушаков; Институт психологии РАН. – Москва, 1999. – 128с.